Чему учит рассказ цветик семицветик

Краткие содержания катаев цветик-семицветик в произведении рассказывается о маленькой девочке жене, которую мама послала за баранками. но когда женя отвлеклась,
  • Краткие содержания
  • Катаев
  • Цветик-семицветик

В произведении рассказывается о маленькой девочке Жене, которую мама послала за баранками. Но когда Женя отвлеклась, чужая собака съела ее баранки. Женя бросилась ее догонять и заблудилась.

Тут ей повстречалась старушка, которая дала ей волшебный цветик-семицветик, который мог исполнить любое желание, если оторвать лепесток и произнести волшебные слова.

Первое, чего попросила Женя — вернуться домой с баранками. Это тут же исполнилось. Дома она хотела поставить цветик в вазу, но разбила ее. Эта ваза была любимой маминой, и чтобы ее не ругали, Женя оторвала второй лепесток и пожелала, чтобы ваза стала целой.

Во дворе, Женя увидела мальчишек, которые играли в полярников, но не захотели взять ее с собой. Тогда ее желанием стало оказаться на Северном Полюсе, но там было слишком холодно, и Женя пожелала вернуться в свой двор.

Найдя девочек, которые играли в куклы, Женя позавидовала им, и ее следующим желанием стало, чтобы все игрушки в мире стали ее. Но игрушек оказалось настолько много, что ей пришлось отменить желание, использовав очередное.

На лавочке во дворе девочка увидела мальчика, и оба хотели поиграть друг с другом, но мальчик был хромым. Последним своим лепестком Женя исцелила хромоту мальчика.

Этот рассказ учит тому, что в первую очередь нужно думать не о себе, а о других, тогда все будут счастливы.

Подробный пересказ рассказа Цветик-семицветик

Одного дня мама отправила свою дочь Женю в магазин за бубликами. Девчушка вышла из магазина и почувствовала легкость баранок в руках. Оказывается, за девочкой увязалась чья-то собака. Увидев, что животное доедало последний бублик, Женя побежала за ним. Не догнав собаку, девочка расплакалась.
Внезапно к ней подошла бабушка, она успокоила малышку и повела в свой прекрасный сад. Старушка подарила ей волшебный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков. » Это не простой цветок, он исполняет любое заветное желание «, — промолвила старуха. Затем она сказала Жене слова, которые нужно говорить, отрывая лепесток цветика и загадывая желание.

Сказав «спасибо» старушке, девчушка пошла домой, но вспомнив, что она потерялась, хотела попросить помощи у доброй женщины. Но ни сада, ни домика, ни старухи уже нигде не наблюдалось. Тогда малышка сорвала лепесток, молвила волшебные слова  и сразу очутилась дома с бубликами.

Женя подумала и решила, что для такого необыкновенного цветочка подойдет мамина любимая вазочка. Когда малышка доставала ее с полки, ваза упала на пол и раскололась. Женя, услышав мамин голос, оторвала лепесток цветика-семицветика и через несколько секунд ваза стояла на полке. Обрадовавшись, девчуля пошла гулять во двор с мальчишками. Они играли в Северный полюс и Женю брать с собой не хотели. Тогда, с помощью волшебного цветка, девочка оказалась среди белых медведей. Испугавшись, девочка оторвала еще один лепесток, чтобы попасть домой.

Потом малышка увидела у девочек милые игрушки и захотела себе такие же. Сорвав еще один лепесточек, к девочке стали прилетать разные игрушки со всех магазинов страны. Спрятаться девочка не могла от них и сбежать тоже. Тогда Женя решила использовать самый последний лепесток на цветке с пользой.

Вдруг девчушка увидела на лавочке мальчика Витю. Она предложила ему поиграть в салки, но Витя не мог встать. Женя стала интересоваться, почему он не хочет с ней играть? Мальчик сказал, что он хромой. И тут Женя достала цветик и загадала желание, чтобы Витя поправился. Внезапно дети стали бегать по двору. Витя бегал очень быстро, поэтому Женя не могла его догнать.

Можно сделать вывод, что эта сказка Валентина Катаева учит нас доброте, отзывчивости. Нужно помогать окружающим людям, помогать ближнему человеку. Помощь окружающим могут сделать вас счастливым человеком. Не нужно тратит свою «удачу» впустую, лучше поможем тем людям, которым действительно необходима помощь. А если вы сделали ошибку, исправьте ее — лучше поздно, чем никогда. Так поступила героиня сказки, она потратила шесть лепестков волшебного цветка впустую, но седьмой пошел на благо мальчику.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Катаев. Все произведения

  • Белеет парус одинокий
  • Голубок
  • Дудочка и кувшинчик
  • Жемчужина
  • На даче
  • Сын полка
  • Флаг
  • Цветик-семицветик

Цветик-семицветик. Картинка к рассказу

Цветик-семицветик кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Плутни Скапена Мольер

    В этой известной пьесе Мольера главный герой – хитрый слуга. Ему доверили заботиться о Леандре – молодом сыне богатого господина, а его приятелю Сильвестру – об Октаве. Слуги не видели ничего плохого в том, чтобы и самим отдохнуть, и юношам не мешать

  • Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин

    Прекрасные слова о Правде сказал на празднике Рождества местный батюшка. Она пришла в наш мир вместе с Иисусом. Сопровождала его на протяжении всей земной жизни

  • Краткое содержание Сорокин Настенька

    Главная героиня Настя Саблина, отмечает своё шестнадцатилетие. Как и прежде, переполненная чувствами она наивно размышляет по поводу главного события в её жизни.

  • Краткое содержание Осеева Кто хозяин?

    Коля и Ваня были друзьями. Однажды они подобрали на улице чёрного пса с перебитой лапой. Он назывался Жук. Ребята вместе выхаживали его, но каждому очень сильно хотелось, чтобы животное принадлежало только ему. И

  • Краткое содержание Подружки Артюховой

    Тёплым осенним утром две подруги шли в школу. Они были одеты в коричневые формы и чёрные выглаженные фартуки. На безоблачном небе ярко светило солнце. Девочки шли по улице, крепко держась за руки

Урок  чтения во 2-м классе.

Тема: В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

Цели:

Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.

Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.

Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.

Формировать навыки работы с книгой.

Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.

Оборудование:

портрет В.П.Катаева

выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий

большая аппликация “Цветик-семицветик”

аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику

плакаты с пословицами

Ход урока:

1.Организационный момент

 Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги. 

-Как можно путешествовать по книге?

— Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги — наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой.

3.Работа над жанром.

Беседа с учащимися 

-С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение, сказка)

— Сказка — один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

— На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)
— Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки? 
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора). 
— Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки? 
( Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!) 
— Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их. 
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных). 
— Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы? 
(В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.) 

 Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.

ФИЗМИНУТКА

2.Сообщение о писателе

Катаев Валентин Петрович

Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку «Цветик -семицветик» и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.

Повесить портрет писателя, его домик и цветы.

Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.

Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»

Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов — о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.

Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .

В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них — встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: «умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать», — вспоминает В.Катаев.

В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.

В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений

Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.

Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что — то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик — семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

4.Обсуждение, анализ содержания сказки. 

-А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик — семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 

—  Перед вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются обложками  книги “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. 

— Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

словарная работа

Черепки- обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька- нет друзей

тяпа-растяпа- рассеянный человек,

драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся 

самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

салки — то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

заветная-  а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый …

папанинцы-  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть. 

Работа над содержанием

— Открываем учебник, страница 95

— Ребята, вы прочитали  сказку «Цветик-семицветик».

-Докажите что это сказка?
(весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток…» и др.). 

-Понравилась вам сказка? Чем именно?

— Почему сказка  называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

-У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(— Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)

Физминутка

Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста. 
— Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина? 

-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
— На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)

— Каким волшебным свойством он обладал? 
— На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?(Жёлтый;  Чтобы я была дома с баранками)

 -А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)

— На  какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я сейчас же была на северном полюсе);

— На  какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);

— На  какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете ,были мои);

— На  какое желание потратила Женя шестой  лепесток? Какого цвета?(фиолетовый; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);

— Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)

 И вот Женя увидела, что остался один — единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6)  О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)

—  Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания исполнились, а ей было грустно.)

Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

— А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)

— Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя? 
— На какое желание был потрачен последний лепесток? 

— Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)

—  Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)

—  Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика.  Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)

—  Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)

Обобщение

— Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)

—  Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

5.Работа с пословицами

А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.

Делу время, потехе час.

Жизнь дана на добрые дела.

Дело мастера боится.

— Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).

— А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?

— А  кто из вас делает добрые дела?

— Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

 В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик  и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма — тихая музыка, под которую дети рисуют.

Восстанови порядок

На доске иллюстрации к сказке.

Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку

6.Итог

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

-Оценки

7.Домашняя работа

Викторина по сказке

8.КРОССВОРД

Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок – золотойгребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

Рябой- покрытый , рябьюпёстрый 

Изумрудного- оттенок зелёного цвета

Учитель : Беликова Нина Евгеньевна.

Тема урока:  Нам жизнь дана на добрые дела.

                       В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Цели урока:  раскрыть перед учениками значения близких по содержанию слов мечта и желание; познакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни; делать только добрые дела, ценить дружбу; способствовать формированию нравственных принципов; честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому языку, изобразительному искусству, интерес к творчеству В. Катаева.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске), словарь С.И. Ожегова, карточки с домашним заданием.

Ход урока:

I.Организационный момент.

— Ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И, как настоящие хозяева, вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у вас хорошо. А для этого нужно активно работать и хорошо себя вести.

II.Актуализация знаний. Слайд 1.

— Ребята, какую книгу вы сегодня принесли для работы? Покажите мне ее, пожалуйста.

-Как она называется? («Цветик — семицветик»)

-Кто ее автор? (Валентин Петрович Катаев)

1. Рассказ учителя. Слайд 2.

— Посмотрите на экран. Перед вами портрет очень известного писателя, создавшего книги для взрослых и детей, — Валентина Петровича Катаева.

Родился Катаев в южном портовом городе Одессе, где на улицах звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь, потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.

Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.

По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.

В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.

Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

Книга «Цветик — семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей  уже почти 77 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.

-А кому из вас понравилась эта книга?

-Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее.

-В чем же секрет? Сейчас разберемся.

2. Рассматривание выставки книг. Слайд 3.

Перед вами книжная выставка.

Две книги, представленные в ней, — это «Цветик — семицветик» и «Дудочка и кувшинчик». Изданы эти книги в разное время (1986, 1987).

А есть еще книга, изданная в 1988 году, самая красивая: она необычной формы, в ней яркие выразительные иллюстрации.

3. Постановка целей урока. Слайд 4.

-Сейчас мы познакомились с краткой биографией Катаева, выставкой книг – это является не основной целью нашего урока, а главная цель – раскрыть значение близких по содержанию слов мечта и желание; и мы должны выяснить над чем учит нас задуматься сказка «Цветик — семицветик».

III.Изучение нового материала.

Человек – особое существо на Земле. Он один умеет говорить, передавать в звуках речи свои мысли, а главное, может мыслить. Мышление человека связано с игрой его ума, мечтанием, фантазией, воображением.

— Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка, побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает  понять себя и окружающий нас мир.

— Вот посмотрите на экран (Слайд 5).

Здесь записаны слова. Прочитайте их, подумайте и скажите, как вы понимаете значение каждого из этих слов.

Мечта — …(отвечают дети).

Желание -…(отвечают дети).

Слайд 6.

-Ребята, а вот Сергей Иванович Ожегов (ученый в области русского языка) в своем словаре русского языка дает такое разъяснение значения слова мечта – это…, желание – это… .

Слайд 7 .

-Как вы видите, эти слова очень похожи, это слова-синонимы.

-Откройте свои словари по русскому языку и давайте запишем эти слова, которые вызывают трудность и в написании.

мечта                                                        желание

-Ребята, мы не случайно разобрали эти слова, т.к. они очень связаны с нашей книгой. Мы выяснили с вами, какую роль сыграло слово «желание» в судьбе главной героини сказки (девочки Жени).

Анализ сказки. Слайд 8.

-Ребята, почему книгу «Цветик — семицветик» писатель назвал сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

(«Цветик — семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. Это произведение Катаева похоже на народную сказку «По щучьему веленью»).

Слайд 9.

— Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала ее в булочную за баранками, и почему это произошло?

Слайд 10.

(Жене не очень хотелось идти в магазин, она не запомнила дорогу домой и заблудилась).

-Кто и как ей помог?

(волшебница).

Слайд 11.

-Посмотрите внимательно на экран. Найдите и прочитайте отрывок в книге, соответствующий этой иллюстрации.

(страница 5, где Фея…)

Чтение отрывка.

-Ребята, и у нас есть волшебный цветок.

(«Цветик — семицветик» на доске).

— Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в особом порядке, нарушать который нельзя.

(Порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

-В радуге семь цветов и располагаются они в определенном порядке.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

И у нашего цветик – семицветика семь радужных лепестков.

— Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?

(вернуться домой)

-Разумное ли это желание?

(да)

(учитель убирает с доски желтый лепесток)

— Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

Давайте все вместе их вспомним и произнесем:

-Встали.

Физкультминутка:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по — моему вели…

-Какая неприятность случилась с Женей, когда она хотела поставить цветок в вазу?

(Разбилась любимая вазочка мамы).

Слайд 12.

-На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь).

-Найдите в книге иллюстрацию, которая подтверждает ваши слова, посмотрите. (Страница 9).

-Итак…(учитель убирает с доски красный лепесток).

-Ребята, в следующем эпизоде из сказки говорится о мальчиках, которые играли во дворе в папанинцев.

Слайд 13.

Словарная и воспитательная работа.

Папанин и его товарищи — ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смертью.

И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

Чтение по ролям:

-Давайте, найдем этот эпизод и прочитаем его в лицах.

Словарная работа.

Сильное сжатие.

-Что почувствовала девочка, когда ее не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).

(учитель убирает с доски синий лепесток)

Слайд 14.

-Ребята, знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там?

-Глядя на эту иллюстрацию, скажите, что Жене грозило?

(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).

-Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном полюсе?

(Это глупое желание)

-Что она сделала, чтобы вернуться домой?

(она потратила свой четвертый лепесток на то, чтобы оказаться в родном дворе) Вот это желание было очень разумным.

(учитель убирает зеленый лепесток)

Итак, Женя снова оказалась во дворе.

-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

(они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было)

-Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их?

(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у нее во много раз больше игрушек, чем у них)

(учитель убирает оранжевый лепесток)

Слайд 15.

-Найдите в сказке отрывок, подтверждающий эту иллюстрацию и прочитайте его.

(Страница 13, дети читают вслух страница 12)

-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?

(Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

-На что потратила Женя шестой лепесток?

(Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их вернуть на место, в свои магазины).

Это разумное желание. (Учитель убирает фиолетовый лепесток).

Слайд 16.

Посмотрите на экран и скажите, кого встретила девочка на бульваре?

-Что она предложила мальчику и о чем пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток?

(Учитель убирает голубой лепесток)

(Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы бегать, как все здоровые дети.)

Слайд 17.

-Это хорошее, доброе желание.

-Итак, у Жени истрачены семь лепестков. Она загадала семь желаний.

-Сколько из них у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.

(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному мальчику.)

Это пять разумных желаний.

И два – неразумных, глупых.

(Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).

Слайд 18.

-Почему у Жени появились такие глупые желания?

(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму  из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)

-Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?

(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то, что бы помочь человеку в беде.)

Слайд 19.

-Ребята, по мотивам сказок В. Катаева «Цветик — семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» режиссер Цехановский создал мультипликационные  фильмы. Но режиссер вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в экранизацию произведения.

-Вы смотрели мультфильм «Цветик — семицветик»?

-Сейчас мы с вами посмотрим концовку мультфильма, чтобы увидеть разницу между художественным текстом Катаева и задумкой режиссера.

Просмотр видео.

-Дети, как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя ответственно будет поступать? (Да)

Итог урока:

-Чему учит эта сказка?

Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям.)

Сказка учит, что надо не просить выполнять твое желание, а стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало.

Слайд 20.

-Давайте прочитаем пословицу, которая является темой нашего урока

«Жизнь дана на добрые дела»

-Как вы понимаете эту народную мудрость?

(Нужно делать добрые дела, человека они красят…)

-Ребята, посмотрите, осталась серединка от волшебного цветка. Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и неразумные желания.

-Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.

(Ребята подходят к серединке, дотрагиваясь до нее, загадывают желание).

-Я тоже загадала желание:

  • Чтобы вы всегда делали добрые дела,
  • Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
  • Чтобы вы не огорчали их,
  • Чтобы вы ценили настоящую дружбу.

Т.е творили добро на всей Земле.

Слайд 21.

-И я хочу закончить строчками стихотворения современной поэтессы Наталии Аркатовой:

Какой бы жизнь тяжелой не была,

В конце концов творим судьбу  мы сами.

Любите, люди, тех, кто рядом с вами!

Спешите  делать добрые дела!

Оценки за урок.

Задание на дом: Каждый учащийся получает карточку с вопросами, на которые они должны дать письменные ответы.

Учитель.

-Наш урок прошел не даром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим поступкам и желаниям.

А это все нам удалось благодаря замечательному человеку Валентину Петровичу Катаеву. Давайте скажем ему: Спасибо!

Урок окончен.

Слайд 1

К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»7 класс

Текст слайда:

К уроку по рассказу В.Катаева «На даче»

7 класс


Слайд 2

Слово о писателе Катаев Валентин Петрович (1897–1986) – прозаик, драматург, сценарист. Во время Великой Отечественной войны был

Текст слайда:

Слово о писателе

Катаев Валентин Петрович (1897–1986) – прозаик, драматург, сценарист.
Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». В качестве корреспондента находился в районе боевых действий под Ржевом и Орлом. Наиболее известные произведения: романы «Время, вперед!», «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», повесть «Сын полка», сказка «Цветик-семицветик». По сценариям В. Катаева были поставлены многие кинофильмы, в том числе «Цирк» (в соавторстве с Г. Александровым, И. Ильфом и Е. Петровым), «Белеет парус одинокий», «Сын полка», мультипликационный фильм «Цветик-семицветик».


Слайд 4

Подготовка к восприятию рассказа Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? Как вы думаете, о чем

Текст слайда:

Подготовка к восприятию рассказа

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
В рассказе В. Катаева «На даче» действительно есть слова и словосочетания, передающие атмосферу летнего отдыха: сонные сосны подмосковной дачи, сад, дорожки. В то же время вам встретятся и такие слова: зенитки, фугаски, шрапнель, трассирующие пули. Знаете ли вы значение этих слов? Какая тематика объединяет эти слова? (Они объединены военной тематикой.)


Слайд 5

Подготовка к восприятию рассказа « На даче» В этом рассказе В. П. Катаева описывается один из эпизодов

Текст слайда:

Подготовка к восприятию рассказа
« На даче»

В этом рассказе В. П. Катаева описывается один из эпизодов в начале Великой Отечественной войны. Когда начинается бомбардировка и осколки снарядов начинают срезать ветки, все сначала пугаются, но Женя их успокаивает, узнав, что самолёт наш.


Слайд 6

Главные герои рассказа « На даче» маленький мальчик Павлик;пятилетняя девочка Женя, несмотря на детский возраст, уже умеющая

Текст слайда:

Главные герои рассказа « На даче»

маленький мальчик Павлик;
пятилетняя девочка Женя, несмотря на детский возраст, уже умеющая различать по звуку наши и чужие самолёты;
отец, старающийся успокоить и спасти детей.


Слайд 7

Главная мысль рассказа Катаева « На даче» Главная мысль заключается в том, чтобы показать все ужасы и

Текст слайда:

Главная мысль рассказа Катаева
« На даче»

Главная мысль заключается в том, чтобы показать все ужасы и жестокость войны. Дети, лишённые нормального полноценного детства, начинают приспосабливаться к новой ситуации. Девочка играющая в саду с игрушечной обезьянкой в воздушную тревогу, успокаивает её, подражая родителям.

Рассказ учит беречь и ценить мир.


Слайд 8

Выявление восприятия Что в рассказе произвело на вас наибольшее впечатление и почему? В каком фрагменте,

Текст слайда:

Выявление восприятия

Что в рассказе произвело на вас наибольшее впечатление и почему? В каком фрагменте, на ваш взгляд, сильнее переданы чувство страха и ощущение беззащитности мирных людей в военное время?
Постановка исследовательского задания
В начале урока вы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа. Где еще в тексте встречается контраст (антитеза) и какова роль этого приема?
В случае затруднения можно обратить внимание учащихся на контраст:
– между названием рассказа и его проблемой (название – «На даче»; проблема – беззащитность мирных жителей во время бомбежки, испытывающих не только физические, но и психологические страдания);
– между двумя эпизодами (в первом говорится о реальной опасности – ночном налете, во втором – о мнимой опасности);
– между описаниями предрассветного дачного пейзажа («…сонных сосен подмосковной дачи» и «настойчивых» и «угрожающих» звуков воздушной тревоги, завершающихся метафорой «окрестности кричали») и ночного воздушного боя (неподвижный Марс; разрушительные последствия воздушной атаки подчеркиваются описанием «равнодушного неба»);
– между поведением персонажей и ситуациями, в которых они оказываются (поведение детей во время ночного воздушного налета и поведение Жени днем, когда реальная опасность миновала.


Слайд 9

Итоговые вопросы и задания по разделу Почему столь разные по стилю и теме произведения, как

Текст слайда:

Итоговые вопросы и задания по разделу

Почему столь разные по стилю и теме произведения, как «Сигнал» В. Гаршина и «На даче» В. Катаева, помещены в одном разделе? Попробуйте сформулировать проблематику, объединяющую эти произведения.
Самостоятельно сделайте вывод по уроку, используя ключевые слова: мирные люди, ситуация вооруженного конфликта, беззащитность, уязвимость, физические и психологические страдания. Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война может нести им не только физические, но и психологические страдания.


Нужен ли читателю XXI века писатель Катаев? Один из лучших мастеров, проживший невероятную жизнь, полную своих загадок, ушел от нас недавно, всего-то 35 лет назад — и если не забыт, то будто отодвинут на окраину русской литературы. Несправедливо. Но давайте по-честному: что можно вспомнить так, навскидку? Катаевскую детскую сказку «Цветик-семицветик». Подростковые повести «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Просвещенные вспомнят «Алмазный мой венец». Уже немало. А еще Катаев, между прочим, подарил Ильфу и Петрову сюжет легендарных «Двенадцати стульев». Еще он основал литературный журнал «Юность». Почему Валентина Катаева сегодня не стоит считать писателем, ушедшим в прошлое, — «РГ» объясняет автор биографии писателя в серии «ЖЗЛ», главный редактор катаевской «Юности» Сергей Шаргунов.

Зачем сегодня читателю нужен Катаев?

Сергей Шаргунов: Потому что Валентин Катаев — писатель, обогнавший свое время. Его «мовистская» проза вообще сверхскоростная. Открываешь его книги, и с радостью и удивлением обнаруживаешь: это литература, которая не стареет. Здесь все — чувства, краски — стереоскопичны. И если у нас появилось сейчас 5D-кино, то у Катаева литературное кино 6, 7 и даже 8D. Изображения пластичны, метафоры воспринимаются не как литературная конструкция, а как ошеломительный ключ к восприятию жизни.

Весь Катаев — это приключение красок, открывающих драматизм человеческой судьбы. С помощью этих красок Катаев задает главные человеческие вопросы — те, что вне времени. Поэтому сегодняшний 20-летний читатель может испытать то же головокружение от его текстов, что и его ровесник полвека назад.

Давайте расшифруем, что такое катаевская «мовистская» проза?

Сергей Шаргунов: Это от французского mauvais — плохой, дурной. Конечно, Катаев не без кокетства называл так свои поздние произведения, исповедуя принцип: писать, как хочется, ни с чем не считаясь. Речь о свободной, раскованной и раскрепощенной прозе. Можно спорить, была ли проза Катаева именно такой, — он слишком тщательно работал над текстами, — но, бесспорно, это удивительно свободная и оригинальная литература.

В своей книге вы пишете, что он, в отличие от многих, стал бы большим писателем при любой системе, любой власти. А сегодня — стал бы?

Чему учит рассказ цветик семицветик

Валентин Катаев владел особой
художественностью, способной
пережить любые эпохи.
Фото: РИА Новости

Сергей Шаргунов: Даже не сомневаюсь в этом. Он владел особой художественностью, способной пережить любые эпохи. Что бы ни происходило вокруг. Он родился художником, этот дар в нем развивался сквозь ужасы Первой мировой и Гражданской, и среди белых, и среди красных, с друзьями и когда он их терял… У Катаева остросюжетная биография. Но даже если бы она сложилась как-то иначе, его литература точно сохранила бы главное — изумительную выразительность. Читаешь его раннюю повесть «Отец» и позднюю «Уже написан Вертер» — и обнаруживаешь не только общую сквозную линию — однажды приговоренного к расстрелу — но и более глубинную связь времен: в этом сила художественного восприятия мира.

Встреча с Иваном Буниным сильно повлияла на творческую судьбу Катаева. Это отдельная, не до конца исследованная тема — как два бунинских ученика, Владимир Набоков и Валентин Катаев, восприняв его советы, двинулись своими, предельно оригинальными траекториями. Набоков тоже — из тех писателей, которые могут находиться в Берлине, бежать в Америку, писать на разных языках — но ядро их дара останется неизменным.

С чего надо начинать открывать для себя подлинного писателя Катаева? Что прочитать, кроме «Цветика-семицветика», «Сына полка» и «Белеет парус одинокий»?

Сергей Шаргунов: Названные книги тоже хороши. «Цветик-современник» в свое время был посвящен моему дедушке, погибшему на Финском фронте, отличная книга. «Сын полка» становится суворовцем, и я сразу вспоминаю, что суворовцем был мой отец, сын погибшего под Ленинградом. Почитайте «Траву забвения», в центре этой книги два, казалось бы, взаимоисключающих героя — Бунин и Маяковский. «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» — удивительная книга о сказочности детства, проведенном в имперской Одессе. Стоит включить в список и экзистенциальную сумасшедшую повесть «Уже написан Вертер» о расстрельном подвале. И, конечно, «Алмазный мой венец» — повесть, которую журили современники, обвиняя в фамильярности по отношению к классикам. Да, отчасти китчево и броско раскрываются в ней судьбы Булгакова и Маяковского, Есенина и Мандельштама… (Напомню, что все персонажи зашифрованы под изящными никами.) Но самое удивительное, и я как биограф Катаеву готов дать руку на отсечение, что автор ни единым словом не соврал. И если он пишет, что катился с Есениным в пьяной драке с лестницы поэта Асеева, значит, так и было…

Катаев основал «Юность» в 1955-м. Помогал молодым и талантливым. Нынешнего главного редактора журнала его пример чему-то учит?

Сергей Шаргунов: Для меня это мистическая история. Взялся за биографию Катаева, не думая, что журнал, который он основал, окажется под моим редакторством. Журнал был создан, чтобы открывать в литературе новые имена. Евтушенко, Вознесенский, Гладилин, Аксенов действительно пришли к читателю с этих страниц. И сегодня «Юность» — не только знаменитые и маститые писатели, львиная доля совсем новых и молодых. Отсюда и совместные выпуски с «Тавридой», премией «Лицей». Главный критерий один — талант. Одна из заповедей Катаева — никаких скидок на возраст. Кстати, и в этом году мы учредили премию имени Катаева за лучший рассказ. Жанр, несправедливо отодвинутый в «траву забвения». В жюри очень разные писатели Алексей Варламов, Татьяна Толстая, Михаил Тарковский… Думаю, Катаев нынешней «Юностью» остался бы доволен.

  • Чему учит рассказ чарушина страшный рассказ
  • Чему учит рассказ царевна
  • Чему учит рассказ чехова казак
  • Чему учит рассказ четвертая высота
  • Чему учит рассказ уроки французского распутин