Чему нас учит роман обломов сочинение

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений ивана гончарова роман обломов. оно было написано в

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений Ивана Гончарова – роман «Обломов». Оно было написано в сложное время, когда за любую критику властей в произведениях авторов бросали в ссылки. Та пора стала переломной в стране, изменилось все – и социальные отношения, и экономические. Эти изменения нашли свое отражение в произведении Гончарова особо ярко. В нем заострено внимание на извечных проблемах человеческой жизни – любви, дружбе, смысле самой жизни каждого человека.

По сути, все проблемы этого произведения можно сформулировать всего одним словом – «обломовщиной», что значит безвольность и леность, тунеядство. Писатель это явление описывает как социальное бедствие, от него страдают все слои общества в разных формах. Однако, по мнению самого автора, это бедствие присуще сословию помещиков, именно в их среде это явление наиболее распространенно. Они привыкли вести феодальный – праздный образ жизни, который должен был давно уже выродиться. Обломовщина символизирует порочность высших сословий империи, которые живут по правилам, основанных на эксплуатации и угнетении других, более низких рангов. Кроме того, обломовщина – является олицетворением праздной жизни без забот.

Главный герой произведения является ярким примером общества, которое погрязло в обломовщине. Он родился и вырос в тихой деревне, а его сон показывает нам причины проблемы. Его родители вели несколько ленивый и беспечный образ жизни – их поместье пребывало частично в развалинах, мебель в помещениях застарелая и побитая, они жили в долгах, но всегда в полном довольствии. Жили они, ничего не делая, плывя по течению жизни. За них трудились крестьяне. К облененному образу жизни они приучили своего отпрыска с рождения.

Обломовщина противопоставляется активному образу жизни, который процветал в то время в Европе. Автор показал, что за границей труд более стоящий и более ценен, а еще там ценится образование и его развитие. К этим ценностям охотно стремится другой главный герой – Штольц, который выступает в роли антипода главного героя. Андрей сам выстраивает свою жизненную стезю, продвигаясь осознанно и целенаправленно, добивается исполнения своих целей, рассчитывая только на собственные силы.

Но и Штольца автор не особенно идеализирует, этому персонажу при его постоянном движении к цели не хватает внутренних качеств, таких как душевность, романтичность, мягкость, обходительность. Но зато эти черты есть у Ильи Обломова. Непрерывная суета нравится далеко не всем, не каждый человек может выдержать такой жизненный ритм. Но свою жизнь Андрей сделал гармоничной, деятельной, одухотворенной и осмысленной. С ним Ольга счастлива в браке, потому что их взгляды на жизнь и подходы к ней в основном похожи и жизненные цели тоже. Лишь на такой основе может сложиться крепкий семейный союз.

Большинство исследователей литературы считают, что роман Гончарова имеет социально-психологическую направленность, на это указывают поднимаемые в произведении проблемы и национальные вопросы. Писатель затрагивает национальные интересы, например особенности воспитания и формирования личностных качеств у героев – Обломова и Штольца, выросших на русских национальных ценностях дворянского общества и немецких. Андрею отец-немец привил основы своей культуры, а мать обогатила образ героя духовностью, русской культурой, знанием искусства.

Гончаров в своем романе также поднимает тему «лишнего в обществе человека». К этой категории людей относится Илья Обломов. Для него общество становится чуждым. Обломову сложно подстраиваться к быстро изменяющимся событиям в окружающем мире. Главный герой любит неторопливую, размеренную жизнь, ничегонеделание, предпочитает труду или посещению светских мероприятий лежание на диване. Обломову комфортнее находиться в прошлом.

В мечтах о будущем персонаж видит его таким же, каким было прошлое: безмятежным, неторопливым, спокойным. И в конечном итоге мечты Обломова сбываются: он женится на хозяйке съемного жилья Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, не пытаясь переделывать. Обстановка в их доме очень похожая на атмосферу прошлой жизни героя, его детства. У Агафьи и Обломова даже рос сын, но от переедания и праздной жизни здоровье героя сильно ухудшилось, и он умирает, едва дожив до сорока лет. Его сына воспитывает семья Штольц. Обломов является характерным отголоском изжившей себя прошлой эпохи.

Важной проблемой произведения является любовь. На примерах образов героев и особенностей их отношений автор демонстрирует различные типы любви. Первый тип – Ольга Ильинская и Илья Обломов – отношения романтичные и нежные, но непродолжительные. Для Обломова любовь – это лишь отражение какого-то далекого недосягаемого идеала. Для Ильинской же — это новый путь. В любви женщина активна, а Обломов так же, как и во всем остальном, ленив и пассивен. В данном типе отношений сошлись две противоположности, быть вместе они не смогли. Обломов сначала потянулся к Ольге, он был счастлив, романтичен, тактичен, трепетно ухаживал за нею. Но такая жизнь ему быстро надоела, опять же из-за его лени, и дальше ему все меньше хотелось ухаживать за девушкой, он все тянул со свадьбой, а она долгое время ждала этого его ответственного шага, но так и не дождалась.

Другой тип любовных отношений – это Обломов и Агафья Пшеницына. Их семейный союз был похож на отношения родственников, например, матери и сына. В нем была гармония, но семейные обязательства распределялись в нем неравномерно. Жертвенность Агафьи и ее чрезмерная опека привела Обломова к серьезным проблемам со здоровьем и к еще большей душевной деградации.

Третий тип отношений – это любовь Ильинской и Штольца. Она строится на доверии и понимании друг друга. Их взгляды на жизнь и окружающий мир совпадали, у них не было духовных разногласий, и вместе им было хорошо. Партнеры проводили много времени вдвоем и душевно сблизились. Для писателя их союз – идеальная форма полноценной семьи. Они воспитывают вместе со своими детьми и ребенка Обломова, которого им отдает Агафья после смерти мужа.

Одной из важных проблем в книге является проблема поиска смысла жизни и человеческого предназначения. Гончаров считает, что у каждого человека должна быть своя жизненная цель, смысл его существования. А если ее нет, и человек живет бесцельно, то он деградирует. Этот процесс деградации и самоуничтожения И.А. Гончаров и показал читателям на примере беззаботного существования своего главного персонажа Ильи Обломова.

Также на примере житейского подхода другого центрального героя Андрея Штольца писатель учит нас жить целенаправленно, планировать свое время, стремиться к достижению поставленных целей, добиваться успехов, исполнения мечты.

В заключение можно сказать, что И.А. Гончаров в своем творении поднимает извечные злободневные проблемы, существующие во все времена в любом обществе. Произведение актуально и в наши дни, потому что есть среди нас и «обломовы», и «штольцы». Роман «Обломов» помогает читателю увидеть эти проблемы и на основе примеров литературных героев сделать свой правильный жизненный выбор.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.

  1. Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь. 
  2. Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
  3. Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
  4. Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
  5. Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
  6. Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
  7. Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
  8. Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
  9. Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
  10. Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
  11. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности. 
  12. Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который  показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
  13. Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
  14. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
  15. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.

Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий

Читайте также:

Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Обломов и обломовщина в романе Гончарова «Обломов», в котором раскроем образ главного героя произведения и дадим определение термину «обломовщина».

Роман «Обломов» И.А. Гончарова был написан в пору острейшего кризиса крепостничества. Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, в котором автор изобразил ленивого, апатичного, не способного к деятельности помещика, воспитанного в обстановке барской усадьбы, где господам жилось безмятежно и счастливо, был актуален для современников.

И.А. Гончаров с первых строчек романа окунает читателей в атмосферу быта и порядка в доме Ильи Обломова. Мы видим тридцатитрехлетнего барина лежащим на широком диване в четырехкомнатной квартире на Гороховой улице Петербурга. Описывая портрет героя, писатель отмечает мягкость в чертах Обломова, излишнюю изнеженность, округлость. Он был не по годам обрюзгшим. На его приятном лице с темно-серыми глазами и бледной кожей не задерживалась надолго ни одна мысль. Она «гуляла вольной птицей по лицу», порхала по его губам, глазам, по лбу и наконец пропадала, оставляя после себя след беспечности. Одет Обломов в любимый домашний халат, мягкий и гибкий. Как только он опускал ноги, они сразу попадали в широкие и уютные домашние туфли.

Илья Ильич практически не выходит из дома. Никакие просьбы и уговоры приятелей, которые иногда посещают его, не могут заставить барина оставить уютное гнездышко и окунуться в атмосферу городского шума и суеты, светских мероприятий и развлечений. Он придумывал десятки причин, чтобы отказать им и остаться дома, ведь для выхода в свет нужно было переодеться, а это уже представляло для Обломова большую проблему, решать которые он не умел и не мог. Илья Ильич никак не мог ответить на письмо старосты, полученное из Обломовки. Несколько лет назад он начал обдумывать проект по улучшению управления имением, но проект так и остался только проектом, так как до конца обдумать Обломов никак его не мог.

Состояние полусна-полудремы подобно болоту все больше и больше затягивало Илью Ильича в течение нескольких лет, с тех самых пор как оставил службу в одном из департаментов. Когда Обломов приехал в Петербург, он был полон планов и надежд. Устроившись на службу, он желал видеть в сослуживцах членов большой и дружной семьи, а начальника – отцом семейства. Однако вскоре он понял, что среди чиновников нет и не может быть теплых семейных отношений. Обломов, никогда до приезда в Петербург не утруждавший себя никакой работой, после двух лет службы вышел в отставку, облегченно вздохнул и спокойно зажил, не заставляя себя ежедневно по утрам идти в департамент.

Так прошло чуть более десяти лет. Обломов превратился в обрюзгшего, пополневшего, лысеющего барина. Все труднее ему было вставать с постели, поэтому, когда заходили гости, он даже не менял своего положения, а так и оставался лежать на широком диване. Книг он не читал, только строил мечты, витал в облаках, не желая понять и принять реальную действительность. Часто Илья Ильич грезил о счастливой семейной жизни в любимой Обломовке, однако для создания семьи ничего не предпринимал. Его отношения с Ольгой Ильинской, с которой барина познакомил Андрей Штольц и которую Обломов полюбил, не сложились, так как любовь – это тоже работа, а работать Обломов не умел. Жизненные обстоятельства заставили его переехать на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной, которая смогла окружить его заботой и любовью, однако расшевелить и вытащить из болота лени и апатии не смогла, и через несколько лет после переезда Обломов умер. Что же унесло жизнь еще не старого человека? Что погубило его? На эти вопросы автор отвечает устами Андрея Штольца – обломовщина. Она, как болезнь, поражает русское дворянство, выросшее и воспитанное в тысячах таких же усадеб, как Обломовка. Именно оттуда берет свое начало обломовщина  – состояние ничегонеделания, лени, апатии, отсутствие всякой высокой жизненной цели. Она лишает человека желания двигаться вперед, к чему-то стремиться.

Когда-то Илья Обломов был маленьким любознательным мальчиком. Утром няня умывала его, причесывала, натягивала чулочки и вела к маменьке, которая, осыпав сына страстными поцелуями, спрашивала у няни о состоянии Илюши. Он был единственным ребенком в семье, поэтому мальчика все обожали, часто его ласкали, обнимали. Когда Обломова отпускали гулять в сад, он с интересом наблюдал за всем вокруг. Ему хотелось взобраться на висячую галерею, чтобы посмотреть сверху на речку, но подниматься туда мальчику запрещают. Ему хочется выбежать за ворота, добежать до оврага, посмотреть, что там делается, однако и это запрещают ему. С детства Обломов видел, что Обломовка чаще всего погружена в сон и покой. О труде здесь отзываются как о тяжком наказании, поэтому, если есть возможность, то больше отдыхают.

Няня часто в детстве рассказывает ему сказки о неведомых и чудесных странах, в которых молочные реки с кисельными берегами, где нет ни холода, ни ночей,  где целый год никто ничего не делает. В этой удивительной волшебной стране только целыми днями гуляют и веселятся добрые молодцы, подобные Илье Ильичу, и красные девицы, а щука исполняет все желания. Обломовка была для Обломовых той самой волшебной страной, где они праздно проводили свои дни, не заботясь о хлебе насущном. «Триста Захаров» всегда были готовы к их услугам, исполняли их желания, а господам оставалось только бездельничать.

Повзрослевшего Илюшу умывал, причесывал и одевал слуга Захар. Родители отправили сына учиться в школу Ивана Штольца, но мальчик учиться не хотел, поэтому, начиная с понедельника, когда нужно было ехать в Верхлево, начинал искать причины, чтобы отменить поездку. Родители, горячо любя своего Илюшеньку, потакали его желаниям и с радостью оставляли его дома на несколько денечков или на целую неделю. Своим излишним вниманием, опекой, заботой, образом жизни родители избаловали единственного сына. Привычка жить чужим трудом, которая была заложена с детства, привела Обломова к гибели. Она была настолько сильна, что, даже попав в другие условия, Обломов не смог адаптироваться к ним, а продолжать следовать тем же традициям, которые он усвоил еще в детском возрасте.

И.А. Гончаров в романе «Обломов» реалистично изобразил картины жизни русского дворянства, а также рассказал об условиях, которые порождают обломовщину, подавившую лучшие начала не одной личности и погубившую не одного человека.  Эти страшные условия писатель видел в крепостном праве.

Уважаемые читатели нашего интернет-журнала, предлагаем вам сочинение на тему «Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов», в котором расскажем о детских годах главного героя и определим их роль в формировании и развитии его характера.

Детство – самая прекрасная, яркая, незабываемая пора жизни любого человека. Это время наполнено радостью первых открытий, знакомства с окружающим миром, раскрашено нежными красками всеобщей любви. Детство играет огромную роль в жизни, так как именно в детстве закладывается фундамент личности, прививаются и формируются основные нравственные ценности. Чтобы объяснить характер и поступки героев, многие рассказывают об их детских годах.

В романе «Обломов» главным героем является Илья Ильич Обломов – молодой тридцатитрехлетний барин. Несколько лет назад он переехал в Петербург, чтобы устроиться на службу и сделать блестящую карьеру, однако в департаменте продержался он всего три года, а потом вышел в отставку. С тех пор любимым времяпрепровождением Ильи Ильича стало лежание на широком диване и ничегонеделание. Молодого человека не привлекали ни светские мероприятия, ни встречи с друзьями, ни общение с девушками. Чем больше читатель узнает о главном герое, тем больше задается вопросом, почему Илья Ильич стал таким апатичным, ленивым человеком. Как так получилось, что он сросся со своим диваном, а халат превратился в его вторую кожу?

Ответ на эти вопросы дает сон Обломова, в котором мы видим его сначала семилетним мальчиком, розовощеким, радостным, изнеженным и излюбленным всеми, кто его окружал: родителями, няньками, мамками, крепостными крестьянами. Мальчик жил в имении родителей – Обломовке, тихом, уютном, райском местечке, расположенном вдали от шумного города и больших дорог. Он был единственным сыном в семье, поэтому его все любили, баловали, опекали. С утра няня натягивала на ноги барчонку чулочки, мать целовала сыночка, смотрела, не мутны ли у него глаза, спрашивала у няни, как спал ее Илюша, а за матушкой уже вся свита дома осыпала его ласками и похвалами. 

Мальчик был очень резвым, любознательным ребенком. Ему было интересно наблюдать за всем происходящим вокруг. Каждое утро, как в первый раз, он обегал вокруг родительского дома, осматривал запущенный сад; ворота, над которыми деревянная кровля с росшим на ней зеленым мхом, давно уже села; шатающееся крыльцо, различные пристройки. Маленькому Обломову хотелось и побывать на висячей галерее, и взобраться по крутым ступеням на сеновал, на голубятню, однако все его намерения тотчас пресекались няней. Часто он задавал вопросы о различных явлениях природы, а взрослые отвечали ему согласно своим представлениям о них. Он слушал перед сном сказки о молочных реках и кисельных берегах, о Милитрисе  Кирбитьевне и добрых молодцах, о той стороне, где целыми днями ничего не делают, а только веселятся и гуляют. Живое, богатое воображение рисовало удивительные картины, населялось странными сказочными призраками. Мир вокруг имения рисовался страшным и пугающим, и только в Обломовке жилось спокойно и счастливо, поэтому и мечтает уже взрослый Илья Ильич вернуться туда, где он был беззаботен и любим.

Целыми днями любознательный  Илюша наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Он видит, что жизнь в Обломовке течет по своим правилам, здесь царит атмосфера спокойствия и размеренности. Никто никуда не спешит, ни о чем, кроме трапезы, не заботится, не смущает свой ум туманными нравственными вопросами, поэтому все имеют здоровый и цветущий вид и сорокалетние мужчины выглядят юношами. К труду относились, как к тяжкому наказанию, и если была возможность, то избавлялись от этого «наказания», считая, что так и должно быть. Ни одна даже самая мелкая деталь не ускользает от пытливого взора Илюши, зорко наблюдает мальчик за тем, чем заняты взрослые, все запоминает и уже «бессознательно чертит программу своей жизни». Он видит, что отец его, Илья Иванович, в большей степени только обдумывает планы, а не воплощает их в жизнь, поэтому и галерея десятилетиями не ремонтируется, крыльцо шатается, а двери скрипят. День-деньской старший Обломов ходил из угла в угол, курил трубку и сморкался, а матушка переходила от чая к кофе, от кофе к чаю. Взрослые в Обломовке подчиняются культу еды и сна. После обеда все погружается в сон и тишину, только один Илюша бодрствует, но может, тогда уже его детский ум решил, что так, а не иначе следует жить на свете, и постепенно мальчик перенимает семейные ценности.

Потом Илья Ильич видит себя во сне уже тринадцати или четырнадцатилетним подростком, и он уже учится в частном пансионате немца Ивана Богдановича Штольца. Родители Обломова понимали, что сын должен учиться, ибо звания и чины в современном для них мире достаются только благодаря знаниям, а старым дельцам, которые привыкли добиваться различных привилегий другими путями, приходилось очень туго. Обломовы понимали внешнюю выгоду знаний, мечтали о блестящем будущем для своего чада, а о внутренней потребности учения они не имели даже смутных представлений. Илья Иванович изредка брал в руки какую-либо книгу, совершенно неважно какую, чтобы почитать, однако в чтении не видел большой потребности, считал это дело роскошью, а на книги смотрел как на вещи для развлечения. Илья Ильич ездил в пансионат с неохотой, и уже в понедельник, когда наступало время уезжать, на него нападала страшная тоска. Однако он  часто пропускал учебу по целым неделям, чему был несказанно рад. Родители выискивали причины, чтобы удержать любимого сына дома: то это были праздники, то холод, то жара, а то и нездоровый вид Илюши. Мальчик рос,  и уже стал подростком, однако чулки надевал ему уже Захар, потом натягивал куртку, расчесывал волосы, напоминал о необходимости умываться. Все, что нужно было мальчику, тотчас все исполнялось крепостными. Иногда появлялось у Обломова желание все переделать самому, однако со временем понял, что гораздо лучше, если твои желания исполняет кто-то другой, поэтому и сам выучился раздавать указания.

В романе описание детства Обломова является тем ключом, который позволяет лучше понять и характер героя, и его психологию. На примере главного героя писатель показал, что излишняя опека и всяческое потакание могут погубить живой ум, яркий талант и превратить любознательного ребенка в совершенно аморфное существо. Поэтому тысячи раз прав Андрей Штольц, который сказал о своем друге  Обломове: «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить».

Прочитав роман И. А. Гончарова “обломов”, я задумалась над вопросом: что сделал Обломов в своей бездельной жизни? Существует несколько мнений относительно сути образа Обломова — одни считают его человеком с устоявшимися жизненными принципами, другие бездельником. Однако только ли лентяем он был? Что на самом деле значила эта лень?

В одной из глав описывается сон Обломова, который позволяет в полной мере раскрыть характер героя.

С самого детства он был окружен опекой и заботой родителей. Все решения принимались не им, его стремления что-то делать зачастую были подавлены. воспитание Ильи прошло в тёплой семейной атмосфере. Родители Обломова были ленивыми людьми, что объясняет и лень Обломова.

Из этого следуют главная проблема воспитания: родители не приучили Обломова к труду, терпению и усердию, они даже не научили его быть самостоятельным, что является очень важным для любого человека.

Воспитательным принципом родителей героя было то, что они не разрешали ему исследовать окружающий мир, стараясь оградить сына от проблем, это объясняет причину нежелания Обломова, будучи уже взрослым, покидать свою квартиру, и поднимает другую проблему: обломов не был социальным человеком, так как привык жить в своём мире. Помимо этого в сне говорится, что он очень любил слушать сказки, которые читала его няня, так она развивала его воображение, что сделало Илью очень мечтательным человеком.

Сон помогает составить единую картину о герое, помимо описания автора. Илье Ильичу на вид 32-33 года. Он среднего роста, у него довольно приятная внешность, Илья кажется нежным и хрупким. Молочный цвет его лица и мягкие пухлые руки создают впечатление изнеженной особы.

Обломов по своему виду и характеру очень добрый, искренний и доверчивый человек. Илья ведёт “лежачий образ жизни”, лежание на диване и раздумья стали его основными занятиями. Его жизнь не насыщена красками, поскольку каждый его новый день похож на предыдущий, так проходит его скучная, однообразная жизнь.

Родители обломова считали обучение бессмысленным занятием и тратой времени, это не могло не повлиять на отношение Ильи к учебе. В школе он вовсе не учился, поскольку его друг Штольц выполнял за него всю домашнюю работу.

Затем он поступил в университет , но и там его отношение к науке не поменялось, из-за чего он не задержался долго на работе. К обществу Обломов относился достаточно холодно, так как ему не было интересно находиться в окружении людей, да и не было необходимости, поэтому он выходил в свет крайне редко.

Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской совершает переворот в его жизни, на время он становится другим человеком — живым и активным. Однако любовь так и не смогла изменить Илью.

Немаловажное значение имеет вторая глава, в которой через общение с визитерами мы узнаем о взглядах героя на жизнь и о причинах его безделья.

Все гости Обломова ведут активный образ жизни, они всегда его приглашают на разные мероприятия.

Описание разговоров Ильи и гостей раскрывают его противоречивый характер: с одной стороны этот герой ленив и не активен, а с другой — духовно развит у умён.

Так всё же, “бездельный” образ жизни героя это обыкновенная лень или жизненная позиция? Я считаю, что это всё же была лень, и такую бездеятельную жизнь обломов выбрал себе сам.

Изначально у героя было стремление к развитию, но из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нём Обломовка, он так и не сумел побороть свою лень.

Прочитав данный роман, у меня осталось чувство сожаления к главному герою, ведь он потратил свою жизнь впустую.

Сущность и причины «обломовщины». Сочинения о книге

Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.

Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.

Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие.

Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни.

Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним.

Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Обломов и сам понимает, что не достоин Ольги, хотя любит ее искренне и бескорыстно. Их история любви красива и романтична, но у нее не может быть продолжения, потому что Илья и Ольга – разные люди.

Если он представляет себе будущее в тихих, спокойных прогулках по саду, приятных беседах, встречах гостей, то для нее – это непрерывное движение вперед. Но именно Ольга сумела разглядеть иные, присущие цельной натуре, черты характера Обломова: честность, открытость, способность на глубокие чувства.

Все эти качества чужды дельцам и карьеристам, которые периодически появляются у дивана Ильи Ильича. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной и деятельной жизни, которую действительность предлагает герою вместо лежания на диване.

После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог разговору с ним и выносит отрицательную оценку. Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни светские успехи, потому что он видит в них только бесполезную суету. Его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана.

Выросший на лоне русской природы, среди покоя и тишины, окруженный заботой и лаской, он не мог найти себя в расчетливом и суетливом мире большого города, в обществе, в котором, по его мнению, нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии».

  Стихотворение “Крещенская ночь” Бунин Иван Алексеевич

Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы. Фигура главного героя неоднозначна и вызывает у читателей различные мнения. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым, «голубиным», сердцем.

Другие отмечают, главным образом, его лень и апатию, бесполезность и никчемность. Но автор, работая над романом, стремился к тому, чтобы читатель соединил все образы произведения в одно целое и смог составить представление о русской жизни и актуальных для этого времени проблемах.

Рассказывая о жизни главного героя, Гончаров показал такое широкое понятие, как обломовщина. С одной стороны, оно включает в себя весь патриархальный уклад русской жизни с ее праздной сонливостью, культом еды, стремлением к тишине и покою, а с другой стороны – поэтичность, доброту и любовь. Слово «обломовщина» впервые произносит Штольц – друг Ильи Ильича и его антипод.

Когда Андрей понимает, что надежды на возрождение Обломова к жизни нет, он восклицает: «Погиб… Навсегда погиб!», а позднее говорит Ольге, что в доме Ильи царит «обломовщина». Это понятие становится одновременно и ключевым, и роковым для главного героя.

Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической. Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу.

Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно «обломовщина», справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его.

И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не могут оставить безразличными и читателя.

Слово «обломовщина» стало нарицательным благодаря критику Н.А. Добролюбову. В своей статье он подробно рассмотрел проблему, затронутую Гончаровым и не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем, говорит: «Наше имя легион», и он совершенно прав.

Явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способно погубить многих людей.

Поэтому каждый из нас должен задуматься, вовремя увидеть и искоренить признаки этой душевной болезни, способной «повергнуть человека в жалкое состояние нравственного рабства».

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

Сочинения

  • Сон Обломова
  • Обломов и Ольга

Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») (Второй вариант)

Началось с неуменья надевать чулки,

а кон­чилось неуменьем жить.

И. Гончаров. Обломов

«Обломов» — лучший роман И. Гончарова, над которым автор работал на протяжении десяти лет.

В этом романе Гончаров не только ярко отобразил проблемы со­временной ему жизни, но и сделал вывод о причинах этих проблем, выразил свои убеждения и надежды.

Благодаря глубине этого произведения имя главного героя со време­нем стало нарицательным, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне определенное, почти философское понятие.

Сам Обломов в романе — не кукла, не механизм, а живой человек со своими достоинствами и недостатками.

Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, доб­рый, мягкий человек стал жертвой «обломовщины» — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной.

Обломов задает себе вопрос: «Отчего я… такой», — и ответ можно найти в детстве героя, в его прошлом, поскольку в настоящей его жизни не случается практически ничего неожиданно­го, кроме напряженной внутренней борьбы Обломова с самим собой, в которой он в конце концов терпит поражение.

Попадая в сон героя, мы имеем возможность перенес­тись в его детство, познакомиться с его родителями, с обра­зом жизни в благодатной Обломовке прошлого.

Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бес­сознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

И то, что он видел вокруг, «был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подо­бие смерти». Никто никуда никогда не спешил и не торо­пился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполне­нию самых насущных и необходимых дел: «жизнь, как покойная река, текла мимо них».

Бесконечное стремление Илюши к познанию окружаю­щего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обя­зана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз.

Лишь во время послеобе­денного сна Илюша освобождался из-под чужого контро­ля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.

Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам.

Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным «еще на праотцев наших».

Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, «находя это возможным и должным».

Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в ат­мосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездея­тельной жизни.

Так он сам начал неприязненно отно­ситься к новому, а основание для собственной непрактич­ности и бездеятельности окружающих находил не в ре­альной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюш­киных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний.

Сказки, предания, суеверия так глу­боко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев, часто грустил о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, что­бы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился во время обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, а не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых не­замысловатых вопросов.

Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое нача­ло, может быть, теперь уже умершее…» Материал с сайта //iEssay.ru

И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритич­ной, с развитыми чувствами и богатой душой.

Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют безразличными и нас. И все же беда Обломова в силе привычки, в том, что в его жизни «никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного, огня».

А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?

Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей «Что такое обломовщина» в том, что они пока­зали типичность обломовщины, которая жива по сегод­няшний день.

Поэтому прав будет и Илья Ильич, де­лясь своими мыслями со Штольцем: «Наше имя легион».

Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушаю­щее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение что погубило и.обломова
  • в чем причина бездеятельности обломова
  • сочинение обломов и обломовщина
  • это ядовитое слово обломовщина сочинение
  • обломовщина это беда или благо

Каковы причины и последствия обломовщины?

«Обломовщина – безволие, состояние бездеятельности и лени». Так трактует С.И. Ожегов в своем словаре значение слова из романа И.А. Гончарова «Обломов». Именно И.А. Гончаров приносит обломовщину в русскую речь.

Но каковы причины и последствия обломовщины – лени Обломова? Еще в раннем возрасте в ребенке закладываются основные качества его характера, и родители, которые находятся рядом, способствуют развитию будущей личности.

Наш главный герой с рождения находился в атмосфере полной любви, беспечности и чрезмерной опеки родителей, что сложило характер Ильи Ильича. Мы можем вспомнить, как ему легко давалась учеба, ведь именно Штольц в детстве помогал делать ему уроки. Как мать оставляла мальчика Обломова дома, позволяя помыкать собой.

Именно стойкость и упорство, отсутствовавшие у родителей Ильи, смогли бы исправить его поведение. Служба, на которой состоял Обломов, приводила его в ужас, ведь там требовалось работать и отдаваться делу, чему совсем не приучили его родители. «Он жестоко разочаровался в первый же день своей службы.

С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног…” Илья Ильич не заводит новых друзей, потому что ему лень уделить им внимание, что приводит его к одиночеству и бесцельности существования.

Единственный друг – Штольц, который всеми силами старается спасти Илью Ильича из лап обломовщины, знакомит его с прекрасной Ольгой Ильинской. Отношения с Ольгой делают чувства Обломова возвышенными, они побуждают его забыть ежедневные привычки, уклад его обычной жизни.

Именно Ольга Ильинская привила интерес Ильи Ильича к книгам, прогулкам и увлекательным беседам, даже некогда любимый халат сменился на чистый костюм. Но все в какой-то момент перевернулось из-за произнесенного Штольцем слова.

Обломовщина так глубоко пустила корни в характер Обломова, что даже искренняя любовь не смогла вытащить его из привычного образа жизни. Слабохарактерность, отсутствие борьбы за лучшее, лень – вот, что пожирает человека изнутри, делает его уязвимым при столкновении с какой-либо трудностью.

Обломовщина приводит человека к разочарованию, как она привела Илью Ильича. Человек, живущий такой жизнью, возможно, думает иначе, склоняясь к тому, что его образ жизни приятен и непринужден, но к старости, он осознает свою главную ошибку, которая не позволила ему жить ярко и красочно.

Ведь когда мы не сидим на месте, мы испытываем огромный спектр эмоций и встречаемся с людьми, которые обогащают нас изнутри.

В романе «Обломов» нам рассказывают о жизни Ильи Ильича Обломова, показывая реальную жизнь многих людей. И.А. Гончаров хотел уделить внимание такой проблеме как лень, которая порабощает разум человека, лишает его желания творить и менять мир в лучшую сторону. Не стоит забывать о том, что каждый можем изменить свою жизнь, если этого захочет.

  Мария Губанова  

Когда был написан роман обломов. Причины стремления Обломова уйти от действительности

Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и последний раз Штольц навещает своего друга.

Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной. Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема «Обломов и мужики» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики «убегают», «просятся на оброк». Вряд ли им лучше стало под властью Затертого.

Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть.

И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что «он, пожалуй, и пахать не станет. » Но время не остановить.

В финале мы узнаем, что «Обломовка не в глуши больше , на нее пали лучи солнца!» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги , мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится хлеб к пристани. А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей («Счастливая ошибка»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких «планов» («Фрегат “Паллада”»).

В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел.

И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату. »; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла.

Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. И. Анненский обобщает читательские впечатления, говоря, что «мы прочли о нем 600 страниц, мы не знаем человека в русской литературе так полно, так живо изображенного.

А между тем его смерть действует на нас меньше, чем смерть дерева у Толстого…» Почему? Критики «серебряного века» единодушны, потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. «Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский).

«“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”». (Д. Мережковский).

Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: «Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его . Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе.

Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

– Отчего же? Какая причина?

– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»

Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя.

«Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» «Нет, не забуду я твоего Андрея , – обещает Штольц.

– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».

Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломова» – любого, которое Вы держите в руках.

Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора.

Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».

Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов») И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России.

Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, в никому ненужное существо. Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.

Илюша не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности, в покое». Любые попытки деятельности в маленьком Илюше сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг. Но не только барство формирует характер Илюши.

Жизнь в Обломовке по-своему полезна и гармонична: русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство. Именно такая жизнь для Обломова является идеальной, поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь», для него она холодна и лишена души. Все здесь направлено на карьеру и деньги. У героя же совершенно другие идеалы.

Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству.

Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей. Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в Ольгу. Постепенно чувства к ней углублялись, развивались, но всякий раз Обломов контролировал себя.

Илья Ильич любил Ольгу, но и знал свои возможности, свои силы. Он понимал, что вряд ли может ли дать ей счастье. Мне кажется, что бегство Обломова от Ильинской можно расценивать и как слабость, и как чувство ответственности за человека, которого он любит. Год спустя после разрыва с Ольгой Обломов живет в домике Агафьи Пшеницыной.

Эта женщина ничего от него не требует, потакает всем его прихотям героя. Такая жизнь была для Обломова идеальной, она напоминала ему жизнь в Обломовке. Здесь герой и остался до конца своих дней. Гончаров показывает, как неплохой от рождения человек, человек «с золотым сердцем» отходит назад, теряет все.

Возможности прекрасного человека не реализованы в жизни6 «Что сгубило тебя, Илья?» — «Обломовщина!» Но это правда лишь наполовину. Есть и другая часть правды – это страшное, тяжелое противоречие между практической деятельностью человека и духовными принципами его существования. Это противоречие и погубило Обломова. Он не нашел в себе сил войти в действительность и изменить ее к лучшему.

— Посмотреть другие материалы »

— Биология — География — Геометрия — Информатика — История — Литература — ОБЖ — Обществознание — Русский язык — Физкультура — Физика — Химия

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова».

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.

Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной.

Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  • Чему нас учит сказка колобок
  • Чему нас учит сказка падчерица
  • Чему нас учит сказка ашик кериб
  • Чему нас учит древнерусская литература сочинение
  • Чему нас учит маленький принц сочинение