Чему учит рассказ черная курица или подземные жители

Мои статьи 3 алейникова людмила викторовна 27 алексеева алена владимировна 0 алышова гюльназ юсифовна 0 антропов леонид юрьевич 8 ахметова
Мои статьи
[3]

Алейникова Людмила Викторовна
[27]

Алексеева Алена Владимировна
[0]

Алышова Гюльназ Юсифовна
[0]

Антропов Леонид Юрьевич
[8]

Ахметова Асия Куандыковна
[0]

Баркина Надежда Андреевна
[8]

Белоногов Антон Анатольевич
[0]

Бельская Антонина Анатольевна
[0]

Беркаев Селикан Рамазанович
[25]

Бикетова Анастасия Дмитриевна
[0]

Большакова Светлана Владимировна
[0]

Бородина Галина Алексеевна
[0]

Бородина Дарья Викторовна
[28]

Бузмакова Анастасия Николаевна
[0]

Голощапова Анна Александровна
[0]

Демитрова Ирина Яковлевна
[24]

Дрогаёва Оксана Владимировна
[0]

Елина Ольга Викторовна
[13]

Жарикова Наталья Алексеевна
[23]

Жевлакова Ольга Викторовна
[0]

Заводовская Екатерина Анатольевна
[3]

Загвоздина Татьяна Анатольевна
[10]

Золотухина Софья Ильинична
[0]

Зуева Елена Владимировна
[20]

Ибраева Ирина Дмитриевна
[0]

Немчинова Ирина Сергеевна
[0]

Князева Наталья Яковлевна
[32]

Кожевникова Наталья Семеновна
[0]

Коновалов Сергей Иосифович
[26]

Коротаева Ольга Владимировна
[35]

Крошакова Эльвира Петровна
[28]

Ладыгина Валентина Федоровна
[29]

Лапина Анна Владимировна
[0]

Мальцева Любовь Петровна
[17]

Маркина Валентина Васильевна
[0]

Мартынова Алефтина Михайловна
[36]

Маскаева Татьяна Александровна
[0]

Матафонова Наталья Николаевна
[21]

Матвеева Ирина Васильевна
[34]

Мороз Ольга Ивановна
[0]

Невилько Наталья Владимировна
[25]

Немкова Лариса Владимировна
[8]

Ноздрина Оксана Валентиновна
[33]

Песнин Иван Иванович
[27]

Попова Евгения Никифоровна
[6]

Попова Маргарита Ивановна
[0]

Предеина Ольга Дмитриевна
[0]

Пшеничникова Надежда Владимировна
[55]

Рыженкова Надежда Павловна
[31]

Сатубалдина Ирина Радиевна
[6]

Семенова Тамара Викторовна
[0]

Сенотрусова Светлана Владиславовна
[26]

Сорокина Наталья Викторовна
[16]

Суставова Любовь Анатольевна
[25]

Типикина Татьяна Сергеевна
[18]

Усольцева Ирина Владимировна
[0]

Фомягина Кристина Владимировна
[0]

Хаснулин Сергей Александрович
[6]

Чашкина Марина Валерьевна
[7]

Чебыкина Татьяна Владимировна
[28]

Чиркова Дарья Александровна
[0]

Филичкина Татьяна Васильевна
[0]

Шевцова Людмила Иннокентьевна
[0]

Шуртанбаева Батима Ильясовна
[33]

Щетинина Елена Леонидовна
[11]

Дорохина Оксана Николаевна
[9]

Асямолова Юлия Евгеньевна
[0]

Алимова Марина Андреевна
[40]

Гостюхина Ольга Игоревна
[26]

Волосникова Татьяна Петровна
[0]

Скутина Наталья Михайловна
[0]

Тюленева Елена Федоровна
[82]

Махно Елена Викторовна
[18]

Махота Анастасия Валерьевна
[19]

Асанова Елена Сергеевна
[0]

Сагомонян Аделина Альбертовна
[0]

Пестерева Светлана Фаритовна
[13]

Тушин Игорь Викторович
[8]

Тихонова Анна Юрьевна
[27]

Анохина Татьяна Сергеевна
[20]

Щукина Арина Ивановна
[0]

Баева Галина Николаевна
[16]

Берсенева Лариса Рудольфовна
[12]

Гараева Ирина Олеговна
[11]

Будилова Светлана Юрьевна
[12]

Жернаков Иван Сергеевич
[11]

Зайцева Анастасия Игоревна
[35]

Боронина Ирина Владимировна
[8]

Мартынова Полина Александровна
[0]

Михайлова Елена Евгеньевна
[20]

Пермякова Елена Витальевна
[12]

Подкорытова Светлана Семеновна
[22]

Соколова Тамара Тихоновна
[14]

Чиняев Денис Рафаилович
[7]

Шмунк Ольга Олеговна
[11]

Шепелина Лариса Дмитриевна
[32]

Ягубова Ирина Ивановна
[11]

Ермилова Надежна Александровна
[2]

Дурмуш Гульнара Борисовна
[27]

Блынский Виктор Олегович
[0]

Данилова Анастасия Владимировна
[0]

Пермякова Юлия Николаевна
[49]

Суханова Юлия Вячеславовна
[9]

Татаренков Вячеслав Юрьевич
[20]

Неупокоева Надежда Николаевна
[7]

Каландинская Галина Викторовна
[21]

Фурнье Анна Евгеньевна
[3]

Алексеева Юлия Викторовна
[15]

Илларионова Маргарита Ивановна
[2]

Косовских Екатерина Сергеевна
[15]

Долганцева Татьяна Евгеньевна
[12]

Кожевникова Наталья Семеновна
[0]

  • Воскресенье – мой любимый день недели, потому что этот день мы проводим всей семьей. Проводим этот день мы всегда по-разному: ходим в цирк, зоопарк или дельфинарий, недавно были в аквапарке и ездили на ферму где разводят страусов. Но чаще всего, если хорошая погода, мы с мамой и папой гуляем, и по воскресеньям ездим в парк на прогулку.
    В парке много развлечений: мы гуляем, катаемся на аттракционах, фотографируемся, а как то раз даже катались на лошадях. Этот день мне запомнился, лошади мне очень понравились. По воскресеньям в парке много людей, все гуляют целыми семьями. Мы тоже часто берем с собой на прогулку бабушку и дедушку. Они у меня очень активные и им нравится проводить с нами время, много гулять и везде ездить. Летом мы гуляем и едим мороженное, осенью собираем красивые листья для гербария, а зимой мы лепим снеговика, катаемся на горках и играем в снежки.
    Папа очень любит отдых на природе, по этому по воскресеньям мы часто выезжаем на природу на шашлыки. Пока папа жарит мясо, я и мама гуляем по лесу, собираем ягоды или грибы. А летом, в жаркую солнечную погоду, мы ездим на пляж. Там мы загораем и купаемся, играем с мамой и папой в мяч, гуляем по берегу и собираем ракушки и интересные камни. В любое время года воскресный день наша семья всегда проводит с пользой, а самое главное – все вместе.

    Сочинение Воскресная прогулка 5 класс по русскому языку

    В моей памяти храниться воскресная прогулка. У меня была возможность погулять с родителями по моему любимому парку. На улице стояла теплая осенняя погода. В воздухе пахло травой, а легкая прохлада напоминала о приближении зимних дней.
    Парк, в котором мы гуляли, был очень большим по площади. Там было очень много ухоженных зон оформленных в разных стилях.
    Первым делом мы направились в центр парка к небольшому озеру. На озере плавали дикие утки. Этих уток кормили все желающие. Посередине озера был сделан островок и домик для птиц. Работники парка на небольшой лодке подплывали к островку и насыпали в домик корм для птиц. Наблюдать за кормлением уток очень интересно.

  • Наш городской парк небольшой, но очень красивый. У самого входа расположены большие клумбы разных форм, с ранней весны до поздней осени они покрыты ярким цветочным ковром. Особенно красив этот ковер сейчас, летом: здесь и белые, и красные, и желтые, и голубые цветы. Стоит отцвести одним, как сразу же зацветают другие.
    Когда проходишь дальше по парковым дорожкам, окруженным аккуратными кустиками, попадаешь под тень многолетних деревьев. Здесь всегда немного прохладнее, чем в городе, и дышится легче, особенно после дождя. Листва у деревьев яркая, сочная, очень красиво смотрится она на фоне ясного голубого неба. Поднимешь голову к солнцу – залюбуешься!
    В дальней части парка есть небольшой пруд. Пейзаж там другой: уже нет аккуратных клуб и кустов, подстриженных по линеечке, местность больше похожа на лесной уголок, и в этом есть своя прелесть. На берегу пруда растут камыши, в воде плавают кувшинки. Иногда к воде прилетают дикие утки, и тогда на берегу собирается много народу, все хотят угостить пернатых обитателей водоема хлебом.
    Каждый день в парк приходит множество людей: и дети с родителями, и компании подростков, и пожилые люди. Каждый может найти себе здесь занятие по душе, особенно летом, когда возможностей для отдыха особенно много. Те, кто любит активно проводить время, катаются по парковым дорожкам на велосипедах, роликах и самокатах, занимаются на уличных турниках, играют в бадминтон, теннис и другие игры.

  • В выходные мы с родителями и друзьями ходим отдохнуть в нашем городском в парке. Сейчас лето и на улице очень жарко, но в парке в тени деревьев очень приятно прятаться от жгучего солнца. Вокруг огромное количество палаток с мороженым и другими вкусными сладостями. Вдоль парковых аллей стоят деревянные скульптуры, изображающие сказочных персонажей. Здесь есть Золушка и Белоснежка, Черномор со своей свитой, Буратино с Мальвиной, Курочка Ряба и Колобок, и много других любимых сказочных героев.
    Белка грызет шишкуКроме того, в парке очень много пушистых белок. Они совсем не боятся людей и берут орешки и семечки прямо из рук. Отбегают недалеко и смешно едят свою «добычу». А все что не могут съесть, запасают на зиму, хотя и зимой в парке им не придется голодать.
    На одной из аллей размещен маленький зоопарк, где дети могут посмотреть на диких животных. Все они появились в этом зоопарке после того как их раненных или заболевших находили в ближайших лесах егеря. Животных лечили и потом оставляли в вольерах, чтобы взрослые и дети могли ближе познакомится с обитателями лесов в нашем крае. Там можно увидеть лисиц, волков, дикого кабана, енота, зайцев, косуль, оленей и много других лесных жителей.
    Еще в нашем парке есть много интересных развлечений. Особенно нам нравится аттракцион с растянутыми канатами и подвесными лестницами. На нем можно ощутить себя в джунглях и представить, что мы с ребятами соревнуемся в ловкости с Тарзаном. Этот аттракцион называется «Веревочный парк». А кроме того, мне очень нравится колесо обозрения, которое поднимается выше деревьев и за парком можно увидеть березовую рощу, где можно собирать грибы и ягоды. А дальше до самого горизонта тянется бескрайнее поле, усеянное красивыми полевыми цветами: васильками, ромашками и маками.
    По нашему парку можно гулять без конца. Парк расположен на берегу озера. Вдоль озера растянулся пляж с чистым золотистым песком. Озеро не очень глубокое, вода в нем быстро прогревается и поэтому купаться разрешается хоть целый день. Озеро очень красивое и в нем водится рыба. На лодочной станции можно взять напрокат лодку, катамаран, надувной матрас. А также можно весело провести время на аттракционе «Зорб». Это огромный прозрачный шар, который спускают на воду, и ты внутри него можешь шагать по воде. Очень велело и захватывающе.
    А в камышах возле одного берега озера живет пара прекрасных белых лебедей. Они совсем ручные и берут еду прямо из рук людей,Белый лебедь которые отдыхают на пляже. Лебеди даже зимой остаются на озере и прячутся от стужи в красивом домике, построенном специально для них. Зимой в парке тоже много интересного. На озере замерзает лед и его превращают в огромный каток, а крутые берега используют в качестве горок для спуска на санках и лыжах. Все это можно тоже взять на прокат.
    Я очень люблю гулять в парке. Там никогда не бывает тоскливо, и всегда много людей. Летом купаешься в озере, зимой катаешься на санках, осенью и весной можно просто прогуливаться и любоваться красивыми деревьями и цветами.

  • В самом конце парка находится небольшое озеро, по нему плавает пара лебедей. Их присутствие добавляет романтики и живости в общий фон рощи. Влюблённые зачастую сравнивают свою любовь с лебединой, фотографируются на их фоне, а маленькие детки вовсе приходят в восторг от этих гордых птиц.
    Берег озера усыпан камнями, на которых гости парка пишут своё имя. Этот ритуал напоминает стену памяти, чтобы парк тоже запомнил своих гостей.
    Роща в парке разрастается с каждым годом. Ведь студенты, волонтеры, да и просто местные жители занимаются посадкой деревьев. Больше всего мне приглянулись берёзы – символ России. Они хрупкие, тонкие с зелёными листочками и чёрными насечками. Каждое дерево подписано, тем самым, мы можем посадить своё дерево и приходить к нему, следить за его ростом.
    Для человека важно иметь что-то своё, особенно если это связано с природой. Работники парка подготовили новые места в роще для посадки деревьев, кто знает, может завтра, именно ты захочешь посадить своё дерево. Это могло бы стать хорошей семейной традицией и примером для детей.
    Время в парке пролетает мгновенно. Кажется, что ты только пришёл, но вот уже город запылал фонарями, и машины несутся вдаль. Парк закрывается и людям спешат по своим делам. Завтра его ворота снова откроются для новых мечтателей.

  • Я очень люблю воскресенье, потому что этот день мы обычно проводим всей семьёй. Мы ходим в цирк, на различные концерты, в зоопарк, в кино, в дельфинарий, а недавно были в аквапарке. Также очень часто, если на улице стоит хорошая погода, мы с родителями гуляем по городу, отдыхаем в парке.
    В парке много развлечений на любой вкус: здесь можно и покататься на аттракционах, и сфотографироваться, а один раз я даже покатался на лошадях. Этот день я буду помнить долго, лошади были очень красивыми и я получил непередаваемые ощущения. По воскресеньям в парке можно встретить много знакомых, все отдыхают здесь целыми семьями. Часто и мы зовём с собой на прогулку бабушку и дедушку. Они у меня очень активные и любят проводить с нами время, да и так они много гуляют и путешествуют. Летом по воскресениям мы гуляем и едим мороженое, осенью собираем красивые листья для гербария, а зимой лепим снеговиков и снежных баб, катаемся с горок и играем в снежки.
    Папа очень часто устраивает нам отдых на природе, по крайней мере, один раз в месяц по воскресеньям мы выезжаем на природу на шашлыки. Папа везёт нас в лес, готовит мангал, ставит палатку, жарит шашлыки, в чём-то мы ему помогаем, но в основном он всё делает сам. Пока папа жарит мясо, мы с мамой гуляем по лесу, собираем ягоды или грибы. А летом, когда на улице стоит жаркая погода, мы ездим на пляж. Там всегда есть чем заняться: мы загораем и купаемся, играем с мамой и папой в разные активные игры и просто гуляем по берегу, собирая интересные камешки и ракушки. Любой воскресный день для нашей семьи – это настоящий праздник, который мы всегда проводим вместе!

  • Мы с родителями и нашим любимым псом часто ходим в парк, где наслаждаемся свежим воздухом и прекрасной природой в любое время года. Летом парк весь в зелёном цвету и невероятно красивый, осенью здесь в основном присутствуют жёлтые и оранжевые тона, что тоже выглядит очень красиво. Здесь есть всё, чтобы люди смогли хорошо отдохнуть: скамейки, аттракционы и прекрасные пейзажи.
    Иногда я замечаю, что люди просто стоят и вдыхают воздух, в утреннее время он особенно свеж. Действительно, воздух в нашем парке самый чистый во всём городе. Здесь не бывает запаха выхлопных газов и бензина, которые так надоели нам в городской жизни. В парке просто можно отдохнуть от городской суеты. Моя собака очень любит здесь резвиться, ведь только в парке можно побегать от души, погоняться за мячиком и поваляться в траве.
    В зимнее время парк становится сказочно белым. В это время года здесь почти нет людей, но очень красиво. Мы с родителями и зимой любим прогуливаться по парку и наслаждаться природой. Здесь можно поиграть в снежки, покататься на лыжах или слепить что-нибудь из снега. Как говорит мой папа, зимний парк – это настоящий рай для лыжников, так как здесь часто встречаются люди, любящие этот вид спорта. Жаль только, что зимой долго не погуляешь, так как на улице довольно холодно и уже через пару часов начинаешь сильно мёрзнуть.
    В эти выходные мы снова планируем пойти в парк и нагуляться на все будни. В здоровом теле, здоровый дух и это в большей степени зависит от прогулок на свежем воздухе.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Прогулка в парке» читают:
    Сочинение на тему «Природа»
    Сочинение на тему «Прогулка в лесу», 4 класс

  • Мизаушева Леонора Германовна   №  284-885-569

    Цели урока-викторины:

    Образовательные: осмысление нравоучительного содержания и загадочного сюжета сказки; выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке, детальный разбор.

    Развивающие: развитие монологической и диалогической речи обучающихся; развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); развитие навыков выразительного чтения, пересказа; развитие воображения, фантазии; расширение словарного запаса;

    Воспитательные: формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей; выявление актуальности произведения для современных школьников; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.

    Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

    Оборудование: Компьютер. Проектор. Экран. Презентация “Литературная викторина”. Столики для игроков с сигнальными кнопками. Фишки золотого и серебряного цвета. Медаль для победителя.

    Ход викторины:

    От класса выбирается 6 игроков (или по одному представителю от класса при игре в параллели 5 классов). Ведущий задает вопрос, первый, кто нажимает сигнальную кнопку, даёт максимально приближенный к тексту ответ. Правильный ответ выводится на экран. За полный ответ даётся золотая фишка, которая оценивается в один балл, за частичный ответ даётся серебряная фишка и оценивается в пол балла. Дополнять ответы могут болельщики, которые также имеют право на фишки. В конце игры подсчитываются баллы, и определяется победитель.

    Ход нетрадиционного урока-викторины.

    Организационный момент.

    Ведущий-учитель объясняет правила литературной викторины.

     (Слайд 1.) Мы с вами прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем – Антонием Погорельским и  с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе… И сегодня наша игра посвящается этой сказке.

    Вступление.

    (Слайд 2. )По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

    (Слайд 3. )Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад. Кто же такой этот человек?

    (Слайд 4. )Это, как вы уже догадались,  Антоний Погорельский, настоящее имя которого Алексей Алексеевич Перовский.

    (Слайд 5. ) Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского. Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. К  Алексею  граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    (Слайд 6. )Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. 

    (Слайд 7. ) Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

    (Слайд 8. ) Антоний Погорельский вел жизнь прилежного чиновника, стал одним из учредителей «Общества любителей российской словесности». В 1812 году воевал с Наполеоном. В 1816 г. вернулся в СП, но на его попечении осталась сестра с племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

    (Слайд 9. ) Здесь  Погорельский сочинил первые в России фантастические повести. Сначала, в 1825 году, он опубликовал  «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», сказка “Чёрная курица, или подземные жители”.

    (Слайд 10. ) Летом 1836 года А.Погорельский для лечения «грудной болезни»  поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве.

    (Слайд 11. ) Мы коротко познакомили гостей нашей викторины с замечательным автором Антонием Погорельским и теперь самое время пригласить участников литературной викторины на сцену. Итак, на сцену приглашаются___________________________________.

    Желаем всем вам удачи! Будьте внимательны и быстры.

    А за ходом нашей викторины будут следить члены жюри ___________________________.

    Итак, все готовы? И мы начинаем!

    Викторина.

    (Слайд 12. ) Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

    (Слайд 13. Вопрос 1) И теперь, мы можем задать вам первый вопрос.

    Так кто же был этот мальчик, для которого и была написана сказка «Черная курица»? Кто же этот мальчик Алёша?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 14. ) Посмотрим на экране правильный ответ.

    И действительно, это Алексей Николаевич Толстой.

    (Слайд 15. )  Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как теперь.

    А теперь второй вопрос: Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 16. )Правильный ответ:  

    Исаакиевская  площадь, Конногвардейский манеж, монумент Петра Великого, Адмиралтейство.

    (Слайд 17. ) В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно; но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг.

    А какие книги любил читать Алеша и почему?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 18. ) Смотрим на экран….

    Учитель был родом немец, а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, — и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частию состояла из книг сего рода.

    (Слайд 19.) К дому этому принадлежал довольно пространный двор, отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдохновения играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору.

    Внимание вопрос: А зачем он это делал?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 20. ) Всё внимание на экран:

    Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия.

    (Слайд 21.)А теперь у нас видеовопрос. Посмотрите отрывок из мультфильма «Черная курица» и скажите, все ли соответствует содержанию книги?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 22) Слушаем правильный ответ.  

    Алеша спас Чернушку от кухарки, а не от коршуна. (Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.)

    (Слайд 23.) Отдохнули, идем дальше!  Тринушка хотела бежать к учителю жаловаться, но Алеша не допустил ее. Он прицепился к полам ее платья и так умильно стал просить, что она остановилась.

    Что отдал Алеша кухарке Тринушке за жизнь Чернушки? И почему этот предмет был ему так дорог?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 24. ) Смотрим на экран:

    Алеша вынул из кармана империал, составлявший всё его имение, который берег он пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки…

    (Слайд 25.) В тот день, когда Алеша спас Чернушку, все готовились к встрече очень важного гостя.

    А кто был этот гость и чему так был удивлен Алеша, когда увидел его?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 26. ) Давайте проверим, правильный ли дан ответ.  

    Гостем был директор. Алеша, к крайнему удивлению,  увидел… не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок! Когда вошел он в гостиную, Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак, бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно.

    (Слайд 27.) Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем.

    А что же такое шандалы?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 28. )Совершенно верно.

    Это подсвечники.

    (Слайд 29. ) Тут только Алеша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами: она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…

    Какие были последствия такого необдуманного поступка Алеши?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 30. ) Слушаем правильный ответ:

    Лишь только они подошли к двери, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья… Вдруг сделалась

    большая-большая, выше рыцарей, — и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом.

    — Ты добрый мальчик, — сказала курочка,  — но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты ничего не трогал в комнатах старушек, — несмотря на то, ты не мог утерпеть, чтобы не попросить у кошки лапку. Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарей — и я насилу с ними сладила!

     А теперь наши участники немного отдохнут, а следующий вопрос будет для наших зрителей. Просим с места не выкрикивать, а если кто-то выкрикнет, то игрок этого класса будет оштрафован, а это значит, что игрок лишается одного жетона. Чтобы дать ответ нужно быстро поднять руку.

    (Слайд 31. ) Итак вопрос.

    Опишите залу, в которую попал Алеша после длинных подземных переходов.

    (Ответ болельщиков)

    (Слайд 32. )Правильно ли ответили наши болельщики? Проверяем…  Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках.

    (Слайд 33. ) На следующую ночь Алеша опять оделся и пошел за курицею. Опять вошли они в покои старушек, но в этот раз он уже ни до чего не дотрагивался.

    Вопрос игрокам: А что же произошло на этот раз?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 34. ) Всё верно, всё внимание на экран…

    Фарфоровые куклы кивали Алеше головою, но он помнил приказание Чернушки и прошел не останавливаясь, однако не мог утерпеть, чтоб мимоходом им не поклониться. Куколки тотчас соскочили со стола и побежали за ним, всё кивая головою. Чуть-чуть он не остановился — так они показались ему забавными; но Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.

    (Слайд 35. ) Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. ….Долго смотрел Алеша на них молча и только что хотел подойти к одному из них с вопросом, как отворилась большая дверь в конце залы… Все замолкли, стали к стенам в два ряда и сняли шляпы. В одно мгновение комната сделалась еще светлее; все маленькие свечки еще ярче загорели — и Алеша увидел …

    Внимание вопрос: А что же он увидел?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 36. )Проверяем, правильный ли дан ответ…

    Двадцать маленьких рыцарей попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями.  Алеша тотчас догадался, что это должен быть король.

    (Слайд 37.) За спасение министра король решил щедро отблагодарить Алешу. Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.

    Итак, вопрос: Так что же пожелал Алеша и как король отреагировал на его пожелание?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 38. )Ответ верный!  

    — Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.

    — Не думал я, что ты такой ленивец, — отвечал король, покачав головою. — Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание.

    (Слайд 39.) Что же было подарено Алеше за спасение Чернушки и на каких условиях?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 40. ) Всё правильно!

    Король махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

    — Возьми это семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.

    (Слайд 41) В знак признательности за спасение министра было решено показать Алеше все подземные редкости. 

    А о каких редкостях шла речь?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 42. )Ответ на экране:

    Сначала министр повел Алешу в сад. Из сада пошли они в зверинец. Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол. Далее они поехали на охоту.

    (Слайд 43).  На охоте было повержено восемь крыс. После охоты Алеша задал вопрос министру.

    — Скажи, пожалуйста, зачем вы убили бедных крыс, которые вас не беспокоят и живут так далеко от вашего жилища?

    В этом и состоит следующий вопрос нашей игры. Ответьте на вопрос Алеши.

    (Ответ игроков)

    (Слайд 44. ) Если мы выслушали все ответы, то смотрим на экран: — Если б мы их не истребляли, — сказал министр, — то они вскоре бы нас выгнали из комнат наших и истребили бы все наши съестные припасы. К тому же мышьи и крысьи меха у нас в высокой цене, по причине их легкости и мягкости. Одним знатным особам позволено их у нас употреблять.

    (Слайд 45.) Министр очень удивился, что Алеша никогда не слышал о подземных жителях. Он сказал…

    — Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш? Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается…

    Вопрос: А почему подземные жители все реже стали показываться людям и какие последствия влекли за собой необдуманные поступки людей?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 46. )Вы абсолютно правы. Внимание на экран…:

    Потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны.

    (Слайд 47.) Вопрос для зрителей.

    На каком уроке Алеше пришлось впервые испытать волшебную силу конопляного семечка?

    (Ответ зрителей)

    (Слайд 48. )Вы хорошо изучили произведение, молодцы! Смотрим на экран:

    Исторический урок особенно беспокоил Алешу: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из Шрековой «Всемирной истории», и он не знал еще ни одного слова! Настал понедельник, и начались классы. От десяти часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона.

    (Слайд 49.)  Обладая новым даром, Алеша безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях.

    А что мешало Алеше насладиться успехом?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 50. ) Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.

    (Слайд 51.) Алеша сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Притом Алеша стал страшный шалун.

    А какова причина шалостей Алеши?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 52. )Проверяем….  

    Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.

    (Слайд 53.) Когда Алеша потерял конопляное зернышко, Чернушка вернул его, сказав следующее:

    — Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне всё, что тебе о нас известно… Алеша! К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего…

    А какое свойство человека худшее? И что говорил Чернушка о пороках?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 54. ) Верно, худшее свойство человека — неблагодарность.

    — Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

    (Слайд 55.) Учитель согласился простить Алешу только с одним условием, если тот признает вину свою и  расскажет, когда же он выучил урок. Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…

    Какова была реакция учителя на рассказ о подземных жителях?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 56. )Проверим, правильный ли ответ был дан…

     Учитель не дал ему договорить…

    — Как! — вскричал он с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. Этого слишком уже много. Нет, дети! Вы видите сами, что его нельзя не наказать!

    И бедного Алешу высекли!!

    (Слайд 57.) Вдруг кто-то дернул за одеяло… Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка.

    Внимание, вопрос! В каком виде предстала Чернушка в последний раз и что так ужаснуло Алешу?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 58. )Смотрим на экран…

    Чернушка предстала не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале. Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!..

    (Слайд 59.) Что стало с подземными жителями, и как сложилась дальнейшая жизнь Алеши?

    (Ответ игроков)

    (Слайд 60. )К сожалению, всё так и произошло…

    Подземные жители вынуждены были оставить свое жилье и уйти навсегда. А Алеша, после долгой болезни, старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг — которых, впрочем, ему и не задавали.

    (Слайд 61.) И последний вопрос к залу. Мы можем немного порассуждать, пока жюри подводит итоги викторины.

    Каковы нравственные уроки жизни, которые даёт нам сказка «Черная курица»?

    (Несколько вариантов ответов из зала)

    Обобщение.

    (Слайд 62. )  Итак, подведем итог:

    Нравственные уроки жизни:

    Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

    Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

    Надо быть строгим к себе.

    (Слайд 63. )Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и

    уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

    Награждение победителей.

    (Слайд 64. ) Мы закончили нашу викторину и можем объявить победителей!

    И УМНИКОМ (УМНИЦЕЙ) нашей викторины становится _________________________________________________________

    Поздравляем победителя! Всем спасибо! До новых встреч!

    Источники:

    1.Автор «Чёрной курицы». — Детский сказочный журнал «Почитай-ка» http://www.cofe.ru/read-ka/article.asp?heading=87&article=8904 .

    2.Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»  Ефименко Наталья Викторовна   http://festival.1september.ru/articles/596888/

    3. А.Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» — поисковая система Яндекс.

    4. Рисунки – поисковая система Яндекс.

  • Чему учит рассказ холодная осень бунин
  • Чему учит рассказ человек на часах лескова
  • Чему учит рассказ филипок л н толстого
  • Чему учит рассказ пушкина барышня крестьянка
  • Чему учит рассказ телефон носова