Чему учит рассказ человек в футляре

Слайд 1 текст слайда: антонпавловиччехов1860 1904 слайд 2 текст слайда: дом, где родился будущий писательа.п.чехов родился 1729 января 1860
Слайд 1

АнтонПавловичЧехов(1860 — 1904)

Текст слайда:

Антон
Павлович
Чехов
(1860 — 1904)


Слайд 2

Дом, где родился будущий писательА.П.Чехов родился 17(29) января 1860 г. в городе Таганроге. Оба деда –

Текст слайда:

Дом, где родился
будущий писатель

А.П.Чехов родился 17(29) января 1860 г. в городе Таганроге. Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными.


Слайд 3

Родители Отец А.П.Чехова - Павел Егорович Чехов был купцом и имел в Таганроге бакалейную лавку. Мать -

Текст слайда:

Родители

Отец А.П.Чехова — Павел Егорович Чехов был купцом и имел в Таганроге бакалейную лавку. Мать — Евгения Яковлевна – домохозяйка

«Отец и мать — единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал»,- писал А.П.Чехов


Слайд 4

В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую Мужскую классическую гимназию

Текст слайда:

В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую Мужскую классическую гимназию


Слайд 5

Таганрогская гимназияВ этой гимназии учился А.П. Чехов вместе со своим братом Иваном. В этот период в семье

Текст слайда:

Таганрогская гимназия

В этой гимназии учился А.П. Чехов вместе со своим братом Иваном. В этот период в семье были финансовые проблемы, поэтому Антону пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством.


Слайд 6

В 1879 г. Чехов закончил гимназию.

Текст слайда:

В 1879 г. Чехов закончил гимназию.


Слайд 7

В 1879 г. Чехов поступил на медицинский факультет Московского

Текст слайда:

В 1879 г. Чехов
поступил на
медицинский
факультет
Московского
университета


Слайд 8

Врачебная практикаРаботал уездным врачом в Воскресенске

Текст слайда:

Врачебная практика

Работал уездным врачом в Воскресенске
в Чикинской больнице.

Затем в Звенигороде заведовал больницей.


Слайд 9

Творчество Заканчивая университет, он уже был автором многих великолепных произведений, в которых внешний комизм и весёлость

Текст слайда:

Творчество

Заканчивая университет, он уже был автором многих великолепных произведений, в которых внешний комизм и
весёлость сочетаются
с сатирическим обличением человеческих пороков (двуличие, чинопочитание, равнодушие, жадность, мелочность).


Слайд 10

«Хамелеон» В «Хамелеоне» главный герой

Текст слайда:

«Хамелеон»

В «Хамелеоне» главный герой рассказа – полицейский надзиратель с говорящей фамилией Очумелов, подобно ящерице, мгновенно приспо-сабливается к окружающей среде.Но меняет он не окраску. Он кардинально меняет свои мнение, взгляды, решения.
Очумелов и городовой Елдырин воплощают собой произвол властей в отношении простых жителей.


Слайд 11

«Хамелеон» Но жертва произвола – «маленький человек» Хрюкин – в случившемся виноват сам: тыкал для смеха цигаркой

Текст слайда:

«Хамелеон»

Но жертва произвола – «маленький человек» Хрюкин – в случившемся виноват сам: тыкал для смеха цигаркой в морду собаки. Как Очумелова, так и Хрюкина отличает рабская психология.
Единственный «персо-наж», вызывающий сочу-вствие, – это собачка, судьба которой зависит от того, кто ее хозяин.


Слайд 12

«Толстый и тонкий» Искренняя радость встречи сменяется сплошным раболепием «тонкого» перед «толстым», имеющим чин тайного

Текст слайда:

«Толстый и тонкий»

Искренняя радость встречи сменяется сплошным раболепием «тонкого» перед «толстым», имеющим чин тайного советника. «Толстого» ситуация раздра-жает, он спешит расстаться с семейством «тонкого».
Чехов высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью.

Сюжет предельно прост: неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.


Слайд 13

«Толстый и тонкий»Трагизм заключается в потере людьми своего «я», утрате чувства собствен-ного достоинства. Чехов говорил, что

Текст слайда:

«Толстый и тонкий»

Трагизм заключается в потере людьми своего «я», утрате чувства собствен-ного достоинства.
Чехов говорил, что человек станет лучше, если ему показать, каков он есть на самом деле. И всегда испытывал душевную боль за человечество, призывая «по капле выдавливать из себя раба».


Слайд 14

«Смерть чиновника» Сюжет рассказа предельно лаконичен. Мелкий чиновник Червяков случайно в театре, чихнув, обрызгал

Текст слайда:

«Смерть чиновника»

Сюжет рассказа предельно лаконичен. Мелкий чиновник Червяков случайно в театре, чихнув, обрызгал сидевшего перед ним генерала. Навязчивые попытки извиниться приводят в бешенство генерала. Его «вон!» приводит Червякова к смерти.


Слайд 15

Чехов пытается протесто-вать против подавления человеческой личности. «Маленький человек» в рассказе и комичен, и жалок.

Текст слайда:

Чехов пытается протесто-вать против подавления человеческой личности. «Маленький человек» в рассказе и комичен, и жалок. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства. Червяков выступает как жертва собственной рабской психологии. Чехов высмеи-вает чинопочитание, лиша-ющее человека всего человеческого.


Слайд 16

«Тоска» Тема одиночества человека в обществе. Главный герой Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронил

Текст слайда:

«Тоска»

Тема одиночества человека в обществе. Главный герой Иона Потапов — старый извозчик, недавно похоронил сына. На сердце тяжело и хочется выговориться. Но люди глухи к чужому горю. В итоге Иона изливает душу своей лошадке: не отвернется, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.
Рассказ актуален и сегодня: человеческая черствость мешает людям проявить участие, сострадание, заботу…


Слайд 17

«Ванька»О нелегкой судьбе простого крестьянского мальчишки, который доведен до отчаяния бесчеловечными условиями существования, о чем и

Текст слайда:

«Ванька»

О нелегкой судьбе простого крестьянского мальчишки, который доведен до отчаяния бесчеловечными условиями существования, о чем и пишет письмо своему деду…


Слайд 18

Свои произведения о животных Чехов также адресовал детям, но проблемы в них ставил для взрослых…

Текст слайда:

Свои произведения
о животных
Чехов также адресовал детям, но проблемы в них ставил для взрослых…


Слайд 19

«Каштанка»Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессиро-вать её, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.

Текст слайда:

«Каштанка»

Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессиро-вать её, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними. Собачья преданность и рабская психология человека – тема для размышлений.


Слайд 20

«Белолобый» В рассказе А.П.Чехова

Текст слайда:

«Белолобый»

В рассказе А.П.Чехова «Белолобый» рассказывается о волчице и щенке. Эта история учит любви к животным, раскрывает перед нами их мир, их отношения, переживания, нужды. Часто они беззащитны перед человеком.
Волчица вместо ягненка похищает щенка – глупыша Белолобого. Волчица, несмотря на терзавший ее голод, не смогла лишить жизни маленького и безобидного щенка, который напомнил ей собственных детей. «Внутренние чувства» волчицы одержали верх над ее природными инстинктами.


Слайд 21

В 1890 году писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был

Текст слайда:

В 1890 году писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу.


Слайд 22

Сахалин На Сахалин его привело огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий,

Текст слайда:

Сахалин

На Сахалин его привело огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный и подневольный».  Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… Маршрут Сахалинского путешествия: Ярославль — Казань — Пермь — Тюмень — Сахалин. Через Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, Одессу он вернулся в Москву. 
Прожил полгода, посещал рудники, тюрьмы, произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек.


Слайд 23

Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин». Чехов осветил условия труда и быта местного

Текст слайда:

Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин».
Чехов осветил условия труда и быта местного населения, произвол чиновников и тюремных начальников.
Официальные лица России были вынуждены отреагировать и заняться установлением законности и наведением экономического порядка в этом отдалённом уголке Российской империи.


Слайд 24

«Палата №6»Тяжелый груз сахалин-ских переживаний явился основой одного из самых трагических чеховских произведений – повести «Палата №6».

Текст слайда:

«Палата №6»

Тяжелый груз сахалин-ских переживаний явился основой одного из самых трагических чеховских произведений – повести «Палата №6».

Это палата в сумасшедшем доме. Но это и символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять. Этих людей объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту палату их привели пережитые страдания.
В повести выдвинуты вечные философские проблемы: смысл жизни, значение страданий и разума человека. Чехов учит читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним.


Слайд 25

Мелихово Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для

Текст слайда:

Мелихово

Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей. Открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
Чехов посадил сотни фруктовых деревьев и розовых кустов. В огороде, кроме обычных для Подмосковья овощей, росли баклажаны, кукуруза, сахалинская гречка.

В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой


Слайд 26

Чехов - врачЧехов у постели больного ребенкаЧехов часто посещал больных на дому. Спешил оказать помощь нуждающи-мся, не

Текст слайда:

Чехов — врач

Чехов у постели больного ребенка

Чехов часто посещал больных на дому. Спешил оказать помощь нуждающи-мся, не разделяя их на богатых и бедных. Никогда не брал за работу денег. А также отказался от возна-граждения, какое получают участковые врачи. Выражая уважение, мужики почтительно кланялись.


Слайд 27

Мелиховская школаС этим периодом связана постройка Чеховым трех сельских школ для крестьянских детей Он сам занимался сбором

Текст слайда:

Мелиховская школа

С этим периодом связана постройка Чеховым трех сельских школ для крестьянских детей

Он сам занимался сбором денег, искал подрядчиков, проверял счета, наблюдал за ходом работ. За общественную деятельность Чехову было пожаловано потомственное дворянство и орден Святого Станислава 3-й степени.


Слайд 28

Чехов и Толстой В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым, который

Текст слайда:

Чехов и Толстой

В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого.


Слайд 29

А.П.Чехов с женойО.Л.Книппер Чехов назвал «последняя страница моей жизни». Венчание состоялось 25 мая 1901 года в Москве.

Текст слайда:

А.П.Чехов с женой

О.Л.Книппер Чехов назвал «последняя страница моей жизни». Венчание состоялось 25 мая 1901 года в Москве.

После свадьбы Ольга Леонардовна не оставила московскую сцену, а Чехов по состоянию здоровья вынужден был жить на юге. Годы совместной жизни Чехова и Книппер – это история долгой разлуки, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки.


Слайд 30

В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Эта роль явилась вершиной

Текст слайда:

В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Эта роль явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» — это последнее произведение великого писателя и драматурга.


Слайд 31

Творчество писателя Летом 1904 г. Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резко-го обострения болезни,

Текст слайда:

Творчество писателя

Летом 1904 г. Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резко-го обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, он скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Похоронен в Москве.
За 26 лет творчества Чехов создал более 300 произведений (юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес). 
По произведениям Чехова осуществлено 245 экранизаций в России и около 200 зарубежных.


Слайд 32

Экранизациифильмы: «Анна на шее», «В городе С.», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Драма», «Медведь», «Мой ласковый

Текст слайда:

Экранизации

фильмы: «Анна на шее», «В городе С.», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Драма», «Медведь», «Мой ласковый и нежный зверь», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Шведская спичка», «Палата № 6», «Плохой хороший человек», «Попрыгунья», «Смешные люди!», «Степь», «Цветы запоздалые», «Человек в футляре»
фильм-спектакль: «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка»
фильм-балет: «Анюта», «Дама с собачкой»
м/фильмы: «Каштанка», «Белолобый»,
мюзикл: «Чайка»


Слайд 33

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового

Текст слайда:

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии.


Произносить его неприятно, оно невольно вызывает отвращение. «Как это пошло!» — многим приходилось так восклицать при виде чего-то низкопробного и безвкусного. Но понятие это достаточно многогранно.

Великолепное определение дал Владимир Набоков:

«Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».

Если попытаться выразить суть явления коротко, то пошлость — это нечто низменное с претензией на возвышенное. Применимо это не только к предметам, но и, как ни печально, к людям.

Цветистое жеманство

Пошлость нельзя оправдать модой. Ещё Мольер в комедии «Смешные жеманницы» высмеивал прециозный стиль. Галантные манеры, изысканные выражения, принятые в аристократических салонах, бездумно копировались в мещанской среде. В результате превращались в нечто абсурдное и даже пошлое.

…Лагранж и Дюкруази неблагосклонно были встречены кузинами Мадлон и Като. Как оскорбительно для девушек, что разговор начался с предложения законного брака! Никакой поэзии! Так все романы заканчивались бы на первой странице! И манеры-то у кавалеров не такие, и к нарядам претензии найдутся. Сами же барышни не забывали об изяществе, за речью тоже следили. К примеру, зеркало именовали не иначе, как «наперсник граций». А «удобства собеседования» — это всего лишь кресла.

Отвергнутые кавалеры прислали к жеманницам переодетых слуг. Пусть те изобразят всё то, что так нравится капризным барышням.

«Маскариль, мой слуга, слывёт острословом; в наше время нет ничего легче, как прослыть острословом. У этого сумасброда мания строить из себя важного господина. Он воображает, что у него изящные манеры, он кропает стишки, а других слуг презирает и зовёт их не иначе как скотами».

Картина Витторио Реджианини Фото: Источник
Мнимые маркиз и виконт отменно сыграли свои роли. Цветистые выражения заставили Мадлон и Като растаять от восторга: «Прелести же ваши предъявляют суверенные права на людей всех званий». А от наспех состряпанных стишков жеманницы потеряли остатки разума. Завершилась же шутка скандалом, весьма нелестным для взбалмошных девушек.

Примитивная незаурядность

…Есть люди, которые, на первый взгляд, безупречны. Но… Рядом с ними чувствуешь себя как будто не в своей тарелке. В манерах ли, в речи — нет-нет, да проскальзывает что-то неприятное. Если у одержимого показухой всё же сохраняется ощущение, что его благопристойность — лишь видимость, то пошлый человек на полном серьёзе считает себя чем-то незаурядным.

Иной свои скудные мыслишки воображает гениальными изречениями. Несладко придётся тому, кто в этом усомнится — его ждёт откровенное презрение. Нет, пошлые люди совсем не обязательно открытым текстом выразят недовольство. Но не упустят случая высмеять то, что дорого другому. И сделают это весьма изощрённо, от чего рана будет только глубже.

Чьи-то совершенно невинные слова любитель пошлости способен истолковать в самом невероятном (если не сказать — извращённом) значении. Комментарии порой делаются прилюдно, чтобы все показывали пальцем на объект насмешек.

Подобная манера поведения нередко становится способом привлечения к себе внимания. Пошлые натуры — часто совершенно неинтересные люди. Но им непременно надо блистать, их не устроит никакая другая роль, кроме мегазвёздной. А для этого оказываются хороши даже самые неприглядные средства.

Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства — главное в его произведениях. Действительно, пошлость и мещанство жизни людей — вот чем наполнены рассказы Чехова (в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка», «Человек в футляре», «Палат № 6» и многих других. А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами — людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом. Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе «Ионыч», в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в «трудах и одиночестве». Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами — таким нам рисуется главный герой. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, крикунов» — обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. «Где же пошлость и мещанство? Что обличает Чехов в этом рассказе?» — спросите вы. Сначала — семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску. В этой атмосфере формируется «новый» доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное «ожирение». И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений. Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С. Но самое страшное — то, что Старцев сам знает: он «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал, деградировал окончательно и бесповоротно. Нравственная жизнь этого человека завершена. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает. В рассказе»Крыжовник» деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой — Николай Чимша-Гималайский — решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже — навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном — на покупке дома: «Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник». Можно даже сказать, что главное его устремление — не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника. И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли «ваше высокоблагородие» и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода. «Вот так и становятся мещанами!» — думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он «опустился» нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем. Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут — пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе. Как же схожи образы Чимши-Гималайского и Оленьки из рассказа Чехова «Душечка»! Только если в рассказе «Крыжовник» звучит яркая и обличительная насмешка, ирония, то в рассказе «Душечка» мы чувствуем другое (иное) отношение автора к героине, его ироническое и, в то же время, презрительное отношение к ней. Да, Душечка тоже зациклена на одном интересе, да, она ограничена и замкнута. Чем? В чем? Почему? Своим стремлением обязательно кого-то любить. Сначала это был антрепренер Кукин, затем — управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом — ветеринар, после побега которого «сама Олечка постарела, подурнела…» Но самое главное — у героини не было своего мнения, и это -самое страшное. Душечка настолько была ограничена, что могла выражать только чье-то мнение, а своего не имела. У героини не было своей жизни, своих взглядов, а была лишь душа, которая потом полностью была отдана другим людям. Главным для нее было заботиться о ком-то, выражая чье-то мнение, соглашаться с ним. Как такового, человека Оленьки, дочери отставного коллежского асессора Племянникова, не было. В рассказе, думается, показаны не постепенное оскудение души героини, не ее нравственная деградация. Автор обратил внимание на самое страшное, что может быть, — отсутствие как души как таковой, отсутствие, как такового, своего мнения, отсутствие настоящего человека. Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное — человеческой души. И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они — его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет «рождать» ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: «пошлость пошлого человека».

Неоценённая «утончённость»

Иные личности очень хотят чувствовать себя причастными к чему-то возвышенному. Например, к науке или искусству. Однако внутренне расти, чтобы понять нечто серьёзное — это им не по вкусу. И тогда они используют «лёгкий» способ — стараются опустить высокое до себя.

Фото: Depositphotos

А раз такое желание есть, то находятся те, кои ему охотно подыгрывают. Скандальные подробности из жизни великих — это стало уже отличительной чертой массовой культуры. Сколько у кого из классиков литературы было любовниц, кому из учёных и с кем изменяли жёны — потребителей такой информации предостаточно. Причём достоверность этих «сенсаций» — вопрос далеко не первостепенной важности.

И вот личности с претензией на высокий интеллект «блистают» знанием подобных «истин». Бывает, поступают и так: запоминают два-три высказывания кого-то из великих. И начинается повторение этих цитат, часто неуместное. Сопровождается это непременно «умным лицом» и витиеватыми фразами в духе мольеровских жеманниц.

При этом склонные к пошлости личности на полном серьёзе считают себя утончёнными натурами с богатым внутренним миром. Таковыми они, понятное дело, не являются — это для окружающих очевидно. Но пошлые люди очень любят воображать себя страдальцами. Ещё бы: они ведь так мучаются из-за чёрствости других и непонимания!

Профилактика

Возможно ли бороться с пошлостью? Вряд ли есть смысл увещевать заражённых ею людей — они в ответ начнут лишь изливать свою желчь или всё повернут так, что перед ними же окажешься виноватым. Поэтому лучше критически посмотреть на себя.

Самое разумное — не пополнять собою ряды пошлых натур. Для этого бдительно следить за своей интеллектуальной и духовной пищей.

Бдительно следите за своей интеллектуальной и духовной пищей Фото: Depositphotos
Не стоит осуждать падких на пошлость людей. Они сами не очень-то счастливы, пусть и не осознают этого. Если вернуться к комедии Мольера, то в ней не только отвергнутые кавалеры, но и слуги поняли, что к чему: «Я вижу, здесь дорожат мишурным блеском и не ценят добродетели без прикрас». Любить в таком случае оказывается возможным лишь «ради их прекрасных глаз». Едва ли это способно кого-то осчастливить.

…Моральные принципы — и высокие и низкие — присутствуют в каждом человеке. Необходимо стараться развить первое и затормозить второе. Но беда, если человек нечто низменное в себе начинает почитать за возвышенное. Пошлость похожа на болезнь, при которой профилактика эффективнее, чем последующее лечение. А оно, увы, не всегда заканчивается полным выздоровлением.

Теги: моральные принципы, пошлость, показуха, манера поведения

Сочинения по русской литературе XX в.Анна Янсюкевич, 2009

2. Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова

А. С. Пушкин писал о Н. В. Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара — выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. С полным правом эти слова можно отнести и к А. П. Чехову, который всю свою жизнь посвятил именно борьбе с «пошлостью пошлого человека».

А. П. Чехов, прекрасный, благородный человек, мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но в реальной жизни, к сожалению, красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с хамством, грубостью, бездушием и пресмыкательством — со всем тем, что А. П. Чехов называет пошлостью. И во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство — все то, что уродует душу.

Самоуничтожение человека, лакейство, угодничество особенно были невыносимы А. П. Чехову. Так, например, в рассказе «Смерть чиновника» он повествует о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал генерала. Сама фамилия героя говорит о сущности этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.

В рассказе «Толстый и тонкий» на вокзале встречаются два приятеля. Они оба рады встрече, обнимаются, но когда тонкий узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг конфузится, бледнеет и начинает вести себя по-другому: «На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».

Такой тип людей отыгрывается на людях, стоящих ниже их по карьерной лестнице. Так, в рассказе «Хамелеон» перед нами предстает именно такой человек. Полицейский Очумелов, выяснявший в ходе повествования, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли ее хозяином. Если это высокопоставленное лицо, герой готов «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов начинал вести себя грубо, по-хозяйски.

Пошлость многолика, и А. П. Чехова особенно волновало, что пошлость заражает интеллигенцию. В рассказе «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, и он прекрасно знает, что условия в ней невыносимые: здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя, не реагирует на то, что делается в больнице. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Благодаря подобной философии герой приходит к тому, что примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения А. П. Чехов тоже называет пошлостью.

Особо А. П. Чехова тревожит то, что интеллигенция — люди, призванные вести за собой народ — превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Так, в рассказе «Ионыч» перед читателями предстает молодой умный человек, который попадает в серый, затхлый городишко. Он много работает, живет отшельником, презирает обывателей, с которыми не о чем говорить. Интересы жителей города ничтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как другие. Казалось бы, ничего особенного, ведь такое происходит на каждом шагу. Время меняет людей. Но страшная правда, так талантливо показанная А. П. Чеховым, открывает глаз на многое. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя утопил и стал похожим на обывателей, то это духовная смерть. В жизни не остается больше ничего, как есть, пить, копить деньги неизвестно зачем, быть «живым трупом». Накопительство разрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни. Старцев мало сопротивлялся, любовь его к Екатерине Туркиной тоже была мала, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если женится на ней. Мужики и больница уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число.

История превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого зовут теперь только Ионычем, занимает А. П. Чехова менее двадцати страниц, но становится очевидно: в жизни со многими происходит эта метаморфоза. Почти все в юности имеют идеалы, желание принести пользу обществу, но в зрелости многими завладевает стремление к сытости, к благополучию, к почестям и «теплым» местам. Они прикрываются пошлыми фразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как микроб, сидит, спрятавшись, все тот же «Ионыч». Своим рассказом А. П. Чехов предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

А. П. Чехов в своих рассказах не просто показывает пошлость обывателей, но он стремится вскрыть причины порождающие Червяковых и им подобных. Прежде всего это социальная действительность. В обществе существовало как бы два класса: власть имущих и рабов. На службе было принято беспрекословное подчинение, что порождало страх, поклонение, унижение. Другой причиной, порождающей пошлость, являлась общественная среда. В рассказе «Ионыч» видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посещал. Речи Старцева о честном труде вызывали непонимание и обиду. Единственно «интересной и образованной» семьей в городе считалось семейство Туркиных, но, узнав членов семьи, читателям становится видно, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, равнодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека.

А. П. Чехов устами учителя Никитина из рассказа «Учитель словесности» восклицает: «Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Но ведь есть другой мир: мир, где люди творят, сочиняют, мучаются, но живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.

Ведь А. П. Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таким, например, мы видим доктора Дымова из рассказа «Попрыгунья». Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он умирает, спасая больного ребенка. Таким образом, А. П. Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.

Раскрывая перед нами болезнь эпохи, т. е. пошлость, заразившую все общество, А. П. Чехов своим творчеством хотел не изменить его, то хотя бы заставить людей задуматься, увидеть себя со стороны, поскольку исправлять подобные болезни можно только изнутри, начиная с себя.

Благородная цель, труд и любовь — вот то, что может победить «пошлость». К этому и призывал А. П. Чехов в своих произведениях. Рассказы А. П. Чехова чрезвычайно актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, далеко не изжиты.

  • Чему учит рассказ цветик семицветик
  • Чему учит рассказ человек невидимка
  • Чему учит рассказ чарушина страшный рассказ
  • Чему учит рассказ царевна
  • Чему учит рассказ чехова казак