- Краткие содержания
- Разные авторы
- Друзья
Как-то раз, расчищая просеку, лесник обнаружил лисью нору, в которой тихонько сидел маленький лисёнок. Вероятно, лиса-мать успела перетащить других своих детёнышей в более безопасное место, а этот бедолага остался один.
Забрал лесник малыша к себе и назвал Васькой, поскольку звуки, которые он издавал, напоминали кошачье мяуканье. Помимо него жил в доме ещё питомец – породистый месячный щенок Огарок. Шерсть его была такая рыжая, словно огонь.
Сдружились животные: вместе кушали, вместе спали, вместе играли и подрастали. К осени оба сильно повзрослели. Огарок превратился в заправского гончего пса. А лисёнок приоделся в роскошную шубу. Решил лесник посадить его на цепь во дворе, дабы в лес не сбежал. Хотел подержать его ещё какое-то время, а потом продать в городе. Однако тот умудрился порвать ошейник и сбежать.
Подозвал мужчина Огарка, закинул ружьё за плечо и направился по лисьим следам. Гончак с лаем побежал далеко вперёд и скрылся в лесу. Вскоре он выбежал оттуда плечом к плечу с другом-лисом. Оба подбежали к леснику и начали ласкаться. Не поднялась рука у лесника нажать на курок ружья, чтобы убить лисёнка.
С той поры Огарок отказался охотиться на лисиц.
Произведение учит, что настоящие друзья никогда не станут врагами.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Об авторе
В 1901 году, в семье одного из значимых архитекторов города Вятки на Урале родился Евгений Иванович Чарушин. Это был самый любимый всеми детьми художник животного мира и наилучший художник анималист, которому не нашлось равных в этом занятии. Помимо этого, Евгений Чарушин оставался самым добрым и милосердным детским писателем, который смог донести до незрелого юного сознания свой непосредственный и свежий детский взгляд на животный мир и ребяческое восприятие жизни. Его человечное искусство не просто радует многие поколения юных читателей, но и обучает многих любить всех птиц и зверей.
Книги Евгения Ивановича публиковались во многих странах, количество общего тиража превышало 6 млн. экземпляров.
В 1930 году Е. И. Чарушин решил написать маленькие детские рассказы о животных, которые в дальнейшем получили весьма тёплый отзыв от Максима Горького. Как признался сам Чарушин, собственные тексты иллюстрировать ему было намного сложнее.
До наступления войны Чарушиным Е.И. было создано много книг: «Облава», «Животные жарких стран» и другие.
В военное время Евгений Иванович вынужден был вернуться в Вятку (Киров), где занимался рисованием плакатов для «Окон ТАССа» и изображением картин на партизанские темы.
В Ленинград художник смог вернуться лишь в 1945 году. Рассказ С.Я. Маршака «Детки в клетке» стал заключительной книгой Евгения Чарушина. В 1965 году он умер. В этом же году в Лейпциге проходила международная выставка детских книг, где ему посмертно присудили заслуженную золотую медаль.
Всю свою жизнь Евгений Иванович Чарушин рассказывал детям о мире животных, передавал свою «детскую» душу.
Источник
Никита – охотник—Евгений Чарушин— читает Павел Беседин
❅Евгений Чарушин. Рассказы для маленьких детей ❅
Есть у Никиты деревянный тигр, крокодил резиновый и слон. Слон из тряпок сшит, а внутри у него вата. А ещё есть у Никиты верёвочка. Вот запрятал Никита своего тигра под кровать, крокодила – за комод, слона – под стол. — Сидите там, — говорит. – Сейчас я на вас охотиться буду! А верёвочка стала змеёй. Тоже под стулом живёт, извивается там. — Начинается охота! – кричит Никита. Зарядил он своё ружьё и пополз. Полз, полз и на тигра наполз. А тигр как зарычит страшным голосом: «Рррр-ррр-ры’» А потом замяукал, как кошка: «Мяу-мяу!» Это, конечно, не тигр рычал и мяукал, а сам Никита. — Бух! Ба-бах! – закричал Никита. Это будто его ружьё выстрелило. Убил охотник тигра и пополз дальше. Полз, полз и на дикого слона наполз. Стоит слон, клыки вперёд выставил и трубит хоботом, как в трубу: «Тру! Трррр-ррр-руууу!» Это, конечно, Никита за него трубил. «Бух, ба-бах!» Убил Никита слона и дальше пополз. Полз, полз и до крокодила дополз. Крокодил зубами лязгает и мычит, как бык. Это Никита от папы узнал, что крокодилы мычат по-коровьи. «Бух, ба-бах!» — убит крокодил. «Бух, ба-бах!» — и змея готова. Всех перестрелял Никита и кричит: — Вот я какой охотник! Никого не боюсь!
Летом приехали мы на дачу и пошли гулять. — Ты что же, Никитушка, ружьё с собой не берёшь? – спрашиваю. – Ведь ты же охотник. — Ох, верно, я и забыл! – говорит Никита. Побежал он домой, нашёл своё ружьё под кроватью, надел его через плечо и шагает со мной рядом. Идём мы лугом среди белых ромашек с жёлтенькими пуговками-серединками. С цветов бабочки разноцветные слетают. Кузнечики от нас в стороны скачут. И вдруг видим мы сорочонка. Он совсем такой же, как и большая сорока, — чёрный с белым, только хвост покороче, да сам поменьше. Скачет от нас сорочонок по траве, крыльями машет, а летать ещё не умеет. Доскакал до рябинного кустика и затаился в нём. Гляжу, стал Никита-охотник на четвереньки – тоже притаился. Шёпотом спрашивает меня: — Папа! Папа! Можно мне стрелять? — Стреляй, стреляй, — говорю. – Уж раз ты охотник, так можно. И вот пополз Никита по траве к сорочонку. Долго полз с ружьем в руке. Совсем близко подобрался. Вот прицелился. И вдруг как заорёт во всё горло: — Бух! Ба-бах! А сорочонок выскочил из куста да как закричит: «Криии! Крээээ! Криии!» Никита сразу ружьё наземь бросил – и ко мне. Бежит, спотыкается, падает. Гляжу: и сорочонок тоже удирает – только в другую сторону. Так друг от друга улепётывают: сорока – в лес, а Никита – от сороки из лесу. — Ты что же, охотничек? Чего испугался? — Да как же! – говорит Никита. – Зачем она, глупая, сама кричит!
Е. Чарушин “Что за зверь”: какое краткое содержание, план, основная мысль?
Рассказ Евгения Чарушина “Что за зверь”: краткое содержание, 5,6 предложений для читательского дневника, что писать?
Е.Чарушин “Что за зверь?”: как составить план рассказа?
Какая главная мысль рассказа Чарушина “что за зверь”, анализ рассказа, что писать?
Герои рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”: любознательная девочка Катя и кролик.
План рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”:
Главная мысль рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”:за животными интересно наблюдать, изучать их повадки, животных надо подкармливать, особенно им трудно найти пропитания зимой.
План к рассказу “Что за зверь” получился совсем коротенький:
Главная мысль или чему может научить рассказ Евгения Чарушина?
Коротко для ч/дневника по рассказу “Что за зверь”
В рассказе описано, как девочка Катя, гуляя на улице, заметила звериные следы возле дома. Ей стало интересно, и она оставила на крылечке котлету. Однако, котлета осталась нетронутой. Сахарная косточка также осталась целой, а морковка, положенная на 3-й день исчезла. Тогда уже вся семья девочки решила узнать, что за зверь к ним приходит. Папа сделал ловушку, в которую попался кролик. Они посадили его в клетку и стали заботиться о нем.
Читая рассказ, мне показалось, что весной Катя выпустит кролика из клетки в лес, чтобы он мог вернуться в свой дом. Потому что его поймали, чтобы спасти от холодов, а не для забавы.
Краткое содержание рассказа Чарушина “Что за зверь?”:
Девочка Катя увидела утром странные следы на снегу и решила узнать, что это за зверь их оставляет. Она положила котлетку, но не тронул зверь котлету. Положила косточку и косточку не стал есть зверь. А вот морковку съел и тогда папа Кати поставил на зверя ловушку с морковкой. попался в нее белый кролик, который стал у девочки кати жить.
План пересказа рассказа “Что за зверь?”:
Главная мысль рассказа “Что за зверь?”:
Каждый зверь ест только то, что ему кажется вкусным, и не есть то, что не входит в его рацион.
Прочитав рассказ Е. Чарушина “Что за зверь” напишу краткое содержание для читательского дневника.
Впал белый снег. А на свежевыпавшем снегу хорошо видны чьи-то следы. Заинтересовалась девочка Катя, чьи же это следы. Оставила она на крыльце котлетку, а потом косточку из супа. Но все ее гостинцы остались нетронутыми. Тогда положила девочка Катя морковку для неизвестного зверька. Зверек приходил ночью и съел морковку.Тогда папа смастерил западню из ящика, положив в качестве приманки морковку. Наутро пришли все к ящику, а он упал и накрыл кого-то. Тут все увидели, что в ящике очутился пушистый кролик. Для кролика сделали клетку, и он стал там жить. А Катя кормила его травой, морковкой и овсом.
Сюжет – краткое содержание
- Когда Тюпа был совсем маленьким, он не умел ловить птиц, и птицы его не боялись.
- Сорока в деревне была знатной воровкой, а также любила громко кричать.
- Кошка Пунька ловила птиц только на улице, а потому не стала ловить птиц, которые поселились в доме.
- Томка рос, учился плавать в озере, а по ночам ему стали сниться охотничьи сны.
- У старушки Ивановны поселились медвежата, которые росли и становились беспокойными.
- Девочка Аня научила скворца разговаривать, и его нашли в лесу, когда скворец потерялся.
Рассказы Чарушина
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) — выдающийся советский художник-график, а также автор замечательных рассказов о животных. Чарушин широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Про Томку
Маленькие рассказы про собачку Томку, которую взяли щенком у охотничьей собаки. Томка с удовольствием познавал мир, учился плавать, понимать, где опасность. Очень смешно было наблюдать за тем, как спит Томка: подергивает лапами, скулит, лает на…
Страшный рассказ
Рассказ про мальчиков Шуру и Петю, которые были одни в доме и их вечером кто-то напугал: в сенях кто-то топал и сопел. Тут пришли мама с папой и нашли в углу ежика. Страшный рассказ читать…
Кошка Маруська
Рассказ про кошку Маруську, которая жила у хозяина, который ее плохо кормил. Она стала ходит в лес охотиться на мышей и птичек, да так осталась там жить. Так она прожила все лето и осень, но…
Две мышки
Рассказ о том, как однажды познакомились лесная и домашняя мышь. Лесная мышь показала свои кладовки и запасы на зиму. Но заносчивая домашняя мышь хотела похвалиться своим сытым жильем и попалась в лапы кошке. Две мышки…
Воробей
Рассказ про маленького воробья, который выпал из гнезда и еще не умел летать. Никита с папой взяли его домой, кормили и ждали, когда он подрастет чтобы выпустить на волю. Воробей читать Пошёл Никита с папой…
Никита
Смешной рассказ про то, как Никита играл в охотника. Дома он охотился на игрушечных зверей, а летом на даче ему представилась возможность поохотиться на сорочонка, который не умел летать. Никита – охотник читать Есть у…
Как мальчик играл в доктора
Рассказ как мальчик Никита играл со своей собакой Томкой в доктора. Он ставил ему градусник, хотел посмотреть горло, послушать трубкой. Но собака не понимала его. Как мальчик играл в доктора читать Стал Никита играть в…
Животные жарких и холодных стран
Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!…
Рябчонок
Однажды автор с сынишкой пошли в лес за грибами и с ними пес Томка увязался. Около одной елки Томка начал вынюхивать кого-то. Это оказалась рябчиха с птенцом. Она притворилась больной и стала подальше уводить пса…
Кот Епифан
Однажды к бакенщику на Волге пришел пушистый кот и остался жить у него: вдвоем все-таки веселее. Сытая и теплая жизнь в доме бакенщика понравилась коту. Он ходил удить рыбу с бакенщиком, сопровождал того в поездках по…
Презентация «Читательский дневник. Чарушин. Рассказы.»(1класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Е.И.Чарушин «Волчишко» В этом рассказе говорится о маленьком волчишке, которого охотник забрал к себе домой. Малыш очень сильно испугался, так как в доме ему было всё незнакомо, жители дома встретили его враждебно: кот фырчал, пёс рычал и скалил зубы. В конце рассказа волчишко сумел убежать в лес. Прочитав этот рассказ, я понял, что нельзя забирать домой диких зверей, так как им хорошо живётся только на воле – в лесу, где у них дом, мама. В неволе дикий зверь может погибнуть или умереть с тоски.
Е.И.Чарушин «Лисята» Этот рассказ мне очень понравился. Он интересный и смешной. В этом рассказе говорится, как однажды охотник потерял дома маленьких лисят. Ищет лисят и найти не может. Вдруг увидел скачущий сапог. Что за чудо? Оказалось, что это лисята играли и забрались в сапог. Вот так ловкачи!
Е.И.Чарушин «Про зайчат» В этом рассказе говорится о том, как деревенские мальчишки на сенокосе нашли зайчат и принесли их домой. Зайчата были совсем крошечными, словно «мохнатые шарики», они не умели самостоятельно есть, пить. Чтобы бедняжки не умерли с голоду, им нашли кормилицу-кошку, у которой умерли котята. Когда зайчата подросли, их выпустили на волю. А у кошки родились котята. Эта история закончилась хорошо благодаря неравнодушным людям и кошке, которая выкормила зайчат своим молочком.
Е.И.Чарушин «Лесной котёнок» В этом рассказе Е. Чарушин знакомит нас с лесным котёнком. Автор подробно описывает малыша: его внешность, повадки. В тот момент, когда котёнка ужалил шмель и он запищал, автор понял, что перед ним не простой котёнок, а рысёнок. Писатель поспешил домой, так как боялся встречи с грозной мамой – рысью.
Е.И.Чарушин «Большие и маленькие» В сборнике «Большие и маленькие» несколько коротких рассказов, в которых ведётся беседа птиц и зверей с их детёнышами. Утка учит своих утят плавать, нырять и доставать со дна еду. Дятел рассказывает птенцам, как достать из коры жучка-короеда. Белка учит своих бельчат ловко прыгать и шелушить шишки. А лиса показывает лисятам, как правильно рыть глубокую нору с несколькими ходами и выходами, чтобы при погоне обхитрить собак. Все эти рассказы учат любить и понимать мир «братьев наших меньших», мир живой природы.
Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина
Задачи урока:
1. Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.
2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.
3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .
4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.
— Для чего нам нужны уроки чтения? (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)
Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.
2. Постановка темы и цели урока
— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)
— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)
— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?
-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3
— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
На экране запись: (Слайд 3)
Тема… (Евгений Иванович Чарушин).
Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).
Проанализировать… (новое произведение).
— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)
Евгений Иванович Чарушин родился много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:
«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
— И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.
— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)
Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.
Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с рисунками Е. И. Чарушина)
3.Изучение нового материала.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд
— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.
— Было ли вам когда-нибудь страшно?
Скажите, когда и почему бывает страшно?
Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.
(Предположения детей)
— Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.
Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.
Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)
Объясните лексическое значение слов.
(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)
Отработка техники чтения
– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)
ма-лень-кий
стем-не-ло
по-стель-ки
лю-до-е-дов
кро-ко-ди-лов
бро-сит-ся
за-кры-лись
при-жа-лись
рас-ска-за-ли
дёр-га-ет-ся
блюд-це
Первичное чтение.
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)
— Как звали мальчиков?
— Где они жили?
— Почему мальчики остались одни?
— Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)
— Что может случиться дальше?
б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)
— Почему мальчикам было страшно?
— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?
— Что может произойти дальше?
в) Чтение до конца рассказа.
— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?
( удивление, радость, восторг)
Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
Определите жанр произведения?
СЛАЙД 14
РАССКАЗ:
1) повествовательное произведение небольшого размера;
2) словесное изложение каких-нибудь событий.
(по С. И. Ожегову)
Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.
Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.
— Понравился вам рассказ?
Вопросы после прочтения:
— Соответствует ли название рассказа его содержанию?
— Кто испугал ребят? Сравним, оправдался наш прогноз?
— Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?
— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)
-Что вы знаете о еже?
Слово учителя о еже.
СЛАЙД 15
Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.
Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
Физкультминутка. (Слайд 16)
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок: (делают вид, что шьют)
Сто булавок на груди, (повороты туловища)
Сто иголок позади. (наклоны влево — вправо)
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки (шаг)
Грушу, сливу — всякий плод,
Что под деревом найдёт, (приседания)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам. (прыжки)
Повторное чтение рассказа
1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением
— Найдите ответ на вопрос — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?
— Что узнали о мальчиках?
2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)
— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)
— Как они чувствовали себя под одеялом?
3) Чтение последней части цепочкой.
— Кто испугал ребят?
— Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)
— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)
— Где настоящий дом ежа?
— Почему ёжик не ушел потом в лес?
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
— Что вы здесь видите?
— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?
А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?
Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)
Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)
Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)
— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже есть много пословиц о страхе.
Подберите пословицы к прочитанному рассказу.
Работа с пословицами. Работа в группах. (3 минуты)
Задание для каждой группы одинаковое.
-Повторим правила работы в группе (Слайд 17)
— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд 18)
Трус и куста боится.
Трусливому зайцу и пень волк.
У страха глаза велики.
— Какая пословица больше всего подходит к нашему рассказу?
— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.
— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)
— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.
Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш… и П… и… е…” (Слайд 19)
Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно
Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?
(Не нужно бояться неизвестного. )
Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)
— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)
Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | ||
1 | Мальчиков звали Шура и Петя. | |
2 | Без мамы и папы дети не ложились спать. | |
3 | В темноте шуршала мышка. | |
4 | От страха Петя бросился к Шуре на кровать. | |
5 | В углу свернулся шариком ёжик. | |
6 | Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. | |
7 | Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. |
Самопроверка с доски. (!, +, -)
VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)
Одно из заданий по желанию:
- Прочитайте рассказ стр.136-138
- Подготовьте чтение по ролям.
- Нарисуйте рисунок к рассказу.
Рефлексия (3 минуты)
Составление синквейна в парах
А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.
— Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)
— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)
Ёжик.
Маленький, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёж испугал мальчиков топотом.
Зверёк
Проверка с экрана
Итог урока (слайд 24)
– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.