Чему научила сказка лиса и журавль 2 класс

Сочиненияпо литературедругиелиса и журавль анализ сказкинародная русская сказка лис и журавель это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре,
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Лиса и журавль — анализ сказки

Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.

Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.

После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.

Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.

Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.

В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей уважению друг к друг.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Царевна-лягушка↑ ДругиеАнализ сказки Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина →

Краткое содержание сказки

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Стр. 44. Лиса и журавль

1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?

Начинается сказка «Лиса и журавль» на очень положительной ноте, фразой:

Лиса и журавль подружились.

Сложно конечно представить себе такую дружбу, но в сказке все возможно. Впрочем дальнейшие события показали, что от дружбы здесь было только название. По крайней мере хитрая и жадная лиса вовсе не хотела быть настоящим другом журавлю. Это стало заметно, когда лиса пригласила журавля на обед, а манную кашу размазала по тарелке.

Журавль аналогично ответил залив окрошку в кувшин с узким горлом.

Вот дружба у лисы и журавля врозь и пошла — так заканчивается сказка.

А ведь надо было только проявить друг к другу немного участия. Научиться уважать друг друга и все у этой странной пары было бы отлично.

2.Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.

Да подходит, так как лиса угостила журавля, но так, чтобы он не смог поесть, а журавль отплатил тем же, пригласив лису, и так же угостил, чтобы лиса не смогла достать.

3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».

Нет нельзя, так друзья не поступают.

4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?

Разумеется, пословица «Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит к этой сказке. Мораль: как поступишь с кем-то, так и с тобой потом поступят.

Сделаешь плохо кому-нибудь — и тебе когда-нибудь достанется.

Добро несёт с собой ответное добро, а уж зло всегда обернётся злом тому, кто его делает.

Русская сказка

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Краткое содержание сказки

Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.

Характеристика персонажей

Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.

В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Лиса и журавль

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

3 / 5 ( 2 голоса )

Лиса и журавль: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Сказка “Лиса и Журавль” относится к народным сказкам о животных, и ее отличительной особенностью оказывается то, что главными героями сказки являются животные, которых сказители наделяют чертами, присущими человеку.

Два соседа, Лиса и Журавль живут не то, чтобы дружно, но с уважением относятся друг к другу. Лиса приглашает Журавля в гости, но не может преодолеть собственную жадность, а потому угощает Журавля так, что тот уходит не солоно хлебавши.

Журавль показывает, что ему не чужды мстительность и обидчивость. Он также приглашает в гости Лису и тоже угощает ее таким образом, чтобы Лиса осталась голодной.

Естественно, отношения между соседями портятся, и гни больше никогда не зовут друг друга в гости.

Аллегорический смысл этой сказки в том, что люди часто ведут себя подобно этим животным, и в своем эгоизме забывают о законах гостеприимства.

Главные герои сказки:

  1. Лиса. Жадная, хитрая, притворщица.
  2. Журавль. Мстительный, находчивый, обидчивый, хитрый.

Читайте по теме: Лиса и журавль: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль сказки:

Не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой. Если пригласил кого-то в гости, не жадничай, а сделай так, чтобы гость остался доволен твоим гостеприимством.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 1 класса, а тут для 2 класса и для 3 класса здесь, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Ответы к стр. 11

10. Разгадай ребусы. Запиши отгадки.

11. Соедини линиями героев и характеристики.

12. Укажи точно последовательность событий в сказке: пронумеруй эпизоды.

3 Лиса наварила манной каши.
6 Журавль приготовил окрошку.
8 С тех пор дружба врозь.
7 Журавль угощает лису.
4 Лиса угощает журавля.
1 Лиса с журавлём подружились.
5 Журавль пригласил лису в гости.
2 Лиса пригласила журавля в гости.

Цели урока:

  • образовательная: способствовать
    пониманию учащимися текста литературного
    произведения; формировать умение анализировать,
    сравнивать, обобщать;
  • развивающая: развитие и обогащение
    речи учащихся (через высказывания); развитие
    образного и логического мышления;
  • воспитательная: воспитание интереса к
    предмету, культуры общения, воспитание
    нравственности через анализ содержания
    художественного произведения; формирование
    ценностных установок, оставленных нам в
    наследство и передаваемых из поколения в
    поколение.

Оборудование:

  • Текст сказки с заданием и пословицей,
    напечатанный на отдельном листе для каждого
    ребёнка (см. Приложение 1).
  • Пособие “Солнце дружбы” (см.
    Приложение 2)
    .
  • Карточки с картинками к сказке по одному набору
    на двух учащихся (см. Приложение 3).
  • Плакат для зрительной гимнастики по методу
    Базарного (см. Приложение 4).
  • “Смайлики” для каждого ребёнка (см.
    Приложение 5)
    .
  • Компьютерный диск со слайдами и аудиозаписью.

Ход урока

Презентация

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета
Александровна и сегодня урок чтения проведу у
вас я.

Сегодня на уроке мы будем проводить самые
настоящие исследования и совершать открытия,
будем историками, мультипликаторами,
звукорежиссерами, литераторами.

1. Подготовка к восприятию произведения.

— Сегодня наш урок посвящён произведению,
которое, наверняка, вам хорошо знакомо. Это
сказка “Лиса и Журавль”. (Слайд 1)

— Ребята, это авторская или народная сказка? (Народная.)

— Посмотрите на заголовок сказки. Почему же
тогда под ним написано: “В обработке
К.Ушинского”? (Ответы детей.)

— Вы встречались уже с произведениями
Ушинского?

(Слайд 2)

— Что вы можете рассказать о нём? (Ответы
детей.)

— Константин Дмитриевич Ушинский был не
писателем, а педагогом. Великим педагогом. Для
созданных им почти 150 лет назад учебных книг
“Детский мир” и “Родное слово” Ушинский
подбирал прекрасные народные сказки, песни,
прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также
разнообразные авторские произведения.

— Одним из произведений, вошедших в книгу
“Родное слово”, и является сказка “Лиса и
Журавль”.

2. Чтение произведения.

— Давайте прочитаем эту сказку вместе с
аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку
профессиональные артисты и одновременно, вслух,
но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова,
значения которых вам не очень понятны. (Слайд 3)

— Какие слова вы подчеркнули? (Ответы детей.)

(Слайд 4) – Словарная работа,
разбор каждого слова.

(Слайд 5) Молодцы! Вы очень
хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка

К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну
ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую
ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук
вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на
пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за
парты.)

— А теперь давайте побудем мультипликаторами и
составим мультфильм к этой сказке.

— Вы будете работать в парах. Возьмите конверты,
достаньте картинки-карточки. (см.
Приложение 3)

— Разложите картинки в том порядке, в каком
развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

— Найдите и отметьте в тексте сказки одно или
несколько предложений, которые соответствуют
каждой картинке. (Работа в парах.)

— Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)

(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно
нашёл подпись к картинке, учитель обращает
внимание на некоторые детали рисунка.)

Физминутка для глаз

— Наши глазки устали. Давайте дадим им
отдохнуть.

— Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не
поворачивая головы, посмотрите налево…,
направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко,
далеко-далеко.

— Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)

— Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение
хором.)

— Закройте глаза и подумайте, что же вы
прочитали?

— Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как
аукнется, так и откликнется.)

— Что это за предложение? (Это пословица, она
есть в сказке.)

3. Анализ произведения.

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы
детей.)

— Значит,… (Учитель одновременно пишет на
доске.)
… Нехорошая Лиса обидела хорошего
Журавля и он ей отплатил?

— Так? Или не так? (Предположения детей.)

— Давайте разберёмся.

-Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая,
хитрая, льстивая.)

— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём
“подружилась”, а подружившись, как водится
среди соседей, “вздумала угостить Журавля и
пошла звать его к себе в гости”.)

— Что же тут плохого? (Ничего.)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как
положено в русской традиции. И каши наварила
(каша тогда не каждый день и не в каждом доме
водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы
гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а
подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к
гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в
том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась
обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

— Так где же, в чём, когда допустила Лиса
промашку? (Когда гость и хозяйка начали
трапезничать. Увлёкшись приятным занятием
(“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила,
что Журавль только стучит носом по тарелке, а
кашки ему при этом не достаётся.)

— А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же
и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что
угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису
поблагодарил за приём и пригласил к себе с
ответным визитом.)

— Как же принял Лису Журавль? (Наготовил
окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)

— Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел
отомстить Лисе.)

— Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса
вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает,
а до еды добраться не может? (Именно этого
эффекта от своего угощения он и ждал.)

— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса
обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно,
когда над тобой откровенно насмехаются,
пригласив тебя же в гости.)

— Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно
возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но
обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела
Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что,
если приглашаешь гостя, надо предварительно
изучить его вкусы и возможности. Надо всё время
заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость
почувствует себя неуютно.)

— Как должен вести себя гость?(Культурно,
искренне, честно. Журавль мог бы тактично
намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось.
Или, если уж очень обиделся, мог бы просто,
поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с
ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась,
почему так получилось.)

— Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в
гости? (На своём примере показать Лисе, как надо
встречать гостей.)

— Но это доступно только культурным людям и
искренним друзьям.

— А как же пословица? Ведь русский народ в
пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта
пословица обращена не к тому, кого обидели, а к
каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой,
старайся никого не обижать, даже случайно. Потому
что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком
умного и не очень-то культурного человека, он
непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые
подходили бы к этой сказке?

— Сейчас я буду называть пословицы. Если вы
считаете, что пословица подходит к этой сказке –
хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шило в мешке не утаишь.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

4. Итог урока. Рефлексия.

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно
обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я
спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду?
(Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими
друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта
сказка “о ложной дружбе”.)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите,
чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце
дружбы. (на доске – круг солнца)

— Возьмите листы с текстом сказки. Из слов,
напечатанных внизу, подчеркните слова,
обозначающие качества, которые вы хотели бы
видеть у своего друга. (Работа детей.)

— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить
лучики.

— Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и
одновременно прикрепляют к солнцу лучи с
названиями качеств друга.)

— Как вы думаете, какого качества здесь не
хватает? (Умение понимать друга.)

— Давайте добавим этот лучик.

— Ребята, вы прекрасно работали. Давайте
посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете
урок?

— Возьмите карточки, где нарисован грустный и
весёлый человечек. Я сделаю так же.

— Поднимите карточку, которая соответствует
вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)

— А я выбрала такую карточку. (Учитель
показывает карточку хорошего настроения.)

— Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы
настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это
солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда,
радовало и согревало вас.

— Наш урок закончен. Спасибо.

Чему научила сказка лиса и журавль 2 класс

— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий.
(Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)

Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой.
Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение.

Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Этапы урока

Деятельность учителя

Приветствие

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы будем проводить самые настоящие исследования, и совершать открытия. А чтобы исследования были успешными, какими мы должны быть? (Активными)

  1. Подготовка к восприятию произведения.

-Какое у вас было домашнее задание? (прочитать сказку о ЛИСЕ и Журавле) 

-Назовите главных героев сказки. (Лиса и Журавль)

-Что произошло в сказке?

Чем закончилась сказка? (поссорились)

А давайте разберёмся, почему так закончилась сказка? Почему у лисы и журавля не получилась дружба?

2. Чтение произведения.

— Прочитаем эту сказку вместе. Слушайте и одновременно, про себя, читайте сами.

-Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить смысл этих слов.

– Словарная работа, разбор каждого слова.

  1. Работа по содержанию произведения

— А теперь вы будете работать в группах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки

— Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки.

— Обратите внимание на наш вопрос: Почему у лисы и журавля не получилась дружба?

(Работа по картинкам.

Проверка по слайду

Найдите картинку на которой изображён момент ведущий к разрыву дружбы (две)

3. Анализ произведения.

-Поговорим сначала о лисе. (картинка)

 -Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая, хитрая, льстивая.)

— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём “подружилась”, а подружившись, как водится среди соседей, “вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости”.)

— Что же тут плохого? (Ничего.)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

— Так когда допустила Лиса промашку? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)

Разберём Журавля

А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

— Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)

— Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить Лисе.)

— Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

— Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)

— Как должен вести себя гость?(Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

— Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)

— Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

Физминутка для глаз

— Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

— Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.

Работа по содержанию произведения

— Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)

— Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение хором.)

— Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?

— Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)

— Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. 

К кому обращена эта пословица?(Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

4. Итог урока. Рефлексия.

Определите главную мысль сказки (чему она учит)

-Какой мудрый совет даёт нам сказка?

Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)

— Возьмите лучик со словом, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

— Какие слова вы выбрали? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

— Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)

— Давайте добавим этот лучик.

— Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.

  • Чему тебя научила сказка о потерянном времени какие выводы ты сделал
  • Чему нас учит сказка спящая царевна жуковский
  • Чему научила меня встреча с фамусовским обществом сочинение
  • Чему нас учит слово о полку игореве сочинение
  • Чему научила меня повесть капитанская дочка сочинение рассуждение