Чему учит история сочинение

Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории родины правильные выводы, чтобы

Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повторять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки…
Например, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои «русские бунты». Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Белофинская в 1940 году, и Великая Отечественная в 1941-1945 годах, опять японская кампания — только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существованию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному отношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости права на землю.
Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши поражения, а не победы, которые только расхолаживают, приучают к мысли, что у нас все хорошо.

Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повто­рять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки…
Например, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои «рус­ские бунты». Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Бе­лофинская в 1940 году, и Великая Отечествен­ная в 1941-1945 годах, опять японская кам­пания — только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существо­ванию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному от­ношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости пра­ва на землю.
Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши по­ражения, а не победы, которые только расхо­лаживают, приучают к мысли, что у нас все хорошо.

Какую истину открывает история своей страны потомкам? Чему она учит? Что мы можем почерпнуть из прошлого, чтобы делать меньше ошибок, строя настоящее и проектируя будущее? Эти и другие вопросы обычно возникают перед теми, кто серьёзно относится к исторической науке.
Эти вопросы волнуют и учителей истории, и их питомцев, у которых они за несколько лет стараются развить историческое мышление. Многие, впрочем, уверены, что история вообще ничему не учит, другие согласны с Чаадаевым, что «история всякого народа представляет собой не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей и что история не есть складно написанная летопись времен минувших, не есть простое средство удовлетворить наше любопытство, она – практическая проверка наших понятий о мире и человеке.
Что же таит в себе этот универсальный архив всех времен и народов? Как использовать его человеку и человечеству для прогресса, для своего возрождения и духовного роста? Как понять мудрость и заблуждения вождей и народов давно и недавно минувших эпох?
Порассуждать на эту тему я попросил своих учеников, задав им такой вопрос: чему меня научила история? Приведу некоторые мысли из их работ, на основе которых и появилась эта статья. «Уроки истории – это лишь маленькие окошечки, через которые мы можем взглянуть в огромный мир под названием «История». Она учит справедливости, помогает по-новому посмотреть на окружающий мир (Алексей Игнатьев).
А вот ответ на вопрос, зачем нам изучать историю, сформулирован в сочинении Александра Васюхина: «История является открытой книгой, она как бы показывает ошибки и достижения живших до нас людей. Только надо правильно её читать, ведь в ней даётся предостережение потомкам». И конкретный совет учителям истории из его сочинения: «Предмет будет интересным и поучительным, и это зависит от того, кто и как его преподает. Урок может превратиться в горы ненужных книг и неинтересного скучного материала».
Анастасия Чепа в своей работе вспомнила слова М. Лермонтова о том, что «история души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Приведённые выше мнения убедили меня поддержать позицию ребят и выразить мнение об истории, учебниках по истории и методах её преподавания. Что порадовало меня в работах детей? Умение увидеть в истории нравственное содержание; желание разобраться в том, что им нужен опыт поколений, который поможет отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного; потребность в совете, который поможет жить им здесь и сейчас на этой земле, любя, созидая, помня; интерес к путешествию по «дороге времени», где нужен опытный путеводитель в лице учителя истории, который знает, как идти по ней, сумеет оживить прошлое, заставит его заговорить, не предавая забвению то, что может научить не одно поколение людей; желание полюбить историю как доброго друга и советчика на своем жизненном пути.
Понятна потребность учеников в поиске нравственного содержания в историческом наследии, которое приходится разбирать, чтобы понять сущность истории.
Существующие проблемы исторического образования сводятся не к тому, что возник дефицит исторических знаний. Вовсе нет: учебники по предмету заметно потолстели, но интерес к их изучению, увы, падает. Перебирая картины прошлого и говоря устами людей из разных эпох, мы увлеклись разными историческими подробностями и выпустили из внимания очень важный фактор: владеем ли мы необходимым историческим ключом, который помогает раскрывать рамки времени и понимать тех людей, о которых мы пытаемся рассуждать на уроках истории. Правильно ли мы понимаем дух прошлого? Нет ли здесь ошибки в подходе при изучении истории в целом? Отсюда возникает справедливый вопрос, чему и как учить на уроках истории.
Среди задач, возникающих у учителя-историка, основная – научить учеников самим добывать и пополнять свои исторические знания; способствовать формированию у них исторического мировоззрения, позволяющего воспринимать исторический процесс в целостности и единстве в мировом, государственном и локальном масштабах.
Нравственная задача истории состоит в том, чтобы определить, что из исторического наследия предков останется с нами как вековая святыня, а что необходимо оставить в прошлом и не нести «злой опыт» в настоящее и будущее.
Но мы ещё очень небрежны по отношению к истории человечества, поэтому она наказывает нас, говоря словами В. Ключевского, «за невежество и пренебрежение». Изучая прошлое, ученик должен почувствовать, увидеть, что давно прошедшее может стать близким, что забытое очень часто воскресает в будущем.
Оценивая содержание исторического процесса, необходимо чётко представлять, какие знания истории могут воспитать в учениках высокую нравственность. Ныне часто сетуют на падение духовности в обществе, на отсутствие любви в юных сердцах. Эти выводы удручают. Но, не менее печально, что история – наставница жизни – превратилась во второстепенный предмет. Из истории исчез нравственный стержень, дух добра, зовущий к духовным поступкам. Святая троица истории – прошлое, настоящее, будущее – как бы разорвана и потому прошлое вызывает сожаление, настоящее – уныние, будущее – страх. Карамзин называл историю «священной книгой народов», «зерцалом их бытия», «заветом предков потомству». Он сравнивал её с «картой для мореплавания в океане жизни», «хранительницей мудрости в короткое время человеческой жизни».
Из истории исчез положительный герой – он растворился в событиях. Они оказались выше человека.
История утрачивает самостоятельность и по многу раз переписывается. Получается, что мы изучаем историю, но проходим мимо неё, ограничиваясь описанием внешней стороны. А ведь она должна не только изображать прошлое, но и преображать настоящее. Пора понять, что, изучая предков, мы изучаем самих себя.
История – тайна, и разгадать её по силам лишь тем, кто сумел познать её духовный смысл. То, что сейчас происходит с нами, когда-то уже происходило с другими людьми. Неужели нам неинтересен их жизненный опыт?
Историческое беспамятство – страшное зло: забытое деяние оказывается никогда не существовавшим. Поэтому оно не послужит уроком для следующих поколений. А ведь забытое – это тоже история.
Что же запишет история в своей памяти о нас? Мы утонули в мирской суете, так и не познав своего назначения. Поэтому тяжело понять современному «гражданину мира» патриотические ценности древних, которые «отдавали свою жизнь за други своя». Мерки разные. А мы хотим воспитать патриота страны, гражданина Отечества, внушая, что родина там, где ему хорошо, а не та земля, на которой он родился и вырос.
Историк должен быть беспристрастным в отношении к периоду, о котором он пишет. Беспристрастие – основа правды. В жизни любого человека есть поступки, за которые ему бывает стыдно, и он в них раскаивается. Личности свойственно переживать свои ошибки, но предосудительный взгляд современного историка часто хранит порок своего героя и освещает его в учебниках, предпочитая рассказывать всю правду, ибо ошибки этого человека ему гораздо дороже самого человека.
Поэтому у истории ответственная задача – глядя на образы прошлого (реально никто не может изобразить человека), пробудить в учениках желание выработать свои идеалы поведения, в соответствии с которыми он будет оценивать то знание, которое ему открылось. Главное – это думать, чему нас научит та или иная историческая ситуация, которая изучается.
Изучая произведения мировой культуры и выделяя из них шедевры, мы часто не понимаем, а что же вкладывается в это понятие.
Особенность шедевра – бессмертие во времени, а мы свели его только к величию творческого гения исполнителя, не задаваясь вопросом: а что же собственно, двигало автором произведения, которое стало шедевром? Творчество? Талант? Трудолюбие? Любовь? А может быть, все соединённое вместе? Если это сила творческой любви, давайте будем воспитывать в учениках эту силу, показывая им примеры из прошлого. И здесь нужен явный разграничитель – где добро и где зло? Только пусть ученик решит это сам.
Какую ж ценность представляют ныне учебники по истории? До нас дошли сочинения Карамзина, Соловьева, Ключевского, Ильина, Тихомирова, Бердяева и других русских историков, философов. История сделала эти произведения нужными для потомков. Свойство великой книги заключается в том, что она возвращает к себе читателя. В противном случае она написана зря. Какова будет судьба современных учебников по истории, покажет время. Несомненно одно: история должна учить жизни, чтобы человек старался быть лучше, чтобы в истории он находил источник для духовного роста. Без добрых примеров, свидетельств истинной любви к человеку, Родине, Богу нам не возродить ни патриотизма, ни гуманизма, ни иных нравственных принципов.
Древнее правило гласит: чужой недостаток предай забвению, а свой осуди. А нынешняя история под предлогом объективности выставляет напоказ все поступки человека, акцентируя внимание в основном на отрицательных качествах. Получается, что зло громче добра, хотя не сильнее. Но у читателя исторического учебника складывается впечатление, что всегда и везде всё решает сила, а это далеко не так. Деятельность Суворова, Ушакова, Нахимова опровергает этот тезис.
История учила мудрости и воспитывала смирение в людях. Если нынешняя история нас не учит быть добрее и нравственнее, значит, что-то даёт сбой в методах её учебы. К чему нам углублённая история, если она не ведёт нас к Храму вечности, около которого и проверяется наша нравственная чистота, душевная красота и подлинное умение любить в настоящее время.
Цель истории – в познании духа прошлого, а не в собирании исторического мусора. Цель её – научиться жить по биографиям других и быть ответственным за свою жизнь, за тот выбор, который делает человек в каждый миг своей жизни. «Разным народам в разные эпохи были раскрыты разные стороны истины», – писал Н. Бердяев. Какая же истина заложена в нас, в нашем народе, в истории нашей страны, в современной мировой истории? Чтобы осмыслить это, нужно внимательно посмотреть на то, что останется после нас.
А.В. ЕЛИСОВ
Впервые опубликовано в газете «Граждановедение» (приложении к «Учительской газете»). 2000. № 15. 20 апреля.
Культурное наследие российского государства. Выпуск 6. Часть 1.

Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повторять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки…
Например, история наших двух революций в тысяча девятисот семнадцатого году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои “русские бунты”. Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Белофинская в 1940 году, и Великая Отечественная в 1941-1945 годах, опять японская кампания – только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существованию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории – в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному отношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости права на землю.

Чему учит человека история Родины
Может ли история нашей Родины чему- нибудь нас научить? Может, если мы этого са­ми захотим!
Если бы я была учителем истории, я про­вела бы урок на тему: «Какие уроки можно извлечь из ошибок, которые мы допустили в прошлом?»
На этом уроке я рассказала бы ребятам о том, что пришлось пережить россиянам в про­шлом веке, и предложила бы ученикам самим попытаться сделать выводы. Конечно, сразу бы у нас ничего не получилось, но заставлять лю­дей думать о прошлых ошибках, пытаться их не повторять — это очень важно для нашего об­щего развития, для прогресса, для того, чтобы идти вперёд, а не возвращаться снова и снова к тому, через что уже пришлось пройти.
История Родины учит нас тому, что в на­шем прошлом уже почти всё было. Нам лишь стоит кое-что вспомнить из своей истории, пе­ренять опыт наших предков.
Депутаты спорят до хрипоты о праве на землю, а нужно-то всего ещё раз просмотреть опыт столыпинских реформ — там есть всё, что нужно.
Говорим о том, что армия в упадке, ре­бята не хотят служить. А стоит оглянуться назад, и мы увидим, что, когда на армию об­ращали больше внимания, выделяли на неё больше средств, было гораздо лучше, а ребята шли служить с радостью и гордостью.
Много ещё можно было бы привести на таком уроке примеров. Главное, что я поста­ралась бы донести до своих учеников, это то, что нам не нужно перенимать чужой опыт — нам стоит повнимательнее отнестись к своей истории, и всё встанет на свои места!

Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.

История создания

Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире. 

Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы  друзей или собственные наблюдения.

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа. 

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Смысл названия

В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они. 

Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая. 

Суть: о чем?

Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку. 

Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.

Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.

Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться. 

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”

Бедная собачка умирает.

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Темы

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

  1. Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
  2. Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
  3. Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
  4. Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Проблемы

Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.

Вывод можно сделать один: внешность обманчива.

Основная идея

В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».

Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».

Чему учит? 

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?

Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.

Художественные особенности

В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.

Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.

Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.

С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».

Критика

Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.

И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.

Автор: Инна Колокольникова

Автор:
Самый Зелёный
·

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных…» — звучит круто, но на деле «чудные открытия» сулят большие испытания. Выпускникам предстоит сдать экзамен на допуск к ЕГЭ, и далеко не каждый из них пишет также вдохновенно и охотно, как Пушкин. И на великого поэта не удастся свалить насущные дела («А кто будет делать? Пушкин?!»). Придется самим искать литературные аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» для итогового сочинения 2021-2022 года. Но не во глубине сибирских руд, не все так уж плохо! Многомудрый Литрекон поможет, подготовив подборки по всем направлениям. Приятного просвещения! А если чего-то нужного нет — не стесняйтесь написать об этом в комментариях, и мы все добавим. Кстати, не забудьте посмотреть на темы, направления и пример сочинения этого года.

  1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? И.А. Гончаров в романе «Обломов» описал героя, с которого хочется взять пример. Это Андрей Штольц. Успешный и целеустремленный мужчина сделал себя сам и всего добился без родительской помощи. С ранних лет он много учился и даже работал. Андрей рос активным ребенком и не боялся трудностей. Поэтому он поехал в большой город делать карьеру, не воспользовавшись протекцией. Ему хватило смелости и упорства, чтобы устроиться на службу и сделать карьеру. Штольц дослужился до чина, давшего ему право на личное дворянство. Потом он занялся бизнесом и стал негоциантом — международным торговцем. Так он увеличил наследный капитал в десять раз. Его история мотивирует читателя на достижения и преодоление себя.
  2. Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.
  3. Способно ли искусство врачевать душевные раны? А.И. Куприн в произведении «Яма» показал, как искусство способно исцелять людей и пробуждать в их душах огонек добродетели и надежды на лучшее. Однажды известная певица решила посетить публичный дом вместе со своими друзьями, чтобы разнообразить свои впечатления. Ровинскую ожидало потрясение. Среди публичных женщин нашлись вполне грамотные и умные собеседницы, которые рассказали о настоящей жизни притона и ее связи с внешним миром. Они провели параллели между браком без любви, в котором жили многие женщины, и продажной любовью. Ровинская решила спеть в знак уважения к этим девушкам. И вдруг песня обнажила эти циничные и порочные души. Женя, самая злая и насмешливая из женщин, расплакалась прилюдно. Песня пробудила ее душу. Она сожалела о своей загубленной жизни и даже призналась певице в том, что больна сифилисом, но специально заражает клиентов, чтобы отомстить им. Будучи десятилетним ребенком, она была продана в публичный дом родной матерью. Именно сила искусства заставила Женю вскрыть нарыв обиды на мир и заглянуть внутрь себя. Песня заставила ее задуматься над тем, как быть дальше.
  4. Какой вид искусства Вам ближе и почему? Из всех видов искусства мне ближе всего литература, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна жила в деревне и была нелюдимой девушкой, зато много видела и узнавала в книгах. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и изучить людей. Ее кругозор расширился, поэтому Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Татьяна стала самобытной натурой со своей индивидуальностью, чем привлекла и богатого генерала на ярмарке невест в Москве. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно. Поэтому она ценила семью и брак выше страсти и даже первой любви, которая обманула ее ожидания. Я тоже стремлюсь к развитию, а потому люблю читать и всем советую начать.
  5. Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению. 
  6. Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.   
  7. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? Ф.М. Достоевский в книге «Бедные люди» доказал, что люди, которые много читают, расширяют свой опыт до нескольких жизней и становятся более мудрыми, зрелыми, рациональными. Так, Варя, несчастная провинциальная девушка, обманутая богатым купцом, смогла найти утешение и возможность для развития в литературе. Знакомый студент показал ей качественные книги и приучил к чтению Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Варя читала и получала новые знания о мире. Это совершенствовало ее ум и характер. Даже такая молодая девушка была грамотнее, дальновиднее и добродетельнее своего дальнего родственника Макара Девушкина, который писал с ошибками и являлся очень ограниченным человеком, хотя был вдвое старшее ее. Книги показали Варе другой мир, где можно было жить добродетельно и с пользой для общества. Она начала работать и обеспечивать себя. Очевидно, что именно литературный опыт нескольких жизней развил героиню и помог ей найти силы и справиться со своей травмой.
  8. Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.
  9. Зачем человек читает книги? Джек Лондон в романе «Мартин Иден» продемонстрировал пользу литературы для человека. Его герой, не получивший образования из-за бедности, смог найти необходимые знания для развития в книгах. Если в начале повествования Мартин чувствует себя дикарем среди интеллигентных людей и не может встать вровень с ними, то в финале он превосходит их и становится модным писателем благодаря своему увлечению чтением. Самообразование оказалось более эффективным, чем хождение по университетам и школам. Нужные книги открыли перед Мартином весь мир, полный новых достижений и премудростей. Его эрудиция и неповторимый опыт стали основой успеха в мире искусства. Вот для чего современному человеку следует брать пример с Мартина и читать побольше.
  10. Почему люди в 21 веке не перестают читать? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» наглядно показал, что чтение помогает человеку развиваться и расширять кругозор. Найдя любовь и счастье вне брака, Анна стала изгоем в светском обществе и была лишена привычных видов досуга. Люди отвернулись от нее, она больше не могла наносить визиты и являться на балы. Всюду за спиной или даже в глаза она слышала обвинения и колкости. Поэтому Анна и Алексей долгое время путешествовали за границей, где никто не знал об их положении. Анна пристрастилась к чтению и изучению искусства. Она ездила по галереям, позировала Вронскому и знакомилась с художниками. Литература превратила ее интерес в твердое знание. Поэтому даже Константин Левин, который был предубежден, нашел общие темы в разговоре с Анной и отметил высокий уровень ее ума. Ему было интересно беседовать с такой развитой и эрудированной женщиной. Чтение помогло Анне идти вперед и становиться лучше, несмотря на осуждение общества.
  11. Может ли чтение быть опасным? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показал, как чтение может негативно повлиять на воспитание человека. Софья Фамусова много читала, но в ее репертуаре были преимущественно любовные романы французского происхождения. Они развили фантазию девушки, но лишь в одном русле. Она начала оценивать реальных людей через призму литературных клише. В результате героиня стала легкой добычей для обманщика Молчалина, который просто примерил на себя роль героя-любовника французского покроя. Софья же разыгрывала сцены из книг в жизни и довольствовалась выдуманной любовью по шаблону. Она сама лгала себе и не заметила неискренности Молчалина. В финале героиня болезненно восприняла его разоблачение, ведь иллюзия сильно расходилась с реальностью.
  12. Какие качества помогает воспитать в себе литература? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» показал мотивирующий пример, который учит нас идти вперед и добиваться своих целей. Вера родилась в небогатой семье и росла в атмосфере угнетения и бесправия. Мать хотела обогатиться за счет выгодной партии для дочери, фактически торговала красотой Веры. Но помощь студента Лопухова помогла девушке спастись из домашнего плена и начать обучение. Героиня стала сама обеспечивать себя и совершенствовать знания в самых разных областях. Оказалось, что у Веры были способности к предпринимательству. Она организовала свою мастерскую и помогла десяткам работниц заработать на жизнь честным трудом и вырваться из темного подвала зависимости и невежества. Параллельно Вера занималась самообразованием и даже получила медицинский диплом, что позволило ей проявить себя и в науке. Ее вдохновляющий пример может воспитать в нас такие качества, как целеустремленность, сила духа и смелость. 
  13. Чему учит читателя классическая литература? А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» дает читателю важные жизненные уроки. Так, ему необходимо работать над собой, чтобы искоренить лень. Ведь именно из-за бездеятельности Гаев и Раневская потеряли свое имение. А вот Лопахин, который встает в 5 утра и заканчивает работу лишь к вечеру, смог из нищего малограмотного мальчишки превратиться в богатого купца, нового владельца вишневого сада. Это значит, что усердие, целеустремлённость и саморазвитие дают человеку успех и реализацию в обществе. Также важно сохранять доброту, понимание, стремление помогать другим на всех ступенях, ведущих вверх. Лопахин выручает Раневскую деньгами и советами, проявляет отзывчивость и такт. Он мог бы самоутвердиться за счет ее бедности, но не стал. Именно так нужно вести себя, чтобы содействовать процветанию мира вокруг, а не его разрушению.
  14. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Юноша заразил соплеменников уверенностью в успехе предприятия и дал им силу превозмогать страх. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута. После прочтения этой истории любой из нас посмотрит на свои несчастья другими глазами и получит мотивацию преодолевать себя на пути к идеалу. Ведь Данко смог, а мы почему не сможем?
  15. Могут ли новые технологии заменить искусство? Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» показал, что даже феноменальное развитие технологий не может уничтожить надобность человека в искусстве. Люди эры Форда не читают книг, не смотрят кино, не ходят в театр, не слушают музыку. Творчество им заменяют дешевые суррогаты примитивного толка. Поэтому у них нет индивидуальности и настоящих чувств. Они всегда одинаково веселы и беспечны, потому что сома решает все мелкие проблемы, а душевных терзаний у них нет. Но можно ли назвать героев полноценными людьми? Ведь Джон, явившийся из мира, где еще оставался Шекспир, был совсем другим. На его фоне все другие персонажи кажутся бездушными куклами, у которых нет своего лица и характера. Их внутренний мир максимально универсален и населен навязанными шаблонами. А настоящей личности у них нет. Без искусства люди не могут развиваться полноценно и обрести себя самих.

Не хватает аргументов? Пишите, какие нужны, и Литрекон добавит!

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про меняподборкапример из литературысписок

Читайте также:

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н. В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет» . Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.
Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания» . Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг») . Рисунок с миниатюры из рукописной книги XVII века “Евангелие”
Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.
Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях» . Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог» . Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV–XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.
Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.
Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды) . История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции) . Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру) .
В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство?
Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла
Кто первым  начал собирать музыкальные групу в  сказке Бременские музыканты
пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика
найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста
Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому?
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту:
(1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой
найти к слову выглядывать антоним и синоним
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/
1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником?
2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда?
3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках?
4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание.
5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю.
Заранее спасибо:*
Примеры древних и современных цивилизаций?

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.
«ЧЕМУ УЧИТ НАС ИСТОРИЯ?»
  (По тексту И. БардышевА)

Составитель Ретюнский Ю.Н.

Учитель русского языка и литературы «Морской школы» СПб, 2017 г.

Урок развития речи по русскому языку  (10 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (2 часа)

Образовательная цель:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Развивающие цели:

Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, Развитие устной и письменной речи.

Воспитательные цели:

Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности. Развитие творческих способностей.

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического

мышления.

Синквейн Рассказ-предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ- предположение по ключевым словам текста.

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения. Развитие умений выделять главное систематизировать., Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлении.

Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна-эпиграфа. Написание сочинения-рассуждения.

Развитие памяти. Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

Ход урока

1 стадия – Вызов. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать сочинение-рассуждение, другими словами, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено (История). Определите его тему, докажите свою точку зрения.

Гуманитарная, интересная.
Исследует, узнает, изучает.
Наука, занимающаяся изучением прошлого.
Люди.

Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.

Текст, с которым мы будем работать, также посвящен теме истории, по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко):

 СРАЖЕНИЕ — ДРАМА — ШАХМАТЫ – БЕЛЫЙ ФЛАГ — УПРЯМСТВО — МУДРЫЙ ХОД — САМООТВЕРЖЕННОСТЬ – ПЕШКИ И ВОИНЫ – НРАВСТВЕННЫЙ УРОК

Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись военного барабана. Затем идет обсуждение работ учащихся.

2 стадия – Осмысление.

Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.

  1. О Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2) Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(З) Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4) Ваше положение — аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5) Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?

План

Ключевые (опорные слова)/Рабочие материалы

1. Бородино.

драматического события

«момент, таинственный, почти мистический»

2. Правила игры в шахматы.

Гроссмейстер

Аховое

проанализирует

Обречённо

бесперспективность

Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при построении сложного предложения, используя причастные и деепричастные обороты? (Составляют схему предложения с деепричастным оборотом). Объясните значение выписанных слов, подобрав синонимы. Что общего в словах? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией).

Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.

(7)Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (10)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих… (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать… (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

3. Судьба отчизны

Ординарец Барклая де Толли

парализована страхом

Измотанных

Ежесекундно

Естественно,

Повторение: правило постановки двоеточия в БСП, обособление вводных слов. Функция многоточий. Фразеологизм, риторические вопросы и восклицания. Метафора (сражение-игра).

Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.

(22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди — это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (30)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!» (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных.

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «резон.», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы). Как вы понимаете фразу «увенчанного лаврами»?

4. (Момент, когда понимаешь) «Люди — это не бездушные фигурки»

трезво оценившему ситуацию

артиллеристу или гренадеру

отвагу

Загипнотизированные авторитетом

Самоотверженность

бессмысленным

Повторение: обособленные уточнения, однородные определения, тире между главными членами предложения, знаки препинания в предложениях с прямой речью ((Составляют схему предложения с ПР). Понятие стилей речи («Всё, мужики,..»).

     Спрогнозируйте дальнейшее направление развития мысли автора. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки.

(36)»Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!» — говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.

(37)История – это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, — это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность — силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

5. «Русские не сдаются!»

Расчёты – растерянность — закономерности

6. «История – это… учебник жизни».

нравственный урок

силовая энергия

Почему французская армия, завоевавшая пол-Европы, не смогла одержать очевидную победу над русским воинством на Бородинском поле? Какое эмоциональное настроение преобладает в словах французского полководца? В чем причина стойкости наших предков и какой «нравственный смысл минувшего» имеет для нас данный исторический пример? Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.

3 стадия — Рефлексия

Обсуждение понятий: «Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность». Прием антитезы (его роль в тексте). Формулировка авторской позиции (ответ на проблемные вопросы).

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви к Родине. Самопожертвование. Героический поступок).

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа – сражение и шахматная игра (единый метафорический образ).

А.Безант сказала: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к героям Отечественной войны 1812 года? Кто-нибудь из вас взял бы данное высказывание в качестве эпиграфа к сегодняшнему сочинению, а что еще можно взять в качестве эпиграфа? Давайте придумаем и запишем свои эпиграфы к сочинению – синквейны об Истории (по данному тексту).

История

Подлинная, гуманитарная

Расследует, устанавливает, черпает

Изучает человека в прошлом

Память

Герои Истории

Храбрые, решительные,

Побеждали, выдерживали, отстаивали,

Стали символом защитников России.

Богатыри

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей (или художественные образы), которые погибли ради своей земли. Почему они живут в памяти поколений? Какое влияние оказали на вас эти «персонажи истории»? (короткое обсуждение).

 Напишите сочинение по известному вам алгоритму, отразив в нем свою позицию по данной проблеме (выбрать одну из проблем, сформулированных на уроке). Свою позицию подтвердите двумя примерами о людях, пожертвовавших собой ради отечества, из искусства, всемирной истории или общественной жизни.

4 стадия —  Написание сочинения-рассуждения.

  • Чему учит автор толстой в рассказе детство
  • Чему учит детство толстой рассказ
  • Чему учит искусство сочинение
  • Чему учит нас книга сочинение
  • Чему учат сказки маршака