Чему учит рассказ фотография на которой меня нет

Тест по литературе фотография на которой меня нет в.п. астафьев с ответами для учащихся 8 класса. тест состоит из 2

Тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенски­ми, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «поли­тику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые гла­за, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет два­дцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.
— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глаза­ми портфель.
Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остал­ся там. И вот она, фотография — на столе.
Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнеч­ные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.
Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худа немочь»?
— Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — Фотограф, может быть, еще приедет.
— А я что ему толкую? Я то же и толкую…
Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый бе­леный зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!
Бабушка настраивала самовар и занимала учителя разговорами.
— Как парнишечка? Грызть-то не унялася?
— Спасибо, Екатерина Петровна. Сыну лучше. Последние ночи спокойней.
— И слава Богу. И слава Богу. Они, робятишки, пока вырастут, ой сколько натерпишься с имя! Вон у меня их сколько, субчиков-то было, а ниче, выросли. И ваш вырастет…
Самовар запел в кути протяжную тонкую песню. Разговор шел о том о сем. Бабушка про мои успехи в школе не спрашивала. Учитель про них тоже не говорил, поинтересовался насчет деда.
— Сам-от? Сам уехал в город с дровами. Продаст, деньжонками разживемся. Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дрова­ми живем.

B1. Укажите жанр произведения.

В2. Назовите причину, по которой героя не оказалось на фотографии.

В3. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не за­был до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревен­скими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.»?

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «печка, высунувшая беленый зад в середину», «са­мовар запел протяжную песню»?

В6. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­вое общение персонажей.

В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «протяжную тонкую песню».

С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?

С2. Какие средства характеристики героев и с какой целью исполь­зует автор?

С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?

2 вариант

Какая тоска!
Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цве­ток, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колю­чей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или во­все пустые, или торчат из них серые пеньки.
Но как только на калине под окном ударит синица по первой со­сульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно в кути.
Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся блед­но-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, поро­дившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо.
Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинст­ва — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рас­свете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.
Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а ба­бушкин голос остановит:
— Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!
На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей серд­цевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»
К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб до­тронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и бо­язно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли.
После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из под­полья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики, съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась вес­ны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами на близкое лето.
Во дворе залился Шарик.
Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали. А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.

В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведе­ние.

В2. Кто оказался незваным гостем?

В3. Как называется изображение природы в литературном произве­дении: «Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «ли­стья у фикусов склизкие, как обмылки»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»

В6. Укажите название средства иносказательной выразительности, основанного на скрытом сравнении: «загоралась на окне луко­вица», «плавились… окна», «обрызгивали… дом цветами», «ремнями стеблей».

В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «сохлые лепестки», «хромовым блеском».

С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?

С2. Какую роль особенности его личности, проявленные в данном фрагменте, сыграют в дальнейшем повествовании?

С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?

Ответы на тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев)
1 вариант
1. рассказ
2. болезнь
3. портрет
4. сравнение
5. олицетворение
6. диалог
7. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. учитель
3. пейзаж
4. сравнение
5. олицетворение
6. метафора
7. эпитет

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-мастерская

Цели урока:

1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.

3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.

Ход урока:

1.Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Слово учителя.

Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.

  • Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?

  • Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

4. Выявление восприятия: 3 мин.

  • О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?

  • Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

  • Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

  • Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)

  • Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)

  • Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

(Цицерон)

Пусть эти слова станут именем нашего урока.

Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

  • Как вы понимаете выражение « родина души»?

  • Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)

Материал для наблюдения:

1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

падение

очищение через страдание

восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

  • Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

3. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

  • Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Запишем ключевые слова.

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

  • Какие предложения вы записали?

Слово учителя.

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?

  2. Как ее характеризует:

а) речь;

б) любовь к цветам;

в) украшение зимних окон;

г) приход учителя в дом.

3. Почему писатель говорит о чувстве вины?

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

  • Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

    • Какие предложения вы записали?

    Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

    Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

    Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

    Задание 3 группе.

    Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя, цитаты, свои наблюдения, выводы.

    1. Какими вспоминаются первые учителя?

    2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

    а) забота о школе;

    б) отношение к детям и деревенским жителям;

    в) случай со змеей?

    3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

    Слово учителя.

    Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

      • А легко ли было учителям в то время?

      Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

        • Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

        Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

        Слово учителя.

        Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

        Задание 4 группе.

        Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

        1. Как школьники готовились к предстоящему событию?

        2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

        Почему и его не оказалось на фотографии?

        1. Перечитайте описание школьной фотографии.

        Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

        Какие чувства она вызывает?

        Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

        7. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

        Где они сейчас? Кто они?

        Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

        Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

        8. Итоговая беседа: 5 мин.

          • Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

          Слово учителя.

          Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом — «родиной души героя».

          Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

            • А что эта память дает нам?

            Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

            Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

            Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

            9. Разрыв: 2 мин.

            Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»

            10. Рефлексия: 1 мин.

            И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

            Сегодня на уроке я открыл…

            почувствовал…

            узнал…

            понял…

            задумался…

            испытал…

            Закончите предложение.

            11. Оценочная деятельность: 1 мин.

            12. Домашнее задание: 1 мин.

            1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»

            2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

            Приложения.

            Карточка

            Мастерская письма.

            Имя урока:

            Ключевые слова (эпиграф):

            Продолжите предложение:

            Герой:

            1. Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…

            Бабушка:

            1. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…

            Учитель:

            1. В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…

            Школа:

            1. Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

            Карточка №2

            Закончите предложение:

            «Сегодня на уроке я открыл…

            почувствовал…

            узнал…

            понял…

            задумался…

            испытал…

            Карточка-задание №1.

            Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

            2. Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).

            Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

            1. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

            Карточка-задание №2.

            Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и

            выводы.

            1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7

            2. Как ее характеризует:

            а) речь;

            б) любовь к цветам;

            в) украшение зимних окон;

            г) приход учителя в дом?

            3. Почему писатель говорит о своей вине?

            Карточка-задание №3.

            Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя

            цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Какими вспоминаются первые учителя?

            2. Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:

            а) забота о школе;

            б) отношение к детям и деревенским жителям;

            в) случай со змеей?

            3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

            Карточка-задание №4.

            Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Как школьники готовились к предстоящему событию?

            2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?

            3. Перечитайте описание школьной фотографии.

            Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

            Какие чувства она вызывает?

            Опубликовано: 07.01.2022

            В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

            образ учителя в рассказе

            описание учителя, как автор описывает внешность учителя, его характер и т.п.

            за что сельские жители любили учителя

            311367 42

            В рассказа Астафьева о довоенном детстве под названием «Фотография, на которой меня нет» очень уважаемый человек, один из главных героев-учитель Евгений Николаевич. До него школы в селе не было, он ее с нуля создал. Сам он с учениками расчищал единственное большое, но неподходящее здание от хлама, сносил перегородки. Стулья и парты он купил на свои деньги. А ненужные вещи с чердака этого помещения отвезли в город и продали. На вырученные деньги купили краски, карандаши, тетради.

            Его в селе уважают все, потому что в любое время у него можно спросить совета, он не пьет и со всеми здоровается. У него прекрасная семья — ребёнок и жена, она также учительница. Они очень дружны. Вместе с ней учитель ставит пьесы, в сельском клубе устраивает танцы. На свадьбе он всегда почетный гость. Тайком делать подарки любят сельчане своему учителю: в доме оставляют молоко, дрова привозя прямо к его двору. Защитником своих учеников он был всегда. Однажды он был с учениками в лесу, когда к ним неожиданно выползла змея. Он в первый раз видел змею, однако бросился на нее, испугавшись за детей.

            77812 42

            В рассказе Виктор Астафьев затрагивает многие жизненные темы, книга полна и его воспоминаниями. В частности об учителе.

            Как описывает автор школьного учителя, найдем это в тексте рассказа «Фотография, на которой меня нет».

            Астафьев описывает внешность учителя, его лицо, прическу, хотя, по его воспоминаниям, ничего примечательного в его внешности не было, но он помнит его до сих пор:

            Школьный учитель пользовался уважением и любовью жителей села, ему помогали, его мнение и труд ценили. Учитель описывается как вежливый, всегда готовый прийти на помощь, он поднял сельскую школу, привез ребятишкам учебники, карандаши и т.д. И даже пригласил фотографа!

            99906 42

            «Фотография, на которой меня нет» — рассказ В. Астафьева, который повторяет его биографию и события, произошедшие в детстве в с. Овсянка.

            В то время мальчик учился в школе. Однажды приехал фотограф, чтобы запечатлеть детей. Это событие центральное в произведении. В том, что фотограф приехал в село сделать снимок — заслуга учителя Вити. И это не единственная его заслуга. В произведении отдельно посвящена часть учителю.

            Учитель — это скромный человек с тихой, доброй улыбкой, таким его запомнил школьник. Это не просто человек, который дает знания. Благодаря стараниям учителя у детей была возможность иметь тетради и карандаши, в каждой семье появились учебники.

            Витя вспоминает, как учитель пришел его проведать, когда мальчик болел. Педагог принес Вите памятную фотографию, на которой есть другие дети.

            Персонаж Астафьева более, чем скромный: в гостях он поддерживает разговор и выпивает две кружки чая, не тронув другого угощения, о чем потом сокрушается бабушка Вити.

            Паренек гордится, что находится за одним столом с учителем, при этом очень старается выглядеть достойно, не пролив чая из блюдца.

            Он провожает педагога до порога и смотрит в окно, пока тот не исчезнет совсем из вида.

            6b4c7fc506d21bd3334b589b2b655f5b

            Мальчик вспоминает, как учитель на Лысой горе во время экскурсии храбро спас ребят от змеи, оттолкнув в сторону, закрыв собой, неумело уничтожив «гада».

            Учителя всегда в уважении и почете. Автор рассказывает, какой это необыкновенный человек, все бы учителя такими были! Все почитают Евгения Николаевича и относятся душевно.

            Прошли годы, Виктор не помнит фамилии учителя, но его образ навсегда в сохранил.

            369461 42

            Я читала рассказ «Фотография, на которой меня нет» несколько раз. Автор очень хорошо описывает учителя, поэтому его образ сразу представляется читателю.

            Учителю было около 25 лет, но рассказчик видит его уже в возрасте, достаточно солидным человеком.

            Глаза добрые, но грустные. Волосы он зачесывал назад. Лицо его было бледным. Автор говорит, что Евгений Николаевич был ничем не приметный, но не смотря на это, его лицо автор очень хорошо запомнил на долгие годы.

            Учитель был добрым человеком, всем старался помогать. За что его уважали, даже тайком помогали ему, ведь жили они бедно.

            Учитель сам организовал учебный процесс, убрал весь мусор, сделал парты для ребят.

            200762 42

            Автор описывает учителя как очень уважаемого человека в деревне, все жители его очень любят.

            Учитель сам открыл школу, вместе с ребятами он навел порядок в помещение, убрал все ненужное, мебель в школу он покупает за свои деньги.

            У Учителя и жена учительница, вместе с ней они ставят пьесы, организовывают танцы, в общем все делают для досуга деревенских жителей.

            Если говорить о внешности, что автор отмечает, что у учителя было бледное лицо и добрые глаза, которые были немного грустными.

            Учитель — это добрый человек, который не только учит своих учеников, он еще и заботится у них, одним словом этот человек настоящий педагог.

            137805 42

            Хотя учитель в этом произведении и не является главным героем, но его образ соответствует мнению большинства людей – это человек, который непосредственно вносит свой огромный вклад в развитие общества и благодаря которому мы становимся не просто грамотными, а наученными мыслить, оценивать происходящее и мечтать о будущем.

            Евгений Николаевич, школьный учитель, таким человеком и является. Он уважаем всеми жителями села, так как он не просто сам интеллигент, а делает интеллигентов и других.

            По описанию автора, учитель , с неприметным лицом, печальными и добрыми глазами, приветливой улыбкой, всегда аккуратно и коротко подстрижен «под политику», отчего уши выглядят торчащими.

            Но Евгений Николаевич, любим односельчанами не за его неброскую внешность, а за душу, его моральный дух и порядочность.

            Учитель уважителен со всеми, он внимателен со стариками и детьми. Этот человек всегда идет на помощь и люди ему благодарны. Благодаря учителю в школе появляется инвентарь, школьные принадлежности, которые помогают в учебе.

            Автор не упоминает фамилию Евгения Николаевича , потому что навряд ли кто её помнит, ведь все знают Учителя, доброго, дружелюбного и умудренного жизненным опытом.

            Avatar

            Список вопросов теста

            Вопрос 1

            С кем жил мальчик этого рассказа?

            2.с приемными родителями

            3. с бабушкой и дедушкой.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 2

            Как звали бабушку героя рассказа?

            1. Евгения Павловна.

            2. Елена Васильевна.

            3. Екатерина Петровна .

            4. София Александровна.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 3

            Какой болезнью страдал мальчик

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 4

            От кого ему передалась болезнь?

            2. от покойной матери.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 5

            Чем натирала ноги бабушка автору?

            2. нашатырным спиртом .

            4. подсолнечным маслом.

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            Вопрос 6

            Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?

            2. председатель сельсовета.

            3. участковый уполномоченный.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 7

            Какое в деревне уважение к учителю и учительнице?

            1. всеобщее, молчаливое .

            2. тихое, незаметное.

            3. искреннее, тайное.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 8

            Д ля чего между рам был насыпан уголёк?

            1. обмёрзнуть стёклам не даёт.

            2. его боятся комары.

            3. от бессонницы.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 9

            Как называли сына учителя и учительницы?

            5. любитель сладостей.

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            • 5
            Вопрос 10

            Как учились счёту в деревенской школе?

            1. на гвоздях и булавках.

            2. на пуговицах и семечках тыквы.

            3. на спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины .

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 11

            Когда учителя начинали работать, на весь класс…

            1. был 1 букварь и 1 красный карандаш .

            2. было 5 букварей и 7 карандашей.

            3. 10 букварей и 20 карандашей.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 12

            На какой войне полегли многие из запечатлённых на фотографии?

            2. Великая Отечественная.

            • 1
            • 2
            • 3
            Вопрос 13

            Что «умыкнули» для починки у учителя бабы?

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            Вопрос 14

            Укажите, где правда, а где ложь.

            1. на фотографии Витя сидел в самом центре

            2. Витя плохо учился и плохо себя вёл

            3. учителя сельской школы были людьми местными

            4. школа изначально была жилым домом

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            Вопрос 15

            Укажите, где правда, а где ложь.

            Изобразительно-выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе» называется

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            Вопрос 16

            Укажите, где правда, а где ложь.

            Изобразительно-выразительное средство, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «печка, высунувшая беленый зад в середину», «са­мовар запел протяжную песню» называется

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            Вопрос 17

            Укажите, где правда, а где ложь.

            Изобразительно-выразительное средство, основанное на скрытом сравнении: «загоралась на окне луко­вица», «плавились… окна», «обрызгивали… дом цветами», «ремнями стеблей», называется

            • 1
            • 2
            • 3
            • 4
            Вопрос 18

            Впишите в строку, как называется изображение природы в литературном произве­дении: «Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?

            Вопрос 19

            Впишите в строку, к ак называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не за­был до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревен­скими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. «

            Вопрос 20

            Что сказал учитель, успокаивая мальчика?

            1. Не беда, ещё будет возможность сфотографироваться .

            2. Фотограф, может быть, ещё приедет.

            3. Это не беда! Главное, что ты жив-здоров!

            Итоговый тест для учащихся 8 класса по рассказу В.П. Астафьева

            Просмотр содержимого документа
            «Итоговый тест по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»»

            В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

            Часть А. Выпиши букву, под которой дан верный ответ

            1.Что такое автобиография?

            а) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

            б) литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни

            в) краткое изложение содержания книги

            2. Автором какого произведения не является Астафьев?

            а) «Конь с розовой гривой»

            б) «Последний поклон»

            в) «Фотография, на которой меня нет»»

            г) «Уроки французского»

            3. Что, по мнению В. Астафьева, является для человека наградой редкой и драгоценной?

            а) настоящая дружба

            б) несметные богатства

            в) счастливое детство

            г) любимая работа

            4. Когда происходят события, описанные в рассказе?

            а) в годы Октябрьской революции

            б) в предвоенные годы

            в) в годы Великой Отечественной войны

            г) в послевоенные годы

            5. С какой целью приехал фотограф в деревню?

            а) продемонстрировать свое мастерство

            в) фотографировать учащихся сельской школы

            г) отдохнуть на природе

            6. У кого «был пристроен на ночь» фотограф?

            а) у учителя б) у десятника сплавконторы в) у предсельсовета г) у сапожника

            7. Чем был приезд фотографа для жителей села?

            а) обычным явлением

            б) неожиданным событием

            в) важным событием

            г) долгожданным событием

            8. Почему рассказчика не оказалось на фотографии?

            а) был наказан бабушкой

            б) заболели ноги

            в) не хватило места впереди

            г) не захотел фотографироваться

            9. В чем проявилась дружеская поддержка Саньки?

            а) вместе с другом демонстрировал невиданную смелость на увале

            б) без друга не пошел фотографироваться

            в) полез в драку вместе с другом

            г) пришел навестить друга

            10. Как относились к учителям в деревне?

            а) равнодушно б) уважительно в) настороженно

            11. Почему герой рассказа притаился за печкой?

            а) испугался, потому что понял, что пришел важный гость

            б) от нечего делать

            в) из-за любопытства

            г) спрятался от бабушки

            12. Почему бабушка унесла одежду учителя в горницу?

            а) хотела подольше удержать его

            б) в кути было не убрано

            в) хотела улучшить отношение учителя к внуку

            г) считала, что «в кути учителевой одежде висеть неприлично»

            13. С какой целью учитель пришел к больному мальчику?

            а) чтобы принести фотографию

            б) чтобы позаниматься с ним

            в) чтобы проверить, болен ли он

            г) чтобы поговорить с бабушкой

            14. Кто научил мальчика видеть прекрасное, быть внимательным к природе?

            а) учитель б) бабушка в) дедушка

            15. Кто из героев рассказа «…много знал! И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль…»?

            а) Илья Иванович б) Терентий в) Евгений Николаевич г) Митроха

            16. Какое слово пропущено в предложении: « Не шумела в этот день бабушка ни на кого, даже со мной и ___________ толковала мирным голосом…»?

            а) с Терентием б) с Шариком в) с Санькой г) с Авдотьей

            17. Куда однажды пошли ученики «за цветами и саженцами для школьного двора»?

            а) на Лысую Гору б) на Малую Слизневку в) на сплавной участок г) на увал

            18. В рассказе есть предложение: « И под одобрительным взором бабушки Катерины Петровны проследовал в переднюю». Куда проследовал Санька?

            а) в придверную часть избы

            б) в комнату для приема гостей

            в) в часть избы деревенского дома перед печью

            г) в чистую половину крестьянской избы

            19. В рассказе есть предложение: « Бабушка зажгла лампу и унесла ее с собой в куть и там зазвенела посудою…». ». Куда пошла бабушка?

            а) в придверную часть избы

            б) в комнату для приема гостей

            в) в часть избы деревенского дома перед печью

            г) в чистую половину крестьянской избы

            20. Как называется изобразительно-выразительное средство языка: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»?

            а) метафора б) эпитет в) гипербола г) олицетворение

            Часть Б. Сформулируй и запиши ответ на каждый вопрос

            1.Как называется автобиографическая повесть в рассказах В. Астафьева, из которой взят рассказ «Фотография…»?

            2. На что обращает особое внимание рассказчик во внешности учителя?

            3. Почему рассказчик до сих пор хранит фотографию, на которой его нет?

            4. К чему, по мнению Астафьева, должен стремиться каждый учитель?

            5. Какая особенность речи рассказчика помогает создать образ простого деревенского мальчишки?

            6. Как называются встречающиеся в рассказе слова, вышедшие из употребления («на подводе», «домовничавший»)?

            7. Что такое, по мнению автора, деревенская фотография?

            В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

            В рассказе «Фотография, на которой меня нет», используя лаконичные художественные детали, писатель рассказывает об учителе начальной сельской школы, которого зовут Евгений Николаевич и о его жене. Она тоже учительница. Астафьев описывает скромные условия проживания семьи учителя: Евгений Николаевич с семьёй занимает одну половину «дряхленького домишка», в котором нередко нет дров, а в семье маленький ребёнок, который часто болеет. Писатель не даёт полного портрета учителя, а подчёркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминаются глаза – «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки». Кроме того, автор упоминает о молодом возрасте учителя. Оказывается, лет ему было совсем немного – двадцать пять.

            Особенно, уважительное отношение учителя как со взрослыми жителями села, так и с маленькими детьми: «здороваются со всеми краду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошёл в середнюю, ещё раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

            И сельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские бабы приносят им молоко, творог, сметану и т.п. Бабушка Вити, когда учитель приходит к её заболевшему внуку и приносит ему фотографию, встречает его радостно, уважительно, как дорогого гостя, вешает его одежду не в кутью, накрывает на стол праздничной скатертью, ставит всякие вкусности, чтобы угостить гостя, а затем хвастается всему селу, что их дом посетил учитель… И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

            Почему же односельчане с таким уважением и любовью относятся к Евгению Николаевичу и его семье? В.П.Астафьев подчёркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек. Автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелёгкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе…»), особенно подчёркивает их внимание к каждому ученику, заботу о подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребёнка.

            Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу. Они живут в нищенских условиях с маленьким ребёнком. Условия для работы сложные: школа я практически отсутствовала, вместо неё был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, ни даже учебников, тетрадей, карандашей. Евгению Николаевичу приходится самому добывать всё необходимое для обучения. Когда к весне кончаются тетрадки, краски, карандаши, он начинает проводить уроки на природе. Преподаватель рассказывает ребятам много интересного и полезного. Он же договаривается с фотографом сделать снимок класса на память.

            Нас привлекают такие личностные качества Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважительное отношение ко всем. Он внимательно слушает учеников, хвалит, благодарит за то, что рассказывают многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стесняется учиться у маленьких учеников, подкупают также знания учителя: «Как много он знал!» — восклицает Витя. А ещё мальчика подкупает простая и ласковая улыбка преподавателя. Поэтому и Витя, и остальные ученики Евгения Николаевича относятся к нему с любовью и уважением. Витя изо всей мочи старается не обляпаться, не пролить из блюдца чай, когда учитель навещает его, больного. Ребята отыскивают в камнях кепку учителя, когда заканчивается бой со змеёй и ругают себя за то, что не они обороняют учителя, а он – их, ведь Евгений Николаевич не знает, как вести себя в данной ситуации.

            В образе учителя Евгения Николаевича выражаются все те чувства, которые испытывает писатель к учителю: «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий им стать, пусть доживёт до такой почести, как наш преподаватель, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, сделаться частицей его и навечно остаться в сердце таких же нерадивых и непослушных людей, как я Санька».

            Евгений Николаевич и Лидия Михайловна являются яркими примерами тех учителей, каких мы хотели бы видеть в современной школе. В этих литературных героях совмещены профессиональные и человеческие качества, что делает их Педагогами с большой буквы.

            Обратимся к духовным качествам, которыми должен обладать учитель. Отметим различие между личностными и духовными качествами. Личностные качества – это такие качества, на проявление которых могут влиять разные ситуации, например профессия. Духовные качества – это такие качества, которые проявляются в зависимости от нравственных представлений о добре и зле. Данной характеристикой движет непосредственно совесть.

            Дальше тетки Авдотьиного дома ничего не видать. Какие там окна, что в них — не знаю. Раньше не обращал внимания — некогда было, теперь вот сижу да поглядываю, да бабушкину воркотню слушаю.

            Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цветок, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колючей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или вовсе пустые, или торчат из них серые пеньки.

            Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно в кути.

            Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся бледно-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, породившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо.

            Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинства — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рассвете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.

            Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а бабушкин голос остановит:

            — Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!

            На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»

            К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб дотронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли.

            После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из подполья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики, съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась весны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами на близкое лето.

            Во дворе залился Шарик.

            Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали. А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.

            — Какой это там лешак ломится. Милости просим! Милости просим! — совсем другим, церковным голоском запела бабушка. Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить.

            Я притаился на печи. Учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне.

            — Поправляется, поправляется, — ответила за меня бабушка и, конечно же, не удержалась, чтоб не поддеть меня: — На еду уж здоров, вот на работу хил покуда. Учитель улыбнулся, поискал меня глазами. Бабушка потребовала, чтоб я слезал с печки.

            Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.

            — Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глазами портфель.

            Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остался там. И вот она, фотография — на столе.

            Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.

            Читайте также:

                

            • Как называется прическа сида вишеса
            •   

            • Как называется прическа с торчащими волосами
            •   

            • Как сделать кошке прическу
            •   

            • Как сделать смешную прическу на 1 апреля
            •   

            • Как выглядит прическа полубокс

            Презентация творческого проекта в старшей группе
            «Колокольчики»
            Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»

            Автор: Проценко Анна Ивановна

            Организация: МБДОУ «Детский сад №22»

            Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда

            Вид проекта: творческий, ролево–игровой.

            Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.

            Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.

            Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.

            Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.

            В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.

            Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

            Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.

            Задачи проекта:

            • познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
            • способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
            • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
            • воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
            • формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
            • развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
            • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
            • развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
            • приобщить родителей к семейному чтению литературы.

            Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.

            Этапы проекта

            Содержание деятельности

            Участники

            1.Подгото-вительный этап

            1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта.

            2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов.

            3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам.

            Воспитатель, родители, дети

            2.Основной этап

            1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова»

            2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками.

            3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения.

            4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов.

            5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова».

            6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова.

            7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова.

            8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

            9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям.

            10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон».

            11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа».

            12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов»

            13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах.

            14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта.

            Воспитатель, родители, дети

            3. Заключительный этап.

            Презентация проекта.

            Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?

            Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.

            1. Разминка.

            Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.

            С этой книжечкою сразу

            Подружились ты и я,

            В ней веселые рассказы,

            Будто точно по заказу

            Для тебя и для меня.

            Фантазеры-почемучки!

            Ваша жизнь полна вопросов,

            И на радость много книжек

            Сочинил писатель Носов.

            Есть про горку и про кашу,

            Про Незнайку и про

            Телефон, ступеньки, Дружка,

            Про живую шляпу, автомобиль,

            И как ночью возвращали

            Сорванные огурцы.

            Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).

            Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.

            2. «Блиц-опрос».

            Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.

            Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)

            Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)

            В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)

            Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)

            На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)

            Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)

            3. «Бюро находок»

            Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).

            1. Шляпа («Живая шляпа»)

            2. Огурец («Огурцы»)

            3. Лопата («На горке»)

            4. Пистолет («Саша»)

            5. Нитка с иголкой («Заплатка»)

            6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)

            4. Физминутка: «Зарядка».

            5. «Чему учит рассказ?»

            Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.

            Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:

            1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?

            2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)

            3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)

            4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)

            5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)

            6. Ломать не строить. (Телефон)

            6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».

            Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?

            Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

            Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

            Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?

            Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.

            — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

            Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!

            Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!

            Ребёнок2: — Чего проще!

            Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.

            Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.

            Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

            Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….

            Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!

            Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.

            Ребёнок3: — Ну, думай, думай!

            Ребёнок2: — Э-э-э….

            Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо

            Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…

            Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?

            Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

            Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?

            Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.

            Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!

            Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

            Ребёнок4: — Какая польза?

            Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

            Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!

            Ребёнок2: — А тебе что?

            Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

            Ребёнок2: — Сами вы брехуны!

            Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

            Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.

            Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

            Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.

            Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.

            Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.

            Ребёнок4: — Пойдем.

            Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

            Ребёнок3: — Ты чего ревела?

            Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.

            Ребёнок4: — За что?

            Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

            Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.

            Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.

            Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?

            Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.

            Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.

            Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

            Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

            Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

            Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

            Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

            Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.

            Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

            Полезнее книги нет вещи на свете!

            Пусть книги друзьями заходят в дома,

            Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

            Дети прощаются и уходят.

            Приложения:

            1. file0.docx.. 30,6 КБ

            Опубликовано: 17.11.2021

            Тема Памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева " Фотография, на которой меня нет"

            Урок литературы, 8 класс

            Учитель русского языка

             и литературы Степанова Л.А.

            с. Ленинское 2021г.

                                           
              Тема памяти

                            
            в рассказе Виктора Петровича Астафьева

                              
            «Фотография, на которой меня нет» (12.02.21г.)

            Цели урока:

            1.    
            Формирование
            анализа текста с целью представления о художественном мире В.П. Астафьева;

            2.    
            Развитие, умения
            пользоваться текстом для подтверждения  своего мнения сопоставлять, обобщать,
            развивать устную монологическую речь, эмоционально отвлекаться на затронутые
            писателем проблемы, в том числе , словесно созданные образы;

            3.    
            Воспитание
            гражданской позиции, формирование личного отношения к событиям прошлого;

            Оборудование
            урока:
            компьютерная
            презентация,  карточки с заданием для работы в парах, группе, карточки
            «Рефлексия».

                           
                                                 Ход урока:

             Этап актуализации
            знаний:

            Слово учителя.

            Обратите внимание на
            снимки из местных газет « Маршрутка»,

            « Архаринские вести».
            Помещён материал акции « Свеча Памяти» от 22 июня 2019г., жители с.Ленинское
            запускают шары с надписью « Мы помним- мы вместе!». Здесь же совместное фото на
            память всех участников акции, своеобразная летопись села.

            В моей семье жила
            традиция – хранить фотографии в рамке на стене.

            Есть такие же
            рамочки  с фотографиями в школьном музее. Этот материал мы используем во время
            проведения экскурсий на тему « Из истории села».  О чём сегодня будем говорить
            подскажет нам эпиграф урока и фотографии из ваших семейных альбомов и ,
            безусловно, воспоминания наших гостей урока, жителей села принадлежащих к
            категории « дети войны», ветераны педагогического труда  Науменко Антонина
            Ивановна и Тимофеева Тамара Кирилловна, поприветствуем  их.

            Эпиграфом к уроку
            взяты поэтические строки Н. Рубцова. Поэта старые семейные фотографии заставили
            о многом задуматься.

            Мне кажется, что
            слова поэта могут стать хорошим началом нашего урока. Ознакомьтесь с ним,
            подумайте, что поэт считает важным. Найдите ключевые слова в стихотворении.

                                                        
            Как много желтых снимков на Руси

                                                        
            В такой простой и бережной оправе!

                                                        
            И вдруг открылся мне и поразил

                                                        
            Сиротский смысл семейных фотографий:

                                                        
            Огнем, враждой

                                             
                       Земля полным-полна,

                                                        
            И близких всех душа не позабудет…

                                                                                          
            (Н. Рубцов)

            Я обращаю ваше
            внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

            -Значит, о чем мы будем говорить?

             Слово «ПАМЯТЬ» очень
            важно сегодня на уроке.

            Этап мотивации:
             
            ( просмотр семейных
            фотографий с комментарием)

            Обратимся к нашему
            опыту:

            На урок вы принесли 
            любимую старую фотографию вашей семьи.

            -Расскажите,  кто изображён на них?

            — Почему они так вам дороги?

            (Учащиеся комментируют свои фотографии).

            Слово учителя.

              Писатель В. Астафьев
            написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем
            детстве, о своей родной Сибири.

            ( презентация «
            Расскажу «о  моей Сибири».)

            Эта книга называется
            «Последний поклон».

            Сегодня вы получите
            домашнее задание составить « Родословное древо своей семьи». Возможно, мы
            напишем проект класса « Моя родословная».

            А сейчас мы
            остановимся на одном рассказе из этой книги « Фотография, на которой меня нет»
            который вы читали дома.

             Выявление
            восприятия:

            1.О чем этот рассказ?

            2.Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она
            очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная
            летопись народа», «настенная история его»)

            Писатель рассказывает
            о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на
            большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

            -Определим тему
            нашего урока.

            Тема Памяти.

            -О ком должны сегодня
            поговорить? (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни).

             Работа в
            группах:

            Задание 1 группе.

             Расскажите о главном
            герое, используя  цитаты и свои наблюдения.

            1.    
            Кто главный герой рассказа?
            Какое событие осталось в  памяти Витьки? Почему?

            2.    
            Проведите наблюдение над
            фрагментами текста, как характеризуют героя его поступки?

            3.    
             Как изменился герой после
            болезни?

            4.    
            Покажите, что детство — не
            простая пора в жизни человека. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

            5.    
            Продолжите
            предложение:

            Воспоминание о далёком детстве позволяют нам судить о
            самом рассказчике, как о человеке…

            Задание 2 группе.

            Расскажите о бабушке
            героя, используя цитаты и  свои наблюдения.

            1.    
            Какие ассоциации  у вас 
            возникают  со словом «бабушка»?

            2.    
            Забота о внуке.

            3.    
            Как ее характеризует:

                            а) речь;

                            б) любовь к цветам;

                            в) украшение зимних окон;

                            г) приход учителя в дом.

             4. Почему автор говорит о чувстве вины?

            5. Продолжите предложение: Много лет спустя автор
            низко кланяется своей бабушке, потому что…

            Задание 3 группе.

            Разумеется, душевную
            привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство.
            Одним из них был учитель. Автор говорит о

            « благодарной
            человеческой памяти».

            Расскажите об учителе
            Овсянской начальной школы, используя цитаты и свои наблюдения.

            1. Какими  вспоминаются
            первые учителя?

            2.  Как характеризуют
            учителя его поступки, отношение к людям:

                    а) забота о
            школе;

                    б) отношение
            к детям и деревенским жителям;

                    в) случай со
            змеей?

            3. Приведите примеры,
            как сельские жители относились к учителю?

            4. Продолжи
            предложение: В воспоминаниях о далёком детстве одно из главных мест занимает
            учитель…

               Чтение  заключительной
            части рассказа:
            «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела,
            обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

            Где они сейчас?
            Кто они?

            Половина из них,
            если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

            Иногда возьмешь в
            руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

            — Какие чувства
            вызывают старые фотографии?

            Почему взрослый человек, прошедший войну,
            потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой
            его нет?

            -Какое значение имело
            для Витьки фотография, на которой его не было?

            ( Изображены школьные
            товарищи погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые
            помогли ему стать лучше, повзрослеть).

            — Какие чувства он
            испытывает, рассматривая фотографию? (фотография воскрешает в памяти дорогие
            картины из далёкого прошлого: события, людей, родные места).

            Вернемся к
            главному вопросу:

            Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее
            быть полноценной?

            В. Астафьев дает нам
            свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о
            детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные
            уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился
            преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

            Какие главные уроки
            жизни получили наши гости  из  своего детства, «опалённого  войной». Предложим  им
            ответить на следующие вопросы:

            1.    
            « Детство, опалённое
            войной».

            2.    
            Какое отношение к учителям
            было  в послевоенные годы?

            3.    
            Почему они избрали
            профессию учителя? ( в школьном музее есть экспозиции присутствующих: а) Семья
            Науменко- народные умельцы села;

                                          б) «Богатыри семьи Кириленко», о трёх
            братьях, участников ВОВ.

            Итог урока:

            -Зачитаем последний
            абзац: « Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа,
            настенная его история».
            Так о чём рассказ В.П. Астафьева? ( о человеческой
            памяти; о способности хранить благодарность к нашему прошлому; о ВОВ, которая
            присутствует в рассказе незримо; о любви к родной земле).

            -Сегодняшний урок
            заканчивается и уходит в прошлое.  А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я
            предлагаю вам сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на
            которой я есть…»     Она поможет каждому из нас повести рассказ внукам и
            правнукам о событиях своего времени, о прошлом и настоящем. ( Фото на память)            

            Рефлексия:

             Рассказ В. Астафьева
            оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти.  Прошу записать
            свои впечатления на карточке:

            Сегодня на уроке    я 
            узнал…

                                              почувствовал…

                                              задумался…

             Оценочная
            деятельность

             Домашнее
            задание:

            1.    
            Прочитать рассказы из
            книги  В.П. Астафьева «Последний поклон».

            2.    
            Составить « Родословное
            древо» своего рода, обозначив участников ВОВ, тружеников тыла, «детей войны».

          1. Чему учит рассказ послевоенный суп погодина
          2. Чему учит рассказ чудик
          3. Чему учит рассказ шелковичный червь толстого
          4. Чему учит рассказ корзина с еловыми шишками
          5. Чему учит рассказ моя собака любит джаз