Чему учит искусство сочинение

У каждого поэта найдтся стихотворение, в котором он отражает свои принципы и творческий метод. так читателю приоткрывается дверь в мастерскую:

У каждого поэта найдётся стихотворение, в котором он отражает свои принципы и творческий метод. Так читателю приоткрывается дверь в мастерскую: откуда автор черпает образы, что для него важно и как проходит творческий процесс. Эта тема всегда актуальна для авторов, и каждый раскрывает её по-своему. Таким образом автор доказывает собственную уникальность через манифестацию. Многомудрый Литрекон подготовил анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» по плану, которое можно назвать творческим манифестом Анны Ахматовой. Это одно из самых известных и цитируемых текстов поэтессы, и предлагаемый анализ поможет лучше понять, почему начинается всё с отказа от од и элегий.

История создания

«Мне ни к чему одические рати…» – отрывок из цикла «Тайны ремесла». Этот цикл составлен из стихотворений, которые были написаны в разные годы и не подразумевались как одно целое. Стихотворения цикла писались в период с 1936 по 1960 годы. Название вполне говорящее, ничего не скрывающее от читателей. «Тайны ремесла» посвящены поэзии, её сущности и природе; в них раскрывается, как приходит вдохновение и как следом за этим рождаются тексты. Некоторые стихотворения посвящены друзьям Анны Ахматовой или же повествуют об участниках творческого процесса – поэту, музе и читателю.

Рассматриваемое нами стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» было создано в 1940 году и впервые было напечатано в журнале «Звезда» того же года. В это время власть ещё благоволит Ахматовой: в 1939 году её принимают в Союз писателей, есть возможность напечатать книги в нескольких издательствах. Ещё есть время до Великой Отечественной войны, «Постановления» 1949 года, травли и исключения из Союза писателей. 

Жанр, направление, размер

Жанр, к которому можно отнести стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», – исповедальная лирика. Читатель получает возможность узнать, как работает над поэтическими трудами Ахматова.

Направление, с которым Ахматову ассоциировали всю её жизнь, – это акмеизм. И можно сказать, что стихотворение поэтессы – не только о самом творчестве и источниках вдохновения, но и природе её творческого метода. Стихотворение строится на чётких и предметных образах, что соответствует программе акмеистов.

Но всё же это стихотворение, как и весь цикл, создаётся уже после позже, в другую эпоху и уже изменившимся человеком. Поэтому стихотворение трудно отнести к какому-то конкретному направлению. Это работа поэта, который уже отошёл от каких-либо рамок и творит так, как чувствует и как подсказывает ему мастерство и опыт.

Размер стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» – разностопный ямб с перекрёстной рифмовкой и с чередованием мужской и женской рифм. Благодаря выбранному размеру стихотворение звучит как разговорная речь, а не как обращение сверху вниз.  

Последние строки каждой из трёх строф являются ключевыми, ведь именно в них – смысловой пик четверостиший: стихи «не так, как у людей», «как лопухи и лебеда», «на радость вам и мне». В масштабе всего текста эти строки отличаются и своей краткостью. 

Заключительное четверостишие звучит особенно ярко и эмоционально. Бодрость и энергичность опять же обеспечиваются выбранным размером. А пропуски ударений добавляют некоторой задумчивости, поэтому текст не выходит легкомысленным или слишком уж игривым.

Образы и символы

Образная система стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» не так уж богата. Здесь отсутствуют герои как таковые, разве что раздаётся чей-то окрик. Большая часть образов, которые использует поэтесса, относятся к природному плану, а пара других призывает на помощь память читателя о запахах и звуках.

К природным образам отнесём одуванчик, лопух, лебеду и «таинственную» плесень. Это образы, которые легко представить, потому что они знакомы каждому.

Образы, которые отсылают к иному чувственному опыту, следующие: запах дёгтя, окрик. Конечно, звуки и запахи трудно назвать предметами и напрямую отнести к образам, но в пространстве этого текста они настолько же ощущаемы, как и физические объекты.

Ещё один образ – стих, потому что в этом стихотворении он действует как живое существо: растёт из сора, звучит на радость автору и читателю. Складывается впечатление, что автор играет роль проводника, благодаря которому стих вырывается в мир.

Таким образом, из неодушевлённых предметов вырастает энергичное стихотворение. 

Темы 

Тематика стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» связана с творчеством и авторской уникальностью. 

Основной темой стала тема поэта и поэзии. Лирическая героиня размышляет о своём творчестве. Она провозглашает отказ от создания текстов, которые оторваны от реальности. Поэзия, в понимании Ахматовой, создаётся и среди бытовых, самых простых и ординарных вещей. И всё равно автор получает удовольствие от процесса созидания, и это чувство передаётся читателям. Кажется, что творчество – процесс, сходный с игрой.

Ещё одна тема стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» связана с индивидуальностью и оригинальностью. Ахматова заявляет, что творит так, как велит ей душа. Ей не нужны рамки, которые ведут за собой ограничения и штампы. Поэтесса отказывается от размеренности и высокопарного стиля. Она берёт привычные предметы и создаёт из них яркие стихи, в которых обыденность сплетается с внутренней работой поэтессы, с её богатым внутренним миром. Мусор и плесень здесь предстают как что-то прелестное, наполненное той внутренней энергией, которой с читателями делится Ахматова.

Проблемы 

Проблематика стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» завязана на искусстве и столкновении его с обыденностью. Когда приходит вдохновение? Достойна ли отражения обыденность? И все ли произведения искусства должны быть возвышены и повествовать только о высоком и торжественном? 

Первая проблема – вдохновение. Где его искать? Цветы, запахи, звуки – элементы реального мира вдохновляют героиню на то, чтобы создавать нежные и задорные стихи. Лирическая героиня не нуждается в чём-то элегантном и отвлечённом, чтобы творить. Главное – наполнить объект своим внутренним светом, и тогда будет создано прекрасное произведение.

Другая проблема – столкновение высокого искусства поэзии с обыденным миром. Всё стихотворение строится на сошествии вниз, с вершины элегий и оды к обычным смертным. Тот, кто избегает простых, земных вещей, может не осознавать, что и обыденный мир скрывает в себе импульсы к творчеству. Как бы ни далёк был в своих мыслях от реальной жизни художник, он продолжает жить в реальности, где копится мусор и растут сорняки.

Ещё одна проблема связана с безыдейным искусством. В этот период основным направлением в культуре был соцреализм, который должен был отражать успехи советского народа во всех сферах жизни. В таком контексте стихотворение Ахматовой звучит в какой-то мере вызовом. Бессюжетное перечисление вдохновляющих вещей вокруг, тоже имеет право быть написанным, изданным и быть красивым по-своему.

Смысл 

Главная мысль стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» звучит в заключительных строках: «И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне». Выходит, что назначение поэзии – это приносить людям удовольствие от прочтения и взаимодействия с объектами искусства.

Основная идея стихотворения «Мне ни к чему одические рати…» – спуститься от возвышенного к простому, земному. Так Ахматова открывает читателю принципы стихосложения, по которым работает сама. Задорное стихотворение складывается из привычных вещей, которые иногда сливаются в одну скучную массу в сознании человека. 

Чему учит?

Поэтесса пишет о простых вещах: о запахе дёгтя, об окрике и самых обыкновенных цветах, почти что сорняках, – это окружающая человека жизнь, привычная, но от того не менее прелестная. Это то, чем следует дорожить людям, даже если они не пишут стихи или картины. Это стихотворение учит тому, что природу необходимо беречь, ведь она полна красоты.

Кроме того, это стихотворение и о том, что не надо бояться выходить за рамки канонов. Надо творить искреннее, оставаться простым и честным. Это можно перенести и на жизнь в целом: не надо загонять себя в рамки. Следует найти свою индивидуальность, быть самим собой и не бояться осуждения за свою честность.

Средства художественной выразительности с примерами

Рассмотрим, какие средства художественной выразительности были использованы поэтессой для создания стихотворения «Мне ни к чему одические рати…». 

Это стихотворение не отличается богатой палитрой художественных средств. Текст вышел небольшим по объёму и таким же простым и открытым, как окружающий мир, к которому обращается поэтесса.

В целом используется нейтральная лексика, которая вполне соотносится с темой обыденности. Из разговорных конструкций можно отметить: «мне ни к чему», «по мне» и «на радость вам и мне». Поэтические книжные выражения в первой строфе («одические рати», «прелесть элегических затей») явно контрастируют по стилю с остальным текстом.

  1. Инверсия: «дёгтя запах».
  2. Метафора: «одические рати», «прелесть элегических затей»; «растут стихи, не ведая стыда, <…> как лопухи и лебеда».
  3. Эпитеты: сердитый окрик, запах свежий, таинственная плесень; стих «задорен, нежен».
  4. Сравнения: «не так, как у людей»; «растут <…>, как жёлтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда».
  5. Напоследок немного о фонике стихотворения.
  6. Аллитерация: звук [с] походит на шорохи или шёпот; свистящий звук акцентирует внимание на тех словах, где употребляется. Звук [н] чаще всего смягчён гласными после него, что придаёт стихотворению в целом более мягкое звучание. Это разговор по душам, а не отчёт или претензия к читателю.
  7. Ассонанс: в первой строфе чаще используется звук [е] (протяжный и придающий напевности); во второй – звук [а] (открытый и светлый). В третьей первенство всё так же за [а], но заканчиваются строки на [е], создавая некоторую гармонию возвышенного и простого.

Автор: Софья Панихидникова

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н. В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет» . Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.
Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания» . Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг») . Рисунок с миниатюры из рукописной книги XVII века “Евангелие”
Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.
Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях» . Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог» . Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV–XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.
Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.
Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды) . История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции) . Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру) .
В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство?
Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла
Кто первым  начал собирать музыкальные групу в  сказке Бременские музыканты
пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика
найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста
Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому?
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту:
(1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой
найти к слову выглядывать антоним и синоним
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/
1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником?
2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда?
3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках?
4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание.
5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю.
Заранее спасибо:*
Примеры древних и современных цивилизаций?

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

Автор:
Самый Зелёный
·

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных…» — звучит круто, но на деле «чудные открытия» сулят большие испытания. Выпускникам предстоит сдать экзамен на допуск к ЕГЭ, и далеко не каждый из них пишет также вдохновенно и охотно, как Пушкин. И на великого поэта не удастся свалить насущные дела («А кто будет делать? Пушкин?!»). Придется самим искать литературные аргументы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» для итогового сочинения 2021-2022 года. Но не во глубине сибирских руд, не все так уж плохо! Многомудрый Литрекон поможет, подготовив подборки по всем направлениям. Приятного просвещения! А если чего-то нужного нет — не стесняйтесь написать об этом в комментариях, и мы все добавим. Кстати, не забудьте посмотреть на темы, направления и пример сочинения этого года.

  1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? И.А. Гончаров в романе «Обломов» описал героя, с которого хочется взять пример. Это Андрей Штольц. Успешный и целеустремленный мужчина сделал себя сам и всего добился без родительской помощи. С ранних лет он много учился и даже работал. Андрей рос активным ребенком и не боялся трудностей. Поэтому он поехал в большой город делать карьеру, не воспользовавшись протекцией. Ему хватило смелости и упорства, чтобы устроиться на службу и сделать карьеру. Штольц дослужился до чина, давшего ему право на личное дворянство. Потом он занялся бизнесом и стал негоциантом — международным торговцем. Так он увеличил наследный капитал в десять раз. Его история мотивирует читателя на достижения и преодоление себя.
  2. Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.
  3. Способно ли искусство врачевать душевные раны? А.И. Куприн в произведении «Яма» показал, как искусство способно исцелять людей и пробуждать в их душах огонек добродетели и надежды на лучшее. Однажды известная певица решила посетить публичный дом вместе со своими друзьями, чтобы разнообразить свои впечатления. Ровинскую ожидало потрясение. Среди публичных женщин нашлись вполне грамотные и умные собеседницы, которые рассказали о настоящей жизни притона и ее связи с внешним миром. Они провели параллели между браком без любви, в котором жили многие женщины, и продажной любовью. Ровинская решила спеть в знак уважения к этим девушкам. И вдруг песня обнажила эти циничные и порочные души. Женя, самая злая и насмешливая из женщин, расплакалась прилюдно. Песня пробудила ее душу. Она сожалела о своей загубленной жизни и даже призналась певице в том, что больна сифилисом, но специально заражает клиентов, чтобы отомстить им. Будучи десятилетним ребенком, она была продана в публичный дом родной матерью. Именно сила искусства заставила Женю вскрыть нарыв обиды на мир и заглянуть внутрь себя. Песня заставила ее задуматься над тем, как быть дальше.
  4. Какой вид искусства Вам ближе и почему? Из всех видов искусства мне ближе всего литература, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна жила в деревне и была нелюдимой девушкой, зато много видела и узнавала в книгах. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и изучить людей. Ее кругозор расширился, поэтому Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Татьяна стала самобытной натурой со своей индивидуальностью, чем привлекла и богатого генерала на ярмарке невест в Москве. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно. Поэтому она ценила семью и брак выше страсти и даже первой любви, которая обманула ее ожидания. Я тоже стремлюсь к развитию, а потому люблю читать и всем советую начать.
  5. Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению. 
  6. Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.   
  7. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной? Ф.М. Достоевский в книге «Бедные люди» доказал, что люди, которые много читают, расширяют свой опыт до нескольких жизней и становятся более мудрыми, зрелыми, рациональными. Так, Варя, несчастная провинциальная девушка, обманутая богатым купцом, смогла найти утешение и возможность для развития в литературе. Знакомый студент показал ей качественные книги и приучил к чтению Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Варя читала и получала новые знания о мире. Это совершенствовало ее ум и характер. Даже такая молодая девушка была грамотнее, дальновиднее и добродетельнее своего дальнего родственника Макара Девушкина, который писал с ошибками и являлся очень ограниченным человеком, хотя был вдвое старшее ее. Книги показали Варе другой мир, где можно было жить добродетельно и с пользой для общества. Она начала работать и обеспечивать себя. Очевидно, что именно литературный опыт нескольких жизней развил героиню и помог ей найти силы и справиться со своей травмой.
  8. Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.
  9. Зачем человек читает книги? Джек Лондон в романе «Мартин Иден» продемонстрировал пользу литературы для человека. Его герой, не получивший образования из-за бедности, смог найти необходимые знания для развития в книгах. Если в начале повествования Мартин чувствует себя дикарем среди интеллигентных людей и не может встать вровень с ними, то в финале он превосходит их и становится модным писателем благодаря своему увлечению чтением. Самообразование оказалось более эффективным, чем хождение по университетам и школам. Нужные книги открыли перед Мартином весь мир, полный новых достижений и премудростей. Его эрудиция и неповторимый опыт стали основой успеха в мире искусства. Вот для чего современному человеку следует брать пример с Мартина и читать побольше.
  10. Почему люди в 21 веке не перестают читать? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» наглядно показал, что чтение помогает человеку развиваться и расширять кругозор. Найдя любовь и счастье вне брака, Анна стала изгоем в светском обществе и была лишена привычных видов досуга. Люди отвернулись от нее, она больше не могла наносить визиты и являться на балы. Всюду за спиной или даже в глаза она слышала обвинения и колкости. Поэтому Анна и Алексей долгое время путешествовали за границей, где никто не знал об их положении. Анна пристрастилась к чтению и изучению искусства. Она ездила по галереям, позировала Вронскому и знакомилась с художниками. Литература превратила ее интерес в твердое знание. Поэтому даже Константин Левин, который был предубежден, нашел общие темы в разговоре с Анной и отметил высокий уровень ее ума. Ему было интересно беседовать с такой развитой и эрудированной женщиной. Чтение помогло Анне идти вперед и становиться лучше, несмотря на осуждение общества.
  11. Может ли чтение быть опасным? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» показал, как чтение может негативно повлиять на воспитание человека. Софья Фамусова много читала, но в ее репертуаре были преимущественно любовные романы французского происхождения. Они развили фантазию девушки, но лишь в одном русле. Она начала оценивать реальных людей через призму литературных клише. В результате героиня стала легкой добычей для обманщика Молчалина, который просто примерил на себя роль героя-любовника французского покроя. Софья же разыгрывала сцены из книг в жизни и довольствовалась выдуманной любовью по шаблону. Она сама лгала себе и не заметила неискренности Молчалина. В финале героиня болезненно восприняла его разоблачение, ведь иллюзия сильно расходилась с реальностью.
  12. Какие качества помогает воспитать в себе литература? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» показал мотивирующий пример, который учит нас идти вперед и добиваться своих целей. Вера родилась в небогатой семье и росла в атмосфере угнетения и бесправия. Мать хотела обогатиться за счет выгодной партии для дочери, фактически торговала красотой Веры. Но помощь студента Лопухова помогла девушке спастись из домашнего плена и начать обучение. Героиня стала сама обеспечивать себя и совершенствовать знания в самых разных областях. Оказалось, что у Веры были способности к предпринимательству. Она организовала свою мастерскую и помогла десяткам работниц заработать на жизнь честным трудом и вырваться из темного подвала зависимости и невежества. Параллельно Вера занималась самообразованием и даже получила медицинский диплом, что позволило ей проявить себя и в науке. Ее вдохновляющий пример может воспитать в нас такие качества, как целеустремленность, сила духа и смелость. 
  13. Чему учит читателя классическая литература? А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» дает читателю важные жизненные уроки. Так, ему необходимо работать над собой, чтобы искоренить лень. Ведь именно из-за бездеятельности Гаев и Раневская потеряли свое имение. А вот Лопахин, который встает в 5 утра и заканчивает работу лишь к вечеру, смог из нищего малограмотного мальчишки превратиться в богатого купца, нового владельца вишневого сада. Это значит, что усердие, целеустремлённость и саморазвитие дают человеку успех и реализацию в обществе. Также важно сохранять доброту, понимание, стремление помогать другим на всех ступенях, ведущих вверх. Лопахин выручает Раневскую деньгами и советами, проявляет отзывчивость и такт. Он мог бы самоутвердиться за счет ее бедности, но не стал. Именно так нужно вести себя, чтобы содействовать процветанию мира вокруг, а не его разрушению.
  14. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Юноша заразил соплеменников уверенностью в успехе предприятия и дал им силу превозмогать страх. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута. После прочтения этой истории любой из нас посмотрит на свои несчастья другими глазами и получит мотивацию преодолевать себя на пути к идеалу. Ведь Данко смог, а мы почему не сможем?
  15. Могут ли новые технологии заменить искусство? Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» показал, что даже феноменальное развитие технологий не может уничтожить надобность человека в искусстве. Люди эры Форда не читают книг, не смотрят кино, не ходят в театр, не слушают музыку. Творчество им заменяют дешевые суррогаты примитивного толка. Поэтому у них нет индивидуальности и настоящих чувств. Они всегда одинаково веселы и беспечны, потому что сома решает все мелкие проблемы, а душевных терзаний у них нет. Но можно ли назвать героев полноценными людьми? Ведь Джон, явившийся из мира, где еще оставался Шекспир, был совсем другим. На его фоне все другие персонажи кажутся бездушными куклами, у которых нет своего лица и характера. Их внутренний мир максимально универсален и населен навязанными шаблонами. А настоящей личности у них нет. Без искусства люди не могут развиваться полноценно и обрести себя самих.

Не хватает аргументов? Пишите, какие нужны, и Литрекон добавит!

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про меняподборкапример из литературысписок

Читайте также:

В течение двух последних месяцев мы помогали школьникам готовиться к ИС: разбирали направления, делились произведениями для выбора аргументов, помогали справиться со стрессом. Пришло время подводить итоги: как прошел первый для одиннадцатиклассников экзамен?..

Напомним, итоговое сочинение — обязательный экзамен, который считается допуском к сдаче ЕГЭ по всем (!) предметам, традиционно проходит в декабре и проверяет умение выпускников формулировать, аргументировать точку зрения и знание программы по литературе (работа пишется с опорой на литературу).

Утром мы рассказывали, как с испытанием справились ребята из Республики Саха, но что насчет других регионов?.. Кто-то сильно волновался или посчитал работу трудной: «когда начали… я очень испугалась, что ничего не смогу написать», «было сложно, но я надеюсь что справилась», «мне не понравились темы». Некоторым, напротив, было легко. «Все прошло отлично, темы легкие», «все оказалось легче, чем могло бы быть», «все темы были наилегчайшими», — писали выпускники ВКонтакте, в одной из тематических групп по подготовке к экзамену. 

Однозначной оценки сложности итогового сочинения как и всегда нет: кто-то едва набрал необходимое количество слов, а кто-то чувствует, что «налил» много «воды». Кто-то уверен в аргументах, а кто-то неуверенно оценивает шансы на «зачет».

Например, Таня Панфилова из Москвы думает, что ИС осилила:

— Написала сочинение, темы сначала показались очень сложными, но в итоге выбрала «какую книгу вы можете порекомендовать друзьям». В качестве примеров привела «Зеленую лампу» А. Грина и «О мечте» С. В. Мизерова. Не испытывала ни волнения, ни какого-то негатива, думаю, написала работу хорошо.

Насчет подготовки, занималась еще с сентября в онлайн-школе, написала много тренировочных сочинений. Поэтому была готова к экзамену, даже хотелось побыстрее его сдать и забыть о нем. Я и многие мои друзья делали шпоры и, кстати, не зря. Я на сочинении проверяла имя, отчество и фамилию автора, но, думаю, справилась бы и без шпаргалки. Другие активно списывали: кто-то даже с телефонов. Это было несложно: экзамен проходил в нашей школе, еще и без камер. Удивило, что некоторые ребята ушли спустя примерно час: может, переписали уже готовые сочинения?.. Не знаю. Но я тоже справилась с работой быстрее, чем на пробниках.

Интересное совпадение: на ту же тему и с помощью тех же примеров рассуждал Владимир Кротов.

— Когда шел на экзамен, чувствовал, что готов и знаю много произведений. Отчасти поэтому, кстати, и не делал шпоры. К тому же знал, что в аудитории списывать нельзя, да и в туалете делать это рискованно. Другие, кажется, списывали: по крайней мере, выходили очень много раз.

Я взял четвертое направление и тему «произведение какого автора я бы порекомендовал другу». Немного странная формулировка, как по мне: просят назвать автора, а рассуждать надо, вроде, о книге. Написал, что читал много произведений, порекомендовал «Зеленую лампу» Грина. Во втором абзаце пересказал немного сюжет и написал, чему учит книга. Получилось 370 слов, вроде, «нормальным» языком. Но, думаю, с испытанием справился: готовился усердно.

Выпускнице, которая пожелала остаться анонимной, вопросы для рассуждения показались сложными: 

— Сразу скажу, что темы были неприятными, трудными и мне не нравились. Несколько вариантов отмела сразу, хотела взять «В чем может проявляться любовь к своему отечеству», но не знала, кого, кроме Андрея Болконского, привести в качестве примера. Вот тут я уже расстроилась: думала, ничего не напишу. Но у нас учителя сидели в соседнем кабинете, мы могли проконсультироваться. Мне помогли разобраться с сутью тем, и в итоге я рассуждала над цитатой А. А. Вознесенского «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Думаю, «зачет» получу, но насчет максимума по всем критериям сомневаюсь: в своей же работе тяжело искать ошибки.

А Ксения Степанова из Стамбула уверена, что вникнуть в темы и правильно понять их мешало волнение:

— Насчет подготовки: ходила раз в неделю на занятия к своей преподавательнице по русскому. Каждый раз приносила по сочинению, учительница проверяла, указывала на ошибки, говорила оценку. Так я написала пять-шесть работ, во всех можно было поставить «зачет».

Выбрала направление «Преступление и наказание», тему — «Когда слово становится преступлением». В качестве аргументов привела «Бедную Лизу» и «Портрет Дориана Грея». Кстати, были темы и проще, но я осознала это позже, видимо, из-за волнения не смогла здраво оценить все темы. Думала, будет сложнее, но все равно первые минут 50, до того, как узнала тему, тряслись руки. Если честно, даже перед началом испытания не понимала, что сейчас будет экзамен. Вроде, всегда мечтала быть такой взрослой, сдавать экзамены, а в итоге казалось, что просто сочинение на уроке русского строчу, только зачем-то вписываю паспортные данные и сижу под камерами.

Оценки опубликуют на специальных сайтах для проверки баллов ЕГЭ и сообщат выпускникам в их школах. Результаты одиннадцатиклассники узнают не позднее 14 декабря. Для тех, кто не получит «зачет» с первого раза, есть два резервных дня: 2 февраля и 4 мая 2022 года.

  • Чему учит нас книга сочинение
  • Чему учат сказки маршака
  • Чему учат сказки даля
  • Чему учат сказки салтыкова щедрина
  • Чему учат сказки паустовского