Чему учат сказки маршака

19 февраля 2021 18 февраля в библиотеках города прошли громкие чтения чувашских народных сказок в рамках дефиле национальной детской книги.

19 Февраля 2021

18 февраля в библиотеках города прошли  громкие чтения чувашских народных сказок в рамках  «Дефиле национальной детской книги». Мы все с детства любим сказки. Они учат нас жизни, рассказывают о добре и зле, помогают познать мир.
Всего в Дне чтения чувашских народных сказок приняли участие 420  детей.

Сотрудники библиотеки семейного чтения им. А. Николаева для старшей группы «Пукане» детского сада № 1 (21 человек) и подготовительной группы «Семицветик» детского сада №40 (15 человек) провели литературную инсценировку чувашской народной сказки «Ай-да тиле яра пар» («Лиса-плясунья»). Сначала дошколята познакомились с традициями и особенностями национального костюма чувашского народа. Например, ребята вспомнили основные цвета национальной чувашской вышивки, узнали, что такое масмак, манисто, хушпу. Эти знания пригодились детям, когда они слушали сказку. Ведь Лиса-плясунья отказывалась пуститься в пляс, пока Бабка не надела на нее хушпу и манисто. Ребята примерили на себя роли сказочных героев, с удовольствием танцевали под чувашскую плясовую не хуже сказочной Лисички, а еще поиграли в чувашские народные игры. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что сказка о Лисе-плясунье учит не сдаваться в самых сложных ситуациях.
Учащиеся 2 «Г» класса школы №16 (27 детей) приняли участие в литературном развлечении «Путешествие по чувашским сказкам. В игре «Герои сказок» вспомнили, что чувашские сказки, как и сказки других народов, бывают разных жанров – волшебные, бытовые, сказки о животных. «Сказочная викторина» познакомила школьников с главными героями чувашских сказок. Затем была зачитана чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик». Сказка учит быть надежными, преданными друзьями, приходить на помощь другу. В завершение встречи ребята построили для мышки Вострохвостика кораблик, чтобы она больше не путешествовала на арбузной корке. Ведь на кораблике путешествовать безопаснее.
На литературном уроке-сказке «Золотая сумка» ученики 3 «Б» школы №16 (32 человека) слушали и обсуждали одноименную народную сказку. «Не все то золото, что блестит», — сделали вывод третьеклассники, познакомившись с историей двух братьев, деливших между собой две сумки: простую и золотую, каждая из которых таила в себе или подарок или наказание. Жить надо дружно, не завидуя друг другу, — еще одна мораль этой сказки. Ребята поиграли в народные игры и посмотрели мультфильм по мотивам чувашских сказочных историй.

Библиотека семейного чтения им. С. Маршака провела театрализованные громкие чтения чувашской народной сказки «Пирог веревочкой». Познакомились со сказкой ученики 2 «В» класса школы №5 и воспитанники группы «Почемучки» детского сада №27 (49 человек). Интересно сказку не только слушать, но и самим принимать в ней участие! Вместе с героями поучительной сказки ребята поиграли в игры «Курочка и цыплятки», «Веревочка», исполнили танец под веселую чувашскую мелодию, научились создавать из обыкновенной веревки различные замысловатые фигуры. А самое главное научили неумелых Старика со Старухой – героев сказки, вить из соленого теста веревочку для пирога. Украшением театрализованных чтений стали чувашские песни в исполнении читательницы нашей библиотеки Руфины Федотовны Куликовой, они придали особый национальный колорит встрече.

Сотрудники детско-юношеской библиотеки для учащихся 3 «Г» класса школы №3 провели литературно-игровую программу «Собака – друг человека» по мотивам чувашской народной сказки «Как собака подружилась с человеком». Из рассказа библиотекаря Татьяны Лаврентьевой ребята узнали, что чувашский народ бережно хранит не только свои народные ремёсла, но и сказки, легенды и предания. После театрализованного представления сказки, присутствующие обсудили замысел произведения, провели параллели со сказками других народов. Дети с радостью рассказывали о роли домашних питомцев в жизни людей: кошек, собак. В эту встречу исполнилась мечта многих учащихся – у них появилась своя собачка в виде книжной закладки в технике оригами. На мероприятии присутствовало 25 человек.

Центральная библиотека им. Ю. Гагарина познакомила учащихся 3 «А» класса гимназии №6 (28 человек) с чувашской народной сказкой «Золотая сумка». Просматривая интерактивную слайд-презентацию, дети окунулись в волшебный мир чувашской сказки. Они не только внимательно и эмоционально слушали сказку, но и сопереживали героям, а в забавных ситуациях весело смеялись. Ребята с большим интересом следили за сюжетом сказки, а после ответили на вопросы викторины и сыграли в чувашскую народную игру «Çерем пусса вир акрăм».
Ученики 3 «Б» класса гимназии № 6 (26 человек) приняли участие в мастерской чтения «С миру по сказке». Во время мероприятия ребята познакомились с чувашской народной сказкой «Сармандей» и похожими сказками на других языках: русской «Курочкой Рябой» и английской сказкой «Титти-мышка и Тэтти-мышка». Схожесть сюжетов настолько увлекла детей, что они с большим увлечением принялись за сравнение и исследование прочитанных сказок, используя предложенные задания. Стоит отметить, что чувашскую сказку ребята посчитали самой весёлой из всех. Завершающим элементом сказочного дня стало представление чувашской народной сказки «Девушка на Луне» в формате интерактивного книжного театра «Из чемоданчика».
Воспитанники подготовительной группы детского сада №17 (23 человек) стали участниками познавательно – игровой программы «Мешок чувашских сказок». Дети познакомились со сказками «Мышка вострохвостик» и «Волк и собака да кошка с мышкой». Маленькие читатели любят слушать сказки, но еще больше им нравиться слушать и смотреть. Поэтому библиотекарь приготовила малышам сюрприз, она показала кукольные мини-спектакли по этим сказкам. Сказка «Мышка вострохвостик» учит своих читателей дружбе и умению договариваться, а «Волк и собака да кошка с мышкой» рассказывает о том времени когда волк, собака, кошка и мышка жили, очень дружно. По ходу чтения были проведены чувашские игры «Кошки — мышки» и «Волга – ручейки — озера».

Сотрудники библиотеки им. П. Хузангая с дошкольниками группы «Рябинушка» (14 человек) совершили увлекательное путешествие в мир чувашских сказок: узнали, чем отличаются народные сказки от авторских, познакомились с различными видами народных сказок, отгадывали загадки про животных, бурно обсуждали героев чувашской народной сказки «Лиса-плясунья». В конце мероприятия ребята посмотрели мультфильм «Иван-Батыр» по мотивам чувашских народных сказок. Закончилось путешествие в сказку, но сказочная тропинка бесконечна, стоит только открыть книгу сказок и – в путь!

В библиотеке семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри состоялся День чтения чувашских народных сказок в рамках программы «Дефиле национальной детской книги». Аудиторию составил 4 «А» класс МБОУ «Лицей № 18» (29 человек). Сначала ведущая провела обзор книг с книжной выставки «Мне напев чувашский мил», из которого ребята узнали об особенностях чувашского фольклора. Затем вниманию детей была предложена чувашская народная сказка «Что сильнее всего на свете». В ходе чтения школьники прокомментировали содержание сказки и ответили на вопросы ведущей. По окончании громких чтений ребята сделали вывод: что сильнее всего на свете – правдивое слово.  

В библиотеке им. Н. Носова прошло чтение с увлечением «Любимая чувашская сказка» для воспитанников группы «Поляночка» МБДОУ №49 (29 человек). Ведущая мероприятия Наталия Архипова познакомила ребят со сборником чувашских народных сказок «Золотая сумка» и прочитала сказку «Лиса-плясунья». Дошкольники внимательно слушали сказку и отвечали на вопросы по ходу чтения. Затем ведущая предложила детям раскрасить «волшебную» раскраску не цветными карандашами и фломастерами, а своими знаниями. Отвечая на тестовые вопросы по сюжету сказки, ребята «раскрасили» изображение лисы в чувашском наряде. Далее участники мероприятия приступили к творческой работе. Каждый получил черно-белое изображение лисы. Цветными карандашами ребята раскрасили лису-плясунью и украсили ее наряд узорами чувашской вышивки. Завершилось мероприятие просмотром мультфильма по мотивам чувашских сказок.
Для воспитанников группы «Затейники» МБДОУ №50 была проведена игра-театрализация «Лиса-плясунья». Мероприятие посетили 25 человек. Дошкольникам показали театрализованное кукольное представление чувашской народной сказки «Лиса-плясунья». Сказка детям очень понравилась. Они внимательно смотрели, сопереживали героям сказок, громко смеялись и дружно хлопали. После представления дети делились впечатлениями, вспомнили, в каких еще произведениях лиса встречается, и рассказывали о любимых сказках.
Для воспитанников группы «Почемучки» МБДОУ №52 сотрудники библиотеки провели громкие чтения «Девушка на Луне». В начале мероприятия детям было предложено отгадать веселые загадки. Затем ведущая Диана Гаврилова-Корчагина прочитала ребятам чувашскую народную сказку «Девушка на Луне». Далее ребята ответили на вопросы увлекательной и познавательной викторины. В ходе творческой работы дошкольники нарисовали главную героиню прочитанного произведения. Мероприятие посетили 24 человека.

Сотрудники библиотеки им. Н. Полоруссова-Шелеби с учениками 2 «В» и 3 «Б» классов  школы № 2 провели День чтения чувашских народных сказок «Золотая сумка». (53 человека). Главной героиней мероприятия стала сказочница, которая познакомила с новыми и напомнила о старых. В момент прочтения сказок «Мудрая девочка», «Умный портной», «Дети ветра», просмотров мультфильмов «Почему ель и сосна вечнозеленые?» и «Иван-Батыр» дети вместе подумали о том, чему учат герои, какими человеческими качествами наделены птицы и деревья. Дети называли такие понятия, как хороший-плохой, добрый-злой, смелый-трусливый, жадный-щедрый, простой-хитрый и т.п. Библиотекари обратили внимание детей на своеобразные обороты речи в чувашских сказках: «Пěр пиччěшĕ — хěвел, тепěр пиччěшĕ — уйăх» («Один сын — солнце, другой — луна»), «тилě тус» («лис-друг»), «yпa-утаман» («медведь-атаман») и др. Огромное удовольствие ребята получили и от увлекательной викторины «Сказки, поговорки, загадки».

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Читаем чувашские народные сказки: громкие чтения

Возраст: 6-12 лет.
Направленность: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе.
Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»

Жила-была царевна Люба. У нее были родители, которых она очень любила и которые баловали и лелеяли ее, как только могли, с тех самых пор, как она появилась на свет. Люба росла девочкой умной, красивой и живой, однако, привыкнув, что весь мир, который ее окружает, создан только для нее и зависит от ее желаний, она привыкла никогда и к чему себя не принуждать. К счастью, Люба не была злой или жестокой. Она любила проводить дни в играх со своими друзьями — щенками, котятами, попугаями, канарейками и, конечно, с другими детьми — сыновьями и дочерьми придворных.

Когда Любе исполнилось шесть лет, ее родители решили, что пора ей приниматься за учебу, и пригласили Любе шесть профессоров — один должен был обучить царевну письму, другой — чтению, третий — арифметике, четвертый — французскому языку, пятый — рисованию, шестой — танцам. И хотя Люба очень любила рисовать и танцевать, учиться ей не понравилось вовсе. Все профессоры показались Любе злыми волшебниками, которые только притворяются добрыми, и она пожаловалась на них родителям. Те очень удивились, так как знали сами всех шестерых с детства и сами учились у них в Любином возрасте. Родители попытались объяснить царевне, что это только кажется, что профессоры очень даже добрые, просто они строги и требовательны к своим ученикам. Но это ведь справедливо, ведь ты — царевна, и чтобы получить по добающее образование, можно потерпеть и сухость, и строгость, и серьезность, и требовательность учителей.

Но Люба терпеть не собиралась. Учение давалось ей очень тяжело. У нее испортились характер, сон и аппетит. Вскоре дурное Любино настроение стало настоящей болезнью, она перестала заниматься и слегла. Родители не находили себе места. Люба целыми днями лежала в постели, не читала, не играла, даже в окно смотрела редко, и приговаривала, что если ее еще хоть разочек заставят поучиться — «я умру совсем». Родители были безутешны. Они, конечно, больше всего на свете хотели, чтобы Люба выздоровела и была счастлива. Но они также понимали, что Люба — еще царевна, и учиться ей рано или поздно ей придется.

Тут их окликнули: «Эй, безутешные родители!» Они отвлеклись от своей печальной беседы и взглянули в окно. Там стоял незнакомый им человеке бритой головой в оранжевых одеждах. «Вы хотите, чтобы ваша царевна-дочь захотела сама постигать учение и перестала болеть?» — «Да»,— ответили удивленные и смущенные родители, ведь незнакомец, видимо, подслушал их разговор, пускай даже и случайно.

— Я помогу вам. Пустите меня к девочке.

— Но она больна. К ней нельзя.

— Пустое это. Вы ведь хотите Любе счастья, а я знаю, что нужно делать.

Тут родители уж очень сильно удивились, потому что имени Любы они не говорили, это точно. Они решили, что этот незнакомец — какой-нибудь волшебник из далеких стран за морем, и дали свое согласие.

Три дня и три ночи провел незнакомец с бритой головой у постели Любы, а на четвертое утро вышел из комнаты вместе с нею. Родители радостно бросились к царевне, не переставая удивляться блеску ее глаз и здоровому румянцу. «Что вы с ней сделали, о великий волшебник?» — воскликнули пораженные родители. «Если бы это был секрет, мы не могли бы вам его открыть, но это не секрет, и Люба сама всем все расскажет, а у меня много дел, мне нужно идти»,— сказал Великий Учитель (а это, как вы догадались, был именно он), и, попрощавшись, удалился.

Как только он ушел, Люба сказала: «Я хочу учиться. Отдайте меня в ту же школу, что и всех остальных детей отдают. Хочу учиться вместе с ними. Хочу стать такой же мудрой, как этот человек!».— «Что он сказал тебе, Люба?»— спросили родители снова.

«Во-первых, он сказал, что учение — это большая трудность, отказываться от своих трудностей — это значит обременять ими тех, кто тебя любит, но это несправедливо.

Во-вторых, учение — это доблесть, не всякий может ее проявить, но ведь я — царевна Люба, и я могу. Доблесть — это качество сильных, а я хочу быть сильной, хотя это и трудно.

В-третьих, учение — это великая радость, и почему я должна от нее отказываться, если мне будет потом радостно и хорошо?

И в-четвертых, всякое учение ведет к мудрости, потому что, когда я вырасту, мне придется управлять нашим царством-государством».

Пораженные родители отдали Любу в общественную школу, и царевна стала ходить на уроки и выполнять домашние задания, как и все ученики, и делала большие успехи. А когда ей надоедало заниматься и хотелось все бросить и пойти побегать в саду со щенками, котятами и друзьями, она вспоминала слова Великого Учителя о том, что учение — это и трудность, и доблесть, и радость, и снова садилась за учебники.

Вопросы для обсуждения

Почему Любе не нравилось учиться? Может быть, есть еще причины, о которых не написано в сказке? Перечисли все, что сказал Любе Великий учитель. Подумай над каждой мыслью из четырех. Как ты себе ее понимаешь? Согласен ли ты с ней? Что бы ты сказал Любе на месте Великого учителя?

Вместе с зимним волшебником в резиденции гостей встретят Снегурочка, добрая Баба-яга, Снеговички и Шуршики.

На юго-востоке столицы в музее-заповеднике «Кузьминки-Люблино» работает Московская усадьба Деда Мороза. Гости со всей страны приезжают сюда загадать желание, получить подарки и посмотреть, как живет сказочный волшебник.

В этом году в усадьбе полностью обновили интерьеры теремов, расписали фасады построек и поставили новые елку и инсталляции. Как чувствует себя Дед Мороз в обновленной резиденции, чему учат ребят помощники волшебника и как написать письмо дедушке — в материале mos.ru.

Путешествие со Снеговичком

Московская усадьба Деда Мороза встречает гостей веселой музыкой и нарядной 12-метровой елкой на главной площади. Вокруг деревянные терема, каждую деталь которых хочется неспешно разглядывать. В этом году постройки расписали уличные художники, которые буквально повторили морозные узоры на окнах. Отовсюду слышится детский смех и голоса сказочных персонажей.

Основная экскурсия по усадьбе начинается возле терема творчества. Здесь ребят встречает Снеговичок-Пуховичок, который потерял свое заветное желание и просит помочь ему. Дети отзываются на просьбу и отправляются в путешествие.

IVA 3132

Сначала участники видят, как помощники Деда Мороза сортируют письма. Здесь же детям показывают пневмопочту. Сразу после запуска тубы с письмом по прозрачной трубе на весь зал раздается голос Деда Мороза: «Письмо принято!» По словам помощников волшебника, это производит большое впечатление на детей (впрочем, как и на некоторых взрослых).

Следующие пункты маршрута — кладовая Деда Мороза, где развешаны костюмы дедушки и его внучки, и оранжерея. Последнюю украсили подсвеченными скульптурами деревьев и живыми растениями, а стены в комнате отделали настоящим мхом.

В тереме Снегурочки на первом этаже ее светелка. Там внучка Деда Мороза показывает ребятам игрушки и вместе с ними вышивает новогодние узоры. «Радостно, когда приходят дети, которых все интересует, когда они задают много вопросов», — говорит Снегурочка.

IVA 3343

На втором этаже в тереме Снегурочки хозяйничает Баба-яга. Но в усадьбе Деда Мороза она добрая и заведует библиотекой, в которой собраны разные сказки. Украшенные стеллажи и елка из книг приковывают внимание гостей. Но только пока они не поднимут взгляд наверх и не увидят проекцию звездного неба — волшебный портал Бабы-яги.

«В звездном небе портальчик у меня волшебный, но я его никому не показываю. Это только для нас с метлушечкой дорога к далеким звездам, посчитать, полетать, — рассказывает Баба-яга. — Здесь мы с детьми говорим об их предназначении, мультфильм с глубоким смыслом смотрим. Некоторые ребята вспоминают мои прошлые проделки. Могут и за нос потягать, спросить, настоящий ли он. Объясняю, что за эти резиночки нос поддерживаю, а то тяжелый сильно и может отвалиться».

Энергичные актеры не выходят из образа, даже когда рядом нет детей. Как рассказали в пресс-службе усадьбы, на все позиции аниматоров проводили кастинг. «Кандидаты должны быть обаятельными, без этого нельзя получить внимание детей. Озорство тоже важно, чтобы общаться с детьми на одном языке. И конечно, профессионализм. Бывают разные истории, человек должен не растеряться и импровизировать в случае непредвиденных ситуаций», — говорят в пресс-службе.

Письма Деду Морозу

Следующий терем — самый заветный для гостей, он принадлежит Деду Морозу. Сначала дети видят «оперативный штаб подготовки к Новому году» зимнего волшебника. Сказочный пункт управления оборудован как в фантастическом фильме. На стене — часы, которые показывают время в разных городах, и экраны со статистикой, на приборной панели много светящихся кнопок и рычагов. Но главное — за дверью, которая ведет в кабинет Деда Мороза. Дедушка в синей шубе, с серебристой бородой сидит за письменным столом, вокруг него — стеллаж с конвертами, камин и волшебная книга. Здесь ребята находят желание Снеговичка, и экскурсия завершается.

IVA 3407

По словам Деда Мороза, дети по-разному реагируют на встречу, от переполняющих эмоций могут и расплакаться. А некоторые хотят проверить, настоящий он или нет, поэтому украдкой дергают за бороду.

«Дети — отражение своих родителей, только маленькое. Их интересует жизнь так же, как и взрослых. Ребята очень быстро вырастают, мы часто не замечаем этого. Они очень умные, сообразительные, — говорит Дедушка Мороз. — В подарок дети просят гаджеты, телефоны, планшеты, игрушки. А вам я желаю, дорогие мои, чтобы в вашей жизни все было ладно да складно, чтобы были вы здоровы и, самое главное, счастливы. Если человек счастлив, значит, все в жизни хорошо».

Рассказать о своем заветном желании Деду Морозу можно из любой точки мира с помощью письма. В среднем за год в усадьбу поступает около 50 тысяч писем, и ни одно не остается без ответа, главное — указать верный обратный адрес и индекс. Кстати, принимают и электронные письма, написать Деду Морозу можно на сайте усадьбы.

«Много трогательных историй. Один мальчик просил братика, другой ребенок из Челябинской области — новый аэропорт для своей мамы (тот, в котором она работала, был совсем старым). Практически каждый делится своими переживаниями с Дедом Морозом. Дедушка старается всех поддержать добрым словом и сказать: “Не сдавайся, все хорошо”», — говорят в пресс-службе усадьбы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Сказка круглый год

Одной экскурсией программа Московской усадьбы Деда Мороза не ограничивается. Для ребят сделали новую интерактивную площадку — «Игрушечное королевство “Щелкунчика”», где впервые за долгое время вновь полчища крыс во главе с коварным Крысиным королем пытаются захватить пространство. Остановить их могут только юные гости, которым предстоит пройти опасные испытания и найти орех-кракатук! Именно с его помощью Щелкунчику уже удалось однажды спасти королевство.

Участники посетят карманную мастерскую дядюшки Дроссельмейера, где благодаря заклинанию волшебника дети уменьшаются до размеров игрушек. После команды отправляются к чудо-машине по производству игрушек, которая поможет создать подмогу для ребят, с которой они потом вместе будут оборонять королевство. Им также вместе предстоит отправиться к Шоколадному морю, а после в чулан чудес, где они должны будут найти орех-кракатук. Финальным этапом станет осада Марципанового замка.

В «Игрушечном королевстве “Щелкунчика”» гостей ждут увлекательные интерактивные пространства, разработанные специально для Московской усадьбы Деда Мороза.

При посещении резиденции также можно прогуляться по сказочной тропе и увидеть более 40 скульптур, созданных по мотивам сказок «Алиса в Стране чудес», «Двенадцать месяцев», «Волшебник Изумрудного города», «Золушка» и «Щелкунчик».

IVA 3532(2)

Кроме того, в усадьбе есть детские аттракционы и каток, они работают по выходным и в течение всех новогодних праздников. Еще в этом году появились новые здания: сувенирная лавка, фудкорт и зал для чаепитий.

Сейчас в усадьбе Деда Мороза высокий сезон, поэтому в условиях пандемии все должны строго соблюдать санитарные правила. Взрослых пускают только по QR-коду и в масках, а группы детей не пересекаются в теремах.

Помимо экскурсий, Дед Мороз и Снегурочка проводят личные встречи. Ребята могут рассказать стихотворения, поделиться мечтами, получить подарок и сфотографироваться на память. А в прошлом году появился новый формат — видеозвонок от Деда Мороза. Теперь поговорить с глазу на глаз с зимним волшебником можно не выходя из дома.

В этом году Московская усадьба Деда Мороза переходит на новый режим работы, она будет открыта круглый год. Сейчас составляют программу и продумывают мероприятия, чтобы попасть в сказку можно было в любой день.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

https://leonidovka.kulturammr.ru/media/k2/items/cache/8e5f062e9750688c028aaa3058da9ec4_XL.jpgРазвлечение для детей средней группы «Путешествие по сказкам». 

Воспитатель: Дранникова  Н.С

Цель: Закрепить знания о русских народных сказках.

Задачи:

1. Формировать умение определять сказку по загадкам и знакомым отрывкам из сказок.

2. Развивать диалогическую речь детей.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

5. Способствовать развитию слухового внимания;

6. Воспитывать  чуткое, доброе отношение  к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.


(Три ребёнка под музыку «В гостях у сказки» входят в зал)

 В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них..

Ребёнок: Сказка по лесу идёт –

Сказку за руку ведёт

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

 Ребёнок: В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

Входят дети (сказки гуляют по свету)
Бабушка Сказка: Ребята, а какое у нас настроение? Как без слов, подарить свое хорошее настроение другим людям? 
                                                      ПЕСНЯ улыбка

Дети: Нужно улыбнуться.
Бабушка Сказка:
Собрались все дети вместе
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Песня  .НЕ БОЙСЯ СКАЗКИ ,БОЙСЯ ЛЖИ.

Бабушка Сказка. Ребята, а вы любите сказки?
– А знаете, почему сказки волшебные?
Дети: сказки волшебные, потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои: Баба-Яга, леший, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.
Бабушка Сказка:  Скажите, а кто сочинил русские народные сказки?
Дети: Эти сказки сочинил русский народ
А хотите сами оказаться в сказке? Тогда я приглашаю вас сказочное
путешествие, мы с вами отправимся в гости к сказке. А как быстрее всего
очутится в сказке? Правильно, нужно произнести волшебные слова.
Давайте же скорее их произнесем все вместе:

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
(Дети произносят волшебные слова, звучит музыка и входит Волшебник).
Волшебник: Я сказочный волшебник,
Я добрый чародей,
Я сочиняю сказки
Для маленьких детей.
Здравствуйте, Куда перенесла меня волшебная палочка?
Ведущая: Здравствуйте уважаемые Волшебники. Вы попали в детский сад
к детям, которые очень любят сказки.
Волшебник: Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру

И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Я очень рад. Я объявляю праздник сказок! И сейчас узнаю как вы любите
сказки. А ну-ка попробуйте отгадать о каких сказках говорится в моих
загадках:
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и козлята»)

На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. («Колобок»)

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … («Маша и медведь»)

3- Тянут потянут
Вытянуть не могут.
5- Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажите, как звали её!
Дети. Красная Шапочка.
Волшебник: Молодцы, ребята, хорошо все сказки знаете. Порадовали
меня.

Бабушка сказка: А мы, Волшебник, тебя сейчас порадуем и песней из любимой
сказки «колобок».
Песня  колобок».

Волшебник: Был Кощей вчера в гостях.
Что наделал, просто ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Картинки вы должны собрать,
Сказку русскую назвать.

Музыка « Бабушкины сказки»

Игра «Собери сказку».
Дети собирают из разрезных картинок изображения и называют сказку.
( СКАЗКА колобок, репка )

Бабушка сказка: И с этим заданием справились наши дети.

Музыка для сороки

Влетает сорока  

Я в лесу одна такая
Я все новости там знаю
И скажу вам по секрету
Любопытней меня нету
Принесла я вам конверт
Новенький, блестящий
Самый настоящий.

Звучит музыка ,сорока улетает

Волшебник
Давайте прочтем его.
«Здравствуйте дорогие ребята и ваши родители . В нашей сказочной стране случилась
беда. Баба Яга заколдовала все сказки, всё перепуталось, и мы не знаем, что
теперь делать. Помогите нам, пожалуйста!
«Жители сказочной страны»

Волшебник: Ребята, поможем жителям «Сказочной страны»? Как вы
думаете, как мы можем помочь им? (выслушиваются ответы детей.)

Бабушка сказка: Ребята, я думаю, нам надо обязательно навести порядок в
сказках, а то начнем их читать и ничего не поймем.

Волшебник  Давайте попробуем найти эту самую Бабу Ягу. А избушка её в лесу находится.
Долетим туда на воздушных шариках. Только их всего три, на всех не
хватит…Я придумал, будем передавать их по кругу и все смогут долететь.
Итак, начали!
Игра «Шарики».
(звучит шум леса).
Волшебник: Вот мы и прилетели к лесу, в котором живёт Баба Яга.. Где же нам её искать
О! А вот и её избушка Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.

Избушка поворачивается        
Бабу Ягу? (звучит музыка. Входит Баба Яга).
Волшебник: Да, вот она. Сама к нам идёт.

 ВХОД БАБЫ ЯГИ

Баба Яга: Это я, Бабулечка Ягулечка собственной персоной! А вы еще кто?
Зачем пожаловали?
Ведущий: Здравствуй Баба Яга! Мы получили письмо от жителей
сказочного города. Они просят помощи.
Баба Яга: Нажаловались уже? Но вы всё равно не сможете им помочь!
Волшебник: Это еще почему! Нас вон сколько много, а ты одна!
Баба Яга: Вы, как я уже успела заметить, очень маленькие, и значит ничего
не умеете и ничего не знаете. Если вы справитесь со всеми моими
заданиями, то я расколдую все сказки обратно. Согласны?
(Ответы детей).
Баба-Яга: У меня ведь очень сложные задания.

Волшебник: А вот мы сейчас и проверим, да ребята? Давай Баба Яга сюда
свои задания.
Баба Яга: А, нет сначала я вас проверю. И игру для вас затею. Раз вы
просите расколдовать все сказки, я проверю ,как вы хорошо знаете их. Я
буду говорить название сказки с ошибкой, а вы меня исправлять. Слушайте
внимательно.
Игра «Исправь ошибку»
1) «Петушок Ряба»
2) «Даша и медведь»
3) «Волк и семеро ягнят»
4) «Утки-лебеди»
6) «Заюшкин дом»
11) «По собачьему веленью»
Волшебник: И правда Баба Яга всё запутала, но вы были очень
внимательны и справились с этим заданием.
БАБА ЯГА : есть у меня ещё она игра называется она  «Волшебная корзинка».
(Дети по очереди достают предметы из «Волшебной корзинки», и говорят: из какой сказки потерянные вещи.)
— Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
— Репка – «Репка»
— Яблоко – «Гуси-лебеди»
— Три ложки – «Три медведя»
— Яйцо – «Курочка Ряба»
— Одна ложка – «Жихарка»
— Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью»
— Скалочка «Лисичка со скалочкой».
Волшебник:   ну как баба яга убедилась что наши дети знают сказки?
Баба Яга:    убедилась . Только пока вы со мной не поиграете , я сказки не
расколдую!
Волшебник: Поиграем, конечно, правда ребята?
Баба Яга: Я – Баба – яга, очень люблю мухоморами полакомится! Итак…
Пока играет музыка, вы резвитесь и веселитесь, как только музыка
прекращается, все должны успеть спрятаться к своему воспитателю под
зонтик .Кто не успел – тот превратится в гриб – мухомор, и я тем
полакомлюсь.
Игра «Мухоморы» .

Баба-Яга: Подумаешь, ишь, какие они ловкие

А теперь задание для Ваших родителей

ВОЛШЕБНОЕ ОКНО (презентация)

игра «Из какой сказки?»
Ведущая перечисляет персонажей сказок, а дети должны отгадать из какой они сказки.
Тесто, бабка, дед, заяц, лиса, волк, медведь. («Колобок»).
Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. («Теремок»).
Огород, дед, бабка, внучка, жучка, коша, мышка. («Репка»).
Яичко золотое, скалка, дед, баба, мышка, яичко простое. («Курочка Ряба»).

Баба-Яга:  Что же это происходит, они всё знают
и со всеми заданиями справились. (Начинает потихоньку
плакать)

Волшебник: Что случилось Баба Яга, почему ты плачешь?
Баба Яга: Как же мне не плакать, вы со всеми заданиями справились,
сейчас скажете волшебные слова, только вас и видели. А я что опять одна
останусь, ведь со мной никто из сказочных героев не дружит и не играет.
Бабушка сказка: А ты Баба Яга не плачь, если хочешь мы еще к тебе в гости
придем, или ты к нам в д/с приходи. Главное запомни: не безобразничай,
никому не делай зла. Будь веселой и приветливой.
Баба Яга: Я не умею! (грустно)
Волшебник: Мы тебя научим! Давайте встанем в круг, и потанцуй с нами  
. Ну что Баба Яга, ты готова с нами повеселиться?
Танец «Бабка-Ежка»

Волшебник: Ну что Баба Яга у тебя поднялось настроение?
Баба Яга: Конечно. Я даже добрее стала. Расколдую я сказки (произносит
заклинание: Рекс-фекс, карамба-барамба!)

(Звучит музыка волшебства).
Ну, а мне в сказку пора опять,
Меня будете вспоминать?
Буду в сказках снова жить
И добро и зло творить.
А по праздникам, ребятки,
Буду в гости приходить.
Без меня вы не скучайте
Про меня всегда читайте
И не верьте, я не злая
Я хорошая такая.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/12c0/000667d7-aa634e95/img25.jpgДо свидания! (машет рукой, уходит).
Волшебник: Ребята, жители сказочной страны передают вам большое
спасибо, за то, что вы помогли расколдовать все сказки. Это значит, что и
мне пора прощаться с вами и возвращаться в свою сказку. До свидания,
ребята!(машет рукой, уходит).
Бабушка сказка: Хорошо, что у нас получилось помощь сказочным жителям,
значит нам пора возвращаться в д/с.
Для того, что бы очутиться в д/с, давайте все вместе произнесем волшебные
слова
2 раза хлопни,
3 раза топни,

Вокруг себя обернись, В детском саду очутись!
Ведущая: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать по сказкам?
Дети: Да!
Бабушка сказка: Так чему нас учат сказки?
Сказка учит нас дружить,
Верным быть и честно жить
Пусть живут герои сказок в мире детском озорном
Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!

  • Чему учат сказки даля
  • Чему учат сказки салтыкова щедрина
  • Чему учат сказки паустовского
  • Чему учил сына старый пескарь в сказке премудрый пескарь
  • Чему учат сказки одоевского