Чему учит рассказ чучело железников

Автор: самый зелный 01.09.2021 о, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных звучит

Автор:
Самый Зелёный
·

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных…» — звучит круто, но на деле «чудные открытия» сулят большие испытания. Выпускникам предстоит сдать экзамен на допуск к ЕГЭ, и далеко не каждый из них пишет также вдохновенно и охотно, как Пушкин. И на великого поэта не удастся свалить насущные дела («А кто будет делать? Пушкин?!»). Придется самим искать литературные аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» для итогового сочинения 2021-2022 года. Но не во глубине сибирских руд, не все так уж плохо! Многомудрый Литрекон поможет, подготовив подборки по всем направлениям. Приятного просвещения! А если чего-то нужного нет — не стесняйтесь написать об этом в комментариях, и мы все добавим. Кстати, не забудьте посмотреть на темы, направления и пример сочинения этого года.

  1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? И.А. Гончаров в романе «Обломов» описал героя, с которого хочется взять пример. Это Андрей Штольц. Успешный и целеустремленный мужчина сделал себя сам и всего добился без родительской помощи. С ранних лет он много учился и даже работал. Андрей рос активным ребенком и не боялся трудностей. Поэтому он поехал в большой город делать карьеру, не воспользовавшись протекцией. Ему хватило смелости и упорства, чтобы устроиться на службу и сделать карьеру. Штольц дослужился до чина, давшего ему право на личное дворянство. Потом он занялся бизнесом и стал негоциантом — международным торговцем. Так он увеличил наследный капитал в десять раз. Его история мотивирует читателя на достижения и преодоление себя.
  2. Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.
  3. Способно ли искусство врачевать душевные раны? А.И. Куприн в произведении «Яма» показал, как искусство способно исцелять людей и пробуждать в их душах огонек добродетели и надежды на лучшее. Однажды известная певица решила посетить публичный дом вместе со своими друзьями, чтобы разнообразить свои впечатления. Ровинскую ожидало потрясение. Среди публичных женщин нашлись вполне грамотные и умные собеседницы, которые рассказали о настоящей жизни притона и ее связи с внешним миром. Они провели параллели между браком без любви, в котором жили многие женщины, и продажной любовью. Ровинская решила спеть в знак уважения к этим девушкам. И вдруг песня обнажила эти циничные и порочные души. Женя, самая злая и насмешливая из женщин, расплакалась прилюдно. Песня пробудила ее душу. Она сожалела о своей загубленной жизни и даже призналась певице в том, что больна сифилисом, но специально заражает клиентов, чтобы отомстить им. Будучи десятилетним ребенком, она была продана в публичный дом родной матерью. Именно сила искусства заставила Женю вскрыть нарыв обиды на мир и заглянуть внутрь себя. Песня заставила ее задуматься над тем, как быть дальше.
  4. Какой вид искусства Вам ближе и почему? Из всех видов искусства мне ближе всего литература, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна жила в деревне и была нелюдимой девушкой, зато много видела и узнавала в книгах. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и изучить людей. Ее кругозор расширился, поэтому Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Татьяна стала самобытной натурой со своей индивидуальностью, чем привлекла и богатого генерала на ярмарке невест в Москве. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно. Поэтому она ценила семью и брак выше страсти и даже первой любви, которая обманула ее ожидания. Я тоже стремлюсь к развитию, а потому люблю читать и всем советую начать.
  5. Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению. 
  6. Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.   
  7. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? Ф.М. Достоевский в книге «Бедные люди» доказал, что люди, которые много читают, расширяют свой опыт до нескольких жизней и становятся более мудрыми, зрелыми, рациональными. Так, Варя, несчастная провинциальная девушка, обманутая богатым купцом, смогла найти утешение и возможность для развития в литературе. Знакомый студент показал ей качественные книги и приучил к чтению Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Варя читала и получала новые знания о мире. Это совершенствовало ее ум и характер. Даже такая молодая девушка была грамотнее, дальновиднее и добродетельнее своего дальнего родственника Макара Девушкина, который писал с ошибками и являлся очень ограниченным человеком, хотя был вдвое старшее ее. Книги показали Варе другой мир, где можно было жить добродетельно и с пользой для общества. Она начала работать и обеспечивать себя. Очевидно, что именно литературный опыт нескольких жизней развил героиню и помог ей найти силы и справиться со своей травмой.
  8. Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.
  9. Зачем человек читает книги? Джек Лондон в романе «Мартин Иден» продемонстрировал пользу литературы для человека. Его герой, не получивший образования из-за бедности, смог найти необходимые знания для развития в книгах. Если в начале повествования Мартин чувствует себя дикарем среди интеллигентных людей и не может встать вровень с ними, то в финале он превосходит их и становится модным писателем благодаря своему увлечению чтением. Самообразование оказалось более эффективным, чем хождение по университетам и школам. Нужные книги открыли перед Мартином весь мир, полный новых достижений и премудростей. Его эрудиция и неповторимый опыт стали основой успеха в мире искусства. Вот для чего современному человеку следует брать пример с Мартина и читать побольше.
  10. Почему люди в 21 веке не перестают читать? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» наглядно показал, что чтение помогает человеку развиваться и расширять кругозор. Найдя любовь и счастье вне брака, Анна стала изгоем в светском обществе и была лишена привычных видов досуга. Люди отвернулись от нее, она больше не могла наносить визиты и являться на балы. Всюду за спиной или даже в глаза она слышала обвинения и колкости. Поэтому Анна и Алексей долгое время путешествовали за границей, где никто не знал об их положении. Анна пристрастилась к чтению и изучению искусства. Она ездила по галереям, позировала Вронскому и знакомилась с художниками. Литература превратила ее интерес в твердое знание. Поэтому даже Константин Левин, который был предубежден, нашел общие темы в разговоре с Анной и отметил высокий уровень ее ума. Ему было интересно беседовать с такой развитой и эрудированной женщиной. Чтение помогло Анне идти вперед и становиться лучше, несмотря на осуждение общества.
  11. Может ли чтение быть опасным? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показал, как чтение может негативно повлиять на воспитание человека. Софья Фамусова много читала, но в ее репертуаре были преимущественно любовные романы французского происхождения. Они развили фантазию девушки, но лишь в одном русле. Она начала оценивать реальных людей через призму литературных клише. В результате героиня стала легкой добычей для обманщика Молчалина, который просто примерил на себя роль героя-любовника французского покроя. Софья же разыгрывала сцены из книг в жизни и довольствовалась выдуманной любовью по шаблону. Она сама лгала себе и не заметила неискренности Молчалина. В финале героиня болезненно восприняла его разоблачение, ведь иллюзия сильно расходилась с реальностью.
  12. Какие качества помогает воспитать в себе литература? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» показал мотивирующий пример, который учит нас идти вперед и добиваться своих целей. Вера родилась в небогатой семье и росла в атмосфере угнетения и бесправия. Мать хотела обогатиться за счет выгодной партии для дочери, фактически торговала красотой Веры. Но помощь студента Лопухова помогла девушке спастись из домашнего плена и начать обучение. Героиня стала сама обеспечивать себя и совершенствовать знания в самых разных областях. Оказалось, что у Веры были способности к предпринимательству. Она организовала свою мастерскую и помогла десяткам работниц заработать на жизнь честным трудом и вырваться из темного подвала зависимости и невежества. Параллельно Вера занималась самообразованием и даже получила медицинский диплом, что позволило ей проявить себя и в науке. Ее вдохновляющий пример может воспитать в нас такие качества, как целеустремленность, сила духа и смелость. 
  13. Чему учит читателя классическая литература? А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» дает читателю важные жизненные уроки. Так, ему необходимо работать над собой, чтобы искоренить лень. Ведь именно из-за бездеятельности Гаев и Раневская потеряли свое имение. А вот Лопахин, который встает в 5 утра и заканчивает работу лишь к вечеру, смог из нищего малограмотного мальчишки превратиться в богатого купца, нового владельца вишневого сада. Это значит, что усердие, целеустремлённость и саморазвитие дают человеку успех и реализацию в обществе. Также важно сохранять доброту, понимание, стремление помогать другим на всех ступенях, ведущих вверх. Лопахин выручает Раневскую деньгами и советами, проявляет отзывчивость и такт. Он мог бы самоутвердиться за счет ее бедности, но не стал. Именно так нужно вести себя, чтобы содействовать процветанию мира вокруг, а не его разрушению.
  14. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Юноша заразил соплеменников уверенностью в успехе предприятия и дал им силу превозмогать страх. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута. После прочтения этой истории любой из нас посмотрит на свои несчастья другими глазами и получит мотивацию преодолевать себя на пути к идеалу. Ведь Данко смог, а мы почему не сможем?
  15. Могут ли новые технологии заменить искусство? Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» показал, что даже феноменальное развитие технологий не может уничтожить надобность человека в искусстве. Люди эры Форда не читают книг, не смотрят кино, не ходят в театр, не слушают музыку. Творчество им заменяют дешевые суррогаты примитивного толка. Поэтому у них нет индивидуальности и настоящих чувств. Они всегда одинаково веселы и беспечны, потому что сома решает все мелкие проблемы, а душевных терзаний у них нет. Но можно ли назвать героев полноценными людьми? Ведь Джон, явившийся из мира, где еще оставался Шекспир, был совсем другим. На его фоне все другие персонажи кажутся бездушными куклами, у которых нет своего лица и характера. Их внутренний мир максимально универсален и населен навязанными шаблонами. А настоящей личности у них нет. Без искусства люди не могут развиваться полноценно и обрести себя самих.

Не хватает аргументов? Пишите, какие нужны, и Литрекон добавит!

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про меняподборкапример из литературысписок

Читайте также:

У каждого поэта найдётся стихотворение, в котором он отражает свои принципы и творческий метод. Так читателю приоткрывается дверь в мастерскую: откуда автор черпает образы, что для него важно и как проходит творческий процесс. Эта тема всегда актуальна для авторов, и каждый раскрывает её по-своему. Таким образом автор доказывает собственную уникальность через манифестацию. Многомудрый Литрекон подготовил анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» по плану, которое можно назвать творческим манифестом Анны Ахматовой. Это одно из самых известных и цитируемых текстов поэтессы, и предлагаемый анализ поможет лучше понять, почему начинается всё с отказа от од и элегий.

История создания

«Мне ни к чему одические рати…» – отрывок из цикла «Тайны ремесла». Этот цикл составлен из стихотворений, которые были написаны в разные годы и не подразумевались как одно целое. Стихотворения цикла писались в период с 1936 по 1960 годы. Название вполне говорящее, ничего не скрывающее от читателей. «Тайны ремесла» посвящены поэзии, её сущности и природе; в них раскрывается, как приходит вдохновение и как следом за этим рождаются тексты. Некоторые стихотворения посвящены друзьям Анны Ахматовой или же повествуют об участниках творческого процесса – поэту, музе и читателю.

Рассматриваемое нами стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» было создано в 1940 году и впервые было напечатано в журнале «Звезда» того же года. В это время власть ещё благоволит Ахматовой: в 1939 году её принимают в Союз писателей, есть возможность напечатать книги в нескольких издательствах. Ещё есть время до Великой Отечественной войны, «Постановления» 1949 года, травли и исключения из Союза писателей. 

Жанр, направление, размер

Жанр, к которому можно отнести стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», – исповедальная лирика. Читатель получает возможность узнать, как работает над поэтическими трудами Ахматова.

Направление, с которым Ахматову ассоциировали всю её жизнь, – это акмеизм. И можно сказать, что стихотворение поэтессы – не только о самом творчестве и источниках вдохновения, но и природе её творческого метода. Стихотворение строится на чётких и предметных образах, что соответствует программе акмеистов.

Но всё же это стихотворение, как и весь цикл, создаётся уже после позже, в другую эпоху и уже изменившимся человеком. Поэтому стихотворение трудно отнести к какому-то конкретному направлению. Это работа поэта, который уже отошёл от каких-либо рамок и творит так, как чувствует и как подсказывает ему мастерство и опыт.

Размер стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» – разностопный ямб с перекрёстной рифмовкой и с чередованием мужской и женской рифм. Благодаря выбранному размеру стихотворение звучит как разговорная речь, а не как обращение сверху вниз.  

Последние строки каждой из трёх строф являются ключевыми, ведь именно в них – смысловой пик четверостиший: стихи «не так, как у людей», «как лопухи и лебеда», «на радость вам и мне». В масштабе всего текста эти строки отличаются и своей краткостью. 

Заключительное четверостишие звучит особенно ярко и эмоционально. Бодрость и энергичность опять же обеспечиваются выбранным размером. А пропуски ударений добавляют некоторой задумчивости, поэтому текст не выходит легкомысленным или слишком уж игривым.

Образы и символы

Образная система стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» не так уж богата. Здесь отсутствуют герои как таковые, разве что раздаётся чей-то окрик. Большая часть образов, которые использует поэтесса, относятся к природному плану, а пара других призывает на помощь память читателя о запахах и звуках.

К природным образам отнесём одуванчик, лопух, лебеду и «таинственную» плесень. Это образы, которые легко представить, потому что они знакомы каждому.

Образы, которые отсылают к иному чувственному опыту, следующие: запах дёгтя, окрик. Конечно, звуки и запахи трудно назвать предметами и напрямую отнести к образам, но в пространстве этого текста они настолько же ощущаемы, как и физические объекты.

Ещё один образ – стих, потому что в этом стихотворении он действует как живое существо: растёт из сора, звучит на радость автору и читателю. Складывается впечатление, что автор играет роль проводника, благодаря которому стих вырывается в мир.

Таким образом, из неодушевлённых предметов вырастает энергичное стихотворение. 

Темы 

Тематика стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» связана с творчеством и авторской уникальностью. 

Основной темой стала тема поэта и поэзии. Лирическая героиня размышляет о своём творчестве. Она провозглашает отказ от создания текстов, которые оторваны от реальности. Поэзия, в понимании Ахматовой, создаётся и среди бытовых, самых простых и ординарных вещей. И всё равно автор получает удовольствие от процесса созидания, и это чувство передаётся читателям. Кажется, что творчество – процесс, сходный с игрой.

Ещё одна тема стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» связана с индивидуальностью и оригинальностью. Ахматова заявляет, что творит так, как велит ей душа. Ей не нужны рамки, которые ведут за собой ограничения и штампы. Поэтесса отказывается от размеренности и высокопарного стиля. Она берёт привычные предметы и создаёт из них яркие стихи, в которых обыденность сплетается с внутренней работой поэтессы, с её богатым внутренним миром. Мусор и плесень здесь предстают как что-то прелестное, наполненное той внутренней энергией, которой с читателями делится Ахматова.

Проблемы 

Проблематика стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» завязана на искусстве и столкновении его с обыденностью. Когда приходит вдохновение? Достойна ли отражения обыденность? И все ли произведения искусства должны быть возвышены и повествовать только о высоком и торжественном? 

Первая проблема – вдохновение. Где его искать? Цветы, запахи, звуки – элементы реального мира вдохновляют героиню на то, чтобы создавать нежные и задорные стихи. Лирическая героиня не нуждается в чём-то элегантном и отвлечённом, чтобы творить. Главное – наполнить объект своим внутренним светом, и тогда будет создано прекрасное произведение.

Другая проблема – столкновение высокого искусства поэзии с обыденным миром. Всё стихотворение строится на сошествии вниз, с вершины элегий и оды к обычным смертным. Тот, кто избегает простых, земных вещей, может не осознавать, что и обыденный мир скрывает в себе импульсы к творчеству. Как бы ни далёк был в своих мыслях от реальной жизни художник, он продолжает жить в реальности, где копится мусор и растут сорняки.

Ещё одна проблема связана с безыдейным искусством. В этот период основным направлением в культуре был соцреализм, который должен был отражать успехи советского народа во всех сферах жизни. В таком контексте стихотворение Ахматовой звучит в какой-то мере вызовом. Бессюжетное перечисление вдохновляющих вещей вокруг, тоже имеет право быть написанным, изданным и быть красивым по-своему.

Смысл 

Главная мысль стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» звучит в заключительных строках: «И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне». Выходит, что назначение поэзии – это приносить людям удовольствие от прочтения и взаимодействия с объектами искусства.

Основная идея стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» – спуститься от возвышенного к простому, земному. Так Ахматова открывает читателю принципы стихосложения, по которым работает сама. Задорное стихотворение складывается из привычных вещей, которые иногда сливаются в одну скучную массу в сознании человека. 

Чему учит?

Поэтесса пишет о простых вещах: о запахе дёгтя, об окрике и самых обыкновенных цветах, почти что сорняках, – это окружающая человека жизнь, привычная, но от того не менее прелестная. Это то, чем следует дорожить людям, даже если они не пишут стихи или картины. Это стихотворение учит тому, что природу необходимо беречь, ведь она полна красоты.

Кроме того, это стихотворение и о том, что не надо бояться выходить за рамки канонов. Надо творить искреннее, оставаться простым и честным. Это можно перенести и на жизнь в целом: не надо загонять себя в рамки. Следует найти свою индивидуальность, быть самим собой и не бояться осуждения за свою честность.

Средства художественной выразительности с примерами

Рассмотрим, какие средства художественной выразительности были использованы поэтессой для создания стихотворения «Мне ни к чему одические рати…». 

Это стихотворение не отличается богатой палитрой художественных средств. Текст вышел небольшим по объёму и таким же простым и открытым, как окружающий мир, к которому обращается поэтесса.

В целом используется нейтральная лексика, которая вполне соотносится с темой обыденности. Из разговорных конструкций можно отметить: «мне ни к чему», «по мне» и «на радость вам и мне». Поэтические книжные выражения в первой строфе («одические рати», «прелесть элегических затей») явно контрастируют по стилю с остальным текстом.

  1. Инверсия: «дёгтя запах».
  2. Метафора: «одические рати», «прелесть элегических затей»; «растут стихи, не ведая стыда, <…> как лопухи и лебеда».
  3. Эпитеты: сердитый окрик, запах свежий, таинственная плесень; стих «задорен, нежен».
  4. Сравнения: «не так, как у людей»; «растут <…>, как жёлтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда».
  5. Напоследок немного о фонике стихотворения.
  6. Аллитерация: звук [с] походит на шорохи или шёпот; свистящий звук акцентирует внимание на тех словах, где употребляется. Звук [н] чаще всего смягчён гласными после него, что придаёт стихотворению в целом более мягкое звучание. Это разговор по душам, а не отчёт или претензия к читателю.
  7. Ассонанс: в первой строфе чаще используется звук [е] (протяжный и придающий напевности); во второй – звук [а] (открытый и светлый). В третьей первенство всё так же за [а], но заканчиваются строки на [е], создавая некоторую гармонию возвышенного и простого.

Автор: Софья Панихидникова

Повесть Владимира Железникова, в которой поднимаются темы детской жестокости и безразличия взрослых. Конфликта, положенного в основу произведения, можно было бы избежать, если бы классная руководительница вместо того, чтобы заниматься своими делами, обратила внимание на то, что происходит в классе. Кроме того, очевидно, что на детей оказывают значительное влияние их родители – их характер меняется под гнетом обстоятельств, не зависящих от ребенка, и тревожность, ожесточенность, жестокость находят выход там, где за это не последует наказания из-за невнимательных взрослых.

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа Лена Бессольцева Главная героиня повести. В начале произведения приезжает к своему дедушке, Николаю Бессольцеву, и переходит в шестой класс в новую школу, где сталкивается с насмешками и непониманием со стороны одноклассников из-за того, что её дедушка тратит все деньги на картины. Угловатая, улыбчивая и добрая девочка. Одноклассники издеваются над ней, так как считают, что она рассказала классной руководительнице, что они сбежали с урока в кино и из-за этого у них сорвалась поездка в Москву. Имеет сильный характер и устойчивые принципы, предпочитает всегда говорить правду, не способна врать и подстраиваться под других людей. Стойко переживает бойкот, ожидая, что настоящий виновник сам признаётся в произошедшем, однако её ожидания не оправдываются. Появляется на дне рождения Сомова в обгоревшем платье с лысой головой, чем всех шокирует. Рассказывает правду своим одноклассникам и после этого уезжает с дедушкой из города. – Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..

– Дай мне денег на дорогу.

Николай Николаевич Бессольцев Старый человек, дедушка Лены, не любит людей и мало общается с ними. Получил прозвище Заплаточник, так как все свои деньги он тратит на приобретение картин своего родственника, который был художником, не обращая внимания на другие проблемы. Погружен в свой мир, вначале не замечает проблем внучки, для него картины представляют огромную ценность. У него слишком мягкий характер, что не позволяет ему бороться со всеми. Узнав, как одноклассники травили Лену, решает уехать из города вместе с ней. На прощание дарит школе картину, на которой изображена девочка, очень похожая на его внучку. – А тебя не пригласили, и поэтому ты решила уехать? Несерьезный ты человек, Елена. Суетишься. Переживаешь всякую ерунду… Бери пример с генерала Раевского…

– Не дам!.. Елена, остановись!.. Вот бешеная!

– Ты слышала, они дразнили меня Заплаточником? Несчастные!.. Не понимают, что творят.

Маргарита Ивановна Классная руководительница. Основной конфликт происходит накануне ее свадьбы, поэтому женщина ничего не замечает. Однако и её педагогические таланты можно поставить под сомнение, поскольку дети её не уважают и никоим образом не считаются с её мнением, сбегая с последнего урока, и провоцируя тем самым отмену поездки в Москву. Только перед тем, как Лена Бессольцева уезжает и приходит попрощаться с классом, девушка замечает, что происходило между ребятами, и раскаивается, что не смогла заметить этого раньше, поскольку была слишком занята своей личной жизнью. – Хочу показать мужу Поленово. Он же здесь еще не был нигде. А времени у него мало, ему возвращаться в Москву.

– Пожелайте ему, чтобы он оставался таким, какой он сейчас… Всю жизнь таким…

Дима Сомов Одноклассник Лены, из обеспеченной семьи, которому завидуют многие одноклассники. Поначалу пытается с ней дружить и защищать ее, однако вскоре попадает в ту же компанию, которая травит одноклассников. Труслив, не может стоять на своём, не рассказывает правду, несмотря на то, что видит, что Лене приходится худо. — У меня нет спичек. Железная кнопка Реальный лидер класса, девочка, которую все боятся. Приговаривая человека к наказанию, не считается с правдой, и постоянно учитывает свои интересы. Стала такой из-за того, что внутри её семьи нет любви и уважения, а мать Мироновой пытается скрыть, то, что кажется ей некрасивым, но не решает проблемы. Из-за того, что проблемы в семье не решаются, девочка ожесточается и переносит своё видение правды на класс. – Так почему ты, Васильев, не пойдешь к Сомову?

– А за измену идеалам знаешь что полагается?

– Перед нами исторический экспонат – Бессольцева!

Шмакова Красивая, однако пустая девочка, которая готова сделать всё, чтобы получить то, что ей необходимо. Любит внимание мальчишек, хитра. Знает, кто реально виновен в происходящем, но ничего не делает. – Кто тебя за язык тянул?.. А может, мне его из Москвы, из Дома моделей, привезли. «Моя мамаша… Моя мамаша… Валька Грубый, безжалостный и корыстный мальчик. Живодёр, так как ловит бездомных собак и сдаёт их, чтобы получить деньги. Убеждён, что в жизни необходимо иметь много денег. Завидует Сомову, так как у того обеспеченные родители. – Вы что там делаете, мелюзга несчастная?

– Собирай листья! Засовывай их в дупло! Живо!! Пошевеливайся!..

– Ни кола ни двора. Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить.

Год: 1981    Жанр: повесть

Главные герои: девочка Лена и ее дед

Лена Бессольцева, переехав жить к деду, приходит учиться в новый класс. Она хорошая доброжелательная девочка, но одноклассники ее не принимают. Девочка получает от них кличку Чучело. Позднее конфликт усугубляется, девочку откровенно оскорбляют и даже несколько раз избивают. Дедушка Лены принимает решение уехать вместе с внучкой в другой город. А одноклассники осознают, что были неправы.

И в 80-е годы двадцатого века и сейчас книга любима детьми, потому что помогает им разобраться в собственных отношениях с окружающим миром и сверстниками. Повесть учит ребят отличать, что важно, а что второстепенно в характерах других людей, наглядно показывает всю мерзость предательства и героизм верности, ценность умения следовать собственным убеждениям независимо от мнения других людей и обстоятельств.

Владимир Железников — один из лучших детских писателей советского периода. Наиболее известным его произведением является повесть «Чучело», по которой был снят одноименный фильм

Читать краткое содержание рассказа Чучело Железникова

Чучело — это пародия на человека, схематичная. Есть руки, ноги, голова, одежда, но это не личность, такая как мы с вами. И относиться к нему можно соответственно, не задумываясь о его чувствах.

Именно так назвали Лену Бессольцеву одноклассники и так к ней относились. Она переехала в маленький городок к деду Николаю Николаевичу. Он — достаточно известная в городе личность — местный городской сумашедший. Прадед Николая Николаевича был художником, и теперь правнук собирает его картины, отдавая этому свое свободное время и деньги. Из-за этого дедушка ходит в весьма заношенном пальто и имеет прозвище Заплаточник. Горожане, не понимающие образа и смысла его жизни, стараются держаться от него в стороне.

Именно эта эксцентричность Николая Николаевича сыграла решающую роль в знакомстве Лены с одноклассниками. Узнав чья она внучка, подростки тут же составили о ней скоропалительное мнение и попытались спровоцировать конфликт. Но девочка среагировала достойно. Она доброжелательна и позитивна ко всему миру. Да, дедушка отличается от других людей и пальто у него в заплатках, так и есть. Одноклассники называют ее Чучело — рот до ушей, хоть завязочки пришей. Так и это правда. Лена улыбается и не воспринимает это как оскорбления. Но ее непосредственная и искренняя реакция не исправила ситуации, одноклассники ее не приняли и всячески это подчеркивали.

Однако в классе нашелся мальчик, который не разделил общего мнения. Диме Лена понравилась, и он начал ее опекать. Ребята подружились. Дима никого не боялся всегда был первым. Сначала он предстает перед Леной героем, он спас собаку от живодерни. И девочка искренне им восхищается.

Все ребята собираются съездить на экскурсию в Москву, заработав на эту поездку деньги самостоятельно. Копилка хранится у Димы. Однажды ребята решают прогулять урок и пойти в кино. Дима вспоминает, что забыл в классе копилку с деньгами и возвращается за ней. А в классе он встречает классную руководительницу и под ее давлением признается, где находятся одноклассники. Лена, шедшая за Димой, слышит этот разговор.

За коллективный прогул ребят наказали отменой поездки в Москву. Ребята пытаются выяснить, кто это сделал. Дима боится сознаться и Лена, пожалев его, берет на себя вину. Ей объявляют бойкот. А Дима, опасаясь разоблачения, начинает отдаляться от нее.

Конфликт растет. Ребята воруют платье Лены, делают чучело в ее одежде и пытаются его сжечь. Девочка отбирает платье. Она коротко стрижется, надевает испорченное платье и приходит к одноклассникам, сказав им все, что о них думает.

Дедушка Лены принимает решение уехать. Он дарит свой дом и коллекцию картин городу. А самую ценную дарит школе. Одноклассники не могут понять, как можно отдать то, что является ценностью. И это становится переломным моментом, система ценностей у ребят переворачивается полностью. И, хотя уже поздно, и Лены нет с ними, они просят у нее прощения.

Оцените произведение:

  • 3.79
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 236

Читать краткое содержание Чучело. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Чучело

Чучело для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Тынянов Восковая персона

    События романа происходят в петровскую эпоху, а герой сам Петр Великий. Вот только это конец блестящей эпохи, самодержец здесь уже болен и немощен. Страдает Петр не столько от болезни, но из-за ощущения незаконченности своего царского дела

  • Краткое содержание Король-олень Гоцци

    Произведение повествует сказочную историю о короле-олене, его любимой девушке Анджеле и злобном министре Тарталье. Сюжет закручивается вокруг момента, когда в городке Серендипп появляется чародей

  • Краткое содержание Пришвин Таинственный ящик

    В начале рассказа заходит разговор о волках. Бывалый охотник утверждает, что человеку нечего бояться волков. Ведь волк – это всего лишь животное, а человек – существо разумное и потому может легко справиться со зверем при помощи оружия или же своего ума

  • Краткое содержание Королевская аналостанка Сетон-Томпсон

    С самого раннего утра мужчина с неопрятной внешностью делал свою ежедневную работу. Он раздавал кошкам куски печени. Однако в зависимости от того, насколько платежеспособным был хозяин животного

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей.

Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

Сюжет[править]

Лена приезжает к дедушке и поступает в 6-й класс школы в провинциальном городе[1]. Одноклассники, кроме тихого Васильева (Павел Санаев, сын Санаевой и пасынок Быкова, будущий писатель; в младших классах был изгоем) над ней насмехаются, считая чудаковатой. За Ленку заступается Дима Сомов — самый популярный мальчик в классе. В результате Лена и Дима становятся друзьями. Но отношения скоро портятся из-за одного трусливого поступка Димы.

Ребята собирались поехать в Москву и сами зарабатывали на это деньги, которые клали в копилку. Однажды шестиклассники решили пойти в кино, прогуляв урок. Но скоро ребята узнают, что копилка с деньгами осталась в классе. Лена вызывается её принести, но спотыкается и падает. Дима, назвав подругу недотёпой, сам идет за копилкой. Лена за ним идет в школу. Дима встречает Маргариту Ивановну и неохотно рассказывает про поход в кино. Произошедшее видят Лена, Шмакова и Попов, сидящие под партой

. Учительница наказывает шестиклассников и отменяет поездку в Москву. Ребята решают найти виновника-стукача. Лена берёт вину на себя, из-за чего её начинают травить. Дима никак не признаётся и скоро по трусости присоединяется к одноклассником, травящим Лену.

Одноклассники крадут платье Лены, делают чучело, изображающее Лену, и сжигают его. Лена от отчаяния на самом пике переживаний заставила остричь себя наголо («Я — чучело!») и, чтобы проучить одноклассников, на дне рожденья Сомова унижает всех своих обидчиков. Попов сдаёт Диму, которому все (кроме Лены) объявляют бойкот. Вскоре Лена уезжает из города. Её дедушка дарит школе портрет бабушки Лены, очень на нее похожей. А на доске в классе написано: «Чучело, прости нас!»

Главные герои и их характеристика

Лена Бессольцева

– ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.

Николай Николаевич Бессольцев

– очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.

Дима Сомов

– новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.

Характеристика главных героев

Центральные персонажи произведения — ученики шестого класса. У них еще только формируются взгляды на окружающий мир, собственное мнение и характер, поэтому они часто совершают ошибки в отношениях со сверстниками. Сюжетная линия строится вокруг следующих действующих лиц:

  1. Лена Бессольцева (Чучело). Добродушная, общительная девочка, волею случая вынужденная противостоять агрессивно настроенному коллективу. Несмотря на тяжелые испытания, которые ей пришлось вынести, она не разучилась радоваться жизни, не стала равнодушной и озлобленной. Ее храбрость выражается не только в умении противостоять толпе, но и в осознании своих недостатков, над которыми она готова работать.
  2. Дима Сомов. Гордость школы, красивый и умный мальчик, который на поверку оказался малодушным трусом, неспособным признать свою вину. Его дружба с новенькой терпит крах, потому что Дима испугался осуждения одноклассников, в результате чего из-за него был вынужден страдать неповинный человек.
  3. Миронова (Железная Кнопка). Признанный лидер класса. К мнению этой принципиальной дерзкой девочки прислушиваются абсолютно все.
  4. Шмакова. Объект обожания мальчишек. Пользуется своей внешностью для достижения корыстных целей.
  5. Валя. Лишенный чувства сострадания к ближнему хулиган. В жизни его волнуют только деньги. Чтобы заработать, занимается ловлей бродячих собак.
  6. Попов. Ухажер Шмаковой. Ради этой эгоцентричной и пустой девочки готов на многое.
  7. Васильев. Слабохарактерный мальчик, с которым никто не дружит. Единственный, кто не принимал участия в травле Лены.

Кроме детей, в повести присутствуют и взрослые. Среди них следует выделить следующих героев:

  1. Николай Николаевич (Заплаточник). Дедушка Лены Бессольцевой. Этот мудрый и чуткий пожилой человек, чуждающийся общества людей и увлекающийся коллекционированием картин, наталкивает внучку на принятие верных решений.
  2. Маргарита Ивановна. Классный руководитель класса, где училась Лена. Женщина целиком сосредоточена на своем муже, что мешает ей посвятить себя школьным делам. Пылкой и энергичной учительнице так и не удалось завоевать расположение учеников. Во многом из-за ее попустительства в классе возникла напряженная обстановка.

Второстепенные персонажи

Маргарита Ивановна

– классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.

Миронова (прозвище — Железная Кнопка)

– серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.

Шмакова

– самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.

Валя

– грубый мальчик без чувства жалости.

Лохматый

– самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.

Рыжий

– шутник класса.

Васильев

– справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.

Сочинение по «Чучело» В.Железникова

Я прочитал произведение В.Железникова «Чучело». Оно мне очень понравилось. Книга повествует о сложных взаимоотношениях между ребятами-подростками. В произведении автор противопоставляет смелость трусости, милосердие злопамятности, щедрость скупости.

В книге есть и положительные, и отрицательные герои. К положительным героям относятся Лена и ее дедушка Н.Н.Бессольцев. Главная героиня – нескладная девочка-подросток с длинными ногами и «с такими же длинными руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка». Лена – добрая и отзывчивая девочка, любящая справедливость. Она приезжает в маленький городок и поселяется у своего деда Николая Николаевича Бессольцева, бывшего военного. Горожане считают его чудаком за то, что он мало с кем разговаривает, ведет замкнутую жизнь, тратит деньги на картины, которые собирает, а сам ходит в заштопанном пальто. За это дети дразнят его Заплаточником.

К отрицательным героям относятся одноклассники Лены. Они презирают ее даже за то, что она – внучка Заплаточника. Ей сразу дают прозвище Чучело. Одноклассники воспринимают ее только с внешней стороны, а Лена – очень искренняя, открытая девочка. Именно поэтому для дедушки она – «красавица» и «чудный человек».

Лене нелегко влиться в новый коллектив. Многие из одноклассников кажутся ей зверями: лисами, медведями и волками. Так Шмакова, как лиса, пытается хитростью управлять классом, Валька-Живодер похож на озлобленного волка. Деньги он считает самым главным в жизни. Медвежья сила угадывается в Лохматом. Лидером класса считается Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Для нее главное – дойти до правды, не взирая на способы достижения цели.

Лена хочет иметь друга в классе. Димка Сомов, заступившийся за нее, когда все смеялись над ней, кажется добрым и благородным рыцарем. Но Лена разочаровывается в нем. Ее друг оказывается не только трусом, но и предателем. Боясь потерять уважение Мироновской компании, он участвует в сожжении чучела.

Лена Бессольцева – очень сильная и смелая девочка. «Ленка твердо решила доказать всем, что она ничего и никого не боится». Она остриглась наголо и сыграла роль чучела. «Ей хотелось с каждым столкнуться, на каждом проверить свою храбрость». Она в одиночку решила противостоять жестокости одноклассников.

Лена называет их «бедными людьми», то есть людьми, не обладающими высокими душевными качествами. За время конфликта сама Лена стала мудрее, милосерднее даже к обидчикам. Лена сказала ребятам, что ни при каких обстоятельствах она никого и никогда не будет гонять и травить.

Лена не могла оставаться в городе, где с ней обошлись так жестоко. Она удивлена и восхищена поступком деда, который дарит свою любимую картину классу в надежде на то, что она заставит подростков задуматься и раскаяться в своих поступках.

Книга учит защищать свое достоинство, отвечать за свои поступки и не проявлять жестокости.

Краткое содержание повести «Чучело»

В кратком пересказе по главам будут затронуты самые основные события произведения, поэтому его можно передать своими словами в читательском дневнике.

Главы 1 — 4

Сюжет истории начинается с бегства девочки Лены от одноклассников. Далее рассказывается о городском нелюдимом дедушке Лены – Николае Николаевиче Бессольцеве.

Этот тихий и замкнутый человек жил в большом бревенчатом доме и тратил все свои деньги на приобретение редких картин. Из-за этого девочку начинают дразнить в школе, ведь ее дед ходит в оборванной одежде – он «Заплаточник».

Ребята собрались на день рождения Димы Сомова, однако Лена – изгой и не приглашена. Увидев девочку, дети кидаются за ней вдогонку, дедушка Лены становится свидетелем этой сцены. Внучка начинает рассказ о причинах ее травли в классе.

Главы 5 — 10

В первый же день в новой школе ребята в классе стали дразнить ее «внучкой Заплаточника». Доверчивая девочка не понимала истинного смысла этого прозвища и смеялась вместе с ними над этой «шуткой». Так же смеялась она, когда ее начали обзывать «Чучелом огородным». Однако не весело было только одному мальчику – Диме Сомову, который с того дня стал героем для Леночки.

На каникулы класс должен был поехать в Москву на экскурсию. Ребята решают самостоятельно заработать деньги на поездку. В последний день четверти целый класс решает прогулять урок, но учительница Маргарита Ивановна застает Диму Сомова в классе. Мальчик все-таки выдает всю правду о прогуле, свидетелями разговора становятся, спрятавшиеся под партой, Шмакова и Попов.

Лена тоже слышала разговор, так как стояла за дверью. Она не выдает своего «героя» ребятам, так как уверена, что Сомов сознается сам. Весь класс наказывают отменой поездки, а Леночка берет вину Димы на себя.

Начинается травля девочки. Ребята начинают всячески доводить героиню, то выискивают ее по городу с целью «расплаты», то пугают через окно головой медведя. Сомов тоже отворачивается от Лены и приглашает «травителей» девочки на чай к себе домой.

Главы 11 — 14

Однако на следующий день малодушный и трусливый Дима все-таки приходит просить прощения у Бессольцевой и целует ее. Одноклассник Валька видит это, стягивает висящее после стирки платье девочки и спешит поделиться новостью с остальными ребятами. Дима и Лена бегут вдогонку.

Одноклассники начинают кидать платье девочки по кругу и в грязь, а Лена бегает за ними в попытках его забрать. Когда доходит очередь Сомова для броска, он с улыбкой швыряет грязное платье другому человеку. Затем ребята надевают платье на шест в виде чучела и поджигают его. Ошеломленная от жестокости ребят Лена начинает доставать горящее платье и обжигает себя.

Девочка объявляет, что уедет из города навсегда, но передумывает. Вместо этого надевает на себя обгоревшее платье и убегает из дома. Теперь она не боится быть чучелом и стрижется налысо. В таком виде она заявляется к своим мучителям и говорит им, что ей жалко каждого из них. Когда девочка уходит, все ребята начинают ссориться и расходятся.

Когда дети узнают о настоящем «предателе», начинается травля Димы, в которой Лена отказывается принимать участие. Ребята узнают, что Лена и дедушка покидают город. Николай Николаевич отдает все картины жителям.

Вскоре он сам приходит в класс к шестиклассникам и лично дарит им картину, на которой изображена девушка, очень похожая на его внучку. Ребята, в изумлении уставившись на нее, понимают, какую боль причинили Лене Бессольцевой. Рыжий берет мел и выводит на школьной доске: «Прости нас, Чучело!».

Анализ 2

Произведение «Чучело» было создано Владимиром Карповичем Железниковым в 1981 году, в его основе оказалась реальная история, случившаяся с племянницей писателя, подвергавшейся безжалостной травле со стороны одноклассников на протяжении полугода, тогда как в этой истории Железников показывает лишь несколько дней из жизни основной героини Лены Бессольцевой. Изначально автор написал пьесу под названием «Бойкот», по его собственным словам, он стремился в этой истории понять, сумеет ли одинокий, ранимый и беззащитный человек выстоять против агрессии окружающих. По словам Владимира Карповича, позднее он решил представить в произведении панораму повседневного существования школьников и объяснить, откуда в совсем юных людях формируются подобная бесчеловечность и отсутствие элементарного сострадания.

История является повестью, относящейся к направлению бытовой прозы, где представлены весьма напряженные и драматичные взаимоотношения в детском коллективе, крайняя жестокость и равнодушие к чужим проблемам, проявляемые подростками. Большинство персонажей и событий, описанных в этом произведении, реалистичны и созданы на основе конкретных прототипов.

В ходе развития событий двенадцатилетняя Лена Бессольцева, переехав жить в небольшой городок на Волге к дедушке, приходит в новую школу. Одноклассники сразу встречают простодушную и непосредственную девочку насмешками и дают ей язвительное прозвище «Чучело», однако на защиту Лены первоначально становится Димка Сомов, с которым товарищи привыкли считаться. Лена начинает считать этого паренька своим лучшим другом, в то же время весь класс готовится поехать на осенние каникулы на экскурсию в Москву.

В последний день перед каникулами шестиклассники прогуливают урок, о чем по стечению обстоятельств Сомов рассказывает классной руководительнице. Бессольцева слышит их разговор, на следующее утро выясняется, что класс наказан за срыв занятия и вовсе не едет в столицу. Ребят охватывают отчаяние и ярость, лидер класса Миронова, прозванная Железной Кнопкой, объявляет, что в их рядах наверняка имеется предатель, сообщивший о случившемся учительнице.

Лена берет вину на себя ради Димки. Она ожидает, что Сомов сознается и объявит всем об ее невиновности, но Димка молчит, а одноклассники начинают жестоко преследовать девочку, откровенно унижают и оскорбляют Бессольцеву, объявив ей беспощадный бойкот, устраивают также сцену сожжения чучела, что становится для Лены наиболее мучительным и нелегким испытанием. Девочка рассказывает обо всем происшедшем своему дедушке, настаивая на том, что ей необходимо уехать из города. Старший Бессольцев решает отправиться в путь вместе с внучкой. В последний день пребывания в этом городке Лена узнает, что одноклассникам все же стала известна правда о предателе, и теперь Сомов стал таким же изгоем среди товарищей, каким еще недавно являлась она сама. Но Бессольцева отказывается объявлять ему бойкот, и после ее ухода из класса ребята испытывают глубокое раскаяние и просят у Лены прощения, несмотря на то, что она уже не присутствует рядом с ними.

Главными героями повести становятся Лена Бессольцева, искренняя, добрая, самоотверженная девочка, принявшая на себя чужую вину и жестоко поплатившаяся за свой бескорыстный поступок, ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев, порядочный и интеллигентный человек, увлекающийся сбором картин, которого многие в городе считают чудаком. В событиях также участвуют шестиклассники Димка Сомов, оказавшийся трусом и предателем, принципиальная и в то же время жестокая Железная Кнопка, их товарищи Рыжий, Лохматый, Попов, Шмакова, Васильев, классный руководитель Маргарита Ивановна.

Композиция истории включает в себя 14 глав, в которых излагаются воспоминания основной героини Лены Бессольцевой. Началом повествования становится приход Лены в новую школу, далее описываются ее попытки построить отношения с товарищами и их совместные действия.

Кульминация произведения наступает в тот момент, когда шестиклассники принимают решение пропустить урок. При этом один из лучших учеников класса Димка Сомов сообщает о проступке ребят учительнице, а Бессольцева принимает его вину на себя перед одноклассниками, желая защитить мальчика, который ей небезразличен.

Развязка происходит, когда школьники узнают правду о том, кто в действительности их предал, после чего они искренне раскаиваются в травле Лены, которая в это время уже покидает город вместе с дедушкой. Главным конфликтом в произведении является противостояние Бессольцевой и ее одноклассников из-за того, что девочка якобы совершила предательство. К тому же постепенно развивается и конфликтная ситуация между Бессольцевой и Сомовым, девочка постепенно окончательно разочаровывается в человеке, которому ранее безгранично доверяла. Проблемы, поднятые в этом произведении, остаются актуальными всегда, читатели не могут не оценить и не запомнить благородство и способность к самопожертвованию юной героини.

Анализ произведения

По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.

Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.

Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.

Короткие произведения для всех направлений итогового сочинения 2021

Первым делом Ирина (автор ролика) напоминает, что для аргументации можно использовать любые литературные произведения – не только художественную литературу, но и публицистику

, и
научную литературу
, и даже
устное народное творчество.
Начинает список произведений Ирина с двух необычных источников – они хоть и общеизвестны, но на них редко ссылаются.

В первую очередь Ирина предлагет обратиться к сборнику “Библейские сказания

“.

Он красиво оформлен и иллюстрирован. Причем это не библия, а именно библейские сказания – то есть литературное произведение, и аргументы из него конечно же можно использовать в итоговом сочинении. Плюс этого сборника в том, что в нём библейские сюжеты изложены очень коротко и понятно.

Например, сказание про потоп

можно использовать для аргументации тем по направлению “время перемен”,
историю Каина и Авеля
к темам по направлению “Я и другие”.
Легенда об Иове
подойдет к направлениям “Время перемен” и “Разговор с собой”.
Заповеди и сказания о Руси
можно спользовать к направлениям “Забвению не подлежит” и “Я и другие”. Например, сказание про Давида и Голиафа подойдет для аргументации в сочинениях по темам из тех же направлений, что описаны чуть выше.

Ирина делает акцент на том, что так как это короткие произведения, то аргументы из них не подойдут к любой теме из названных направлений. Все зависит от того какая именно тема попадется, но в целом к определенным направлением названные произведения будут подходить.

Следующий большой источник – это Мифы древней Греции.

Какой миф ни возьми – к какому-нибудь направлению он подойдет. Можно просто освежить мифы в памяти и использовать для аргументации на сочинении. Например,
миф про Прометея
подойдет направлениям “Забвению не подлежит”, “Я и другие” и “Разговор с собой”. Точнее к направлению “Разговор с собой” подойдет не сам Прометей, а Гефест, который приковывал Прометея, и у него был внутренний монолог – ему было непросто выполнить приказ Зевса.

Подвиги Геракла, в зависимости от того, какой подвиг вы будете брассматривать, подойдут ко всем направлениям (конечно же, кроме последнего направления – “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”).

Многие рассказы Антона Павловича Чехова будут подходить ко всем направлениям (опять же, кроме пятого). Например, к направлению “Я и другие”, “Время перемен” и “Разговор с собой” подходят “Ионыч” и “Человек в футляре”. Очень много рассказов подходят к направлению “Я и другие”. Эти “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий” и так далее.

Далее Ирина предлагает вспомнить цикл “Тёмные аллеи” Бунина, который многие изучали на уроках литературы в 11 классе. Многие рассказы из этого цикла будут подходить к направлениям тем итогового сочинения. В первую очередь, конечно, к направлениям “Я и другие” и “Разговор с собой”.

Далее Ирина обращает внимание на цикл “Донские рассказы” Шолохова. Многие рассказы будут подходить к направлению “Время перемен”, потому что речь идет о тяжелом военном времени, о гражданской войне, когда происходило очень много перемен. Эти рассказы будут подходить также к направлению “Я и другие”, а иногда еще и к “Разговору с собой”.

Далее в ролике Ирина переходит к публицистике. “Письма о добром и прекрасном” Дмитрия Сергеевича Лихачева – они будут подходить вот здесь уже точно ко всем направлениям. Второе письмо из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева подойдет к пятому направлению, 5-ое, 6-ое, 16-ое и 17-ое письма подойдут к направлению разговор с собой, 7-ое и 11-ое подойдут к направлению “Я и другие”.

Сначала Ирина называла целые сборники мифов, сказаний, рассказов, писем и так далее, а потом назвала отдельные рассказы, на которые тоже можно обратить внимание.

Рассказ “Старуха Изергиль” Максима Горького будет точно подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”. “Гранатовый браслет” Куприна будет тоже подходить и к направлению “Я и другие”, и к направлению “Разговор собой” и (в зависимости от того какая тема вам попадется) ко “Времени перемен” тоже подойдет.

“Шинель” Гоголя в этом году будет подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”.

  • Чему учит рассказ чехова лошадиная фамилия
  • Чему учит рассказ чук и гек
  • Чему учит рассказ чистый понедельник
  • Чему учит рассказ чехова хамелеон
  • Чему учит рассказ чехова толстый и тонкий