Чему учит нас сказка морозко

Управление общего и профессионального образования администрации чайковского муниципального района школьная конференция исследовательских работ тема: чему учат татарские сказки? работу выполнил:

Управление
общего и профессионального образования администрации

Чайковского
муниципального  района

          Школьная
конференция исследовательских работ

 Тема:
Чему учат татарские сказки?

Работу
выполнил:

Темиров
Данил, ученик 5 в класса.

руководитель:
учитель русского языка

и
литературы Еременко Г.В.

                                     
                п.Марковский, 2017г.

Содержание.

    
Введение.                                                                                     
           3 стр.                   

     1.   Литературный
обзор                                                                         4
стр.                     

     2.     Практическая
часть.                                                                        7
стр.                                                                                            

     2.1.  Наблюдения.                                                                                    7
стр.                                                                                 
 

     2.2.  
Опрос.                                                                                   
          7 стр.

     2.3. Эксперимент
1                                                                                 
7 стр. 

     2.4. Сравнительная
таблица                                                                   8
стр.

               Результат                                                  
                                     9 стр.                                    

               Заключение                                                                                     9
стр.                                                                                                                                                                                                 

              Библиография.                                       
                                        10 стр.                                                                                  
                                                                                              

              Приложение.                                                                                   11
стр.                                                                                     
                         

Введение.

Наверное, нет в мире народа без
сказок, и татарский народ не является исключением. В сказках, как в зеркале,
отражаются культура и быт народа, его чаяния, его история. В народных сказках
черпали вдохновение русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и татарский поэт
Габдулла Тукай. Слушать сказки любят все, и особенно дети. Вряд ли в мире
найдется хоть один человек, которому в детстве не рассказывали бы сказок.

Татарский фольклор очень богат
сказками,  они отражают исторические условия
жизни татар, их национальную психологию, быт, но в то же время 
включают основные сюжетные
мотивы, присущие  сказкам остальных народам. Там в обязательном порядке
присутствуют сказки о животных, волшебные приключенческие, бытовые сказки, а
также примыкающие к ним народные анекдоты (мэзэклэр). 

    Актуальность: свои первые впечатления  о добре, зле, справедливости мы
получаем, когда слушаем сказки. В простых рассказах заключена глубокая народная
мудрость. А в жизни каждого человека бывают такие ситуации, в которых трудно
разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые
вопросы можно найти ответы в сказках.

Я считаю, что очень важно познакомить
детей с традициями, обычаями и особенностями представителей других наций.
Знакомство с татарскими сказками поможет сравнить то, как ведут себя волшебные
герои разных народов, и значительно расширить свой кругозор.

      Предмет исследования  татарские сказки

      Объект
исследования
  герои татарских сказок

 Цель
исследования – сравнение русских и татарских сказок
.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

 —
расширить знания о сказках татарского народа; 

— найти, изучить и
систематизировать информацию по теме;

— провести
наблюдения и сравнения поступков главных героев русских народных и татарских
сказок ,

— рассказать о
своём исследовании, представив его в виде презентации

  
В исследовании выдвинута следующая гипотеза:  татарские сказки похожи на
русские народные, их герои также учат стремиться к добру и правде, наказывая
ложь и зло.

Для
решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

   
-изучение теоретических источников;

   
-практические  эксперименты;

   
— наблюдение, опрос, обобщение собственного опыта;

   
— описательный метод.

      Научная значимость и новизна исследования
состоит в том, что изучение данной проблемы позволило получить следующие
результаты:
представлены
различные сказки, классификации сказок, даны примеры.

 Выполнен анализ
литературы по данной теме.

      Проведены
практические эксперименты.

   
В ходе исследования  удалось  составить правила, которые  привлекут внимание к
татарским сказкам.

   Удалось
получить интересные сведения.

      Практическая ценность работы
заключается в том, что были проведены наблюдения за конкретными произведениями.
В работе представлены разные сказки.

                                            Практическая часть  

1.     Наблюдения

   
Прежде всего,  я решил перечитать сказки. Книг с татарскими сказками много в
библиотеке, в Интернете, а мама мне купила сборник, где татарские сказки на
татарском языке и на русском. Читая их, я убедился, что сказка — это
вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
В сказках присутствует волшебство и невероятные приключения. Недоступное   становится
доступным, нереальное – реальным. Наверно, поэтому читать сказки любят и
взрослые и дети.

Выводы:
в лёгкой занимательной форме мы познаём важные жизненные истины через чтение
сказок.

      
 А нужны ли  сказки в наше
время? Я   провёл  опрос (см. приложения), из которого  видно,
что   дети и сейчас, в век компьютеризации, любят читать и предпочитают
сказки.

2.     Опрос

 Цель: 
как относятся к сказкам мои ровесники?

image001Вопросы:

1.    
Вы
читаете сказки?

2.     Как
выбираете  их? (по обложке, по названию, по рекомендации друзей)

3.    
Читали
вы татарские сказки?

4.    
Что
объединяет сказки татар и русских?

5.    
Чем
отличаются эти сказки?

6.    
Какие
сказки вы любите читать (волшебные, бытовые, о животных)?

    В
результате выяснилось, что сказки читают все ребята в нашем классе. Татарские
сказки не читал никто, только после моих рекомендаций стали их читать. Ребята
считают, что сказки татар и русских объединяет то, что все они учат человека
быть добрым и отзывчивым к чужой беде, быть честным.

Отличаются
сказки только словами названиями предметов на разных языках, например: джигит –
юноша, аул – село и т.д.  А читать любят больше всего волшебные сказки.

3.     Эксперимент

  Я
решил провести эксперимент с книгой «Татарские сказки».  Я принёс книгу,
поставил у доски, сказал, что все, кому интересно, могут взять и почитать.
Целый день книгу рассматривали и читали ребята, даже на уроке (я слышал, как
учительница делала замечание Пете).

Вывод:
книга с татарскими сказками привлекла внимание ребят яркими иллюстрациями и
интересными сказками.

4.     Сравнительная
таблица

Волшебные
сказки

Бытовые
сказки

Сказки о
животных

Зилян

Наследство
бедняка

Кот
озорник

Мудрый
старик

Умная
жена

Волк и
портной

Шурале

Как
дурак разум искал

Заяц и лев

Вывод:
татарские сказки, так же как и русские можно разделить на три группы: 
волшебные, бытовые, сказки о животных.

А чем
отличаются сказки этих народов?

сказки

герои

поступки

Колобок

Старик старуха колобок медведь
волк лиса заяц

Колобок без разрешения покинул свой дом, встречается с разными
героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех
ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно.

(Русские
народные сказки/. Н. Сидориной; худ. Н. Устинов.- М)

Морозко

Настенька, мачеха, добрый
волшебник

Добрый волшебник Морозко сначала испытывает девушку, а потом
награждает её.

Василиса Прекрасная

 доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники
(Добрым молодцам урок. Сказки русских
писателей).

Зилян

Мать три брата сестра и див

Близкие люди не оставляют в беде
помогают преодолеть трудности

Кот озорник

Кот заяц лиса медведь

Смелый кот обхитрил зверей

Заяц и лев

Лев и заяц

Заяц сумел обхитрить и проучить 
льва

Мудрый старик

Старик его сын падишах визири

Мудрый старик и его сын смогли
убедить падишаха отменить жестокий приказ

Шурале

Дровосек и леший

Сообразительный дровосек смог
спастись от лешего

Умная жена

Муж и жена

Спокойствие и рассудительность
помогает в трудную минуту

Как
дурак разум искал

Младший брат — дурак

Доброта  терпение помогли
младшему брату стать счастливым

Волк и портной

Волк и портной

Смекалка и хитрость помогли
портному избежать опасности

Наследство бедняка

Три брата

Трудолюбие и терпение помогли
бедным братьям стать богатыми

                                         
Словарная работа

Батыр — богатырь; джигит
— парень, молодец; чукмар — палица; шайтан — дьявол; падишах — правитель; Каф —
сказочная гора; сарай — дворец; хряпает об землю — ударяет; тягаться — мериться
силами; Кеч — батыр — вечер; Тен — батыр — ночь; Тан — батыр — заря.

Результат:
моя гипотеза подтвердилась. Герои сказок, будь то татарская или русская
народная, помогают поверить в себя и свои силы, помогают преодолевать
трудности, воспитывать смелость, учат трудолюбию,  помогают принять верное
решение в сложной жизненной ситуации, учат не доверять посторонним людям, не
уходить без спроса из дома.
По построению и поведению
героев русская и татарская сказки очень похожи. Сходство обнаруживается в
характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста. В обеих сказках
добро торжествует над злом.

Заключение: сказка учит воображению, умению отличать
добро и зло, учит не бояться трудностей. Сказка
открывает удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый
получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Эта страна, страна сказок,  учит
человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным.

Библиографический список

1. 
Русские народные сказки/ Предисл. Н. Сидориной;
худ. Н. Устинов.- М.: ООО «Изд-во Астрель»; «Изд-во АСТ». 2002.

2.  Добрым молодцам урок.
Сказки русских писателей / Сост. Е. М. и Л, М, Горбуновы. Худож. О, А,
Биантовская.- Иркутск: Восточно – Сибирское кн. изд-во,1988.

3.
 Татарская литература 19 века / М.Х. Гайнуллин. — Казань:
Татарское книжное изд-во, 1975.

4.
 О татарских сказках/ Л.Замелетдинов // Татарские народные сказки.
— Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.

5. Добрым молодцам урок. Сказки русских писателей / Сост.
Е.М.и Л,М, Горбуновы. Худож. О,А,Биантовская.- Иркутск: Восточно – Сибирское кн
изд-во,1988

                          
Приложение

                                                                                       
Приложение 1

Вы читали татарские сказки?

image002

                                               
                                              Приложение 2

Как вы выбираете сказки?

image003

                                                                                               
Приложение 3

Чем отличаются сказки?

image004

                                                                                               
Приложение 4

Чему учат сказки?

image005

На чтение 14 мин. Просмотров 111 Опубликовано

Содержание:

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

Содержание сказки

Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.

Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.

Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.

Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.

Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

Образ мачехи

Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.

Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.

Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.

Характеристика дочери

Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.

Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.

Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.

Падчерица в сказке

Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.

Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.

Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.

Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.

Роль отца

Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.

Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.

Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.

Чему учит история

Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:

  1. Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
  2. Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
  3. Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.

Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.

Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

  1. Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
  2. Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
  3. Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
  4. Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
  5. Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
  6. Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
  7. Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.

Анализ сказки «Морозко» кратко:

  1. Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
  2. История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а малышам открывает в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Русская народная сказка «Морозко» Жанр волшебная сказкаГлавные герои сказки «Морозко» и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы

Кратчайшее содержание сказки «Морозко» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.

Главная мысль сказки «Морозко» Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.Чему учит сказка «Морозко» Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.Отзыв на сказку «Морозко» Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.Пословицы к сказке «Морозко» Вежливость ничего не стоит, а приносит много. Схватилась мать о падчерице, когда лед прошелКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Морозко» Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали. Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить. Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет. Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает «Тепло ли тебе, девица». А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил. А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы. Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут  старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами. Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил. Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»

  1. Волшебное существо — Морозко.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Морозко»

Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Морозко: (word) – (pdf)

Сказка Морозко читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»ЛитератураАнализ сказки «Морозко»

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2014
Размер файла 16,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

9 месяцев назад11 ответов:answer_avatar.png

Современному читателю довольно не просто уловить главную мысль сказки. Проблема в том, что мире, в котором мы сегодня живем, как будто все встало с ног на голову: СМИ всеми силами пытаются внушить нам, что для того, чтобы чего-то достичь, человек должен быть эгоистичным и агрессивным, должен вести себя как Марфуша из русской сказки «Морозко».

А между тем, в культуре русского народа испокон веков ценилось редкое, почти уникальное качество, свойственное самым лучшим его представителям — кротость. Именно кротость Настеньки так высоко оценил Дед Мороз. Кротость — это великий дар, это то состояние ума и сердца, которое способно изменить мир к лучшему. Кротость — это не слабость, это уникальный баланс духовной силы и человеколюбия, основа, на которой базируется знаменитый русский характер.

__

Главная мысль сказки сформулирована в одной из заповедей:

FFqcqax4vIDK3kgL9ygToVaMcs3PpE.png

Сказка учит ценить и уважать кротость, она напоминает нам об одном величайшем человеке, когда-либо существовавшем, и объясняет, что кротость — и это именно то, чего нам всем сегодня не хватает.

answer_avatar.png

Сказка Морозко рассказывает о двух девочках, одна из них добрая и покладистая, очень благодарная и с легкостью готова пройти любые испытания.

А вторая девочка злая и завистливая, совершенно неблагодарная.

В сказке главной мыслью является то, что добро всегда притянет добро, а злость притянет злость.

За добрые дела всегда будет воздаяние и весьма преувеличенное.

Урок в сказе о вежливости и почтении к старшим, которые существовали всегда.

Нам в ней показали урок вежливости, как себя нужно вести со старшими.

И это отлично получилось у одной девочки и не получилось у второй грубиянки, которая получила по заслугам.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/chemu-uchit-skazka-morozko.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_5.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/morozko-russkaya-narodnaya-skazka/
  • https://otherreferats.allbest.ru/literature/00365934_0.html
  • https://otvet.ws/questions/2374251-kakova-glavnaja-mysl-skazki-morozko.html

«Морозко» — пакет для работы со сказкой

Возрастная категория Без возрастных ограничений
На что направлена Добрая Сказка — великая помощница доброму человеку во всех его делах. Она поддерживает, передаёт информацию, утешает, настраивает на важные дела, улаживает отношения. Она создаёт особое «поле Доброй Сказки» в общем семейном микроклимате.
Для :

детей, женщин, мужчин, сказкотерапевтов, для работы, для самопознания, для себя, размышлений на каждый день, для души, для групповой работы, медитативные, для хорошего настроения, для Здоровья, для родителей

Ваш браузер не поддерживает аудио

Цена:1 100 руб.

Сказочные передачи

проекта «Доброму Дому — Добрая Сказка» (ДДДС)

Новый проект сказкотерапии для всей семьи 

без возрастных ограничений!

Творческий коллектив создателей:

Сценарий:

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и Александра Зинкевич

Режиссура:

Константин Ткаченко

Актерское исполнение:

Константин Ткаченко

Камера:

Румия Ткаченко

Декорации:

Константин и Румия Ткаченко

 Музыкальные партитуры:

Константин и Румия Ткаченко

 Дизайн:

Александра Пахольчик

Первый цикл проекта ДДДС «Как воспитывает Добрая Сказка»

Добрая Сказка — великая помощница доброму человеку во всех его делах. Она поддерживает, передаёт информацию, утешает, настраивает на важные дела, улаживает отношения. Она создаёт особое «поле Доброй Сказки» в общем семейном микроклимате. 

Но главное: Добрая Сказка — это мудрая воспитательница. А о том, как воспитывает Добрая сказка расскажет Хранитель Сказок в своём вступительном слове — отдельном видеофильме, который есть в составе каждого пакета цикла (продолжительность 14 минут).

 В первом цикле ДДДС пять русских сказок в смысловой редакции Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Благодаря смысловой редакции сказка становится более понятной для восприятия современного ребёнка и взрослого.

Список восстановленных сказок 1 цикла:

1. «Иван-царевич и Серый Волк»

2. «Морозко»

3. «Мальчик с пальчик»

4. «Емеля»

5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Каждая передача посвящена одной сказке. Средняя продолжительность передачи 30 минут. Продолжительность основной передачи цикла по сказке «Иван-царевич и Серый Волк» — 1 час.

В каждой передаче действуют два персонажа: Хранитель Сказок и Сказитель. 

 Хранитель Сказок настраивает на восприятие сказки, проводит её толкование и даёт творческие задания на проживание и закрепление смыслов сказок. 

 Сказитель рассказывает сказку особым образом, проживая многообразные оттенки её смыслов. Благодаря чему образно-смысловое поле сказки балансирует психосферу человека.

Несмотря на то, что все сказки 1 цикла ДДДС хорошо известны, благодаря смысловой редакции, грамотной режиссуре и особой актёрской технике исполнения, — сказки могут восприниматься как совершенно новые. Просто потому, что прежде скрытые смыслы старинных историй становятся доступными для сознания.

 Каждую передачу полезно смотреть минимум 2-4 раза, чтобы полноценно и точно воспринять её контент. Каждый новый просмотр передачи будет открывать новые смыслы и дарить новые идеи для жизни.

 Сказкотерапевты, педагоги дополнительного образования, психологи, воспитатели могут использовать передачи проекта ДДДС как методическое оснащения практических занятий с детьми, подростками и взрослыми. 

 Благодаря бонусному продукту «Бери и делай» — в дополнение к каждой передаче сформированы темы для размышлений, групповых дискуссий по сказке, а также творческие, психологические упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и индивидуально. 

 На основе каждой передачи можно проработать несколько важнейших тем поля отношений, личностного развития, самореализации.

 Передачи созданы таким образом, чтобы осуществлялось мягкое «лечение» восприятия зрителей от «клипового мышления». Каждая передача — это возможность побыть наедине с собой, своими мыслями, и, одновременно, быть присоединённым к мудрости коллективного этнического сознания.

 Бережное отношение к своему внутреннему устройству, человеку рядом, Природе, Судьбе, — камертоны этих жизненно необходимых компетенций заложены в каждую передачу.

Комплектность Мини-пакета ДДДС «Морозко»

1. Передача по сказке «Морозко». Продолжительность 26 минут.

2. Слово Хранителя Сказок о том, как воспитывает Добрая Сказка. Продолжительность 14 минут.

3. Бонусный методический конспект-презентация «Бери и делай» по сказке «Морозко»

4. Вебинар «Как воспитывает Добрая Сказка»(88 минут).

5. Информация о проекте ДДДС.

— вебинар о том, как пользоваться материалами проекта (17 минут)

— презентация проекта ДДДС

— запись эфира в Сказочной Гостиной о проекте ДДДС (1 час 54 минуты)

 

Каждую передачу можно смотреть многократно — под разными ракурсами. Полезно создавать себе разные цели: иногда цель может быть — развить воображение. Иногда — найти ответ на важный сейчас жизненный вопрос. Иногда — потренироваться в смыслоизвлечении из сказок. Иногда — научиться перемещать фокус внимания на «неочевидное»,  или потренировать свою психологическую резистентность (способность противостоять жизненным трудностям и давлению обстоятельств).

 Словом, передачи ДДДС — это универсальный тренажер многократного применения, с помощью которого развивается творческое восприятие себя и Мира, происходит самопознание, укрепляется душевный и семейный лад!

 По всем вопросам, касающимся данного проекта, пожалуйста, пишите на официальную почту info@cka3ka-miks.com

ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ?

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Эти слова, сказанные А.С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она помогает родителям доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Для малышей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства – мудрую и очень интересную сказку.

 Ни для кого не секрет, что сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся правильно выражать свои мысли. А еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Из поколения в поколение через сказки передаются традиции, формируются ценности, ограничения. И в каждой сказке, у каждого народа они свои. Можно увидеть, что сказки разных народов отличаются акцентами и деталями. Например, сказка про Репку в нашей культуре является примером сотрудничества и взаимопомощи. А есть похожая зарубежная сказка, только с другим концом: «Тянули… устали… пошли спать. А наутро обнаружили, что репку прогрызла мышка» – мол, дела нужно доделывать сразу, не оставляя на потом.

Сказка в современном мире — это по-прежнему естественный способ обучения детей культуре и жизни в социуме, но не только это. Слушая сказку, ребенок учится любить и сострадать, получать позитивные эмоции. Он учится жить. К тому же сказки развивают воображение.

Немаловажно и то, что сказка — это возможность для ребёнка провести время вместе с мамой или папой, а это очень важно, ведь таким образом он чувствует эмоциональную близость с родителем, получает такое необходимое внимание и чувство защищенности.

Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения.

Например, в «Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку»: слушайся старших, воду из незнакомых водоемов пить нельзя.

Сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим. «Снежная королева» показывает пример дружбы, любви, взаимопомощи и достижения поставленной цели. Иванушка в русских народных сказках оказывается не жадным, сообразительным и самым успешным, а его образ учит верить в себя и свои силы. Мамы часто защищают своих детей предупреждением – «не разговаривай с незнакомыми взрослыми», тому же учит ребенка и сказка «Красная шапочка».

 Примеров таких можно привести тысячи, ведь каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент.

Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой тоже берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.

Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. О том, что нельзя судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.

Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.

Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.

И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.

Кстати, некоторые сказки было бы полезно перечитать и взрослым. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою принцессу. Поэтому читайте сказки детям, читайте вместе с детьми и позволяйте себе хоть на минутку побыть в детстве, вспомнить любимые сказки и посетить волшебную страну.

Какие же полезные уроки можно извлечь из сказки?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

Ведь самое главное, чему учит нас сказка — оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

Самая важная польза от прочтения сказок нашим детям — это психологический контакт родителя и ребенка. Надо торопиться наслаждаться минутами детства, когда можно посидеть с сыном или с дочкой рядышком, полистать книжку, поиграть с ним в паровозики, или попускать мыльные пузыри. Пройдет не так много времени, и мы будем с теплотой и нежностью вспоминать эти моменты, и желать хоть ненадолго их возвратить. 

Учитель:
Волкова Анастасия Владимировна.

Предмет:
литературное чтение.

УМК:
«Перспектива», хрестоматия для 1-4 классов.

Класс:
2.

Тема:
«Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка».

Тип
урока:
урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование:
хрестоматия для 1-4 классов, рабочие тетради, электронная презентация,
раздаточный материал (иллюстрации к фрагментам текста)

Цель:
 научить детей понимать основную мысль текста, определять нравоучительный
аспект сказки.

Планируемые
результаты:

Предметные.
Учащиеся научатся понимать различия авторской сказки и народной. Продолжат
совершенствование техники чтения, умений работы с текстом. Научатся
сопоставлять содержание смысловых частей текста с художественными
иллюстрациями. Научатся восстанавливать хронологическую последовательность действий
литературного (фольклорного) произведения.

Метапредметные.
Обучающиеся продолжат учиться формулировать тему, цель и задачи учебного
занятия, планировать собственную деятельность на уроке в соответствии с
поставленными задачами. Будут развивать способность сопоставлять свои действия
с запланированными результатами. Продолжат работу над выстраиванием цепи
логических рассуждений и умозаключений, формулированием собственных мыслей,
построением монологических высказываний. Ученики будут развивать умение
выслушивать друг друга и критично оценивать высказывания одноклассников,
соблюдая этические нормы коммуникации.

Личностные.
Обучающиеся будут развивать художественно-эстетический вкус и интерес к
фольклору и литературе, развивать  эмоционально-нравственную сферу.

                                                                                              Ход
урока

1.     Орг.
момент.

Приветствие, настрой на учебную
деятельность.

2.     Речевая
разминка.

На слайде презентации пословицы и
поговорки про сказку, которые учащиеся читают.

1.Сказка – ложь, да в ней намек.

2.Сказка от начала начинается, до конца
читается, в серёдке не перебивается.

3.Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается.

4.В сказках всё есть, да в руках ничего
нет.

5.Красна сказка складом, а песня – ладом.

После чтения
учитель обращается к классу: «Ребята, как вы понимаете значение пословицы под
номером 1?».  (Вывод: В сказке описываются вымышленные события, которые не
могут произойти в реальной жизни. Но любая волшебная история, представленная в
сказке, нас чему-то учит.)

3.     Актуализация
знаний, проверка домашнего задания. 

Учитель: «Ребята,
давайте проверим, как хорошо вы поняли отрывок сказки, прочитанный дома. На
слайде перед вами несколько иллюстраций  к тексту. Расскажите, пожалуйста,
какие события изображены на каждой из них»

image001      image002      image003    image004

Учащиеся отвечают,
вспоминают действия в сказке, главных героев, последовательность событий.

Вопросы
уточняющие, наводящие:

— Что расстраивало
деда с бабой? (всего у них было вдоволь, а самого главного – деток не было)

— Какой выход они
нашли для себя? (решили слепить они себе дочку)

— Какая дочка у
них получилась? (красивая, живая, глазки голубые, роток из алой ленточки)

— В какое время
года слепили себе дед с бабой Снегурочку? (зимой)

— Что наступило
после зимы? (весна)

— Как Снегурочка
отнеслась к приходу зимы? Почему? (заскучала, невесела стала. Все ребята
радовались, а снежная девочка все грустила, плакала. Тепло она не любила, по
зиме и холоду скучала)

4.     Постановка
проблемного вопроса. Введение в тему урока.

Учитель: «Ребята
мы с вами успели узнать, что Снегурочку слепили из снега дед с бабой. Девочка
получилась ладненькая. Но вот уж очень не любила тепло, приход весны ее очень
расстроил. На последней иллюстрации мы видим, как все ребята радуются, хороводы
водят, а Снегурочка в тенечке прячется и грустит. А что же будет дальше? Как вы
думаете?»

Обучающиеся строят
свои предположения.

Учитель: «Молодцы.
Сколько много возможных вариантов развития событий. Давайте сформулируем тему
нашего урока?»

Тема урока: «Продолжение
знакомства с русской народной сказкой «Снегурочка»».

Учитель: «Скажите,
а чем отличается народная сказка от авторской?»

Обучающиеся: «У
авторской есть автор. Ее написал писатель. А  народную сказку придумал народ,
коллектив. Люди, которые не были писателями»

Учитель: «Молодцы.
А теперь вспомним, какая одна из главных особенностей сказки, которая отличают
ее от любого другого литературного произведения?»

Обучающиеся:
«Сказка нас чему-то учит».

Учитель: «Отлично.
Теперь сформулируйте цели нашего урока, пожалуйста»

Обучающиеся:
«1.Дочитать сказку до конца. 2.узнать то, чему нас учит сказка «Снегурочка»»

5.     Работа
по теме урока.

Подготовка
к чтению:

На
слайде список слов, встречающихся в сказке. Словарная работа.

Лето
красное – красивое лето

Пуще
– сильнее

Велят
– говорят, что делать

Кузовок
– корзинка

Венки
плетут – украшение на голову из живых цветов

Хворост
– засохшие и опавшие ветки деревьев

6.     Физкультминутка.

Наши
ручки

Руки
кверху поднимаем,

А
потом их отпускаем.

А
потом их развернем

И
к себе скорей прижмем.

А
потом быстрей, быстрей

Хлопай,
хлопай веселей.

7.     Продолжение
работы по теме урока.

Чтение сказки (по
две строки по цепочке, жужжащее чтение).

После чтения
сказки, на экране появляется новый слайд с иллюстрациями к смысловым отрывкам
текста в хаотичном порядке.

Учитель: «Ребята,
обратите внимание на иллюстрации. Подумайте, какие события они отражают»

image005   
image006     image007

Дети объясняют
своими словами каждый эпизод, после обсуждения ищут изображенные действия в
тексте.

Вопросы к
обсуждению гибели Снегурочки:

— Ребята, что
случилось со Снегурочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и растаяла)

— Хотела ли
Снегурочка прыгать? (нет, она не хотела, боялась)

— Почему же она
тогда решилась прыгнуть? (ее уговорили девочки. Все прыгали, веселились.
Снегурочка не хотела отличаться от подруг, как-то выделяться)

— К чему привело
ее желание, быть похожей на подруг? (к ее гибели)

— Как вы думает,
чему учит нас сказка? (Сказка учит меня быть самим собой, не смотреть на других
людей)

Вывод о том, чему
учит нас сказка, дети записывают в тетрадь под диктовку.

8.     Подведение
итогов.

— Ребята, вы
согласны с тем, что мы разные? Человек должен сохранить свою индвидиуальность,
иначе, в погоне за всеобщим признанием мы можем потерять себя.

— Какую сказку мы
сегодня с вами дочитали? Кто ее автор?

— Наша сказка
подтвердила народную мудрость, с которой мы встретились вначале урока? (Сказка
– ложь, да в ней намек.)

9.     Рефлексия.

Выберите и
продолжите предложение:

— Сегодня я
сумел…..

— После урока мне
захотелось….

— На этом уроке
мне было трудно…..

10. Домашнее
задание.

Ученики получают
листы с иллюстрациями из урока, расположенными в хаотичном порядке. Дома нужно
их вырезать и вклеить в тетрадь в правильном порядке. (Приложение 1)

Приложение
1.

 image008 
image009      image010   image011   image012    image013      image014

  • Чему учит рассказ аленький цветочек
  • Чему учит рассказ алексина домашнее сочинение
  • Чему учит повесть барышня крестьянка сочинение
  • Чему учит рассказ аришка трусишка
  • Чему учит рассказ англичанин павля