Урок
литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
Учитель:
Зонова Ирина Владимировна.
Класс:
6 «Е» класс.
1. Тема урока:
«Чему мы можем научиться на «Уроках французского»
2. Цели урока:
1) Познакомить учеников с жизнью и
творчеством В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»
2) Проанализировать проблематику рассказа
и выяснить, какие уроки он несёт.
3) Подвести учеников к более глубокому
пониманию понятий «доброта», «отзывчивость».
3. Тип урока:
урок открытия новых знаний, обретения новых умений.
4. Планируемые результаты:
1) Предметные: формирование навыка анализа
художественного произведения, анализ художественного произведения с точки
зрения идейного содержания.
-познавательные – извлечение необходимой
информации, построение логической цепи рассуждений, установление
причинно-следственных связей,
-коммуникативные – учёт позиции других
людей, умение слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать свою точку
зрения.
-регулятивные – постановка учебной задачи,
целеполагание, составление плана работы.
3) Личностные – нравственно-этическое
оценивание содержания, высказывание собственного отношения к героям, создание
монологического высказывания.
5. Методы обучения: наглядный,
исследовательский, поисковый, коммуникативный.
7. Средства обучения: технические,
наглядные (презентация, видео).
8. Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1. Мотивационный этап
Представим себе урок
французского: чему нас могут научить на таком уроке? (СЛАЙД 1)
Подготовка к работе.
Примерные ответы:
-правильному произношению
-новым словам
-как употреблять слова
-как строить предложение
Личностные:
Умение вести диалог и
монолог;
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
2. Актуализация знаний
Об этом ли пишет В.
Распутин? (СЛАЙД 2)
Что мы должны сделать,
чтобы понять, чему мы можем научиться на «Уроках французского»?
Наша задача сегодня в
чем?
Задача – проанализировать
текст, разобраться в том, чему нас учит В. Распутин.
Личностные:
Умение вести диалог и
монолог;
Регулятивные: выделение и осознание
того, что известно и что еще подлежит усвоению;
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познакомимся с
биографией, чтобы понять принципы, которыми пользовался в рассказе В.
Распутин. (СЛАЙД 3)
Индивидуальное задание –
рассказ о биографии В. Распутина.
Остальные учащиеся
слушают, чтобы потом ответить на вопросы.
Вернемся к герою
рассказа.
Сравним жизнь автора и
главного героя рассказа. (СЛАЙД 4)
Работа по рядам (в
парах):
1 ряд: рассказ о детстве,
жизни в деревне
2 ряд: рассказ о школе,
новой, изменившейся жизни героя
3 ряд: рассказ о людях,
которые окружают героя в новой школе
3. Выявление главной
проблемы текста
Новые обстоятельства и
люди, которые окружают героя, сильно влияют на его жизнь.
Кто является самым
главным человеком в жизни героя? И почему? (СЛАЙД 5)
Что мы узнаем о Лидии
Михайловне?
Какая у нее реакция на
синяки главного героя?
Зачем ЛМ проводит герою
дополнительные уроки французского?
Что ЛМ делает для
главного героя? (поступки)
(СЛАЙД 6)
Смотрим отрывок из фильма
– как ведет себя ЛМ?
Отвечают на вопросы,
подбирают цитаты из текста, которые подкрепляют их ответ.
Лидия Михайловна
Она помогает герою в
трудной ситуации
Спокойная, разговаривает,
узнает причину.
Спасти мальчика от
азартных игр и побоев.
Поступки ЛМ:
-посылка (почему главный
герой понял, что она не от мамы?),
-дополнительные занятия +
приглашает обедать,
-игра на деньги (почему
мы не осуждаем ЛМ за игру на деньги с учеником?)
Ведет себя, как ребенок,
жульничает.
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:
Планирование
сотрудничества со сверстниками;
инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные: формулирование проблемы
Личностные: умение мыслить
критически, умение высказывать свое мнение
4. Разработка проекта
выхода из затруднения
Немного отвлечемся и
поговорим о важной философской категории – выбор. (СЛАЙД 7)
Какой выбор мы совершаем
каждый день?
А когда перед человеком
встает серьезный выбор – к чему это может привести?
Перед кем в рассказе
стоит серьезный моральный выбор?
Какую рубашку надеть, что
поесть на завтрак и т.п.
К развитию личности
Перед ЛМ: когда их застал
за игрой директор школы.
Метапредметные: уметь формулировать
точку зрения и аргументированно ее доказать
Личностные: развитие умения выстраивать
логические цепочки и причинно-следственные связи
5. Закрепление нового
знания
Сцена последней игры ЛМ с
героем (читаем)
Как повела себя ЛМ?
Почему?
Почему ЛМ даже не стала
объяснять директору причину своего поступка?
Какое впечатление
производит ЛМ, когда уже уезжает к себе на родину?
Всю вину взяла на себя,
т.к. мальчику нужно учиться
Он не понял бы ЛМ.
Все еще заботится о
мальчике – присылает посылку.
Личностные: умение прочувствовать
произведение и понять его содержание.
регулятивные:
прогнозирование
результата
коммуникативные:
умение участвовать в
коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения
6. Рефлексия
С какими чувствами
вспоминает свою учительницу герой?
Чему он научился у ЛМ?
Чему учит нас В.Распутин?
(СЛАЙД
Несколько цитат о добре –
учащиеся выбирают более подходящую для рассказа. Объясняют свой выбор
Исход борьбы добра и зла
может решить только добрый человек.
Добро – самая великая
тайна на земле.
Добро распространяется от
одного человека к другому.
Добро не требует награды.
(СЛАЙД 9)
Предметные: анализ художественного
произведения,
Личностные: перенос поступков и
опыта других людей на свой опыт
Коммуникативные:
умение слушать,
участвовать в коллективном обсуждении, выражение своих собственных мыслей и
эмоций.
7. Домашнее задание
1.Написать письмо
благодарности учительнице
2. Рассказ о человеке, который
бескорыстно делал добрые дела.
(СЛАЙД 10)
Существует ли формула, позволяющая стране избежать COVID-19? Если да, то составляющие ее элементы таковы: своевременное закрытие границ от соседей, стопроцентная вакцинация, доходы, мало зависящие от международной торговли… и удача. Именно это объединяет государства, не зарегистрировавшие ни одного случая болезни: Туркменистан, Северную Корею, тихоокеанские острова Тувалу и Науру. Экспертов особенно интересуют два последних случая, поскольку только на их счет у международного сообщества никаких сомнений нет.
Вакцинация
Ограниченная эпидемия кори, разразившаяся в государствах Тихого океана в конце 2019 года, сперва была заслуженно принята островитянами за удар судьбы. Действововать им пришлось соответствующе: развернуть срочную кампанию по вакцинации. И все же когда 31 декабря 2019 Китай объявил о вспышке COVID-19 в Ухане, в Тувалу и Науру были уже наготове. Тихоокеанские государства (среди которых были еще Маршалловы Острова, Вануату, Тонга, Палау) спешно закрыли свои границы от рейсов из КНР.
В исследовании фиджийских инфекционистов раннее включение в борьбу с эпидемией (пусть и другой болезни) названо фактором, обусловившим успешное сопротивление тиоокеанских стран COVID-19. В 2021 году обнаружилось, что подготовленное предыдущим развитием событий население этих государств не возражает против прививок. В мае Науру первой в мире обеспечила вакцинацию 100% взрослого населения и… даже вышла за пределы этого числа, привив и всех находившихся на ее территории иностранцев. Показатели Тувалу — такие же оптимистические: 12 тыс. доз при населении в 11 700 человек.
Сегодня острова — одно из редких мест в мире, избавленных от масочно-перчаточного режима, необходимого разве что приезжающим из-за рубежа. Вдобавок и Науру, и Тувалу удалось репатриировать всех своих соотечественников еще в 2020-м, не завезя при этом инфекции. Остаются только иностранцы: именно они ахиллесова пята островов, ведь зависимость от поставок товаров массового потребления устранить невозможно. Крошечная Науру (11 тыс. обитателей) — третья самая малонаселенная страна мира. Транспорт из соседних Австралии и Новой Зеландии нужен для ее выживания, но сопряжен с распространением COVID-19. Осень 2021 года оказалась для региона черной: после контактов с иностранцами в октябре первый случай заражения зафиксировали на островах Тонга, Соломоновых и Маршалловых Островах и в ноябре — на Вануату. Науру и Тувалу от несчастья пока удалось уберечься.
Удаленное местоположение
Уже к началу 2021 года не оставалось сомнений, что положение на обочине мировой торговли дает преимущества при дистанцировании от COVID-19. К этому времени 10 из 12 незатронутых вирусом стран оказались островными, расположенными в Тихом океане. Несмотря на издалека кажущееся сходство, экономическая разница между ними была очевидна. Тогда как Палау — известный международный курорт, пострадавший от прекращения туризма, Тувалу и Науру никогда не пользовались популярностью у иностранцев. Незадолго до пандемии тувалийцы даже поставили антирекорд: к ним прибыли менее чем… 200 приезжих за год. В 2021-м это оказалось преимуществом: Палау, несмотря на карантины, пережила заражение COVID-19, а ее гораздо менее популярные соседи — нет.
На берегах Науру и Тувалу 2021 год прошел так мирно, как почти нигде на планете. После того как кампания по вакцинированию завершилась успехом, островные власти отказались от превентивных мер, принятых по аналогии с европейскими: запретов на массовые собрания или перевода школьного обучения в онлайн-режим. Тем более что в условиях Тувалу это сопряжено с немалыми трудностями: компьютеров не хватает, а средних школ в государстве меньше, чем населенных атоллов, потому в локдаун учеников приходилось перевозить (на единственном подходящем для этого государственном корабле) до их домов и обратно — утомительно и дорого.
Когда с ненужными трудностями покончили, местные власти c облегчением возвратились от борьбы с ковидом к противостоянию глобальному потеплению. И все же оттенок тревоги остается, ведь если вирусу предстоит проникнуть на острова (а там есть непривитые дети), то они могут оказаться в большой опасности. Системы здравоохранения, которая была бы на высоте, ни у Тувалу, ни у Науру, ни где бы то ни было в Полинезии нет. Если что и защищает от опасных контактов, то это экономика: жителям райских островов удалось придумать себе доход, позволяющий ограничить связи с окружающим миром и при этом зарабатывать какие-то деньги.
Своеобычная экономика
Назвать Науру государством-тюрьмой было бы преувеличением, несмотря на то что правозащитники иногда не жалеют для него красок. Более правильно говорить о центрах предварительного заключения мигрантов, превращенных в важные для всей экономики доходные предприятия. В XXI веке соседняя благополучная Австралия озаботилась проблемой нелегального пересечения морской границы на лодках полинезийцами и разработала драконовские меры: авантюристов-мигрантов ловят, предъявляют обвинение в незаконном въезде и отправляют для разбирательств в страны, куда они приплывать не собирались. Одна из таких — Науру. Пребывание там может растянуться на годы, тем более что договоров о приеме высланных мигрантов у Австралии со странами, откуда те прибыли, нет, а оставлять их у себя Зеленый континент не намерен из принципа: объявятся новые. Ситуация имеет все признаки юридического тупика.
Роль наурийцев в этом — сугубо подчиненная. За деньги островитяне соглашаются принимать у себя иностранцев и держат их в спартанских условиях под надзором. Среди задержанных дети, но Науру готова изолировать и их — бизнес есть бизнес. В обмен островитяне получают денежную компенсацию, а кроме того… как оказалось, тренируются в проведении карантинов.
К началу XXI века стало ясно, что заработать как-то иначе, используя свою территорию, у наурийцев вряд ли получится. В середине — конце прошлого столетия островитяне пережили период сырьевого бума, во время которого (с помощью западных инвесторов) активно и успешно экспортировали обнаруженные в своих недрах фосфаты. Извлечение полезного минерального ресурса имело темную сторону. «Отработанные» участки острова не просто утратили живописность, а превратились в голые скалы, достойные сравнения с марсианским пейзажем. В местах, где когда-то велась добыча, сегодня затруднено не только ведение хозяйства, но даже и простое передвижение. Неудивительно, что наладить выгодный туристический бизнес у островитян не получилось — возможно, они всерьез и не надеялись на это.
К несчастью, безвозвратно были потрачены и деньги, отложенные в «тучные» годы на будущее. На пике наурийский суверенный фонд насчитывал до $2 млрд, но полностью исчерпался еще к началу нынешнего века из-за серии неудачных инвестиций. После некоторых размышлений местные власти заменили добычу фосфатов на изоляцию нелегалов, сохранив важную и даже основополагающую черту местной экономики. В Науру (как и в соседней Тувалу) зарабатывать можно, сведя контакты с соседями к минимуму, и часто — в госсекторе. Как показывает практика, при такой структуре занятости переживать внешнеэкономические шоки (в том числе вызванные пандемией) гораздо проще.
И все же даже при соблюдении перечисленных условий (вакцинация, изоляция) без одного, но главного укрыться от коронавируса даже на острове невозможно. И тувалийцам, и наурийцам до поры до времени сопутствовала удача. Продолжит ли она благосклонно взирать на крохотные полоски суши у самого края Тихого океана, покажет время.
Игорь Гашков