Чему учат сказки паустовского

Раздел долгосрочного плана: литературная сказка кгу специализированный it лицей г. актау дата: ф.и.о. учителя булетаева к.д. класс: 5 количество присутствующих:

Раздел
долгосрочного плана: Литературная сказка

КГУ
«Специализированный
IT лицей» г. Актау

Дата:

Ф.И.О.
учителя Булетаева К.Д.

Класс: 5

Количество
присутствующих:
 

отсутствующих: 

Тема урока

Знакомство
с биографией и творчеством  К.Г. Паустовского

ЦО, которые достигаются на данном уроке

5.1.6.1
Давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.2.2.1
Определять основную мысль при поддержке учителя;

Цели урока

-давать краткий и полный ответ на вопрос;

-участвовать в обсуждении, выражая свои мысли и чувства;

Критерии успеха

Учащийся:


анализирует видеоматериал, связанный с темой урока;


выдвигает свое понимание текста и выявляет проблемы, предложенные в вопросе;


подтверждает собственную позицию аргументами;


делает соответствующие выводы.

Языковые цели

Развивать и обогащать
речь

Привитие ценностей

Способствовать
развитию патриотизма и любви к Родине, сотрудничество при работе  индивидуально
через содержание текстов и видеоматериала.

Межпредметные связи

Межпредметные
связи прослеживаются с «Всемирной историей», «Историей Казахстана», «Русским
языком» и «Изобразительным искусством»

Навыки использования ИКТ

На
уроке будут использованы презентация и видеоматериал.

Предварительные знания

Обучение
производится на базе знаний и ресурсов, полученных в процессе изучения
произведений литературы на предыдущих уроках.

Ход урока

Заплани-

рованные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
урока

5 мин.

I.Знакомство с темой
и целями урока.

1.Вступительное
слово.

-Константин
Георгиевич Паустовский…

С этим
именем мы встречались ещё в начальной школе, когда читали его произведения с
удовольствием, с улыбкой; «Акварельные краски», «Заячьи лапы», «Стальное колечко»
и еще много других произведений, прочитав которые, мы постигали силу добра и
красоту природы.

— Итак,
какова тема нашего урока?


Правильно, знакомство с биографией и творчеством Паустовского.

2. —
Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Дифференциация

Презентация

Портрет
писателя

Слайд 1-2

Середина
урока

6
мин.

4мин.

1мин.41
сек

5
мин.

1
мин

4
мин

II. Работа
с видеоматериалом.

Задание:
просмотреть видеоролик и выписать информацию

. – чему
учит рассказ «Теплый хлеб»

 — чему
учит рассказ «Корзина с еловыми шишками»

 — чему учит
рассказ «Стальное колечко».

 — чему учит рассказ
«Растрепанный воробей».

 – чему
учит рассказ «Заячьи лапы».

2. Выступление
учеников
.
Запись в тетрадь.

 – чему учит рассказ «Теплый хлеб».

 — чему учит рассказ «Корзина с еловыми шишками»

 — чему учит рассказ «Стальное колечко».

 — чему учит рассказ «Растрепанный воробей».

 – чему учит рассказ «Заячьи лапы».

Физминутка

3. Записываем вывод: чему учат произведения  Паустовского.

Сначала постарается сделать вывод более сильный ученик.
Зачитывает ученик с диф.подходом. Диктует учитель.

1 ученик. Сказки и рассказы Константина Паустовского учат доброте,
заботе о ближних, любить и понимать животных, не обижать слабых.

2 ученик. Также умению прощать и помнить добро, забывая зло. О
том, что родные места и родная природа самые лучшие.

ФО. Тест по биографии писателя и по рассказу «Тёплый хлеб»:

1. В каком городе родился К.Г. Паустовский?
А) Киев; Б) Москва; В) Петербург; Г) Одесса.

2. В каком городе прошло детство К.Г. Паустовского?
А) Киев; Б) Москва; В) Петербург; Г) Одесса.

3. Как называется деревня, в которой происходят события
рассказа «Теплый хлеб»?
А) Выселки; Б) Трёхозерка; В) Капустино; Г) Бережки.

4. Как звали мельника, который вылечил коня?
А) Панкрат; Б) Игнат; В) Данила; Г) Матвей.

5. С кем из родственников жил мальчик Филька?
А) с тетей; Б) с дедом; В) с бабкой; Г) с дядей.

6. Какая птица жила у мельника в сенях?
А) ворона; Б) сорока; В) воробей; Г) галка.

7. Как звали мальчика, который держал деревянную солонку во
время примирения Фильки с конем?
А) Николай; Б) Федор; В) Алексей; Г) Степан.

8.  Какое прозвище было у Фильки?

4. Слово учителя

Много
путешествует по Европе. Но сердце его всегда занимал Мещерский край.
Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в
лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле».

Константин
Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько
инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на
кладбище Тарусы.

интересные факты

·        
Константин Паустовский был награжден большим количеством медалей
и премий, среди которых: Орден Трудового Красного Знамени ( 1939 и 1962),
Орден Ленина (1967), Медаль «За отвагу» и «За оборону Одессы» (обе
посмертно).

·        
В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю, на
котором он, по задумке скульптора, изображен в виде загадочного сфинкса.

·        
Памятник К.Г. Паустовскому в Тарусе был
установлен на набережной Оки в 2012 году к 120-летию со дня рождения
писателя. Жизнь и творчество Паустовского тесно связаны с Тарусой, здесь
писатель прожил более двадцати лет, здесь же он был похоронен.

Ученики
с диф.подх. получают карточки с выводом, готовятся выразительно прочитать.

5мин.45сек.

https://www.youtube.com/watch?v=Nb8vnZGmlfc

Презентация

Портрет
писателя

Слайд 3

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=k5cbrQn9ryU&feature=emb_logo

Слайд
4-5

Слайд
6

Слайд
7-10

Конец
урока

5
мин.

 VI. Рефлексия «Пять пальцев» (Раздать)

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

— Что нового я сегодня
узнал?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

— Что я сегодня сделал
и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

— Каким было моё
настроение, расположение духа?

«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

— Улучшились ли мои
взаимоотношения с окружающими?

«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

— Что я сегодня сделал
для моего здоровья?

Учитель
помогает учащимся с диф.подх.

Диф.
дом. задание:

Выучить
отрывок из рассказа на выбор со слов: «…Филька нехотя встал..» до слов
«..ничего такого не было..» стр.135; «…Слеза скатилась у коня…» до
«…перегоняя друг друга…» стр. 136 в учебн.

Приложение 2

image001

Дифференциация – каким образом
Вы планируете оказать больше поддержки?

При выполнении заданий учитель должен
оказать индивидуальную поддержку учащимся, в подборе учебного материала и
ресурсов с учетом индивидуальных способностей учеников: раздача карточек с
выводом для выразительного прочтения.

Оценивание – как Вы
планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

ФО в виде теста

Здоровье
и соблюдение техники безопасности

Использовались активные методы обучения, физминутка.

Критерии
оценивания, наблюдение, комментарии учащихся

Следить
за осанками учащихся

Рефлексия по
уроку

Были
ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если
нет, то почему?

Правильно
ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны
ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и
почему?

Общая
оценка

Какие
два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об
обучении)?

1:

2:

Что
могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и
об обучении)?

1:

2:

Что
я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных
учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Вместе с зимним волшебником в резиденции гостей встретят Снегурочка, добрая Баба-яга, Снеговички и Шуршики.

На юго-востоке столицы в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» работает Московская усадьба Деда Мороза. Гости со всей страны приезжают сюда загадать желание, получить подарки и посмотреть, как живет сказочный волшебник.

В этом году в усадьбе полностью обновили интерьеры теремов, расписали фасады построек и поставили новые елку и инсталляции. Как чувствует себя Дед Мороз в обновленной резиденции, чему учат ребят помощники волшебника и как написать письмо дедушке — в материале mos.ru.

Путешествие со Снеговичком

Московская усадьба Деда Мороза встречает гостей веселой музыкой и нарядной 12-метровой елкой на главной площади. Вокруг деревянные терема, каждую деталь которых хочется неспешно разглядывать. В этом году постройки расписали уличные художники, которые буквально повторили морозные узоры на окнах. Отовсюду слышится детский смех и голоса сказочных персонажей.

Основная экскурсия по усадьбе начинается возле терема творчества. Здесь ребят встречает Снеговичок-Пуховичок, который потерял свое заветное желание и просит помочь ему. Дети отзываются на просьбу и отправляются в путешествие.

IVA 3132

Сначала участники видят, как помощники Деда Мороза сортируют письма. Здесь же детям показывают пневмопочту. Сразу после запуска тубы с письмом по прозрачной трубе на весь зал раздается голос Деда Мороза: «Письмо принято!» По словам помощников волшебника, это производит большое впечатление на детей (впрочем, как и на некоторых взрослых).

Следующие пункты маршрута — кладовая Деда Мороза, где развешаны костюмы дедушки и его внучки, и оранжерея. Последнюю украсили подсвеченными скульптурами деревьев и живыми растениями, а стены в комнате отделали настоящим мхом.

В тереме Снегурочки на первом этаже ее светелка. Там внучка Деда Мороза показывает ребятам игрушки и вместе с ними вышивает новогодние узоры. «Радостно, когда приходят дети, которых все интересует, когда они задают много вопросов», — говорит Снегурочка.

IVA 3343

На втором этаже в тереме Снегурочки хозяйничает Баба-яга. Но в усадьбе Деда Мороза она добрая и заведует библиотекой, в которой собраны разные сказки. Украшенные стеллажи и елка из книг приковывают внимание гостей. Но только пока они не поднимут взгляд наверх и не увидят проекцию звездного неба — волшебный портал Бабы-яги.

«В звездном небе портальчик у меня волшебный, но я его никому не показываю. Это только для нас с метлушечкой дорога к далеким звездам, посчитать, полетать, — рассказывает Баба-яга. — Здесь мы с детьми говорим об их предназначении, мультфильм с глубоким смыслом смотрим. Некоторые ребята вспоминают мои прошлые проделки. Могут и за нос потягать, спросить, настоящий ли он. Объясняю, что за эти резиночки нос поддерживаю, а то тяжелый сильно и может отвалиться».

Энергичные актеры не выходят из образа, даже когда рядом нет детей. Как рассказали в пресс-службе усадьбы, на все позиции аниматоров проводили кастинг. «Кандидаты должны быть обаятельными, без этого нельзя получить внимание детей. Озорство тоже важно, чтобы общаться с детьми на одном языке. И конечно, профессионализм. Бывают разные истории, человек должен не растеряться и импровизировать в случае непредвиденных ситуаций», — говорят в пресс-службе.

Письма Деду Морозу

Следующий терем — самый заветный для гостей, он принадлежит Деду Морозу. Сначала дети видят «оперативный штаб подготовки к Новому году» зимнего волшебника. Сказочный пункт управления оборудован как в фантастическом фильме. На стене — часы, которые показывают время в разных городах, и экраны со статистикой, на приборной панели много светящихся кнопок и рычагов. Но главное — за дверью, которая ведет в кабинет Деда Мороза. Дедушка в синей шубе, с серебристой бородой сидит за письменным столом, вокруг него — стеллаж с конвертами, камин и волшебная книга. Здесь ребята находят желание Снеговичка, и экскурсия завершается.

IVA 3407

По словам Деда Мороза, дети по-разному реагируют на встречу, от переполняющих эмоций могут и расплакаться. А некоторые хотят проверить, настоящий он или нет, поэтому украдкой дергают за бороду.

«Дети — отражение своих родителей, только маленькое. Их интересует жизнь так же, как и взрослых. Ребята очень быстро вырастают, мы часто не замечаем этого. Они очень умные, сообразительные, — говорит Дедушка Мороз. — В подарок дети просят гаджеты, телефоны, планшеты, игрушки. А вам я желаю, дорогие мои, чтобы в вашей жизни все было ладно да складно, чтобы были вы здоровы и, самое главное, счастливы. Если человек счастлив, значит, все в жизни хорошо».

Рассказать о своем заветном желании Деду Морозу можно из любой точки мира с помощью письма. В среднем за год в усадьбу поступает около 50 тысяч писем, и ни одно не остается без ответа, главное — указать верный обратный адрес и индекс. Кстати, принимают и электронные письма, написать Деду Морозу можно на сайте усадьбы.

«Много трогательных историй. Один мальчик просил братика, другой ребенок из Челябинской области — новый аэропорт для своей мамы (тот, в котором она работала, был совсем старым). Практически каждый делится своими переживаниями с Дедом Морозом. Дедушка старается всех поддержать добрым словом и сказать: “Не сдавайся, все хорошо”», — говорят в пресс-службе усадьбы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Сказка круглый год

Одной экскурсией программа Московской усадьбы Деда Мороза не ограничивается. Для ребят сделали новую интерактивную площадку — «Игрушечное королевство “Щелкунчика”», где впервые за долгое время вновь полчища крыс во главе с коварным Крысиным королем пытаются захватить пространство. Остановить их могут только юные гости, которым предстоит пройти опасные испытания и найти орех-кракатук! Именно с его помощью Щелкунчику уже удалось однажды спасти королевство.

Участники посетят карманную мастерскую дядюшки Дроссельмейера, где благодаря заклинанию волшебника дети уменьшаются до размеров игрушек. После команды отправляются к чудо-машине по производству игрушек, которая поможет создать подмогу для ребят, с которой они потом вместе будут оборонять королевство. Им также вместе предстоит отправиться к Шоколадному морю, а после в чулан чудес, где они должны будут найти орех-кракатук. Финальным этапом станет осада Марципанового замка.

В «Игрушечном королевстве “Щелкунчика”» гостей ждут увлекательные интерактивные пространства, разработанные специально для Московской усадьбы Деда Мороза.

При посещении резиденции также можно прогуляться по сказочной тропе и увидеть более 40 скульптур, созданных по мотивам сказок «Алиса в Стране чудес», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка» и «Щелкунчик».

IVA 3532(2)

Кроме того, в усадьбе есть детские аттракционы и каток, они работают по выходным и в течение всех новогодних праздников. Еще в этом году появились новые здания: сувенирная лавка, фудкорт и зал для чаепитий.

Сейчас в усадьбе Деда Мороза высокий сезон, поэтому в условиях пандемии все должны строго соблюдать санитарные правила. Взрослых пускают только по QR-коду и в масках, а группы детей не пересекаются в теремах.

Помимо экскурсий, Дед Мороз и Снегурочка проводят личные встречи. Ребята могут рассказать стихотворения, поделиться мечтами, получить подарок и сфотографироваться на память. А в прошлом году появился новый формат — видеозвонок от Деда Мороза. Теперь поговорить с глазу на глаз с зимним волшебником можно не выходя из дома.

В этом году Московская усадьба Деда Мороза переходит на новый режим работы, она будет открыта круглый год. Сейчас составляют программу и продумывают мероприятия, чтобы попасть в сказку можно было в любой день.

27 ноября 2021 года Алтайскому театру драмы исполняется сто лет. «Афиша» решила символично отобразить историю и жизнь театра в ста самых разнообразных фактах. Сегодня вторая часть (первую можно почитать здесь) — факты, посвященные военному периоду.

1. В первый же год войны Алтайскому театру драмы пришлось переехать в Бийск, чтобы уступить свою сцену другим театрам. Сначала в 1941 году в город приехал Днепропетровский русский драматический театр (позже он переехал в клуб Меланжевого комбината).

2. 17 апреля 1942 года в Барнаул в эвакуацию прибыл Московский государственный Камерный театр под руководством Александра Яковлевича Таирова. Именно он, безусловно, оставил неизгладимый след в театральной жизни Барнаула.

Чем знаменит театр Таирова

Московский Камерный театр — один из самых легендарных в истории русского театрального искусства. В 1914 году его основал режиссер Александр Яковлевич Таиров.

Начиная с первого своего спектакля Камерный театр проявлял необыкновенную репертуарную смелость. Каждая новая постановка была экспериментом, расширяющим возможности сценического искусства. Спектакль-опыт оказывался у Таирова также и спектаклем, обладающим для зрителя необходимой законченностью, зрительски ценным.

«Всю свою жизнь он утверждает значение крупных форм: мистерии-трагедии и арлекинады-комедии; он стремится увидеть за рамками спектакля некие вечные законы, заставить зрителя вникнуть в существенные явления жизни», — писал о Таирове театровед Павел Марков.

Александр Таиров (второй слева) и Алиса Коонен (первая справа)

Александр Таиров (второй слева) и Алиса Коонен (первая справа)

teatrpushkin.ru

Главной музой Таирова и примой театра была актриса Алиса Георгиевна Коонен, обладавшая уникальной актерской индивидуальностью. Она создала ряд образов большой трагической силы, страстной эмоциональности, трогательной лиричности и обаятельности.

20 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП (б), запрещающее зарубежную драматургию. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу. И в 1949 году Камерный театр закрыли. 25 сентября 1950 года Александр Таиров умер.

21 октября 1950 года в здании бывшего Камерного театра открыли Московский театр им. Пушкина, который работает и сейчас.

Труппа театра Таирова в Барнауле

Труппа театра Таирова в Барнауле

teatrpushkin.ru

3. Вот как описывается приезд москвичей в Барнаул:

«17 апреля 1942 г. на перроне барнаульского вокзала собралась кучка людей. Это были представители края, коллектив Днепропетровского театра в полном составе и даже духовой оркестр. Поезд подкатил к перрону, и на подножке одного из вагонов появился А. Я. Таиров. Среднего роста, широкоплечий, смуглолицый, густые брови вразлет. Грянул оркестр. Гостей приветствовали представители города, потом А. Я. Таиров произнес маленькую речь. Все старались разглядеть в группе актеров Камерного театра А. Г. Коонен. Она стояла в сторонке, зябко кутаясь в воротник пальто, легенда и слава театральной Москвы, великая русская актриса XX столетия».

4. С колес — на сцену. В день приезда труппы Московского Камерного театра в Барнаул в газете «Алтайская правда» появляется объявление об открытии спектаклей в конце апреля, но открывается театр чуть позже: 2 мая 1942 года премьерным спектаклем по пьесе Мдивани «Батальон идет на Запад».

5. Алиса Коонен впервые выступила в Барнауле 5 мая 1942 года. Барнаульской публике представили одну из самых прославленных постановок — «Адриенна Лекуврер» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба. Это история любви и смерти знаменитой придворной актрисы короля Людовика XV.

Алиса Коонен в спектакле "Оптимистическая трагедия"

Алиса Коонен в спектакле «Оптимистическая трагедия»

teatrpushkin.ru

Из воспоминаний Алисы Коонен о Барнауле:

«На отдаленных улицах под ногами скрипели дощатые тротуары, в городском саду красовалась традиционная деревянная раковина для оркестра, по тихим улочкам летними вечерами прогуливались в обнимку девушки с длинными косами, поверяя друг другу свои девичьи секреты.

Достопримечательностью города был большой парк… При входе в парк посетителей встречал медвежонок, привязанный цепью к большому столбу.

Сразу же по приезде, оставив вещи в гостинице, мы побежали в театр. После балхашского клуба (до Барнаула театр Таирова ютился в крохотном помещении в кахазском Балхаше — Прим.ред.) — прекрасная сцена, просторный зрительный зал казались нам неслыханной роскошью».

6. Удивительно, но «Адриенна Лекуврер» была показана на барнаульской сцене в юбилейный 700 раз! Всего же за 30 лет этот спектакль Камерный театр сыграл больше 800 раз.

7. Эти фотографии спектакля «Адриенна Лекуврер» были сделаны в Москве. Барнаульцы увидели постановку не во всей красе — московским артистам не разрешили брать в эвакуацию громоздкие декорации, костюмы, а актрисам — драгоценности.

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

teatrpushkin.ru

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

teatrpushkin.ru

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

Сцены из спектакля «Адриенна Лекуврер» Московского Камерного театра

teatrpushkin.ru

8. 21 мая «Алтайская правда» анонсирует спектакль по пьесе молодых драматургов А. Филимонова и В. Дистлера «Золото» (премьера состоялась в Москве в январе 1941 года).

Герои пьесы — отец и сын Потанины — таежники-старатели, прирожденные золотоискатели, люди крутого нрава, суровых и могучих характеров. Вместе им тесно в старательской артели, и они расходятся после первой же ссоры: сын уходит на государственный рудник, где становится отличным забойщиком.

В постановке Таирова критики отметили «свежесть и непосредственность видения советской жизни, меткость и правдивость обрисовки характеров наших людей». Оказывается, что «золото» — это не металл, который добывают герои спектакля, а это люди, их добрые чувства и побуждения — именно они «являются золотым фондом нашей страны».

9. Еще один интересный спектакль «Сильнее смерти» в исполнении артистов Камерного театра барнаульцы увидели 11 июня 1942 года. Коонен сыграла доктора Марину Страхову, которая на самой себе испытывает действие противочумного лекарства.

Спектакль "Оптимистическая трагедия" по пьесе Вишневского

Спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вишневского

teatrpushkin.ru

10. 22 июня 1942 года, к годовщине начала Великой Отечественной войны, Таиров выпускает премьерный спектакль «Небо Москвы» по пьесе Мдивани. Тема спектакля оказалась настолько актуальной, что, как писал рецензент, «исчезает грань между пьесой и жизнью».

11. В июле в репертуар включается спектакль «Очная ставка» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина о советских разведчиках, в августе — водевиль «Замужняя невеста» А. Грибоедова, В. Шаховского и Н. Хмельницкого.

12. Завершил свой первый театральный сезон Камерный театр в Барнауле не в конце мая, как это делают все театры сейчас, а 20 августа 1942 года.

Театр Таирова дает фронтовой концерт

Театр Таирова дает фронтовой концерт

teatrpushkin.ru

13. Помимо спектаклей, таировцы показали два концерта. В их программу вошли маленькие одноактовые пьесы-скетчи — «Пряжечка», «Одна минутка», «Из-за ребенка» и другие отрывки пьес, не идущих в Барнауле: «Гроза» Островского и «Аристократы» Погодина; а еще танцевальные номера, дуэты и арии из оперетт, фельетон «Шепот в Берлине» и ряд новых песен. Сборы от концерта театр направлял в фонд обороны.

14. Московскому театру было тяжело играть свои спектакли — в планах было много духоподъемных, патриотических постановок, но мужчин-артистов было мало. Таиров неоднократно просил Комитет по культуре пополнить труппу.

Наконец, в начале сентября 1942 года было принято решение об открытии в Барнауле школы-студии Камерного театра для подготовки новых кадров.

Народный дом, где играл театр Таирова

Народный дом, где играл театр Таирова

teatrpushkin.ru

15. 5 октября 1942 года в студию были зачислены 30 человек. На вступительные экзамены допускались юноши и девушки от 16 до 30 лет, окончившие «семилетку».

16. В студии Московского Камерного театра учился молодой Борис Вахрушев — в будущем выдающийся актер Алтайского и Рубцовского драматических театров, режиссер Алтайской студии телевидения, где он выпускал тележурналы «Творчество», «Колючий экран» и другие.

17. Таиров понимал, что довоенный репертуар устарел и не отвечает запросам времени. Поэтому режиссер стал рассылать письма драматургам, поэтам, писателям. Из Барнаула писал он Борису Пастернаку, Ольге Берггольц, даже американскому драматургу Юджину О’Нилу с просьбой прислать пьесы для его театра.

Летом 1942 года по приглашению Таирова в Алтайский край приехал писатель Константин Паустовский. Он должен был написать новую пьесу специально для Коонен.

Работу над материалом он начал в Белокурихе, затем продолжил в Барнауле. Но из-за излишнего вмешательства Коонен Паустовский пьесу так и не закончил и осенью уехал. Актриса сама дописала финал и дала пьесе название «Пока не остановится сердце». К репетициям пьесы приступили в 1943 году.

Спектакль "Пока не остановится сердце"

Спектакль «Пока не остановится сердце»

teatrpushkin.ru

18. Вот что писал Паустовский о Барнауле: «Теперь о Барнауле. Это славный город, славный прежде всего тем, что он русский город, очень похожий на наши северные города. Но жить здесь можно только при театре — иначе трудно. Никакого заработка, а цены в три-четыре раза больше, чем в Алма-Ате. Одно здесь привлекательно — это народ и русский родной пейзаж (но суровее нашего и холоднее)».

19. Премьера спектакля «Пока не остановится сердце» прошла на сцене Народного дома 4 апреля 1943 года.

20. А вот как отписывали спектакль Паустовского, показанного барнаульцам.

«Образы войны, показанные в спектакле Таирова, были созданы резко отлично от всех его других военных спектаклей. Режиссер стремился к символическому обобщению своих идей, и герои его спектакля предстали перед зрителями в жизненных по содержанию, но необычных по сценическому воплощению ситуациях.

Центральная фигура пьесы — советская актриса Анна Мартынова. Ее муж при приближении к городу фашистов, не успев проститься с семьей, уходит в партизанский отряд. В первый же день немецкой оккупации германский солдат убивает больного ребенка Анны. Горе женщины-матери беспредельно. Но жажда священной мести пересиливает отчаяние. И актриса Мартынова „играет свою последнюю роль“ в жизни. В смертельном поединке с немецким комендантом города майором Риммелем побеждает Анна, ее сила любви к Родине, сила великой ненависти к врагу…

Спектакль "Пока не остановится сердце"

Спектакль „Пока не остановится сердце“

teatrpushkin.ru

Звучит музыка. Обезумевшая от горя мать с мертвым младенцем на руках бродит по улицам города, попадает на площадь, где расположился отряд немецких солдат. Солдаты окружают ее. Образ-символ: женщина в белом, с черным платком на голове, на руках — ребенок. Немецкие солдаты, грубо одетые, в сапогах, как будто подбитых железом. Они окружают ее, смеются, что-то поют, держа друг друга за руки: хоровод движется вокруг женщины. Страшный хоровод, в котором смешиваются реальность и бред. Женщина, в глазах которой смертная мука и страх, пытается прорвать хоровод, но руки солдат сильнее ее усилий. Напрасно она старается вырваться…»

21. Еще один удивительный факт: музыку к постановке «Пока не остановится сердце» написал молодой Георгий Свиридов — композитор, будущий классик, которого мы знаем по романсу «Метель» по Пушкину и композиции «Время, вперед!».

В Барнаул из Новосибирска его пригласил все тот же Таиров. Свиридов также должен был написать музыку к свежей пьесе Вишневского «Раскинулось море широко» (премьера этой постановки прошла 23 февраля 1943 года, спектакль затем играли и в Москве, всего постановку показали больше тысячи раз).

Вот что писала о его приезде Коонен:

«Приезд Свиридова в Барнаул внес в театр веселый, бодрый дух. В гостинице не было свободных мест, и его поселили в моей театральной уборной. В небольшом закутке он чувствовал себя превосходно, бешено работал и очень быстро написал к спектаклю очаровательную музыку».

22. А вот как описывали настроение и стиль музыки Свиридова в спектакле «Пока не остановится сердце»:

«Бал у немецких офицеров в ресторане. Обыденная ситуация. Но звучат не бытовые танго и фокстроты. Свиридов пишет лязгающую, „металлическую“ музыку, музыку движения машин. Таиров изображает танец немцев механическим: фигуры танцующих оккупантов кажутся одинаковыми, мертвенными, они пугают и отталкивают — это уродливые карикатуры на людей. Это нелюди».

Композитор Свиридов и писатель Паустовский

Композитор Свиридов и писатель Паустовский

philharmonia-barnaul.com

23. Всего в Барнауле Свиридов написал 15 музыкальных композиций. С композитором удалось поработать и барнаульским музыкантам — Георгий Васильевич самостоятельно проводил репетиции, дирижировал оркестром. А музыкальное оформление спектакля «Раскинулось море широко» в театральном творчестве мастера считается одной из лучших.

24. 6 и 7 ноября 1942 года Камерный театр показал постановку «Фронт» по пьесе Корнейчука. Пьеса была написана по приказу Сталина.

По сюжету командующий фронтом генерал Горлов, утративший чувство нового, ослепленный своими былыми заслугами времен гражданской войны, стал прямым виновником бессмысленных жертв на фронте. В противоположность Горлову молодой генерал Огнев, командующий одной из армий того же фронта, показан в пьесе как деятельный талантливый командир, активно отстаивающий необходимость новых методов и способов ведения войны, борющийся с рутиной и консерватизмом.

Пафос пьесы состоял в суровом обличении тех военачальников, которые не понимали особого характера Великой Отечественной войны и не хотели учиться воевать по-новому.

Режиссер Александр Таиров

Режиссер Александр Таиров

philharmonia-barnaul.com

25. В декабре репертуар театра пополнился классической комедией Ж.-Б. Мольера «Скупой» в постановке режиссера Сухоцкой и артиста Ганшина, который сыграл главную роль.

26. В новогодние праздники — 31 декабря 1942 года и 16 января 1943 года — Московский Камерный театр давал большие новогодние концерты, весь сбор от которых поступал в фонд обороны страны.

27. Последней премьерой Московского Камерного театра на барнаульской сцене стал спектакль «Дуэнья» («Обманутый обманщик») Шеридана в постановке Сухоцкой — он был показан 25 июля 1943 года.

28. В сентябре 1943 года Камерному театру разрешили вернуться в Москву. 22 и 23 сентября были сыграны два последних спектакля «Пока не остановится сердце».

29. За время работы в Барнауле театр дал 273 спектакля, которые посмотрели более 176 тыс. зрителей.

Памятная доска на здании бывшего Народного дома

Памятная доска на здании бывшего Народного дома

teatrpushkin.ru

30. Таировцы дали в Барнауле двадцать благотворительных спектаклей и концертов, собрав в общей сложности 256 тыс. руб — эти деньги пошли в фонд обороны.

«Мы старались познакомить барнаульского зрителя с классической комедией, с пьесами советских драматургов, с русской классикой. В этих спектаклях трудящиеся Барнаула полюбили актеров нашего театра. Наша связь и творческая дружба не могут оборваться и прекратиться из-за каких-то трех с половиной тысяч километров!», — такими словами попрощался Таиров с барнаульскими зрителями.

Источники: материал исследователя И. Свободной, сайт Алтайского театра драмы, сайт kino-teatr.ru, сайт театра им. Пушкина, сайт краевой филармонии и другие открытые источники.

  • Чему учил сына старый пескарь в сказке премудрый пескарь
  • Чему учат сказки одоевского
  • Чему учат рассказы драгунского денискины рассказы
  • Чему учат рассказы голявкина
  • Чему учат рассказы о животных