Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

1 3 ответа: 5 0 сказки г.х.андерсена интересны и познавательны, а образы его героев многочисленны, причем некоторая часть из них

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание


1

3 ответа:

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание



5



0

Сказки Г.Х.Андерсена интересны и познавательны, а образы его героев многочисленны, причем некоторая часть из них является совсем фантастическим и волшебным существом.

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Но больше всего в сказках, этого прекрасного автора, обычных зверюшек и маленьких детей, есть растения и даже неодушевленные персонажи.

Г.Х Андерсен в каждом из своих героев находил, что-то хорошее и из самых простых вещей могла получится поучительная история.

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Сказки мастера учать важным и правильным вещам, которые дети должны понимать с детства, а именно:

Чуткости и доброжелательности в обращении с людьми.

Доброму сердцу и хорошему отношению ко всем, в не зависимость от его болезни, уродстве или еще какой либо ущербности.

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание



2



0

Сказки Ганса Христиана Андерсена — одни из лучших в мире, и он по праву считается лучшим сказочником всех времен.В его сказках много радости и грусти, любви и состраданья, много раздумий о красоте и безобразии. Вот, смотрите, в сказке «Гадкий утенок» все презирают гадкого утенка, а он возьми и в конце взросмления стань красавцем-лебедем, красотой которого восторгаются все вокруг. Прекрасная сказка и «Д.ймовочка», где показана как маленькая пичужка, перенесшая столько горстей и страданий всё равно в конце концов добивается своего желанного счастья.Но Андерсен бытует в своих сказках и современные нравы. Прекрасен сюжет «ПРинцессы на горошине», «Снежной королевы», «Трубочиста и пастушки», «Русалки». Каждая из сказок Андерсена учит добру, совершенству, стремлению к счастье, уважению и любви…

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание



2



0

Ганс Христиан Андерсен-это гениальный датский сказочник;

Вот например сказка Андерсена «Улитка и розовый куст» учит нас не замыкаться в себе,помогать и приносить пользу другим.

Сказка «Калоши счастья» учит нас не ждать того,чего нет, а радоваться тому,что есть и всегда думать о своих желаниях, иначе можно навлечь на себя очень большие несчастья.

Читайте также

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Главные героини сказки Андерсена — горошины, каждой из которых пришлось пройти свой жизненный путь. Чтобы написать синквейн к сказке «Пятеро из одного стручка», припомним правила создания этих пятистрочных стихотворений:

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Напишем синквейн о главной героине сказки — Пятой горошине, поскольку ей удалось поднять больную девочку с постели. А это не удавалось даже докторам.

Пятая горошина

Добрая, понимающая

Взлетает, прорастает, расцветает.

Дарит тепло и радость больному ребенку.

Врачевательница.

<hr />

Девочка

Больная, мечтающая

Любуется, надеется, выздоравливает.

Благодаря горошине, поверила в свои силы.

Победительница.

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Эта сказка учит радоваться жизни, что например светит солнышко , что ты еужен кому-то и тебя окружают друзья и родственники. Но мне кажется что самое главное, чему учит эта сказка, что жизнь коротка и надо жить здесь и сегодня. И вот именно это надо взять на вооружения всем славянским народам и не растрачивать время на выяснение отношений, а просто жить и добра наживать.

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Чему учат сказки андерсена 2 класс самопознание

Расскажем коротко содержание данной сказки.

В этой сказке повествуется о Снеговике, которого слепили зимой мальчишки. Снеговику было интересно все, что его окружало. Он многого не знал, потому мало прожил. Собака из будки постоянно просвещала снеговика. У Снеговика была мечта: познакомиться с печкой, но она не сбылась. А весной Снеговик растаял.

Напишем отзыв к сказке.

Это очень грустная сказка о глупом, но добром Снеговике, который почти ничего не знал о жизни. Он очень хотел пойти к печке в гости, потому что не знал, что это опасно для него. Но Снеговик не мог сдвинуться с места, у него не было ног. А собака на цепи обо всем ему рассказывала.

Мне жаль снеговика, который растаял, как только стало тепло на улице.

А вот еще один отзыв к этой сказке.

emy5vSf9Xdp2c81mwBGdnzBK2c9Xn9xX.png

Дата:___________

План – конспект урока самопознания во 2 классе №3

Тема: МУДРЫЕ СКАЗКИ АНДЕРСЕНА

Цель: расширение представление о Праведном поведении как общечеловеческой ценности через знакомство с мудростью творчества Г.Х.Андерсена

Задачи:

  • Раскрыть значимость проявления уважения, отзывчивости и доброты в мыслях, словах и поступках.

  • Развивать стремление выполнять свой долг – нести добро, помогать, быть искренним.

  • Воспитывать умение вести себя ответственно, бескорыстно, проявлять послушание и добрдетельность.

Ценность: Праведное поведение

Качества: честность, уважение к старшим, послушание, ответственность, храбрость.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 2 класса; красивая мелодия без слов, портрет Андерсена.

Ход урока

Анализ хода урока

1.Орг.момент. Позитивный настрой «Свет»

2. Позитивное высказывание (цитата)

«Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту»

Г.Х.Андерсен — датский писатель – сказочник

Зачитать цитату.

— Прочитайте самостоятельно. Чтение всем классом. Чтение в парах.

— Как вы понимаете данное высказывание?

Для того чтобы быть отзывчивым и добрым необходимо воспитывать себя, следить за своим поведением, поступками. Что бы достигнуть цели потребуется затратить много времени. Обратите внимание на каждый свой поступок, задумайтесь, правильным ли он был.

3. Проверка домашнего задания

— Понравился ли вам рассказ? Почему?

— О ком в нём рассказывается?

— Что любил маленький Ганс?

— Как он учился?

— Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: «Всё доброе, что есть в этом мире, рождается в нашем сердце!»

— Почему, когда Андерсен рассказывал сказки, глаза его загорались светом? Что нёс этот свет?

— Какие качества помогли Андерсену стать сказочником?

— Какие сказки Андерсена вы знаете? Почему их любят дети и взрослые?

— Сочиняли ли вы рассказы? Какие чувства вы при этом испытывали?

4. Подарок учителя

Чтение «Воробей и дерево» Ф.Кривина

5. Физминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

5. Творческая деятельность

Работа в группах

Сочините сказку для первоклассников о каких-либо привычных предметах, например, о будильнике, портфеле, кроссовках.

6. Домашнее задание

Стр. 16-18 читать. Стр.15 задание 3

7.Заключительная минута урока.

— Закройте глаза. Подумайте о том,что мы говорили сегодня на уроке.

— Откройте глаза.

— Что вы вспомнили впервую очередь?

-Что было вам не понятно?

-Какое настроение у вас было в конце урока?

Рефлексия

«Смайлики»

Дата:___________

План – конспект урока самопознания во 2 классе №4

Тема: МУДРЫЕ СКАЗКИ АНДЕРСЕНА

Цель: расширение представление о Праведном поведении как общечеловеческой ценности через знакомство с мудростью творчества Г.Х.Андерсена

Задачи:

  • Раскрыть значимость проявления уважения, отзывчивости и доброты в мыслях, словах и поступках.

  • Развивать стремление выполнять свой долг – нести добро, помогать, быть искренним.

  • Воспитывать умение вести себя ответственно, бескорыстно, проявлять послушание и добрдетельность.

Ценность: Праведное поведение

Качества: честность, уважение к старшим, послушание, ответственность, храбрость.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 2 класса; красивая мелодия без слов, портрет Андерсена.

Ход урока

Анализ хода урока

1.Орг.момент. Позитивный настрой «Свет»

2. Позитивное высказывание (цитата)

«Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту»

Г.Х.Андерсен — датский писатель – сказочник

Зачитать цитату.

— Прочитайте самостоятельно. Чтение всем классом. Чтение в парах.

— Как вы понимаете данное высказывание?

Для того чтобы быть отзывчивым и добрым необходимо воспитывать себя, следить за своим поведением, поступками. Что бы достигнуть цели потребуется затратить много времени. Обратите внимание на каждый свой поступок, задумайтесь, правильным ли он был.

3. Проверка домашнего задания

— Понравилась ли вам сказка? Почему?

— О ком или о чем она?

— О чем думала каждая из горошин?

— Куда попала горошина, которая говорила: «Будь, что будет!»?

— Кто и как жил в каморке?

— Что почувствовала девочка, увидев растущую горошину?

— Объясните, что связывает данную сказку с высказыванием Андерсена: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»?

— Все ли горошины достигли того, о чём мечтали?

— Кто из них «пошёл дальше всех»? Почему?

— Чего вы хотели бы достичь в жизни?

Истинные цели, смысл жизни человека заключаются не в мечтах о богатстве или славе, а в умении понимать, прощать, помогать другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда добрым, благородным, иметь друзей.

Важно приносить пользу и помогать людям, как это делал росток горошины (радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь). Настоящее счастье заключается в том, чтобы дарить людям радость и надежду.

4. Подарок учителя

Рассказ «Дружба и самопожертвование» стр.28 метод.пособие

4. Физминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

5. Творческая деятельность

Работа в парах стр.18

Составить диалог про счастье между героями, изображенными на рисунках.

6. Домашнее задание

Стр. 19 задание 5

7. Групповое пение

«Живут волшебники на свете»

8.Заключительная минута урока.

Сказки Андерсена заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывают желание стать лучше и добрей. И всё то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной земле. «Приносите пользу миру – это единственный способ стать счастливым,»- утверждает писатель.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Чему учат сказки Андерсена волшебные и добрые

  • Автор:

    Акопян Екатерина Андреевна

Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.

Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.

Как зарождались творения гениального сказочника?

Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.

Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок — это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.

Почему нужно читать сказки Андерсена детям?

Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому — система ярких и уникальных образов автора.

Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).

Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.

Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена

Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.

1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.

2) Безмерная сила любви.

Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

3) Смысл жизни и искусства.

Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».

4) Сострадание и милосердие.

Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.

5) Умение ценить и любить жизнь.

Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.

Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.

Содержание:

  1. Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция
  2. Воспитательные черты в сказках Андерсена
  3. Вывод:
Предмет: Литература
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.05.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по литературе:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Прежде чем приступить к написанию своей научной работы, я обратился к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, чтобы проверить, правильно ли я понял значение слов ВОСПРИЯТИЕ и МЕРСИЯ. Вот как их объясняет великий русский филолог: милосердие — это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, благотворительности, а быть сочувствующим — значит быть отзывчивым и отзывчивым.

Чувствительность, милосердие, сострадание — это важные качества, которые необходимы человеку и обществу.

И опыт красоты немыслим без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которого сказка. Сказки предназначены для детства.

Не будет преувеличением сказать, что чтение в детстве — это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к самым сокровенным уголкам души ребенка. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда закладывает в сердце ребенка зерна человечества, составляющие совесть.

И, возможно, эта тема более актуальна, чем, например, экологическое образование. Потому что прежде чем вы влюбитесь в что-то, пожалеете об этом, увидите красоту, вы должны уметь чувствовать, сочувствовать.

Детская книга должна учить сочувствию, состраданию. А именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, которое охватывает все сферы духовной жизни ребенка — его разум, чувства, воображение, волю. Создание сказок — один из самых интересных видов поэзии для детей. В то же время это важное средство психического развития. Сказка, пьеса, фэнтези — это животворящий источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рожденные в душе ребенка под впечатлением от сказочных образов, активизируют поток мыслей, который пробуждает мозг к активной деятельности, соединяет живые острова мышления с полнокровными потоки. Благодаря сказочным образам слово с его тончайшими нюансами проникает в умы детей; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенный этап мышления и речи человека.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, душевная чувствительность к несчастьям, горе и страданиям человека. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только учится, но и реагирует на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

 Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через уникальное детское творчество — верный путь к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключ, с помощью которого вы можете открыть эти источники, и они будут забиваться живительными ключами … ».

Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция

На карте мира изображена маленькая скандинавская страна Дания, в которой жил и работал великий сказочник Ганс-Кристиан Андерсен.

В Дании все напоминает Андерсен. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду находится памятник Андерсену; вход в порт Копенгагена охраняется статуей Русалочки, героини одной из самых замечательных сказок Андерсена.

В Оденсе, городе, где родился Андерсен, есть Сад, названный в его честь, как его еще называют, Сад Сказки. В этом саду находится памятник писателю и скульптура «Дикие лебеди», созданная по одноименной его работе. Дом-музей Андерсена находится в Оденсе. Здесь собраны бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках — плод пятидесятилетнего кропотливого труда.

«Ганс-Кристиан Андерсен — подлинно национальный, оригинальный писатель, неотделимый от своих родных цветущих островов. В умах датчан он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его Своеобразная склонность к юмору », 1955 год, спустя 80 лет после смерти великого рассказчика, его соотечественника, писателя Ганса Шерфига. Действительно, ни одному из детских писателей XIX века не удалось воссоздать свою страну и свой народ в своих произведениях так полно, как это сделал Андерсен.

Ганс-Кристиан Андерсен — один из немногих авторов мировой литературы, которому удалось до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.

В первой половине девятнадцатого века, следуя немецкой романтике, в Норвегии, Швеции и Дании была разработана широкая коллекция и изучение народных сказок. Интересно отметить, что наряду с совершенно оригинальными сказками в сборниках, изданных в середине века, также широко представлены сказки, которые имеют мировое распространение и, в частности, нашли свое место в сборниках немецких народных сказок Братья Гримм «Сказка о трех лесных людях», «Белоснежка», другие.

Однако Андерсен черпал сюжеты своих сказок в первую очередь не из книг, а из детских воспоминаний.

«Моя родина — Дания, — говорит он в своей автобиографии, — поэтическая страна, богатая народными сказками, старыми песнями, историческим прошлым …».

Будучи ребенком, Андерсен часто слушал рассказы из уст бедных старых богадельниц, занимающихся ремеслами, и его первые рассказы, такие как «Флинт» или «Маленький Клаус и Большой Клаус», были пересказом этих народных сказок, которые он слышал. один раз. С 1835 года Андерсен начинает публиковать сборники своих сказок, и вскоре к ним добавляется все больше самостоятельно созданных сказок, в которых раскрывается безграничная творческая фантазия Андерсена, все богатство его наблюдений за реальным миром, его поэтическая взгляд на жизнь, его любовь к людям.

Сам Андерсен сказал следующее о мире своих сказок: «Сказочная поэзия — это самое широкое поле поэзии, оно простирается от кровавых могил античности до разноцветных изображений невинной детской легенды, впитывает народную литературу и произведения искусство, для меня оно является представителем всей поэзии, и тот, кто овладел ею, может внести в нее трагическое, комическое, наивное, ироничное и юмористическое, к его услугам струны лиры и лепет ребенка и речь естествоиспытателя».

В сюжете своих сказок, в своих образах Андерсен выходит далеко за рамки архаичной реальности, отраженной в датских народных сказках. И все это потому, что сказка для Андерсена была не литературной концепцией, не жанром (точнее, не только жанром), не сборником фантастических событий, а чем-то гораздо большим.

В сказке Андерсен нашел форму, в которой ему органически удалось выразить свое отношение к жизни. В какой-то степени сказка была для него способом увидеть мир, способом познать мир.

Когда дело доходит до литературной сказки, часто принято судить об этом жанре так, как будто он, в отличие от других, свободен от законов, присущих литературе в целом, полностью определяется предполагаемым произволом воображения художника. Такое понимание сказки на самом деле в корне противоречит ее сути.

Воспитательные черты в сказках Андерсена

Сказка всегда связана с реальностью: и с точки зрения содержания, раскрывая основные коллизии — борьбу добра и зла, правду и кривду, трудолюбие и паразитизм; и в его направлении — выдвигать высокие нравственные идеалы перед человеком и учить его руководствоваться им.

Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является художественная литература — техника, которая не уводит сказку от жизни, но позволяет взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.

Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь является источником сказки, смыслом ее существования.

Сказка, по словам Андерсена, не связана с идеей веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В народной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в сказке Андерсена такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье заключаются в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам реальности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по форме и сюжетам по большей части вполне доступны детям, писатель тем не менее знает, как ставить перед ними большие жизненные проблемы.

Столкновение истинного и ложного искусства — тема этой сказки. И суть настоящего искусства обрисована здесь совершенно однозначно: это искусство, близкое к природе.

Искусственная птица в сказке Андерсена — воплощение ложного искусства. Он мертв, лишен истинной силы и любим только высокомерными придворными. Они предпочитают мертвую механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытаний замолкает.

В эстетике Андерсена природа противопоставляется искусственности, жизнь — «механике». В этом контрасте отголоски романтической эстетики отчетливо слышны.

Сказки Андерсена иногда напрямую вмешиваются в идеологические споры его времени.

В «Галоше счастья» советник юстиции Кноп нападает на статью ученого Эрстеда, в которой современность сравнивается с феодальным прошлым, а предпочтение отдается современности. Но разглагольствования консультанта немедленно опровергаются самым очевидным образом: он одевает галоши счастья, после чего, пережив ряд неприятных приключений в Копенгагене шестнадцатого века, он с восторгом возвращается к современности.

Попытки романтиков идеализировать феодальное средневековье вызывают гневный протест Андерсена. Он характеризуется просвещающей верой в силу человеческого разума.

Сила воспитательных традиций в период общего господства романтизма в европейской литературе составляет важнейшую особенность датской национальной культуры начала и середины XIX века, определяемую общеисторическими условиями развития Дании в России. эта эпоха.

Единственной и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами, которая дана как с точки зрения социальной, исторической и общефилософской. Эта мимолетная тема превращает сборник сказок Андерсена в целое, захватывающее произведение, в гимн благотворительности, самоотверженности, мужеству и человеческому героизму. Эта тема звучит в таких сказках, как «Дикие лебеди», «Русалочка» и многих других.

В знаменитой сказке «Снежная королева» особенно ярко проявляется великая сила любви и светлых чувств, смелости и выносливости.

Когда в поисках Кая Герда верхом приближается к дворцу Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду беспрецедентной силой, иначе она не вернет Кая.

Но вот что отвечает ему эта женщина: «Сильнее ее, я не могу ее заставить. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Думайте, потому что и люди, и животные служат этому! Она шла босиком по всему миру! И эта сила скрыта в ее сердце».

Такова сила любви в рассказах Андерсена — она ​​действительно сдвигает горы, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

Философская основа творчества Андерсена — идея органических отношений всего, что существует. Это касается людей, животных, растений и мифологических существ. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают весь мир в сказках Андерсена. Прогрессивная, взаимоподдерживающая сила изливается в окружающую нас жизнь и в конечном итоге побеждает силы зла.

В работе Андерсена, в той особой вселенной, которая является миром его сказок, царит суровый моральный закон. В конце концов, недаром маленькая русалка или бедная ромашка, верный оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют своей жизнью ради высокой любви.

Мотив глупой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца любви, всемогущей, несмотря на обстоятельства, постоянно повторяется в рассказах Андерсена.

Истинные герои Андерсена, беспомощные и униженные внешне, полны мужества и большой моральной силы.

Каждая вещь, каждое живое существо, каждое фантастическое существо в рассказах Андерсена имеет свой собственный характер, на основе которого они живут и действуют. Все эти персонажи видны и показаны вполне реалистично в отношении их принадлежности к какой-либо среде, степени их роли и значения в природе и обществе. Вот почему описание привычек любого животного, описание свойств любого предмета или растения всегда звучит убедительно в Андерсене. И все же самыми Андерсеновыми и в то же время самыми близкими к детям являются те сказки, материал для которых Андерсен черпал непосредственно из окружающей жизни.

Простые предметы быта: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно найти в поле, в саду, в саду возле дома; вокруг нас вполне обычные домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индейки; Певчие птицы, живущие в саду, — все это любимые сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером, манерой речи, юмором, капризами и причудами.

У Андерсена был необыкновенный, непревзойденный дар прививать особую жизнь этим знакомым существам и объектам вокруг нас. Сам он знал об этом и сам сказал об этом: «У меня есть пропасть материала, больше, чем для любого другого вида поэзии; мне часто кажется, что каждый плетень, каждый маленький цветок говорит мне: «Просто посмотри на меня, и ты откроешь историю всей моей жизни». Действительно, как только я сделаю так, как мне говорят, и история о любом из них готова».

В каждой маленькой сказке такого рода две реальности, кажется, сливаются воедино. Одна настоящая жизнь цветка, муки, дерева, чашки или кофейника; другая — не менее подлинная человеческая жизнь.

В той легкости, простоте и убедительности, с которой Андерсен в едином развитии сюжета сопоставляет биографии предметов, животных, растений, мифологических существ с человеческой жизнью, в истории какого-либо животного или предмета домашнего обихода, он представляет схему человека жизнь — детство, юность, зрелость, старость, смерть, а иногда и в самой общей, обобщающей форме — во всем этом он является истинным наследником народной сказки и в то же время настоящим новатором, которому удалось привнести метод Народное искусство ближе к современной реальности.

Содержание произведения Андерсена, как и любого великого писателя, — это жизнь во всем ее объеме, выраженная и отраженная по-своему в этих формах, в тех интонациях, в этом голосе, таким образом, который характерен, необходим и доступен только ему. Сказки Андерсена — это аллегория правды жизни в форме фантазии.

Когда рассказы Андерсена попали в книжные магазины в датской столице, все были поражены; поражен прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангельским и воспитанным принцам и принцессам. В сказке Андерсена «Флинт» принцесса едет на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки «Дикие лебеди», отличается необычайным трудолюбием и преданностью, и именно так она спасает своих братьев. В рассказах Андерсена уважение к важным людям постепенно исчезает; Король Андерсена совершенно голый. Мир сказки тоже изменился. Сын купца из сказки «Летающий сундук» летает не на волшебном ковре, как в сказках «Тысяча и одна ночь», а в старом сундуке. Герои Андерсена красуются не в сапогах из семи лиг: у них на ногах водонепроницаемые сапоги или калоши счастья. Феи — как простые девы, а ведьмы — как обычные злые старухи.

Окончания сказок Андерсена отличались от фольклорных. В народных сказках счастливые концы традиционны, но в большинстве сказок Андерсена концовки недееспособны, несчастны.

Вывод:

Андерсен был создателем датской литературной сказки. Он дал ей подробный творческий рассказ, дал свое имя, и эта история осталась у Андерсена и по сей день. Когда они говорят сказку «Андерсена», это означает гуманное и лирическое настроение, которое окрашивает произведения Андерсена, который вкладывает в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречиях. Это также подразумевает анимацию объектов Андерсеном. И сочетание фантазии, волшебства с реальным и реальным, что является сутью творческого метода великого датского рассказчика. И расширение мира народных сказок, где Андерсен представил множество предметов и явлений окружающего мира — детали повседневной жизни, природы, научно-технические достижения, исторические и географические детали. Как справедливо пишет В. Б. Шкловский, «Андерсен обрабатывал народные сказки, сочетая их с новым образом жизни в Дании».

Тем не менее, в дополнение к этим основным отличительным признакам, литературный рассказ Андерсена имеет ряд других особенностей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Средняя школа № 5»

«Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена»

(Урок  внеклассного чтения во 2 классе)

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Каблак Ольга Валерьевна.

2015 г

Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Цель  урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пятеро из одного стручка»,

Задачи урока:

—  формировать читательские умения и литературоведческие понятия;

-развивать речь учащихся, познавательную активность;

— пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;

-воспитывать  дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, начинаем наш урок.

Что же требуется от вас:

Отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

2. Актуализация опорных знаний.

Звучит мелодия в гостях у сказки.

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи,

На свете добрых больше станет.

— Вы догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

— Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки.

— Как же узнать, что перед нами ни что иное, как сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.)

 -А как вы понимаете такие слова: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»? (Сказка всегда чему-то учит, хотя в ней много сказочного волшебного, но она мудра и поучительна).

— Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделье, трусость, глупость, жестокость).

— А какие человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему).

Слайд 2.

— На какие 2 группы можно разделить все сказки? (Народные и авторские(литературные)).

— Чем отличаются народные сказки от литературных?

— Выделяют ли еще какие- нибудь виды сказок? ( Волшебные, бытовые, о животных).

— Ребята, посмотрите на нашу книжную выставку. Какие книги здесь представлены? Что их объединяет? (Сказки Г.Х. Андерсена)

3. Постановка темы и целей урока.

-Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по большой теме «Путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена».

-Давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели. (Читали сказки, делали иллюстрации к сказкам, подготовили выставку книг.)

— Что бы вы хотели сегодня узнать? (ответы детей)

— А хотели бы вы узнать о жизни этого замечательного сказочника? А прочитать новую сказку Андерсена?

— Итак, сегодня у нас особенный урок. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете. А также вы получите ответы на поставленные задачи.

4. Работа по теме урока.

1)Работа с книжной выставкой.

(Учитель берет книгу с книжной полки и начинает читать.)

— Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Так начинается сказка Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди».

— Кто прочитал эту сказку? А какие ещё сказки этого замечательного сказочника вы прочитали? (ответы детей)

– Ребята, но это далеко не все сказки Г.Х.Андерсена. Кто знает, сколько сказок он создал? (Ответы детей).

А их у него более 170!  Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.

— Кто же такой Г.Х. Андерсен, написавший столько замечательных сказок?

2) Биография писателя.

1 ученик. Слайды 3-4

Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе.Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.  

2 ученик.      Слайд 5       

Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал  мальчику отец. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .

  3 ученик     

Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец.                                                         Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.  Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес.  Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу. За свой голос он  получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

   4 ученик    

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

5 ученик  

— Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

     Слайды 6-7    

— Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена.

Сегодня, 2 апреля, особенная дата: исполняется 210 лет со дня рождения сказочника Г.Х. Андерсена.

День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Г. Х. Андерсена за создание лучшей книги для детей. И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника.

Это очень замечательно, что мы сегодня проводим наш урок, именно в день рождения великого сказочника и в Международный день детской книги.

— Андерсен- великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом рождались сказки.

— А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину.

3) Викторина по сказкам.

— Угадайте из какой сказки отрывок (зачитывают ученики)

Слайды 8-9

Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил

волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками

и когда в нём, что-нибудь варили, то бубенчики вызванивали старинную песенку.  («Свинопас»).

Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Напыщенная принцесса отбрасывает истинное – живую розу, соловья, пользуясь безделушками. Сказка учит ценить прекрасное.)

Слайды 10-11

Кораблик занесло под высокий мост. Тут из-под моста выскочила большущая крыса. « Стой! Ты кто такой?-  зашипела она. («Стойкий оловянный солдатик»).

— Каким нам показан солдатик в этой сказке? (Он серьезный. Даже в трудную минуту помнить о чувстве собственного достоинства, чести. Во всех испытаниях держится стойко, со смирением принимает свою судьбу, помня о своей чести и « милой плясунье»).

— Что остается от солдатика, когда он сгорает в огне?  (Сердечко).  И это не случайно. Сердечко символизирует любовь, которая спасает мир от разрушений.

Слайды  12-13

Палач схватил девушку за руку, но поспешно набросила на

лебедей  11 кольчуг, и…перед ней встали 11 красавцев принцев, только у младшего не хватало одной руки, вместо неё было

лебединое крыло.  («Дикие лебеди»).

— Что хотел автор донести в сказке до читателя ? ( Любовь может преодолеть всё. «Добро,истина, красота —  побеждают»- говорил Андерсен)

Игра «Кто мы и откуда?» по рисункам к сказкам.

4) Угадай, из какой сказки предмет.

— Вы, наверное, заметили, что у меня на столе стоит шкатулка. Эта шкатулка необычная, а волшебная.

Она поможет нам приоткрыть дверь в  чудесный мир сказок великого Андерсена.

— А сейчас я  достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

Учитель достаёт из шкатулки маленькую куколку.

— Из какой сказки Г.Х.Андерсена эта маленькая девочка?

— Что вы можете сказать о Дюймовочке, какая она? ( Настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая, несмотря, на то, что маленькая.)

Учитель достаёт из шкатулки утёнка. 

— Кто это? Из какой сказки?

-Чему научила нас эта история? (Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет. За неприглядной внешностью скрывается благородное сердце.))

— Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?

 Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю. «Гадкий утёнок». Так Андерсена однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Все над ним соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок»  Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.

Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.

Из какой сказки этот опасный предмет? (ответы детей)

 — Какие трудности и опасности  преодолела ради Кая Герда?

— Когда я была маленькой, в конце этой сказки я плакала, плакала от счастья, что так хорошо всё закончилось.

 — Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду? (Великая сила любви и светлые человеческие чувства: доброта, милосердие, сострадание, мужество и стойкость. Сила любви движет горами, она побеждает горе и разлуку.)

Учитель достает маленький зонтик. 

— Какому герою сказки Андерсена мог принадлежать вот этот предмет? (Ответы детей).

— Ребята, смотрите  этот герой сегодня пришёл к нам в гости.

Появляется Оле-Лукойе ( ученик в костюме с зонтиками).

Здравствуйте, я очень рад вас видеть. Здравствуйте и вы друг детей всего мира Ганс Христиан Андерсен. Ведь это про меня он сказал: «Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле –Лукойе».

Да, я забыл вам представиться. Меня зовут Оле –Лукойе. Древние люди меня называли богом сновидения. Ну разве я похож на Бога? Я просто маленький волшебный человечек.

По вечерам, когда вы опускаете голову на подушку и укрываетесь одеялом, я на цыпочках подкрадываюсь к каждому из вас и тихонько дую в затылок. Ваши глазки закрываются и вы засыпаете. Я раскрываю зонтик. Вот этот пёстрый над хорошими детьми, начинаю крутить его вот так и им всю ночь снятся увлекательные сказки. Другой вот этот. Он предназначен для непослушных детей. Я раскрываю его, они также засыпают, но лежат, как поленья в сарае.

Но я не сомневаюсь, вы ведь все очень славные, милые, послушные, не забияки, не лентяи. И потому сегодня послушайте замечательную историю. (Учитель оставляет раскрытым цветной зонтик)

—  В новую сказку зовёт нас музыка. Но прежде отдохнем.

Физкультминутка (под музыку Э. Грига)

Движения милой доброй ласточки из сказки «Дюймовочка»

Русалочка, которая выныривает из  моря –океана.

Маршируем как стойкий оловянный солдатик.

— В волшебной шкатулке находится ещё один предмет.

 Учитель достаёт из шкатулки горошинку.

— Кто знает, из какой сказки этот предмет?

5) Чтение и анализ сказки «Пятеро из одного стручка».

— Вот ведь как бывает в жизни. Иногда от какой-то незначительной мелочи, может измениться настроение, состояние души, а подчас и вся жизнь. На такие размышления натолкнула меня одна сказка Г.Х. Андерсена. А называется она «Пятеро из одного стручка». (Учитель берёт книгу с выставки).

— Как вы предполагаете, о чем может быть эта сказка? (Ответы детей).

— А сейчас внимательно слушайте и следите.

Чтение сказки учителем.

— Какие чувства у вас вызвала сказка?

— Когда стало особенно грустно?

— Менялось ли ваше настроение?

— Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

Словарная работа. (Работа в парах)

— Вам предстоит очень ответственная работа. Выясним смысл непонятных слов в сказке. Вы будете работать в парах. Ваша задача соединить слово с его значением.  (Проверка на слайде14,15,16)

Бузина

маленькая комната

Каморка

нижняя часть пищевого горла голубя.

Голубиный зоб

застоявшаяся , с неприятным запахом

Затхлая вода

кустарник с чёрными или красными ягодами

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами

Каморка – маленькая комната

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Анализ, выборочное чтение.

— Прочитаем начало сказки.

— Похоже, ли начало этого произведения на сказку? Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?

— Кто может доказать, что перед нами сказочная история?

— Как называется дом, в котором жили горошины?( стручок)

— Как менялся цветной мир стручка? (он становился то зелёный, то жёлтый.)

—  Каким образом горошины оказались на воле?

-Давайте понаблюдаем за характером горошин. Все ли они одинаковые?

-Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины?

(1- Лечу,лечу, куда хочу!Лови, кто может!- хвастливая; 2- а я полечу прямо на солнце.-хвастливая,мечтательная, 3,4- куда прилетим, там и заснем.- ленивые; 5 – будь, что будет- терпеливая.

 -Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые?

 — Качества,которые мы назвали могуть обладать только горошины?(Люди)

 — Куда попала пятая горошина? Зачитайте. ( Попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под  окошком чердачной коморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там.)

Чтение 2 части сказки .

Кто жил в каморке?

— Как они жили?

— Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?

— Какой мы видим девочку?( не жила и не умирала)

— Какое чудо произошло? (Пятая же горошина, угодившая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный светло-розовый цветок. Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь.)

— Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?

— Как вы думаете, почему девочка поправилась? (ответы детей)

-Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошинка не попала на чердак?

— Итак, пятая горошинка попала на чердак.

— А что же случилось с остальными горошинами? Прочитаем.

— Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?(Пятая горошинка получила достойную жизнь и спасла ещё одну жизнь)

—  Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

-С какой новой сказкой мы познакомились? Кто её автор?

-Как называется такая сказка? (авторская).

— Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой? (Вывод: Жизнь дана на добрые дела. Хорош тот, кто доставляет радость другим. Человек должен задуматься о смысле жизни, уметь понимать, прощать, помогать

другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда

добрым, благородным, иметь друзей )

Вот какая замечательная сказка. Видите, дорогие друзья, даже маленькая-маленькая горошинка способна принести такую большую пользу. А что же говорить о нас с вами? Мы это можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг. Может кому-то нужна наша помощь. Вдруг нужно помочь маме или позвонить бабушке. А может быть поддержать растроенного товарища добрым словом. Каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина, пустит росточек и расцветет потом красивым цветком в сердце человека, которому мы помогли.

5. Рефлексия. Итог урока.

-Прежде чем мы скажем героям сказок Андерсена «до свидания», давайте еще раз перечислим, чему они учат. (Учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.  Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.)

— Что в вашей личной жизни изменилось или может измениться после прочтения книг со сказками Г.Х. Андерсена? (Ответы детей)

Составление синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Сказки Андерсена.

Добрые, мудрые.

Учат, дают совет, увлекают.

Как интересно их читать!

Чудесные сказки!

-А вам понравился сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Подошёл к концу наш урок. Закончилась и наша сказка. Вот и Оле-Лукойе подсказывает мне, пора закрывать зонтик, заканчивать сказку. Великий сказочник Х.К.Андерсен … Мне думается, что он не умер, а путешествует на своём ковре-самолёте. Облетает землю. Смеётся над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утёнке видеть прекрасного лебедя, растапливать лёд в сердцах.

Учитель обращается к книжной выставке.

Читайте Андерсена, дети!

Так увлекают сказки эти

И может быть, ответ найдёте сами:

Где в сказке ложь, а что намёк

И  «добрым молодцам урок»

— Ребята, на каждом уроке я  получаю огромное удовольствие от общения с вами, но сегодня меня переполняют чувства  счастья, радости  и гордости за вас – моих учеников, наверное, потому что сегодня вы все замечательно работали.

Выставление отметок.

  • Чему учат сказки для чего они нужны
  • Чему учат русские народные сказки сочинение 5 класс
  • Чему учат сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Чему учат сказки писахова
  • Чему учат рассказы платонова