Чему учат рассказы голявкина

Юмористические рассказы виктора васильевича голявкинаначали выходить в конце 50 начале 60-х годов xx века в составе различных циклов и сборников

Юмористические рассказы Виктора Васильевича Голявкинаначали выходить в конце 50 –начале 60-х годов XX века в составе различных циклов и сборников (“Тетрадки под дождем”, “Наши с Вовкой разговоры”, “Удивительные дети”, “Разрешите пройти” и другие). Отличительная черта всех рассказов В. Голявкина – минимализм повествования и сжатость объема, поэтому их называют иногда юмористическими миниатюрами. Сам же писатель называл свои рассказы “сверхкороткими”, считая подобную характеристику не просто отличительной чертой, но и художественным достоинством своих произведений. Форма сверхкороткого рассказа, по словам В. Голявкина, “дисциплинирует писателя”, ведь в сжатом словесном пространстве возрастает смысловая нагрузка каждого слова, каждой фразы. Кроме того, заметную роль начинают играть звуковая и ритмическая организация речи, а также ее графическая запись. Все это толкает писателя к поиску новых форм повествования. Каждая миниатюра В. Голявкина – это блестящий эксперимент, богатый художественным открытиями.

Открытия совершаются на самом обыденном жизненном материале: это происшествия из будничной жизни ребенка, школьной или домашней. Рассказывается о них в форме анекдотической истории. Как и во всяком анекдоте, персонажи в миниатюрах В. Голявкина постоянно совершают неожиданные поступки, ломая тем самым общепринятые представления о норме. В подобной непредсказуемости мысли и действия, слова и поступка открывается неисчерпаемый источник комических ситуаций. Но отступление от нормы в литературном произведении предполагает знание о ее существовании, и такое сочетание комической свободы и серьезной нормативности – характерная особенность детского юмористического рассказа. Однако, в отличие от других писателей, В. Голявкин не торопится абсолютизировать общепринятые правила. Он всегда оставляет своим героям свободное пространство для ненормированного мышления и поведения. Такое поведение может восприниматься окружающими как нелепое и бессмысленное, тем более что речь идет о мире с устоявшейся системой правил – это школа, семья. Однако в том, как ведут себя дети в рассказах В. Голявкина, есть своя внутренняя логика. Читателю поведение героев кажется парадоксальным и вызывает смех. Юмор в таком случае выполняет роль “дополнительного зрения”, которое позволяет увидеть героя с неожиданной стороны и глубже понять его. Подобное понимание юмора отвечало представлениям В. Голявкина о назначении детской литературы. Это назначение состоит не в том, чтобы давать читателю прямолинейные ответы, а в том, чтобы выяснить жизненную истину, которая, по убеждению писателя, “вовсе не однозначна”.

Художественные взгляды писателя сказались на выборе способа повествования: В. Голявкин предпочитал строить свои произведения как диалог между двумя персонажами или монолог одного из героев. В таком повествовании заметная роль принадлежит “чужому” слову, которое оказывается спорным по отношению к авторскому. Так возникает характерное для В. Голявкина диалогически напряженное повествование, в котором сталкиваются разные жизненные позиции. При этом авторское слово, выступающее в произведении носителем объективной истины, ограничивается короткими описаниями и сжатыми характеристиками (отсюда особая краткость голявкинских рассказов). Зато “чужое” слово, субъективное по своей природе, звучит достаточно полно и по-своему убедительно. Но принцип повествовательного минимализма распространяется и на него: герои в рассказах В. Голявкина высказываются неполными предложениями и отрывистыми фразами, характерными для разговорного стиля.

В столкновении голосов и мнений не теряется позиция самого писателя. Она проявляется в афористичности характеристик и меткости оценок, а также в том, с какой интонацией передает В. Голявкин “чужое” слово: насмешливой, доверительной или ироничной.

Рассказ “Закутанный мальчик”начинается с портрета, остроумно характеризующего героя:

Этот мальчик был так закутан, что на него нельзя было смотреть без смеха. Поверх всего он был обмотан большим шерстяным платком. Из большого клубка одежды торчали лишь нос и два глаза.

Такой нелепый внешний вид задает тему разговора: “Как ты на коньках катаешься?” – “Никак”. С первых же слов диалог становится спором, в котором сталкиваются два отношения к жизни – активно-деятельное и равнодушно-пассивное. Их идейное различие подчеркивается различием ритмико-синтаксическим: на напряженно задаваемые вопросы следуют вялые ответы, в основном в форме отрицательных конструкций: “никак”, “не катаюсь”, “не надо”. Кульминация рассказа наступает в тот момент, когда “закутанный мальчик” попытался доказать свою правоту кулаками, но сделал шаг и упал. Итог спору подводит насмешливая реплика: “Поставьте его у стены, а то он так все время падать будет”. В этих словах – открытая насмешка над ленью и беспомощностью. Она слышна уже в самом названии рассказа – “Закутанный мальчик”. Форма страдательного причастия “закутанный” звучит комично по отношению к “мальчику”, который в соответствии с традиционными представлениями должен воплощать активное отношение к миру и жизненную энергию.

Герой-антагонист в рассказах В. Голявкина – всегда фигура комическая. Смешным “закутанного мальчика” делают его сходство с огородным чучелом – неподвижной фигурой в одежде человека, глупые ответы и неловкое падение. Нетрудно увидеть в такой сценке сходство с клоунадой. Это очень важно для понимания природы комического в рассказах В. Голявкина. Из мира клоунады – утрированное изображение внешности и манеры держаться, а также комические путаницы и бессмыслицы в разговоре персонажей.

Герои рассказов В. Голявкина часто не понимают друг друга. И такое непонимание ярко характеризует участников разговора. В рассказе “Болтуны”два одноклассника пытаются выяснить отношения:

– У тебя во рту зуба нет.

– А ты рыжий.

– А ты селедка.

– А ты вуалехвост.

– А что это такое?

– Вуалехвост и все.

– А ты первердер…

– Это еще что значит?

– Значит, что ты первердер.

– А ты дырбырдыр.

– А ты выртырвыр.

– А ты ррррррр…

– А ты ззззз…

Смысл этого бессмысленного, абсурдного диалога, в котором каждый пытается обидеть другого, заключается в очевидном саморазоблачении спорщиков. И на вопрос учителя “Хотел бы я знать, кто же вы все-таки такие?” легко дать ответ, тем более что он вынесен в название рассказа – “Болтуны”. Несмотря на столь нелестное определение, герои рассказа В. Голявкина по-своему остроумны и изобретательны: звучание придуманных ими слов и звукосочетаний точно попадает в цель – посмеяться над обидчиком.

В. Голявкин внимателен не только к слову и звуку, но и к его графическому воплощению. Графическая запись слова тоже служит способом комической характеристики героя, например, детское написание слов с орфографическими ошибками, которое вызывает у старших справедливые упреки. В рассказе “Карусель в голове”сын просит папу купить целую кучу игрушек. О своем страстном желании мальчик говорит совершенно искренне:

Мне так хочется иметь эти вещи! И они постоянно вертятся у меня в голове наподобие карусели, и от этого голова так кружится, что трудно удержаться на ногах.

Но карусель в голове – не только от желания играть, но и от нежелания учиться: все слова, которые мальчик самостоятельно написал по просьбе отца, оказались с ошибками. Комический список, написанный крупными буквами, автор приводит полностью, и такая запись-картинка похожа на карусель, которая вертится в голове у школьника.

Ошибочное воспроизведение существующих слов или придумывание новых смешных слов – это повод для комической игры с общепринятой нормой. Согласно этой норме от ученика всегда требуются серьезность и прилежание. Но оказывается, что выдумывать новые слова – это тоже дело, хотя приводит оно к неожиданным последствиям. В рассказе “Яандреев”ученик решил придумать себе новую фамилию – Яандреев, – считая, что все его школьные неудачи – из-за фамилии (“с моей фамилией пропадешь”), которая начинается с буквы “А”. Таким хитрым способом он надеется избежать ответов у доски. Учительница подхватывает игру: “Иди, Яандреев, урок отвечать”. В словах учительницы, обращенных к нерадивому ученику, звучит откровенная насмешка, но читатель может услышать и другое. Новое имя “Яандреев”, вынесенное в название рассказа, становится “криком души”: ребенок говорит о своем “Я” в надежде быть услышанным взрослым. Так комическая игра со словом в короткой анекдотической истории помогает задуматься о вполне серьезных вещах.

Автор побуждает задуматься и тогда, когда на смену слову в его миниатюрах приходит молчание. Причиной такого неожиданного молчания бывает взаимное непонимание, нередко возникающее между учителем и его учениками. В рассказах В. Голявкина “Тетрадки под дождем”и “В шкафу”школьники отказываются объяснить взрослым свое нелепое, с точки зрения старших, поведение. Такое молчание оказывается “говорящим” – оно подводит итог комической ситуации, в которой ученик оказался по собственной вине, но в то же время напоминает о пропасти непонимания, разделяющей детей и взрослых.

В некоторых миниатюрах В. Голявкина герой рассказывает о себе сам. Часто такой монолог приводит к комическому саморазоблачению. В рассказе “Секрет”мальчик убежденно говорит:

У нас от девчонок секреты. Мы ни за что на свете не доверяем им свои секреты. Они по всему свету могут разболтать любую тайну.

После многословного обличения “болтливых девчонок” следует парадоксальная развязка: болтун рассказал знакомой девочке весь мальчишеский секрет.

Неожиданные развязки служат опровержением сказанного: так жадина, который утверждал, что он никому не даст свой мяч, оказался в итоге без мяча (“Так всегда бывает”),а школьник, довольный тем, что прогулял урок, не смог найти себе никакого занятия (“Никакой горчицы я не ел”).

Верно оценить ситуацию в рассказах В. Голявкина помогают также их названия – афористичные и меткие. Рассказ “В любом деле надо уметь работать”написан от лица горе-боксера, который не сразу понял, что в спорте, как и в любом деле, надо уметь работать.

Так происходит разоблачение хвастуна, лентяя или жадины. При этом автор не торопится прямолинейно опровергать самодовольные утверждения своих героев. Он прибегает к приему комического повтора отдельных фраз и высказываний, и тогда они начинают звучать совсем по-другому, обнаруживая свою ошибочность. В рассказе “УМиши новые лыжи”мальчик хвастается своими новыми лыжами, на которых он не катается, предпочитая носить на плече. При этом Миша многократно утверждает:

Лыжи – хорошая вещь. На них можно с гор кататься. Можно бегать наперегонки. И прочее.

Эти слова автор повторяет несколько раз, после чего становится ясно, что перед нами просто лентяй и болтун. Иногда утверждения героя писатель выносит в название рассказа, и это тоже служит средством комического разоблачения. В рассказе “После зимы будет лето”мальчик не хочет учиться плавать. Свое нежелание он объясняет тем, что “после зимы будет лето”, а значит, не надо торопиться. Так проходит целый год, и читателю становится ясно, что плавать герой так и не научится.

Но не всегда “чужое” слово в рассказах В. Голявкина служит предметом спора или опровержения. Есть истории, в которых своим монологом герой вызывает к себе доверие и симпатию. Но и здесь писатель предпочитает создавать ситуации парадоксальные. Рассказ “Вязальщик”начинается со слов:

Конечно, вы удивитесь. Потому что я мальчик… Но не в этом дело. Дело в том, что я вязать умею.

Насмешек герою, занимающемуся таким “немужским” делом, не избежать. Отношение к вязальщику изменилось только тогда, когда он пришел в класс в новом связанном свитере:

Никто уж не дразнит, конечно. Чего уж тут дразнить. Вязальщиком быть совсем неплохо. Это всем стало ясно.

Справедливо гордится результатом своего труда герой рассказа “Тыква в сундуке”.И хотя тыква выросла маленькая, больше похожая на орех, мальчик с достоинством говорит о ней: “Моя тыква сундучная. Я ее в сундуке растил!”

Такие герои, увлеченные своим делом, симпатичны автору. Творческая активность делает их сродни писателю и художнику, хотя окружающим они часто кажутся смешными чудаками. Но совсем не смешно становится тогда, когда приземленные представления губят творческий порыв в душе ребенка. Этой теме посвящен рассказ-миниатюра “Четыре цвета”.

Первоклассник Алик нарисовал:

Сиреневого верблюда,

Зеленую лошадку, синюю утку

И красного зайца.

Папа, увидев рисунок, сказал:

– Разве бывают сиреневые верблюды, зеленые лошадки, синие утки и красные зайцы?

– Не бывают, – сказал печально сын. – Но у меня было только четыре краски… Вот что я сделаю!

И он тут же нарисовал:

Красный мак,

Зеленый огурец,

Синее небо

И сиреневую сирень…

Рассказ завершается выразительным многоточием. После тавтологического сочетания слов “сиреневая сирень” дальнейшие пояснения уже излишни.

Так в сжатом объеме короткого рассказа В. Голявкин блестяще использует выразительные возможности слова и звука, синтаксиса и графики.

Вопросы и задания

1. Какими лексическими и синтаксическими особенностями отличается речь героев в рассказах В.В. Голявкина “Не-а” и “Ну и что же”?

2. В чем своеобразие диалога в рассказе “Тетрадки под дождем”? Как связан такой абсурдный диалог с ситуацией, произошедшей на уроке?

3. Какова роль “чужого” слова в рассказе “После зимы будет лето”?

4. В чем своеобразие монолога в рассказах В. Голявкина? Покажите это на примере рассказа “Никакой горчицы я не ел” и “В любом деле нужно уметь работать”. Обратите внимание на роль названий.

5. Какую роль выполняет графическое написание в рассказах В. Голявкина? Приведите примеры.

6. Обратившись к главе 1 (1.1), проанализируйте один из рассказов В. Голявкина и определите его проблематику, конфликт и художественную идею.



Слайд 1

Виктор Владимирович Голявкин Презентацию подготовила Исакова М.А.

Слайд 2

Виктор Владимирович Голявкин − советский писатель и художник, который заявил о себе очень ярко во второй половине XX столетия.

Слайд 3

Отец, Владимир Сергеевич Голявкин , москвич, в Московском синодальном училище получил начальное музыкальное образование под руководством знаменитого впоследствии дирижёра Н. С. Голованова. В Гражданскую войну он воевал в легендарной 25-й Чапаевской дивизии. В составе кавалерийской части освобождал Баку от иностранных интервентов. После гражданской войны Владимир Сергеевич окончил бакинскую консерваторию и работал в музыкальных школах и училищах Азербайджанской республики. .

Слайд 4

Его мать, Любовь Николаевна Шарина, получила среднее музыкальное образование. В 1911 году она окончила Бакинское женское учебное заведение Святой Нины; а к 1917-му – Бакинское музыкальное училище. С 1920-го по 1922-й она работала в Азербайджанской государственной консерватории преподавателем музыки. Кроме того, девушка пошла учиться в театральную студию – страстно хотела стать артисткой, играть драматические роли, танцевать и петь на подмостках.

Слайд 5

Неудивительно, что Виктор вместе с его двумя младшими братьями получил первичное музыкальное образование на лучших образцах мировой музыкальных классики. Родители готовили сыновей к музыкальной карьере.

Слайд 6

Тем не менее, когда Виктор однажды нарисовал выразительные карикатуры на приходивших музицировать к ним в дом гостей, отец подарил ему книгу о живописи. С тех пор Виктор старался прочитать все доступные в то время книги о художниках и изобразительном искусстве, а также постоянно рисовал сам. Во время Великой Отечественной войны, когда отец был на фронте , его карикатуры, высмеивающие фашистов, даже печатали в «Боевом листке», в газете «Бакинский рабочий».

Слайд 7

Отец вернулся с войны и продолжал работать в музыкальных школах. Виктор готовился стать художником. Видно, он считал, что прежде всего ему надо оторваться от семьи, где «всё время играли и пели». Он садится на пароход и уезжает в Самарканд — старинный восточный город, где в то время жил его друг. Здесь Виктор поступает в художественное училище.

Слайд 8

Позже художественное училище было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе). Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает.

Слайд 9

После солнечных ярких городов Азии жизнь привела его в Ленинград —средоточие западноевропейского искусства. Виктор восхищается им, шедеврами Эрмитажа, художниками Тинторетто, Рафаэлем, Пикассо, Ван-Гогом … В Ленинграде Голявкин поступает в Академию художеств и остаётся в этом городе навсегда.

Слайд 10

Вскоре после окончания Академии художеств Голявкин обнаружил в себе и литературный дар. Он стал писать маленькие рассказы, которые хоть и не вписывались в официозный стиль тогдашней советской литературы, однако хорошо воспринимались детьми.

Слайд 11

Его рассказы для детей печатались в журналах « Мурзилка » и «Костёр», и их количество непрестанно увеличивалось. В 1959-м вышел первый сборник рассказов начинающего писателя для детей и юношества под названием «Тетрадки под дождём».

Слайд 12

Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999—2000 гг.

Слайд 13

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность — краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные

Слайд 14

Например, рассказ «Рисунок»: Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца. — Чего здесь не хватает? — спросил он папу. — Всего здесь достаточно, — ответил папа. — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата. — Всего хватает, — сказал брат. Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами: И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает! Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.

Слайд 15

Виктор Голявкин писал для детей с любовью. Его рассказы вне времени, они пропитаны теплотой и пониманием того, что все мы родом из детства.

Слайд 16

На сегодняшний день вышло более 80 книг писателя. Многие из них он проиллюстрировал сам.

Слайд 17

Рассказы и повести Голявкина многократно публиковались за рубежом: в Польше, Болгарии, Германии, Румынии. Повесть «Мой добрый папа» только в Японии издавалась 9 раз.

Слайд 18

По сценариям Голявкина на «Ленфильме» сняты кинокартины «Мой добрый папа» (1970) и «Слон и Боба» (1972). «Валька — Руслан и его друг Санька» (студия имени Горького по повести «Ты приходи к нам, приходи»).

Слайд 19

Графические и живописные работы В. Голявкина не раз выставлялись, несколько полотен приобрел Государственный Русский Музей.

Слайд 20

В июле 2011 года вдова Виктора Голявкина , Людмила Бубнова , организовала выставку его живописных работ в Выставочном зале Санкт – Петербургского союза Художников, посвященную 82 — летию со дня рождения писателя.

Слайд 21

Писатель и художник умер 26 июля 2001года в своей квартире в Петербурге от последних инсультов. Первый случился в 1976 г.; с тех пор Виктор Владимирович не выходил на публику, но работать продолжал. Рассказы – надиктовывал жене, а картины научился писать левой рукой. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.

Как начать свой путь в IT, чтобы как можно скорее стать профессионалом в этой востребованной отрасли? Сегодня существует огромное количество обучающих ресурсов в открытом доступе, а участие в олимпиадах и соревнованиях по программированию – это возможность проверить себя и отличный старт для успешной карьеры. Представляем топ-10 сайтов для будущих программистов.

Олимпиадное программирование для школьников

Какие виды соревнований есть в сфере программирования и какие знания необходимы для участия в них? Для учащихся общеобразовательных школ в России ежегодно проводится Всероссийская олимпиада по программированию для школьников. Совсем недавно в онлайн-формате прошла XXII Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию. Сборная команда из московской школы «Летово» одержала победу. В рамках турнира ребята из регионов России и других стран решали задачи, в которых использовались языки программирования: Pascal, Java и Python.

Среди международных соревнований для школьников самой известной является Международная олимпиада по информатике (IOI), победителями которой чаще всего являются школьники из России. 

олимпиада IOI 2021

На олимпиаде IOI 2021 школьники из России взяли три золота 

Кстати, на аналогичных соревнованиях, только среди студентов, победы также одерживают программисты из России. 

На Международной студенческой олимпиаде по программированию в 2021 году

На Международной студенческой олимпиаде по программированию в 2021 году победила команда студентов из Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Вне зависимости от формата проведения олимпиады – онлайн или офлайн, требования к участникам соревнований одинаковы: необходимо владеть языками программирования C++, Python, Java, Pascal. Далее нужно уметь быстро решать задачи на логику использования требуемого языка в программе. 

Мы подготовили обзор ресурсов, которые помогут получить необходимые знания и навыки для участия школьных олимпиадах по программированию.

Minecraft

Даже при подготовке к серьезным соревнованиям детям необходим особый подход, особенно если ребенок учится в начальных классах. Мы рекомендуем начать с основ написания кода на нем на примере известной игры Minecraft.

Начать играть и при этом изучать код можно на официальном сайте игры Minecraft. Также существуют бесплатные видеоуроки, посвященные установке игры и созданию первых 2D-персонажей в ней.

Minecraft

Питонтьютор

Отличным ресурсом в изучении основ программирования на Python станет ресурс Питонтьютор. Сайт не требует регистрации, прямо в браузере можно выбрать интересующий модуль и начать тренироваться в решении задач. После отправки решенных задач на проверку пометка об ошибке в коде приходит с подробным его описанием.

Питонтьютор

Code Basics

Универсальная платформа-тренажер поможет изучить основы популярных языков программирования Python, C+, C#, JavaScript и других. На сайте курсы выложены модулями, которые сочетают теорию, задачи и советы по их решению. При возникновении вопросов в процессе освоения материала можно написать в поддержку сайта и получить помощь от методистов.

Сайт Code Basics полностью бесплатный, регистрация не обязательна. 

Code Basics

Сайт Международной олимпиады по информатике — ioi2021.sg

На портале Международной олимпиады по информатике IOI ежегодно выкладываются примеры задач, а также показывается актуальный рейтинг команд-победителей.

Сайт Международной олимпиады по информатике

Помимо олимпиады для школьников на сайте размещаются анонсы предстоящих соревнований, участие в которых может принять любой желающий. Например, соревнование CodeCombat. Оно охватывает два языка программирования: Python и Java. У соревнования есть отдельный призовой фонд и свои спонсоры. В отличие от IOI, CodeCombat проводится только онлайн. 

Призовой фонд турнира CodeCombat

Призовой фонд турнира CodeCombat

Timus Online Judge

Один из самых больших онлайн-ресурсов в Сети, который также автоматически проверяет ответы и предлагает несколько вариантов решения задач. Источник для библиотеки данных сайта – архивы с результатами прошедших самых крупных российских соревнований по программированию с конца 90-х годов. Кроме того, на Timus Online Judge можно найти задачи по теории чисел и на логику.

Timus Online Judge

Codeforces

Популярный интернет-ресурс Codeforcesпосвящен соревнованиям по программированию и подготовке к ним. Выделим два курса на сайте: от сообщества Codeforces и от университета ИТМО.

Codeforces

Курс от Codeforces запущен силами энтузиастов Codeforces и подкреплен видеоуроками на Youtube. Курс от Университета ИТМО подготовлен преподавателями и методистами вуза.

Также на сайте регулярно выкладывается расписание соревнований по программированию от IT-компаний, которые находятся в поиске новых кадров. Участвуя в таких турнирах, можно не только выиграть денежные призы, но и заявить о себе потенциальному работодателю. 

Информатикс

Сайт Информатикс, поддерживаемый Московским центром непрерывного математического образования, станет отличным вариантом для тех, кто только планирует начать изучать программирование. На сайте регулярно выкладываются онлайн-курсы и добавляется новый материал в раздел Онлайн-материалы.

Информатикс

Официальный сайт Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию

На сайте Олимпиады по информатике можно попробовать решить конкурсные задачи с вкладки «Архив», записаться на участие в онлайн или оффлайн-олимпиаде. А ещё ознакомиться с критериями для участия в командном и личном зачете на соревнованиях. 

Сайт находится в открытом доступе. 

Олимпиады по информатике

Сайт Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Москве

Сайт олимпиад с проектами, посвященными соревнованиям по информатике и программированию. Также считается неофициальным ресурсом научного комитета Всероссийской олимпиады по информатике.

Первым по ссылке доступен проект сайт Олимпиады по информатике в Москве — с примерами задач, тестами и учебным материалом.

Олимпиады по информатике в Москве

В разделе, посвященном Московской командной олимпиаде для школьников по программированию, можно найти примеры задач с комментариями по их решению.

Школа программиста

Несмотря на устаревший дизайн, сайт Школа программиста до сих пор является одним из самых популярных ресурсов с задачами по олимпиадному программированию. На сайте школьники и их родители найдут полезные курсы для начинающих программистов, учебные материалы и задачи с примерами решения.

На сайте в онлайн-режиме можно попрактиковаться в решении задач, система автоматически проверит ответы и предложит свои варианты решений. 

Школа программиста

Мы уверены, что участие в олимпиадах по школьному программированию поможет раскрыть потенциал ребенка в IT. Дух соревнования, игра в команде, подготовка и победы в турнирах – все это будет способствовать получению нового полезного опыта, а еще поможет в будущей учебе в карьере. 

Такие известные российские предприниматели, как Евгений Касперский  (Kaspersky Lab) и Сергей Белоусов (Runa Capital), неоднократно становились победителями олимпиад по программированию. Возможно, именно победы на таких турнирах и определили их будущий успех в IT-индустрии. 

Ви́ктор Влади́мирович Голя́вкин (31 августа 1929, Баку — 26 июля 2001, Санкт-Петербург) — русский советский писатель, художник, книжный график.

Биография[править | править код]

Родился 31 августа 1929 года в Баку Азербайджанской ССР. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец сразу ушёл на фронт, и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и нацистов. Позже уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад.

В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе. Переехал в Ленинград.

В 1960 году окончил Академию художеств, графический факультет.

Публиковал рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 году, в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были опубликованы в 1999—2000 годах.

В 1973 году вступил в Союз художников СССР, в Ленинградское отделение, секция графики.

Выставлялся на Международной выставке в Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 году прошла персональная выставка в ленинградском Доме писателя.

С 1966 года проживал в д. 38, к. 4 по Будапештской улице[2].

Умер в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище[3].

Оценки современников[править | править код]

…не менее серьёзно занимался боксом, был чемпионом города Баку, имел мощную шею, массивный корпус и «отбивное», без признаков художественной утончённости лицо, что не мешало ему ненавязчиво, хотя и постоянно, в разумной мере интеллигентно острить; тем самым создавалось впечатление, что разум этого человека помещён создателем в некий иронический рассол и, плавая в нём, насквозь пропитался изящным сарказмом.

Творчество[править | править код]

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные.[источник не указан 1190 дней] Длинные рассказы встречаются редко.[источник не указан 1190 дней] Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», например, рассказ «Рисунок»:

Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца.

 — Чего здесь не хватает? — спросил он папу.
 — Всего здесь достаточно, — ответил папа.
 — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата.
 — Всего хватает, — сказал брат.

Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами:

И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ
 — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает!

«Второй залп „Авроры“»[править | править код]

В декабре 1981 года советское общество готовилось отметить 75-летний юбилей главы государства Л. И. Брежнева.

В юбилейном номере 12 журнала «Аврора» за 1981 год и именно на 75-й странице был опубликован рассказ Виктора Голявкина «Юбилейная речь»[5]. По объёму рассказ занимал одну страницу в разделе «Юмор». Само по себе довольно невинное и смешное содержание, пересказывающее застольную хвалебную речь, адресованную неназванному юбиляру.

Тем более, что на второй странице обложки был помещён цветной портрет Брежнева работы художника Д. Налбандяна, сопровождаемый подписью: «75-летнему юбилею Л. И. Брежнева посвящается». В соответствии со старой русской литературной традицией, размещение рассказа на странице, по номеру совпадающей с числом лет «виновника» юбилея, не вызывало никаких сомнений относительно того, кому именно этот рассказ посвящён. Двусмысленным было само содержание «юбилейной речи», явно демонстрирующее отсутствие почтения к давно всем надоевшему «юбиляру».

Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот — поистине нечеловек! Он живёт и не думает умирать, ко всеобщему удивлению. Большинство считает, что он давно умер, — так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Он заслужил эту честь! Он сидит передо мной, краснощёкий и толстый, и трудно поверить, что он умрёт. И он сам, наверное, в это не верит. Но он безусловно умрёт, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром, он так любил лошадей. Могилу его обнесут решёткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решётке.

Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я, не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища. — Наконец-то! — воскликнул я, — он займёт своё место в литературе!

Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придётся ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он ещё не закончил, и поскорее обрадовать нас

Рассказ порождал вполне недвусмысленные аллюзии[6].

Появление этого рассказа в советском журнале возымело эффект разорвавшейся бомбы. В литературных и читательских кругах он получил название «Второй залп Авроры» (по ассоциации с первым залпом в октябре 1917 года). Номер журнала был изъят из продажи и из центральных библиотек, а главный редактор журнала Глеб Горышин и ответственный секретарь Магда Алексеева — уволены. Как позже писала Магда Алексеева, «нас не просто сняли с работы, а заставили „добровольно“ по собственному желанию уйти из редакции»[7]. Тираж журнала сократили до минимума.

В романе «Стрела Голявкина» жена писателя Людмила Бубнова раскрывает подоплёку: рассказ был написан Виктором Голявкиным за пятнадцать лет до описываемых событий, по другому поводу и никакого отношения к Брежневу не имеет[8]. «Мы — редакция и Голявкин — вовсе не были героями, пожелавшими совершить гражданский подвиг. Всё и в самом деле вышло хоть и трагикомически, но случайно», — пояснила М. Алексеева[7].

Книги[править | править код]

  • Тетрадки под дождём. — Л., 1959.
  • Мой добрый папа: Повесть. — Л.: Детская литература, 1964. — 96 с.
  • Повести и рассказы. — Л.: Детская литература, 1964.
  • Рисунки на асфальте. — Л.: Детская литература, 1965.
  • Города и дети. — Л., 1967.
  • Мой добрый папа. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1967. — 96 с., ил., рис. автора.
  • Ты приходи к нам, приходи… — Л.: Детская литература, 1968.
  • Привет вам, птицы: Рассказы. — Л., 1969. — 96 с.
  • Надоедливый Миша. — Л.: Детская литература, 1969.
  • Короткие повести. — Л.: Детская литература, 1970. — 160 с., ил., рис. автора.
  • Полосы на окнах. — Л.: Детская литература, 1972. — 96 с.
  • Удивительные дети. — М.: Детская литература, 1972. — 192 с.; Л.: Детская литература, 1979. — 253 с.
  • Арфа и бокс: Роман. — Л.: Советский писатель, 1969; 1979. — 288; 256 с.
  • Повести. — Л.: Лениздат, 1974.
  • Три повести. — Л.: Детская литература, 1977, 1984.
  • Этот мальчик: Повесть. — Л.: Детская литература, 1980. — 93 с. ил., рис. автора.
  • Обыкновенные дела. Повесть. — Л., 1981.
  • Я жду вас всегда с интересом: Рассказы. — М.: Современник, 1980. — 272 с. — 100 000 экз.
  • Один, два, три… Повести. — Л.: Детская литература, 1983.
  • Что на лице написано. — Л., 1984.
  • Калейдоскоп. — Л.: Лениздат, 1985.
  • Большие скорости: Роман, рассказы. — Л.: Советский писатель, 1988. — 512 с. — 100 000 экз.
  • Избранное. — Л.: Детская литература, 1989. — 511 с. — ил., рис. автора.
  • Любовь и зеркало: Рассказы. — Л.: ЛИО «Редактор», 1991. — 272 с. — 30 000 экз.
  • Разрешите пройти. — Л.: Лениздат, 1992.
  • Болтуны. — М., 1999.
  • Всё будет неплохо. — СПб.: Петербургский Писатель, 2000. — 304 с.
  • Знакомое лицо: Рассказы / Сост. Е. Перемышлев. — СПб.: Азбука-Классика, 2000. — 384 с.
  • Избранное / Сост. Л. Бубнова. — М.: Аст, Астрель, 2002.
  • Избранные. — М.: Зебра Е, 2004. — 565 с.

В кино[править | править код]

  • 1970 — Мой добрый папа (фильм по мотивам одноимённой повести)
  • 1972 — Боба и слон
  • 1980 — Лялька-Руслан и его друг Санька (телефильм по мотивам повести «Ты приходи к нам, приходи…»)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Шушковская Ф. Виктор Голявкин. Очерк творчества // О литературе для детей, вып. 23. — Л., 1979.
  • Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ… // Голявкин В. Я жду вас всегда с интересом. — М., 1980.
  • Бубнова Л. Стрела Голявкина // Октябрь. — 2002. — № 10.
  • Бубнова Л. Голявкин, гениально, старик! // Звезда. — 2004. — № 8.
  • Николай Кузнецов. «Эх, хорошо моей голове!..» О Викторе Голявкине // «Нева», 1997, № 9.
  • Перемышлев Е. Если следовать моему примеру, то начинать надо с бокса. Что-то вроде интервью с Виктором Голявкиным // Голявкин В. Знакомое лицо. — СПб, 2000.
  • Иванова С. «Я думал, я один такой…»: Рецензия на сборник «Знакомое лицо» // Знамя. — 2001. — № 8.
  • Статья Е. Перемышлева в онлайн-энциклопедии «Кругосвет»

Ссылки[править | править код]

  • Рассказы в библиотеке А. Белоусенко
  • Виктор Голявкин на сайте «Неофициальная поэзия»
  • Страница в библиотеке А. А. Расторгуева
  • Мих. Беломлинский. «Юбилейная речь» Виктора Голявкина. — Русский Базар № 19(629) 8-14.05.2008
  • Наталья Реброва. «Творчество — сложная стихия и там есть выбор всегда» (Материалы к выставке, посвященной В. Голявкину, в ГЛМ в 2019—2020 гг.)

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

  • Чему учат рассказы о животных
  • Чему учат рассказы зощенко
  • Чему учат рассказы носова
  • Чему учат рассказы достоевского
  • Чему учат китайские сказки