Чему нас учит сказка снегурочка

Сравнение сказки в.и.даля девочка снегурочка и русской народной сказки снегурочка. урок исследование по литературному чтению умк перспектива 3 класс

Сравнение сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

Урок – исследование по литературному чтению

(УМК «Перспектива» 3 класс)

Тема урока: Сравнение сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

Цели урока:

  • формировать понятие «литературная сказка», учить сравнивать литературную и народную сказку;

  • учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, основное содержание произведения; давать характеристику героям сказки; находить жанровые особенности сказки;

  • учить работать с книгой;

  • учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты:

  • предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение;

  • метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки), находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога;

  • личностные: осмыслять понятия системы нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка;

  • коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма проведения: урок-исследования.

Оборудование: выставка книг по теме урока, раздаточный материал, презентация, мультипроектор, опорные карточки.

Ход урока:

1 этап – оргмомент.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

2 этап – актуализация знаний.

Обучающиеся называют пункты Карты знаний, повторяют известный материал (1-4).

  1. этап – операционно-исполнительный этап.

  • Постановка проблемы исследования:

  • Кто отметил в пункте № 5 «нет»?

  • Какова будет тема урока? (учащиеся формулируют тему)

  • Тема. Сравнение сказок В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

  • Формулирование цели исследования:

  • Какую цель, каждый хотел бы поставить перед собой? (учащиеся формулируют цели)

  • Составление плана исследования:

  • Назовите главных героев сказки «Девочка Снегурочка».

  • Расскажите об отношениях Снегурочки со стариками, с Жучкой.

  • Расскажите, почему старик выгнал Жучку из дома.

  • Верно ли, что за спасение Снегурочки надо благодарить лису?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Верно ли, что внешность и характер Снегурочки можно считать особенностями сказки «Девочка Снегурочка»?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Выборочное чтение: прочитайте выразительно эпизод сказки, который относится к рисунку.

  • Назовите героев сказки «Снегурочка».

  • Расскажите об отношении Снегурочки к другим героям сказки.

  • Расскажите о поведении девушек, которые оставили Снегурочку в лесу.

  • Расскажите о финале народной сказки «Снегурочка».

  • Восстановление событий сказки «Снегурочка» по картинкам. Пересказ данного эпизода.

  • Физкультминутка:

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнем,

Дальше в сказку мы пойдем.
Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернемся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

  • «Открытие» детьми нового знания: Работа в группах по сравнению произведений.

  • Вывод: С какой целью мы вспомнили содержание сказок (чтобы сравнить сказки)

Каждая группа должна заполнить часть таблицы. Дифференцированная работа.

милосердная: пожалела Жучку; с опаской относится к окружающим: испугалась волка и медведя, на уговоры лисы не поддалась

Отношение автора к героям

сказка народная, поэтому отношение автора не присутствует

автор сочувствует Снегурочке, любуются ею.

  1. этап – оценочно-рефлексивный этап.

  • Интепретация полученных данных:

  • Верно ли, что народная сказка «Снегурочка» и произведение В.Даля «Девочка Снегурочка» имеют одинаковый конец?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Верно ли, что по тексту сказки «Снегурочка» можно определить отношение автора к главной героине?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Можно ли утверждать, что идея сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» является авторской?

  • Обоснуйте свое мнение.

  • Вывод по результатам исследования:

  • Назовите отличия народной сказки и авторской сказки В.Даля.

  • Главное отличие народной сказки «Снегурочка» от сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» заключается в том, что автор в тексте… (проявляет свое отношение к героине)

  • Различия народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» заключаются в том, что каждая сказка имеет … (свою мысль, своих героев, свой вариант появления главной героини, свое окончание)

  • Проверка понимания изученного материала и его первичное закрепление.

  • Попытайтесь объяснить, почему В.И.Даль изменил конец сказки. (Создателю сказки было жаль свою героиню. Поэтому он изменил конец сказки.)

  • Итоги урока. Самооценка обучающимися собственной деятельности.

  • Обучающиеся повторно заполняют «Карту знаний»

  • Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. Показ иллюстрации. Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

  • На картине «Снегурочка» великого живописца В.М.Васнецова изображена милая молодая девушка. Она юна и прекрасна. В русской народной сказке Снегурочка – дитя Весны и Мороза. Она также чиста как первый снег, и ее сердце должна зажечь любовь, о которой она еще ничего не знает. Только в тот момент, когда в ее душе зажжется огонь любви, Снегурочка погибнет. Автор очарован ей, со всей силой своего таланта он показал нам образ этого почти неземного существа.

  • Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Прослушивание арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова)

  • Домашнее задание с элементами выбора: выберете сказку, текст которой вы будете пересказывать, составьте план и перескажите подробно.

«Девочка Снегурочка» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания: 1832 г.
Жанр: авторская сказка.
Тема: любовь и верность.
Идея: любовь способна сотворить чудо.
Проблематика. Настоящая преданность поможет перенести обиду.
Основные герои: старик, старуха, Снегурочка, Жучка.

Сюжет. У старика со старухой не было детей. Это причиняло им большое горе. Стариками оставалось только смотреть на веселые забавы других детей и завидовать. Один раз старик увидел, как ребятишки катают из снега шарики. Старик поднял один из них и с горечью сказал, что было бы хорошо, если бы у них была такая же белая и круглая девочка. Старухе только и оставалось ответить, что раз уж нет детей, то ничего уже не поделаешь. Но старик взял этот снежный комочек домой, положил его в горшок, накрыл тряпочкой и подставил у окна под солнечные лучи.
Солнце грело все сильнее, и постепенно снег в горшке начал таять. Вскоре старики услышали, как в нем что-то запищало. Сняли они тряпку и видят, что внутри лежит маленькая кругленькая девочка. Она сказала старикам, что зовут ее девочка Снегурочка. Только любовь и надежда смогли сотворить такое чудо.
Старики очень обрадовались. Старуха сразу же принялась шить одежду для своей обретенной дочки, а старик закутал ее в полотенце и начал петь колыбельную песню. Снегурочка очень быстро подрастала и радовала стариков своим умом и сообразительностью. С этого времени у стариков и хозяйство наладилось, потому что все делалось с любовью.
Наступила весна. На дворе стало тепло, и старики перевели домашнюю птицу из дома в хлев. У стариков был верный сторож — собака Жучка. Хитрая лиса узнала, что куры переведены в хлев, и решила обмануть Жучку. Притворившись больной, она стала упрашивать собаку пустить ее погреться в хлеву. Жучка еще не знала, что в хлеву куры. Пожалев лису, она впустила ее туда. Лисе только это и надо было. Она задушила двух куриц и быстро утащила их в лес. Пришел старик и очень сильно рассердился на Жучку. Побив собаку, он прогнал ее. Жучку пожалели лишь старуха и Снегурочка.
Наступило лето. Пришло время собирать ягоды. К старикам пришли подруги их дочки и стали просить отпустить Снегурочку с ними в лес. Старики боялись, как бы с их любимой дочкой ничего не случилось. Но в конце концов поддались на уговоры девочек. К тому же дочка также начала их упрашивать отпустить ее погулять по лесу. Пришли девочки с кузовами, увидели сколько ягод поспело и, забыв обо всем, кинулись в разные стороны. Набрали все полные кузова, а Снегурочку найти не смогли.
Ходит девочка Снегурочка по лесу, плачет, аукает, но никто из подруг не откликается. Попробовала она залезть на дерево и сверху позвать на помощь. На голос Снегурочки вышел из лесу медведь и спросил, почему она плачет. Ответила девочка, что слеплена она из снега, жила у старика со старухой. Пошли они с подругами собирать ягоды, а она потерялась. Медведь уговаривал ее слезть и обещал довести до дома. Но Снегурочка не поверила и сказала, что боится, как бы медведь ее не съел. Пришлось ему уйти ни с чем. Точно такой же разговор произошел у Снегурочки с волком.
Следующей на зов девочки откликнулась лиса-обманщица. Чтобы сманить Снегурочку слезть с дерева, она стала называть ее ласковыми именами: «красавица», «умница». Но девочка была действительно умница и не поверила хитрым уговорам лисы.
А лиса, в отличие от медведя с волком, уходить не собиралась. Она стала ходить вокруг дерева и ждать, когда Снегурочка сама слезет. Вдруг неподалеку залаяла Жучка. Снегурочка обрадовалась и стала ее звать, рассказывая о своей беде. Лиса услышала, что собака лает и бежит к этому месту, и от страха бросилась наутек. Снегурочка слезла, обнялась с Жучкой, и пошли они вместе домой. Жучка лает, и ни один лесной зверь не осмеливается тронуть Снегурочку.
Привела Жучка Снегурочку домой. Старики так обрадовались, что заплакали. Уложили они ненаглядную дочку спать, а Жучку на радости простили и вновь поставили сторожить двор.
Отзыв о произведении. В.И. Даль, взяв за основу народную сказку, значительно ее переработал в целях правильного детского воспитания. В начале очень жалко стариков. Снегурочка появляется на свет в награду за их многолетнее ожидание. Но самое главное в сказке — преданность Жучки, которая перенесла обиду и выручила девочку из беды.


7главная мысль рассказа снегурочка

Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище

Снегурочка — краткое содержание для читательского дневника

Основная информация:
  • Русская народная сказка;
  • Название: Снегурочка;
  • Год написания: неизвестно;
  • Жанр: Сказка;
Главные герои:
  • Снегурочка; снежная девочка;
  • Старик и Старуха; отец и мать снегурочки;
План пересказа:
  • Одинокие старики, лепка доченьки из снега.
  • Ожившая снежная девочка, радость стариков.
  • Весна, загрустившая доченька стариков.
  • Лето, прогулка в лес с друзьями.
  • Растаявшая девочка от костра.



Краткое содержание рассказа

chemu uchit skazka snegurochka 1

Когда-то жили старик и старуха, которые всегда сожалели о том, что у них нет детей. В один прекрасный зимний день они сделали девушку из снега. Снегурочка ожила и стала дочерью, которой у них никогда не было. Они звали ее Снегурочка. Она была очень красивой и милой. Но когда весна начала греть землю, девушка впала в депрессию. Когда наступило лето, ей стало еще грустнее. Однажды она пошла в лес с группой деревенских девушек, ее отпустила мать, чтобы собрать цветы. Она хорошо провела время впервые с зимы. Началось темнеть, и другие девушки разожгли огонь и начали игриво прыгать через пламя. Снегурочка тоже подпрыгнула, но неожиданно растаяла и испарилась в белое облако.

Главная мысль

Главной мыслью сказки Снегурочка является легкомысленность, зная, что снегурочка растает старуха ее отпускает в лес, и сама Снегурочка зная, что может растаять прыгнула через костер. Так же следует относиться к тому, что у тебя есть бережно.


Чему учит сказка? ,,снегурочка» автор островский

Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище

Я перечитал давно знакомую мне сказку «Снегурочка», где рассказывается о том, как старик со старухой, волшебным образом, слепили из снега живую дочь.
Снегурочка выросла за одну зиму. У неё появились подруги. Когда наступила весна, она большую часть времени стала проводить в доме, прячась от солнца. А летом почти не выходила на улицу. Но однажды подруги уговорили её пойти в лес погулять. Там они начали прыгать через костёр и подзадоривать Снегурочку тоже прыгнуть. Она не хотела, но подруги не отставали. В конце концов Снегурочка прыгнула и тут же растаяла над огнём.
В связи с этой сказкой мне вспомнился один из наших уроков по основам безопасности жизнедеятельности. Мы рассматривали ситуацию, в которой к мальчику пришли друзья и стали уговаривать сходить вместе в дом, где, по слухам, обитают привидения. Мальчик не хотел туда идти. Друзья стали его дразнить. Но он не пошёл, и был прав. Даже если в доме нет никаких привидений, нельзя без взрослых ходить в безлюдные и глухие места.
Если бы Снегурочка тоже сделала разумный выбор, она была бы жива
Как я понял, мораль сказки «Снегурочка» такова: нельзя в подражание друзьям делать то, что угрожает жизни и здоровью. Даже если человека будут уговаривать и дразнить, он должен поступить правильно.

На главную

Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.

Чему нас учит сказка снегурочка

Елена Брызгалина

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Чему нас учит сказка снегурочка

Сегодня я приглашаю вас поговорить о сказке «Золушка» с учетом того, что ее глубинные, философские смыслы открываются нам только при внимательном прочтении. Мы будем пытаться анализировать сказку в контексте культуры и самых важных вопросов — о смысле жизни и соотношении целей и средств. Вообще, анализировать сказку в сегодняшнем мире трудно, потому что основной жанр современной жизни, наверное, — это шоу. Шоу не позволяет достичь целостности, которой требует сказка, поэтому сегодня мы сделаем только шаг навстречу «Золушке» — поговорим, о чем учит, но о чем не поучает сказка. […]

Чему нас учит сказка снегурочка

Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.

Достоверно можно сказать, что первый письменный источник, повествующий о сюжете «Золушки», — это «География» греческого ученого Страбона. Он, в свою очередь, опирался на несохранившийся древнеегипетский источник, согласно которому в одной из пирамид покоится царица, выбранная в жены царем по сандалии, занесенной орлом.

Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и муж-император в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка — один из канонов женской красоты в Китае.

В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на чью-то свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.

Чему нас учит сказка снегурочка

В европейской хронологии первой известной версией «Золушки» была версия итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сговорившись с няней, главная героиня крышкой сундука ломает мачехе шею и потом уговаривает отца жениться на няне. Однако шесть дочерей няни невзлюбили девушку, и Золушку спас случай: однажды ее увидел король и влюбился. Впрочем, девушка не хотела выходить замуж и убежала, уронив туфельку, грубую пианеллу с подошвой из пробки (такую обувь носили в Неаполе женщины эпохи Ренессанса). История заканчивается общенациональным розыском, свадьбой, и Золушка-убийца становится королевой. Заметили закономерность? Чем древнее сказка, тем она жестче и грубее.

Но давайте добавим немного теории. Мы с вами увидели, что в разных странах и в разные времена сказки обладают сходным сюжетом. Каждый народ отражает особенности своей жизни, но неизменно в формате сказки о девушке, которую обижает злая мачеха. Сказка не объясняет причин ненависти мачехи и даже не показывает реальных путей преодоления конфликта. Сказка говорит: «Это несправедливо, так быть не должно», — и в замкнутом волшебном мире несправедливость исправляется. Такие сказки называют волшебными, суть их сюжета — в воздаянии: чтобы получить подарок судьбы, надо добиться успеха через претерпевание несправедливых мучений, и тогда осуществятся собственные желания.

Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.

Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор

Главным предметом восхищения в годы жизни Перро были античные произведения — все от мала до велика подражали им, но это было невероятно скучно, потому что с жизнью Франции того времени античные сюжеты были вообще не связаны. Перро выпустил тоненькую книгу волшебных сказок, и они стали глотком свежего воздуха: его сказки были одновременно и волшебными, и реалистичными, читать их было так увлекательно и просто, что никто не мог от них оторваться. Окрыленный прибылью издатель Клод Барбен повторил тираж трижды, в его парижском магазине ежедневно продавалось 50 экземпляров книги Перро. Накануне начала XVIII века это событие было сравнимо с культурной бомбой.

Чему нас учит сказка снегурочка

Помимо версии Перро, известна версия братьев Гримм, которые, кстати, утверждали, что башмаки — это символ власти жены над мужем. До сих пор во многих языках существует выражение «быть под каблуком», означающее, что в конкретной семье жена главная. Если сравнивать варианты братьев Гримм и Перро, можно заметить, что братья восстановили прежнюю жестокость «Золушки» — там волшебства гораздо меньше, чем у Перро. Например, когда в семью Золушки заявляется гонец с туфелькой, злым сестрам все-таки удается примерить туфельки — одна отрезает себе пальцы, другая — пятку.

Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.

Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической формеТак определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.

В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».

Какие еще есть версии происхождения имени Золушка, кроме отсылок к золе? Филолог и фольклорист Владимир Пропп увидел в имени Золушка связь с древним обрядом инициации. При инициации у многих народов существует запрет на умывание: пока ты не умыт, ты невидим. Также от пребывания в состоянии «неумытости», невидимости от черноты, у многих народов зависит качество урожая. Тот же Пропп приводит доказательства того, что имя Золушка может быть связано с браком. У многих народов перед вступлением в брак юношей вымазывали грязью. От юноши требовалось, чтобы он ходил по селению в таком виде несколько дней, а непосредственно перед свадьбой его отдавали в руки взрослых женщин, которые его мыли. После этого юноша мог вступить в брак. Итак, можно сделать вывод, что мифема «Золушка» многозначна, «Золушка» — это не имя, а характеристика героини.

Источник: McGill Library / unsplash.com

Источник: McGill Library / unsplash.com

Каким было имя девушки, если Золушка — только прозвище? А этого никто не знает. Но если имени нет, то на место этой героини себя может поставить любая девочка.

Сколько лет Золушке? Первое, что все вспоминают, — это разница в возрасте между сестрами. Золушка явно младше их. Все считают, что отец Золушки женился на женщине с двумя дочерьми, и есть версия, объясняющая, почему новая жена отца и сестры к ней плохо относятся. Например, маленькая Золушка вовсе не падчерица, то есть ребенок умершей первой жены, а кукушкино дите — понятно, почему отец не защищает свою родную дочь. В этом контексте и поведение отца, и поведение законной семьи выглядят адекватно и понятно. Но, согласитесь, что-то в этой версии не так: нам не хочется такой судьбы для Золушки.

Как выглядела Золушка? В разных версиях сказки практически не описывается внешность Золушки, но почему? Потому что внешность не важна. Сказка с самого начала создает возможность увидеть душу Золушки, скрывая все материальное и внешнее. С первых строчек, несмотря на лохмотья и золу, Золушка нравится читателю, а к началу бала у нее совпадает внешнее и внутреннее — Золушка становится прекрасной не только душой, ее лицо становится открытым.

И вот еще какой тонкий момент: Золушка не была писаной красавицей, а ее сводные сестры не были уродинами. Перро пишет, что сестры завидовали красоте Золушки, но согласитесь, что многим из нас окружающие часто кажутся более привлекательными, чем мы сами. То есть сказка учит, что зло не всегда внешне уродливо, а доброта не всегда гиперкрасива. Не стоит в сказке полярно разводить некрасивых злых сестер и красавицу Золушку. Шарль Перро — и в этом его волшебство — создал более тонкую сказку, более мудрую историю про реальных людей.

Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.

Чему нас учит сказка снегурочка

В современной науке есть такое междисциплинарное направление — биоэстетика, которое ставит вопрос, насколько восприятие красоты предопределено нашей биологией и эволюцией, которую прошел наш вид. На основе закономерностей золотого сечения и правильных пропорций была выведена формула, маска, подходящая всем людям, которые признаются красивыми независимо от расы и национальности. Эта маска фиксирует линию роста волос, пропорции основных деталей лица — глаз, рта, носа.

Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно: у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.

Чему нас учит сказка снегурочка

Давайте посмотрим на лицо Золушки. Черты, которые воплощают образы героини в мультфильмах или фильмах, не случайны. Во-первых, обратим внимание на типично детские черты лица — не зря нам кажется, что Золушка подросткового возраста, хотя в тексте сказки это нигде не указывается. В подростковом возрасте сохраняются типично детские черты, например непропорционально большие глаза, и когда мы видим сигналы, свидетельствующие о том, что перед нами ребенок, то мы, взрослые, ведем себя покровительственно. Возникает желание опекать, защищать, что часто привлекает мужчин, однако для взрослых отношений этого мало. Поэтому в чертах Золушки, например в мультфильме Диснея, черты ребенка сочетаются с чертами взрослой девушки: высокие скулы свидетельствуют о начале полового созревания, о возрасте, когда уже допустима мысль о взрослых отношениях.

В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ

Не случаен и выбор волшебных предметов. Первый волшебный предмет, который все вспоминают, — тыква, но почему именно она? Во-первых, это большой овощ — разве не такой нужен для кареты? Во-вторых, не стоит забывать, что изначально тыква в Европе не росла. В XVII веке ее завезли конкистадоры, вернувшиеся из Америки: ко времени написания сказки Перро тыква не была широко известна и представлялась народу заморской таинственной волшебной гостьей, то есть фея-крестная использовала волшебный овощ. И, конечно, золотистый цвет тыквы соответствовал цвету карет того времени, ведь их обивали золотом.

Еще один безусловно волшебный предмет — это туфелька. Давайте вспомним: в египетской сказке были кожаные позолоченные сандалии, в китайской — обувь из золотых нитей с подошвами из чистого золота, в итальянской — серебряные туфли, у братьев Гримм — туфельки, расшитые шелком и серебром. Но мы-то все помним про хрустальные туфельки, именно хрустальную туфельку считают чуть ли не ключевым образом в сказке, но посудите сами: какая дикость — носить туфли из хрусталя, которые совсем не гнутся! На это впервые обратил внимание Оноре де Бальзак, который сказал, что стеклянная туфелька непременно разбилась бы на мраморных ступенях.

Чему нас учит сказка снегурочка

Есть версия, что хрустальный башмачок появился в результате ошибки переводчика, который занимался текстом Шарля Перро и стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В рукописи Перро Золушка сбегает по лестнице бесшумно, потому что у нее туфелька vair — то есть «меховая». Переводчик заменил устаревшее vair («мех») на более современное verre — «стекло, хрусталь», и в одно мгновение меховая туфелька навсегда превратилась в хрустальную.

О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но все-таки французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам — и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.

В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.

С какой ноги была туфелька, которую потеряла Золушка? На этот вопрос есть научный ответ, который зависит от нашей биологии. Вплоть до XVIII века туфли делали одинаковыми для правой и левой ступней, а правыми или левыми они становились после «обнашивания». На бал Золушка надела туфельки впервые, и если она была, как большинство людей, правшой, то, скорее всего, потеряла левую туфельку: все дело в том, что обычно у правшей правая нога больше левой.

Чему нас учит сказка снегурочка

Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.

Теперь часть философско-психологическая. Есть мнение, что девочкам нельзя читать сказку и смотреть фильмы про Золушку, в подтверждение которого используются два основных аргумента. Первый аргумент — «Золушка» вредна тем, что ее ключевая идея заключается в том, что бедная поломойка никогда бы не стала женой принца, если бы не ее терпение и покорность или не помощь феи. Стремление быть покорной, чтобы получить за это воздаяние, или надежда на помощь феи уродуют судьбу женщины, потому что формируют ложный сценарий ожидания «принца».

Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.

В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?

Чему нас учит сказка снегурочка

Здесь мы переходим к последней, практической части, настоящим смыслам сказки «Золушка», которые можно использовать в своей жизни. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на Золушку никто бы не обратил внимания. Но не стоит делать акцент на покровительстве, вместо этого спрашивайте у детей, понятны ли им смыслы, пусть они делают выводы самостоятельно.

Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?

  • Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.

  • «Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.

  • Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.

  • Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.

  • Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.

Однако здесь важно следующее — не пропустить время для развития. Фея отправила Золушку на бал, но дальше все зависело только от самой героини. Во дворце никто не усомнился в том, что она достойна присутствовать на балу. В сказке Перро залогом успеха Золушки на балу и любви принца стали аристократические ценности, хорошие манеры и умение безупречно себя вести.

Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Кто такой истинный герой?

1. Человек, совершивший (совершающей) подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Герой труда. Пасть смертью героя.

Что такой герой?

Герой — это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки. Герои Великой Отечественной войны.

Сколько значений у слова герой?

человек, совершивший (совершающий) подвиги мужества, доблести, самоотверженности ◆ Пасть смертью героя.

Что для меня значит быть героем?

1) Для одних герой – это близкий и родной им человек — пример для подражания. 2) Для других – это люди, совершающие подвиги каждый день. 3) Для третьих – это человек совершивший поступок во благо всего человечества, Родины. То есть герой – это обычный человек, совершающий поступки во благо человека или человечества.

Каким словом можно заменить слово герой?

Синонимы к слову «герой» (а также близкие по смыслу слова и выражения)

  • героический, автор
  • типаж, амплуа, комик, персонаж, героиня
  • персонаж, автор, лирик, действователь
  • героиня, возлюбленная, возлюбленный, Атлас
  • воитель, храбрый, храбрец, воин, смельчак, правитель

Что такое доблесть?

Доблесть — высшая добродетель; стойкость; высшее мужество, храбрость, готовность преодолеть препятствия для достижения какой-либо высокой цели, самоотверженность в какой-либо деятельности; во мн. ч. — какие-либо высокие, исключительные качества, достоинства.

Что значит доблестный человек?

ДО́БЛЕСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Высок. Отважный, мужественный, славный своими подвигами.

Как понять слово доблесть?

2) Достойный высокой похвалы; славный. , -ая, -ое; -тен, -тна (высок.). Обладающий доблестью, достойный славы.

Что такое доблесть изложения?

Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть.

Что такое доблесть сжатое изложение?

Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть.3. feb 2016.

Как правильно писать изложение?

Как писать изложение? 9 полезных советов

  1. Держи ухо востро Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься.
  2. Не забывай о специфике изложения Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими.
  3. Следуй инструкции учителя
  4. Оставляй пустые строки в черновике
  5. Сокращай
  6. Используй каждую минуту
  7. Сомневаешься — замени
  8. Перепроверяй себя

Что это такое изложение?

Изложение — пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся, формирования и закрепления навыков стилистического построения и правописания.

Что такое изложение и как его писать?

Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей. По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений: Повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием) Описательное (или с элементами описания)

Что такое изложение 3 класс?

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста.15. apr 2019.

Зачем нужно писать изложение?

Изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха. > Изложения с творческим заданием не менее ценны чем сочинения, и к тому же они помогают в обучении сочинению.

Для чего пишут сказки изложение?

Через сказку мир делается живым. Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. Сказка открывает в тебе воображение, потому что отсутствие его может стать бедствием для людей и даже страны.7. jan 2017.

Что такое выборочное изложение?

Выборочное изложение предполагает отбор материла, относящегося к определенной теме (персонажу, явлению, характеристике объекта). Подойдут также и тексты-повествования с элементами описания: для изложения выбирается отрывок, который строится как описание.

Для чего пишутся сказки сжатое изложение?

Текст для изложения: Через сказку мир делается живым. В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти к тебе на помощь. Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору.

Чему учат сказки для чего они нужны?

Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие. Сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.11. mar 2017.

Что помогает понять сказки?

Сказка формирует основы поведения, общения. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.3. apr 2020.

Чему нас учат литературные сказки?

Одни сказки нас учат отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными и смелыми, другие- учат любить, уважать, почитать и слушаться своих родителей и старших, третьи учат не жадничать, не обманывать, не предавать. Читая сказку, мы всегда задумываемся о поведении героев, ставим себя на их место.

Для чего нам нужны сказки?

Сказка служит развлечением для ребенка, помогает развить речь и фантазию. По действиям героев сказок ребенок определяет программу для себя – как действовать когда кто-то просит о помощи, когда тебя обидели, или на твоем пути возникли препятствия. Именно поэтому так важно читать сказки.

Что делает сказка?

Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов — это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание.25. okt 2015.

Для чего нужны сказки взрослым?

«Сказки взрослым обязательно нужно смотреть и читать, чтобы позитивнее смотреть на жизнь. А еще сказки хороши для воспитания мальчиков — они показывают хорошие поступки, воспитывают идеологию поведения, отношение к любви, учат преодолевать трудности.

Для чего нужны народные сказки?

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям.

Чему нас учат волшебные сказки?

Волшебная сказка помогает поверить в магию,иногда она загадочная. Многие волшебные животные описанные в сказках учат нас чему-то… Как я говорила,смотря какая сказка,но если вообщем,то волшебная сказка даёт нам веру в само волшебство,в настоящую дружбу и помощь людям.

Чему учат сказки детей и даже взрослых?

Чему учат наши сказки? Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание.

Чему учат сказки 5 класс?

Сказка учит любви к родителям,учит тому,что добро всегда побеждает зло. Сказка учит не бояться трудностей,быть терпеливым. Сказка учит быть добрым,учит говорить правду.

Чему нас учат сказки примеры?

Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Энгельсовская основная школа № 18»

Воспитательное мероприятие

«Сказочный мир Владимира Даля»

99768486 199768486 2

99768486 3

Подготовили :

учителя начальных классов

Захарова О. А.,

Игнатик Л. А.,

Фиськова Ю. В.,

Чернявская Э. П.

2021 г.

99768486 4

Форма проведения : литературная гостиная с элементами театрализации

Категория обучающихся : 1-4 классы

Цели:

  • ознакомить обучающихся с биографией и творчеством В. И. Даля,

с его сказками, загадками, пословицами;

  • раскрыть вклад писателя в развитие русского языка и культуры;

  • способствовать активизации творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей обучающихся;

  • воспитывать чувства уважения к великому человеку, любовь к родному слову, патриотизм.

Приемы:

— театрализация;

— беседа;

— выступления обучающихся.

Оборудование : декорации, плакаты, маски и костюмы героев, грамоты для награждения.

Ход мероприятия

Звучит музыка , дети входят в зал , рассаживаются по кругу.

Учитель 1: — Дорогие друзья, сегодня у нас праздник , посвященный удивительно талантливому человеку, русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Всю свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.

Учитель 2: Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Мальчика очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в сказочный мир Владимира Ивановича Даля, познакомиться с его биографией, с его загадками и пословицами, попробовать оживить его сказки, поучаствовать в викторинах.

Учитель 3:

Внимание! Внимание! Сенсация!

На творчество Даля ориентация. Калейдоскоп его жизни уникальный. Результат творчества оригинальный. Владимир Иванович край Луганский прославил, Он толковый словарь составил.

«Нет равных его словарю!»…

Я уверенно об этом говорю. Был псевдоним у Даля, как мы узнали, Казак Луганский его величали. Собрал человек слова… О них поведал сполна.

Учитель 4 :

Владимир Даль – лингвист, учёный –

Всем делом жизни стал «Словарь»

Труд в двести тысяч слов огромный

Потомкам он оставил в дар.

В его фамилии вся ширь

Полей, степных просторов,

А в имени – весь собран мир,

Казак Луганский всем нам дорог.

Он жил, работал и творил,

Срастаясь с русскою землёю

Людей и их язык любил

Всем сердцем, всей душою.

Учитель 1:

А сейчас познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля.

(Сообщения детей)

Чтец 1:

Родился Владимир Иванович Даль 10 ноября 1801 года в городе Луганске в семье врача. До 13 лет мальчик обучался дома. В 15 лет поступил в морской кадетский корпус, через 5 лет уже служил на флоте. Затем закончил медицинский университет, получил степень доктора медицины. Служил военным доктором. Знал 12 языков.

Чтец 2:

Отец Иоганн Даль великолепно знал 7 языков (русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский). Он приехал в Россию из Дании по приглашению Екатерины II. Работал сначала библиотекарем, а затем, врачом.

Чтец 3:

Мать Мария Фрейгат свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». Родители сумели создать настоящую русскую семью.

Чтец 4:

Владимир Иванович является автором известного «Толкового словаря живого великорусского языка», которому было отдано 53 года жизни. В него вошло более 200 тысяч слов. Это был первый толковый словарь в 4-х томах – первый не только в России, но и в Европе. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов.

Чтец 5:

За этот труд Владимир Иванович был удостоен Золотой медали, награждён Ломоносовской премией, а также был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

Чтец 6:

Владимир Иванович поменял много профессий: был чиновником, хирургом — окулистом, ветеринаром , профессиональным моряком, военным хирургом, писателем, автором учебников «Ботаника» и «Зоология».

И каждое увлечение в его жизни отмечено талантами и блистательными достижениями.

Чтец 7:

Вместе со словами Владимир Иванович собирал пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, старинные русские игры. Собрал он их более 30 тысяч в сборник «Пословицы русского народа». Первая книга сказок вышла в 1832 году, называлась «Первый пяток».

Чтец 8:

Владимир Иванович записал тысячу сказок, 145 повестей и рассказов, 106 коротких рассказов на тему «Морские досуги», писал статьи, очерки о русской жизни, которые подписывал псевдонимом Владимир Луганский.

Был знаком с А. С. Пушкиным. На всю жизнь сохранили писатель и великий поэт трепетное отношение друг к другу Прожил Владимир Даль 71 год.

Учитель 2:

Ребята, Владимир Иванович Даль был удивительным человеком. У него хватало сил и желания на всё. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений. Он лечил раненых, боролся с холерой и чумой и …
собирал слова. В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал . Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.

Учитель 3:

Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии. К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.

Учитель 4:

Во время польского восстания в один из очень опасных моментов для отряда Владимир Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону реки Вислы переправились воинские подразделения. А когда польские войска пришли на мост, мужчина взмахнул топором, и вся переправа вдруг распалась на куски. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками русских солдат. Император Николай I, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом.

Учитель 1:

А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что запомнили из нашего рассказа. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.

Викторина по биографии В. И. Даля

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск) 

  2. Из какой страны был родом его отец? ( из Дании)

  3. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, государственный служащий, знаток языка и собиратель слов/ лексикограф) 

  4. На чём перевозил свои тетрадки с записями В. И. Даль?(на горбу верблюда)

  5. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский

  6. Как называлась первая книга со сказками?(«Первый пяток»)

  7. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”). 

  8. Сколько слов в словаре Даля? (более 200 000)

Учитель 2:

А сейчас мы перенесёмся в волшебный мир сказок Владимира Даля.

Среди самых известных сказок «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка», «Про мышку — норушку «. В сказках много пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. А вот две из них мы попробуем показать. Предлагаем вашему вниманию сказки «Про мышку- норушку» и «Девочка Снегурочка».

Инсценирование сказок

Цель: формирование творческой личности ребёнка средствами

театральной деятельности.

Задачи: — развить речевой аппарат и пластическую выразительность

движений, основные качества: восприятие, память, внимание,

наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма,

смелость публичного самовыражения;

— раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально –

образное восприятие окружающего мира;

— обогащать духовный мир детей;

— формировать умения доставлять радость зрителям;

— воспитать чувство ответственности перед коллективом.

Сценарий  сказки «Про мышку – норушку»

Действующие лица:

Мышка-норушка

Ящерка

Лягушка

Белочка

Зайчик

Лиса

Волк

Медведь

Оформление зала: имитация гороха, декорации теремка.

Оборудование: костюмы героев.

Мышка (гуляет по полю, видит горох).

Как много гороха, с голоду не пропаду. Только бы теперь жильем обзавестись.

(Строит теремок, напевает.)

Строю, строю теремок,

Будет светел и высок.

Закрома в нем заведу

Да гороху наношу!

Теремок построен. Вдруг слышится шорох.

Ящерка (шуршит вокруг теремка).

Вижу, вижу теремок,

Как он светел и высок.

Кто, кто в нем живет,

Горошек с поля жует?

Мышка. Я — мышка-норушка, а ты кто?

Ящерка. Я -ящерка-шерошорочка.

Мышка. Если хочешь, заходи, будем вместе жить-дружить.

Ящерка. Спасибо! Будем жить вдвоем. Слышишь шлёпки по земле?

Сюда кто-то идет.

Лягушка. Кто, кто в теремочке живет?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка. А ты кто?

Лягушка. Я — лягушка-квакушка.

Мышка. Если хочешь, иди к нам жить.

Лягушка. Очень хочу! (Заскакивает в теремок.)

Белочка (увидела теремок). Кто, кто в теремочке живет?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, а ты кто?

Белочка. Я -белочка-попрыгушечка.

Мышка. Иди к нам жить!

Белочка. Спасибо.

Стали жить вчетвером. Прибежал серый зайчик.

Зайчик. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка. Иди к нам жить.

Зайчик. Отчего же не идти!

Стали жить впятером. Прибежала Лиса Патрикеевна.

Лиса. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек. А ты кто?

Лиса. Я — лисичка-сестричка, всему полю краса.

Мышка. Иди к нам жить!

Лиса. Пожалуй.

Стали жить вшестером. Пришел серый волк.

Волк. Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?

Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек, да лисичка-сестричка, а ты кто?

Волк. А я — серый волк, из-за куста хватыш.

Мышка. Иди к нам жить!

Волк (рычит). Сторонитесь!

Все (хором). Ой, волченька серенький, нам тесно, ты нас задавил!

Волк. Кому тесно, а мне место.

Все плачут, жалуются на волка. Подходит к терему медведь.

Медведь (топает ногами у терема). Кто тут ревёт, мне покоя не даёт?

Все стали жаловаться на волка. Волк огрызается, зубами щелкает.

Все. Это волк виноват. Он лег, развалился, а нам места не осталось. Что делать, Мишенька?

Медведь (рычит, бьет лапой по терему. Терем разлетелся, жильцы разбежались). Вот и все! Не будет крика-шума!

Мышка (спряталась в горох).

Все равно я построю теремок, друзей верну, а волка и медведя мы в терем

не пустим!

Сценарий сказки «Девочка Снегурочка»

Действующие лица:

Старик

Старуха

Снегурочка

Жучка

Подружки

Медведь

Волк

Лиса

Автор

Оформление зала: декорации избы, леса, дерева.

Оборудование: костюмы героев, горшочек.

Автор Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.

Старик (поднял комочек ) А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха (на комочек посмотрела, головой покачала ) Что же будешь делать — нет, так и взять негде.

Автор Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

Снегурочка Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Автор Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенчико, стал ее нянчить и пестовать.

Старик
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка ),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать.
Лиса Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Автор Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
Старик Иди , куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Автор Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит:

Снегурочка «Ау! Ау!»

Медведь (идет , хворост трещит, кусты гнутся) О чем, девица, о чем, красная?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
Медведь Слезай, я тебя домой доведу!

Снегурочка Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! (Медведь ушёл.)
(Бежит серый волк)

Волк Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Волк Слезай, я доведу тебя до дому!
Снегурочка Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
(Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна)
Лиса Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Лиса Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько,

я тебя до дому доведу!
Снегурочка Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
(Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет)
Жучка Гам, гам, гам! (залаяла собака в лесу)

Снегурочка Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!
Автор Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Старик и Старуха ( вместе)

Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!
Автор Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Учитель 3: Вот такие сказки сочинил для вас Владимир Даль.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! Сейчас проверим, все ли из вас были внимательны и хорошо запомнили сказки.

Викторина по сказкам

  1. Сколько действующих лиц в сказке «Про мышку-норушку» ?(8)

  2. Кто в сказке стал строить теремок ? (мышка)

  3. Кто из зверей пришёл третьим, пятым ? (лягушка, зайчик)

  4. Как величают в сказке зверей ?

(мышка – норушка, ящерка –шерошорочка, лягушка – квакушка, белочка

попрыгушечка, зайка – увёртышек, лисичка – сестричка, всему полю краса, серый волк из куста хватыш)

  1. Кто виноват в том, что терем развалился ?(волк, медведь)

  2. Куда спряталась мышка ? (в горох)

  3. На кого смотрели в праздник старик со старухой в праздник ?

(на чужих ребят)

  1. Откуда появилась у них Девочка Снегурочка ? (из комочка снега)

  2. Кто первый раз напевал слова «Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка.» ? ( Старик)

  3. За что Старик согнал Жучку со двора ? (за то, что она впустила лису в хлев)

  4. Чего не знала Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши ?

(Того, что Старуха птицу в хлев перевела)

  1. Кто пожалели о Жучке, когда её Старик прогнал ? (старушка да дочка Снегурочка)

  2. Сколько раз Снегурочка говорила слова «Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!» ? (3)

  3. Где были медведь, волк и лиса, когда Жучка со Снегурочкой шли домой ? (медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряла)

  4. Чем накормили Жучку за спасение Снегурочки ? (молоком)

Учитель 4: С давних пор загадки были отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир.

А теперь познакомимся с загадками Владимира Даля.

  1. Что выше леса? (Солнышко)

  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)

  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)

  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава)

  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)

  9. По полу скок и по лавкам скок,
    сядет в уголок — не ворохнется.(Веник)

  10. Утка в море, хвост на заборе.(Ковш)

  11. Сидят три кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?(3)

  12. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

  13. Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)

  14. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

  15. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

  16. Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)

  17. Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

  18. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Учитель 1: А сейчас попробуйте закончить пословицы , которые

тоже написал Владимир Даль. Возможно, многие из них вы слышали или читали в книгах.

  • Под лежачий камень…(вода не течёт).

  • Труд человека кормит… (а лень портит).

  • Дело мастера…(боится).

  • У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).

  • Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).

  • Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).

  • Кто хвалится…(тот с горы свалится).

  • Кто хочет много знать, тому…( надо мало спать).

  • Красна птица перьем, а человек … (ученьем).

  • Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а …(говори меньше!)

Учитель 2:

Вот и подходит к концу наш праздник , посвящённый нашему великому земляку. Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем Владимира Ивановича Даля, человека, который всем сердцем любил русский язык, внёс огромный вклад в его развитие. Очень верно сказал К. Г. Паустовский: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».

Жизнь Владимира Ивановича Даля – блестящее тому подтверждение!

Учитель 3:

Даль! Как певуче широко звучит короткий этот слог!

Служить народу нелегко – казак Луганский этот смог!

Из века в век течёт Лугань , из дней минувших – в наши дни

Приходит к вам Владимир Даль – творец, писатель, гражданин! 

И будет длиться его век пока жива его строка,

Берущая бессмертный бег в душе родного языка.

Учитель 4:

От ступеней у дома в Луганске, по бескрайним просторам Руси,

По широкой дороге гигантской Даль сквозь годы пошел колесить.

Высокий, красивый провидец и маг, идет по планете Луганский казак.

И пока народ — носитель языка не исчерпал судьбы своей века,

А продолжает мир творить, ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!

Века! Века! Века!

Учитель 1:

А сейчас каждый из вас получит памятную грамоту в знак участия в празднике (награждение детей).

Дорогие ребята! Любите свой русский язык так, как его любил Владимир Иванович Даль, берегите его, изучайте его, не засоряйте плохими словами! Будьте достойными потомками !

  • Чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке пушкина
  • Чему нас учит рассказ макар чудра
  • Чему нас учат уроки прошлого сочинение
  • Чему нас учит сказка пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Чему нас учит рассказ уроки французского