Чему учит произведение обломов сочинение

бедная лиза это произведение карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. понятное дело,

«Бедная Лиза» — это произведение Карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. Понятное дело, что и до Карамзина российские авторы прибегали к подобному направлению в прозе и подобным мыслям в самом рассказе, но именно этот писатель задал нормы, принципы, иерархию повествовательной линии.

Сам Пушкин восхищался произведением, называя его лучшим в своём направлении. Но откуда же столько восторга? В этом необходимо разобраться более подробно. Во-первых, влияние самого рассказа стоит рассматривать в общем виде, то есть стоит признать, что оно окутывает всю русскую прозу. Именно с него началось восхождение не только жанра, но и целого культурного пласта.

Во-вторых, пожалуй, именно это полотно Карамзина задало вектор развития всей прозы. Отсюда появился Гоголь, Пушкин, Лермонтов и прочие творцы. Пускай, Александр Сергеевич и Юрий Михайлович творили уже в рамках романтизма, отрицать взаимосвязь между двумя направлениями просто невозможно! По сути, романтизм прямое противостояние классицизму, отрицающее все его черты, создавая тем самым новый вектор, современный для того времени флагман всей литературы (прозы и поэзии). В-третьих, влияние на простого человека, МЫСЛЬ, которой пропитан весь рассказ. Урок, учащий нас, что хорошо, а что плохо.

Собственно, чтобы понять, чему нас учит произведение, нужно определить основные тезисы классического направления: однозначность персонажей – Лиза (хорошая), Эраст (плохой); сюжетная линия преобладает любовной линией и затрагивает несчастный эпизод, являясь элементом трагедии; повествование сквозит довольно простым, но точным, педантичным языком, чем-то схожим с немецкой школой – Гёте, Майринк, Кафка и т.д.

Сюжет построен вокруг девушки Лизы и её молодого человека Эраста. Лиза живёт вместе с матерью, денег практически нет, жизнь не пестрит лучами и вряд ли когда-то неожиданно запестрит. Из-за нехватки средств для существования красивая девушка продаёт цветы на городском рынке. Именно там она встречает свою первую любовь – молодого человека, красивого, статного, воспитанного Эраста. Люди сразу влюбляются, между ними пробегает искра и они уже не могут жить друг без друга.

Он завладел сердцем крестьянки. Любовь их длилась недолго, хотя в момент своего активного существования, была яркой, страстной и, казалось, долговечной. Но вдруг случается неприятность: Эраст уходит в армию. Лизе он говорит, что идёт сражаться с опасным врагом, что может погибнуть… Жаль, что это было враньё. На самом деле, молодой аристократ лишь веселился, пил и играл в карты. Игра на деньги привела его к банкротству – он натурально стал нищим, возможно, даже беднее Лизы, обычной крестьянки.

Это заставляет его жениться на богатой вдове. Женщине старой, некрасивой и явно неподходящей Эрасту, как минимум по возрасту. Этот поступок разлучает Лизу и мужчину. Эраст не возвращается к ней после войны, а она продолжает его ждать: скучает, плачет ночами и ждёт час, когда её суженный вернётся к ней. Но проходит время, а Эраста всё нет. Лиза пытается его забыть, но не может. Горячая любовь обжигает её ещё совсем хрупкое юношеское сердце.

Продолжая продавать цветы на рынке, Лиза всё ещё помнит своего возлюбленного. Однажды она отправляется в Москву за лекарствами для больной матери. Именно там она встречает Эраста. Лиза бежит к нему, хочет обнять, поцеловать, но он отталкивает её. Затем между ними происходит диалог, когда парень отводит её в свой кабинет. Эраст рассказывает, что полюбил другую, женился на ней и теперь они не могут быть вместе. Дабы выпроводить девушку, он суёт ей в карман 100 рублей и выгоняет.

Лиза не может пережить враньё любимого человека, его наглую измену. Она падает в обморок, но её спасает прохожая, которая приводит девушку в сознание. Лизе очень плохо, она скитается по городу и случайно приходит к пруду, где они с Эрастом любили проводить время. Увидав маленькую девочку, она отдаёт ей 100 рублей и просит передать их вдове. Сама она решает утопиться в этом пруде. В конце произведения Лиза умирает…

Так чему учит это произведение? Не верить мужчинам? Не влюбляться так горячо и яростно? А может оно учит мужчин быть ответственными за свои поступки? Это, конечно, да – это и так, очевидно, но в чём всё-таки главный посыл рассказа? По-моему, мнению, он всё же окрашивает в красный цвет не только поступок Эраста, но и действия Лизы.

Да, Эраст обманул её, поступил ужасно и мерзко. Но повод ли — это поступать так безответственно? Умирать собой и, очевидно, бросать на верную смерть родную мать? Мы знаем, что Лиза крестьянка, что она и её мама живут бедно. Лишь Лиза может вытаскивать семью, лишь она имеет возможность ездить за лекарствами для неё. Но вместо этого она попросту кидается в воду! Это безответственный и эгоистичный поступок, которому нет оправдания. И скидку на юный возраст и сильную любовь делать не стоит.

Само собой, в рамках классицизма Эраст – злодей, а Лиза – герой. Но если мы забудем про эти рамки и будет размышлять современными понятиями, то выясним, что в этой истории злодеями являются все. Эраст – мерзкий подлец, а Лиза – истеричная безответственная девчонка. Уроков здесь 3. 1 – не верьте каждому встречному и имейте свою голову на плечах. 2 – не обманывайте людей и всегда говорите правду, старайтесь жить по чести. 3 – будьте ответственными за свои поступки

Рассказ В. Г. Короленко «В дурном обществе» заставил меня задуматься о том, какой должна быть настоящая дружба. На мой взгляд, настоящими друзьями можно назвать героев этого рассказа – двух мальчиков лет восьми: Васю и Валека.

На первый взгляд, кажется, что между этими героями нет ничего общего. Вася – сын судьи, обеспеченного человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Валек – сын нищего пана Тыбурция, бездомного, нашедшего пристанище в мрачном подземелье старой часовни. Оба мальчика рано потеряли мать.

Вася с шести лет чувствовал одиночество, потому что отец был поглощён горем и уделял внимание только маленькой Соне, которая чертами лица была похожа на мать. Васю звали бродягой и негодным мальчишкой.

С раннего утра с компанией таких же уличных ребят он бродил по улицам.

Знакомство Васи и Валека произошло при необычных обстоятельствах. Вася спустился в часовню, а его товарищи при малейшей опасности бросили его, здесь сын судьи и познакомился с детьми Тыбурция: Валеком и маленькой Марусей. Дети Тыбурция тоже были одинокими, но они чувствовали любовь своего отца.

С этого дня сын судьи в отсутствие пана Тыбурция каждый день приходил к новым друзьям, приносил им яблоки из своего сада и сладости, вызывая восторг Маруси. А когда осенью девочка тяжело заболела, Вася не побоялся взять Сонину куклу и отдать её больной девочке, которой стало на время легче.

Вася дал слово не выдавать своих друзей и выдержал гнев отца. Положение мальчика спас Тыбурций, который отдал куклу и сказал, что Маруся умерла. С этого момента между Васей и его отцом установилось взаимопонимание.

Дружба с Валеком и Марусей оставила в душе Васи след на всю жизнь. Она научила его доброте, сочувствию, умению хранить верность дружбе, не выдавать чужую тайну ни за что, держать данное слово.

Вскоре пан Тыбурций и Валек исчезли из города. А Вася и его сестра Соня часто бывали на могиле Маруси.

Они выросли, и здесь, когда пришло время покинуть родной город, давали обеты, возможно, никогда не забывать о своих друзьях.

Рассказ В. Г. Короленко «В дурном обществе» заставляет задуматься о том, что нужно быть верным дружбе, помогать друзьям в трудную минуту, проявлять сочувствие и доброту.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50475

«В дурном обществе» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Короленко (6 класс) – суть, главная мысль, отзыв, сюжет

  • Сочинения
  • По литературе
  • Короленко
  • Анализ произведения В дурном обществе

На характер Владимира Короленко очень сильно повлиял его отец, который был честным и неподкупным судьей.

С детства у будущего писателя появилось желание бороться за справедливость. В юности и в зрелые годы он часто занимался правозащитной деятельностью на митингах и собраниях. За прогрессивные взгляды литератор часто отправлялся в ссылки.

Во время его Якутской ссылки в 1884 году им было создано произведение «В дурном обществе».

Жанр

По жанру данное произведение относится к повести. На это указывает средний объем, большое число героев, длительное повествование, состоящее из множества эпизодов. Позднее книга была переработана в более короткую форму — рассказ, который получил название «Дети подземелья».

Тема и идея повести

Повесть охватывает множество тем, но главной идеей произведения является социальное неравенство. Владимир Короленко показал эту проблему детскими глазами, ведь дети совсем по-другому видят взрослые проблемы.

Главный герой, мальчик Вася, рос в богатой семье. Ему не были знакомы проблемы. Но он знакомиться с Валеком и Марусей, которые были нищими. Мальчик не понимает, почему одним достается все, а другим ничего.

С этой темой связана и тема взаимоотношения между детьми и родителями. Вася не был близок с отцом, так как он удалился от его воспитания. Мальчик был предан самому себе. А Валек и Маруся имели любящего отца, пана Тыбурция. Он заботился о своих детях. Их семья была очень дружной, в отличии от семьи Васи.

Раскрывает автор и тему преступлений. Валек украл булку для Маруси. Вася его сначала осуждал, а потом задумался, ведь они голодают. Можно ли считать преступлением кражу еды во время голода? Писатель дает возможность читателю поразмышлять над этим.

Главный герой

Главный герой повести — мальчик Вася. Он умный и ловкий. У него есть отец, который работает судьей. После смерти жены он не участвует в воспитании сына, а только занимается дочерью Соней. Соня — капризная, избалованная девочка. Она любит играть в подвижные игры, у нее много нарядов и кукол.

Вася во время прогулки знакомится с Валеком, который вместе с отцом и сестрой живет в старом подвале. Валек — смелый мальчик, который готов на все ради своей сестры Маруси. Маруся больна чахоткой, а от сырости ей становится все хуже. Они голодают, у Маруси нет игрушек. Девочка не любит играть.

Тыбурций воспитывает этих детей как своих, хотя они ему не родные.

Чему учит

Повесть «В дурном обществе» учит читателей прежде всего тому, что не всегда нищие виноваты в том, что они страдают. Человек должен с пониманием относится к тем, кто живет хуже, чем он. Нужно помогать тем, кому хуже в данный момент, кто нуждается в этом. Нельзя выбирать друзей по доходу.

Это показано на примере дружбы Васи и Валека. Мальчики дружили из-за схожих интересов, ценностей, мыслей. Это и должно быть основой дружбы, а не материальный достаток. Родители должны держать контакт с ребенком и общаться с ним, знать, что ему интересно, что он хочет. Нельзя удаляться от своего ребенка.

Только тогда получится воспитать счастливого человека.

Краткое содержание «В дурном обществе» для читательского дневника

ФИО автора: Короленко Владимир Галактионович

Название: В дурном обществе

Число страниц: 70. Владимир Короленко. «В дурном обществе». Издательство «АСТ». 2010 год.

Жанр: Рассказ

Год написания: 1885 год

Анализ 4

Короленко Владимир Галактионович (писатель) считал, что самая важная жизненная позиция: отстаивать права человека. Так он и жил, защищая тех, кого несправедливо осудили, принимал участие в создании детских домов и приютов.

Вот и его произведение «В дурном обществе» о том, что существует неравенство между людьми. Здесь показано два мира бедняков и богатых. Через какое-то время это произведение назовут «Дети подземелья». Это название лучше звучит для детей, доступнее и понятнее.

Шестилетний мальчуган Вася остаётся без мамы. С ним всегда рядом его младшая сестрёнка Соня. Их отец-вдовец очень тоскует по жене, живёт один в своих мыслях. Дети его почти отданы самим себе. Они отдаляются от родного папы, живут в непонимании. Но в маленьком городе, где они проживают (Княжье-Вено), люди уважают их отца, и нежно называют его «Пан судья».

Рядом с кладбищем расположена заброшенная часовня. Именно там знакомятся Вася и Соня с бродягами девятилетним Валей и его сестрёнкой Марусей. Между мальчишками вот-вот должна разразиться стычка, но Маруся примирила их. Эта часовня была жилищем для нищих ребят.

Маруся была бледной девочкой, чего не скажешь о Соне. Будто совсем невидевшая солнца, Маруся напоминала крохотный цветочек. Она голодала. Василий понял, что из неё уходит жизнь. В нём проснулось чувство сострадания. Глядя на больную малышку, он научился размышлять, что мир устроен несправедливо.

Вася стал волевым и смелым, готовым защищать своих товарищей. Он, сын судьи, жил по закону, что нельзя воровать. Но, узнав другую сторону жизни, где его друзья голодают, понял: закон не всегда прав. Глаза его, словно прозрели, он увидел мир совсем по-иному: голод и нищета перевернули его мировоззрение.

Попав «в дурное общество», Вася с глубоким удивлением осознал, что родной отец не такой, как казался раньше. Неприступный и суровый, он верно служит своему господину Закону. Мальчик облик отца вообразил грозным ореолом, но с симпатичной силой. Это он понял чуть позже.

Здоровье Маруси ухудшалось. Василий решил порадовать её Сониной куклой (памятный подарок матери). Кукла, как волшебница, поставила Марусю на ноги, наконец-то раздался звонкий смех. Но, конечно, это длилось недолго. Кукла оказалась и решающим «переломным моментом» в недопонимании отца и сына.

Отец, узнавший о пропаже, с гневной силой старался добиться признания от сына, он был взбешен. Но такое отношение, напротив, придавало Васе решимости. Отец мог его отшвырнуть, но сын этого не боялся. Вася в такой момент ненавидел отца и всё же любил. Но тут пришёл Тыбурций, вернул куклу и сообщил, что Маруся умерла.

Бродяга Тыбурций, который был в ссоре с законом, примирил сына и отца, а ещё дал слуге закона посмотреть на дурное общество другими глазами. Вася, побывавший в этом обществе, оказался чист своими поступками. И отец поверил в доброту сердца своего сына, тем самым он вновь обрёл сыновью любовь.

Марусю похоронили, детство ребят закончилось. Теперь Василия и Сонечку ждёт честная и крылатая юность. И именно из них обязательно вырастут замечательные люди, которые знают цену человечности.

Произведение Короленко поучительно: нужно быть добрым и милосердным к окружающим людям. И, наверняка, общество, в котором мы живём, «дурным» уже никогда не станет.

Главные герои

  • Вася – девятилетний мальчик, добрый, честный, открытый, жалостливый, чуткий к чужому горю.
  • Валек – бездомный мальчик, ровесник Васи, сирота, самостоятельный, толковый, взрослый не по годам.
  • Маруся – младшая сестра Валека, слабая, болезненная девочка четырех лет.
  • Тыбурций – бездомный бродяга, умный, прекрасно образованный мужчина средних лет, сердце которого не ожесточили многочисленные несчастья и беды.
  • Соня – младшая сестренка Васи.
  • Отец Васи – честный и неподкупный городской судья, который тяжело переживал смерть жены, и из-за этого отдалился от сына.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «В дурном обществе»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «В дурном обществе»
  • для самых компанейских — Главные герои «В дурном обществе»
  • для самых крутых — Читать «В дурном обществе» полностью

Суть рассказа

Повествование ведется от лица сына судьи – Васи. Однажды он знакомится с нищими ребятами – Валеком (9 лет) и Марусей (4 года). Они принадлежат к «дурному обществу», главарем которого выступает пан Тыбурций. Тот, в свою очередь, заботился о ребятишках и следил, чтобы они не умерли с голоду.

Жители городка считали, что у детей подземелья лишь одна дорога – воровство и преступность, что хоть как-то поможет им прокормиться. Тем не менее, мальчика это нисколько не отпугнуло, и он стал все чаще наведываться к новым друзьям. Тыбурций знал, что Вася из приличной семьи, но не стал препятствовать дружбе ребят.

Внезапно Маруся заболевает и с каждым днем состояние девочки ухудшается. Вася решается попросить куклу у сестры, чтобы хоть немного порадовать подругу. Малышка радуется подарку, и ее состояние ненадолго улучшается. Дома Васю начинают подозревать в воровстве и запрещают выходить на улицу.

Тем временем, отец переживает смерть любимой жены, с горя срывается на ребенка и на помощь ему приходит Тыбурций. Впоследствии отец узнает, что Вася отдал куклу больной девочке, смягчается и мирится с сыном. Позже лидер сообщества рассказывает мальчику, что Маруся не смогла поправиться.

Вася направляется в подземелье, чтобы проститься с подругой, а позже передает Тыбурцию деньги и предупреждает мужчину, что ему стоит уехать из Княжье-Вено. Спустя некоторое время все участники сообщества пропадают. Герой продолжает отбивать оставшихся бедняков от хулиганов и вместе с сестрой Соней, время от времени приходит на могилу Маруси.

Сюжет

Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец мальчика тяжело переживал смерть супруги. Он с головой погрузился в работу, и уделял внимание лишь младшей дочери Соне, похожей на мать, а о существовании Васи будто совсем позабыл.

Неудивительно, что мальчик, предоставленный самому себе, стал вести почти бродяжнический образ жизни: с утра и до позднего вечера он проводил на улицах провинциального городка.

Особенно привлекал его полуразрушенный старинный замок и часовня, расположенные на небольшом острове.

Некогда этот замок принадлежал графскому роду, но теперь в его развалинах находили приют бедные, сломленные невзгодами люди – так называемое «дурное общество», которое местные жители старались всячески избегать.

Однажды Вася, снедаемый любопытством, принялся исследовать развалины замка и часовни. Там он познакомился с Валеком и его младшей сестренкой Марусей – приемными детьми Тыбурция.

Ребята очень сдружились, и Вася старался как можно чаще навещать своих новый друзей.

Когда же он узнал, что Валек был вынужден воровать еду, чтобы кормить слабенькую, грустную сестренку, Вася старался приходить к друзьям не с пустыми руками.

С наступлением осени Маруся серьезно заболела. Чтобы как-то приободрить несчастную девочку, Вася принес ей куклу своей сестры. Маруся была очень рада такому подарку, и даже на какое-то время повеселела.

Когда отец узнал, что сын водит дружбу с людьми, принадлежащими «дурному обществу», он посадил сына под домашний арест. Мальчик упорно отказывался отвечать на вопросы, но вскоре пришел Тыбурций и принес куклу – Маруся умерла.

Он рассказал васиному отцу о дружбе его сына и обездоленных детей, о том, каким добрым и благородным был по отношению к ним Вася. Отец был ошеломлен услышанным – он совсем другими глазами взглянул на сына.

После этой истории почти все представители «дурного общества» навсегда покинули подземелье.

Разбор названия рассказа

Название предельно ясно передает суть произведения. Читатель сразу понимает, что речь пойдет о жизни среди людей низшего социального уровня. Однако мораль произведения состоит в другом. Вася, приходится сыном высокопоставленного судьи, но примыкает к обществу детей подземелья.

Спустя некоторое время, читатель наблюдает, как от мальчика отворачиваются многие люди из среднего класса, в то время как бедняки принимают парнишку «за своего». Горожане опасались нищих и нарекли их «дурным обществом».

Однако в отличие от людей высокого статуса, бедняки никого не осуждали и не отворачивались от людей.

Вывод и свое мнение

Только в детстве можно смотреть на мир и людей без снобизма и предрассудков. Вася, несмотря на мнение окружающих, свел дружбу с представителями «дурного общества», которые на поверку оказались весьма умными, интересными, и, главное, достойными людьми.

Они ничем не отличались от местных жителей, за исключением того, что волей судьбы оказались без крыши над головой и средств к существованию.

Вася был потрясен глубокой социальной пропастью, отделявшей его от новых друзей, однако это не послужило преградой для их дружбы.

Жанр повествования

Произведение полностью соответствует жанровым особенностям повествования характерного для рассказа. Объем текста не слишком большой, в то же время короткий для повести. Название рассказа в точности отражает разворачивающиеся события в книге.

Творец описал все происходящее в городке Княжье-Вено как есть, без романтизации или приукрашивания. Короленко не делит героев на хороших и плохих, он описывает каждого героя с разных сторон.

Из этого можно сделать вывод, что рассказ написан в реалистическом стиле.

Толкование непонятных слов

  1. Гешефт – слово немецкого происхождения, коммерческое дело, основанное на спекуляции низшего разбора или на обмане.
  2. Казенный – принадлежащий казне, государству.
  3. Мещанка – женщина из сословия мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих.
  4. Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.
  5. Гайдук – название повстанцев (разбойников) в некоторых славянских государствах.
  6. Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.

Сочинение «Маруся и Соня — два детства»

В повести присутствуют две маленькие героини. Они никогда не встречаются. Что есть у них общего? Возраст и отсутствие матери. Сравнение этих двух девочек играет важную роль в общем анализе этого произведения.

Первая — Соня, сестра Васи. Она живет в благоустроенном доме, у нее есть заботливая няня и любящий отец. Вторая — Маруся — девочка, обитающая в холодном неуютном подземелье. Она также не обделена отцовской любовью.

К тому же у нее есть брат, который готов пойти на все (а чаще Валек идет на воровство), дабы прокормить сестру. Но к семье Маруси с презрением относятся горожане.

Ей подобная жизни тех, кому суждено быть изгоями не только в благопристойном обществе, но даже среди таких же нищих, какими являются и они сами. Однако участь эта минует девочку, поскольку она очень рано уходит из жизни.

Судьба Сони совсем иная. Ее отец — уважаемый человек в городе. А потому и к самой Соне окружающие относятся с теплой симпатией. На примере двух этих образов юные читатели должны постичь важную нравственную идею. Она заключается в том, что различные социальные предрассудки, присутствующие в любом обществе, порождают жестокость. И особенно страшно, когда страдают от нее дети.

Сочинение про Васю

Но если уж посвящать творческое задание такой высокой теме, как дружба, необходимо изложить сперва содержание той главы, в которой изображено знаменательное знакомство.

Вася — сын городского судьи — вместе с соседскими мальчишками решил однажды совершить небольшую экскурсию. Целью путешествия была заброшенная часовня. Все остальные объекты в городе были уже давно и не раз обследованы.

И лишь она одна оставалась неизведанным сооружением. Это старое мрачное строение вызывало ужас даже больше, чем любопытство.

Но каково было удивление Васи, когда оказалось, что в этом наполовину разрушенном здании кто-то обитает! Мальчик был единственным, кто об этом узнал. Своим приятелям он ничего не сказал.

Сочинение В дурном обществе по произведению Короленко (5 класс)

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • В дурном обществе

Рассказ «В дурном обществе» меня заинтересовал сразу — даже одним своим названием. Что это за общество такое?

Оказывается, что рядом со вполне благопристойным городком расположены развалины. Там живут нищие. Однажды их споры и вражда между собой привели к баталиям.

Старый слуга, хозяева которого когда-то жили в развалинах (точней, тогда это был прекрасный замок), решил, что достойны тут остаться «благопристойные». Нищие (не в чепцах) признаны дурным обществом.

Например, старый ученый или гневный обличитель, или чтец античных трагедий — все «дурные».

Главный герой Вася случайно попадает в это общество. Вася видит, что они воруют, ему это, конечно, не нравится. Но он понимает, что делают это они, чтобы выжить. В этом обществе тоже есть дети и женщины, есть болеющие. Им не позволяют даже просить милостыню! Естественно, не разрешают работать.

А его маленькая знакомая девочка из этого общества умирает, ведь холодные камни забрали ее жизнь, как объясняет ее брат. Вася, чтобы облегчить ее страдания, просит у своей сестры куклу. Сестра соглашается. Больная девочка, действительно, радуется. Вот только дома отец заметил пропажу куклы.

Все решили, что Вася украл ее, ведь он водится с дурным обществом.

Я думаю, что нужно учитывать не стереотипы и мнение людей, которые могут ошибаться, а смотреть самому — по поступкам людей. Жители городка всего боятся. Им даже нищие нужны «удобные», которые встраиваются в систему и не нарушают общественный покой.

Однако у Васи хватает смелости быть с настоящими людьми. Кстати, на него тоже из-за этой дружбы наговаривают. Он уже и бродяга, и малолетний преступник… Но Вася не сдается, а в итоге его оправдывают перед самым главным для него человеком — перед отцом.

Это серьезный, несколько страшный, но очень хороший рассказ.

Вариант 2

Этот интересный рассказ имеет цель рассказать о не совсем простых дружеских взаимоотношениях. Василий, ребенок из вполне респектабельной и обеспеченной семьи дружит с бедными ребятами, Валей и Марусей.

Вася еще в раннем возрасте похоронил родную маму, с отцом же отношения складывались не так радужно: то и дело происходили конфликты по разному поводу.

Для папы смерть жены стала тяжелым ударом, он никак не мог смириться со смертью супруги, к сыну же он относился достаточно прохладно. Вася, по сути, был чуть ли не беспризорным, поэтому его дружба с означенными выше ребятами вполне обоснована.

Их любимым времяпрепровождением было просто гулять целыми днями по городским закоулкам.

В один прекрасный день ватага, в которой слонялся Вася, оказалась недалеко от православной церкви.

Она находилась в неприглядном состоянии и, по-видимому, была заброшена долгое время, здание имело дурную славу, мол, там уже поселилась нечистая сила.

Вася решился на отчаянный поступок и, рискуя жизнью, залез в православное святилище, другие же не были столь смелыми. Тогда — то он, собственно, и познакомился с Валей и Марусей.

Дружеское сердце не обманешь, Вася видел, в каком тяжелом материальном положении парочка находится. Он тяжело переживал это, и всеми силами старался им помогать.

Например, он угощал их фруктами и сладостями. Ребята были безмерно ему благодарны, и взамен давали крепкую дружбу и поддержку. Маруся была тяжело больна, и это было видно невооруженным взглядом.

Болезнь ребятня наивно называла «серым камнем».

Чтобы сделать приятно подруге, Вася взял из дома игрушку. Девочка больна, и это одна из немногих вещей, что могла порадовать ее. Отец же узнав о пропаже, был крайне раздосадован и устроил разнос мальчишке.

Отец никак не мог выяснить, с какой целью мальчик совершил кражу из собственного дома. Мальчик сдается и рассказывает всю правду о том, что похитил игрушку для своего больного друга.

Отец оказался человеком понимающим, и простил сына. Он понял, что, несмотря на все трудности в жизни, он стал достойным маленьким членом общества.

Чему учит произведение? Во-первых, что для спокойно жизни нужно, чтобы в семье сохранялся комфорт, не в смысле материальных благ, а чтобы в доме царили радость и веселье. Необходимо, чтобы члены семьи доверяли другу друг, не смотря ни на что.

  • Во-вторых, автор хочет сказать то, что с раннего возраста нужно иметь верных друзей, способных выручить в беде и скрасить серые будни.
  • Другие темы: ← Два отца: Тыбурций и судья↑ КороленкоВася из рассказа Дети подземелья →
  • `

«Васина дорога к правде и добру» Сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» ведется от имени главного героя – мальчика Васи, который изменился благодаря знакомству с детьми подземелья.

Когда Вася был еще маленький, у него в семье случилось горе: умерла мама. Отец тяжело переживал утрату, поэтому перестал обращать внимание на сына. Однако к дочери, младшей сестре Васи, его отношение не изменилось. Он любил ее, так как она очень была похожа на свою мать. Все это привело к тому, что Вася начал бродяжничать и хулиганить.

Внутреннее перерождение главного героя произошло благодаря знакомству с детьми подземелья – Валеком и Марусей. Первая их встреча произошла в часовне. Когда Вася увидел Марусю, ее удивленный и испуганный взгляд, что-то произошло у него внутри. Его сердце наполнилось состраданием и жалостью. У него было два яблока, которыми он угостил детей. С этого момента и началась дружба между ребятами.

Благодаря Валеку, Вася узнал много хорошего и положительного о своем отце. Хотя раньше он считал его совсем другим. Валек рассказал ему, что у него замечательный отец, потому что он честный и неподкупный в своем деле. А он работал судьей.

Васю очень изменило знакомство с детьми подземелья. Ему жалко было Марусю и больно смотреть на этого маленького ангелочка. Даже та ситуация, что Валеку пришлось украсть хлеб, его не смутила.

Потому что он понимал, что на это все старший брат идет ради своей сестры, которая очень голодна, а денег у них не было.

Осознавая все это, Васе становилось так жаль бедных людей, что из-за этого он плакал.

Когда наступила осень, Маруся тяжело заболела. Она стала очень бледной и почти не поднималась с кроватки. Вася начал заботиться о ней. Он приносил игрушки из дому, чтобы хоть как-то развеселить малышку. Но все игрушки не вызывали никакого интереса у ребенка. Тогда Вася решил подарить ей куклу сестры. Он рассказал свое сестре Соне о Марусе и попросил дать ей на время куклу.

Когда узнал отец, что куклы дочери нет, он стал допрашивать сына, где она. Но Вася ничего не рассказывал, он преданно молчал. Но тут пришел отец детей подземелья и принес куклу, при этом он сообщил ужасную новость: Маруси не стало.

Васю очень огорчили эти слова, его сердце наполнилось еще большим состраданием. Тогда главный герой подошел к своему отцу и увидел его совершенно другим: он наконец-то понял, что Вася – это его родной человек.

В тот момент все изменилось, душа отца открылась для сына.

https://www.youtube.com/watch?v=Vad1SI5F4dMu0026t=10s

После случившегося Валек и Тыбурций бесследно исчезли, как и все нищие жители. Вася и Соня ежегодно носили цветы на могилку Маруси, там они разговаривали, делились мыслями и планами.

Здесь можно сделать вывод, что знакомство Васи с детьми подземелья навсегда изменили его жизнь, пробудили в нем сострадание, сочувствие, любовь и доброту.

Популярные сочинения

  • Внутренний мир человека — сочинение Я часто задумываюсь о том, что же такое «внутренний мир человека»? Внутренний мир человека — это его
  • Сила природы — сочинение Жизнь на земле прекрасна и удивительна! Природа – «мать» всему живому на планете. Без неё земля была бы серым, сухим и пустынным пространством. Природа, словно святой источник
  • После бала. Утро, изменившее жизнь сочинение (8 класс) Порой наша жизнь в корне меняется буквально из-за одного случайного события, которое становится переломным и разделяет жизненный путь, цели и мечты на «до» и «после». Л.Н. Толстой в произведении

Краткое содержание

«Дурное общество» Короленко Виктора Галактионовича — очень глубокая по своему содержанию повесть. Главный герой – мальчик по имени Вася. Он рано остался без матери. Их с младшей сестрой воспитывает отец.

Но ребятам приходится нелегко – папа до сих пор тяжело переживает смерть матери. Внимание достается лишь младшей Соне, она очень похожа на мать, поэтому отец сажал ее на колени и подолгу обнимал.

Вася же был обделен папиной лаской, а потому часто был предоставлен сам себе.

Однажды во время прогулок мальчик с друзьями набрел на заброшенный склеп у старой часовни. Из любопытства они решили посмотреть, кто там живет. Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» должно включить анализ этого эпизода.

В этом подземелье обитали нищие люди. Вася увидел мальчишку, с которым чуть было не вступил в драку. Друзья его давно бросили, сбежав от страха. Но ребята смогли все-таки найти общий язык и подружились.

Оказалось, что нового товарища зовут Валек. И у него, как и у Васи, есть младшая сестренка. Но она сильно болеет, а условия нищенской жизни не позволяют ей поправиться. Их отец – Тыбурций Драб, предводитель «дурного» общества. Никто не знает о его прошлом, но можно предположить, что раньше он был довольно успешным человеком, так как очень образован.

Тыбурция все боятся, даже называют колдуном. Он запрещает детям общаться, но все же они не прекращают дружить.

Маленькая Маруся заболевает еще сильнее. Вася приносит ей Сонину куклу. Девочка умирает, но перед смертью радуется, что у нее такая красивая игрушка.

Тыбурций идет к отцу Васи и благодарит за сына. После этого Вася и папа обретают хорошие отношения. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» необходимо включить цитаты, чтобы полнее передать смысл произведения.

Сочинение Образ Васи в рассказе Дурное общество

Одна из немногих мыслей, которые объединяет всех людей в мире, звучит так: «Все люди разные». И даже ребёнок может вести себя правильнее, быть мудрее и лучше, чем взрослые. Это то, чему учит меня Вася Дудник – главный герой «В дурном обществе» Владимира Короленко.

Вася – рассказчик и поэтому о себе он говорит мало. Но, пусть он и не слишком много говорит, но его дела говорят сами за себя…

Его жизнь началась так, как сегодня живут очень многие. Любящие обеспеченные родители, сестра и безбедное будущее. Но в какой-то момент случается страшное – мама умирает, а отец почему-то перестаёт интересоваться сыном.

Выход мальчик пытается найти на улице, где проводит всё больше времени. И этот выход находится – им стал ровесник Васи, беспризорник Валек, который показал Васе совершенно другой мир. Мир бродячих детей, не нужных никому. И именно к ним обращается всё сердце Васи.

С Валеком и его сестрой Марусей его связывает всё больше воспоминаний, а сам мальчик постепенно взрослеет. И вместе с его взрослением я вижу то, что он становится добрее, учится любить, ценить дружбу и быть верным своему слову. Особенно это видно после того, как заболела Маруся.

Вася очень переживает за свою маленькую подругу и старается сделать её жизнь хоть немного легче.

То, что Вася – хороший мальчик говорится устами почти всех персонажей. И с каждой прочитанной страницей, с каждой минутой, о которой говорит это «сорванец с душой рыцаря» эта мысль всё крепнет в душе читателя.

И своей высшей точки для меня она достигла в момент, когда даже отец понял, что его сын «Хоть и попал в дурное общество, но не сделал ничего дурного».

Я не знаю, чем меня тронули эти слова, но они глубоко западают в душу.

Связь Васи с «детьми подземелья» была настолько крепкой, что даже смерть Маруси и исчезновение Тыбурция с Валеком не смогла её разорвать. В конце истории мы видим, что мальчик, вместе с отцом и сестрой, посещает могилу своей молодой умершей подруги. Что наполняет его сердце в этот момент? Я не знаю.

Возможно, он скучает по «дурному обществу». Может – жалеет, что не успел что-то сказать или сделать. Не знаю.

Но мне кажется, что он очень благодарен Валеку, Марусе и пану Тыбурцыю за то, что они помогли ему стать настоящим достойным человеком и показали ему, что на другой стороне жизни живут такие же люди…

Валек и Маруся

Этим ребятам можно посочувствовать: они жили в склепе, добывая еду воровством. Маминой ласки они не видели, а отец с ними строг. Но при этом дети говорят Васе, что он хороший и очень их любит.

Вальку девять лет, он настолько худой, что похож на тростинку. Но при этом ребенок ведет себя как взрослый, поскольку трудная жизнь научила его самостоятельности. К тому же на его детские плечи легла ответственность за маленькую сестренку Марусю.

Чем больна эта девочка, автор не указывает. Он говорит лишь, что все силы из нее вытягивает камень.

Марусе всего четыре года, но она не имеет шансов на выздоровление, поскольку у ее отца нет денег, лекарств и других возможностей для излечения ребенка.

В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» непременно нужно включить описание жилища этих ребят. Это поможет глубже раскрыть характеры героев.

Девочка, так мало увидевшая в своей крошечной жизни, умирает. Но перед смертью ее ждал подарок: Вася, увидев, как сильно мучается Маруся, взял красивую куклу у своей сестры и подарил девочке. Она никогда не видела таких интересных игрушек, а потому очень обрадовалась подарку. Но тем не менее болезнь взяла верх, и Маруся умирает.

Главные герои

Славный паренек 9 лет, сын городского судьи. С детства, рано лишившись матери, обделен родительской лаской. Хороший и добрый мальчик, не видя отцовского внимания, становится уличным сорванцом. Общение с оборванцами не влияет на его твердый и решительный характер, он остается таким же жалостливым и чутким к чужому горю. Он не по годам развит, правильно оценивает поведение окружающих, ему чужда жестокость и унижение слабых. Смелый и принципиальный, верный товарищ.
Нищий бездомный мальчишка, которого приютил и усыновил Тыбурций. Самостоятельный и умный мальчик лет девяти. Заботливый, с любовью и нежностью относится к сестренке, ради нее, готов на воровство. Умеет красиво заплетать косички, отдает ей все гостинцы, которыми угощают его. С детства живет в нищете и голоде, бродяжий образ жизни сделал мальчика не по годам взрослым, он многое знает и умеет. С уважением относится к своему приемному отцу. Добрый и отзывчивый.
Младшая сестренка Валека, ей около 4-х лет. Маленькая, болезненная девочка, хрупкая и бледная. Из-за болезни плохо ходит. Тихая и грустная, очень редко смеется, всей душой любит брата и Тыбурция. У нее никогда не было игрушек, Маруся не любит играть. Кукла, которую принес Вася, была ее первой и последней игрушкой в ее жизни. Добрая, спокойная девочка. Запущенная болезнь и сырость подземелья, голод и недостаток солнечного света, оборвали жизнь ребенка.
Бездомный бродяга. Не слишком старый, высокий и сутуловатый человек с некрасивой внешностью, но широкой и чистой душой. В прошлом имел проблемы с законом, умный и очень образованный человек, хорошо знает латинский язык, цитирует древних философов. Перенес много несчастий, но остался добрым и хорошим человеком. С большой любовью относится к своим приемышам, заботливый отец. Простого происхождения, но воспитанный и тактичный. Тяжело переживает смерть дочери, и исчезает из города.

Ключевые моменты произведения

В пятом классе дети прочитают повесть «В дурном обществе» Короленко. План произведения поможет школьнику написать достойное сочинение.

  1. Интерес к развалинам.
  2. Вася и его взаимоотношение с папой.
  3. Случайное знакомство с мальчиком.
  4. Завязалась дружба.
  5. Серый камень.
  6. Появление Васи в подземелье.
  7. Знакомство Тыбурция с Васей.
  8. Неожиданный подарок.
  9. Смерть Маруси.
  10. Разговор Тыбурция с судьей.
  11. Примирение Васи с отцом.

Это основные моменты произведения «В дурном обществе» Короленко. План может содержать и большее количество пунктов.

Второстепенные персонажи

В рассказе Короленко, этот герой является прообразом отца автора. Городской судья. Славится справедливостью и неподкупностью. Глубоко переживает смерть жены.
Сестренка Васи. Живет в обеспеченной семье, любима отцом. Воспитывает ее нянька. У нее много игрушек и красивой одежды.
Тихий, слабоумный старик из окружения Тыбурция. Нищий бродяга, не любит разговоров об острых предметах. Постоянно что-то шепчет.
Бродяга из братии Тыбурция. Отличается от всех своим высоким ростом. Защитник «профессора».
Спившийся бродяга, отставной чиновник. Напившись, спит под заборами. Считает себя генералом.
Буйный пьяница, нищий из шатии Тыбурция, веселый, любит пошутить.
Один из нищих, поселившийся в старом замке, откуда он выгнал Тыбурция с товарищами. Считает их «дурным обществом», хотя сам не далеко ушел.
  1. Это было небольшое описание образов персонажей рассказа «В дурном обществе» герои, нищие и бродяги которого, показывают изнанку жизни.
  2. Предыдущая
  3. Сочинения«Вишневый сад» анализ произведения Чехова – жанр, история создания, смысл и проблематика пьесы
  4. Следующая
  5. СочиненияГлавные герои «Дети подземелья» характеристика персонажей повести Короленко

Автор:
Самый Зелёный
·

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных…» — звучит круто, но на деле «чудные открытия» сулят большие испытания. Выпускникам предстоит сдать экзамен на допуск к ЕГЭ, и далеко не каждый из них пишет также вдохновенно и охотно, как Пушкин. И на великого поэта не удастся свалить насущные дела («А кто будет делать? Пушкин?!»). Придется самим искать литературные аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» для итогового сочинения 2021-2022 года. Но не во глубине сибирских руд, не все так уж плохо! Многомудрый Литрекон поможет, подготовив подборки по всем направлениям. Приятного просвещения! А если чего-то нужного нет — не стесняйтесь написать об этом в комментариях, и мы все добавим. Кстати, не забудьте посмотреть на темы, направления и пример сочинения этого года.

  1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? И.А. Гончаров в романе «Обломов» описал героя, с которого хочется взять пример. Это Андрей Штольц. Успешный и целеустремленный мужчина сделал себя сам и всего добился без родительской помощи. С ранних лет он много учился и даже работал. Андрей рос активным ребенком и не боялся трудностей. Поэтому он поехал в большой город делать карьеру, не воспользовавшись протекцией. Ему хватило смелости и упорства, чтобы устроиться на службу и сделать карьеру. Штольц дослужился до чина, давшего ему право на личное дворянство. Потом он занялся бизнесом и стал негоциантом — международным торговцем. Так он увеличил наследный капитал в десять раз. Его история мотивирует читателя на достижения и преодоление себя.
  2. Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.
  3. Способно ли искусство врачевать душевные раны? А.И. Куприн в произведении «Яма» показал, как искусство способно исцелять людей и пробуждать в их душах огонек добродетели и надежды на лучшее. Однажды известная певица решила посетить публичный дом вместе со своими друзьями, чтобы разнообразить свои впечатления. Ровинскую ожидало потрясение. Среди публичных женщин нашлись вполне грамотные и умные собеседницы, которые рассказали о настоящей жизни притона и ее связи с внешним миром. Они провели параллели между браком без любви, в котором жили многие женщины, и продажной любовью. Ровинская решила спеть в знак уважения к этим девушкам. И вдруг песня обнажила эти циничные и порочные души. Женя, самая злая и насмешливая из женщин, расплакалась прилюдно. Песня пробудила ее душу. Она сожалела о своей загубленной жизни и даже призналась певице в том, что больна сифилисом, но специально заражает клиентов, чтобы отомстить им. Будучи десятилетним ребенком, она была продана в публичный дом родной матерью. Именно сила искусства заставила Женю вскрыть нарыв обиды на мир и заглянуть внутрь себя. Песня заставила ее задуматься над тем, как быть дальше.
  4. Какой вид искусства Вам ближе и почему? Из всех видов искусства мне ближе всего литература, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна жила в деревне и была нелюдимой девушкой, зато много видела и узнавала в книгах. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и изучить людей. Ее кругозор расширился, поэтому Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Татьяна стала самобытной натурой со своей индивидуальностью, чем привлекла и богатого генерала на ярмарке невест в Москве. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно. Поэтому она ценила семью и брак выше страсти и даже первой любви, которая обманула ее ожидания. Я тоже стремлюсь к развитию, а потому люблю читать и всем советую начать.
  5. Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению. 
  6. Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.   
  7. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? Ф.М. Достоевский в книге «Бедные люди» доказал, что люди, которые много читают, расширяют свой опыт до нескольких жизней и становятся более мудрыми, зрелыми, рациональными. Так, Варя, несчастная провинциальная девушка, обманутая богатым купцом, смогла найти утешение и возможность для развития в литературе. Знакомый студент показал ей качественные книги и приучил к чтению Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Варя читала и получала новые знания о мире. Это совершенствовало ее ум и характер. Даже такая молодая девушка была грамотнее, дальновиднее и добродетельнее своего дальнего родственника Макара Девушкина, который писал с ошибками и являлся очень ограниченным человеком, хотя был вдвое старшее ее. Книги показали Варе другой мир, где можно было жить добродетельно и с пользой для общества. Она начала работать и обеспечивать себя. Очевидно, что именно литературный опыт нескольких жизней развил героиню и помог ей найти силы и справиться со своей травмой.
  8. Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.
  9. Зачем человек читает книги? Джек Лондон в романе «Мартин Иден» продемонстрировал пользу литературы для человека. Его герой, не получивший образования из-за бедности, смог найти необходимые знания для развития в книгах. Если в начале повествования Мартин чувствует себя дикарем среди интеллигентных людей и не может встать вровень с ними, то в финале он превосходит их и становится модным писателем благодаря своему увлечению чтением. Самообразование оказалось более эффективным, чем хождение по университетам и школам. Нужные книги открыли перед Мартином весь мир, полный новых достижений и премудростей. Его эрудиция и неповторимый опыт стали основой успеха в мире искусства. Вот для чего современному человеку следует брать пример с Мартина и читать побольше.
  10. Почему люди в 21 веке не перестают читать? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» наглядно показал, что чтение помогает человеку развиваться и расширять кругозор. Найдя любовь и счастье вне брака, Анна стала изгоем в светском обществе и была лишена привычных видов досуга. Люди отвернулись от нее, она больше не могла наносить визиты и являться на балы. Всюду за спиной или даже в глаза она слышала обвинения и колкости. Поэтому Анна и Алексей долгое время путешествовали за границей, где никто не знал об их положении. Анна пристрастилась к чтению и изучению искусства. Она ездила по галереям, позировала Вронскому и знакомилась с художниками. Литература превратила ее интерес в твердое знание. Поэтому даже Константин Левин, который был предубежден, нашел общие темы в разговоре с Анной и отметил высокий уровень ее ума. Ему было интересно беседовать с такой развитой и эрудированной женщиной. Чтение помогло Анне идти вперед и становиться лучше, несмотря на осуждение общества.
  11. Может ли чтение быть опасным? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показал, как чтение может негативно повлиять на воспитание человека. Софья Фамусова много читала, но в ее репертуаре были преимущественно любовные романы французского происхождения. Они развили фантазию девушки, но лишь в одном русле. Она начала оценивать реальных людей через призму литературных клише. В результате героиня стала легкой добычей для обманщика Молчалина, который просто примерил на себя роль героя-любовника французского покроя. Софья же разыгрывала сцены из книг в жизни и довольствовалась выдуманной любовью по шаблону. Она сама лгала себе и не заметила неискренности Молчалина. В финале героиня болезненно восприняла его разоблачение, ведь иллюзия сильно расходилась с реальностью.
  12. Какие качества помогает воспитать в себе литература? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» показал мотивирующий пример, который учит нас идти вперед и добиваться своих целей. Вера родилась в небогатой семье и росла в атмосфере угнетения и бесправия. Мать хотела обогатиться за счет выгодной партии для дочери, фактически торговала красотой Веры. Но помощь студента Лопухова помогла девушке спастись из домашнего плена и начать обучение. Героиня стала сама обеспечивать себя и совершенствовать знания в самых разных областях. Оказалось, что у Веры были способности к предпринимательству. Она организовала свою мастерскую и помогла десяткам работниц заработать на жизнь честным трудом и вырваться из темного подвала зависимости и невежества. Параллельно Вера занималась самообразованием и даже получила медицинский диплом, что позволило ей проявить себя и в науке. Ее вдохновляющий пример может воспитать в нас такие качества, как целеустремленность, сила духа и смелость. 
  13. Чему учит читателя классическая литература? А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» дает читателю важные жизненные уроки. Так, ему необходимо работать над собой, чтобы искоренить лень. Ведь именно из-за бездеятельности Гаев и Раневская потеряли свое имение. А вот Лопахин, который встает в 5 утра и заканчивает работу лишь к вечеру, смог из нищего малограмотного мальчишки превратиться в богатого купца, нового владельца вишневого сада. Это значит, что усердие, целеустремлённость и саморазвитие дают человеку успех и реализацию в обществе. Также важно сохранять доброту, понимание, стремление помогать другим на всех ступенях, ведущих вверх. Лопахин выручает Раневскую деньгами и советами, проявляет отзывчивость и такт. Он мог бы самоутвердиться за счет ее бедности, но не стал. Именно так нужно вести себя, чтобы содействовать процветанию мира вокруг, а не его разрушению.
  14. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Юноша заразил соплеменников уверенностью в успехе предприятия и дал им силу превозмогать страх. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута. После прочтения этой истории любой из нас посмотрит на свои несчастья другими глазами и получит мотивацию преодолевать себя на пути к идеалу. Ведь Данко смог, а мы почему не сможем?
  15. Могут ли новые технологии заменить искусство? Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» показал, что даже феноменальное развитие технологий не может уничтожить надобность человека в искусстве. Люди эры Форда не читают книг, не смотрят кино, не ходят в театр, не слушают музыку. Творчество им заменяют дешевые суррогаты примитивного толка. Поэтому у них нет индивидуальности и настоящих чувств. Они всегда одинаково веселы и беспечны, потому что сома решает все мелкие проблемы, а душевных терзаний у них нет. Но можно ли назвать героев полноценными людьми? Ведь Джон, явившийся из мира, где еще оставался Шекспир, был совсем другим. На его фоне все другие персонажи кажутся бездушными куклами, у которых нет своего лица и характера. Их внутренний мир максимально универсален и населен навязанными шаблонами. А настоящей личности у них нет. Без искусства люди не могут развиваться полноценно и обрести себя самих.

Не хватает аргументов? Пишите, какие нужны, и Литрекон добавит!

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про меняподборкапример из литературысписок

Читайте также:

Эта повесть написана о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.). Каждому школьнику когда-нибудь придется столкнуться с этой темой. Тема верности и предательства остается актуальной всегда. Именно в юности необходимо научится различать плохих людей от хороших, предугадывать их намерения. Книгу Вячеслава Быкова обязательно следует прочесть, чтобы понять смысл жизни.

История создания

Автор написал произведение в 1969 году. Идея сюжета была взята из его жизни. Во время войны мужчина повстречал одного из сослуживцев, который решил перейти на сторону немцев. Именно это вдохновило автора воссоздать произведение.

Первоначально произведение называлось по-другому «Ликвидация». Чуть позже Быков решил сменить название на имя одного из героев книги. Всем стало интересно, почему произведение было названо «Сотников»? Ведь практически весь рассказ ведется от лица другого героя- Рыбака.

Скорее всего автор этим показывает отношение к ситуации, возникшей в рассказе. В произведении он полностью поддерживает Сотникова. Герой не захотел смиряться со сложившейся ситуации, не сдался врагам и выбрал смерть. Именно на этом персонаже основываются дальнейшие события, происходящие в произведении. Сотников согласился выполнить задание, хотя чувствовал себя неважно. Из-за этого путь партизан был неблизкий. Именно из-за Сотникова полицаи смогли их обнаружить. По сути, все ужасные события произошли по его вине. Вот поэтому он является главным героем книги.

Направление и жанр

Рассказ «Сотников» — это реалистичная и жестокая картина настоящего мира. Такая история реально произошла в годы военных действий. Быков подробно описал все чем занимался партизанский отряд, к чему они стремились. Множество моментов пишется от «первого лица». Автор отмечает, что в произведении описана иррациональность человеческой жизни. В книге есть два героя, они совсем непохожи друг на друга, но у них одна и та же судьба. Они обречены на смерть.

Основная мысль

Главные события происходят в тот момент, когда два бойца тайком выходят за пищей для своих товарищей по несчастью. Молодой учитель слег с простудой, но все же решает вместе с Рыбаком пойти в деревню. Для обоих мужчин — это риск. Ведь вокруг бушуют военные действия, кругом мины и немцы. На пути в деревню герои встретили врагов и вступили в неравный бой. Им пришлось отступить и спрятаться в селе. Они спрятались в одном из домов, где жила женщина с двумя детьми. На свой страх и риск она оставила двух бойцов у себя.

Сотников был тяжело болен и из-за этого его смогли обнаружить. Мужчин повезли на допрос и долго мучительно пытали. Сотников мужественно вытерпел все происходящие над ним издевательства, Рыбак же струсил и решил сотрудничать с немцами. Конец истории печален. Сотникова приговорят к казне, но он выбивает подпорку из-под ног и погибает. Погибший боец не хотел умирать от рук «бывшего» товарища. Рыбака гложет совесть, ему стыдно, что он предал родных людей. Ему очень хочется вернуться, но из этого ничего не выходит. У предателя больше нет друзей.

Характеристика главных героев

  1. Главным герой рассказа — Сотников. Ему всего лишь 26 лет, когда-то он работал учителем. В самом начале войны он был командиром, но его поймали немцы. Мужчине удалось вырваться из плена и убежать. После этого он присоединился к партизанам. Сотников обладает «железным» характером, его настрой не смогут изменить никакие обстоятельства. У мужчины слабый иммунитет, но несмотря на это он упрям и четко идет к своей цели.  Автор уважает героя за стойкость и мужество. Для Сотникова важно оставаться преданным своему народу, поэтому он выбирает смерть.Человек обладающий столь хрупким здоровьем, настолько силен духом, в сравнении со здоровым и физически сильным Рыбаком.
  2. Второй герой, Рыбак. Это второй боец, полная противоположность своего напарника. Из него бы вышел замечательный солдат. Рыбак физически силен и вынослив. В первой половине войны он был старшиной, потом получил ранение и ушел из отряда. Рыбак вступил в партизанскую группу. Вначале он даже вызывает приятные чувства, ради товарищей вызывается пройти опасный путь, при этом практически таща на «своем горбу» изнеможенного Сотника. Его образ дает надежды на будущее. Но события резко меняются. Рыбак предает свой народ, а вместе с ним и своего товарища. Но его нельзя назвать плохим. Он всего лишь жертва, никто не знает, как себя поведет человек при опасности. Не всем дано терпеть адские пытки. Но вызывает отвращение факт того, что герой хочет полностью отдаться в руки врагов, служить им, предав русский народ.Рыбак понимает какую ошибку он совершил, когда становится слишком поздно.
  3.  Есть и еще одна героиня произведения, Демчиха. Это обычная женщина, у которой есть двое детей. Именно в ее доме нашли убежища два главных героя, Рыбак и Сотник. Женщина боится за своих детей, но все же помогает героям укрыться в своем доме. В итоге Демчиха погибает. Она не побоялась помочь, ее простая русская душа не позволила сдать родной народ. Женщина пыталась помочь всем, но в итоге погибла.

Чему учит?

В произведении затронуто много важных моментов. Особенно характерна тема войны. В «Сотникове» описаны такие важные вещи, как мужество, героизм, верность и самое главное любовь к своей родине. У каждого героя определенная судьба, всем приходится чем-то жертвовать, идти на риск, выбирая путь. Не стоит осуждать человека, который выбрал неверную дорогу. Лучше присмотритесь к себе.

Быков описывает происходящие события, при этом опираясь на два пути. Либо придется предать, либо остаться верным, но погибнуть. Не все готовы идти на самопожертвование, сила духа развита далеко не у всех людей. Автор пытается донести читателю, что нужно научится быть ответственным за все совершаемые действия и принятые решения. Рыбак испугался, выбрал более легкий путь, но ему придется за это, поплатится душевными страданиями и муками совести. Именно это и является основной мыслью произведения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чехов удивителен. Своим неповторимым даром, он открывает истины, в неприметных вещах, о которых мы рады забыть. В рассказе открывается психология самых разных персонажей помещенных в хронотоп дома.

Как создавалось произведение

Это произведение рождалось долго. Об этом говорят черновые записи.
Также есть свидетельства, что некая Мисюсь была возлюбленной писателя. Доподлинно не известно существовала ли она в действительности.

Считается, что Женя Волчанинова та самая Мисюсь – это дочь А. Н. Турчанинова – Варвара. Они похожи и внешне по описанию, и сходство фамилей очевидно.

Главный герой, скорее всего, воплощает в себе пейзажиста И. Левитана. Знакомая лингвистка Чехова Щепкина-Куперник рассказывала об отношениях художника со своей женой С. Кувшинниковой. Левитан в них предстает в трепете увядания тяги к жизни, как и главный герой «Дома с мезонином».

Кроме того, рассказ стал не просто историей любви за чаепитием, а поднял проблему бюрократии в земствах.

Каков жанр произведения и его направление

Стоит заметить, что «Дом с мезонином» – это все же рассказ, потому что в нем есть лицо, которое рассказывает о событиях. А по направлению Чехов придерживался реализма, описывая проблемы своего времени через события произведения.

Описывая чувства и противоречия внутри героя, Чехов приблизился к литературному Экзистенциализму, на сто лет предвосхитив это направление.

К тому же в рассказе есть жанровое разнообразие. В частности, хронотип; любовная линия не возникает на почве конфликта взглядов.

Про что произведение

Рассказчиком является известный пейзажист родом из Петербурга, который гостит в имении у Белокурова. Тут его встречает меланхолия и душевная опустошенность. Ему становится неуютно, поэтому он много времени начинает уделять прогулкам.

Одна из таких привела его к дому с мезонином, за которым начиналась деревня. Возле дома он видит двух девушек одна – старшая очень красива, младшая не настолько красива, но очень обаятельна.
Прошло время, и та встреча была позабыта, как вдруг в поместье к Белокурову пришла старшая — Лидия Волчанинова. Будучи активисткой, занимается земством. У Белокурова просила помощи для погорельцев. И предложила заглядывать к ним в гости вместе с рассказчиком.

В итоге между старшей Лидией и художником возникает конфликт мнений. А в младшую Женю или по-детски Мисюсь он влюбляется, после чего Мисюсь вместе с матерью уезжают в Европу. Интересно то, что эта связь с Волчаниновыми возродили в нем желание писать. Рассказчик возвращается в Петербург, и через время встречается в поезде с Белокуровым, он рассказывает, что Лидия победила в выборах в управление земством.

Рассказ заканчивается меланхолическим вопросом: «Мисюсь, ты где?».
Он главный рассказчик. Он образован, но очень устал. Работа дается ему с трудом. Он способен любить, но малодушие ему не позволяет открыться. Даже влюбившись, ищет возможность для самобичевания.


Лида Волчанинова

Старшая сестра. Очень красива, деятельна. Работает учительницей в школе за 25 рублей. Содержит себя сама. И считает, что забота о крестьянах сможет развить общество и консолидировать его.


Женя Волчанинова

Очень похожа на старшую сестру, но значительно более мягкотелый ее аналог. Не может найти себя. Ее воспринимают как ребенка, она блуждает в потьмах сомнений, оттого и находит близкую душу в лице художника, тот и сам не в состоянии найти себя.


Екатерина Павловна Волчанинова

Является матерью. Была красивой когда-то, но растеряла это с годами. Она испытывает рассеянность по старости и во всем соглашается со старшей дочерью, чтобы не породить конфликта. Она боится, что поражение в споре ударит по ее самолюбию.


Белокуров

Помещик, который тонет в лености. Он почти не работает. Платежи его постоянно просрочены. Кажется, что все, что ему нужно – это сочувствие. Напоминает Обломова.


Любовь Ивановна

Живет с Белокуровым. Подстать ему во всем. Снимала у него часть дома, но потом заслужила доверие. Она некрасива, иногда плачет мужским голосом.

Темы

Произведение богато на темы, которые можно поднять на экзамене:

  • Надежда. Каждый персонаж произведения живет надеждой, хотя мало кто ее проявляет.
  • Любовь. Чехов всегда поднимает вопросы романтики. Тут любовная линия касается Жени и художника.
  • Глупость. Это то, что мешает воплощать свои идеи. Лишает мир свершений. Главный герой способен на многое, но глупость мешает ему проявить себя.
  • Отчаяние. Главный герой полон этого чувства. Он приехал в деревню с ним и расстался с Женей, и живет с ним дальше. Он не ищет Женю, потому что и сам потерян.

Проблемы

Проблематика очень полезна. Управление земством и бюрократия. Монологи Лидии открывает читателю проблемы крестьян, которым не хватает медицины и образования. Причиной проблем встает коррупция Балагина, который сделал уезд местом работы своей фамилии. Как достигнуть счастья. Даже самые простые женские и мужские потребности становятся недоступными, потому что «не положено», «засмеют». Мнения о прогрессе рознятся. Это хорошо видно на конфликте между Лидией и художником. Он показывает, насколько разобщены люди в обществе.

Основная идея

Главная мысль рассказа состоит в том, что каждый, скорее всего, хочет, чтобы в мире стало лучше. Однако, они при этом хотят, чтобы для них в новом мире нашлось теплое местечко. Чтобы Лида могла заниматься своими ежедневными хлопотами, чтобы художник всегда находил возможность испачкать свой камзол. Утром от работы с холстом, а вечером от еды бутерброда. Но нужна ли в этом мире любовь? Конечно! Куда же без нее?

Чему учит произведение

В этом произведении автор говорит о том, что во главе жизни человека должна быть какая-то цель. Деятельность рождает плоды, а бездействие только порождает плохой пример. При этом он показывает, что все же любовь ситуативна, и иррациональна, тогда как дела вечны. Всегда будут баталии вокруг отношений и расставаний, и всегда будут работать врачи, заседать парламентарии, преподавать учителя.

Критика

Это великое произведение! Поэтому критики было много. Рассказ Чехова прочли и прогневались, а кто-то раскис.
И. Ясинский заметил, что в произведении нет никакой конкретики относительно архитектуры, хотя в названии она присутствует.
Т. Полнер при этом говорит о том, что это и хорошо, что рассказ похож на некий особый репортаж, где есть череда зарисовок.
Р. Сементковский был недоволен образом Лидии. Претензия на восходе суфражизма вполне обоснована.
И. Игнатов, как и большинство других критиков, пришли к выводу, что образ художника все же основной по своей интересности. При этом он совершенно бессилен с творческой точки зрения. Поэтому он не вдохновляет.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Чему учит произведение станционный смотритель сочинение
  • Чему учит повесть нос сочинение рассуждение
  • Чему учит повесть пушкина станционный смотритель сочинение с планом
  • Чему учит повесть бедная лиза карамзин сочинение
  • Чему учит повесть алые паруса грина сочинение