Чему учит рассказ чарушина страшный рассказ

Урок литературного чтения во 2 классе. учитель 3 в класса гбоу лицея 410 пушкинского района г.санкт-петербурга бородинова татьяна владимировна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Учитель 3 «В» класса ГБОУ лицея № 410

Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

Бородинова Татьяна Владимировна

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

$

Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Задачи: $

  • познакомить учащихся с рассказом Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»;

  • развивать навыки выразительного беглого чтения;

  • развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, формировать навык взаимооценки и самооценки,формировать коммуникативные навыки работы в группе;

  • воспитывать любовь к природе, животным.

Ход урока

  1. Организационный момент. С.1

$— Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

— Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени уточки.

Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)

2. Те$ст по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».

$ 5 человек получают тест (тест проверяют эксперты по эталону)

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

А)Кря-кря;

Б)Нарт-нарт;

В)Чирок-свистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

$ А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Утка-мама боялась лисы;

$Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щип$али траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

Б)Ребята;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

$ 8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

$ В)Утка-мама.

Вывод.

-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как это понимает?

Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

$С.2 Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которая также представлена на слайде.) 

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая $солнца с великими сокровищами  жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе – вода, $птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. 

$

Сегодня мы продолжим разговор о природе

III. Постановка темы и целей урока

1.Вызов:

С.3— Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения..

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки — ни одной.

— Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.)

2.Сообщение подготовленного ученика

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нор$у и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

$У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

3. Постановка темы урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился.

С.4 Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус, который найдёте на ваших карточках.

4.Выставка книг Е. И. Чарушина С.5

— Какие рассказы Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими впечатлениями о них.

— Составьте из букв слова и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.

С.6 трсаншйы арс$сазк

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

— Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.

$ТЕМА. Е.ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»

IV. Работа по теме

1. Узнаём биографию.

Метод «Инсерт» (чтение с пометками)

(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о Е. И. Чарушине):

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему прина$длежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые о$н, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

2. Аналитическая работа.С.7

(Дети заполняют таблицу)

Я знаю

+

Для меня новое

$ !

Любит природу

Пишет

Рисует

30 лет писательской деятельности

анималист

$

Иллюстрирует книги М.Пришвина, В.Бианки,

С.Я. Маршака М.Горького.

3. Словарная работа С.8

В тексте вы встретите незнакомые слова. Э$ти слова принесла нам мудрая сова. Прочитаем их с экрана.

— Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан — небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

Клеть кладовая при избе или в отдельной постройке.

— Толкование этих слов можно прочитать в словарях. ($Показать словарь)

4. Первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

Физминутка

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

$Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Прибежали, прибежали,

Ёжики, ёжики.

$Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики, зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

V. Анализ текста.

Обсуждение после прочтения.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Где $произошёл случай, описанный в рассказе? (На дача – у самого леса, в маленьком домике)

— С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)

— Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.

— Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)

— А что думает о них автор? $(Автору понравились ребята)

— Почему испугались мальчики? (Услышали топот)

Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

— Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)

— Кто испугал ребят? $(Ёжик)

— Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал)

— Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим?

Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

Подберите и зачитайте$ в тексте строки к иллюстрации.

— Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали искать кто же напугал ребят)

— Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком?

— Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? $

— Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

— Можно ли назвать мальчиков смелыми?

— Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?

— Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? $(Страх)

— А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

— Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

— Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом — это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

Что вы читали? (Рассказ)

— Что вам больше всего понравилось в рассказе?

— Какой совет даёт автор?

— Какая главная мысль рассказа?

$2. Работа с пословицами. Работа в группах.

Задание для каждой группы одинаковое.

— Чья группа быстрее соберёт пословицы?

$Пуганая ворона и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

У страха глаза велики.

— Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

Проверка на интерактивной доске

VI.Работа над составлением плана (с/р)$

  1. Самостоятельная работа

У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

Презентация на интерактивной доске

План:

$1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

2. Взаимопроверка (в парах)

Рефлексия

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Какие задания показались интересными?

— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

— Чему учит нас этот рассказ?$

У кого в жизни была похожая ситуация?

— Послушайте, с какими словами обращается к вам Евгений Иванович Чарушин: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой

Родиной».

$VII. Домашнее задание.

Подготовьте чтение по ролям.

Одно из заданий по желанию:

-Пересказ самого интересного момента в рассказе.

-Картинный план в виде книжки-раскладушки

VIII. Рефлексия.

Самооценка

-А теперь оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.

$Лесенка успеха.

Верхняя ступень: много узнал, всё понятно на уроке, интересно, легко справлялся с заданиями

Вторая ступень: узнал новое, испытывал затруднения, есть над чем поработать

Нижняя ступень: ничего не понял, не интересно, не справлялся с заданиями

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над
художественным текстом.

Задачи:

  • познакомить детей с творческой биографией и
    произведением Е.И. Чарушина;
  • развивать навыки чтения, связную
    монологическую речь учащихся;
  • развивать умение анализировать и
    прогнозировать текст, сравнивать свои
    предположения с замыслом автора;
  • содействовать развитию коммуникативной
    компетенции учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к
    животным.

Методы обучения:

1. По виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация
    презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения
    поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной
деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и
проекционное устройства, рисунки учащихся,
сигнальные веера, карточки для рефлексии.

Средства обучения: Литературное
чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных
учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В
2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.:
Просвещение, 2012 – (Школа России),
презентация,карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

 Уважаемые гости и ребята! Если день начинать
с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он
пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с
улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Желаю вам быть внимательными, активными,
находчивыми.

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд
3
)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

— познакомьтесь (прочитать глазками);

— прочитайте шепотом;

— прочитайте медленно;

— прочитайте быстро.

III. Актуализация знаний.
Постановка целей урока
.

3.1. — О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

— Объясните лексическое значение этого слова.

— Какими предложениями насыщено стихотворение?

— Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну,
загадку
)

— Как ответите на вопросы Сергея
Погореловского:

  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. — Да, ребята, вы много назвали животных, но
лишь один из них является героем нашего
произведения (назвали много животных, но одного
забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните
задание в группах.

— Возьмите карточки розового цвета. Приступайте
к выполнению задания (семь групп по 4 человека
разгадывают ребусы, в итоге у всех должно
получиться слово ЕЖ или ЕЖИК
). (слайд 4,
приложение 1
)

— Обоснуйте свое решение.

— Молодцы, справились с заданием. Значит, герой
нашего произведения – еж. (слайд 5)

3.3. — Ну, а теперь нужно узнать, в каком
произведении живет наш герой. Для этого возьмите
карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой “Филипок”
М.М. Пришвин “Страшный рассказ”
И.Пивоварова “Ребята и утята”
Е.И. Чарушин “Жила-была собака…”

— Обозначьте произведения и авторов, ранее нами
изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд
6
)

— Обоснуйте свой ответ, установив связь между
произведением и автором. (работа со слайдом 6)

— Значит, тема нашего урока будет… (работа со
слайдом 6
) (“Страшный рассказ” Евгений
Иванович Чарушин)

3.4. — Какие задачи мы для себя определим
используя опорные слова? (слайд 7)

— Познакомиться… (работа со слайдом 7) (со
сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

— Учиться правильно… (и выразительно читать
его произведение “Страшный рассказ”).

— Проанализировать(новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

— Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд
8)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье
архитектора. Отец много разъезжал и часто брал
сына с собой. Поэтому первые уроки
наблюдательности были получены в этих
путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина
впечатлениями, которые он, став писателем,
облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования
книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он
карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) — В названии используется слово рассказ. (слайд
9)
А что такое рассказ? (Рассказ – это
повествование об отдельном событии из жизни
человека)

— Что такое страх?

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

— А теперь, давайте узнаем, что же произошло с
нашим героем. (выключить проектор)
Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо
читающие ученики
).

— Действительно, произведение было страшным?

— А как бы вы озаглавили это произведение? (мой
выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

— Почему же автор назвал его именно “Страшный
рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

— В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

— Объясните лексическое значение слов.

Сени — в деревенских избах и в старину в
городских домах помещение между жилой частью
дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой;
клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд
11)

— Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и
топот в комнате)

— А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте.
(кто-то)

V. Физминутка для глаз.

— Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

— Именное он поможет провести нам физминутку
для глазок (слайд 12)

— Прочитайте стихотворение.

— Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

— Сколько грибов совершили движение? (18)

(выключить проектор)

VI. Закрепление изученного.

— Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к
нашему произведению.

Работа с текстом.

— Почему мальчики остались одни? Найдите эти
строки в тексте.

— Какое языковое средство использует автор? (диалог)

— Что такое диалог?

— Сколько участников нам понадобится, чтобы
прочитать его? (два мальчика и автор).
Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду
читать я.

— Какой группе удалось лучше передать
переживания ребят?

— Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами
все лето. Почему?

— Чему учит рассказ? (Уважать и беречь
животных.) (включить проектор)

— А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд
13)
“Входи в мир природы! Будь внимательным и
пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше
умей, чтобы вся природа обернулась для тебя
большой Родиной”. (Е. Чарушин)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

— Что способствует лучшему восприятию
прочитанного? (иллюстрации)

— Какие строки из текста соотнесем с
иллюстрацией?

— Изучая природу, Евгений Чарушин пытался
выразить свои наблюдения и впечатления в словах.
А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему
помогали передавать кисти и краски.

— А как называется жанр в искусстве, который
связан с изображением животных? (анималистический)
(работа со слайдом 14)

— Но мы тоже выступали с вами в роли
художников-анималистов, (слайд 15) ( и
открываю доску с работами учащихся, выполненными
на уроке изобразительного искусства ранее).

— Посмотрите, как по-разному кистью и красками
мы изобразили нашего героя.

— Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой
он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над
которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд
16 +
приложение 3)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем
заслушиваем 3-4 синквейна)

— Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

— А чтобы подвести итог нашего урока, мы
используем прием “Верно ли что…”

VIII. Подведение итогов урока.

Прием “Верно ли, что …” (использование
сигнальных вееров)
(слайд 17; работа со
слайдом 17)

  • что “Страшный рассказ” — это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями
    произведения?
  • что нашим гостям было интересно?

IX. Рефлексия. (слайд 18)

— Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно
приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней
частички солнышка. Если вам понравился урок, вам
было интересно и комфортно покажите улыбку, если
что-то не понравилось — улыбку огорчения, а если
вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)

X. Домашнее задание.

— Откройте дневники и запишите домашнее
задание: (слайд 19)

  • страницы учебника 136-138 – читать;
  • составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

По желанию:

  • подобрать к прочитанному тексту пословицы,
    загадки;
  • найти и прочитать русскую народную сказку
    “Пых”.

Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 20)

Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Тема. «Е. Чарушин «Страшный рассказ»«.

Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Задачи:

• продолжить знакомство детей с творческой биографией и произведением Е. И. Чарушина;

• побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;

• развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;

• развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

• содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;

• воспитание любви и бережного отношения к животным.

Планируемые результаты:

личностные:

• сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных

на охрану окружающей среды;

• мотивация к обучению и познанию;

метапредметные — развитие у обучающихся умений:

• отвечать на вопросы;

• находить в вопросе ключевое слово;

• предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;

• находить доказательства того или иного высказывания;

предметные — развитие у обучающихся умений:

• читать по ролям;

• выразительно читать, читать по ролям;

Ход УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

II. Опрос домашнего задания.

III. Речевая разминка.

-О чем идет речь?

«Летом – в зеленом платьице.

Осенью – в цветном сарафане.

Зимой – в белой шубе. (- О лесе.)

— Назовите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе.

-Какие звери живут в лесу?

IV. Актуализация знаний.

— Дети. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)

1 группа.

Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.

2 группа.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В. В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кисть.

3 группа.

Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему?Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

• Е. Чарушин воспитывался в семье …

• Писатель в детстве жил в городе …

• Евгений Чарушин любил….

• Он любил рисовать…;

• Е. Чарушин был художником — …

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

V. Проектирование нового знания.

Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.

— Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)

(Чтение учащимися произведения «Страшный рассказ»)

— А вам когда и почему бывает страшно(Когда темно и когда одни дома.)

— Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

VI. Работа с текстом

Чтение текста по ролям.

ФИЗМИНУТКА.

Ёжик серенький бежит.

Видит палочка лежит.

Ёж нагнулся, палку взял

Да и дальше побежал.

Вот болото, а по ней

Ёжик с палочкой своей.

Прыг – скок, прыг – скок

Перебрался на песок.

Дальше ёжик наш бежит.

Птенчик жалобно пищит.

Ёжик птенчика берёт

И в гнездо его кладёт.

Лапкой птичкам помахал

И домой он побежал.

VI. Продолжение работы с текстом.

— Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП и ГРОМКОСТЬ.

(ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.

— ТЕМП — неспешный.

— ГРОМКОСТЬ – тихо.)

Чтение «ЭХО»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Подумайте над вопросами.

• Что больше всего напугало ребят?

• Как они чувствовали себя под одеялом?

• Можно ли их назвать трусами?

• Озаглавьте часть.

ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

— Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.

Смотрят – да это ёжик!

-А мы как будем читать эту фразу?

— Читаем четвертую часть «цепочкой».

— Кто же напугал мальчиков?

— Радостная ли концовка у этого рассказа?

-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?

Работа в группах

— Объясните, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.

Рассказ называется страшным потому,___

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

VII. Итог урока.

-Какая из пословиц подходит к рассказу?

• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.

• Не будь овцой, так и волк не съест.

• Пуганая ворона и куста боится.

• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

• Ты пожалей и тебя пожалеют.

— Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.)

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

— Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?

— Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?

-Сделайте вывод.

Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание. Подготовить пересказ рассказа по плану.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436376-konspekt-uroka-vo-2-klasse-e-charushin-strash

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

  • Чему учит рассказ царевна
  • Чему учит рассказ чехова казак
  • Чему учит рассказ четвертая высота
  • Чему учит рассказ уроки французского распутин
  • Чему учит рассказ хамелеон чехов