Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему: Чему учат сказки? Используйте примеры наших сочинений для написания своего на урок в школе.
Сочинение №1
Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.
В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.
Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.
В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.
И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.
Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…
Сочинение №2
Чему может научить нас мир сказок? Если ограничиться ответом о победе добра над злом, то это далеко не в полной мере способно характеризовать сказочный жанр. Сказки – важнейшее достояние национальных культур, с их помощью мы можем не только воспитывать в себе высокие идеалы, но и приобщаться к сокровищам мирового народного творчества.
Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие. Сказочный жанр во многих своих проявлениях оказывается слишком схематичным. Основной мотив, который встречается в подавляющем большинстве сказок – борьба добра со злом с подразумеваемой обязательной победой добра. Вряд ли можно найти такие сказочные ситуации, в которых это противостояние будет сколько-нибудь сильно переосмысляться, где зло будет нарисовано положительным, а добро беспомощным. Трудно представить и такую ситуацию, когда бы сказочный конфликт происходил не между добром и злом, а в какой-то совсем иной плоскости, например, между различными характерами людей, которых трудно назвать плохими или хорошими.
Эту условность характеров, схематичность, обязательное торжество идей добра, которое часто расходится с нашей повседневной жизнью, часто вменяют сказкам в вину, говоря о примитивности сказочного жанра. Но не стоит забывать, что сказки вовсе не претендуют на глубокую проработку характеров или на то, чтобы ставить сложные актуальные вопросы и находить их решение. Сказка как раз и примечательна своими условностями, своими преувеличениями, фантастичностью. Потеряв свою простоту, сказка потеряет саму себя.
Сочинение №3
Я очень люблю читать сказки. В них рассказывается об интересных событиях и приключениях, действуют фантастические существа, звери приобретают человеческие черты, используются магические предметы. Чтоб попасть в сказочный мир, нужно иметь богатое воображение. Поэтому сказки развивают нашу фантазию. Без нее не представишь ни волшебную жар-птицу, ни многоголового Змея-Гориныча, ни Бабу Ягу, что летает в ступе.
В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Герда из сказки датского писателя Г. К. Андерсена «Снежная королева» преодолела огромное расстояние, невзирая на опасность, в поисках своего названного брата Кая. Казалось бы, что может сделать одна маленькая девочка? Но хорошее сердце Герды притягивает к себе других хороших людей и зверей. Ей помогают и лесной ворон и ручная ворона, и принц и принцесса, и северный олень, и лапландка и финка. Даже маленькая разбойница добреет рядом с Гердою. Эта героиня Андерсена учит нас доброты и преданности, доказывает нам, что любовь и мужество сильнее злых чар. Теплое сердце маленькой девочки оказалось более дорогим богатств бездушной Снежной королевы и власти над всем миром. В сказках о животных в виде зверей изображаются люди. Посредством образов зверей сказка учит, как не следует делать со своими ближними.
В российской народной сказке хитрая лиса выгнала зайца из его избушки, когда ее ледяная растаяла. Но храбрый петушок выселил рыжую из зайчика избушки и осталась она ни с чем. Так лисе и нужно, чтоб не зарилась на чужое добро! Сказка учит нас, что справедливость рано или поздно возьмет верх над несправедливостью. Долго пришлось терпеть издевательство мачехи бедной падчерице из немецкой народной сказки «Госпожа Метелица». И все-таки наступил и им конец. Справедливая госпожа Метелица наградила обеих сестер по заслуге. Хорошую и работящую падчерицу она озолотила, а завистливую и ленивую родную дочь облила смолой. Хотя сказки рассказывают о необычных событиях, и в каждой выдумке иметься что-то и от реальной жизни.
Яркие сказочные образы помогают нам лучше разглядеть в нашей повседневности добро и зло, правду и несправедливость. Они учат нас быть хорошими, искренними, работящими, предостерегают от скупости и лживости.
Сочинение №4
Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.
В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.
В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.
В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).
Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.
Читательский дневник по сказке «Гадкий утёнок» Ганса Христиана Андерсена
Автор: Ганс Христиан Андерсен.
Название произведения: «Гадкий утёнок».
Число страниц: 16.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Утёнок (он же Лебедь).
Второстепенные герои: мама Утка, обитатели птичьего двора, старушка, крестьянин, лебеди.
Характеристика главных героев:
Гадкий утёнок — добрый, доверчивый и храбрый.
Пережил все издевательства и поверил в себя.
Счастливым и свободный.
Характеристика второстепенных героев:
Утка-мать — заботливая и любящая.
Добрая, но ей пришлось прогнать утёнка.
Птицы во дворе — чванливые, гордые, не любят тех, кто на них непохож.
Старушка — помогла утёнку, пыталась не дать ему плавать.
Крестьяне — спасли героя, прогнали его.
Лебеди — гордые, красивые, добрые, приветливые.
Краткое содержание сказки «Гадкий утёнок»
Однажды, у утки родился большой, некрасивый птенец.
Когда мама привела его к птицам на дворе, те стали обижать некрасивого утёнка.
Утёнок долго терпел издевательства, но не выдержал и сбежал.
На болоте он познакомился с двумя гусаками, но их убили охотники.
Только чудом утёнок спасся.
Он нашёл приют у доброй старушки, которая надеялась, что утёнок станет нести яйца.
Но потом утёнок поспорил с котом и ушёл.
Осенью герой едва не замёрз.
Его подобрал крестьянин, но когда дети захотели поиграть с утёнком, он испугался и снова убежал.
С большим трудом герой пережил зиму, а весной увидел на пруду прекрасных лебедей.
Он обнаружил, что и сам стал лебедем.
Лебеди приняли его, и герой был счастлив.
План сказки
- Некрасивый птенец.
- На птичьем дворе.
- Побег.
- Охотники и гуси.
- Встреча с собакой.
- Старушка и её кот.
- Страшная осень.
- У крестьянина.
- Тяжёлая зима
- Лебеди на пруду.
- Преображение.
Основная мысль сказки «Гадкий утёнок»
Главная мысль сказки заключается в том, что нельзя судить человека по его внешности.
Под невзрачной внешней оболочкой может скрываться добрая и чистая душа.
Внешность — обманчива.
Основная идея произведения в том, что не стоит бояться быть непохожим на других.
Чему учит сказка
Произведение учит нас тому, что нельзя оценивать людей только по их внешним данным.
Часто первое впечатление обманчиво.
Сказка учит нас быть сильными, верить в себя, оставаться самими собой.
Учит помнить добро, и забывать зло.
Краткий отзыв о сказке «Гадкий утёнок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто судят других по первому впечатлению.
По внешности.
Между тем, внешность часто оказывается обманчивой.
Поэтому гораздо правильней оценивать людей по их поступкам, делам.
Ведь только поступки говорят о том, хороший человек или плохой.
Сказка эта увлекательная, очень динамичная.
На долю главного героя приходится множество опасных приключений.
Он пребывает в отчаянии, но выдерживает всё и находит своё счастье.
Автору удалось написать очень красивую и местами романтическую историю.
Он описал, как страшненький утёнок, которого никто не принимал и все гнали, внезапно стал лебедем.
Прекрасной и гордой птицей, которую все полюбили.
Мне очень нравится главный герой сказки.
Он не сдался, не опустил крылья, он продолжал бороться за жизнь.
Он много вынес, но не озлобился.
Он так и остался добрым и приветливым.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, справедливо ли наше отношение к людям.
Может быть его стоит пересмотреть?
Ведь внутри любого может скрываться прекрасный лебедь.
Пословицы к произведению:
- Встречают по одёжке, провожают по уму.
- Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.
- Некрасив собой, но красив душой.
Словарь неизвестных слов:
- Отроду — никогда.
- Селезень — утка-мужчина.
- Блажь — причуда.
- Подойник — сосуд для молока.
- Кадка — бочка с прямыми боками.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке.
— Все очень милы, кроме одного…
Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
— Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать.
— Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других.
Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше.
Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.
— И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка.
— Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна.
Я думаю, что он возмужает и пробьёт себе дорогу!
Ещё читательские дневники по произведениям Ганса Христиана Андерсена:
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Русалочка»
- «Принцесса на горошине»
- «Дюймовочка»
- «Огниво»
- «Снежная Королева»
- «Свинопас»
- «Дикие лебеди»
- «Пятеро из одного стручка»
- «Чайник»
- «Оле Лукойе»
- «Штопальная игла»
- «Новое платье короля»
- Проект «Мой любимый писатель-сказочник» для 2 класса
- Краткая биография Ганса Христиана Андерсена и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект
конкурсно-развлекательного
мероприятия
Тема:
«Сказка про то, как злой человек стал добрым»
Воспитатель: Кондыгина Татьяна
Александровна
Цель: побуждать
воспитанников к чтению народных сказок и сказок разных авторов.
Задачи:
·
Образовательная:
— научить
детей классифицировать сказки мира по группам и подгруппам;
— дать
определение добра и зла.
·
Развивающая:
— закрепить знания детей о сказочных
героях;
— развивать мыслительные процессы:
память, творческое воображение, связную и выразительную речь;
— формировать нравственную позицию
детей по отношению к добру и злу.
- Воспитательная:
—
воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров,
вызвать интерес к чтению сказок;
—
воспитывать у детей желание совершать добродетельные поступки сознательно,
добровольно, бескорыстно.
Методы
обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, коллективная,
подгрупповая.
Оборудование: мультимедийный проектор,
презентация.
Ход мероприятия
I.
Организационный момент.
Звучит музыка « в гостях у сказки»
В: — Здравствуйте, мои дорогие. Как вы думаете, куда мы сегодня с
вами отправимся в путешествие? (ответы детей) если дети не угадают
В: – Сегодня мы будем путешествовать по сказкам.
А я буду вам помогать, потому, что я буду в роли сказочницы.
В: — Мы
вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у сказочных героев, совершим
путешествие в сказочный лес. Но у меня есть к вам одна просьба: будьте внимательными,
потому, что наш путь не простой, а на пути нам будут
встречаться препятствия.
Со сказками все дружат —
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
Есть на свете страна – это
сказка!
Чудесами полна, волшебством,
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!
Сказка по лесу идёт
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком идет
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
В: Ребята,
так что же такое сказка? (ответы детей)
Молодцы!
В: — Сказка — волшебный,
фантастический рассказ, в котором много волшебства.
В:
— Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами.
В: — Ребята сказки можно разделить
на две группы: народные и авторские.
В: — Как вы думаете, почему сказки называют народными? (Потому
что их сочинил народ, и они передаются из уст в уста, из поколения в
поколение).
В6: -В сказках для детей представлены такие известные и всеми
любимые сказки как: Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Курочка Ряба, Репка, Маша и
медведь. Среди волшебных сказок Вы найдете: Василиса Прекрасная, По щучьему
веленью, Кощей Бессмертный, Летучий корабль, Морозко, Сивка-Бурка, Снегурочка. В
сказках про животных представлены такие сказки как Волк и семеро козлят,
Петушок-Золотой гребешок, Зайкина избушка, Лиса и журавль, Вершки и корешки,
Три медведя.
В:
— А что значит авторские сказки? (их написал один определенный
человек)
Ганс
христиан Андерсена: Принцесса на горошине, Дюймовочка,
Русалочка, Новое платье короля , Свинопас, Гадкий утёнок
Корней
Иванович Чуковский: Бармалей , Краденное
солнце , Муха-Цокотуха , Тараканище , Айболит , Мойдодыр
, Крокодил, Путаница, Телефон, Федорино горе
— А давайте вспомним авторов сказок, которых вы уже знаете (Ганс
Христиан Андерсен, Шарль Перро, Александр Сергеевич Пушкин, Братья
Гримм и т.д.)
В
сказках всегда присутствует добро и зло, то есть добрые герои и злые.
В: А что вам больше всего нравится в
сказках добро или зло? (ответы детей)
Давайте с
вами поразмышляем, что значит «добро»?
(все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)
— Добрый
человек, это какой человек?
Добрый
человек – это человек, который помогает людям в
трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя платы.
— Как вы
понимаете что такое «добрый
поступок»?
Добрый
поступок – дело, действие, которое совершает
человек на пользу людям, стране, классу, в котором учится, родителям.
Молодцы,
правильно ответили!
— А кто
мне скажет что такое «зло»?
(все очень вредное, недоброе, дурное).
— Злой
человек, это какой человек?
Злой
человек – человек, который совершает злые, плохие
поступки.
— Как вы
понимаете «злой, плохой
поступок»?
Плохой
поступок – лишенный положительных качеств,
неприятный поступок, от которого кому то будет плохо.
Но
самое главное правило в сказках — «Добро побеждает зло».
Путешествие по сказкам.
В: — Хорошо, мы с вами вспомнили, что
такое сказки, какие они бывают и писателей, теперь можно отправиться в
Волшебный лес.
— А вот и первое препятствие.
Игра
«Узнай героя»
В сказках встречаются
добрые и злые герои. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете героев
сказок. Если герой добрый- хлопаем, если злой – топаем.
Буратино,
Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, колобок, Волк, Дюймовочка, Снежная
королева, Крокодил Гена, Иван – царевич,Карабас – Барабас, Красная Шапочка, Мальвина,
доктор Айболит, папа Карло, Кот Леопольд, богатыри русские.
Молодцы!
Вы справились с заданием.
(под
музыку входит в зал Шапокляк)
Ш: — Ну и народу-то навалила. Ну и зачем
вы тут собрались?
(ответ
детей)
В:- Сударыня, что
вам нужно, зачем вы пришли на наш праздник?
Ш: А вы кто такая,
чтобы мне указывать? Где хочу, туда хожу.
В: Я сказочница, а
ребята собрались, для того, чтобы попутешествовать по стране сказок.
— Ребятки, а вы
узнали нашу гостью. Кто это и из какой сказки эта героиня?
(Шапокляк
мешает детям отгадывать, вредничает).
В: — Это
Шапокляк из сказки «Крокодил Гена и Чебурашка». А как вы думаете Шапокляк
положительный или отрицательный герой (добрый или злой).
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
В: — Можно тысячу раз говорить, что
жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на
словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора.
В: Человеку помогает совершать добрые
дела: дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
— А чему
нас учат сказки?
В: — Сказки нас
учат быть добрыми и справедливыми, помогать друг другу, отстаивать свою честь,
защищать родную землю от врагов.
В: — А для вас
всегда сказки интересны?
Сказки
интересные, потому, что они всегда чему то учат.
v А теперь я предлагаю поиграть в
мини театр.
Для этого
нам нужно 7 человек из разных групп.
Мы с вами
будем обыгрывать сказку — «Репка». (Распределение ролей между детьми, быстрое
заучивание реплик и жестов).
Мальчик
за дедушку и девочка за бабушку выходят, как старенькие и кряхтят; внучка выходит,
пританцовывая; жучка выходит и лает «гав-гав», кошка выходит и мяукает»
мяу-мяу» и мышка выбегает и пиликает «пи- пи – пи».
Инсценировка
сказки: воспитатель за автора.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку
тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, – вытянули репку!
Молодцы
ребята, у вас отлично получилось.
В: — На нашем пути расправила ветки волшебная Яблонька. Как она в
сказке говорит: «Не проходи мимо, отведай плодов моих чудесных». А яблочки-то
непростые, каждое с загадкой:
«КОНКУРС
—ЗАГАДКИ»
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная
Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
8. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три
медведя)
9. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк
и семеро козлят)
10. Парень
слез с любимой печки,
За
водой поплёлся к речке.
Щуку
в проруби поймал
И
с тех пор забот не знал.
(Емеля.)
В: — Молодцы
ребята вы отгадали все загадки.
Конкурс
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
— Я начну, вы
продолжайте, хором дружно отвечайте.
1. Растает даже
ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет
старый пень, когда услышит (добрый день)
3. Когда вас
ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
4. Если друг попал
в беду (помоги ему)
5. Решай споры
словами, (а не кулаками)
6. Если словом или
делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь
громко, смело говорить: ( Спасибо!)
7. Если больше
есть не в силах, скажем маме мы: (Спасибо!)
8. Если солнышко
садиться, по деревьям золотиться. Говорим тогда при встрече всем знакомым: (
Добрый вечер!)
9. Мальчик,
вежливый и развитый говорит встречаясь: ( Здравствуйте!)
В: — Молодцы!!!
v А сейчас мы с вами поиграем в игру, для этого нам
нужно вспомнить сказку «три поросёнка».
. — Кто главные герои (ответы детей). (Слайд
сказки).
— Ребята, к какому виду относится эта сказка,
к народной или к авторской?
·
Нам нужно 3 человека с
каждой группы
Правила просты,
вам нужно пока играет музыка каждой команде «построить», то есть нарисовать на
ватмане дом, который защитит вас от злого серого волка. Если вы не успеете,
тот волк вас съел. А волком у нас будет мальчик. Когда поросята построят свой
дом, волк будет оценивать домики. И если ему домик не понравится (у него не
будет двери, окон….) то, он поросят съест.
В: — Молодцы поросята, спаслись от волка.
Игра «Вежливо — невежливо» (проводит Шапокляк)
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе дружно
Топайте ногами!
1. Если стали вам хамить,
Нужно вслед им нахамить (хлопок)
3. Если вам подарят книгу, Вы ответите:
«Спасибо!»
4. Если вы зашли в кино,
А оно идет давно,
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать?» (топнуть ногами)
5. Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил,
Как бы он ни извинялся,
Вы поступок не простили.
6. Если к вам пришла подруга,
Вы представьте ее другу.
7. Если вам вдруг стало плохо,
Нужно громко ахать, охать.
8. Если ты пошел гулять
И оделся чисто,
То домой прийти ты должен
Хуже трубочиста.
В: Шапокляк, понравилось тебе наше путешествие? И какой вывод ты
сделала?
Ш: Да, оказывается дарить людям добро не
так уж и сложно, но очень приятно и важно. И я с сегодняшнего дня буду
совершать только хорошие поступки.
Подведение итогов. Рефлексия.
В: Молодец, Шапокляк.
1. А что нового узнали наши
ребята?
2. На какие группы можно разделить
сказки?
3.
Что общего во всех сказках? (Они учат добру, которое
всегда побеждает зло)
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрые дела
Сопровождали вас всегда!
— Мы не
говорим, сказке прощай, мы говорим ей до свидания, чтобы не раз еще встретиться
с нею и вновь насладиться ее фантазией, мудростью.
Шапокляк
дарит всем ребятам воздушные шарики
Спасибо
всем за активную работу! До свидания!!!
Министерство
образования Российской Федерации
Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей № 15»
Конспект урока внеклассного чтения по
литературе в 5 классе
Тема: «В мире сказок Х.К. Андерсена»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Лицея №15 города Вышний Волочек
Тверской
области
Кузнецова Татьяна Николаевна
ФИО
учителя: Кузнецова Татьяна Николаевна
Место
работы: МОБУ «Лицей №15» г. Вышний Волочёк Тверской области
Предмет:
литература
Класс:5
Тип
урока: внеклассное чтение
Форма
урока: гостиная сказочных героев
Целевые
установки на достижение результата:
—
личностные:
мотивировать обучающихся на чтение художественной литературы, подвести учащихся
к пониманию и осознанию представлений о добре и зле, приобщить учащихся к
нравственным ценностям, формировать умение давать нравственную оценку поступкам
героев.
—
метапредметные:
• Коммуникативные:
формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию,
аргументировать свою точку зрения, способствовать формированию чувства
коллективного сотрудничества, осуществлять взаимоконтроль.
• Регулятивные:
развивать навыки целеполагания, уметь самостоятельно оценивать правильность
выполнения заданий.
• Познавательные:
развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе
аргументации.
—
предметные:
расширить представления о понятии «литературная сказка», закрепить знания об
особенностях жанра сказки, уметь давать характеристику героям, подбирать
эпитеты, характеризующие персонажей сказки; создавать условия для развития
творческих способностей учащихся: составить текст, используя цитату из
литературного произведения.
Формы
организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер,
проектор, интерактивная доска,
компьютерная
презентация,
рисунки детей,
записи песен («Бумажный солдат», «Лесной олень»),
музыка («Военный марш» Свиридова, вальс Свиридова),
фрагмент фильма «Снежная королева»,
два зонта, свечи, красные скатерти, ковер в середине
классной комнаты.
(Дети
сидят группами по 5-6 человек, на столах красные скатерти, свечи)
Опережающее
домашнее задание:
чтение сказок Ганса
Христиана Андерсена, рисунки к любимым сказкам.
Индивидуальные
задания:
биография Андерсена,
монологи сказочных персонажей, наизусть отрывки из сказок.
Ход урока
I.
Звучит музыка.
Вступительное
слово учителя.
Ребята,
сегодня наш урок будет проходить в необычной обстановке, в гостиной сказочных
героев. Через несколько мгновений мы окажемся в чудесном мире, в мире Великого
сказочника Г.Х. Андерсена.
С
раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик, милая Дюймовочка,
Гадкий утенок, Русалочка, Кей и Герда.
Нет
сомнений, что чтение сказок Андерсена доставляет нам много счастливых минут.
Как на крыльях они уносят нас в воображаемый мир сказочника, заставляют
дивиться богатству его выдумки. Сказки Андерсена – это чудо, сотворенное гением.
В
них есть все, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству, доброта,
и сочувствие всем, кому плохо, любовь к людям, презрение к несправедливости.
В
этих сказках рядом живут смех и слезы, горе и радость – все, как в настоящей
жизни.
Андерсен
понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
А
жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо.
II. Подготовленные учащиеся рассказывает биографию Андерсена.
Учитель. Посмотрите на портрет писателя.
Хорошо виден его большой лоб, орлиный тонкий нос и умные глаза. Его лицо
излучает ум и доброту.
Я
хочу вас познакомить с Оле-Лукойе, которого придумал Андерсен. Слайд 1.
(Ученица читает начало сказки «Оле-Лукойе»)
Учитель. Добрый волшебник Оле-Лукойе сегодня у
нас в гостях. Давайте послушаем, какую историю он нам расскажет.
(Оле-Лукойе раскрывает зонтики и рассказывает о себе и историю любви
Андерсена)
Вот
и я. Вы меня, наверняка, узнали. Я – Оле-Лукойе, я сказочник. Никто на свете не
знает столько сказок, сколько знаю их я.
Я
никогда ни к кому не прихожу по приказу или за деньги. Я рассказываю свои
сказки, свои истории, похожие на сказки, только хорошим людям. Для вас я принес
очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея
короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.
Ему
с детства внушали, что из такого бедняка, как он, «ничего не выйдет». Но он
стал великим сказочником, имя его известно всему миру.
Но
был ли он счастлив?
В
юности Андерсен полюбил красивую девушку, но она, хотя и любила его тоже, вышла
замуж за другого. Еще бы! Ведь она была богата и знатна, а он – всего-навсего
сын башмачника. И так повторялось не раз: когда сказочник думал, что нашел свое
счастье, судьба обманывала его. А как хотелось знаменитому писателю и очень
одинокому человеку, чтобы хоть одна женщина совершила для него, некрасивого и
небогатого, то, что делала для любимого Русалочка, у которой был рыбий хвост,
но любящее человеческое сердце!
Русалочка. Пение, монолог о себе, составленный
по сказке.
Учитель.
Это
сказка о самоотверженной, бессмертной любви. Образ Русалочки неразрывно связан
с родиной Андерсена, Данией. Не случайно изящная скульптура, изображающая
Русалочку, высится у входа в порт столицы Дании, города Копенгагаен.
Слайд 2.
В
своих сказках Андерсен также воспевает храбрость, мужество, упорство, стойкость.
Звучит «Военный марш» Г.Свиридова.
Стойкий оловянный солдатик.
(Выходит,
маршируя, читает монолог, составленный по сказке)
Учитель. Оловянный солдатик погибает, но не
изменяет своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Маленькое
оловянное сердце стало символом верности долгу и любви, а сам оловянный солдатик
– символ мужества и воли.
Именно
образ оловянного солдатика из сказки Андерсена лег в основу песни «Бумажный
солдат» известного поэта и певца Булата Окуджавы.
Звучит песня «Бумажный солдат».
Учитель.
Великий
сказочник вполне серьезно уверил, что «нет сказок лучше тех, которые создает
сама жизнь».
Иногда
… даже цветы рассказывали ему самые невероятные сказочные истории.
Маленькая Ида.
Я
– маленькая Ида. Однажды я проснулась среди ночи и услышала красивую музыку. Заглянула
в соседнюю комнату и увидела, что цветы очень мило танцевали: они то становились
в круг, то, взявшись за длинные зеленые листочки, точно за руки, кружились
парами. Через некоторое время дверь отворилась, и в комнату вошла еще целая
толпа цветов. Я никак не могла понять, откуда … /далее по тексту/ … просто
загляденье.
Так
я оказалась на балу цветов.
Звучит вальс Свиридова.
(Ида
танцует).
Звучит музыка и
выходит девочка в костюме Дюймовочки и говорит:
«Прощай,
ясное солнышко, прощай! Больше я никогда не увижу тебя! Прощай, милый красный
цветочек! Кланяйся от меня ласточке, если увидишь ее! Прощай!»
Учитель.
Ребята,
вы узнали героиню сказки?
Монолог Дюймовочки.
Я
– дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка… Я была такая маленькая… Скорлупка
грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем. А лепестки
розы – одеялом. Все это было так прелестно, так мило!
Но
однажды ночью, когда я лежала в своей колыбельке, через разбитое окно пролезла
большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала и …
о, ужас! Она взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад. С той поры мне
пришлось побывать в обществе жаб, майских жуков, полевой мыши, ласточки и
слепого крота. Одни из них были малосимпатичными. Другие – добрыми,
отзывчивыми, приветливыми. Особенно ласточка, которой я помогла в холодную
зиму. И теперь каждую весну, когда распускаются цветы, появляюсь и я…
Звучит отрывок из песни «Лесной олень».
Учитель.
Вернись,
лесной олень, по моему хотению.
Умчи
меня, олень, в свою страну оленью,
Где
сосны рвутся в небо,
Где
быль живет и небыль,
Умчи
меня туда, лесной олень.
— Героиня
какой сказки могла бы спеть эту песню?
(
Герда из сказки «Снежная королева»)
—
Расскажите, что случилось с героями этой сказки.
/
Выступления детей /
— Сейчас
мы вместе с Гердой отправимся во дворец Снежной королевы для того, чтобы
освободить Кая.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Финал сказки, 10
минут.
Учитель.
—
Почему Герде удалось преодолеть все трудности и освободить Кая?
(Маленькая
девочка сумела растопить ледяное сердце Кая, оказалась сильнее Снежной
королевы, потому, что умела любить. Добро в сказке побеждает зло).
Викторина «Что?
Где? Когда?
Ребята, в заключение
нашего урока я хочу провести маленькую викторину по сказкам
Андерсена.
Каждая группа, сидящая за одним столиком, получает вопросы, обсуждает и
дает ответы.
Вопросы.
1.
В какой сказке говорится о совершенно неизвестном медицине способе появления на
свет… из ячменного зерна? / «Дюймовочка» /
2.
В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью
выявления принадлежности к королевской фамилии?
/
«Принцесса на горошине» /
3.
Какой строительный материал, если верить сказке Андерсена «Соловей», использовался
в Китае?
/
Фарфор /
4.
Какое слово нужно было сложить Каю, чтобы выбраться из чертогов Снежной королевы?
/
Вечность /
5.
Кто помог русалочке стать девушкой с красивыми стройными ногами?
/
Морская ведьма /
6.
Что взяла морская ведьма у Русалочки взамен за свой колдовской напиток?
/
Чудесный голос /
7.
Сколько братьев было у Элизы?
/
Одиннадцать /
8.
«Паспорт есть? – спросила она, — Давай паспорт!»
Кто
она? В какой сказке это было?
/
Большая крыса спрашивает у оловянного солдатика /
9.
Что было самой дорогой наградой для соловья за его замечательные песни?
/
Слезы слушателей /
10.
Вспомните сказку «Сундук-самолет». Что подарила принцесса купеческому сыну после
первой встречи с ним?
/
Саблю, всю выложенную червонцами /
11.
Какому герою (из какой сказки) принадлежат слова:
—
Видишь вон то старое дерево? Оно внутри пустое. Заберись наверх, увидишь дупло,
влезь в него и спускайся до самого низа. А перед тем я обвяжу тебя веревкой
вокруг пояса, и, когда ты мне крикнешь, я тебя вытяну.
/
Ведьма. «Огниво» /
12.
Какому герою (из какой сказки) принадлежат слова:
—
Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки – будет
ведь холодно! А муфту уже я оставлю себе, больно она хороша! / Маленькая
разбойница из сказки «Снежная королева» /
Учитель. Ребята, урок подходит к концу. Мы
прощаемся с героями сказок Андерсена. Мне хочется поблагодарить вас за хорошую
работу, за ваши замечательные рисунки. (Лучшие я повесила на доску).
— Скажите,
чему нас учат сказки Андерсена?
/
Разбираться в людях, учат ненавидеть ложь и несправедливость, помогают понять,
что такое Правда, Красота, Любовь, вселяют в нас веру, что добро всегда побеждает
зло /.
Ученик читает стихотворение.
Жаль,
невозможно все книжки прочесть
Про
благородство, про верность, про честь.
Еду
на бал в золоченной карете,
Где
же мой принц, всех прекрасней на свете?
Я
путешественник, я на Памире,
В
Лондоне хмуром и знойном Алжире.
Вот
я скачу на горячем коне…
Или
все это привиделось мне?
Жаль,
невозможно все книжки прочесть
Книги,
спасибо за то, что вы есть!
Учитель. Пришло время Оле-Лукойе закрыть свои
зонтики и погасить свечи.
Наш
урок закончился. Звучит музыка, Оле-Лукойе закрывает зонтики, гасит свечи.
Дети
уходят.