Чему учат рассказы толстого

Мкоу болоховская основная общеобразовательная школа 2 конспект урока. учитель начальных классов горскина т.в. цели: развивать читательское умение предопределять содержание

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока.

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

Цели: развивать читательское умение предопределять содержание и ставить вопросы по тексту; продолжить работу над навыком чтения; учить понимать эмоциональный настрой произведения.

Оборудование: книга для учащихся Л. Н. Толстого «Рассказы о детях»;карточки для разминки; книги с произведениями л. Н. Толстого для выставки; опорные слова для подведения итога урока; карточки со словами: стыд, страх, раскаяние, все тихо, опасность, катастрофа, спасение, спокойствие, волнение, радость.

Ход урока.

I. Разминка.

Учитель заранее записывает на доске предложения из басни «Два товарища».

Мы проведем упражнение «Диалог с текстом». По ходу чтения басни задавайте себе вопросы и пытайтесь на них отвечать.

Предложения из басни «Два товарища» открываются по одному. Учащиеся предполагают, что будет дальше. Предвосхищение содержания проверяется чтением следующего предложения. Данное упражнение проверяет читательскую интуицию.

Что такое басня? (Разговор двух героев, где есть мораль – поучение) Чему нас научила эта басня? Кто ее написал?

II. Работа с выставкой книг.

Учитель заранее организует выставку книг с произведениями Л. Н. Толстого. Назовите книги, которые вы видите на выставке. (Ученики называют фамилию автора и заглавие.) какую книгу мы выбрали для чтения сегодня? («Рассказы о детях».)

III. Введение в книгу.

Рассмотрите книгу и определите ее примерное содержание и тему. Для этого сначала рассмотрите обложку, назовите все ориентиры: автор, заглавие, художник, издательство. Как вы думаете, в книге будет одно произведение или несколько? Какие произведения по жанру будут входить в книгу? (Рассказы, были, басни.)  давайте рассмотрим книгу и определим, чем в ней будут заниматься герои? Подведите итоги рассматривания.

Учитель вешает на доску карточки с названиями произведения.

Докажите, что вам знакомо это произведение. Коротко расскажите, какие чувства пережил Ваня и мы вместе с ним, когда читали быль «Котенок». Какие слова доказывают нам это? (Стыд – покраснел, страх – побледнел, раскаяние – заплакал.) Как вы понимаете значение слова быль? (Случай из жизни.) о чем произведение «Котенок»? (Мальчик спас котенка от собаки.) Можно ли поступок мальчика назвать героическим? (Мальчик не успел обдумать свой поступок, но его сердце подсказало, что беззащитного надо спасать.) Подберите синоним к слову героизм. (Бесстрашие.)

IV. Подготовка к чтению нового произведения.

У нас в книге есть произведение, с которым мы еще не знакомы. Как оно называется? («Девочка и грибы».) Откройте книгу. Какое по жанру это произведение? (Быль.) Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чем будет текст, что случилось? (На иллюстрации мы увидели огромный паровоз, страшный дым, маленькая девочка машет руками.)

Затем учитель проводит словарную работу.

В тексте встретятся слова, которые требуют нашего внимания. Прочитайте их шепотом. А потом прочитайте их вслух орфоэпически, с нужным ударением.

На доске записаны слова:

насыпь         не шевелится

что               проезжающие

свистала     ничего

V.  Первичное знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Мы предположили, о чем пойдет, теперь давайте проверим, правильно ли мы догадались. Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать. Будем читать по частям.

После чтения первой части учитель проводит беседу.

С кем из героев мы уже познакомились? Что делали девочки? Какую ошибку совершили девочки? (Пошли через рельсы.) Быль называется «Девочка и грибы», а оказывается, в произведении не одна, а две девочки. интересно, почему автор так назвал быль? Давайте прочитаем дальше и узнаем.

По ходу чтения второй части учитель задает вопросы.

Какое слово нам подсказывает, что что-то случилось? (Вдруг.) Какое чувство появилось у вас? (Волнение.) Мы переживаем за девочку. Как вы думаете, что случится дальше? Как засвистел машинист? (Изо всех сил.) Почему девочка не бросила грибы? (Наверное, была маленькая и не догадалась.) Что делала старшая девочка? (Кричала, плакала.) Куда побежал кондуктор и зачем? (Он побежал в конец поезда, чтобы увидеть, что стало с девочкой.) Что хочется сказать после чтения такого произведения? (Мы очень рады, что так все хорошо закончилось.)

VI. Физкультминутка.

VII. Повторное чтение произведения.

Я поняла, что вы хорошо поняли произведение. Будем мы его перечитывать? Если будем, то зачем? (Вдруг мы опустили что-то важное, а может быть, будем искать ключевые слова или отрабатывать выразительное чтение.) Найдите в тексте главные слова и предложения, которые помогут прочитать его выразительно. Определите, сколько в тексте частей.

Затем учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Прочитайте ту часть текста, которую можно назвать «Все тихо».
  2. Читая какое предложение, вы начали волноваться?
  3. Найдите предложение, которые надо читать быстро и с тревогой.
  4. Определите, о чем я говорю: «Катастрофа». Найдите в тексте предложения, описывающие катастрофу.
  5. Прочитайте тихим голосом два последних абзаца и расскажите, о чем автор не написал. Как же удалось спастись девочке?

VIII. Обобщение полученных предложений.

Можно ли сказать, что девочка совершила героический поступок? (Нет.) Как же можно назвать этот поступок? (Девочка проявила легкомыслие.) Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка в мыслях и чувствах. Почему художник нарисовал паровоз огромным, а девочку маленькой? (Паровоз изображен

как угроза для жизни, напоминание нам, что вести себя надо благоразумно.) Какие предложения мы прочитаем с радостью? Почему нам радостно? (Девочка догадалась, как спастись.) Итак, читая текст, мы увидели четыре картины и пережили четыре чувства.

Учитель вывешивает на доску карточки со словами:

 Все тихо.           Опасность.           Катастрофа.           Спасение.

Какие чувства мы испытали во время чтения? (Спокойствие. Волнение. Страх. Радость.) Давайте прочитаем текст так, чтобы слушатели тоже могли испытать эти чувства.

IX. Итог урока.

Чему научила вас быль Л.Н. Толстого «Девочка и грибы»? (Быль «Девочка и грибы» научила нас не совершать легкомысленных поступков.) Рассказы Л.Н. Толстого простые и мудрые, как сама жизнь. Они согревали своей энергией не одно поколение людей, делая их мудрее. Дома постарайтесь прочитать эту быль  своим родителям так, чтобы и они смогли испытать четыре чувства: спокойствие, волнение, страх, радость.

МАДОУ детский сад  № 5 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Комарова 39 б

Конспект

ООД по образовательной области  

«Речевое развитие»

(ЧХЛ)

в подготовительной группе

на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                 Габдулхакова Р.Р.

                                            Туймазы — 2017г.

Конспект ООД

по «Речевому развитию»

(чтение художественной литературы)

Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

Задачи:

образовательные:

— учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

— осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;

— познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;

— совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:

— продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

— способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

— развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

— формировать навыки исполнения танца;

воспитательные:

— воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра «Волны»). Практический метод (исполнение танца «Дружба»).

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу«Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход ООД:

Воспитатель.

 Дети вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов? А почему?

Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

Воспитатель. Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

(Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг)

Воспитатель. Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг? Дети называют знакомые рассказы: «Лев и собачка»«Косточка»«Котенок»«Умная галка»«Глупая жучка»«Филиппок»«Птичка».

Воспитатель. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляет портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Без друга на сердце вьюга. Без друга в жизни туго. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Воспитатель. Хорошо. А чему научил вас рассказ «Косточка»?        

Дети. Говорить всегда правду.

Воспитатель. Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

Дети. Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный. Все что правдиво красиво на диво. Честные глаза в бок не глядят. Доброе дело говори смело.

Воспитатель. Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»? Где птицы должны жить, где их дом?

Дети. Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

Воспитатель. Скажите, что общего между всеми этими книгами. Дети. Герои этих книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей.

Воспитатель. Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например«Рассказы для самых маленьких»«Косточка»«Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

Воспитатель. Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте. В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.

Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:

Палуба — горизонтальный пол корабля

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Расходилась – разыгралась

Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза.

Беседа по содержанию.

Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?

Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель. Где происходят все события?

Дети. События происходят на палубе корабля.

Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему? Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать. Воспитатель. Ругаем мы его за что? Дети. За то, что залез так высоко. Воспитатель. Хвалим его за что? Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

ИТОГ.

Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?

Чему вас научил этот рассказ?

Дети. Не делать необдуманных поступков.

Воспитатель. Есть такая пословица«Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось.

Цель занятия: Понимание основной идеи басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»,

Образовательные: Побуждать рассказывать о своем восприятие конкретного поступка литературного персонажа

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, желанию и умению слушать художественные произведения, следить за развитием действии.

Развивающие: развивать, мышление, связную диалогическую речь, интерес к художественной литературе

Образовательные : .познакомиться с басней проанализировать басню продолжать учить детей слушать внимательно воспитателя; закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию басни.

Игровая задача: восстановить правильную последовательность иллюстраций согласно событий басне , восстановить одну иллюстрацию по басне

Обогащение словаря: льстец, Вещуньина, плутовка в зобу, взгромоздясь, крикнула во все воронье горло

Планируемые результаты занятия: дети осмыслят главную мораль басни не стоит быть излишне доверчивым  к людям которые тебя слишком нахваливают.

Подготовительная работа Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными

Демонстрационный:  портрет И. Крылова, иллюстрация басни.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия «Чтение русской народной сказки Крошечка Хаврошечка

(Собираю детей на ковре)

Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

Верно, это библиотека.

Библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых и детей.

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

— Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

Хорошее

Библиотека

Подходят рассматривают

Сказки

Орг.момент

Дети положительно настраиваются на деятельность дальше.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Ребята, а чему нас учат сказки?

Сегодня я вам прочитаю басню Ивана Андреевича Крылова называется она «Ворона и Лисица».

Басня — это коротенький рассказ, в котором заключен огромный смысл, нравоучение или высмеивание каких либо человеческих пороков.

 Ворона где то нашла кусочек сыра, забралась на ель и хотела уж было его съесть, да тут лисица подошла. И заслушалась ворона как лиса нахваливает ее шейку, глазки, носик, перышки. И возгордилась ворона, довольная собой. А лисица продолжает у тебя говорит и голос наверное ангельский, спой чего нибудь. Ворона и каркнула во все горло, сыр и выпал. А лисице только этого и надо было, схватил сыр и убежала.

Я считаю что  басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Добру.

Вопросы

Художественное слово

Актуализируется знания детей

2.2.

Этап ознакомление с материалом

Формирование представлений о явлениях, событиях, изображённых в произведении

Давайте сядем все на свои стульчики, спина должна быть прямая, ножки стоять ровно а ручки на коленях.

Читаю

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

Ребята, во время чтения нам попадались неизвестные слова и выражения, давайте их разберем.

Кто понял, что значит каркнула во все воронье горло? (это значит очень громко).

В зобу дыханье сперло?

Еще нам попалось слово вещуньина оно означает гадалка, несущая вести.

И слово взгромоздясь

Садятся на стульчики

Слушают внимательно

Крикнула очень громко.

Стало трудно дышать.

Уселась или села.

Чтение басни

Словесный, чтение произведения, беседа по прочитанному, вопросно-ответная форма, наглядный, объяснение новых слов.

Дети прослушали Басню

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Задаю детям после прочтение вопросы и выставляю иллюстрации по басне на смарт доске:

как называется басня ?

Кто автор?

Что случилось с вороной ?

Каким голосом говорила лиса?

Голубушка как хороша, ну что за шейка что  за…

Почему лиса так поступила

Чем закончилась басня?

чему нас учит эта басня?

Все верно ребята, нельзя льстить другим и не нужно слушать их от других.

Давайте с вами немножко отдохнем и выполним физминутку.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо…Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.

После провожу с детьми игру.

Помните правила безопасности ?

Возле доски нельзя смотреть прямо в луч проектора внимательно слушать;-не перебивать друг друга;-делать ход по очереди. Ребята, давайте мы с вами подойдем к доске.

Посмотрите на картинки  , подумайте в какой последовательности у нас была басня?

Давайте восстановим один фрагмент из басни

Какие вы молодцы. Давайте разомнем наши глазки

Ворона и лисица

И.А.Крылов

Она сыр потеряла

Глазки

Не надо слушать льстивые слова! Нужно верить своим глазам.

Выполняют физминутку.

Имитируют дуновение ветра. Качают туловище то в одну, то в другую сторону. Приседают. Выпрямляются.

Играют

Подходят к доске по-очереди и

Вопросы

Обобщение воспитателя

Словесный, объяснение,

Игра

Дети ответили подробно на вопросы.

Посмотрели мы наверх, а потом и сразу вниз. Медленно мы глядь все влево, а потом направо.

Разминают глазки

Зарядка для глаз

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарный навыков самооценки.

Какие вы молодцы.

Напомните какую басню мы сегодня читали?

А про что она?

Кто автор этой Басни ?

Чем отличаются басни от сказок?

Чему нас учит эта басня?

Ребята, я тут приготовила для вас раскраски к этой басне . Давайте мы сейчас дружно сядем и раскрасим их, а потом скрепим и будет у нас с вами книжка.

Отвечают на вопросы

сказка — это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека

Раскрашивают

Рефлексия

Дети вспомнили название Басни , автора и рассказали про кого она.

Приложение 1.
Текст басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
* Вещунья — предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы.
Приложение 2.
Вопросы по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Вопросы по горизонтали:
1.Автор басни «Ворона и лисица» (Крылов)
3.Что держала в клюве ворона? (сыр)
5.Что собиралась сделать ворона? (позавтракать)
7.Как автор называет лису? (плутовка)
10.Каким другим словам можно назвать неискренность лисы? (лесть)
11.В каком литературном жанре написано произведение «Ворона и лисица»? (басня)
2.Кто сидел на ели? (ворона)
4.Каким словом автор выражает, то как ворона сидела на ели? (взгромоздясь)
6.Кто помешал вороне позавтракать? (лиса)
8.Как лиса неискренно называет ворону? (голубушка)
9.Как вы считаете, какая по характеру лиса? (хитрая)

Педагогическая

мастерская

Литературное
чтение

з
класс

Тема:
«Великие русские писатели». Л. Н. Толстой «Прыжок»

Педагогическая
мастерская.

Предмет:
Литературное чтение, 3-й класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
«Родная речь».

Тема: «Великие
русские писатели». Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цель:
создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л. Н. Толстого, его
былью «Прыжок».

Задачи
предметные:
способствовать развитию выразительности
чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся; анализировать
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; содействовать
нравственному и эстетическому воспитанию школьников; развивать эмоции и
познавательный интерес, расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие
техники чтения, расширить кругозор учащихся.

Личностных
УУД
– эмоциональное отношение к чертам
характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
воспитывать интерес к поэзии и культуре общения; пополнять жизненный опыт
учащихся.

Метапредметные
УУД:

а)
регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом
учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении
заданий

б)
познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию;
проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом

в)
коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных
в литературе; выражать свои мысли в устной форме.

Ход
урока

I
этап
   Индукция- создание эмоционального
настроя, включения у учащихся чувств, личного отношения к предмету обсуждения.

Действия
учителя:


Кто знает, что такое творческая мастерская?

Деление
на группы:


Посмотрите на названия ваших групп (художники, писатели, актёры)


Как называются эти люди одним словом?


Поэтому мы с вами будем заниматься творчеством, будем творить.

Действия
учащихся:


Высказывают свои предположения о том, что такое творческая мастерская, люди
каких профессий могут работать в творческой мастерской.


Объединяются в группы, соответственно названиям.


Определяют, что всех названных людей объединяет творчество — значит эти люди
творческие.

II
этап. Самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы, решения текста,
рисунка, проекта.

Действия
учителя:


С какими произведениями данного автора мы познакомились?


Что объединяет эти рассказы?


Что общего в характерах главных героев?


Чему учат эти рассказы?


Все ли произведения здесь выставлены?


Почему?


Чем отличается главный герой этого произведения от других?

Действия
учащихся:

      
Определяют признаки, понятия проблемы:


называют ранее изученные произведения,


высказывают своё мнение по поводу того, что объединяет эти произведения, чему
они учат,


рассматривают выставку, называют недостающее произведение,


высказывают своё мнение: чем главный герой рассказа отличается от других.

III
этап
Социоконструкция- работа учащихся в
парах по построению нужных элементов.

Действия
учителя:

— 
А теперь ребята, мы начнём творить в наших творческих мастерских.


И сегодня мы будем работать над этим рассказом.


Посмотрите на карточки, которые стоят у вас на столах.


Что вы будете делать?

Художники
— рисуют иллюстрации к последней части.

Актёры
— инсценируют начало рассказа.

Писатели
— читают часть по ролям без слов автора.

Действия
учащихся:

Работают
в группах по заданию учителя.

IV
этап.
Социализация — выступление учащихся в
группе.

Действия
учителя:

        
Дополнительно:

Художники
— подтвердить иллюстрацию словами из текста.

Актёры
— описать море и подобрать декорации.

Писатели
— докончить рассказ по его началу.

Действия
учащихся:

      
Учащиеся выполняют дополнительные задания.

V
этап.  Афиширование — предъявление коллективных работ учащихся в классе,
ознакомление с ними.

Действия
учителя:

            
Учитель организует обсуждение работ. Даёт необходимые пояснения.

Действия
учащихся:

            
Защищают проекты с обсуждением.

VI
этап.
Разрыв — внутреннее осознание неполноты
или несоответствия прежнего знания новому.

Действия
учителя:


А теперь послушайте рассказ «Прыжок».  (Учитель читает
до слов: « Она подпрыгнула к 12 летнему мальчику…?»)


Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна?


Как понять выражение «ещё больше расходилась»?


Как называется этот рассказ?


Как вы думаете, что было дальше?

Действия
учащихся:

Осознают
и формируют противоречия:


предлагают различные варианты концовки.


высказывают своё мнение.

Действия
учителя:

         
 А теперь послушайте этот рассказ до конца и
посмотрите, кто из вас был прав.


Оправдались ли ваши предложения?


Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?


Как находчивость капитана спасла мальчика?


Как вы думаете, почему капитан заплакал?

Действия
учащихся:

       
Учащиеся слушают рассказ. Ответы детей.

VII
этап. Рефлексия — самооценка.

Действия
учителя:

Сравнение
рассказов Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».


Похожи ли эти два рассказа?


А в чём отличие рассказов?


Кто главные герои рассказа?


Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?

Действия
учащихся:

Учащиеся
сравнивают два рассказа.

Находят
общее — сходство и различие.

Ответы
на вопросы.

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Автор: Камилла Шарапова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

Поделиться

  • Чему нас учит рассказ бедная лиза
  • Чему меня научила мама сочинение
  • Чемпионат европы как пишется
  • Чем хороша сказка почему люди берегут народные сказки выберите правильный ответ
  • Чем является произведение домашнее сочинение