Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. н. в. гоголь

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н. В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет» . Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.
Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания» . Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг») . Рисунок с миниатюры из рукописной книги XVII века “Евангелие”
Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.
Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях» . Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог» . Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV–XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.
Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.
Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды) . История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции) . Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру) .
В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство?
Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла
Кто первым  начал собирать музыкальные групу в  сказке Бременские музыканты
пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика
найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста
Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому?
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту:
(1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой
найти к слову выглядывать антоним и синоним
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/
1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником?
2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда?
3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках?
4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание.
5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю.
Заранее спасибо:*
Примеры древних и современных цивилизаций?

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

Итоговое сочинение на тему: Чему учит читателя классическая литература?

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 года

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение  Скачать структура и клише для итогового сочинения 11 класс 2021 — 2022

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению и эссе. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Чему учит читателя классическая литература? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. 11 класс. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Чему учит читателя классическая литература?

Литература является одним из важнейших школьных предметов. Чтение художественной литературы вообще очень полезно как для детей, так и для взрослых. При чтении развивается воображение, память, пополняется словарный запас, расширяется кругозор и улучшается грамотность. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, сопереживать и анализировать. На уроках литературы дети изучают историю развития литературы. Ученики узнают разнообразие литературных форм и стилей, научатся оценивать поступки литературных героев. На нашем обучающем портале вы можете посмотреть уроки по литературе, выполнить задания к урокам или учителю. Даже если ваш ребёнок обучается дома, он сможет поучиться у лучших учителей.

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.

На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.

В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе лите­ратуры ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.

В классической литературе встречается много слов, которые современный ребёнок не понимает. Например, что такое кибитка или бричка? Но это не повод не читать произведения из школьной программы. Наш блогер Мария Терленева объясняет, зачем детям (даже в пять лет) читать классику и разбираться в устаревших словах.

Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того. Детский разум не созрел для таких исканий.

Мне кажется, это от лукавого. В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала: зачем? Наверное, в том была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает. Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.

Чему учат нас произведения древнерусской литературы сочинение Читать сочинение далее…

.

Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину.  Уроки древнерусской литературы актуальны и в наши дни.

 «Уроки древнерусской литературы» − сочинение

Вариант 1

Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.

Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.

Стоит отметить, что в школах, не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.

Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.

Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.

Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как  полноценный участник той или иной социальной отрасли.

Авторы старались изобразить человека через его поступки, действия, решения. Все герои незримо делились на положительных или отрицательных. Такого понятия как противоречивый герой, просто не понималось в те времена. Стоит отметить, что со временем такая литература, стала очень хорошо отражать на только поступки людей, но и их характер, который собственно и двигал ими в ходе принятия того, или иного решения и совершении поступка.

Вариант 2

Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность.

Если перед нами монах — важны его монашеские качества, если князь — княжеские, если богатырь — богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой — цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела.

Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, — собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой — он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый.

Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.

Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность.

Вариант 3

Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени. Дают они нам представления и о нравственных идеалах древней Руси. А они, в свою очередь, являются поучительными и по сей день.

Причем, отнести к поучительным произведениям, воспитывающим нравственность, можно и народное творчество, и произведения, принадлежащие перу известных личностей.

Если говорить о народном творчестве, то достаточно ознакомиться даже с теми простыми произведениями, которые знаем мы с детства, чтобы понять, как воспитывали своих чад. Да, они и в наши дни звучат из уст многих родителей, бабушек и дедушек. К ним можно отнести и развлекательные прибаутки и потешки. Они, между прочим, обращают внимание ребенка на жизненные мелочи, которые так важны и необходимы на протяжении всей дальнейшей жизни.

Поучительны и сказки, песни, сложенные народом. Они воспитывают в нас с ранних пор стремление к доброте, трудолюбию и терпению. А каким примером служат былинные богатыри, смелость, силу и сообразительность которых воспевал народ!

Ну, а если говорить о произведениях, авторы которых известны, то нельзя не упомянуть о поучении Мономаха. В нем обращается он ко всему подрастающему поколению, призывая его к добродетели, трудолюбию и терпению. Так же, поучает он уважать своих родителей, быть милосердными. Владимир ставит в пример свою жизнь. Он не говорит, что он идеален, но многому можно поучиться у него. Призывает он и жить в мире с ближними своими и стараться не творить зла. А натолкнула его на мысль написать это послание встреча со своими братьями.

И многие другие произведения, как народные, так и имеющие авторов, оглашают основные нравственные критерии, от которых зависит полноценное существование человека.

Древнерусская литература – это кладезь мудрости наших предков. А нравственные уроки из нее можно извлечь очень огромные и полезные. Ведь для того и пришла когда-то человеку в голову мысль записывать свои думы, поучения и наблюдения, чтобы донести их до потомства.

Вариант 4

Как же удивительна древнерусская литература! Несмотря на то, что письменность в государствах была не так сильно развита в то время, а различных художественных средств и приемов и вовсе не существовало, древние литературные произведения несут в себе глубокую смысловую нагрузку. Таким является и знаменитое «Слово о полку Игореве», написанное приблизительно в конце двенадцатого века.

«Слово» — это не повествование об истории прошлого, а отклик на события, которые произошли совсем недавно. В центре сюжета находится поход Игоря на половецкие земли. С самого начала его преследовали грозные предзнаменования, такие как солнечное затмение, тревожное поведение зверей и т.д. Но Игорь не обращал никакого внимания на них и велел войскам идти дальше. Это характеризует его как самоуверенного, честолюбивого человека. Но за это он поплатится кровью. Несмотря на победу в первом сражении с половцами, второе оканчивается неудачно. В это время Святославу, отцу Игоря, снится сон, где он и его брат Всеволод терпят поражение.

Мудрый отец упрекает своих сыновей за глупость, за стремление поскорее завоевать чужие земли. Далее Святослав произносит свое «золотое слово» — призыв объединиться всем князьям и прекратить бесконечные междоусобицы. Этот момент становится идейным центром произведения, где поднимается серьезная политическая и нравственная проблема: каждый князь заботится только о личных землях и не помогает другим, но для того, чтобы страна существовала дальше, им нужно объединиться и не враждовать друг с другом, иначе государство может разрушиться. Автор «Слова» нам доказывает, что самоуверенность князей, отправляющихся в поход из-за богатства и славы, губительна для всей Руси.

Чем же особенная композиция «Слова»? Во-первых, выделяются конкретные главы, автор переходит от одной темы к другой, меняет время действия, и каждая строка произведения наполнена восклицаниями, сравнениями, что формирует музыкальную композицию. Также произведение подчинено одной общей теме – теме родины и любви к ней.

Таким образом, одно из древнерусских произведений преподает нам важный нравственный урок: чтобы добиться чего-либо, не нужно враждовать, а стоит объединить силы со своими союзниками. Именно благодаря этому, по мнению автора «Слова», может держаться государство без войн и сражений.

Вариант 5

«Без полного выявления всех художественных особенностей древнерусской литературы невозможны построение истории современной русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы» — пишет Д. Лихачёв. Трудно не согласиться с мнением известного советского и российского филолога.

В глубокой основе нашей сегодняшней культуры лежит культура древнерусская. Эта культура особенная и сильно отличается от нашей, хотя и является её предком. У всей древнерусской литературы сейчас мы можем найти одну тему, это – человек, и одну идею, это – определения смысла человеческой жизни. Но древнерусская литература рассматривала человека, не как личность ли отдельного героя, а как часть одного большого механизма. Это, пожалуй, важнейшая особенность древнерусской литературы. Люди в древней Руси находились очень близко к вере, вся их жизнь была ей пропитана. Благодаря этому, человек просто не представлялся один, без семьи, друзей, соседей, тех людей, которым он мог быть полезен, он не мог быть обособлен.

Главной целью древнерусской литературы для нас является вложение правильных нравственных ценностей и правильное воспитание человека с моральной точки зрения. Ведь тогда не было такого разнообразия в характерах героев. Древнерусская литература была на той ступени развития, когда герой определялся не характером, а исключительно поступками и мог быть только «злым» или «добрым». Персонажи могли быть только по одну моральную сторону. Герой не мог поменять полюс, и например, исправится в ходе рассказа или стать злым. Древнерусская литература учит, что человек определяется поступками. Это один из важнейших уроков, которые она даёт.

Древнерусская литература, как и всякая литература, учит видеть мир. Особенность её в том, что она показывает не только добро и зло, но и чем они отличаются, как можно делать добро и как сделать мир лучше.

Сочинение на тему «Из древнерусской литературы»

В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объединены в одно литературное произведение. Повесть легко распадается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части рассказывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра. Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел оставить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои правили честно, при их правлении город процветал.

«Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому. Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что главной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму. В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.

Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только подвиги, обращается к литературному вымыслу. Героями литературных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

Сочинение по древнерусской литературе − 7 класс

Вариант 1

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.

Мне кажется, что в первую очередь, значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.

Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитывает в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.

Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, — первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.

Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

Вариант 2

Стимулом для возникновения древнерусской литерату­ры явилось принятие христианства, когда возникла необхо­димость познакомить Русь со священным писанием, с исто­рией церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевода с грече­ского и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для соз­дания литературы. В отличие от западноевропейских стран Русь приняла христианство поздно, лишь в десятом столе­тии, в 988 году. Первоначальное развитие русской литера­туры происходило под влиянием Византии — то есть Вос­точной Римской империи со столицей в Константинополе. Древнейшие литературные памятники восходят к XI веку и написаны на старом церковнославянском языке. Наиболее ранние из сохранившихся рукописей были созданы в Киеве, находившемся тогда на перекрестке важнейших междуна­родных торговых путей и представлявшем собой один из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы.

В развитии древнерусской литературы (а существовала она более 700 лет) можно условно выделить четыре основных периода.

Первый период. Х1-ХУ века. Начальный этап этого пе­риода характеризуется идеалистическим мышлением (с XI в. по первую половину XIV века), творчество осмысляется как божественный акт. Писатель выступает как посредник между Богом и человеком. Писатель еще не является собственно ав­тором, сам он ничего не создает, только переписывает божест­венные священные тексты. Позже, к XV веку, появляется ин­терес к человеку, его мыслям, писатель начинает вносить свою точку зрения в переписываемый текст.

Второй период. Конец XV в.-40‑е годы XVII в. — прояв­ление рассудочного начала в писательском творчестве. По­стижение мира мыслится возможным не только через Благо­дать (умом, духовно), но и с помощью «естественного разума». Зарождается авторское начало, особенно в публици­стике XVI в. и исторических повестях «смутного времени». Проявляется собственное мнение, появляется вымысел.

Третий период. 40‑е годы XVII в‑30‑е годы XVIII в. — восприятие литературного труда как личного дела писателя. На этом историческом этапе происходит осознание и выра­жение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд указанием имени автора. «Писатель стал частным человеком», независимым от «христианской сво­боды», «частный человек стал писателем», что раздвинуло жанровые и тематические рамки. Появляется собственно «художественная литература». Талант осмысляется как бо­жественный дар.

Специфические черты древнерусской литературы

1)       До 1564 года русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до XVIII века, поэтому создание книги было долговременным делом. Книгопечатание почти не изменило способы распро­странения литературных сочинений. До XVII века все произ­ведения распространялись путем переписки.

2)    В начале века древнерусская литература была литерату­рой сугубо патриотического направления.

3)     Произведения создавались на основе исторических фак­тов. Древнерусская литература не знала вымысла. Все тексты основываются на реальных исторических фактах. А если при­сутствуют какие-то фантастические элементы, то человек Древней Руси верит, что они происходили на самом деле. Ли­тература Древней Руси проповедовала христианскую духов­ность и этику, то есть высокую нравственность.

4)        Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной.

Жанры древнерусской литературы: Древнерусская ли­тература разнообразна по своему жанровому составу: погод­ные записи; повести («Повесть временных лет»); притчи («Притча о блудном сыне»); были сказочные поучения; жития («Житие святых Бориса и Глеба»); легендарные сказа­ния («Сказание о смерти Олега от коня»); послания; предания («Предание об основании Киева»); поучения («Поучение Вла­димира Мономаха»); письма; песнопения: хождения («Хожде­ние Афанасия Никитина за три моря»).

До нас дошли летописи, жития святых и монахов, проповеди и несколько светских повестей, написанные в Киевский период (103.0—1240). Самым знаменитым из летописных сочинений яв­ляется «Повесть временных лет», где речь идет о предыстории восточных славян и описываются как исторические, так и полу­легендарные события периода с 860 по 1240 гг. Это труд не­скольких монахов, прежде всего Нестора и Никона. Он содержит ценные сведения, помогающие воссоздать историю Древней Ру­си, а также повести, сплавленные с летописным повествованием и отличающиеся самобытностью и занимательностью.

С культурным главенством Киева покончило монголо- татарское нашествие 1238–1240 гг. Киев, наряду с другими городами, был разграблен, и татары, как называли завоевате­лей, сделали русские княжества своими данниками более чем на двести лет. Тягостное положение усугублялось нападения­ми поляков, литовцев и шведов, а также распрями между рус­скими князьями. Лишь в Куликовской битве (1380) русские под водительством великого князя московского Дмитрия Дон­ского впервые одержали решительную победу над татарами. В эти тревожные века продолжали создаваться литературные произведения, большей частью посвященные борьбе Руси с завоевателями. Многие из них отмечены влиянием витиевато­го пышного стиля, заимствованного в Византии и Польше. В числе исключений — «Повесть о Петре и Февронии Муром­ских» (XV века), безыскусная и целомудренная любовная ис­тория, проникнутая фольклорными мотивами.

К 1480 году монголо-татарское иго было свергнуто, а Русь объединил Иван III (правил в 1462–1505 гг.) под эгидой Мос­ковского государства (город Москва и завоеванные окрестные земли). Характерной чертой литературного процесса мирных десятилетий XVI века было составление грандиозных энцик­лопедических трудов: Великие Четьи-Минеи, Степенная книга царского родословия и монументальная многотомная история, Никоновский Лицевой летописный свод. Самыми популярны­ми жанрами XVI века были воинские повести и политическая полемика.

Древнерусская литература. Литература и русская история (статья)

Древнерусская литература — “начало всех начал”, истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом1 служения русской земле, государству, родине.

Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.

Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI–XIII века.

Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: “земли незнаемой”, “дикого поля”, как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.

В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем “Поучении” “привечать” гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в “Слове о полку Игореве”: “…дъвици поютъ на Дунаи, – вьются голоси чрезъ море до Киева”. На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, – “удаль”.

На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово “язык” приобретает значение “народ”, “нация”. Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем “четвертым измерением”, в рамках которого воспринималась и становилась “обозримой” вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.

Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: “Се бо суть рекы, напояющие вселенную…”, князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же – с сеятелем, “насеявшим” землю “книжными словесы”. Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским “языком”, т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.

Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли “учение книжное”. Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.

Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

Если в первые века русской литературы, в XI–XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.

Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.

“Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.

Русскую историю без русской литературы также трудно себе представить, как Россию без русской природы или без ее исторических городов и сел. Сколько бы ни изменялся облик наших городов и сел, памятников архитектуры и русской культуры в целом — их существование в истории вечно и неуничтожимо“2.

Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, “Слово о полку Игореве”, “Киево-Печерский патерик”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Повесть о Горе-Злочастии”, “Сочинения протопопа Аввакума” и многие другие памятники.

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.

Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным “чувством плеча”, создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…

Это своеобразный средневековый собор, в строительстве которого принимали участие в течение нескольких веков тысячи вольных каменщиков…“3.

Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.

Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский… Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.

Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала “знаемой и ведомою” во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор и публицист митрополит Иларион в “Слове о Законе и Благодати” (памятник середины XI века).

Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, “книжному учению и почитанию”, создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.

«Значение древнерусской литературы для современного читателя» — сочинение, 7 класс.

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.

Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, — первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды.

Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI — XII веков была связана с византийской и болгарской литературой.

Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI — XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

  • Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н. В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет» . Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.
    Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания» . Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг») . Рисунок с миниатюры из рукописной книги XVII века “Евангелие”
    Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.
    Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях» . Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог» . Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV–XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.
    Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.
    Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды) . История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции) . Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру) .
    В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

  • Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
    Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
    Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
    Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
    Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
    В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
    Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.
    Категория: Сочинения для 8 класса | Метки: Л. Н. Толстого., Тургенева И. С., Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина
    Популярность темы: 41321 | Оценка: 4.4 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  • Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.
    Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.
    В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.
    Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды.
    Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI – XII веков была связана с византийской и болгарской литературой.
    Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI – XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).
    Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.
    Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.
    Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

  • как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство?
    Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла
    Кто первым  начал собирать музыкальные групу в  сказке Бременские музыканты
    пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика
    найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста
    Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому?
    Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту:
    (1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой
    найти к слову выглядывать антоним и синоним
    РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/
    1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником?
    2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда?
    3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках?
    4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание.
    5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю.
    Заранее спасибо:*
    Примеры древних и современных цивилизаций?

  • Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: «Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: Л.Н. Толстого, Максима Горького, Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина.

    Вариант 1

    Каждый из нас рано или поздно совершает ошибки на своем жизненном пути. К сожалению, от этого никто не застрахован. Все дело в том, что развиваясь, человек начинает работать над собой, анализируя прошлые ошибки и неприятности. И вот, когда мы начинает работать над тем, чтобы исправить былые неудачи, мы становимся лучше, опытнее, умнее. Доказательством этому выступают многие примеры из литературы.

    Если вспомнить роман — эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», то хорошим примером выступает образ Андрея Болконского. Андрей совершил множество ошибок в то время, когда шел к своей заветной цели и пытался разобраться в самом себе.

    С самого начала произведения Андрей предстает перед читателем молодым человеком, кумиром которого является Наполеон. Он восторгается им как личностью, мечтая стать на него похожим. Соответственно Болконский начинает идеализировать войну и сделать военную карьеру. В войне он видит свое призвание. Но, оказавшись на реальном поле боя, он начинает понимать, что на самом деле действительность не настолько радужна, как он себе представлял. Там он воочию видит всю ту грязь, кровь, боль и жестокость, которые являются постоянными спутниками любых военных действий. Ведь изначально Андрей думал, что война – это постоянный подвиг и благородство. В реальном мире его иллюзии очень быстро меркнут, а взгляды на жизнь меняются.

    Окончательное прозрение приходит к мужчине на Аустерлицком сражении. Лишь после ранения он задумался над тем, что главными ценностями в жизни являются красота окружающего мира, любовь и семья. Он начинает ценить мир и человеческую жизнь.

    Когда он вернулся домой, то полностью изменил свое мировоззрение. Он больше не восхищался Наполеоном, поскольку успел в нем разочароваться. Мужчина успел совершить ряд ошибок, но вовремя это осознал, и приложил все усилия, чтобы исправиться. Все случившееся пошло ему на пользу и помогло сделать себя лучше.

    Но не всегда совершенные ошибки можно исправить. Порой случается так, что однажды оступившись, человек уже не может исправиться, поскольку его заблуждение является фатальным.

    Хорошим примером является рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Ларра – сын смертной женщины и свободного орла, который украл её и сделал своей женой. Когда отца не стало, Ларра вместе со своей матерью пришел к людям. Но те законы, что царили в человеческой общине, не впечатлили юношу и показались ему совсем неубедительными.  Он убивает молодую девушку потому, что она ответила ему отказом. Решившись на это преступление, молодой человек полностью изменил свою жизнь. Это стало его фатальной ошибкой, которую изменить он уже не мог.

    Старейшины решили навечно изгнать его, а Бог ужесточил приговор, сделав его бессмертным. Ларра так и не хотел признать свою вину, но благодаря судьбе ему пришлось изменить свое мнение. Через многие годы Ларра настолько устал от одиночества, что мечтал о смерти. Его поступок оказался роковым и навсегда изменил его жизнь. Он никак не мог исправить последствия содеянного.

    Из этого можно сделать вывод, что каждый из нас совершает ошибки, но далеко не все могут их исправить. Для некоторых совершенный проступок становится роковым и ломает всю его дальнейшую жизнь. Никогда не стоит забывать о том, что цена ошибки может быть слишком высокой.

    Вариант 2

    Ни для кого не секрет, что ошибки – являются неотъемлемой частью нашей жизни. Оступившись однажды, мы получаем возможность проанализировать ситуацию, чтобы не совершить её в дальнейшем. Чаще всего ошибки делают человека лучше, поскольку исправляя их, мы работаем над собой. Впредь мы стараемся больше так не поступать, благодаря чему быстрее достигаем желаемого. Лишь тот, кто провёл работу над собой, проанализировал своё поведение и исправил содеянное, способен добиться своей цели. Подобные примеры встречаются и героев литературных произведений.

    Подобную проблему описал в своём произведении «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский. На примере Раскольникова он показывает цену, которую приходится порой платить за свои ошибки. Молодой человек, желая поскорее обрести желаемое, при этом, особо не прикладывая для этого усилий, решается на преступление. Убив старуху-процентщицу, он навсегда загубил свою жизнь и те перспективы, которые были перед ним открыты. Подобные грехи очень сложно исправить, и вся жизнь начинает катиться по наклонной.

    Но автор описывает нравственное исцеление героя. По сути, Раскольников являлся неплохим человеком. Жестокую шутку с ним сыграло то, что он запутался и ошибся. Ведь раньше он славился своими благородными и смелыми поступками: спасение детей из огня, пришёл на помощь обманутой девушке, отдаёт практически всё свои средства бедным людям. Причиной его преступления становится нищета и отсутствие перспектив. Да, он мог бы трудиться и честно зарабатывать, но он хотел получить всё и сразу.

    Совершив роковой поступок, героя начала мучать совесть, которая буквально сводила его с ума. На него благотворно повлияло знакомство с Соней, которая так же совершила немало грехов, и прочтение Библии.

    Молодой человек начал осознавать, что не относится к касте избранных, которым дозволено все в этом мире. Полная победа над своей теорией ему даётся лишь на каторге, где он много времени посвящает прочтению Священного Писания, чем исцеляет свою душу.

    Совершив ошибку, молодой человек полностью исказил свой жизненный путь, но в то же время, благодаря совершенному преступлению и мукам совести, молодому человеку удаётся стать лучше. Он избавился от гордыни, высокомерия, чем очистил свою душу.

    Но не всё совершают настолько фатальные ошибки. Зачастую их можно изменить. Подобный пример встречается в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

    Пётр Гринёв уходит из родительского дома, чтобы показать свою самостоятельность. Направляясь в военную часть, молодой человек совершает большое количество ошибок. Он выпивает лишнего, проигрывает большую сумму денег, а так же кричит на слугу.

    Когда он протрезвел, то осознал, насколько неправильным было его поведение. Его начала мучать совесть — молодому человеку было очень стыдно за содеянное. Гринёв берёт себя в руки и извиняется перед Савельичем. Благодаря разговору со старшим наставником, юноша принимает решение больше никогда не играть в азартные игры, а так же отказаться от спиртных напитков. Если бы молодой человек с самого начала не ошибся, то, возможно, он бы так и не понял, насколько опасными являются алкоголь и азартные игры. Благодаря этому проступку, Гринёв получил хороший урок на всю жизнь.

    Из этого можно сделать вывод, что путь к заветной цели обычно состоит из ошибок. Ведь именно благодаря им, человек получает возможность обрести опыт, познать себя, и стать лучше. Ошибаясь, мы получаем бесценные знания и навыки. Без ошибок невозможно взросление ни одного человека, главное вовремя понять и исправить содеянное.

  • Чему учат нас сказки приведи пример 3 класс
  • Чему учат людей сказки
  • Чему научила тебя эта сказка лиса и журавль
  • Чему посвящен рассказ муму против чего он направлен сочинение 5 класс
  • Чему научила сказка черная курица или подземные жители 5 класс