Чему нас учит художественная литература сочинение

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. н. в. гоголь

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н. В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет» . Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.
Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания» . Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг») . Рисунок с миниатюры из рукописной книги XVII века “Евангелие”
Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.
Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях» . Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог» . Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV–XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.
Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.
Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды) . История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции) . Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру) .
В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство?
Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла
Кто первым  начал собирать музыкальные групу в  сказке Бременские музыканты
пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика
найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста
Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому?
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту:
(1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой
найти к слову выглядывать антоним и синоним
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/
1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником?
2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда?
3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках?
4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание.
5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю.
Заранее спасибо:*
Примеры древних и современных цивилизаций?

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

Афанасий Афанасьевич Фет вошёл в историю литературы как поэт— импрессионист, сумевший в своих текстах выразить мимолётные движения души, облечь в слова переживания и чувства, созвучные каждому читателю. В его стихотворениях даже в самые тяжёлые периоды жизни звучат упоение красотой окружающего мира и радость творчества. Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» по плану, в котором отразилась творческая программа поэта.

История создания

Это стихотворение написано в октябре 1887 года и относится к заключительному периоду творчества поэта. К концу жизни поэт пишет всё более трагические стихи, проникнутые ощущением утраты мирового порядка. Произведения всё чаще посвящены размышлениям о смысле жизни — прошедшей жизни.

В этот период поэт переосмысливает совершённые ошибки. В молодости из—за затруднительного материального положения он оставил возлюбленную Марию Лазич, полностью оборвал с ней общение. Ее родители выступали против этого союза, и Афанасий Афанасьевич решил не обострять конфликт. Вместо неё женой поэта стала состоятельная Мария Боткина, к которой поэт хоть и чувствовал симпатию, но это было несравнимо с любовью к Лазич. Возможно, и горечь ошибок молодости влияла на поэта, вводила в депрессивное состояние, что сказывалось на творчестве.

И всё же это стихотворение звучит жизнеутверждающе, гордо, как творческий манифест зрелого мастера. Да, его жизнь могла быть иной, он мог быть с любимой женщиной, но поэтический дар у него не отнимет никто. 

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” — философская лирика, ведь поэт размышляет о своём предназначении, о роли творчества в жизни человека, как создателя, так и читателя. Кроме того, стихотворение можно назвать творческим манифестом Фета, ведь он перечисляет здесь способности и возможности «избранных» поэтов, к которым, конечно же, относит и себя.

Направление, в котором работал Фет, называют «чистым искусством». Поэзия не касается социальных проблем, отражает вечные ценности, чувства и переживания людей. Грубая, несовершенная реальность в стихотворениях противопоставляется истинной поэзии, любви и красоте природы. Роль поэта — творить искусство ради искусства как такового.

Стихотворение представляет собой одной предложение, разделённое на три строфы. Размер — пятистопный ямб с перекрёстной рифмой (AbAb), идёт чередование мужской и женской рифм. В первой и третьей строфах для стабильного ритма используется неполногласие («ветр» и «пред»). 

Образы и символы

В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую…” своя образная система, тематически связанная с пейзажем. Вокруг образов ладьи и берегов разворачивается всё стихотворение. Ладья — человеческая душа, движение её навстречу цветущим берегам поэзии — метафора творческого пути. Противопоставляется цветущий берег тоскливому сну действительности. Разница двух миров видна и при сравнении берегов: цветущий мир поэзии и бесплодный песок повседневности, живая поэзия против рутины.

Ещё один символ, который часто встречается в стихотворениях Фета, — звук, способный преодолеть серую обыденность, перенести человека в иной, высший мир поэзии. Ветер же символизирует вдохновение, отзвук творчества и вечности.

Темы 

Тематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” — поэтическая сила, её воздействие на людей. Поэт получает венец избранности за то, что исключительная его способность — связывать два мира в своих произведениях, чувствовать вечность и приобщать к ней читателей. 

Это стихотворение — о радости творчества. Поэзия влияет и на их создателя, и на читателя: наполняет радостью, выказывает потаённые чувства и мысли, от которых обычно «язык немеет». Поэт тем силён, что может вырваться за рамки «тоскливого сна», связь с иным миром, ощутить гармонию с ним через вдохновение и произведения искусства.

Проблемы

Поэт ставит вопрос: «Что может поэт дать обществу?». Проблематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…”— роль поэта в обществе, возможность изменить жизнь. Поэт воздействует на чувственную сторону человеческой натуры, воспевает красоту природы. В стихотворении не говорится о политической составляющей, нет призыва творить на благо общества или вещать с баррикад. Для направления «чистого искусства» важна была именно эстетическая сторона. 

Здесь заметна разница подхода к роли поэта среди поэтов— классиков. У Пушкина поэт не только пробуждает у читателя добрые чувства, но и славит свободу и пробуждает милость к слабым. Поэт Лермонтова сталкивается с насмешками толпы, но продолжает творить на благо общества. Поэт в стихотворениях Некрасова служит для блага ближнего, обличает пороки общества и социальную несправедливость.

Смысл

Главная мысль стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” может звучать так: поэт переносит читателя “на другую сторону”, прочь от мрачной реальности, и в этом заключается его дар. Он может перенести на “цветущие берега”, подарить читателю успокоение, эстетическое удовольствие, выразить общие, вечные чувства и переживания, которые знакомы каждому. Больше от искусства ничего не требуется, оно самодостаточно.

Основная идея – назвать через ряд метафор силы и возможности поэта. Именно поэтому всё стихотворение, за исключением последних двух строк, строится на перечислении инфинитивных форм глаголов. 

Чему учит?

Хоть мы и назвали стихотворение поэтическим манифестом, такой подход можем перенять и мы, современные читатели. В моменты, когда жизнь превращается в «тоскливый сон», следует обратиться к творческой программе Фета.

Человеческие чувства и красота природы вокруг – то, чем восхищался в своё время Фет. Нам тоже следует проявлять творческую сторону, раскрашивать мир вокруг себя и обращать внимание других людей на красоту окружающего мира.

Средства художественной выразительности с примерами

Реальный мир в стихотворении Фета “Одним толчком согнать ладью живую…” предстаёт как тоскливый сон, но общее настроение и нежные образы оставляют светлое впечатление. Рассмотрим же, какие средства художественной выразительности были здесь использованы.

  • Использование оксюморонов показывает, что поэт связан как с реальностью, так и миром творческим: «упиться неведомым, родным», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», «усилить бой бестрепетных сердец». С одной стороны, «певец избранный» далёк от идеального мира, он — простой человек, но он чувствует вечность как родное пространство и пытается её расшифровать. 
  • Развёрнутая метафора ладьи, движущейся от одного берега к другому, скрывает за собой как ощущения поэта от процесса созидания нового произведения, так и путешествие читателя из реальности в художественный мир. Встречаются и другие метафоры: «сладость тайных мук», «бой бестрепетных сердец».
  • Эпитеты: «с наглаженных отливами песков», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец», «тоскливый звук» — усиливают противопоставление двух миров, делают стихотворение ярче.
  • Возвышенная лексика: «упиться», «венец» — добавляет стихотворению торжественности.
  • Встречается  и анафора. В первой строфе чередуются «одним» и «одной», а в заключительных строках третьей строфы — «вот чем» и «вот в чём». В первом случае это добавляет стихотворению музыкальности, а на последних двух строках ставится акцент.

«Бедная Лиза» — это произведение Карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. Понятное дело, что и до Карамзина российские авторы прибегали к подобному направлению в прозе и подобным мыслям в самом рассказе, но именно этот писатель задал нормы, принципы, иерархию повествовательной линии.

Сам Пушкин восхищался произведением, называя его лучшим в своём направлении. Но откуда же столько восторга? В этом необходимо разобраться более подробно. Во-первых, влияние самого рассказа стоит рассматривать в общем виде, то есть стоит признать, что оно окутывает всю русскую прозу. Именно с него началось восхождение не только жанра, но и целого культурного пласта.

Во-вторых, пожалуй, именно это полотно Карамзина задало вектор развития всей прозы. Отсюда появился Гоголь, Пушкин, Лермонтов и прочие творцы. Пускай, Александр Сергеевич и Юрий Михайлович творили уже в рамках романтизма, отрицать взаимосвязь между двумя направлениями просто невозможно! По сути, романтизм прямое противостояние классицизму, отрицающее все его черты, создавая тем самым новый вектор, современный для того времени флагман всей литературы (прозы и поэзии). В-третьих, влияние на простого человека, МЫСЛЬ, которой пропитан весь рассказ. Урок, учащий нас, что хорошо, а что плохо.

Собственно, чтобы понять, чему нас учит произведение, нужно определить основные тезисы классического направления: однозначность персонажей – Лиза (хорошая), Эраст (плохой); сюжетная линия преобладает любовной линией и затрагивает несчастный эпизод, являясь элементом трагедии; повествование сквозит довольно простым, но точным, педантичным языком, чем-то схожим с немецкой школой – Гёте, Майринк, Кафка и т.д.

Сюжет построен вокруг девушки Лизы и её молодого человека Эраста. Лиза живёт вместе с матерью, денег практически нет, жизнь не пестрит лучами и вряд ли когда-то неожиданно запестрит. Из-за нехватки средств для существования красивая девушка продаёт цветы на городском рынке. Именно там она встречает свою первую любовь – молодого человека, красивого, статного, воспитанного Эраста. Люди сразу влюбляются, между ними пробегает искра и они уже не могут жить друг без друга.

Он завладел сердцем крестьянки. Любовь их длилась недолго, хотя в момент своего активного существования, была яркой, страстной и, казалось, долговечной. Но вдруг случается неприятность: Эраст уходит в армию. Лизе он говорит, что идёт сражаться с опасным врагом, что может погибнуть… Жаль, что это было враньё. На самом деле, молодой аристократ лишь веселился, пил и играл в карты. Игра на деньги привела его к банкротству – он натурально стал нищим, возможно, даже беднее Лизы, обычной крестьянки.

Это заставляет его жениться на богатой вдове. Женщине старой, некрасивой и явно неподходящей Эрасту, как минимум по возрасту. Этот поступок разлучает Лизу и мужчину. Эраст не возвращается к ней после войны, а она продолжает его ждать: скучает, плачет ночами и ждёт час, когда её суженный вернётся к ней. Но проходит время, а Эраста всё нет. Лиза пытается его забыть, но не может. Горячая любовь обжигает её ещё совсем хрупкое юношеское сердце.

Продолжая продавать цветы на рынке, Лиза всё ещё помнит своего возлюбленного. Однажды она отправляется в Москву за лекарствами для больной матери. Именно там она встречает Эраста. Лиза бежит к нему, хочет обнять, поцеловать, но он отталкивает её. Затем между ними происходит диалог, когда парень отводит её в свой кабинет. Эраст рассказывает, что полюбил другую, женился на ней и теперь они не могут быть вместе. Дабы выпроводить девушку, он суёт ей в карман 100 рублей и выгоняет.

Лиза не может пережить враньё любимого человека, его наглую измену. Она падает в обморок, но её спасает прохожая, которая приводит девушку в сознание. Лизе очень плохо, она скитается по городу и случайно приходит к пруду, где они с Эрастом любили проводить время. Увидав маленькую девочку, она отдаёт ей 100 рублей и просит передать их вдове. Сама она решает утопиться в этом пруде. В конце произведения Лиза умирает…

Так чему учит это произведение? Не верить мужчинам? Не влюбляться так горячо и яростно? А может оно учит мужчин быть ответственными за свои поступки? Это, конечно, да – это и так, очевидно, но в чём всё-таки главный посыл рассказа? По-моему, мнению, он всё же окрашивает в красный цвет не только поступок Эраста, но и действия Лизы.

Да, Эраст обманул её, поступил ужасно и мерзко. Но повод ли — это поступать так безответственно? Умирать собой и, очевидно, бросать на верную смерть родную мать? Мы знаем, что Лиза крестьянка, что она и её мама живут бедно. Лишь Лиза может вытаскивать семью, лишь она имеет возможность ездить за лекарствами для неё. Но вместо этого она попросту кидается в воду! Это безответственный и эгоистичный поступок, которому нет оправдания. И скидку на юный возраст и сильную любовь делать не стоит.

Само собой, в рамках классицизма Эраст – злодей, а Лиза – герой. Но если мы забудем про эти рамки и будет размышлять современными понятиями, то выясним, что в этой истории злодеями являются все. Эраст – мерзкий подлец, а Лиза – истеричная безответственная девчонка. Уроков здесь 3. 1 – не верьте каждому встречному и имейте свою голову на плечах. 2 – не обманывайте людей и всегда говорите правду, старайтесь жить по чести. 3 – будьте ответственными за свои поступки

  • Чему нас учит сказка гуси лебеди
  • Чему нас учит сказка снегурочка
  • Чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке пушкина
  • Чему нас учит рассказ макар чудра
  • Чему нас учат уроки прошлого сочинение