Чему учит рассказ детство в архангельске шергин

Автор на чтение 24 мин. просмотров 204 опубликовано 15.03.2021 жанр: стихотворениеглавные герои стихотворения детство и их характеристика мальчик, автор в

На чтение 24 мин. Просмотров 204 Опубликовано

Жанр: стихотворениеГлавные герои стихотворения «Детство» и их характеристика

  1. Мальчик, автор в детстве. Беззаботный, счастливый, впечатлительный, озорной.

План пересказа стихотворения «Детство»

  1. Моя деревня
  2. Горка
  3. Падение
  4. Смех ребят
  5. Вечер
  6. На печи
  7. Домашние работы
  8. Сказка бабушки
  9. Иван-царевич
  10. Жар-птица
  11. Поимка
  12. Пробуждение

Главная мысль стихотворения «Детство» Детство — самое счастливое время в жизни всякого человека.Чему учит стихотворение «Детство» Стихотворение учит ценить то, что имеешь, учит радоваться жизни, не думать о бедах и горе. Учит любить свой дом, свою семью. Учит фантазировать.Отзыв на стихотворение «Детство» Мне очень нравится это красивое стихотворение, полное искренней детской радости и непосредственности. Мне нравится то беззаботное настроение, которое дарит это стихотворение. Мне симпатичен мальчик-автор, и его отношение к жизни.Анализ стихотворения «Детство» Стихотворение было написано Иваном Суриковым в 1866 году. По жанру это лирика, с элементами бытовой лирики и пейзажной лирики. Главный лирический герой — сам автор в свои детские годы. Стихотворение переносит нас в безоблачное детство деревенского мальчика, знакомит читателя с нехитрыми забавами и развлечениями, дарит ощущение тепла родного дома. Настроение стихотворения — радость, веселье и легкая ностальгия. Стихотворный размер — хорей, рифмовка перекрестная.Средства художественной выразительности в стихотворении «Детство»Эпитеты: дом родной, горе крутой, весело хохочут, нехотя бредешь, ветхую шубенку, бабушке седой, ветер злой, чудные края, чудный сад, золотая клетка, ярким чудным светом.Метафоры: сердце мрет, речь журчит, глаза смежит, дрожа от страха, текли года, омрачали горе и беда.Сравнения: точно жар горит.Олицетворения: воет вьюга, ветер поет, солнышко глядит.Пословицы к стихотворению «Детство» Всякая молодость резвости полна. Где веселая молодость, там и радость. Детство — время золотое. Два раза молоду не бывать. Малому, да удалому, и радость в руки.Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Детство» Моя деревня — мой родной дом. Мальчик катится в санках с горки, а когда падает в сугроб, друзья смеются надо ним. Мальчику горе, но ребятам — смех. Садится солнце, поднимается снег, и дети нехотя расходятся по домам. Дома мальчик скидывает шубку, лезет на печь и слушает рассказы бабушки. За окном воет вьюга, дед плетет лапти, а мать плетет лен. Зимний вечер кажется бесконечным. Бабушка начинает рассказывать сказку про Ивана-царевича и серого волка. Мальчик засыпает и ему снится, будто он и есть Иван-царевич. Снится чудесный сад и жар-птица в клетке, снится, как его ловят при попытке украсть птицу. И мальчик просыпается в страхе. В окно уже светит солнце, а перед иконами молится бабушка. Весело проходят детские года, без бед и горя.Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Детство»1.jpg

Читать стихотворение «Детство» Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно. Весь ты перезябнешь, — Руки не согнешь, — И домой тихонько, Нехотя бредешь. Ветхую шубенку Скинешь с плеч долой; Заберешься на печь К бабушке седой, И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь: воет Вьюга за окном. В уголке согнувшись, Лапти дед плетет; Матушка за прялкой Молча лен прядет. Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится, Длится без конца. И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал. Слушаю я сказку — Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке… Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я. Вот передо мною Чудный сад цветет; В том саду большое Дерево растет. Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит; Прыгает в той клетке, Весело поет, Ярким, чудным светом Сад весь обдает. Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать. Но не тут-то было! Поднялся шум, звон; Набежала стража В сад со всех сторон. Руки мне скрутили И ведут меня… И, дрожа от страха, Просыпаюсь я. Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит. Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Делая полный анализ стихотворения «Детство», которое написал Иван Захарович Суриков, мы невольно возвращаемся в то самое беззаботное и прекрасное время, когда были детьми. Эта тема близка каждому из нас, и, скорее всего, именно этот период в жизни и запомнился как самый волшебный и беззаботный. Только в детстве мы умеем брать от жизни все. Не думая ни о чем, наслаждаемся каждой прожитой минуткой.

Содержание

История создания

Жизнь Ивана Захаровича Сурикова была очень непростой, он постоянно испытывал материальные трудности, что, конечно же, негативно сказывалось на нём. Возможно поэтому, тема детства была для него особенно теплой и нежной, потому что в этот период жизни он был счастлив. Написано данное стихотворение было в 1866 году. В это произведение автор вложил все самое доброе и светлое, что осталось у него в памяти, относительно того периода жизни. Поскольку автор выходец из простого народа, он родился в семье крестьянина в небольшой деревушке, то внутренняя атмосфера стихотворения ему близка не понаслышке.

Жанр, размер

Это лирическое произведение, в котором хорошо прослеживается лирический герой и развитие событий. В роли лирического героя показан маленький мальчик, его судьба, увлечения, семья. Автор рисует прекрасную картину беззаботного детства. Мы можем видеть, что сам Иван Захарович испытывает неподдельную тоску, вспоминая те счастливые моменты своего детства.

Ритмическим строем автор избрал трехстопный хорей, рифмовка – перекрестная. Именно это и задает достаточно быстрый темп при прочтении данного произведения.

Композиция

Условно данное стихотворение можно разделить на несколько частей, связанных между собой по смыслу. В первой части стихотворения мы видим описание зимней прогулки ребенка, его забавы и катания. Этой части было посвящено первые шесть строф произведения.

Иван Захарович показывает все прелести зимних развлечений, насколько весело и хорошо нашему лирическому герою. Ватага ребятишек весело резвится в снегу, не думая ни о чем. Читая данные строки, невольно возникает желание самому прокатиться с горки и скатиться кубарем в сугроб. Ведь именно в детстве мы не испытываем толком страха, и полностью отдаемся развлечениям, не думая о последствиях. В такие моменты ты получаешь от жизни абсолютно все. Наслаждаешься каждым её моментом, и никакая непогода не сможет остановить от веселых игр с друзьями.

В следующих восьми строфах автор описывает семейный вечер мальчика. Как тепло и хорошо в доме, а за окном разошлась настоящая вьюга.

Все описание дома создает тепло и уют. Ты чувствуешь исходящий жар от печки, огонек свечи придает мягкости очертаниям. Уставши с мороза, самое оно забраться на печь или прижаться к любимой бабушке, в ожидании того, что она расскажет интересную сказку. Возможно, ты её слышал много-много раз, но убаюкивающий голос бабушки и тепло в доме, медленно начинают тебя убаюкивать. Автор сумел передать ту незабываемую и уютную картину вечера, который в детстве мы проводили с семьей. Как же бесценны были эти минуты. Минуты, проведенные с самыми добрыми и любящими людьми в тепле и уюте.

В следующих строфах автор передает то волшебство, в которое окунается мальчонка, когда уснул. Ведь сон – это всегда маленькая сказка.

Маленький мальчик во сне начинает себя чувствовать героем сказки, которую рассказывала ему перед сном бабушка. Он переживает незабываемое приключение, которое ему, несомненно, нравится. Опять-таки, в детстве в основном всегда нам снятся яркие и интересные сны. Они полны красок, событий и чего-то необычного, волшебного.

В заключительных строфах мы месте с нашим юным героем возвращаемся в реальность. Вовремя проснувшись, на самом страшном моменте, мальчишка радуется, что это был всего лишь сон. Наступило уже утро, и новый день обещает быть таким же насыщенным, ярким и интересным.

Последними строками автор передает свое отношение к детству, подчеркивая то, что это самый лучший период в жизни человека.

Образы произведения

Лирическим героем хоть и показан мальчик, но становится понятно, что автор описывает свое детство. Ведь оно значило для него так много. Он бережно хранил воспоминания о самом дорогом и сокровенном, что даже решил положить их на бумагу, тем самым делая их бессмертными.

Художественные средства выразительности

В тексте используются такие средства выразительности, как: эпитеты, синонимы, антонимы, риторические обращения и просторечные формы. Благодаря подобному написанию, мы можем переживать все чувства и эмоции вместе с нашим лирическим героем. Текст читается очень легко и свободно.

Темы и проблемы стихотворения

Основной темой стихотворения Иван Захарович Суриков выделяет цену детства, беззаботной жизни. Для него самого это было настолько важно, что он решает поделиться с нами тем, что необходимо ценить именно эти моменты больше всего. Они никогда не повторятся, поэтому  нужно успеть насладиться каждой минуткой.

Основная идея

Основная идея так же заключается в том, что вступая во взрослую жизнь, человек приобретает ряд проблем, которые мешают ему жить полной жизнью. В детстве у нас нет ограничений, которые в первую очередь происходят у нас в голове. Мы счастливые и беззаботные, что, кажется, никто и ничто не в состоянии омрачить данное состояние. А если и случаются какие-то невзгоды, дети очень быстро перестают переживать по этому поводу. Ведь вокруг столько интересного и неизведанного, что не следует зацикливаться на мелочах.

Возможно, так и нужно жить, проживая каждый день как последний. Жить на полную катушку. Но зачастую, к сожалению, на это способны только лишь дети. С возрастом человек черствеет, у него вечно скапливаются различные проблемы, которым он посвящает всю свою жизнь. Он не задумывается о том, что пока он с головой уходит в решение жизненных неурядиц, жизнь и проходит.

 Не зря считается, что дети самые искренние создания. Они ничего не делают вынуждено. Если плачут – то навзрыд, если смеются – то от всей души. Они любят всем сердцем и умеют дружить. Нам очень многому стоит у них поучиться. Ведь принято считать, что взрослые учат ребенка, но не всегда это является верным утверждением. Чаще всего дети учат нас: жить, любить, радоваться и улыбаться. Мы разучились это делать, загрузив себя ненужными мыслями и проблемами. Так может быть стоит хоть на время убрать все свои дела и мысли в дальний ящик и скатиться кубарем в снег?

  • Анализ стихотворений
  • Суриков
  • Детство



Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство»

Analiz-stihotvoreniya-Surikova-Detstvo-1.jpg

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство». Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Такие воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно. Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Загрузка…

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.

Проверка выполнения задания (Слайд 1)

Портрет писателя (Слайд 2)

3). Рассказ учителя о поэте.

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. До 8 лет жил с матерью и бабушкой, а потом, после смерти матери, его привезли в Москву к отцу, который открыл в городе овощную лавку. Жизнь мальчика, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжёлой. Но, помогая отцу в торговле, он урывками учился грамоте. Под впечатлением от прочитанных стихотворений А.С.Пушкина Суриков сам стал складывать свои стихи. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). Не в силах вырваться из нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось хорошо. И своё детство он считал счастливым.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое.

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство, нет тебе возврата!

Только в памяти живёшь ты

1). Первичное чтение стихотворения.

Перед прочтением объясняем значение слов лапти, прялка, светец.

— Что такое лапти? (Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу) (Слайд 3)

— Кто из вас видел прялку? (Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью). (Слайд 4)

— Найдите значение слова светец в словаре учебника. (Слайд 5)

— Внимательно слушайте стихотворение «Детство» в исполнении артиста.

Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт, а о самой впечатляющей из них рассказать после чтения.

2). Обмен впечатлениями после прочтения.

— Какая картина ярче всех преставилась вам?

— Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?

4). Повторное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа: перезябнуть, ветхая шубёнка, огонёк светца, сердце так и мрёт, сон глаза смежит и т. д.

— Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?

-Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним

— Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.

— Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.

— Как вы прочитаете эти строки: спокойно, медленно или с волнением,

— Какая сказка снилась мальчику?

— А вы любите сказки? Назовите самые любимые.

-Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.

(Карточки трёх видов для детей с разным уровнем подготовки.)

Проверка. Прочитайте слова, которые вы нашли.

— В прямом или переносном значении употреблены эти слова?

— Слова, которые употреблены в переносном значении и говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах, называются олицетворением.

6). Деление стихотворения на части.

— На сколько частей можно разделить стихотворение? (3 части)

Определение границ каждой части и озаглавливание частей.

1. Салазки (Зимние забавы).

2. Бабушкины сказки (В семье вечером).

3. Волшебный сон.

7). Подготовка к выразительному чтению.

— Как надо читать каждую часть стихотворения.

1 –ю – радостно, весело;

2 –ю – тихо, медленно, «усыпляющее»;

3 – ю — волнующе, с ожиданием волшебства, со страхом.

8). Выразительное чтение стихотворения.

— Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

1. Выучить наизусть первые 4 четверостишия из стихотворения.

2. По желанию сделать иллюстрацию к любимому отрывку.

Иван Суриков — Вот моя деревня ( Детство )

Иван Суриков.Детство

Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство»

В своем стихотворении Детство Иван Суриков рассказывает о самом незабываемом и беззаботном периоде в жизни каждого человека. Именно в детстве ребенок по-иному оценивает все вокруг себя, природу, людей, явления. Стихотворение напоминает нам что в любом возрасте мы часто вспоминаем детство и черпает из воспоминаний все самое лучшее. Стихотворение Ивана Сурикова детство можно разделить на две части одна относиться к тому как природа готовиться к приходу зимы, а другу как человек готовиться к приходу зимней стужи, как он его утепляет и готовит зимний запас пропитания. В итоге стихотворение получилось совместить детские годы, веянье природы, и труд человека.

Роднач речь,издание для детей

Стихи русских поэтов. Иван Захарович Суриков «Детство»

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  2. Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  3. Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
  4. Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  5. Развивать память, логическое мышление, речь.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности.

— У нас урок чтения. Нужно ли нам уметь читать? Для чего? Чему мы учимся на этом уроке?

II. Актуализация знаний.

— Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)

— Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)

— Что значит «творить»? (Создавать.)

— Кто создает стихи? ( Поэты.)

— Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?

Работа с таблицей.

III. Сообщение темы, постановка учебных задач.

— Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему? (Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)

Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:

  • Моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки

— Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)

— В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».

— Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.)

Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.

— Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)

IV. Словарная работа.

  1. Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
  2. Ветхая шубенка – старая шубенка.
  3. Избу освещает – подставка для свечи.
  4. Огонёк светца.
  5. Сердце так и мрет – замирает.
  6. Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
  7. Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.

V. Первичное чтение.

Первичное чтение осуществляет чтение.

— С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.)

VI. Самостоятельное чтение учащимися.

— Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?

После чтения обсуждается план и открывается на доске:

VII. Самостоятельная работа.

Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?

Первая группа: — Что поэт считает своим домом? — Какую картину описывает автор? — От чьего имени ведет рассказ поэт? — Что происходит с мальчиком? — Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот. вот. вот. )

Вторая группа: — Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.) — Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? — Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. — Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.) — Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из стих. А.С. Пушкина.)

Третья группа: -Что приснилось мальчику? Прочитайте. — Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры — Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники: будто, точно.)

Четверная группа: — В каком настроении пребывает мальчик во время сна? -Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.) — Как понимаете слова:

— Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.) — С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.) — Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

IX. Фронтальная работа.

— Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)

Детство мальчика было радостным и веселым.

— Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)

— Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?

— Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?

Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:

Детские годы, которые «весело текли», закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: «Купцу лишняя книжность дохода не даст. » Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный «торговый воз» и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: «Рябина», «Степь да степь кругом», песня о казни Степана Разина. Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды.

Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка:

— Подготовьтесь к концу урока.

— Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?

— Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)

— Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.)

— Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)

— Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)

ХI. Домашнее задание.

Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.

Послушайте стихотворение Сурикова Детство


Темы соседних сочинений

← Вот моя деревня↑ СуриковЗима →

Картинка к сочинению анализ стихотворения Детство

Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

avatar.png

9 месяцев назад

Суриков «Детство» главная мысль

2 ответа:

Основная мысль этого стихотворения — показать, насколько беззаботно детство со всеми своими радостями и огорчениями. Можно сказать, что идея стихотворения передаётся И. Суриковым в последнем катрене.

Произведение вызывает у читателя мысли и воспоминания о детстве, маленьких радостях и огорчениях, шалостях, играх, словом, обо всём том, чем наполнено детство любого человека.

Стихотворение пропитано чувством светлой радости, счастья. И, несмотря на то, что на протяжении стихотворения лирический герой испытывает разные эмоции, основное чувство, которое вызывает это произведение — чувство по-детски наивного счастья.

Суриков показывает нам картину детства. Стих не грустный и не веселый, он о буднях детей, когда случаются и горести, и радости.

Главная мысль стихотворения Сурикова «Детство».

Детство это беззаботная жизнь, но со своими печалями и радостями.

Думаю, что мысль эта выражена в самых последних строчках стихотворения:

v73FJZ0XchaH5hnw9PVeCq9zZbNUPsRc.png

Стих вызывает воспоминания о детстве и детских забавах, родном доме, родителях, бабушке, сказках — той жизни, которая еще не знала взрослых волнений и забот.

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/12/blog-post4.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-detstvo-i-z-surikov.html
  • https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/surikova/detstvo
  • https://rustih.ru/ivan-surikov-detstvo/
  • https://otvet.ws/questions/2541533-surikov-detstvo-kakaja-glavnaja-mysl-kakie-mysli-chuvstva-vyzvaet-stih.html

Литературное чтение                              Урок
126                                                  
17.03.21

тема. Знакомство с названием раздела «Собирай по
ягодке —  наберешь кузовок».

 (учебник,
с. 123–128)

Тип
урока:
постановка учебной задачи

Педагогические
задачи:
создать условия для развития умений
читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения, соотносить
главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию
какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте; организации работы над развитием мышления, наблюдательности,
выразительной речи учеников; содействовать воспитанию трудолюбия,
старательности

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся
с произведением Б. В. Шергина «Собирай по
ягодке – наберешь кузовок»;

научатся
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое
отношение к прочитанному; соотносить главную мысль произведения с пословицей
или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает
автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные:
прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного
литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости
от мотива;

регулятивные:
читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают
смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составляют план
работы по решению учебной задачи урока;

коммуникативные:
вырабатывают критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм

Личностные:

оценивают
поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с
точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы:
портрет Б. В. Шергина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику
«Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная
структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые
действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I.
Организация начала урока

Проверяет
готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.
Фиксирует отсутствующих.

Сообщают
о готовности
к уроку (наличие рабо- чей тетради, учебника, карандашей, ластика, указки).

Умеют
слушать в соот-



Здравствуйте, ребята.                        Много интересного будем изучать,

Слышите
звонок?                                 Значит, будут нам нужны

Это
начинается новый наш урок.         Книжка и тетрадь.

Хорошо
известно вам, что должен ученик

При
себе всегда иметь ручку и дневник.

А
теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем
мы по теме только говорить.


Проверим готовность к уроку.

– Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А
теперь откройте глаза и попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите
рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы
к работе. Начнем!

Определяют
самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II.
Актуализация опорных знаний.

1.
Проверка домашнего задания.

2.
Речевая разминка

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.


Прочитайте пословицы к стихотворению А. Барто «Разлука».

Проводит
индивидуальную работу по карточке.


Впишите в пословицы и поговорки пропущенные слова:

• 
Старый … лучше новых двух.

• 
Не бравшись за … , избы не срубишь.

• 
Языком … вышивает, а как нитку взять и не знает.

• 
Каждый … свое болото хвалит.

• 
Весна красна цветами, а … плодами

Организует
речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов
и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.


Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.


Прочитайте сердито; с вопросительной интонацией; скороговоркой.

 «Чему
смолоду не научился, того и под старость не будешь знать».


Прочитайте чистоговорку.


Чики-чики-чики-чок.           Повторите: жа-жа-жа!

Пусть
попляшет язычок.        Цапля встретила ежа!

Повторите:
цо-цо-цо!             Чики-чики-чики-чок.

Вышла
цапля на крыльцо.      Ты пляши, мой язычок.

Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают

о
выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют
речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют
актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и
сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу

III.
Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Откройте в учебнике с. 123 и прочитайте название раздела. («Собирай
по ягодке – наберешь кузовок».)

– Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему
они нас будут учить? (Учащиеся высказывают предположения.)

– Какое необычное название нашего раздела! Что это? (Это
пословица.)

– Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это
скоро поймете. Откройте с. 124 и прочитайте имя автора и название рассказа,
который будем читать.


Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

• 
Мы познакомимся с…

• 
Мы узнаем…

• 
Мы вспомним…

• 
Мы будем уметь…

• 
Мы сможем поразмышлять…


Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.


Как вы думаете, о чем это произведение?


Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией
Б. В. Шергина

Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию
произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста,
выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и
составляют план чтения

Принимают

и
сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме

IV.
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает
о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора
произведения.

Борис
Викторович Шергин – русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел
детство и юность. Б. Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное
народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы,
предания… я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные,
подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем…
он сорок пять лет ходил в море… Зимой в свободный час он мастерил модели
фрегатов, бригов, шхун» (Б. Шергин). Свою мать Б. Шергин называл
«хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, в
книге «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым
своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти»,
напечатанную в 1912 г. Учился писа-

Слушают
рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о
творчестве автора

Осуществляют
анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность
развития сюжета

тель
в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что его
«с детских лет… прельщали кисти и краски». Многие книги со своими
произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У
песенных рек», «Поморщина-корабелыщина», «Поморские были и сказания» –
наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая
капля, в которой отражается солнце народного художества… В устных моих
рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и
читатели мои ценили и ценят этот мой стиль»

V.
Работа над содержанием текста.

1.
Работа с толковым словарем.

Проводит
словарную работу.


Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои
ответы по толковому словарю.

Штукатур
мастер, работающий с известковым
раствором во время ремонта или строительства.

Маляр
рабочий, занимается окраской зданий,
помещений. Звание «Мастер малярного дела».

Академия
– высшее научное или художественное учреждение.

Кузовок
– короб из лыка или бересты.

Вылощить – наводить
лоск.

Паркетчик
– тот, кто занимается изготовлением и настилкой паркета.


Прочитайте сложные слова по слогам, целым словом, быстро.

кра-со-вито
– красовито

не-за-леж-ли-во-го
– незалежливого

сто-леш-ни-ца
– столешница

от-мен-но
– отменно

от-де-лы-вай
– отделывай

всплес-ки-ва-ет
– всплескивает

от-хва-ты-вать
– охватывать

Работают
с толковым словарем.

Осуществляют
анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в
устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению
учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

2.
Первичное чтение произведения

Организует
первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив
целевую установку.


Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Прослушивают
текст.

Проводит
работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.


Понравилось ли вам произведение?


Выразите свое мнение о произведении одним словом.


Что вам особенно понравилось в этой истории?


Чему учит это произведение?


От чьего лица ведется рассказ?


Назовите героев произведения

Отвечают
на вопросы,
определяют жанр произведения.

Аргументируют
свою точку зрения

VI.
Повторное чтение и анализ произведения

Организует
повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.


Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.


Какой она вам представляется? (Доброй, веселой, мудрой, она могла и
утешить, и рассмешить, знала много ремесел.)


Как Ваня относился к своей бабушке? (Гордился ею.)


Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

– Как старики говорили о бабушке? («Хоть какая беда, а эта
старуха ладно сдумает, тихонько скажет». А один старичок как-то сказал Ване:
«Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».)

– Автор восхищается Ваниной бабушкой?


Какую важную работу поручили Мите?


Какие руки были у Мити? (Золотые руки.)

Почему
Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником?

– Что случилось с Митей?

– Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (Учащиеся находят
в тексте соответствующие отрывки.)

– Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту
историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?

Организует
дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.


Какой мудрости научил Митю мастер? (Каждый день выполнять небольшой
участок работы так, чтобы «и дело продвигалось», и выполнено оно было с душой
и «красовито, тщательно».)


Прав ли оказался мастер?

Читают
произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во
фронтальном

режиме.

Участвуют
в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Выразительно
читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят
понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения.
Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулируют
свое мнение и позицию.

Строят


В какой из пословиц заключена эта мудрость? («Собирай по ягодке – наберешь

кузовок».)


Какие другие пословицы встретились в рассказе? («Работа любит не молодца,
а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают».)


Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.


В рассказе встречаются фразеологизмы – устойчивые словосочетания,
употребляемые в нашей речи. Объясните значение словосочетаний.

Золотые
руки
– умение, способность очень хорошо делать
что-либо.

Ни
на полмизинца
нисколько.

Комар
носа не подточит
– сделанное безупречно, не к чему придраться.

Работа
будет тяп-ляп
небрежно, кое-как, не
стараясь.


Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?


Прочитайте диалог мастера и Мити. Передайте при чтении волнение,
озабоченность, тревогу Мити.

Проводит
работу над планом рассказа.


Восстановите цепь событий в рассказе.

«Доска
превращалась в цветущий сад».

«Твоя
бабка из песен сделана, из пословиц сложена».

«За
неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно
мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый
день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

Бабушка
закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». –
Итак, что же у нас получилось? (Составили план рассказа.)

Организует
работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.


Выберите из рассказа все пословицы и объясните их смысл. Как они помогают
понять основную мысль произведения?

Делают
выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выполняют
задание

в
рабочих тетрадях

на
печатной основе.

Отвечают
на вопрос

монологические
выс-казывания. Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Делают
выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою
позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации

VII.
Домашнее задание

Объясняет
домашнее задание.

• 
Подготовить чтение по ролям рассказа Б. Шергина.

• 
Составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают,
принимают, сохраняют учебные задачи

VIII.
Итог урока. Рефлексия

Оценивает
результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения.
Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою
работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.


Что особенно заинтересовало вас во время урока?


Что нового узнали на уроке?


С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?


Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?


Можно ли советом мастера воспользоваться в ваших повседневных делах?


Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит
упражнение «Украсить торт».

• 
Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

• 
Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

• 
Работа не получилась, недоволен собой – синий цвет

Отвечают
на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию

Осуществляют
самоконтроль учебной деятельности

  • Чему учит рассказ берестяная трубочка
  • Чему учит рассказ заколдованная буква драгунский
  • Чему учит рассказ бедные люди толстого
  • Чему учат сказки братьев гримм
  • Чему учит книга денискины рассказы для читательского дневника