Чему учит рассказ чехова хамелеон

Рассказ хамелеон чехова, отзывы о котором собраны в этой статье, впервые был напечатан в журнале осколки в 1884 году. автор

Рассказ «Хамелеон» Чехова, отзывы о котором собраны в этой статье, впервые был напечатан в журнале «Осколки» в 1884 году. Автор подписался своим псевдонимом А. Чехонте. Это произведение было переведено на многие иностранные языки, в России включено в школьную программу, считается обязательным для прочтения. Рассказ даже был экранизирован. В 1971 году он стал частью комедийного телефильма Игоря Ильинского и Юрия Саакова «Эти разные, разные, разные лица…», а в 2009 году лег в основу анимационного короткометражного фильма Алексея Демина «Очумелов».

Сюжет рассказа

Рассказ «Хамелеон» Чехова, отзывы о котором приведены в этой статье, повествует о полицейском надзирателе по фамилии Очумелов. В один из дней на базарной площади он становится свидетелем возмутительного инцидента.

Мастер Хрюкин демонстрирует толпе свой указательный палец, за который его укусил борзой щенок. Толпа начинает выяснять, кому принадлежит собака, является ли генеральской или бродячей. Очумелов, в зависимости от того, как изменяется статус животного, то грозится его истребить, то обещает засадить самого Хрюкина.

Вывод и свое мнение

В центре произведения, безусловно, является поведение полицейского надзирателя Очумелова. Обладая подвижной, приспособленческой натурой, он с легкостью менял свое решение в зависимости от ситуации в более выгодную для себя сторону. В своих действиях надзиратель руководствовался не законом но, прежде всего, собственными интересами, что не делает ему чести. Примечательно, что люди, собравшиеся на площади, воспринимали подобное поведение как должное, и не возмущались двуличием полицейского. Таким образом, писатель не только продемонстрировал человеческие пороки в лице главного героя, но и показал проблемы в социуме, которые остаются насущными и по сей день.

Жанр произведения

В отзывах о рассказе Чехова «Хамелеон» читатели отмечают, что он относится к одному из самых любимых жанров у писателя — юмористическому. В раннем периоде своего творчества автор создал целую серию подобных произведений, в которых высмеивал всевозможные человеческие недостатки.

В своих рассказах Чехов использует различные приемы. Например, в «Хамелеоне» применяет говорящие фамилии. Они подчеркивают какую-то важную черту в облике героя или характере самого персонажа.

Так, фамилия мастера, которого укусила собака, Хрюкин. Это полностью соответствует его одутловатому, полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и за счет явного несоответствия фамилии и должности, которую занимает персонаж. Например, Хрюкин работает золотых дел мастером.

Еще один юмористический прием — речь персонажей. В ней множество просторечных и жаргонных выражений, а также экспрессивной и эмоциональной лексики. Грубые выражения, которое постоянно использует Очумелов, говорят о его низком культурном уровне.

Краткое содержание «Хамелеон» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Хамелеон

Число страниц: 3. Антон Чехов. «Хамелеон. Рассказы». Издательство «Лениздат». 2013 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1884 год

Анализ «Хамелеона»

По отзывам о книге «Хамелеон» Чехова можно составить полноценное впечатление об этом произведении. Основной в рассказе является тема хамелеонства.

Писатель от души потешается над теми, кто мгновенно меняет свою точку зрения, в зависимости от тех или иных обстоятельств. Тема хамелеонства хорошо заметна не только в описываемой комической ситуации, но и в речи персонажей. Например, полицейский надзиратель Очумелов, узнав, что собака может принадлежать генералу, начинает явно заискивать перед ней. Это все свидетельствует о его продажности и сильной зависимости от влиятельных людей города.

Очумелов подчеркнуто свысока относится к своим подчиненным. Но в тоже время сам готов унижаться и пресмыкаться перед людьми, обладающими властью и деньгами.

Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». план-конспект урока (7 класс) на тему

Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

Задачи урока:

— обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

— развивающие: способствовать развитию навыка по анализу художественного произведения, развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

— воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературному чтению через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

Словарная работа:

юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

ХОД УРОКА.

— Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством А. Чехова. (Слайд 1)

— Давайте вспомним биографию писателя. (Выступления учеников) Слайды 2, 3, 4)

— Ребята, а с каким произведением А. П. Чехова мы знакомы? ( «Ваня»).

— А сейчас вспомним о ком и о чем это произведение? (Слайд 5)

— Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

— А сейчас мы с вами прослушаем видеозапись произведения А. П. Чехова «Хамелеон».

Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

— Давайте посмотрим значение слова «Хамелеон». (Слайд 6)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос: Где происходит действие рассказа? ( На базарной площади).

Вопрос: Что случилось на базарной площади? Как ведет себя Очумелов?

Вопрос: Кто является виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

(«…шагает к сборищу.»)

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (Пересказ текста, зачитать реплики О.)

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала — Хрюкин, потом — свинья, болван)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит — от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос: Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций — от начальственно — повелительных до рабски – трусливой). Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина, затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин).

Вопрос: Почему рассказ назван «Хамелеон»?

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

— Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

( От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

— Что такое юмор?

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

-Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?

-Что несут служители закона? (Вывешиваются рисунки).

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный? (Конфискованный — отобранный.)

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов — от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий” — юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Домашнее задание.

Прочитать и пересказать произведение А. П. Чехова «Хамелеон»

Особенности рассказа «Хамелеон»

В отзывах по произведению «Хамелеон» Чехова можно узнать об особенностях рассказа. В основе сюжета этого произведения лежит анекдот, то есть короткая, забавная и занимательная история.

Также среди особенностей стоит выделить то, что большую часть текста занимают диалоги, описание происходящего максимально минимизировано. Оно больше напоминает авторские ремарки. Рассказ иногда даже становится похожим на драматическое произведение. На первый план выходят внутренние, а не внешние события, психологическое состояние людей.

Чехову удается ярко описать парадоксальное отношение Очумелова к ситуации. С одной стороны, он хочет выслуживать перед генералом, а с другой — показать свою значимость перед народом. Постоянно меняется и настроение толпы, она тоже представляет собой своеобразного хамелеона.

Композиция рассказа

В отзывах о «Хамелеоне» Чехова читатели отмечают, как умело писатель выстраивает композицию. Экспозицию он создает буквально несколькими штрихами, давая зарисовку сонной площади.

В завязке читатель знакомится с Очумеловым, который, еще ничего не понимая, произносит: «Кто кричал?». При этом как таковая классическая кульминация напрочь отсутствует.

В рассказе преобладают восклицательные предложения. Ведь полицейский надзиратель чувствует свою власть, поэтому его речь в основном состоит из кричащих и повелительных интонаций.

Характеристика персонажей

В названии рассказа отражается вся сущность главного героя Очумелова. Именно он главный хамелеон. Все, что происходит, кажется забавным только с первого взгляда.

В самом начале полицейский-надзиратель стремится создать видимость добросовестной службы, оказавшись на базарной площади. Он вникает во все дела и происшествия. Поэтому, естественно, стремится разобраться в том, что произошло с Хрюкиным. Он ругается, грозит штрафом всем окружающим, пока не узнает, что виновницей стала обычная собачонка, которая, возможно, принадлежит генералу Жигалову.

После этого Очумелов начинает уже во всем обвинять Хрюкина. На протяжении рассказа он еще не раз изменит свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, которая в нем шумит, по одной только фразе. Очумелов будет постоянно просить своего помощника Елдырина то снять с него пальто, то снова надеть.

В основе рассказа живая речь персонажей, каждый из героев своими репликами выдает свой характер. В отзывах о «Хамелеоне» Чехова читатели отмечают, что постепенно начинают чувствовать грусть вместо смеха.

Финал рассказа повторяет самое начало, так произведение закольцовывается. Очумелов продолжает идти по площади, угрожая одному только Хрюкину. Такая композиция позволяет автору подчеркнуть основную идею произведения. Очумелову нисколько не важна истина. Главное для него, преклонение и служба сильным мира сего. Ведь именно от них будет напрямую зависеть его карьерный рост и будущее благополучие. Больше же его в этом мире ничего не волнует.

Вариант 2

Не один свой рассказ посвятил Чехов теме человеческой глупости, грубости и тому, как раболепствовали и заискивали люди перед выше поставленными личностями. Представляет он в произведениях самые обычные, повседневные ситуации. Рассказывает об этом с юмором. Но, за смехотворным скрывается грустная картина современного ему общества.

Так и в рассказе «Хамелеон» он изображает совсем простой случай. Мастера Хрюкова кусает за палец собака. Он, в надежде поживиться, начинает призывать к порядку и закону, называя себя пострадавшим. Проходивший мимо полицейский надзиратель вначале соглашается с ним. Но, как только он услышал из толпы, что эта собака может оказаться генеральской, он тут же меняет свое мнение.

Его и подразумевал Чехов под «хамелеоном». Как ящерица меняет свой окрас, приспосабливаясь к окружающей среде, так и надзиратель Очумелов менял свое мнение. Он тоже приспосабливался. Ведь если собака не бродячая, а генеральская, то тогда в его глазах мастер не прав.

Несколько раз на протяжении всего рассказа происходит перемена в полицейском. Как только он слышит новое мнение из толпы, то тут же иначе расценивает ситуацию. Из его поведения видно, что он заискивает перед генералом, боится каким-либо образом оскорбить ему. И, такие ситуации происходили сплошь и рядом.

Очумеловым руководят этот страх перед выше поставленным лицом и корыстолюбие. Если бы собака была бродячей, то он надеялся что-нибудь поиметь с этого дела, сорвать штраф. О том, что он корыстолюбив, можно судить еще с самого начала этого рассказа. Он идет по площади с, по-видимому, только что собранной данью с кого-то за проступок – с узелком и конфискованным крыжовником.

Не слишком отличается от Очумелова и сам пострадавший. По отношению к собаке он чувствовал свою силу перед ней. Не зря из толпы вылетают такие подробности о том, что он издевался над животным. Но как только собака укусила Хрюкина, то он тотчас же решил обернуть это дело себе на пользу. Он кичится и тем, что у него брат жандарм. А как только начинает меняться мнение об этой ситуации у Очумелова, то и он начинает раболепствовать перед ним.

Эта система отношений, когда одни преклоняются и заискивают перед теми, кто чином и положением в обществе выше – типичны для того времени. С иронией и грустью рассказывает об этом автор. Он считал, да и видел, что присуще это большей части людей. Отсутствие собственного мнения, человеческого достоинства и жестокий деспотизм – вот плоды таких взаимоотношений.

Отзывы о рассказе

В отзывах о «Хамелеоне» А. П. Чехова читатели отмечают, что практически никто их представленных персонажей не вызывает у них ни сочувствия, ни симпатии. Ни Очумелов, ни Хрюкин.

К последнему, наоборот, начинают испытывать презрение, так как этот полупьяный персонаж находит себе развлечение явно не по возрасту и не по статусу. Он пристает к маленькому и беззащитному щенку, который в итоге кусает его за палец.

Так что краткий отзыв о «Хамелеоне» Чехова можно завершить тем, что, пожалуй, только этот щенок и вызывает симпатию у читателей. В отзывах многие отмечают, что это произведение обличает самые нелицеприятные стороны человека. Преподнося все это в комической форме, Чехов высмеивает малообразованность, услужливость и карьеризм людей, ради которого они готовы поступиться своим достоинством и честью.

  • Чему учит рассказ человек амфибия
  • Чему учит рассказ честное слово пантелеева
  • Чему учит рассказ цветок хлеба
  • Чему учит рассказ хромка
  • Чему учит рассказ цифры бунин