Чему учит рассказ дети подземелья

Творчество александра ивановича куприна узнать несложно неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров

Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.

История создания

Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире. 

Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы  друзей или собственные наблюдения.

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа. 

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Смысл названия

В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они. 

Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая. 

Суть: о чем?

Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку. 

Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.

Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.

Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться. 

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”

Бедная собачка умирает.

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Темы

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

  1. Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
  2. Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
  3. Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
  4. Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Проблемы

Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.

Вывод можно сделать один: внешность обманчива.

Основная идея

В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».

Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».

Чему учит? 

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?

Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.

Художественные особенности

В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.

Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.

Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.

С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».

Критика

Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.

И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.

Автор: Инна Колокольникова

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

Иван Алексеевич Бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом Нобелевской премии по литературе. В своих произведениях Бунин мастерски создавал психологические портреты. Иван Алексеевич интересовался мировоззрением различных слоев общества. Особую значимость для известного писателя имел внутренний мир личности, ее эмоции и переживания. В своем знаменитом произведении «Кукушка» автор пытался понять внутренний мир крестьянина, который не смог реализоваться в жизни и найти свое место. Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть анализ рассказа «Кукушка» по плану. 

История создания 

Иван Алексеевич создал рассказ «Кукушка» в 1898 году. Это произведение автор написал в ранний период своего творчества. Бунину было очень интересно анализировать непростую судьбу русского человека, а также быт простого крестьянина. Известно, что произведение «Кукушка» стало частью сборника, посвященного творческой деятельности Бунина в период с 1887 по 1909 год. 

Не секрет, что Иван Алексеевич очень любил путешествовать по огромной стране и беседовать с разными людьми. Именно один душевный разговор и послужил поводом для создания рассказа. При этом, как подмечали современники Бунина, писателю гораздо интереснее было общаться с обычными людьми, чем с представителями своего окружения. 

Бунин и сам рос в деревне, где сословные различия не были так болезненно очевидны и гипертрофированны. В условиях патриархального быта и господа, и работники сближались, ведь имели одни и те же интересы и зависели от одних и тех же явлений природы. Именно поэтому писатель многие произведения посвятил описанию жизни простого русского человека, неразрывно связанного с Родиной и ее природой. Именно таким стал Кукушка. 

Жанр и направление 

Произведение «Кукушка» является рассказом. На это указывают такие признаки, как…

  1. Краткость.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Ограниченное количество героев.

В произведении можно заметить не только черты реализма. Творчество Ивана Сергеевича относили к направлению «неореализма». В «Большой российской энциклопедии» можно встретить такое описание этого явления в искусстве: 

Поэтика неореализма отмечена сочетанием описательной конкретности и предметной точности с экспрессивно-лирическим, нередко символизированным, словом; характерны ослабление фабульных связей за счёт усиления лирического начала и углублённый психологизм.

В рассказе выдающийся писатель старался объективно воссоздать действительность. Прозаические произведения Ивана Бунина очень схожи с текстами, созданными в период золотого века отечественной литературы. В них основным является классический язык, лишенный неологизмов и опирающийся на народный мотив. 

Смысл названия 

Как известно, Кукушка является символом свободы и вольности. Эта птица все время стремится к одиночеству. Кукушка не имеет постоянного жилья, она не строит гнезд. Эти птицы подбрасывают птенцов в жилище чужих птиц. Именно таким бесхозяйственным и легкомысленным является новый хозяин караулки. Даже биография подходит: Кукушка был подкидышем и с детства ходил по чужим углам.

Героя произведения с одноимённой птицей связывает абсолютное одиночество. Автор не раз подчеркивает, что Кукушка является совершенно одиноким. У героя нет дома, семьи, жены, детей. Кукушка имеет лишь Мурзика, кошку и петуха. Когда персонаж потерял Мурзика, он сильно не расстроился. Для Кукушки это не является огромной потерей. По таким же принципам живёт и сама птица, ведь она оставляет даже собственных детей. Смело можно сказать, что в названии своего произведения писатель отобразил не только прозвище своего персонажа, но также и его образ жизни и принципы. 

Суть: о чем рассказ?

Пожилой солдат в отставке находит новую работу с проживанием. Теперь он стал лесником и был обязан охранять деревья барина от вырубки. Герой всю жизнь скитался по чужим углам и был рад обрести это тихое пристанище.

История жизни Кукушки не из легких: он был подкидышем, рос в чужих семьях, с детства работал. Он привык к одиночеству и жизни в свое удовольствие, поэтому его брак не был удачным. Жена его бросила. Потом Кукушка скитался по разным местам: был солдатом, разнорабочим, пастухом, а теперь и лесником. Жилья не нажил, семьи не завел. Так и жил бобылем.

С новыми обязанностями герой не очень хорошо справлялся. Деревья у него крали, а он не мог поспевать всюду. Однажды он пообещал детям барина поймать для них волчат. Пока он был занят, а лесу украли деревья. И Кукушке вновь досталось от приказчика.

Барин искал нового человека на его место, но дети горячо вступились за старика. Он получил от барина старую одежду и право пожить в сторожке, пока не придет замена. Кукушка прожил так недолго: его нашли зимой замерзшим насмерть. Он так и не нашел угла. 

Подробнее о содержании рассказа «Кукушка» Вы можете прочитать в кратком пересказе по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Кукушка» перечислены в данном списке:

  1. В образе главного героя изображен отставной солдат, прозвище которого Кукушка. Перед читателем предстаёт достаточно уравновешенный человек, который уже давно смирился со своей участью. Персонаж не стремится к созданию собственной семьи. Герой является приемышем, именно поэтому его называли Кукушкой. Главный персонаж был лишён материнской ласки. Это во многом объясняет его равнодушие ко всему окружающему. В образе Кукушки Иван Бунин показал лишнего человека, который не предпринимает никаких попыток, чтобы найти собственное место. 
  2. Барин — человек хозяйственный и деловитый. Он не проникается сочувствием к бедняку, потому что ему нужен работник, а бродяга. Как только он понимает, что старик не справляется со своими обязанностями, барин тут же решает найти другую кандидатуру. Однако и ему свойственна человечность. Он не выгоняет Кукушку сразу же, а дозволяет пожить еще немного.
  3. Дети барина — легкомысленные и веселые мальчики. Они любят жестокие развлечения. Из-за их каприза гибнет волчонок, а о втором они вскоре забывают. Однако дети проникаются отзывчивостью, когда узнают историю Кукушки. Они настаивают на том, чтобы ему дали одежду и немного еды.
  4. Очень важное значение в произведении «Кукушка» имеет образ рассказчика. Благодаря ему читатель может увидеть персонажа с различных ракурсов. Рассказчик говорит о безрадостной и одинокой жизни главного героя. Даже ветхое жилище было способно согреть сердце Кукушки. Автор также не забывает упомянуть о фактах из жизни персонажа. Благодаря ему читатель осознает все переживания и эмоции Кукушки. 

Темы

Тематика рассказа «Кукушка» достойна нашего внимания:

  1. Тема лишнего человека. Мы привыкли к тому, что лишние люди — это умные и богатые дворяне, которым скучно жить. Однако в данном рассказе перед нами предстает бедняк, который не может найти своего места в жизни. За годы скитаний герой не смог нажить не только своего угла, но и любимого дела, семьи, цели в жизни. Он плывет по течению и ничего не может с собой поделать. Все валится у него из рук, и возраст не тот, но тяжелое материальное положение вынуждает его работать и искать теплое место для ночлега. И никому на свете нет до него дела.
  2. Тема семьи. Герой был подкидышем и не имел перед глазами положительного примера семьи. Поэтому он не смог построить свой брак, свою крепость. Больше всего он ценил свой комфорт, поэтому жена покинула его.
  3. Тема беспомощности. Кукушка сравнивает себя с маленьким волчонком, который умирает в неволе. Герой тоже чувствует беспомощность и тоску, но не знает, как выбраться из ямы, куда его загнали все обстоятельства нелегкой жизни.
  4. Тема отзывчивости. Автор показывает, что даже такой неприкаянный человек, как Кукушка, нуждается в сочувствии и понимании. Барину ничего не стоило отдать ему старую одежду. А для бедняка это была огромная радость.
  5. Тема доброты. Кукушка проявил доброту по отношению к детям барина и развлек их, принеся в подарок волчат. А дети в ответ одарили старика благодарностью и щедрыми дарами. Именно к такому круговороту добра нам нужно стремиться.

Проблемы

В центре повествования рассказа «Кукушка» находится социальная проблематика. Автор затронул тему непосильного труда, бедности и неравенства. Писатель проанализировал непростую судьбу обычного русского человека. На его долю выпадают очень тяжкие испытания, которые он должен пережить. 

  1. Проблема бедности. Старик работал всю жизнь, но так и не смог накопить на жилье и встретить старость достойно.
  2. Проблема неравенства. Приказчик ударил старика и не понес наказания, потому что статус дает ему распускать руки.
  3. Не менее важное значение в рассказе имеет проблема одиночества. Писатель подчеркивает, что нередко человек сам стремится к полному уединению. Бунин также объясняет причины подобного поведения. В данном случае это воспитание, горький опыт и особенность характера.
  4. В рассказе также поднята нравственная проблематика. Иван Алексеевич размышляет о жизни и смерти, а также о судьбе бедного человека в этом злом мире. Без семьи мы обречены на изгнание и одинокую старость, когда некому будет помочь и посочувствовать.

Если нужно что-нибудь добавить, расскажите, что именно? Многомудрый Литрекон доработает анализ по плану специально для Вас.

Основная идея 

Смысл рассказа «Кукушка» заключается в том, что человек с менталитетом кукушки обречен на жалкое мытарство по чужим углам. По мнению писателя, человек становится полноценным, когда у него есть семья, кров, призвание. Благодаря этим жизненным ценностям человек способен найти правильные ориентиры. Печальная участь старика — это трагедия одиночества, которое он избрал.

Иван Алексеевич акцентирует внимание на внутренних переживаниях главного персонажа. Автор наглядно показал, насколько заметно меняется состояние человека в зависимости от того, имеется у него семья и дом или нет. При этом, отношение писателя к своему герою меняется. Сначала Бунин выражает сочувствие и жалость к персонажу, а затем недоумение, так как Кукушка ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. 

Мы видим, что старика тянет к детям, тянет к дому и уюту, но он слишком слаб и эгоистичен, чтобы построить свое гнездо. Главная мысль рассказа «Кукушка» состоит в том, что необходимо вовремя взять на себя ответственность за свое будущее и строить полноценную жизнь, а не довольствоваться плаванием по течению.

Средства художественной выразительности 

В рассказе писатель использует большое количество эпитетов: «глухие луга», «бедная местность» и так далее. Кроме того, Иван Алексеевич, чтобы  как можно точнее продемонстрировать происходящее вокруг события, использует изображение цвета и звукопись. 

В начале повествования особенно заметным является олицетворение: 

«Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе». 

Чему учит? 

Рассказ «Кукушка» учит читателя тому, что нельзя оставаться одиноким, ведь человек не сможет прожить без семьи и крова. Каждому человеку необходимы забота, ласка, любовь и домашний очаг.

Рассказ «Кукушка» заставляет задуматься о том, как важно стараться изменить свою жизнь к лучшему. Персонаж получает от автора ещё один шанс на обретение относительно достойной жизни. У главного героя появляется возможность заработать, быть сытым и жить в тепле. Но читатель осознает, что природу человека невозможно изменить. Кукушка не смог обрести лучшую жизнь. Главный герой не выполняет свои обязанности и снова превращается в одинокого бродягу, каким он был в начале рассказа. 

Автор: Виктория Комарова

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)

Слайд 2

Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.

Слайд 3

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?

Слайд 4

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.

Слайд 5

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .

Слайд 6

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 7

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 8

Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)

Слайд 9

Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану

Слайд 10

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .

Слайд 11

Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 12

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 13

Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”

Слайд 14

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 15

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 16

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 17

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 18

Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.

Слайд 19

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 20

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .

Слайд 21

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 22

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.

Слайд 23

Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).

Слайд 24

Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.

Слайд 25

Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.

Слайд 26

Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018

Слайд 27

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Пересказ рассказа «По ягоды» Я. Тайца».

Автор: Филимонова Татьяна Петровна

Программное содержание. Формировать у  детей умение последовательно, логично без повторов передавать содержание рассказа, не большое по обьёму. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.  Развивать внимание, мышление, связную речь. Развитие чувства коллективизма, умение согласовывать движения с музыкой. Вызывать желание, чтобы дети всегда делились, не жадничали. Воспитывать уважение к старшим.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды детской деятельностиигровая, коммуникативная.

Оборудование: книга, бандероль, предметные картинки по тексту рассказа.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите, какую интересную книжку я принесла. Эту книжку прислала мне бандеролью моя подружка из Москвы. Ребята, вы знаете, что такое бандероль.

Дети.  – Нет (ответы детей).

Воспитатель. – Бондероль  — это большое письмо (показывает). Моя подруга знает, что я работаю в детском саду и частенько присылает мне детские книжки. Мы с ней очень дружны и никогда не забываем друг друга. Эта книга очень интересная, а в ней очень много хороших рассказов. Больше всего мне понравился рассказ Якуба Тайца « По ягоды» и я хочу сегодня познакомить вас с этим рассказом. Усаживайтесь и внимательно слушайте.

(Воспитатель читает рассказ и беседует по рассказу).

 2. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»

с последующим подробным обсуждением.

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

— Кушай!

— А сама что же?

— А я вчера ела.

— Вчера не считается, — сказал дедушка.- Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так все и съели.

• О ком этот рассказ?

• Куда пошли бабушка и внучка Надя?

• Что они взяли с собой?

• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)

• А с какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)

• Почему Надина кружка была пустая? (Девочка сьедала собранные ягодки.)

По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.

• Почему Наде было стыдно? (Ей стало стыдно потому, что у неё не было ягод и она не смогла угостить дедушку земляникой.)

• Как она поступила на следующий день? (Она пошла в лес собрала целую кружку ягод и дала дедушке.)

• Кого Надя угостила ягодами?

• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю поесть ягоды — вместе.)

• А кого бы вы угостили?

Воспитатель. – Молодцы ребята.

3.Физкультминутка «По ягоды»
С веток ягоды снимаю          Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод –  полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель. – Теперь я вам ещё раз прочитаю рассказ, а вы слушайте и потом будете перессказывать.

Воспитатель. – Ребята вы так внимательно слушали рассказ. Кто хочет из вас перессказать? Аня (ребёнок перессказывает). Умница, Аня, хорошо перессказала рассказ. (Так ещё 4-5 детей).

Воспитатель. – Молодцы дети. Я напишу письмо своей подружке о том, как вы внимательно слушали рассказ и прекрасно перессказывали её содержание. Ребята, как по-вашему, чему учит этот рассказ? Кто хочет ответить?

Дети. – Рассказ учит нас не забывать о близких людях, делиться друг с другом.

Воспитатель. – Правильно. Этот рассказ нас учит быть внимательным к близким и незабывать о них, не жадничать, уважать старших. А сейчас давайте вместе дружно поиграем в хороводную игру «По малину в сад пойдем».

5.Хороводная игра «По малину в сад пойдем» (А. Филиппенко).

Описание: (дети стоят в кругу, взявшись за руки).

1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем  в лес пойдем (дети идут по кругу).

Плясовую заведем, заведем, заведем (поочерёдно выставляют ноги)

Припев:

Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)

А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)

Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)

2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)

Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудью)

Припев: движения те же

3. Как малины наберем, наберем, наберем (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)

Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).

Припев: движения те же.

4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).

Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).

Припев: движения те же.

6. Итог занятия.

Назовите ягоды, которые собирали бабушка и Надя?

Почему Наде стало стыдно?

Как она исправила свою ошибку?

  • Чему учит рассказ детство толстого
  • Чему учит рассказ детство горького
  • Чему учит рассказ детвора чехова
  • Чему учит рассказ говори мама говори
  • Чему учит рассказ гранатовый браслет