Чему учат произведения горького сочинение

Произведение относится к раннему творчеству писателя и является его первым сочинением, написанным в тифлисе под влиянием одного из друзей. по

Произведение относится к раннему творчеству писателя и является его первым сочинением, написанным в Тифлисе под влиянием одного из друзей.

По жанровой направленности
произведение является рассказом в стиле романтизма.

Композиционная структура
рассказа представляется легендой в рассказе, обрамленной философскими рассуждениями рассказчика, от имени которого ведется повествование.

Сюжет
. Экспозицией произведения представляется рассказ пятидесятивосьмилетнего цыгана об истории любви двух представителей цыганского народа, представленных в образе Зобара и Радды, являющихся сильными, свободолюбивыми личностями, судьба которых оказывается трагической.

Отличительными особенностями
рассказа являются использование автором своеобразной цыганской речи, придающей ему особый колорит, представляющей важный элемент композиционной структуры. Кроме того, рассказ отличается необычным философским пафосным писательским слогом, мудростью и взаимосвязью с простым народом, выраженных удивительно сочным, мелодичным и поэтичным языком в виде красочных выразительных сравнений, олицетворений и метафор, делающих сюжетное повествование напоминанием сказки, легенды.

Основная тема
рассказа заключается в изображении свободы, внутренней и физической, человеческого характера и воли, пределов гордости и честолюбия, любви и ее силы.

Главным героем
рассказа является старый цыган Макар Чудра, представленный в образе меланхоличного, равнодушного к окружающему миру человека, считающего целью жизненного существования собственное счастье. Именно герой повествует рассказчику историю любви еще одних главных персонажей в лице Радды и Зобара, которые, являясь гордыми, свободолюбивыми, эгоистичными молодыми людьми, не смогли сохранить собственную любовь, результатом чего становится гибель девушки от рук возлюбленного, а затем и его смерть, ставшая местью отца Радды.

Ключевой проблематикой
произведения является авторские рассуждения о необходимости не только жизни ради собственного эго, но и умения жертвовать ради любимого человека, даже драгоценной свободой.

Своеобразием рассказа
представляется использование писателем природных зарисовок в виде бескрайних южных просторов, выражающих безмятежность и величественность природы перед незначительностью человеческого существования и мелочностью людских проблем и страданий.

произведения заключается в необходимости сохранения собственной свободы, однако умения быть счастливым в любви, отвергая жестокость и эгоизм, являющиеся неотъемлемой частью человеческого существования. Писатель демонстрирует читателю последствия проявления излишней гордости и эгоизма, заключающиеся в человеческих драмах и трагедиях.

Вариант 2

«Макар Чудра» — самое раннее печатное произведение М.Горького, на тот момент еще называвшего себя своим настоящим именем — А.М.Пешковым. Впервые оно было напечатано в газете «Кавказ» в 1892 году, и было подписано авторским псевдонимом – М.Горький, под которым писатель в скором времени прославился на весь мир.

Главный герой произведения – старый цыган по имени Макар Чудра, главной жизненной ценностью для которого была свобода, и ни за какие богатства мира он бы ее не променял. По его мнению, крестьянин то же, что раб, и рожден для того, чтобы вспахивать землю всю свою жизнь. Его безудержное стремление к свободе проявляется в характерах главных героев рассказанной им легенды. Они воспринимают собственную любовь как сковывающую их свободу и независимость крепкую цепь.

Они признаются друг другу в любви, но при этом каждый из них пытается главенствовать, что в итоге приводит к серьезным разногласиям в отношениях, а после к смерти героев. Таким образом, гордость и любовь, проявление которых достигает максимума, не способны уживаться друг с другом. Для Макара Чудры герои рассказанной легенды являют собой образец свободолюбия. Если встает выбор между свободой и жизнью, человек должен выбрать первое, что и сделали герои легенды – Лойко Зобар и Радда.

Еще одна особенность рассказа – почти неуловимое присутствие автора произведения. Его образ прослеживается между строк, читатель угадывает его присутствие, он видит, что автор не полностью разделяет точку зрения Макара Чудры. Автор обращает внимание читателя на то, что гордость Лойко и Радды обрекла их на вечное одиночество и невозможность быть счастливыми. Как бы независимы они ни были, в результате они сами же становятся рабами так лелеемой ими свободы. Они неспособны принести жертву во имя любви, ради любимого человека.

Выразить чувства героев и показать свое собственное видение автору помогает такой прием как пейзажная зарисовка, в центре которой – море, сила водной стихии. Вначале рассказа оно спокойно, только лишь небольшой ветерок пробегает по поверхности воды, да шелестят кустарники на берегу. По мере созревания конфликта между героями погода все больше портится, начинается дождь, ветер усиливается, море шумит и рокочет, словно распевает торжественный и мрачный гимн гордым влюбленным.

Подробный анализ произведения Горького Макар Чудра

В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

Герой всегда один он не находит удовлетворения в общении с обществом. А общение происходит в основном с природой. Макар Чудра является романтическим рассказом. История отношений Лойко Зобара и Радды помогает раскрыть истинный характер старого цыгана.

Макар старый цыган и его главная любовь в жизни это свобода. Он рассказывает об истории двух влюбленных, для которых свобода главная цель и смысл жизни. Волю Радда любит настолько, что эта любовь к свободе затмевает даже любовь к Лойко.

В итоге Макар делает вывод, что выход из этой ситуации только смерть. Ведь цыган не может предать свою любовь к свободе и так же не может предать любовь к любимому человеку. И одновременно ощущая любовь ни Лойко ни Радда не могут усмирить свою гордость и подчиниться друг другу.

И поэтому Макар полностью согласен с действиями молодой пары, ведь именно так человек доказывает свою любовь к воле. Молодые люди настолько любили друг друга, что жить без друга не могли.

Но Радда сказала, чтобы Лойко доказал ей свою любовь поклонившись ей в ноги перед всем цыганским табором. В ответ он вонзил ей нож в сердце, отец Радды тут же убил Лойко. Вот такая у цыган любовь к свободе.

Цыгане ценят свободу превыше всего, поэтому оседлый образ жизни и работа это не для них. Они готовы путешествовать всю жизнь и любить свободу и природу превыше всех материальных ценностей и комфорта.

Любовь цыгане признают, взаимную и не мешающую свободе. В обратном же случае полностью отказываются от нее. Если она мешает свободе. Автор читателю показывает другой уклад жизни. И рассказывает о нем нейтрально, и не полностью его поддерживает или призывает к нему.

Он просто показывает читателю другой уклад жизни, в котором цыгане ведут свободолюбивый и не зависящий от общественного мнения и положения в обществе образ жизни. Он показывает читателю возможность быть особенным не, таким как все.

Макар рассказывает историю о влюбленных цыганах, молодому слушателю. Он романтически настроен, любит природу, жизнь и все прекрасное. Макар же приводит в пример ему молодую пару цыган, в которой Лойко добрый, свободолюбивый и откровенный парень.

Девушка же очень, красива, горда и своенравна, и из-за этого непонимания и нежелания подчиниться друг другу их любовь закончилась трагедией. О которой Макар выражается как о последствиях любви и рассуждает на тему того что любить нужно волю и природу.

Главная мысль и цель произведения показать сильных и смелых людей. Макар в рассказе вспоминает своего сослуживца и тут же говорит, что торговать людьми это не по человеческим законам. Ведь столько прожито, и эти мерзкие действия творили только рабовладельцы.

И поэтому полностью не принимает ни рабство, ни людей, которые поклоняются и подчиняются воле других людей.

Самые главные в рассказе смелые и непокоренные цыгане. Макар и весь табор следуют за жизненным укладом Радды и Лойко. В рассказе цыгане выступают самыми смелыми и бесстрашными людьми, которые, не боясь ничего, борются за свою свободу и независимость.

Несколько интересных сочинений

  • Анна Павловна Адуева в романе Обыкновенная история Гончарова

    Анна Павловна Адуева — мама главного персонажа романа Гончарова «Обыкновенное чудо». Хоть ее роль в романе является второстепенной, но она очень яркая и запоминающаяся личность. Ей до 50 лет, у нее один сын — Александр

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

  • Сочинение Кухарка в повести Черная курица, или Подземные жители Погорельского

    Кухарка – это женщина которая работает в столовой того пансионата, в который приезжает главный герой произведения. Внешне она довольно непримечательна, и выглядит довольно

  • Сочинение Мои летние каникулы

    Вот и пришло долгожданное лето. Три месяца отдыха. Родители решили провести его не на даче, а вывести меня к морю. Чтобы я загорела и поправила своё здоровье. Так как я плохо переношу жар

  • Любимые герои Толстого в романе Война и мир

    Лев Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые достаточно открыто выражают свои оценки героям собственных произведений. Не является здесь исключением и его знаменитый роман-эпопея «Война и мир».

Проблема свободы
всегда волновала художников слова. Именно свобода
была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма
, но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического
.

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра»
, в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи»
, открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя
, ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, — максимальное стремление к свободе
. Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»
.

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя
. На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора. Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно»
, и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой»
, он и выявляет свою позицию. Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода.
    Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь.
    Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа.
    Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни.
    Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство.
      Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви.
      Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
    • Смысл рассказа

      Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

      Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя.

В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, — жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».

Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чудра — старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу России.

Род, жанр, творческий метод

Цикл романтических произведений М. Горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным литературным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). Для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности. Так построен и рассказ «Макар Чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». Макар Чудра выступает не только в роли главного героя, но и в роли рассказчика. Такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, помогает в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. Действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. Это атмосфера свободы. Рассказчик отводит себе роль мудрого созерцателя жизни. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.

Тема

Тема романтических произведений писателя — стремление к свободе. О воле и свободе рассказывает и «Макар Чудра». В основу произведения положена поэтическая история любви Лойко и Радды, рассказанная Макаром Чудрой. Герои красивой легенды не могут сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Страсть к свободе определяет их помыслы и поступки. В результате оба погибают.

Идея

В небольшом по объему рассказе заложены идеи свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения Макара Чудры о жизни свидетельствуют о философском складе ума старого цыгана: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…». Макар Чудра говорит о стремлении к внутренней свободе, свободе без ограничений, так как только свободный человек может быть счастлив. Поэтому старый мудрый цыган советует собеседнику идти своим путем, чтобы не «загинуть.даром». Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть, — так считают герои этого рассказа. Именно этим продиктованы поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».

Характер конфликта

Для старого цыгана самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. ,

Основные герои

В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная понятии? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Радцой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, поскольку «всякий сам учится». Вопросом на вопрос отвечает он своему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь».

Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которого ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…».

Безусловно, романтическое начало заключено в героях красивой легенды — молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни. Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Сюжет и композиция

Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа является его построение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду. Она помогает глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.

Художественное своеобразие

В романтических произведениях Горький обращается к романтической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества.

Многообразна палитра изобразительных средств, которые использовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «… улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «… сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…», «… зашатался, как сломанное дерево» и т.д. Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос — голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.

Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « — Эге! Было, сокол…», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила…», «На всю степь гаркнул Лойко…».

Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспредельное: беспредельную ширь моря и степи; бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым грохотом, с ее сверкающим блеском.

Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Значение произведения

Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили JI.H. Толстой и А.П. Чехов, В.Г. Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением. Значение художника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Горького любили люди, чьи имена внесены в священный список создателей русской культуры.

Истоки романтических произведений будто ясны. Отсутствующее в реальности воспето в легендах. Не совсем так. В них писатель вовсе не отказался от главной для себя сферы наблюдений — за противоречивой человеческой душой. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Мотив этот усилен от лица сказителей, которых слушает автор: цыгана Макара Чудры, бесса-рабки Изергиль, старика татарина, передающего сказание «Хан и его сын», крымского чабана, поющего «Песню о Соколе».

Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. О Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься». Вот почему возникают образы-символы «огненного сердца», полета, битвы. Величавые сами по себе, они еще укрупнены «участием матери-природы». Она украшает мир голубыми искрами в память о Данко. Реальное море внимает «львиному реву» легендарных волн, несущих призыв Сокола.

Встреча с небывалой гармонией чувств и деяний зовет к постижению сущего в каких-то новых измерениях. Таково подлинное влияние легендарного героя на личность. Об этом нужно помнить и не подменять содержание романтических произведений Горького однозначным призывом к социальному протесту. В образах Данко, Сокола, как и в гордых возлюбленных, молодой Изергиль, воплощены духовный порыв, жажда красоты.

Горького больше волновали раздумья, каков есть и каким должен стать человек, чем тот реальный путь, который лежит к будущему. Грядущее рисовалось полным преодолением исконных духовных противоречий. «Верю, — писал Горький И.Е. Репину в 1899 г., — в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной…» Жизненные явления воспринимались с высоты общечеловеческих идеалов. Потому, видимо, Горький сказал в том же письме: «…я вижу, что никуда не принадлежу пока, ни к какой из наших «партий». Рад этому, ибо — это свобода».

Сочинение

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического».

Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького — сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.

Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Еще одна особенность рассказа — это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького.

Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком — автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.

Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь — просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся — лег и умирай — вот и все!»

Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.

Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.

В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю».

И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».

Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход — смерть одного или двух героев. Так и происходит — Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.

Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай — вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…»

Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.

Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.

Другие сочинения по этому произведению

Герои ранней романтической прозы М.Горького

5 сочинений по темам прошедшего ИС 15 апреля 2021 года.

Комплект тем: temi-15apr2021.pdf

101. Какого человека можно по праву назвать героем?

Герой – это сильный духом человек, готовый пожертвовать самым дорогим, что у него есть, ради благополучия других людей. Советский писатель М. Горький заметил: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, герои бывают не только на войне, но и в мирное время смелые, решительные личности не редкость. На самом деле достойный поступок может совершить каждый, ведь иногда даже мелочи способны послужить причинами важных изменений в мире. Но нельзя назвать героем того, кто просто мечтает прославиться, действуя из эгоистических побуждений. Настоящий подвиг под силу только альтруисту. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к аргументам из художественной литературы.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» героический поступок совершает Данко. Изначально это человек, ставящий себя выше остальных, гордый и самолюбивый. Однако он оказывается способным пожертвовать собственной жизнью ради других. «Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко». С этими словами герой вырвал из груди пылающее сердце и осветил им, как факелом, дорогу путникам, заблудившимся в лесу. Горький называет Данко «гордым смельчаком», но любовь к людям и чувство долга оказались сильнее гордыни. К сожалению, такое поведение зачастую пугает окружающих, поэтому один суеверный человек наступил на сердце юноши, опасаясь возможных последствий. Можно сделать вывод, что герой в полном смысле этого слова поступает так, как считает нужным, и никогда не ждёт благодарности.

«Не стоит село без праведника» — так мог бы называться рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – настоящий альтруист, всегда готовый оказать поддержку другим и протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается. Жизнь Матрёны полна испытаний и лишений, она несчастна и одинока, но между тем женщина не озлобилась и не потеряла себя. Напротив, свой долг она видела в служении ближнему. Многие жители Тальново пользовались безотказностью и добротой Матрёны, а она как будто не замечала этого и, живя для других, не просила ничего взамен. Именно поэтому автор называет женщину «праведницей», сама её жизнь – это и есть подвиг, а Матрёну на самом деле можно считать героем.

Таким образом, мы действительно можем совершать героические поступки в любое время. Личность, достойная уважения, преодолеет все препятствия и всегда поможет другим людям. Герой – это бескорыстный человек, способный своими действиями сделать мир лучше, добрее. Такие люди-альтруисты – пример для подражания, на них стоит равняться.

207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?

М. Горький отмечал: «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде». На мой взгляд, это справедливое утверждение, ведь нельзя всецело доверяться общественному мнению. Чтобы стать полноценной личностью и обрести душевное равновесие, необходимо уметь отстаивать собственные взгляды. Конечно, иногда важно прислушиваться к другим людям, но решающее слово должен сказать человеку голос его сердца. Чтобы это доказать, обратимся к примерам из художественной литературы.

Жизнь Алексея Максимовича Пешкова – прямое доказательство его слов. В повести «Детство» описываются тяжёлые годы, проведённые мальчиком в доме деда – принципиального и своенравного Василия Каширина. Постоянные разногласия, ссоры, драки оказывали моральное давление на Алёшу. Единственным человеком, помогавшим герою не потерять себя, была его бабушка Акулина Ивановна. Детские годы М. Горький впоследствии назвал «свинцовыми мерзостями русской жизни». Если бы он не оказал сопротивление, к чему бы это могло привести? Алёша Пешков мог бы стать таким же жестоким, как дядя Яков или Михаил. Но этого не случилось благодаря стойкости и упорству будущего писателя. Многие впоследствии называли Горького человеком, который сделал себя сам. Он стал талантливым художником слова, потому что верил в себя и следовал зову своего сердца.

А что происходит с теми, кто просто плывёт по течению и не оказывает сопротивления окружающей действительности? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» — одарённый доктор и, как характеризует его автор, «интеллигентный человек». Но город С., в который приезжает Дмитрий Старцев, живёт скучной и однообразной жизнью. Туркины, которых считают здесь самыми талантливыми и образованными людьми, оказываются абсолютно обыкновенными и заурядными. Среда постепенно берёт верх над человеком, попавшим в ловушку. В какой-то момент земский врач смиряется, перестаёт задумываться о вечных ценностях и утрачивает лучшие нравственные качества. Именно так, ввиду не оказанного вовремя сопротивления, Дмитрий Старцев превращается в Ионыча: меняется его внешность и характер. Он не задумывается о смысле собственного существования, его ничего не интересует, ничто не способно вызывать эмоции. То, что происходит с этим человеком, можно назвать духовной деградацией.

Действительно, «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Вспомним стихотворение И. Бродского «Одиночество»:

Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами…

Но к чему это приведёт? К безрадостному, бесцветному существованию, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова. Яркая индивидуальность не становится зависимой от общественного мнения, не изменяет себе и своим убеждениям.

308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Мы живём в мире, в котором происходят постоянные изменения. Они могут касаться нашей бытовой жизни, государственного устройства или быть следствием научно-технического прогресса. Безусловно, под влияние этих перемен попадают самые обыкновенные люди, которые теряют или, напротив, приобретают определённые нравственные качества. Зачастую в эпоху перемен происходит переоценка ценностей личности. Чтобы это доказать, обратимся к примерам из художественной литературы.

Важная страница нашей истории – Отечественная война с Наполеоном 1812 года. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, князь Андрей, оказывается в эпицентре страшных событий, исход которых должен был решить судьбу всего нашего народа. Нужно было что-то менять, чтобы противостоять армии, считавшейся непобедимой. Однако изначально Андрея Болконского сложно назвать патриотом, готовым защищать Отечество. Напротив, Наполеон – его кумир, а сам он мечтает о личной славе и признании. Аустерлицкое сражение, в ходе которого князь Андрей получает ранение, заставляет героя задуматься о смысле собственного существования. Он вдруг понимает, как низменны все его честолюбивые устремления и как велика ценность человеческой жизни: «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Это переломный момент для героя Л.Н. Толстого: нравственное очищение спасает Андрея Болконского от жизни заурядного человека, упивающегося своим успехом. Таким образом, эпоха перемен может подтолкнуть отдельную личность к внутренним изменениям.

Такой же тяжёлый путь исканий и постоянных сомнений предстоит пройти и Григорию Мелехову, герою романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Гражданская война – время коренных перемен в жизни государства, и, если хочешь выжить, должен выбрать одну из противоборствующих сторон. Григорий Мелехов в первую очередь ищет правду, но не находит её ни у белых, ни у красных. Везде герой чувствует себя чужим, ему сложно понять, зачем, к примеру, брат убивает брата или сын жестоко уничтожает родного отца во имя призрачных идеалов. Когда сам Григорий совершает убийство, то ощущает душевную пустоту, ему кажется, что он убил не только австрийца, но и кого-то внутри себя. Мелехов долго не может забыть погибшего юношу с детским лицом, и это доказывает, насколько противоестественны для этого человека насилие и жестокость. Впоследствии герой, мучающийся угрызениями совести, отметит, что война из него «всё вычерпала», между тем он сумел сохранить в себе лучшие нравственные качества.

В заключение хочется сказать, что в эпоху перемен человеку зачастую сложно не потерять своё «я», свою уникальность, остаться верным собственным убеждениям. Любые изменения, происходящие в мире, так или иначе отражаются на мировоззрении личности. Но каждому подвластно выйти из этой схватки победителем: нужно только захотеть стать свободным, сильным, духовно развитым человеком.

412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Человеку свойственно ошибаться, ведь идеальных людей не существует. У каждого могут быть какие-то достоинства и недостатки, и это совершенно нормально. Есть такое распространённое мнение, что на ошибках учатся. На мой взгляд, это справедливо: чтобы один раз взлететь, нужно несколько раз упасть. Даже если воспоминания о каких-то не самых приятных поступках причиняют человеку боль, нужно уметь это вынести и задуматься о том, что позволит тебе стать лучше, сильнее духом. Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к примерам из художественной литературы.

Главный герой психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» задаётся вопросом, можно ли убить одного никому не нужного человека и тем самым спасти жизни миллионов людей. Согласно его теории, люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Сам Родион Раскольников считает, что может решать человеческие судьбы. Конечно, теория героя антигуманна, поэтому совершённое преступление никого не делает счастливым. Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую называет «зловредной вошью», но не может воспользоваться её деньгами, чтобы помочь «униженным и оскорблённым». В какой-то момент юноша понимает, что совсем не похож на Наполеона, а значит, не находит в себе силы воплотить задуманное в жизнь. Любое убийство бесчеловечно, и у Родиона Раскольникова возникает ощущение, будто он «ножницами отрезал себя» от других людей. Герой не может остановить поток мыслей, которые его угнетают, он убеждается в собственной ничтожности. Способность к рефлексии не позволяет Раскольникову покончить жизнь самоубийством, как это сделал Свидригайлов. Само существование после преступления превращается в наказание, но душевная боль и подталкивает его к раскаянию.

Иногда неспособность исправить собственные ошибки обрекает человека на одинокую, несчастливую жизнь. В новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются после долгих лет разлуки. Николай Алексеевич совершенно случайно узнал, что Надежда, бывшая крепостная, в течение тридцати лет не переставала испытывать к нему искренние любовные чувства. Если герой небрежно говорит ей, что «всё проходит» и «всё забывается», то Надежда не может с этим согласиться. По её мнению, не всё можно с лёгкостью стереть из памяти и время не самый хороший лекарь. «Тёмные аллеи» — это история об упущенном счастье, и Николай Алексеевич внезапно осознаёт, что его жизнь была лишена смысла, прошла впустую и он навсегда утратил внутреннюю гармонию после расставания с возлюбленной. Минуты, проведённые с Надеждой, герой называет «волшебными», больше он никогда ничего подобного не испытывал. В любом случае размышления о допущенной ошибке могли бы подтолкнуть бунинского персонажа к переоценке ценностей, но он предпочёл этого не делать, из-за чего и упустил возможность быть счастливым.

Таким образом, если человек не будет ошибаться, он станет музейным экспонатом, а это невозможно. Может ли личность получать удовольствие от жизни, всегда всё делая правильно? Даже если ошибки причиняют нам боль, они всё-таки позволяют приобрести ценный опыт и делают нас сильнее.

511. Какие черты моего поколения я считаю положительными

Представителей современного поколения достаточно часто называют «цифровыми людьми». Действительно, подросткам в XXI веке сложно представить собственную жизнь без новых технологий, значительно облегчающих наше существование. Многие считают, что это приносит им вред и в конечном счёте может привести к духовной деградации. Однако это не вполне справедливо, потому что у так называемого поколения Z есть немало положительных качеств. Чтобы это доказать, обращусь к примерам из художественной литературы.

Многие подростки нового времени — яркие индивидуальности, не похожие друг на друга. В повести Н. Дашевской «День числа Пи» два главных героя – Лёва Иноземцев и Кирилл Комлев. Их одноклассница Соня даёт соперникам, в конце концов ставшим хорошими друзьями, следующую характеристику: «братья-близнецы с разными операционными системами». Лёва – талантливый мальчик, который умеет быстрее всех решать нестандартные математические задачи и обладает цветным слухом, как известные синестеты Набоков и Скрябин. Но при этом героя называют «психом», потому что он совершенно не умеет правильно общаться со сверстниками. Кирилл – хулиган, который больше других оскорбляет «странного» мальчика. Но никто даже представить не может, что творится в душе этого юноши. Он талантлив, пишет стихи и играет на виолончели, но обесценивает собственные достижения, постоянно сравнивая себя с Иноземцевым. Итак, современные подростки так же, как и герои этого произведения, стремятся быть необыкновенными. Они не желают прожить жизнь впустую и готовы добиваться поставленных целей. Да, поколение Z рано и быстро освоило цифровые технологии, но это нисколько ему не помешало, напротив, ребят XXI века отличает творческий подход к жизни, они не хотят быть одинаковыми.

Современным подросткам всё так же интересно познавать жизнь и раскрывать её с разных сторон. Главная героиня повести норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» — любознательная девочка Лена Лид, лучшая подруга рассказчика Трилле. Она ничего не боится и всё время придумывает какие-то приключения. К примеру, однажды она предлагает Трилле поиграть в Ноя, и для этого они сооружают ковчег и начинают ловить разных животных, чтобы спасти их от наводнения. Многие считают, что наше поколение не интересует ничего, кроме компьютерных игр и социальных сетей. Но на самом деле большинство из нас предпочитает активную и насыщенную жизнь. Лена Лид – творческий человек, который никогда не может усидеть на одном месте. Так, она воображает себя Иисусом, спасающим ягнёнка, играет на блокфлейте в канун Рождества, чтобы заработать деньги на мяч. Создаётся впечатление, что у неё никогда не заканчиваются идеи. Кроме того, на примере этого произведения можно доказать, что современные подростки тоже умеют дружить и быть преданными, любить по-настоящему, искренне. Именно поэтому поколение Z нельзя называть «потерянным», ведь оно унаследовало от своих предшественников многие положительные качества.

В заключение хочется сказать, что современные подростки опираются на опыт старших и стремятся привнести в мир что-то своё. Ребята находятся в постоянном поиске себя и мечтают изменить действительность к лучшему. Поколение Z не боится перемен, не любит однообразие, ценит креативность и целеустремлённость.

  • Чему научился миша в сказке городок в табакерке
  • Чему меня научила сказка спящая царевна жуковского
  • Чему нас учит классическая литература итоговое сочинение
  • Чему меня научила сказка черная курица или подземные жители
  • Чему быть того не миновать как пишется