Чему учат рассказы о животных

Урок внеклассного чтения во 2 классе рассказы о животных в творчестве русских писателей цели: 1 познакомить детей с рассказами о

Урок внеклассного
чтения
 во 2 классе 

«Рассказы
о животных в творчестве русских писателей»

Цели:

1)    Познакомить
детей с рассказами о животных русских писателей: Виталия Бианки «Музыкант» и
Евгения Чарушина «Что это за зверь?».

2)    Учить
анализировать текст, развивать интерес к литературе, наблюдательность.

3)    Воспитывать
бережное отношение к книге, любовь к животным и к природе.

Оборудование:
портреты писателей В. Бианки и Е. Чарушина; выставка книг; напечатанные тексты
рассказов; памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;
картинный план рассказа «Что это за зверь?».

Ход
урока.

Учитель:

-Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга-самый верный,

Самый лучший друг.

На сегодняшнем занятии мы посетим литературную
гостиную. А для того, чтобы узнать кто здесь хозяйничает и кто встретит нас у
своих дверей, давайте все вместе отгадаем загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ученики:
Книга.

Учитель:
Правильно, ребята. Это книга. А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг?
Для чего они нам нужны! (выслушивает ответы детей.)

Без
книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в
настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина
времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Вот
послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения «Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить Все герои детских
книг
.

Учитель:
Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги? (ответы детей)

Как много книг вы уже прочитали? ( игра
«Угадай книгу или сказку» —

определить по иллюстрации из какого
произведения она взята)

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня
представлены на выставке в нашей

литературной гостиной ( но выставке
представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина.) Как
вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети:
о природе, о птицах, о животных.

Учитель:
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с несколькими рассказами о животных,
написанными русскими писателями. Свои произведения о животных, о природе
посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М.
Пришвин, К. Паустовский и другие. Многие из них были познавательными,
воспитывали интерес к активному изучению природы.

Книга,
откуда будет прочитан наш первый рассказ, называется «Щур». Ребята, найдите эту
книгу на нашей выставке.

Один
из учеников находит из нескольких изданий нужную книгу и озвучивает вслух её
автора. Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

А
может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы? (ответы детей)
Евгения Чарушина называют рассказчиком — анималистом, (ведётся словарная работа
Анималист-художник, изображающий животных) потому что он не только писал
рассказы, а ещё и рисовал иллюстрации к своим произведениям. Герои его
рассказов — детёныши животных, дикие и домашние животные, животные и птицы,
живущие в зоопарке. Тем, что он стал художником и писателем, Чарушин всю жизнь
был благодарен своим родителям, которые подарили ему детство, наполненное
яркими, сильными и интересными впечатлениями.

И
сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его рассказов, а точнее с рассказом
— загадкой. Загадка кроется уже в самом названии, а называется он «Что это за
зверь?» Для того, чтобы отгадать загадку, приготовленную для вас автором,
внимательно послушайте меня и следите по своим текстам.(Учитель зачитывает
рассказ вслух.)

Учитель:
Итак, ребята, что же за зверёк таинственно наведывался к дому девочки?

Ученики:
Это был кролик.

Учитель:
Понравился ли вам рассказ и чему он вас учит?

Ученики:
рассказ учит читателей быть любознательными, внимательному и бережному
отношению к животным, потому что они братья наши меньшие.

Учитель: Что сделала девочка Катя, чтобы
узнать какой зверь приходил к её крыльцу? Как же ей удалось познакомиться с
таинственным зверем? Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо
восстановить последовательность Катиных действий (на доске вывешивается картинный план в
нарушенной последовательности и детям необходимо его восстановить.)

Молодцы,
ребята! Вы отлично справились с заданием.

Воспитательная
пятиминутка: Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о замечательном
сокровище и бывает, что не всегда ценим и бережём её. Послушайте обращение
книги к вам, которое прочитают ваши одноклассники.

1-й
ученик:

Я-книга, я-товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

2-й
ученик:

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери, что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

3-й
ученик:

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Учитель: Спасибо, вам, ребята!

А теперь я хочу познакомить вас с ещё
одним рассказом, но уже другого писателя- Виталия Бианки. Он известен, как
автор журнала «Воробей» и знаменитой» Лесной газеты». Герои его
произведений-животные, птицы, растения. Бианки вырос в семье известного
учёного-орнитолога (ведётся словарная работа Орнитолог — учёный, изучающий
птиц.) Его книги адресованы любознательным детям. Можете ли вы назвать себя
такими? (ответы
детей)

Рассказ,
который мы с вами сейчас прочитаем, называется «Музыкант». Ребята, а как вы
понимаете значение слова музыкант? Ответы детей

Музыкант
— это человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте.

А как вы думаете, если наш рассказ о
животном, кто в нём может выступать в роли музыканта? (дети высказывают свои
предположения)

Думаю, что мы сможем проверить ваши
предположения, прочитав этот рассказ.

Хорошо читающие ученики читают рассказ по
цепочке.

Учитель:
Итак, ребята, кто же в итоге оказался музыкантом?

Ученики:
медведь.

Учитель:
Действительно, ребята, в жизни очень часто можно встретить необычное в
поведении и способностях животных. А вы встречались с чем-нибудь необычным?

Дети
делятся своими наблюдениями.

Как
вы думаете, почему старый медвежатник не убил медведя, ведь он шёл на охоту?
Ученики: Старый медвежатник всю жизнь охотился на медведей, но этот случай так
поразил его, что, возможно, он больше никогда не поднимет ружья на животных.

Итог
урока. 
Вот сегодня на уроке мы с вами познакомились с 2-мя рассказами
разных писателей. Подумайте и скажите есть ли между ними что-то общее?

Ученики:
Оба рассказа учат нас быть любознательными по жизни, бережному отношению к
природе и к животным, ведь не зря их называют братьями нашими меньшими.

Учитель:
И напоследок я хотела бы вам пожелать:

Пусть каждый день
и каждый час

Вам новое добудет

Пусть добрым будет
ум у вас,

А сердце добрым
будет.

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема «Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот»

Цели:  Познакомить детей со сказкой К. Ушинского “Плутишка кот” и проанализировать её.

Задачи:

  • Развитие устной речи (подбор эпитетов, построение собственных высказываний)

  • Совершенствование навыков работы с текстом (чтение молча, выборочное чтение, выбрать интонацию)

  • Составление плана пересказа

  • Развитие умения образовывать новые слова, используя опыт полученных знаний, обогащение словарного запаса

  • Активизация читательского опыта

  • Развитие эмоционального восприятия

  • Воспитание нежного, бережного и уважительного отношения к окружающему миру

  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать;

  • помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”, обучать коллективной работе;

  • развивать фантазию, воображение

  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за порученное дело в группе, сопереживание;

  • вызвать стремление к самостоятельному чтению книг, творчеству.

Планируемые результаты

Предметные: правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами.

Метапредметные:

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами
и авторитетным мнением.

Ход урока

I.Организационный момент.

— Я уверена, что все готовы к уроку. Вы все будете внимательными, активно работать, читать, рассуждать. 

II. Актуализация ранее изученного.

— Рассказы каких писателей мы читали?

— О чем писали эти авторы?

— Кто еще читал рассказы про животных?

— Чему учат рассказы о животных?

— Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями о животных.

Константин Дмитриевич Ушинский написал произведение «Плутишка кот».

III. Знакомство с новым материалом.

1. — Биография автора

 Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 года в г. Тула в семье отставного офицера. Мать умерла, когда мальчику было 12 лет. Константин Дмитриевич успешно окончил гимназию и юридический факультет Московского университета. Преподавал в Институте благородных девиц в Смольном, издавал педагогические журналы, писал учебники, был учителем, писателем, философом.

Медалью имени К. Ушинского награждают лучших учителей

2 . – Первичное слушание произведения.

Произведение читает учитель.

3. — Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия.

— Понравилось ли вам это произведение?

 Что вам понравилось?

 Кто главные герои произведения?

4. — Моделирование обложки.

— Давайте составим модель обложки.

– Назовите жанр произведения. (СКАЗКА) Треугольник

— Почему это сказка? (1. Начинается с «жили-были».

2. Животные говорят по-человечьи.)

– О чем или о ком эта сказка? (О животных) Коричневый цвет.

— Эта сказка авторская или народная? (Авторская)

– Кто автор этой сказки? (К. Ушинский)

– Какое название выбрал для своего произведения автор? (Плутишка кот)

  1. Работа с текстом прослушанного произведения.

— Почему так озаглавлена сказка? Плутишка кот.

(Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить)

— Найдите слова автора, как он говорит о коте.

(Он такой вор и разбойник)

— Как обращается козел да баран к коту, когда его жалеют?

(Котик-коток, серенький лобок!)

— Как они говорят, когда сердятся на кота?

(Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб!)

— Давайте попробуем передать голосом отношения героев.

— Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте её соседу.

— Кто считает, что у него получилось голосом передать нужную интонацию? Прочитайте вслух.

— Прочитайте в первой части последний абзац.

— Как вы думаете, что значит рядить? избыть?

(Обсуждать, толковать; избавиться от чего-нибудь)

— А как это объясняет словарик на стр. 23?

  1. Физкультминутка.

Мы пробовали передать голосом характер героев. А теперь попробуйте показать, как двигается кот, козёл и баран.

  1. Работа в тетради.

-Кто пришёл в гости к животным? (Медведь)

А как он ходит?

– Найдите слова автора о коте, зачитайте! (Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить. Он такой вор и разбойник!)

— Найдите строчки, в которых говорится о медведе?

(Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин.)

— Передайте голосом, как говорит медведь?

— А какое имя дал ему автор?

— Откройте тетради, запишите “имя”, “отчество”, “фамилию” медведя. Вспомните правило написания имен собственных.

  1. Работа с текстом.

 Прочитайте начало 3 части.

 Что предложил белый волк козлу да барану?

(Силу попробовать)

— Как повели себя козел да баран?

(Испугались)

— А котишко – серый лобишко?

(Он решил схитрить, обмануть)

— Обманул, подошли волки к Мише. Прочитайте, как Миша поступил с незваными гостями.

(Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря.)

— Прочитайте в словаре, что значит “запеть лазаря”.

(Жаловаться, плакать, стонать.)

— Чем же закончилась сказка? Прочитайте.

(…а котишку – мурлышку ещё за плутни выдрали.)

  1. Составление плана сказки. Записать в тетрадь.

План: 1. Хитрость Васьки.

2. Побег из дома.

3. Встреча с волками.

— Рассмотри иллюстрации, какая тебе больше понравилась, прочитай отрывок, который к ней относится.

IV.Итог урока. Рефлексия.

— О ком мы читали? (О коте)

— Кто написал это произведение? (Ушинский)

— Назовите жанр этого произведения? (Сказка)

— Прочитайте дома родителям эту сказку ещё раз и подготовьте пересказ одной части по выбору.

V. Домашнее задание. с. 18-23, чит., подгот. Пересказ одной из частей на выбор.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/460071-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniju-umk-

Юваль Ной Харари — историк, футуролог, автор нескольких нон-фикшн бестселлеров, включая «Sapiens: краткая история человечества» и «21 урок для XXI века». Какие книги читает и рекомендует Харари — в подборке РБК Трендов

Стивен Пинкер, «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса»

Чему учат рассказы о животных

Интернет пестрит предсказаниями катастроф, кругом войны и болезни — кажется, что человечество деградирует, а мир катится в пропасть. Психолог и популяризатор науки Стивен Пинкер утверждает, что эта установка — всего лишь когнитивное искажение, связанное с невозможностью нашего сознания абстрагироваться от негативных событий. На самом деле, чтобы понять, что сейчас мы живем лучше, чем когда-либо, достаточно оглянуться вокруг. Медицина победила естественный отбор и борется со старением, экономика позволяет находить время на отдых, насилия стало меньше. С помощью статистики и научных исследований разных областей жизни Пинкер доказывает, что мы живем в эпоху непрерывного прогресса, а все проблемы можно решить, следуя законам Просвещения. «Это самая оптимистичная книга, которую я читал за долгое время. Конечно, есть с чем не согласиться и о чем поспорить, но именно это делает эту книгу такой интересной» — рассказывает Харари.

Ли Кайфу, «Сверхдержавы искусственного интеллекта: Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок»

Чему учат рассказы о животных

Ли Кайфу — один из самых известных предпринимателей и исследователей в области искусственного интеллекта в мире. Эта книга — исследование перспектив искусственного интеллекта не с точки зрения технических возможностей, а в большей степени с точки зрения экономики. Ли описывает, как Китай стремительно становится ведущей державой в области ИИ: «Если данные — новая нефть, то Китай — Саудовская Аравия». В результате противостояния двух сверхдержав, КНР и США, экономика может серьезно пострадать: многие потеряют работу, а разрыв между богатыми и бедными увеличится.

Эксперт предполагает, что ИИ может вытеснить работников как умственного, так и физического труда. Так, переводчик, рентгенолог и оператор службы поддержки равно как и водитель грузовика, работник швейной фабрики и кассир скоро могут быть заменены машинами. Это связано с тем, что перечисленные профессии не требуют высоких социальных и творческих навыков. С другой стороны, успокаивает Ли, те специалисты, чья работа требует творческого подхода и эмпатии, вряд ли уступят свои места роботам.

Олдос Хаксли, «О дивный новый мир»

Чему учат рассказы о животных

Классическая антиутопия, сюжет которой построен вокруг общества потребления, где процветает генная инженерия и деление на касты, главная ценность — стабильность, а проблем, как и депрессии, просто не существует. Любое отклонение от нормы здесь — дикость, а тот, кто не согласен с режимом — Дикарь. Харари называет «О дивный новый мир» «самой пророческой книгой XX века», так как многие вещи и события, описанные Хаксли, легко представить в нашей повседневной жизни.

«Когда вы читаете «О дивный новый мир», вы не знаете, утопия это или антиутопия. У вас есть ощущение, что в этом мире что-то ужасно неправильно, но вы не можете понять, что именно, потому что все постоянно счастливы и довольны… Судя по нашей нынешней траектории, мы как раз на пути к Дивному новому миру» — утверждает Юваль Харари.

Тим Фланнери, «Европа: первые 100 млн лет»

Чему учат рассказы о животных

Палеонтолог и защитник природы Тим Фланнери рисует подробный и увлекательный портрет Европы как перекрестка мира, где за 100 млн лет прижились, трансформировались и перемешались многие виды живых организмов. Когда-то территория Европы была местом образования первых коралловых рифов, а теперь там больше волков, чем в Северной Америке. Фланнери описывает в книге сам процесс формирования европейской территории, рассказывает, как эволюционировали ее флора и фауна, и как из места, заросшего папоротниками и заселенного тритонами, Европа превратилась в одну из самых биологически динамичных территорий.

«Книга Тима Фланнери стала для меня своего рода обзорной экскурсией. Ее самыми яркими моментами стали посещение Европы, когда она была тропическим архипелагом, населенным динозаврами, и пеший поход из Лондона в Амстердам через древний Доггерленд», — поделился впечатлениями Харари.

Лю Цысинь, «Задача трех тел»

Чему учат рассказы о животных

Научно-фантастический роман китайского писателя Лю Цысиня — первая часть трилогии «Память о прошлом Земли». Название отсылает к одной из нерешаемых задач небесной механики — раздела астрономии, использующего законы механики для изучения движения небесных тел, в основном в Солнечной системе. В 2015 году книга получила премию «Хьюго» как лучший фантастический роман года.

Действие романа происходит в КНР в эпоху Культурной революции 1960-х годов: китайское правительство отправляет сигналы в космос, чтобы выяснить, есть ли жизнь за пределами Земли. Однажды инопланетяне все-таки отвечают — из космоса приходит предупреждение больше никогда не связываться с внеземными цивилизациями ради безопасности планеты. Но человечество непреклонно, и в результате наживает себе врага в лице более развитой инопланетной расы. «Если вы думаете, что атомные бомбы страшны, подождите, пока не прочтете, что может сделать с нашей Солнечной системой двумерная бомба», — говорит Харари.

Франс де Вааль, «Последнее объятие Мамы: Чему нас учат эмоции животных»

Чему учат рассказы о животных

Эта книга переносит нас в «зазеркалье животного мира, который одновременно очень чужд и смущающе знаком». Приматолог Франс де Вааль пытается разобраться, испытывают ли животные те же эмоции, что и люди: могут ли они смеяться, стыдиться, ненавидеть, завидовать и любить. Изучая самые разные виды животных на протяжении 40 лет, де Вааль обнаружил у них удивительные способности к эмпатии, взаимопомощи и прощению.

Свои наблюдения Франс де Вааль подкрепляет примерами. Один из них — смерть матриарха-шимпанзе по имени Мама, в честь которой и названа книга. Шимпанзе было 59 лет, когда к ней пришел проститься биолог Ян ван Хофф. Мама узнала ученого, обняла его и начала гладить по голове, хотя этот жест считается типично человеческим. Таким образом де Вааль показывает, что мы — не единственные животные, способные испытывать глубокие и сложные переживания.

Майкл Поллан, «Мир иной. Что психоделика может рассказать о сознании, смерти, страстях, депрессии и трансцендентности»

Чему учат рассказы о животных

Журналист и ЗОЖ-активист Майкл Поллан начинал эту книгу как масштабное исследование того, как ЛСД и псилоцибин используются для оказания помощи людям, страдающим от депрессии, зависимостей и тревоги. В процессе он обнаружил, что эти вещества способны помочь и здоровым людям справиться с проблемами повседневной жизни. Так началось путешествие автора в различные измененные состояния сознания, а также глубокое погружение как в новейшую науку о мозге, так и в процветающее подпольное сообщество психоделических терапевтов.

Предупреждая об опасности, которая сопровождает употребление любых наркотических веществ, Поллан напоминает о главной цели, ради которой была написана книга: приблизиться к разгадке человеческого разума и понять, на что мы готовы пойти, чтобы найти смысл в жизни. В этом с ним согласен и Харари: «Что бы вы ни думали о психоделиках, книга напоминает нам, что разум — величайшая тайна во Вселенной, что эта тайна всегда с нами и что мы обычно посвящаем слишком мало времени и энергии ее изучению».

Элизабет Колберт, «Шестое вымирание. Неестественная история»

Чему учат рассказы о животных

За последние 500 млн лет произошло пять массовых вымираний биологических видов — все они были связаны исключительно с природными катаклизмами. В результате каждого вымирания «Большой пятерки» с планеты исчезало до 80% всех видов живых существ. Прямо сейчас происходит Шестое крупнейшее вымирание — и на этот раз в нем виноват человек.

Американская журналистка Элизабет Колберт проследила истории нескольких бесследно исчезнувших видов, поговорила с учеными и попыталась выяснить, как получилось, что деятельность человечества стала смертельной для других живых существ, и можем ли мы это остановить. Каждая из 13 глав посвящена одному вымершему или вымирающему виду: бескрылой гагарке, гавайскому ворону, суматранскому носорогу и другим.

В 2015 году книга Колберт удостоилась Пулитцеровской премии, а The Guardian включил ее в список 100 лучших нехудожественных книг всех времен.

Кэти О’Нил, «Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения»

Чему учат рассказы о животных

Многие решения и события в нашей жизни предопределены компьютерными алгоритмами. Сможем ли мы купить жилье в ипотеку или машину в кредит, сколько мы платим за медицинскую страховку — все это уже определяют не люди. При этом алгоритмы призваны способствовать большей социальной справедливости, поскольку они якобы непредвзяты. Но так ли это на самом деле?

Профессор математики и финансовый аналитик Кэти О’Нил знакомит нас с темной стороной математических моделей, которые сегодня используют компании и государства. Алгоритмы стали опасным оружием в руках корпораций: они непрозрачны, нерегулируемы и в конечном счете работают так, что дискриминация только усиливается. Например, бедному студенту не одобрят образовательный кредит, который мог бы помочь ему выбраться из нищеты, поскольку алгоритм посчитает его неблагонадежным клиентом. Таким образом, человек попадает в порочный круг. О’Нил раскрывает некоторые секреты и рассказывает, какие математические модели формируют наше будущее, следят за нашим здоровьем и оценивают работников, учителей и студентов.

Иоан Грилло «Главари бандитских группировок: Наркодоллары, Поля убийств и Новая политика Латинской Америки»

Чему учат рассказы о животных

На ранчо к югу от Техаса человек, известный как Палач, выбрасывает пятьсот частей тела в металлических бочках. В крупнейшем городе Бразилии таинственный заключенный приказывает наемным убийцам застрелить сорок одного полицейского и тюремных охранников. В Южной Мексике производитель метамфетамина почитается как святой — и расправляется со своими врагами, руководствуясь Ветхим Заветом.

Журналист Иоан Грилло занимается изучением преступного мира Латинской Америки уже два десятилетия и знает, как работают наркокартели на всех уровнях. В этой книге Грилло описывает новый тип «вора в законе»: это одновременно генеральный директор, террорист, рок-звезда и человек, который обеспечивает правительства оружием. «Главари бандитских группировок» — это первый полный отчет о криминальных войнах, которые сейчас разоряют Центральную и Южную Америку и Карибский бассейн. И что еще интереснее — влияют на нашу повседневность.

Сказки.Рассказы.Стихи

Г. Скребицкий. Рассказы о природе для детей. Произведения и биография

Список произведений

Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.

В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных.

Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства».
Уже первые сборники Скребицкого поставили его в ряд лучших детских писателей -натуралистов.

Творчество Г. Скребицкого

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще».

Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу.
Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
————————————————————
Рассказы Скребицкого о природе и
о животных.Читаем бесплатно онлайн

Рассказы о животных для школьников

article1292

Рассказы о животных для младших школьников. Рассказы про животных Георгия Скребицкого. Рассказы для внеклассного чтения в начальной школе. Рассказы про хитрую белку, покладистого ёжика и заботливую маму лисёнка.

Г. Скребицкий. Воришка

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, этажерки, да так ловко — никогда ничего не уронит, не разобьёт.

В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева.

Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа прямо на плечо. Это значит — она просит сахару или конфетку. Очень любила сладкое.

Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали. Их никогда не запирали, потому что мы, дети, без спросу ничего не брали.

Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку:

— Кто же это конфеты отсюда взял?

Мы глядим друг на друга и молчим — не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар из буфета пропал и опять никто не сознался, что взял. Тут уж и отец рассердился, сказал, что теперь всё будет запирать, а нам всю неделю сладкого не даст.

И белка заодно с нами без сладкого осталась. Вспрыгнет, бывало, на плечо, мордочкой о щёку трётся, за ухо зубами дёргает — просит сахару. А где его взять?

Один раз после обеда сидел я тихонько на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба — и на пол, а оттуда на шкаф. Через минуту, смотрю, опять на стол забралась, схватила вторую корочку — и опять на шкаф.

«Постой, — думаю, — куда это она хлеб всё носит?» Подставил я стул, заглянул на шкаф. Вижу — старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её — вот тебе раз! Чего-чего только под нею нет: и сахар, и конфеты, и хлеб, и разные косточки.

Я — прямо к отцу, показываю: «Вот кто у нас воришка!»

А отец рассмеялся и говорит:

— Как же это я раньше не догадался! Ведь это наша белка на зиму себе запасы делает. Теперь осень, на воле все белки корм запасают, ну и наша не отстаёт, тоже запасается.

После такого случая перестали от нас запирать сладкое, только к буфету крючок приделали, чтобы белка туда залезть не могла. Но белка на этом не успокоилась, всё продолжала запасы на зиму готовить. Найдёт корочку хлеба, орех или косточку — сейчас схватит, убежит и запрячет куда-нибудь.

А то ходили мы как-то в лес за грибами. Пришли поздно вечером усталые, поели — и скорее спать. Кошёлку с грибами на окне оставили: прохладно там, не испортятся до утра.

Утром встаём — вся корзина пустая. Куда же грибы делись? Вдруг отец из кабинета кричит, нас зовёт. Прибежали к нему, глядим — все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца, и за зеркалом, и за картиной — всюду грибы. Это белка ранёхонько утром постаралась: развесила грибы себе на зиму посушить.

В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму.

Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её — нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес.

Жалко нам стало белочки, да ничего не поделаешь.

Собрались топить печку, закрыли отдушник, наложили дров, подожгли. Вдруг в печке как завозится что-то, зашуршит! Мы отдушник поскорее открыли, а оттуда белка пулей выскочила — и прямо на шкаф.

А дым из печки в комнату так и валит, в трубу никак не идёт. Что такое? Брат сделал из толстой проволоки крючок и просунул его через отдушину в трубу, чтобы узнать, нет ли там чего.

Глядим — тащит из трубы галстук, мамину перчатку, даже бабушкину праздничную косынку там разыскал.

Всё это наша белка себе для гнезда в трубу затащила. Вот ведь какая! Хоть и в доме живёт, а лесные повадки не оставляет. Такова уж, видно, их беличья натура.

Г. Скребицкий. Заботливая мамаша

Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар.

Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, а только прижимал уши и весь дрожал.

Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. Но напуганный зверёк молоко пить не стал.

Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое — пусть оглядится, освоится на новом месте.

Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. Был уже вечер, скоро все легли спать.

Ночью я проснулся. Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. Откуда же, думаю, он взялся? Выглянул в окно. На дворе уже светало. Из окна был виден амбар, где находился лисёнок. Оказывается, это он так по — щенячьи скулил.

Прямо за амбаром начинался лес.

Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.

Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.

Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.

Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать.

Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. Что такое. На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок. Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.

— Вот так штука! — сказал папа, увидя зайчонка. — Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду. Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. Ну и заботливая мамаша!

Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка. А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно — не пришла ли лисица.

Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.

Зато утром я поднялся чем свет и сразу побежал к амбару. На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.

За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.

— Убирайте лисёнка куда хотите, — кричали они, — а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!

Делать было нечего, пришлось папе посадить лисёнка в мешок и отнести назад в лес, к лисьим норам.

С тех пор лиса в деревню больше не приходила.

Г. Скребицкий. Пушок

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу — вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча — его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо — зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

21.08.2019

Скребицкий Г. «Воришка»

Жанр: рассказ о животных

Главные герои рассказа «Воришка» и их характеристика

  1. Белка. Ручная, веселая, бойкая. Запасливая, домовитая, предусмотрительная.

План пересказа рассказа «Воришка»

  1. Ручная белка
  2. Пропавшие конфеты
  3. Склад белки
  4. Пропавшие грибы
  5. Пропавшая белка
  6. Дым из печки

Кратчайшее содержание рассказа «Воришка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Белка жила в доме и была совсем ручной.
  2. Она воровала конфеты и сахар, и прятала их на зиму.
  3. Когда буфет закрыли, она стала таскать корочки хлеба.
  4. Белка утащила грибы из корзины и развесила их в комнате сушиться.
  5. Стало холодно и белка пропала.
  6. Она нашлась в отдушине печи, а в трубу были напиханы разные вещи.

Главная мысль рассказа «Воришка»
Даже ручной зверь живет по лесным законам.

Чему учит рассказ «Воришка»
Рассказ учит любить природу, любить всех животных и радоваться их проделкам. Учит никогда не обижаться на своих питомцев. Учит делать запасы впрок и на зиму. Учит предусмотрительности.

Отзыв на рассказ «Воришка»
Мне понравился этот рассказ и больше всего понравилась хозяйственная белка. Она беспокоилась о том, как пройдет зима и поэтому сделала себе гнездо в трубе, а также делала различные запасы. Этого требовала от нее природа.

Пословицы к рассказу «Воришка»
Что припасешь, то и пожуешь.
Не все зараз, оставь и в запас.
Про запас в норку и мышка тащит корку.
Запас ни пить, ни есть не просит.
Дальше положишь, ближе возьмешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Воришка»
Одной семье подарили молодую белку. Белка была совсем ручной и любила лазать по шкафам и этажеркам. Особенно привлекали белку оленьи рога, что висели в кабинете отца. Она садилась на них, как на веточку, и смотрела по сторонам.
Белка очень любила сладкое и постоянно выпрашивала у детей конфеты или сахар. Конфеты лежали в буфете, который не запирали.
Но как-то мама возмутилась, что кто-то забрал все конфеты из вазочки. Дети отпирались, но им не очень поверили. На следующий день пропал весь сахар. Теперь уже ругаться стал отец, а буфет стали закрывать на ключ.
Один раз сын увидел, как белочка схватила корку хлеба и побежала с ней на кухню. Потом вернулась за второй. Ему стало интересно и он пошел за белкой. И в шкафу под маминой шляпой мальчик нашел беличьи сокровища — конфеты, сахар, корочки, косточки и орехи.
Он показал родителям и отец сказал, что белка запасы на зиму делает. Она хоть и ручная, а повадки остались дикие.
После этого запирать буфет перестали, но приделали крючок, чтобы белка не могла открыть дверцу.
Но белка все равно продолжала таскать хлеб, косточки и орехи, делая запасы на зиму.
В другой раз, вернувшись из леса, люди оставили на веранде на ночь полную корзину грибов. А утром корзина оказалась пустой. Отец прошел в свой кабинет и громко закричал. Оленьи рога и все крючки на стенах были увешаны грибами. Запасливая белка собиралась высушить их на зиму.
Вскоре стало холодать и белка стала менее подвижной, а потом и вовсе пропала. Все решили, что она убежала в лес. Но когда брат стал растапливать печь, из отдушины послышалась возня, и оттуда пулей выскочила взъерошенная белка. Комнату наполнил удушливый дым.
Оказалось, белка натолкала в трубу старых вещей, среди которых нашлась даже мамина перчатка.
Не оставляла белка лесных повадок.

Источники:

http://skazkibasni.com/georgij-skrebickij-rasskazy
http://vashechudo.ru/raznoe/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-zhivotnyh-dlja-shkolnikov.html
http://coolchtivo.blogspot.com/2019/08/blog-post21.html

  • Чему учат рассказы зощенко
  • Чему учат рассказы носова
  • Чему учат рассказы достоевского
  • Чему учат китайские сказки
  • Чему научила сказка о рыбаке и рыбке