Чему учит детей сказка рукавичка

Сочинение по рассказу а.костюнина рукавичка материал по литературе 9 класс на тему репетиторы учи.дома помогут подготовиться к егэ. приходите на

Сочинение по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»
материал по литературе (9 класс) на тему

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Рассказ с незатейливым названием и глубоким содержанием «Рукавичка» заставляет подумать, прочувствовать многое.

Сразу очень трудно сказать, о чём он: речь идет о конкретных людях, конкретных ситуациях, но сразу понимаешь, что за всем этим что-то большее, стоящее вне времени. Как будто запутывая еще больше, Костюнин и время в рассказе «размножил» и обобщил (начинает с настоящего, затем вспоминает детство «…тридцать лет прошло…», после переходит к «роковым девяностым», заканчивает настоящим). Автор созерцает события жизни, себя, переоценивая прошедшее, чувствуя заново, переживая: « Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…».

О чем? О том, как легко приклеить человеку ярлык и этим перевернуть его жизнь, загубить жизнь. О том, как переворачивают учителя сознание детей, подстраивая их под свои уродливые правила. О том, что для детей становится чудом обыкновенная рукавичка, толкнувшая одного из них, не самого счастливого, на воровство. О том, как люди, испытывая нужду, теряют способность прощать, жалеть. О заповедях, перевернутых людьми с ног на голову.

И герои рассказа такие же неоднозначные, вернее отношение к ним двоякое, если оценивать с обывательской позиции и позиции Высшего.

Юрка – фактически вор, украл рукавичку. Но, зная то немногое, что написал автор о его жизни («Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас», «Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали.), учитывая сам предмет воровства («кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало…»), уже хочется его оправдать. Автор и делает это: подробно описывает состояние детей, созерцающих чудо: « Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки». Вырывает детей из этого состояния резко прогремевший звонок. («Звонок прогремел резко. Нежданно»). Юрка, державший в этот момент в своих руках чудо, сам не зная, не понимая, каким образом это произошло, вырвал рукавичку из альбома. Это его состояние, как во сне, и выливается потом в –« Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык».

Как его судить по земным законам? Э то и поступком не назовешь: ребенок душой тянулся к чему-то, отсутствующему в его жизни, интуитивно.

А осудили ребенка, резко, жестко: « А, не знаешь. Ты не знаешь. Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»

« Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем». Учитель, на которого смотрели дети, открыв рот, ожидая и веря, что этот человек всегда прав, он самый умный, сломал жизнь одного из них. «Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки» — точно так же из-под руки её слетела сломанная жизнь Юрки и не его одного.

«Его по-человечески унижали, считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но нет, «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Дальше больше, Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди , как крысы в бочке , зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла».

Учинив расправу над бандой воров , « Мы пили за победу над злом». То, что автор часто прибегает к оксюморону, еще раз наводит на мысль о перевернутых заповедях: люди придумывают свои законы, по ним судят, учиняют расправу над другими людьми – зло порождает зло…

Замкнутый круг. И композиция рассказа кольцевая, словно бумеранг, возвращающий все на круги своя. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт». Юрка с тавром вора, поставленным навечно, Леха Силин, червоточину которого пропустили, не заметили. А он тогда, в детстве, один смеялся над унижением своей одноклассницы. Почему-то не кажется удивительным, что он был в числе тех пяти воров, над которыми тоже учинили самосуд.

Тяжелый рассказ. Говорит в нем каждое слово, в каждом слове подтекст, в каждой цифре. И разговор о нем долгий и выстроить его логично тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к тому, что словами трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески.

Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»

Число страниц: 4

Главные герои: дед, собака, лесные звери.

Характеристика главных героев:

Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.

Собака — Громкоголосая.

Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.

Всем хочется домашнего тепла и уюта.

Краткое содержание сказки «Рукавичка»

Потерял дед в лесу свою рукавичку.

Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.

Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.

Стали они жить втроём.

Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.

Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.

И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.

Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.

План сказки:

  1. Потеря.
  2. Первые жильцы.
  3. Новые жильцы.
  4. Медведь на крыше.
  5. Дед с собакой.

Основная мысль сказки «Рукавичка»

Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.

Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.

Чему учит сказка

Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.

Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.

Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.

Учит не брать чужое.

Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.

И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.

Вот и старик не знал цены рукавичке.

А для зверей она оказалась хорошим домом.

Это интересная и весёлая сказка.

В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.

Мне понравились звери, потому что они были дружными.

Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.

И вместе им было весело.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.

Пословицы к произведению:

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Вместе — тесно, врозь — тошно.
  • Вместе мокли, вместе сохли.

Словарь неизвестных слов

Незнакомых слов нет.

Отрывок, поразивший больше всего:

А тем временем дед хватился — нет рукавички.

Он тогда вернулся искать её.

А собачка вперёд побежала.

Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.

Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

Сочинения по сказке «Рукавичка»

По заснеженной дороге, ехал герой русской народной сказки «Рукавичка» — Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица…

Сочинения по сказке «Рукавичка»

Анализ сказки «Рукавичка»

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

О чем сказка Рукавичка – сюжет

Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.

Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.

Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!). Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.

Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.

Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».

Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.

Сочинение о сказке Рукавичка

Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.

Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.

Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.

Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.

Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.

Читайте также: «Бедная Лиза» герои повести Карамзина – характеристика образов.

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПО УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ

«РУКАВИЧКА»

Для детей средней группы детского сада (4-5 лет)

Цели:

1. Вызывать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей.

2. Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия её проведения.

3. Совершенствовать диалогическую речь детей, умение сотрудничать друг с другом.

Задачи:

1. Учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе обыгрывания;

2. Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки;

3. Развивать воображение, внимание, память, творческие способности.

Оборудование: маски и костюмы героев сказки, интерер домика.

Вед: Дорогие ребята! Вы любите сказки? Конечно! Кто же их не любит? А вы знаете, что все сказки живут в замечательной стране, которую так и называют – Страна сказок? Я приглашаю к нам в гости сказку, где можно найти новых друзей и разгадать секреты дружбы. А что это за сказка – мы сейчас с вами узнаем.

Вед : Есть у меня сундучок , но он не простой  а  волшебный ! В нем живет сказка. Сказка спряталась   в загадк , Ну попробуй отгадать . Если верной будет отгадка,Сказка   к нам придет опять. (можно доставать зверей из сундучка )

Вед : Слушайте  внимательно загадки  и отгадывайте!

1. Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

2.Что за странная зверушка

«Ква» кричит в траве? (Лягушка)

3. Под соснами , под елками лежит мешок  с иголками ( Еж)

4. Мчится без оглядки ,лишь сверкают пятки.(Заяц)

5.Кто зимой холодной , ходит злой голодный.(Волк)

6.Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый –вот краса! Как зовут ее? (Лиса)

7.Зимой спит, летом ульи ворошит.(Медведь)

Вед:Ребята ,а давайте  вспомним какие сказки вы знаете ,и  поможет нам  в этом пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

Эта сказка — «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»,

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

Сжимают и разжимают пальчики обеих рук

Поочередно загибают пальцы , начиная с большого пальца

Поднять большой палец.

Вед: Молодцы ребята с пальчиками поиграли   и    загадки   отгадали!  Смотрите, сколько здесь зверей лесных собралось! Ребята , а кто из вас догадался ,из какой они сказки ? Правильно! Из сказки «Рукавичка».  А  смотрите , здесь  еще письмо лежит .

Сказка   к вам придет ребята, Если оживут –зверята!

Вед: Ребята ,давайте  с вами закроем глаза. Вдруг произойдет чудо  и герои из сказки оживут.

 Вед: Вот случилось волшебство. Оживило все оно!  Звери в гости к нам спешат. Сказку показать хотят.

Сказка «Рукавичка»

Вед:: Эта сказка невеличка ( Старик   с собачкой   выходят  )
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –

Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
Следом Мышка бежала,
Рукавичку увидала.

Мышка:                                                   

Тук-тук-тук, отройте дверь!

Будет здесь для мышки дом.

Буду жить одна я в нем.

Здесь просторно и тепло,

Прогрызу себе окно.

(заходит в домик)

Вед: Мышка   песенки   поет,

 Веничком полы метет,

 Хорошо   ей в теремочки ,

Так идут,бегут денечки.

 Вед: А это время лягушка прискакала к рукавичке…

 Лягушка ;Очень холодно зимою мне в лесу одной,
Домик тёплый не построить Зимнею порой.
 Спать зимою не охота, 
 

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

 Ах, под снегом вся трава.
Зябнут лапки и живот,

 В рукавичке кто живёт?

Мышка:Я ,мышка норушка. А ты кто ?

 Лягушка : Я –лягушка –квакушка.

Мышка : Иди ко мне жить!

Вед: И стали мышка  с лягушкой  в теремке  вдвоем жить.

Вед: Мышка   поет,

 Веничком полы метет,

И лягушка помогает,

Моет пол белье стирает,

 Хорошо   ей в теремочки ,

Так идут ,бегут денечки.

Вед: Прибежал ежик – ни головы ,ни ножек.

 Ежик: Я по ельничку бежал,

Я от шороха дрожал,

Я дорогу к своей норке с перепугу потерял.

А вот и   рукавичка- невеличка.

 Кто в рукавичке живет? 

Мышка:Я ,мышка норушка.

 Лягушка : Я –лягушка –квакушка. А ты кто ?

Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек.

 Мышка и лягушка : Иди к нам жить !

 Вед : Стали  жить  в рукавичке втроем.

Вед: Мышка      песенки поет,

 Веничком полы метет,

И лягушка помогает,

Моет пол белье стирает ,

Ежик острою иголкой .

 Шьет друзья   свои обновки.

 Хорошо   им   в  теремочки  ,

Так   идут ,бегут денечки.

 Вед: Прибежал зайка –побегайка.

Зайка:                                                           

Тук, тук, тук, откройте дверь!

Ой, пустите, помогите!

От лисы меня спасите! Кто же здесь? Какой народ? В рукавичке кто живёт?

Мышка: Я ,мышка норушка.

 Лягушка : Я –лягушка –квакушка.

Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек. А ты кто?

 Зайка: Я –зайка –  побегайка .

Мышка и лягушка , ежик:  Иди к нам жить!

 Вед: Стали жить  в теремке вчетвером.

Вед: Мышка песенки поет,

 Веничком полы метет,

И лягушка помогает ,

Моет пол белье стирает ,

Ежик острою иголкой .

 Шьет друзья   свои обновки.

 Зайка хворост собирает.

В балалаечку играет.

 Хорошо   им    в теремочки,

Так   идут, бегут денечки.

Ведущая:

Стали они жить дружно

Вот бежит лисичка

Увидала рукавичку.

 Лиса:                                                         

Ах! Какой красивый дом!

Поселиться можно в нем?

Тук, тук, тук, откройте дверь! Кто в рукавичке живет?

Мышка:Я ,мышка норушка.

 Лягушка : Я –лягушка –квакушка.

Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек.

 Зайка:Я –зайка – побегайка. А ты кто?

Лисичка : Я лисичка – сестричка.

Мышка  и лягушка , ежик, заяц : Иди к нам жить!

Ведущая:

Заходи, но знай, что нужно

В этом доме жить всем дружно!

Вед: Стали они жить в теремке впятером.

Вед: Мышка   песенки поет,

 Веничком полы метет,

И лягушка помогает,

Моет пол белье стирает,

Ежик острою иголкой.

 Шьет друзья   свои обновки.

 Зайка хворост собирает.

В балалаечку играет.

 И лисичка- повариха,

Суп и кашу варит лихо.

 Пироги печет и плюшки

 Сыты, счастливы зверюшки.

 Хорошо   им   в теремочки,

Так   идут ,бегут денечки.

 Вед :  Прибежал волк.

Волк:                                                               

Тук, тук, тук, откройте дверь!

Серый волк-гроза зверей!

Открывайте дверь скорей!

Ведущая:

На засов закроем дверь

Нам не нужен грозный зверь!

Волк

Ночью был большой мороз

Я отморозил, уши, нос.

Отогреюсь, полечусь

И в хозяйстве пригожусь! Кто в рукавичке живет?

Мышка:Я ,мышка норушка.

 Лягушка : Я –лягушка –квакушка.

Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек.

 Зайка:Я –зайка –  побегайка. А ты кто?

Лисичка : Я лисичка – сестричка. А ты кто?

 Волк : А я волчок -серый бочок.

Мышка  и лягушка , ежик, заяц : Иди к нам жить!

 Вед: Стали они жить в шестером.

Вед: Мышка      песенки поет,

 Веничком полы метет,

И лягушка помогает,

Моет пол белье стирает,

Ежик острою иголкой .

 Шьет друзья   свои обновки.

 Зайка хворост собирает.

В балалаечку играет.

 И лисичка- повариха,

Суп и кашу варит лихо .

 Пироги печет и плюшки

 Сыты , счастливы зверюшки.

 Ну а волк , в заплатках  бок ,

 Сторожит наш теремок.

 Хорошо им  в теремочки  ,

Так идут, бегут денечки.

 Вед: Узнал про рукавичку медведь,

 Пришел на рукавичку поглядеть

Медведь:                                                   

Тук, тук, тук, откройте дверь!

Лапы дайте мне погреть!

Звери:

Мало места в доме нашем,

Да и голос нам твой страшен!

Медведь:

Ой, беда! Ой, горе мне!

Гонят, Мишеньку везде.

Ведущая

Хватит мишка слезы лить

Давайте дружно вместе жить.

 Залез   медведь в рукавичку ,

стали они дружно жить все вместе .

  Вед: А тут мимо идёт дед, рядом собака Жучка. 
Дед: Горе старику зимой, Рукавички нет одной.
Где ж её я потерял? На пеньке не оставлял.
Жучка, милая, найди, Да скорее принеси.
Жучка нюхает снег вокруг.
Жучка: На тропинке её нет, Вот и рукавички след.

 Вед: Быстро Жученька найдёт К деду в руки принесёт.
Бежит к рукавичке.
Жучка: Вот и наша рукавичка! Рукавичка-невеличка!
Рукавичку обнюхивает, прислушивается и лает.
Все звери: В рукавичке вшестером,

 Очень весело живём.
И от сюда в лес холодный 

Ни за что мы не уйдём.

 Вед: Дедушка ,а можно наши зверюшки остануться жить  в твоей теплой рукавичке. А мы попросим чтобы   тебе внученька еще связала.

 Мед: Хорошо вы живите дружно . я не буду вас обижать.

Вед: Так и шли денечки ,жили дружно  все  в  теремочке.

 Вед: А вот и сказке конец, а кто участвовал в ней молодец!

Роли исполняли 

Артистами   побывали   и сказочку   ребята показали..

Артисты были хороши   ,похлопаем  им от души.!!!

   Вед: Ребята мы сейчас  с  вами посмотрели сказку , сказка нас учит всегда добру , чему научила вас эта сказка?

 А как вы думаете    почему эта сказка ? ,   Чего в этой сказке не может быть  на самом деле?

 ( ответы детей)

  • Чему учат сказки шварца
  • Чему учат сказки пушкина 5 класс сочинение кратко
  • Чему учат сказки о труде
  • Чему учат сказки 2 класс небольшое сообщение
  • Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание