Чему учат басни крылова кратко сочинение

: злая женщина взяла в свой дом девушку-сироту. дядя девушки решил оставить ей большое наследство, и женщина захотела выдать девушку

: Злая женщина взяла в свой дом девушку-сироту. Дядя девушки решил оставить ей большое наследство, и женщина захотела выдать девушку замуж за своего глупого сына. Девушку спасли дядя и её возлюбленный.

Очень краткое содержание

Девушка-сирота попала в лапы жадной и злой помещицы, которая хотела выдать её замуж за своего брата. Вдруг стало известно, что давно пропавший дядя сироты жив. Всё это время он был в Сибири и накопил там большое состояние, которое решил завещать племяннице. Узнав о деньгах, помещица решила выдать сироту не за брата, а за своего глупого и невоспи­танного сына-недоросля.

У помещицы гостил государ­ственный чиновник, который обязан был защищать простых крестьян от произвола землевла­дельцев. К жестокой помещице он относился неприязненно и ждал случая лишить её власти над крестьянами. В этом же поместье появился и друг чиновника, молодой офицер, который оказался возлюбленным сироты.

Когда дядя приехал за сиротой, помещица начала льстить ему и расхваливать своего сына, чтобы добиться желанного сговора. Однако дядя успел познакомиться с благородным и храбрым офицером. Оказалось, что офицер давно был на примете у дяди в качестве жениха для сироты. Влюблённые признались в своих чувствах, и дядя благословил их.

Узнав об этом, помещица попыталась похитить сироту и насильно обвенчать с недорослем, но офицер спас любимую. В наказание чиновник лишил помещицу права управлять своим поместьем, а недоросля отправил в армию.

Подробный пересказ по действиям

Названия действий — условные.

Действие 1. Знакомство с Простаковыми и Софьей. Неожиданное возвращение дядюшки. Софья становится богатой наследницей

Поместье Простаковых. Простакова примеряла сыну кафтан, сшитый крепостным портным-самоучкой, ругая того за неумелость.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеПростакова — женщина средних лет, суровая, властная, быстрая на расправу, любит только сына.

Кафтан шился к помолвке Скотинина.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеТарас Скотинин — родной брат Проста­ковой, хам и невежа, любит только свиней.

Простакова собиралась женить брата на Софье, не спросив согласия девушки.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеСофья — дальняя родствен­ница Проста­ковых, сирота, милая, чистая, безза­щитная.

Единственный родственник Софьи, родной дядя, уехал в Сибирь и пропал. Простакова восполь­зовалась этим и прибрала к рукам поместье девушки. Софью она поселила у себя, обращалась с ней строго и несправедливо. Простаков жалел девушку, но возражать суровой супруге не смел.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеТерентий Простаков — муж Проста­ковой, робкий подкаб­лучник, жена часто его изби­вает.

Скотинин не любил девушку, хотел жениться на ней ради огромных свиней, которых разводят в её поместье.

Простаковы обсуждали помолвку Скотинина, когда вошла радостная Софья и сообщила, что получила письмо от дяди. Простакова не поверила, что дядя жив.

Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили!

Никто из Простаковых не умел читать. К Митрофану уже четыре года ходили трое учителей, в том числе и настоящий немец, но парень так и не смог научиться читать и считать.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеМитрофан — един­ственный сын Проста­ковой, 15 лет, крупный, упитанный, обжора, исклю­чи­тельно глуп.

Не доверяя девушке, Простакова попросила прочесть письмо своего гостя Правдина.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеПравдин — государ­ственный чиновник, очень честный, сочув­ствует простому народу.

Дядя писал, что вернулся из Сибири, где сильно разбогател, и теперь намерен забрать племянницу к себе и сделать её своей наследницей. Услышав это, Простакова сразу передумала выдавать Софью за брата и решила женить на ней недоросля Митрофана.

Простакова увела Софью. К Простакову подбежал запыхавшийся слуга и сообщил, что в их деревне остановились солдаты.

Действие 2. Царский чиновник. Софья и её возлюбленный. Недоросль хочет жениться

Правдин встретил своего друга Милона, командира солдат.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеМилон — молодой офицер, прямой, честный, любит Софью.

Правдин рассказал другу, что его обязанность — следить, чтобы помещики не были жестоки со своими крепостными. Простакова он считал дураком, а его жену — злой фурией. Правдин уже сообщил своему начальнику «о всех здешних варварствах» и надеялся, что против произвола Простаковой скоро примут меры.

Милон признался, что любит девушку, которую куда-то увезла родня. Он боялся, что его любимая оказалась во власти корыстолюбцев. Тут вошла Софья, оказавшаяся возлюбленной Милона.

Софья рассказала, что Простакова уговаривает её выйти замуж за Митрофана. Девушка ей ответила, что хочет заручиться согласием дяди, который скоро должен приехать.

Подумай же, как несчастно моё состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть моё чувство.

Появился Скотинин, начал жаловаться, что сестра вызвала его для женитьбы, а теперь убеждает, что жена ему не нужна. Правдин объяснил ему, что Простакова хочет женить на Софье Митрофана.

Разозлённый Скотинин накинулся на Митрофана с кулаками. Старая няня защитила трусливого недоросля и прогнала Скотинина. Вошла Простакова и попросила Софью посмотреть комнату, приготовленную для её дяди.

Затем появились учителя Митрофана. Математике его учил отставной солдат, а чтению — бывший семинарист. Правдин и Милон ушли, а Митрофан пожаловался матери на Скотинина, пригрозив утопиться, если дядя его тронет. Простакова отругала няню за то, что она не вступилась за воспитанника, и увела сына, поклявшись не спускать с него глаз. Учителя посочув­ствовали обиженной ни за что няне.

Действие 3. Приезд дядюшки. Уроки глупого недоросля

После обеда приехал Стародум, с которым оказался знаком Правдин.

Чему учат басни крылова кратко сочинениеСтародум — родной дядя Софьи, 60 лет, честный и прямой.

Отец Стародума служил при дворе Петра Великого и воспитал в сыне высокие понятия о долге и чести. Стародум злился на Простаковых из-за их обращения с Софьей, но жизнь научила его сдерживать свои порывы.

Когда-то он служил при дворе и дружил с молодым графом. Когда началась война, Стародум предложил другу записаться вместе в армию, но тот отказался. Стародум воевал и был ранен, а служивший при дворе граф обошёл его в чинах.

Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Оскорблённый Стародум подал в отставку, после чего недолго послужил при дворе. Ему не понравились двуличность и подлость придворных, и он уехал в Сибирь, где заработал состояние тяжёлым трудом. Он считал, что должен был сдержаться и не подавать в отставку, потому что ещё мог принести пользу отечеству.

Софья радостно встретила дядю. Тот тоже был рад увидеть дочь единственной сестры. Стародум решил сделать её своей наследницей, считая, что его дети должны пробиться в жизни сами.

Тут началась драка между Простаковой и Скотининым, разнимал их Милон. Увидев Стародума, Простакова начала перед ним лебезить, заставила Митрофана целовать ему руку.

Стародума это не тронуло, он заявил, что завтра же увезёт Софью в Москву и подыщет ей хорошего жениха. Однако принуждать её к замужеству он не собирался, считая, что девушка должна любить своего избранника.

Простакову это обнадёжило. Она рассказала, что её с братом отец ничему не учил, а вот Митрофан «из-за книги не встаёт по суткам», и предложила посмотреть, как учён её сынок. Стародум отказался, и его увели в приготовленную для него комнату.

В комнате остались учителя Митрофана. Они ругали немца за то, что тот мешал им вдалбливать науку в пустую голову недоросля. Вернулись Митрофан и Простакова. Недоросль не хотел учиться, а хотел жениться, но уроки всё же начались.

Митрофан не смог сложить 10 и 10 и не прочитал ни строчки. Простакова мешала, делая глупые замечания. Затем явился немец и заявил, что Митрофан и без учёбы в люди выйдет, главное — с умными людьми не связываться. Когда Простакова с сыном ушли, учителя чуть не побили немца.

Действие 4. Дядюшка одобряет выбор Софьи, экзаменует недоросля и отвергает недостойных Софьи женихов

Стародум завёл с Софьей долгую нравоучи­тельную беседу о чести, добропо­ря­дочности, добре и зле, богатстве, придворных нравах, обязанностях жены и убедился, что племянница вполне разделяет его взгляды.

Муж благоразумный! Жена доброде­тельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Разговор прервал слуга: он принёс Стародуму письмо из Москвы от графа, друга Стародума. Тот сватал Софью за своего племянника и сообщал, что молодой человек поведёт в Москву отряд солдат как раз мимо поместья Простаковых.

Не успел Стародум заговорить об этом с племянницей, как пришли Правдин с Милоном. Дядюшка сразу догадался, что молодой офицер — племянник графа. Поговорив с ним, Стародум убедился, что Милон — человек достойный, храбрый, дорожит своей честью. Оказалось, что матушка Софьи любила его как сына, и он часто бывал в их доме.

Милон признался, что они с Софьей давно любят друг друга, и попросил у Стародума руки девушки. Дядюшка с радостью благословил влюблённых.

Тут явился Скотинин и потребовал, чтобы Стародум выдал за него Софью. Его крайняя глупость и странная любовь к свиньям рассмешили дядюшку и Правдина. Затем пришли Простаковы и начали сватать Софью за Митрофана.

Стародум забавы ради решил проверить учёность недоросля. Оказалось, что Митрофан не знает, что такое существи­тельное и прилага­тельное, а об истории и географии никогда не слыхал.

Стародум отверг обоих женихов и заявил, что Софья уже помолвлена с Милоном. Несмотря на это, Простакова решила настоять на своём.

Действие 5. Простакова пытается похитить Софью и в наказание лишается власти и сына

Правдин получил приказ «взять под опеку дом и деревни» Простаковой при первой же её выходке, от которой пострадают крепостные. Стародума радовало, что государство заботится о простых людях.

Затем Стародум и Правдин начали рассуждать о воспитании. Стародуму не нравилось, что помещичьих детей обучают невежественные учителя, зачастую из крепостных. Пример тому — Митрофан. Но и образование в высшем свете не учит, а развращает молодёжь.

…наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну доброде­тельную душу.

Беседу прервал шум. Это Милон увидел, что слуги ведут сопротив­ляющуюся Софью к карете, и вступился за неё. Правдин допросил слуг. Оказалось, что Простакова велела похитить девушку, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном.

Простакова упала на колени перед Стародумом и Софьей, и те решили не подавать на неё в суд. Узнав, что слуги выдали её, Простакова велела всех выпороть. Это позволило Правдину привести в действие полученный приказ. Присутствующий при этом Скотинин поскорее уехал, испугавшись, что «всякий Скотинин может попасть под опеку».

Правдин велел позвать учителей Митрофана, чтобы рассчитаться с ними. Выяснилось, что притворявшийся учителем немец раньше служил у Стародума кучером. Стародум взял его обратно.

Стародум с Софьей собрались уезжать. Прощаясь с Правдиным, они увидели, как Митрофан грубо обошёлся с матерью, отчего та потеряла сознание. Правдин решил наказать недоросля, отправив его в армию. Стародум указал на горюющую Простакову со словами: «Вот злонравия достойные плоды!».

«Волк на псарне» — басня И. А. Крылова, написанная в октябре 1812 года. Напечатана впервые в газете «Сын отечества». Фабула басни построена на просчёте волка, который вместо овчарни, в которой содержат овец, попал на псарню.

Исторические события и значение басни[править | править код]

Значение басни тесно связано с событиями того времени, а именно с Отечественной войной 1812 года. Военный историк М. И. Богданович пишет, что 23 сентября 1812 года Наполеон решил вступить в переговоры с Кутузовым. В предложениях мира, которые были переданы через Лористона, говорилось, что необходимо прекратить все разногласия между «двумя великими народами»[1]. Кутузовым предложения были отклонены, после чего нанесено поражение французам в битве при Тарутино.

То же самое подчёркивает В. Ф. Кеневич, проводя параллели между строками басни и событиями войны. «Послушай-ка, сосед, — Тут Ловчий перервал ответ» могли появиться у автора в голове в связи с событиями переговоров 23 сентября. В строчке «И тут же выпустил на Волка гончих стаю» видятся события битвы при Тарутино 6 октября, «потому что до того времени, от самого выступления наших войск из Москвы, кроме ничтожных стычек, не было предпринято никаких действий, которые бы могли служить Крылову основанием»[2].

Другой военный историк А. И. Михайловский-Данилевский отмечает, что эта басня И. А. Крыловым собственноручно была передана жене Кутузова, которая переправила её мужу.
«Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: „а я приятель сед“, снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою»[3]. Поэт и прозаик К. Н. Батюшков в письме Н. И. Гнедичу отметил успех патриотических басен Крылова среди солдат:
«Скажи Крылову что в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием».[4]

Значение басни вкупе с историческими событиями становится очевидным и означает просчёт. Фразы «Ты сер, а я, приятель, сед», «Волчью вашу я давно натуру знаю»[5] стали крылатыми выражениями.

Критика[править | править код]

В. Г. Белинский отнёс басню «Волк на псарне» к разряду произведений, в которых И. А. Крылова «хотел быть просто моралистом и которые слабы по рассказу»[6].

И. З. Серман отмечает, что в произведениях Крылова всё происходит в действии. Очевидность драматизации «строится на быстром обмене репликами, где диалогическая форма почти исключает участие автора в развитии сюжета, оставляя ему экспозицию или заключение»[7]. В. И. Коровин отмечает «глубоко народный» язык автора, «пронизанный устойчивыми образами, воплощающий то самое единство „эстетического и логического начал“, о котором пишут многие исследователи крыловского творчества».[8].

Л. С. Выготский называет данную басню Крылова с посыла Белинского мелкой драмой:
«Эта удивительнейшая из крыловских басен не имеет себе равных ни по общему эмоциональному впечатлению, которое она производит, ни по внешнему строю, которому она подчинена. В ней вовсе нет морали и выводов; тут шутка и насмешка не нашли себе почти места в её суровых стихах. И когда она однажды как будто прозвучала в речи ловчего, она одновременно впитала в себя и такой противоположный жуткий смысл, что она кажется уже не шуткой вовсе».[9]

Педагог Водовозов возвышает данное произведение: «„Волк на псарне“ — одна из удивительных басен Крылова. Таких сокровищ между ними весьма мало. Не греша против истины, басню „Волк на псарне“ можно назвать гениальнейшим творением словесного искусства; ни один баснописец — ни наш, ни иноземный — не создал ничего подобного»[9].

Современный исследователь К. П. Сидоренко отмечает полидискурсивность данной басни, выделяя её историческую основу, текущие события и курьёзы, учебно-методические материалы и заметки, цитируемость в психологии, словари и справочные материалы, в словесных шутках.[10]

Архитектура[править | править код]

  • Памятник И. А. Крылову на Патриарших прудах в Москве. Вблизи статуи расположены скульптурные композиции посвещены двенадцати известных басен, в том числе басни «Волк на псарне». Точный адрес: г. Москва, ул. Малая Бронная, 34, сквер.
  • Памятник И. А. Крылову|Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Пьедестал трехметровой скульптуры украшен бронзовыми фигурами из басен, в том числе волка на псарне. Скульптор П. К. Клодт. Точный адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, Летний сад
  • Памятник И. А. Крылову в городе Тверь. В ансамбль памятного комплекса входят горельефы с изображением сюжетов басен, в том числе басни «Волк на псарне». Над памятником работали скульпторы: Сергей Шапошников, Дмитрий Горлов и Николай Донских. Точный адрес: г. Тверь, наб. Реки Тьмаки, д. 31

Примечания[править | править код]

  1. М. Богданович, «История Отечественной войны», т. II, стр. 392
  2. Кеневич, В. Ф. Историческое значение басен Крылова (Отечественная война) / В. Ф. Кеневич. — СПб., 1864.
  3. Михайловский-Данилевский А. И. Полное собрание сочинений, т. 5, 1850. — С. 243
  4. К. Н. Батюшков. Сочинения, СПБ., 1887, стр. 480
  5. Текст басни «Волк на псарне»
  6. Белинский В. Г. Иван Андреевич Крылов / Взгляд на русскую литературу.
    Современник. М.: 1981. 502 с
  7. Серман И. З. Крылов — баснописец// Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Л., 1975. С. 221—279.
  8. Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М., 1996. — C.341
  9. 1 2 Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; ред. М. Г. Ярошевский. Москва : Педагогика, 1987.
  10. Сидоренко К. П. Полидискурсивность и интертекст («Волк на псарне» И. А. Крылова) // Вестн. Череповец. гос. ун-та. — 2012. — № 3, т. 1. — С. 84-87

Ссылки[править | править код]

  • Текст басни «Волк на псарне»
  • Аудио-версия басни. Озвучивает В.Гафт

  • Чему учат рассказы толстого
  • Чему нас учит рассказ бедная лиза
  • Чему меня научила мама сочинение
  • Чемпионат европы как пишется
  • Чем хороша сказка почему люди берегут народные сказки выберите правильный ответ