Чему учит история данная в рассказе штраф

История написания рассказ теплый хлеббыл написан г.к. паустовским в 1954 году. он больше обращен к детской аудитории. хотя война была

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Короленко
  • Чему учит рассказ В дурном обществе

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко затрагивает очень сложную тему – тему социального неравенства. Этой темой интересуются не только великие поэты и писатели, как прошлого, так и настоящего времени, но и социологи, изучающие влияние социального статуса человека на жизнь в целом. 

Но данная тема рассматривается писателем через тему любви и дружбы, умение сочувствовать и сопереживать. 

Само повествование, возможно, несколько утопично: не может ребёнок 9 лет рассуждать, как взрослый человек, и испытывать такие чувства, какие испытывает мальчик Вася, главный герой произведения. Но в нём не только ярко выражено отношение автора к социальному строю царской России, оно заставляет подростков задумываться над тем, как нужно поступать в той или иной создавшейся ситуации. И не просто как, а как правильно это нужно делать. 

И, конечно же, при анализе данного произведения следует учитывать ещё один момент. Повесть эта трагична. С самого начала. 

Мы видим жизнь маленького мальчика из богатой интеллигентной семьи, который рано потерял мать. И отец, «весь отдавшись горю», практически о нём забывает. Все его усилия направлены на работу и воспитание Сонечки, младшей сестры Васи. 

Всё своё свободное время Вася проводит на улице, где и знакомится со своими новыми друзьями – обитателями городских трущоб – Валиком и Марусей, семьёй пана Тыбурция. 

Валек – это худощавый мальчик 9 лет с «задумчивыми глазами», а Маруся – его четырёхлетняя больная сестрёнка.  Они живут в подземелье на территории старой часовни. Сюда даже полицейские стараются не заглядывать. По словам их приёмного отца, жизнь из Маруси «высасывает…серый камень». 

Только познакомившись с этими детьми, Вася впервые начинает понимать, что окружающий его мир может быть несправедливым. 

И так как у Маруси нет сил даже просто выйти на улицу, Вася приносит ей цветы, сидит с ней, что-то рассказывает и пытается хоть как-то её развеселить. А, главное, он начинает чувствовать свою «нужность». 

Да, как уже было сказано, повесть эта печальна. Но мрачные сцены повествования заставляют людей задуматься о несправедливости этой жизни. И они же учат людей оставаться людьми в любой ситуации. Даже будучи нищим. Ведь главное в человеке – это его душа. 

В истории с куклой, которую Вася принёс для Маруси, забрав её без разрешения у своей сестрёнки, проявилась доброта Васи, его понимание дружбы, отзывчивости и сострадания. И она же помогла разрушить стену непонимания между ним и отцом. 

Таки образом, повесть «В дурном обществе» — это рассказ о любви и милосердии, о доброте. Рассказ, который заставляет человека задуматься о том, как важно поддерживать тех, кто в этом нуждается.

2 вариант

Данный рассказ учит нас любви, доброте, сопереживанию, пониманию и заставляет о многом задуматься. А также повесть учит понимать других людей, помогать тем, кто действительно в этом нуждается. Автор показывает, что нужно проявлять добро ко всем, у любого человека есть чувства, свои эмоции. Все люди разные, но это не значит, что они не могут дружить, возможно, у каждого найдется, что-то общее. Взрослым нужно уметь прислушиваться к детям, а детям следует говорить правду.

В повести показаны дети, которые ничего не видели, кроме нищеты. Мальчик из обеспеченной семьи смог проявить заботу и сострадание к другим, хотя они жили совершенно в других условиях. Дружба была чем-то очень дорогим для него, поэтому он не осудил даже за воровство. В рассказе показаны лучшие качества Васи. Не следует разделять людей на категории богатые и бедные. Главное это не богатство, а отношения между людьми. Рассказ учит противостоять “дурному обществу”. Даже в очень сложной ситуации, которая может сложиться в жизни, необходимо оставаться человеком. Это весьма поучительный рассказ, из которого можно подчеркнуть некоторые моменты для себя и сделать мир чуточку добрее.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учит рассказ В дурном обществе

Чему учит рассказ В дурном обществе

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Семья ячейка общества

    Обычно семью описывают как маленькую социальную группу, члены в которой связаны кровным родством или браком, ведут общий быт, имеют общий бюджет и несут ответственность друг за друга.

  • Сочинение на тему Стиль жизни

    Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом

  • Сочинение Как я обычно делаю уроки 5 класс

    Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.

  • Как связаны понятия «мечта» и «желание»? Итоговое сочинение

    Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

  • Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

    Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

  1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
  2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

Темы

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

  1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
  2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
  3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
  4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

  1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
  2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
  3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
  4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Автор: Инна Колокольникова

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

В своей прозе И. А. Бунин нередко поднимает вопросы нравственности, рассуждает о сущности человеческой природы, разбирает психологические мотивы поведения героев. В небольшом по объему рассказе «Красавица» писатель рисует картину семейного быта чиновника и его новой жены. Названная красавицей в названии текста, молодая женщина предстает перед читателем совсем непривлекательным персонажем. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Красавица» по плану, который поможет разобраться в особенностях сюжета и проблематики произведения.

История создания

Рассказ «Красавица» написан в сентябре 1940 года. Писателю на тот момент было почти семьдесят лет – в возрасте, когда предаешься воспоминаниям о прошлом, задумываешься о философских вопросах человеческой природы, обобщаешь и систематизируешь накопленный опыт. Эти процессы заметны в сюжете рассказа, где внешняя красота контрастирует с внутренним содержанием человека.

В сороковые годы Бунин проживал в эмиграции и остро нуждался в деньгах. Во Франции он жил по соседству со многими эмигрантами и много беседовал с ними, вспоминая прошлое и все же страдая от одиночества, ведь его родина была далеко, и он писал ее портрет по памяти в каждом своем рассказе.

Жанр, направление

Рассказы Ивана Бунина занимают значимое место среди русской реалистической прозы. Реализм как направление в литературе предполагает максимально достоверное воспроизведение действительности. Бунин последовательно и скрупулезно представляет те аспекты жизни, которые помогают передать занимающую писателя мысль. С присущим ему тонким психологизмом, Бунин раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь своих героев.

«Красавица» — это совсем не большой по объему рассказ, действие которого сосредоточено на трех основных персонажах и их взаимоотношениях.

Суть: о чем?

В рассказе «Красавица» можно выделить три сюжетные линии.

  1. Первая линия раскрывает отношения отца-чиновника с молодой женой. Этот непримечательный на первый взгляд человек женится на «красавице, дочери воинского начальника», что невольно удивляет окружающих. Читатель же имеет возможность увидеть внутренний семейный уклад: оказывается, что «отец семейства» боится своей жены, дает ей полную власть над домашними делами и даже в угоду ей «забывает» о собственном сыне.
  2. Вторая сюжетная линия описывает, как новая хозяйка «воцаряется» в доме. Избалованная и практичная, она больше думает о состоянии мебели и вещах покойной барыни, нежели о живых людях – собственном муже и его сыне от первого брака.
  3. В центре третьей линии – сам сын, маленький мальчик, который не только лишается матери, но и становится незаметным для родного отца. «В своем круглом одиночестве» мальчик спит на полу, куда его переселила с дивана мачеха, перечитывает одну и ту же книжку и живет тихой, однообразной жизнью. 

Главные герои и их характеристика

Образы героев рассказа «Красавица» прописаны Буниным отдельными яркими штрихами, позволяющими составить определенное представление о каждом из них. Многомудрый Литрекон описал систему образов в таблице:

Чиновник Пожилой чиновник казенной палаты, женившийся на молодой красавице, выглядит человеком ничем не примечательным: «худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». Портрет героя не вызывает особой симпатии. О его отношениях с женой рассказано всего в одном предложении: «От страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына». Можно предположить, что похожим образом он вел себя и с предыдущей женой-красавицей, тогда становится ясно, зачем эти женщины выходили за него замуж. Они получали полную власть над домом и мужем.
Главная героиня рассказа та самая красавица, о которой говорится в названии. Она «знала себе цену», была хозяйственна и «глаз имела зоркий». Красавица стала абсолютной хозяйкой в доме мужа, начала распоряжаться не только вещами, но и судьбой его сына. Интересно, что единственная прямая речь в рассказе – слова Красавицы. Очевидно, что теперь это самый значимый, если не единственный слышимый голос в доме чиновника. В ее словах ключевым является глагол «велела»: она привыкла отдавать приказания, привыкла быть практичной и думать о выгоде.
Сын чиновника Роль мальчика в этом семействе может вызвать лишь сочувствие. С приходом новой хозяйки жизнь ребенка круто поменялась. Он стал как бы «несуществующим в доме». Его жизнь – это уголок гостиной, небогатый набор вещей, оставшихся от мамы, и одинокие, однообразно сменяющие друг друга дни.

Темы

Тематика рассказа «Красавица» описана Многомудрым Литреконом не так уж подробно, чтобы не утяжелять разбор. Если нужно дополнить, то напишите об этом в комментариях:

  1. Основная тема рассказа – семейное счастье, отношения между близкими людьми. По традиции, семья – это самое дорогое для человека, именно семья дает опору и поддержку в любых жизненных ситуациях. В «Красавице» семья чиновника имеет совсем другой вид. Для мальчика, сына чиновника, родной дом становится местом, где его существования как будто не замечают. Отец в угоду молодой жене начинает игнорировать сына, и тот замыкается в собственном одиночестве.
  2. Любовь, которая должна быть фундаментом брака, в рассказе Бунина практически не заметна. Чиновник боится своей жены, молодая женщина больше занимается домом, нежели своей новой семьей, сын остается без теплого родительского участия. Писатель демонстрирует, что такие нездоровые отношения вредят всем домочадцам, и единственный выход для них – попытаться почувствовать себя одной семьей.
  3. Красота. Автор описывает внутреннее уродство, которое может скрываться за миловидной маской, чтобы убедить читателя, что внешность все-таки очень обманчива. Женщина красива, но в душе ее плесень мещанства и гниль жадности. Она не хочет делить дом и мужа даже с его ребенком.

Проблемы

Проблематика текста обусловлена темой семейных взаимоотношений. Она может быть расширена, если Многомудрый Литрекон услышит призыв в комментариях.

  1. Одиночество. Наиболее остро поднимается проблема одиночества. Мальчик живет «самостоятельной, обособленной от всего дома» жизнью, заброшенный не только мачехой, но и родным отцом. Каждый день он «смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками». Уменьшительные суффиксы в словах «книжечка», «постелька», «добришко», описывающих быт мальчика, дополнительно подчеркивают его незначительность в доме.
  2. Равнодушие. Одиночество ребенка рождается из равнодушия взрослых, и это еще одна проблема, которую поднимает писатель. Чиновник и его жена не желают мальчику зла, они лишь равнодушно «забывают» о его существовании, что для ребенка оказывается равнозначным, если не более тяжелым, испытанием. Безразличие к близким людям, неспособность увидеть в другом такого же человека, как ты сам, нередко становится причиной большого зла, например, ломает судьбу заброшенного ребенка.
  3. Трусость. Страх и малодушие заставили героя отречься от своего сына и полностью поддаться новой жене. Такое поведение непростительно, ведь это его ребенок. Не сила и не сложные обстоятельства заставили его забыть о сыне, а банальная слабость и нежелание противостоять жене.

Основная идея

В своем рассказе Иван Бунин рассуждает об истинной человеческой сущности. Он называет текст «Красавица», но рисует перед читателем далеко не привлекательную героиню: практичную и хозяйственную, однако холодную и равнодушную к мужу и его маленькому сыну. Антитеза названия и содержания текста усиливает драматичность повествования. Несоответствие внешнего вида и внутреннего содержания – главная мысль рассказа «Красавица». Писатель подчеркивает, что одной красоты недостаточно для счастливой жизни, нужны любовь и теплое отношение к близким людям. Без них мальчика, скорее всего, ждет незавидная жизнь. Он либо вырастет запуганным и тихим, как его отец, либо, наоборот, ожесточится.

Смысл рассказа «Красавица» заключается в том, что люди обманывают себя, подменяя истинные ценности ложными. Женщине многое прощается за внешнюю красоту, однако куда важнее ее внутренние качества. Для формирования семьи важны доброта, искренность, умение любить, а не миловидность, но мужчины раз за разом совершают одну и ту же ошибку, выбирая глазами, а не сердцем.

Чему учит?

Мораль рассказа «Красавица» можно сформулировать как необходимость для счастья не только внешней, но и внутренней красоты. Внимание новой молодой хозяйки сосредоточено на вещах и устройстве быта, она имеет «зоркий глаз», но при этом «не замечает», как страдает сын мужа, как он целый день тихо сидит в отведенном ему углу комнаты и как беспокойно спит по ночам. Отец, из страха перед новой женой забывший о сыне, и мачеха, приказавшая стелить мальчику на полу, могут даже не задумываться, что они ломают ребенка.

Бунин последовательно разворачивает перед читателями картину семейного уклада чиновника, чтобы те могли сделать правильные нравственные выводы. О чем заставляет задуматься рассказ «Красавица»? О том, что важно выстроить в своей жизни правильные ценности и ориентиры, которые позволят создать гармоничные взаимоотношения с людьми.

Критика и художественные особенности

Критикой многократно отмечались «необыкновенный реализм» и «тонкий психологизм», свойственные прозе И. А. Бунина. В рассказе «Красавица» писатель мастерски, всего несколькими отдельными штрихами создает живые образы персонажей, поднимает проблему несоответствия внешней и внутренней красоты.

Очень точно писатель отбирает слова для описания своих героев и их действий. Ему удается передать обыкновенность чиновника, властность и практичность его молодой жены, одиночество и тоску забытого взрослыми ребенка.

В небольших пяти абзацах своего рассказа «Красавица» Бунину удается передать глубокую семейную трагедию. Его текст поднимает важные нравственные вопросы, демонстрирует, что внешняя красота нередко бывает обманчива, учит быть внимательнее и добрее к другим людям.

Автор: Юлия Филипская

Метки: 11 классИван Бунинразборрассказ Красавица

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Выбор для анализа рассказа Александра Куприна «Тапер» не случаен. С детства Многомудрый Литрекон слушал рассказы о далекой московской семье. Как и семья Рудневых, их семья также имела большую квартиру почти в центре Москвы. Магнитом в этой семье была удивительная женщина — хозяйка дома. У нее в квартире всегда кто-нибудь гостил, какие-нибудь дальние родственники и знакомые, всех ждало в доме гостеприимство и радушие. Приехавшие из разных городов родственники зачастую знакомились друг с другом именно в стенах этого дома. Давно нет с нами хозяйки этого дома, но дух и традиции, которые она заложила в членах своей семьи, живут в ее детях, внуках и правнуках.

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в конце девятнадцатого столетия и начала- двадцатого в 1900 г. И в этом же году был  впервые опубликован в этом в газете «Одесские новости». В примечании к рассказу Куприн писал, что в основе его рассказа лежит реальная история. 

В рассказе одним из главных действующих лиц изображен Антон Григорьевич Рубинштейн, совмещавший в одном лице и гениального пианиста, и известного русского  композитора, и автора оперы — «Демон» и «Персидских песен», прекрасных романсов.  Кроме того, он прославился как дирижер и музыкальный педагог. Антон Рубинштейн пользовался огромной популярностью среди многочисленных почитателей его творчества.  В то же время герой, описанный в рассказе — талантливый мальчик-пианист. Юрий Азагаров — вымышленное лицо.

Куприн не в первый раз обращается к теме музыки и музыкантов. В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое и одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.

Жанр, направление

Жанр произведения «Тапер» — рассказ. Сюжетная линия одна, она охватывает небольшой промежуток времени, а героев в книге тоже совсем немного. Объем творения тоже наталкивает на мысль о том, что перед нами именно рассказ.

Направление творчества Куприна — реализм. В произведении мы видим описание обыденного эпизода из жизни мальчика, который еще им имеет прототипа.

Композиция и конфликт

Композиционно рассказ «Тапер» делится условно на две части:

  1. первая – это описание семьи Рудневых, об атмосфере в их семье, о любви к искусству  членов семьи, о том, что в доме часто устраивались всевозможные празднества. Конкретно в момент описываемых событий в доме Рудневых предполагается праздник новогодней ёлки и описаны хлопоты по отысканию тапера, чтобы праздник был веселей. Особых конфликтов в семье не было, а те, которые иногда случались,  улаживала средняя дочь Руднева — Татьяна.
  2. Вторая часть рассказа — появление в доме Рудневых маленького пианиста. Встреча Рудневых и их гостей с настоящим подлинным искусством маленького пианиста.

Смысл названия

На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках»  играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французского  tapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».

Автор специально называет рассказ о подлинном мастерстве пианиста этим пренебрежительным наименованием, чтобы подчеркнуть контраст между ожиданиями героев и реальностью.

Суть: о чем рассказ?

В радушной и хлебосольной семье Рудневых намечается праздник — Ёлка, один из самых любимых у хозяина дома. На праздник должен был быть приглашен известный оркестр, но в силу недоразумения данный оркестр был перехвачен другими. Найти хорошего музыканта за короткое время, оставшееся до начала праздника, оказалось невозможным.  Единственным, кого удалось найти — был маленький мальчик, лет 13-14, который говорил, что он может играть всю ночь.

Хозяин дома и домочадцы, особенно надменная старшая дочь Рудневых, с большим недоверием относятся к маленькому «таперу» и просят его сыграть что-нибудь. Мальчик играет «венгерскую рапсодию» Листа. Услышав вдохновенную игру мальчика, все гости стягиваются к гостиной. Младшая дочь — Тиночка, просит сыграть веселые танцы. Мальчик с удовольствием соглашается, ему приятно видеть раскрасневшиеся веселые детские личики, мелькающие в танцах разноцветные платьица и панталоны. За этой суматохой никто не обратил внимания на вновь вошедшего человека, весьма примечательной внешности. Этот человек повелительным тоном предлагает мальчику еще раз сыграть рапсодию Листа. Мальчик играл так великолепно, что все заслушались. Когда он кончил играть, этого человека в комнате не было. Но к мальчику подошел хозяин дома с конвертом с деньгами от «незнакомца». Он объявил, что этим человеком был сам Антон Рубинштейн, и он ждет мальчика в карете.

Что было дальше, читатель может только догадываться по финальным строкам. Пианист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов. Естественно предположить, что Антон Рубинштейн взял мальчика себе в ученики и вывел его на широкую дорогу искусства.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тапер» и характеристика образов объединены Многомудрым Литреконом в одной таблице:

Рудневев  Аркадий Николаевич Глава семьи, к моменту описываемых событий был еще довольно красивым, представительным мужчиной лет пятидесяти, всегда элегантный: « С гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства». Аркадий Николаевич  очень любил молодежь, веселое общество, часто устраивал для членов своей семьи и их многочисленным друзьям и подругам разных возрастов веселые праздники, вылазки за город. Он был незаменим и на домашних праздниках, создавая особую праздничную атмосферу, никто не умел так хорошо выбирать подарки.
Ирина Алексеевна Руднева Хозяйка дома — почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз и навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно» и «брютально», и потому равнодушно «игнорировала» его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность.
Лидия Аркадьевна Руднева «Красивая девушка, отличавшаяся странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному», часто на ее губах играет презрительная улыбка.
Татьяна Аркадьевна Руднева Полная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы.
Тиночка Руднева Двенадцатилетняя девочка, живая, подвижная.    Тина — добрая девочка, своим детским чутьем понявшая смущение юного тапера, взяла его  под свое покровительство. 
Юрий Азагаров Куприн описывает его как  бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Глазами средней сестры Тани, Куприн дает такое определение Юрию —  застенчив, беден и самолюбив. «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно». Куприн подчеркивает, что за инструментом мальчик совершенно преображался. «Он бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным».
Антон Рубинштейн Известный пианист, композитор, дирижер и музыкальный педагог. «Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не толст. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.»   «большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную».

Темы

Тематика рассказа «Тапер» представлена кратко и оформлена в списке. Если она нуждается в дополнении, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон откликнется:

  1. Основная тема рассказа «Тапер» — это настоящий талант. Искусство преображает человека изнутри: невзрачный мальчик, коснувшись клавиш, совершенно менялся и излучал незамеченную наблюдателем одухотворенность. Совсем еще ребенок, он глубоко чувствовал музыку, поэтому смотрел так серьезно и вдумчиво. 
  2. Быт и нравы интеллигенции. Описание семьи Рудневых в ожидании праздника демонстрирует жизнь московской интеллигенции. Лучшие ее представители были гостеприимными, хорошо образованными и отзывчивыми людьми. Они умели оценить талант и вознаграждать его, понимали и любили музыку. Однако есть и другая сторона этого сословия: жена Руднева и его старшая дочь высокомерны, надменны, но при этом вовсе не умны. Они лишь бросаются заумными словами, но держатся в стороне от реальной жизни и замыкаются в себе. 
  3. Тема детства. Автор противопоставляет два детства: одно из них протекает в довольстве и праздности, но другое наполнено трудом и лишениями. С юных лет Юрий сам обеспечивает себя, ловя презрительные взгляды своих временных работодателей. Он вызывается играть всю ночь в праздник, то есть ему самому идти некуда и не на что. А вот Татьяна, его ровесница, живет, ни в чем не нуждаясь, и радуется безмятежному детству.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тапер» представлена в списке, если ее нужно расширить, подайте сигнал Многомудрому Литрекону, он дополнит раздел.

  1. Основная проблема рассказа «Тапер» — социальная несправедливость. Перед нами проблема бедного талантливого пианиста Юрия Азагарова, которому, чтобы учиться, а, возможно, и помогать семье, приходится заниматься подработкой — играть по вечерам в богатых домах, на всевозможных праздниках, в ущерб своему здоровью.  олько волею случая, его замечает сам Рубинштейн, что позволило ему развить свой талант и стать впоследствии известным композитором. Но сколько таких мальчиков остались незамеченными? Сколько их вынуждено было работать по ночам, чтобы выжить? Вот такие серьезные вопросы ставит перед нами автор.
  2. Проблема тернистого творческого пути. Многие люди начинают свое восхождение на Олимп искусства через тернии. Они вынуждены пробиваться в творчестве, работая вдвое больше других. Им необходимо обеспечивать себя и трудиться над своим призванием одновременно. Но именно эта закалка и делает их настоящими профессионалами своего дела.
  3. Социальные отношения двух сословий. Мальчику приходится терпеть надменность старшей дочери Руднева и сталкиваться с недоверием. Его дискредитируют изначально, ведь полагают, будто начинающий пианист ни на что не способен. Однако он в ответ не может ничего сделать: он материально зависим от этих людей. И все же автор показывает благополучное завершение этого конфликта: талант Юрия пробил ему дорогу к признанию.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тапер»  — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки. 

Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.

Чему учит?

Рассказ Куприна «Тапер» учит тому, что если у человека есть талант, он обязан его развивать. Несмотря на очень юный возраст и бедность, мальчик уже является превосходным пианистом. Очевидно, чтобы достичь таких успехов ему приходилось очень много работать над собой, а на жизнь он зарабатывал случайными вечерними подработками, в качестве тапера на праздниках у богатых людей. Автор заставляет задуматься о том, что суровые испытания закаляют характер и помогают нам стать сильнее и мудрее. Мальчик мог прочувствовать серьезную музыку именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Такова мораль рассказа «Тапер»: чтобы многого достичь, нужно вдвое больше работать. 

Мы можем сделать и более радостный вывод из рассказа «Тапер». Всегда есть место счастливому случаю, надо в него верить и жить с надеждой на успех. Надо верить в удачу, в счастливый случай, и быть готовым им воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Критика

Критики оставили свои высказывания о рассказе «Тапер»:

А,А.Волков: «Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру»  

«В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна. Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души.»

В.Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн»

 Т. Л.Александрова: «Многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил».

Автор: Олеся Шавердова

Метки: 6 классАлександр Купринразборрассказ Тапер

Читайте также:

  • Чему учат стихи пушкина сочинение
  • Чему учит данная сказка находчивый солдат
  • Чему учат сказки пушкина сочинение 5 класс литература
  • Чему учат сказки погорельского
  • Чему учит детей сказка рукавичка