Чему может научить сказка спящая царевна жуковского

На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. молодая девушка увидела в покоях
  • На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.
    Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.
    Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары колдуньи оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.
    Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.

  • Сюжет произведения не сложный, все его элементы расположены в прямом порядке, но есть в сказке и композиционные особенности. В. Жуковский очень много внимания уделяет несюжетному элементу – пейзажу. Более десяти строчек занимает описание того, как засыпал и зарастал кустарниками дворец. А потом также долго описывается, как все оживало ото сна. Чтение таких описаний не докучает, ведь автор подает их интересно и оригинально.
    Интересно также описывается внешность царевны, которую спящей увидел принц. Портрет ее прорисован очень детально: черные кудрявые волосы, тонкий стан, алые губки и белые руки. Фигуру девушки подчеркивают легкий сарафан и сапожки. Картинка, которую читатель видит в итоге, полностью соответствует народным представлениям о красоте.
    Главным персонажем сказки В. Жуковского можно назвать только царевну, ведь именно вокруг нее оборачиваются все события. Остальные герои второстепенные, но иногда выступают на первый план, когда это нужно для развития сюжета. Особенность системы образов в том, что по имени назван только царь Матвей. Для остальных персонажей автор использует только нарицательные имена.
    В художественном оформлении произведения есть как индивидуально-авторские, так и народные особенности. Очень бросаются в глаза традиционные «формулы», характерные для устного народного творчества: «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «…начал жить да поживать». Также в тексте используются традиционные эпитеты, например «темный бор», «дремучий лес». В речах персонажей автор использует повторы, что также характерно для народных сказок.
    Сказка В. Жуковского – не просто переписанный сюжет из западного фольклора, это самобытное произведение, отображающее русское мировоззрение и культуру.

  • Глазами царевича читатель видит чарующую красоту пятнадцатилетней царевны. До этого В. Жуковский ограничивался лаконичным описанием девушки «расцвела, как майский цвет». Второе описание героини детальное, соответствует народным представлениям о девичьей красоте. Автор сравнивает ее с дитем, намекая на чистоту и невинность. Несмотря на то, что девушка спит уже три столетия, вид у нее свеж: «распылалася от сна; молод цвет ее ланит», «грудь как свежий снег бела». Даже во сне ее глаза блестят, сверкают пламенем между ресниц. Также бросаются в глаза традиционные для русского фольклора элементы портрета: «губки алые» и «руки белые».
    Отдельно писатель обращает внимание на одежду героини. На ней традиционное русское убранство – сарафан и легкие сапожки. Одежда делает ее фигуру еще прекраснее. Красота и молодость девушки притягивают царевича, и тот осмеливается поцеловать ее. Пробуждение царевны описано очень лаконично: «вмиг проснулась она». В. Жуковский не описывает, как она реагирует на царевича, которого не было, когда прогуливалась в замке. Писатель сразу начинает рассказывать, как оживает царский двор и говорит о свадьбе.
    Образ царевны в сказке В. Жуковского раскрыт детальнее, чем остальные, но все же ее характеристики приходится «собирать» по всему тексту. Чтобы передать ее необычную красоту и рассказать о благонравии автор использует разные приемы: дает краткую характеристику от имени рассказчика, вкладывает ее в уста фей и делится впечатлениями царевича от встречи со спящей красавицей. Эти приемы помогают читателю создать целостное представление о героине.

  • В. Жуковский не создает портрет царевича. Во-первых, читателю и без этого понятно, что избранник прекрасной царевны и сам должен быть хорош собой. Во-вторых, лаконичная характеристика жениха царевны была дана в речи одной из фей: «Дам красавца жениха я тебе, мое дитя».
    В зачарованном лесе смельчак видит совсем не то, что ожидал. Вместо темного бора его встречают цветы, птицы, ручейки и прекрасный аромат. Природа, кажется, сама проводит царевича к дворцу. В царском дворе и палатах герой видит людей, которые замерли в необычных позах. Увиденное изумляет его, поражает, но не пугает.
    По пути во дворец молодец замечает недвижимых царя и царицу, он понимает, что без разрешенья переступает порог их дома, поэтому сомневается, что делать дальше. Это характеризует царевича как честного, благочестивого человека. Он все же решается идти далее, но перед этим молится. Герой не ушел из дворца, пока не нашел царевну, обойдя для этого множество покоев.
    Вид прекрасной царевны поразил молодца: «Вся душа его кипит, перед ним царевна спит». Он внимательно рассматривает девушку. Именно его глазами читатель впервые может разглядеть красоту царевны. Царевич не знает, как развеять чары, но «чтобы душу насладить», целует красавицу. Поцелуй пробуждает весь дворец. Царевичу не пришлось долго искать способ, чтобы разбудить царство. Но мне кажется, что «удалая детина» не остановился даже если бы пришлось преодолевать опасные препятствия.
    Образ царевича из сказки В. Жуковского «Спящая царевна» типичный для русской культуры. На примере этого героя В. Жуковский показывает, что смелость и упорность способны развеять чары. Когда же человеку суждено свершить какой-то подвиг судьба сама укажет ему дорогу.

  • На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

    Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

    «Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

    История создания

    Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

    Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

    Сюжет

    У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

    См. также

    Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

    В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

    ПожаловатьсяСодержание:

    История создания

    Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

    Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

    Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

    • борьба добра со злом;
    • благородные поступки;
    • любовь.

    В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

    Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

    Основные действующие герои

    В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

    • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
    • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
    • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
    • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
    • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
    • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

    Краткое содержание

    Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

    На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

    В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

    Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

    Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

    Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

    Еще тесты

    Читайте также

    «Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

    Используемые источники:

    • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
    • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
    • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

    На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

    Жуковский В. сказка «Спящая царевна» Жанр: литературная волшебная сказка в стихах Смотри также краткое содержание сказок: Перро Ш. «Спящая красавица» Жуковский В. «Мальчик с пальчик»Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

    1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
    2. Царица-мать. Добрая и любящая.
    3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
    4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
    5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
    6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

    План пересказа сказки «Спящая царевна»

    1. Царь Макар и царица
    2. Встреча с раком
    3. Предсказание
    4. Рождение дочери
    5. Пир и молодые чародейки
    6. Одиннадцать блюд
    7. Зловещее пророчество
    8. Исправленное пророчество
    9. Указ о высылке прях
    10. Любопытная царевна
    11. Старуха с веретеном
    12. Сон в замке
    13. Страшный бор
    14. Любопытный царевич
    15. Разбуженная принцесса
    16. Свадьба.

    Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
    2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
    3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
    4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
    5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
    6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

    Главная мысль сказки «Спящая царевна» Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.Чему учит сказка «Спящая царевна» Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Спящая царевна» Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.Пословицы к сказке «Спящая царевна» Слово не воробей, вылетит — не поймаешь Всему свое время. Чему быть, того не миновать. Берегись бед, пока их нет. Чего не воротишь, про то лучше забыть.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна» Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка. И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек. Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило. И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива. Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился. И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон. Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит. Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну. Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал. Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

    4-7417103868c22615118b13532326d468388a38b068b62ff01ce3461c4a3eb4e9.pngРябова Нина

    Сказка «Спящая царевна» Жуковского учит тому, что необходимо уважать своих друзей, знакомых, близких людей твоей семьи. Ведь старая колдунья не была приглашена на пир к царю и царице, хотя и имела на это право. В следствие того, что она не была приглашена, колдунья заколдовала маленькую царевну. Однако это также не оправдывает колдунью. Сказка учит и тому, что нельзя быть завистливой и коварной личностью. 

    Также сказка учит умению заботиться о семье, детях. Ведь царь безумно любил свою дочь и боялся за её жизнь. Он боялся, что заклинание колдуньи подействует, и в шестнадцать лет царевна умрёт. Так и случилось. Несмотря на то, что царь запретил в царстве все, что связано с прядением, царевна умерла. Но, к счастью, умерла она всего на триста лет. 

    Пожаловаться

    В. А. Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца.

    Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой сказки, но, на мой взгляд, из этой сказки можно извлечь и другие уроки. В первую очередь, когда король решает не посылать приглашение двенадцатой чародейке, “хромоногой, старой, злой”, из-за потери блюда. Не стоит пренебрегать человеком из-за его внешности.

    Необходимо высказывать уважение старшим, несмотря ни на что.

    Второй урок я вижу в неизбежности предначертанного. Что было уготовано судьбой человеку, то и произойдет. Король, стараясь уберечь дочь от проклятья, изгоняет ткачих, запрещает выращивать и ткать лен и держать дома веретено.

    Однако, он не смог уберечь дочь в собственном доме. Дочери захотелось осмотреть дворец, и, поднявшись по винтовой лестнице, она встречает “старушоночку”, которая дала ей веретено. Из этого следует третий урок о том, что встречи с незнакомыми людьми могут быть опасными.

    Все сказки нужно читать внимательно, ведь они содержат скрытый смысл, который может быть не сразу понятен. На примерах из книг дети узнают и запоминают, как надо себя вести.

    Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского« Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”Анализ стихотворения Пушкина Арион »avatar.png

    9 месяцев назад3 ответа:

    Царевна была очень доверчива в результате после того как она укололась веретеном она впадает в спячку.

    Данная сказка учить прежде всего, верить, надеяться и доверять, чего во все временя не хватало и не хватает людям.

    Важности таких качеств как смелость и настойчивость.

    И наконец, уважать старшее поколение и старость, почтению.

    В сказке Жуковского «Спящая царевна» рак предсказывает бездетной царице ребенка и спустя время у нее рождается дочь. Царь Макар устраивает пир в честь рождения дочери, на который он пригласил одиннадцать молодых чародеек. Старую чародейку он не позвал и она проклинает новорожденную дочь, обещая ей смерть от оцарапывания веретеном. Но последняя чародейка изменяет проклятье, заменяя смерть на сон. В свои пятнадцать лет молодая царевна оцарапалась веретеном и уснула, а вместе с ней весь дворец. Спустя годы царский сын находит царевну в страшном лесу, целует ее и она просыпается.

    Главная мысль сказки Жуковского «Спящая царевна» заключается в том, что нужно относиться всем одинаково и быть одинаково гостеприимными ко всем вне зависимости от молодости и красоты.

    Сказка «Спящая царевна» учит всегда надеется на лучшее, не терять надежду и позитивный настрой. Кроме этого нужно уважать пожилых людей и оказывать им должное внимание. Быть смелыми и бесстрашными как царский сын.

    (7)

    Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

    Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

    Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

    Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

    Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

    Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

    Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

    Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

    Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

    С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

    Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

    После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

    Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

    Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

    Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

    Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

    Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

    Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

    Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

    Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

    Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

    Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

    А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

    Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

    Почему же он не позвал старую колдунью?

    Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

    Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

    Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

    К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

    Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

    Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

    Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

    Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

    Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

    Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

    Следующий урок начинаем вопросом:

    Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

    Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

    Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

    Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

    Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

    Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

    Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

    И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

    Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

    Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

    А вот о дочери его народ помнит.

    Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

    Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

    Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

    Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

    Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

    Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

    Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

    Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

    Почему бор стал лесом?

    Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

    Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

    Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

    Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

    Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

    Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

    Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

    Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

    Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

    Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

    Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

    Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

    Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

    Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

    С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

    Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

    Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

    А благодаря чему это произошло?

    Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

    Используемые источники:

    • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post_2.html
    • https://vashurok.ru/questions/chemu-uchit-skazka-vazhukovskiy-spyaschaya-tsarevna
    • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-chemu-uchit-skazka-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/
    • https://otvet.ws/questions/2831612-spjaschaja-carevna-chemu-uchit-skazka.html
    • https://info-shkola.ru/analiz-skazki-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/

    Класс

    5

    Предмет

    Литература  

    УМК

    Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с.

    Тема урока

    В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

    Тип урока

    Урок чтения и изучения произведения

    Цели урока

    1. Воспитывающие:
    • способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
    • воспитывать любовь к русской литературе;
    • воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
    1. Обучающие:
    • организовать деятельность обучающихся по активизации знаний по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;
    • познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна».
    1. Развивающие:
    • формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать;
    • развивать творческое мышление обучающихся;
    • расширять словарный запас обучающихся за счёт разнообразия слов;
    • побуждать обучающихся к овладению приёмами выразительного чтения;
    • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

    Планируемые образовательные результаты

    1. Личностные:
    • знание культуры своего народа;
    • готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать   взаимопонимания;
    • развитие морального сознания;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Народов России и мира.
    1. Предметные:
    • способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
    • воспитывать любовь к русской литературе;
    • воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
    1. Метапредметные:
    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
    • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • владение основами самооценки;
    • умение создавать обобщения, классифицировать;
    • умение организовывать учебное сотрудничество.

    Методы и формы обучения

    Информационная технология; технология проблемного обучения; анализ языкового материала, словесный метод, наглядный метод, вопросно-ответная форма работы, самоконтроль.

    Оборудование

    — Мультимедиа;

    — Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с.

    Основные понятия

    Сказка

    I. Организационный этап

    III. Усвоение новых знаний.

    IV. Аналитическая работа со сказкой.

    V. Рефлексия учебной деятельности.

    VI. Задавание домашнего задания.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I. Организационный этап

    Цель этапа: 

    Проверить готовность  обучающихся, их настроя на работу.

    Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

    Обучающиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

    Регулятивные:                         самоконтроль;

    Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

    II. Мотивация учебной деятельности.

    1. Проблемный вопрос.

    2. Постановка темы и целей урока.

    Цель этапа:

    заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию сказки В.А. Жуковского, сформулировать тему урока, определить цели.

    -Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. (Слайд 1) Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

    -Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки (Слайд 2):

    Мы внимательные!

    Мы умные!

    Мы добрые!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится.

    -Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

    Наш урок я хочу начать словами одного текста (Слайд 3):.

    Жил-был добрый царь Матвей;

    Жил с царицею своей

    Он с согласье много лет;

    А детей всё нет как нет.

    — Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения (Слайд 4).

    Отвечают на вопросы.

    Выполняют разминку.

    — Сказка «Спящая царевна»                           В.А. Жуковского.

    Познавательные:

    – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

    – постановка и решение проблем;

    – построение речевого высказывания в устной форме.

    Коммуникативные:

    – планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    Регулятивные:

    – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

    III. Усвоение новых знаний.

    1. Работа с портретом.

    2. Работа над биографией поэта.

    Цель этапа: восприятие и осмысление биографии В.А. Жуковского. 

    Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал (Слайд 5):

    Его стихов пленительная сладость

    Пройдет веков завистливую даль.

            — Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?

                — Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

    — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

    — А что вы знаете об этом писателе?

    -Откройте учебник на странице 70. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями).

    1 абзац. — В каком году родился В.А. Жуковский?

    — Кто были его родители?

    -Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

    2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский?  (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

    3 абзац. —  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

    4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

    Физкультурная минутка

    — (Слайд 6)А теперь все тихо встали,
    Дружно руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево
    Тихо сели, вновь за дело.

    Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

    — Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый.

    Формулируют вместе с учителем вопросы. В процессе работы над биографией автора они находят ответы на эти вопросы.

    Возможные вопросы:

    -В каком году Вы родились?

    -Кто были Ваши родители?

    -Где вы учились? Учились ли хорошо?

    — Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

    — Когда вы научились читать?

    — Какие книги вы читали?

    — А в детстве вы сочиняли сказки?

    —  Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

    Читают статью учебника по абзацам. Совместно с учителем отвечают на поставленные вопросы.

    Выполняют физкультминутку.

    Познавательные:

    – построение логической цепи рассуждения;

    – построение речевого высказывания в устной форме;

    – извлечение необходимой информации из текстов, произведений живописи.

    Личностные:

    – уважительное отношение к родному языку;

    – формулировать и аргументировать собственное мнение;

    – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

    Коммуникативные:

    – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    IV. Аналитическая работа со сказкой.

    Цель этапа: организовать работу с текстом, определить жанровое своеобразие, историю создания сказки «Спящая царевна».

    -Ребята, а что такое состязание?

    — (Слайд 7)А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    — (Слайд 8)Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

    -Прежде чем приступить к прочтению, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

    -Что такое сказка? (Слайд 9)

    -Какие виды сказок вы знаете?

    -Каковы художественные особенности народных сказок?

    — Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

    — (Слайд 10)Приступим к чтению сказки.

    Чтение начинает учитель, позже продолжают ученики.

    Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

    — Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и самые интересные, пожалуй, – волшебные сказки.

    — Назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь.

    — Сказка это основной жанр литературы интересный не только детям, но и взрослым и популярный во все времена.

    Читают сказку.

    Познавательные:

    выявлять сущность, особенности объектов;

    — на основе анализа объектов делать выводы;

      находить ответы на вопросы в цитатах и высказываниях.

    Коммуникативные:

     умение слушать и понимать других;

     строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

      оформлять свои мысли в устной форме.

    Личностные:

      выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

     формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности;

     оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    V. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.

    На партах у детей лежат листы, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.

    — А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке (Слайд 11).

    Мы внимательные!

    Мы умные!

    Мы добрые!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится.

    Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, оценивают деятельность на уроке.

    Познавательные:

    –построение логической цепи рассуждения;

    – постановка и решение проблем;

    Коммуникативные:

    – сотрудничество с учителем и сверстниками;

    – уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    VI. Задавание домашнего задания.

    -(Слайд 12)Дочитать сказку «Спящая царевна».

    — Выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово.

    Записывают домашнее задание.

    Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

    Урок литературного чтения в 3

    «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

    Тип урока: урок обобщения знаний.

    Цели:

    • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.

    • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.

    • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

    Личностные результаты.

    У учащихся будут формироваться:

    • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

    • познавательная мотивация учения;

    • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

    У учащихся могут быть сформированы:

    • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

    • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

    результаты освоения.

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

    • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

    • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

    • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

    • планировать собственную читательскую деятельность.

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    • находить нужную информацию

    • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    • сравнивать

    • устанавливать причинно-следственные связи

    • устанавливать аналогии.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

    • сравнивать и классифицировать

    • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

    • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

    • владеть диалогической формой речи;

    • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

    • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

    Предметные результаты освоения курса

    Речевая и читательская деятельность

    Учащиеся научатся:

    • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

    • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

    • определять тему и главную мысль

    • ставить вопросы

    • составлять план

    • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • составлять личное мнение

    • высказывать свое суждение

    Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.

    Ход урока.

    1. Самоопределе ние к деятельности.

    Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

    — Здравствуйте, уважаемые гости.

    Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

    — Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .

    -Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:

    1 «Унылая пора! Очей очарованье!»

    2. «Октябрь уж наступил»

    3. «У осени холодною рукою»

    4. « Уж небо осенью дышало!»

    5. « Дни поздней осени бранят ..»

    — Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)

    — Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)

    — А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»

    2. Целеполагание

    -Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки

    -Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»

    -Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.

    Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.

    Проверить : знания содержания сказки .

    3. Актуализация знаний учащихся.

    — Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.

    1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»

    1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего

    Брата (Ольга, Лев)(фото)

    2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)

    3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)

    Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)

    4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)

    Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)

    Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)

    5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )

    -Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?

    3. Истоки сказки.

    — Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян

    Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)

    4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

    Игра «Гонка за лидером»

    -Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

    Выборочное чтение.

    — Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.

    1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

    Рано утром гость желанный,

    День и ночь так долго жданный,

    Издалеча наконец

    Воротился царь-отец.

    2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

    Вот в сочельник в самый, в ночь

    Бог даёт царице дочь.

    3. — Что в этот момент случилось с царицей?

    (Восхищенья не снесла

    И к обедне умерла.)

    4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)

    Год прошёл, как сон пустой,

    Царь женился на другой

    5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

    Ей в приданое дано

    Было зеркальце одно;

    Свойство зеркальце имело:

    Говорить оно умело.

    6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

    Но царевна молодая,

    Тихомолком расцветая,

    Между тем росла, росла,

    Поднялась — и расцвела…

    7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)

    И жених сыскался ей,

    Королевич Елисей.

    8.-Что приказала царица Чернавке?

    Весть царевну в глушь лесную

    И, связав её, живую

    Под сосной оставить там

    На съедение волкам.

    9.-Что сделала Чернавка с царевной?

    Та, в душе её любя,

    Не убила, не связала,

    Отпустила и сказала:

    “Не кручинься, бог с тобой”.

    А сама пришла домой.

    10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

    Королевич Елисей,

    Помолясь усердно богу,

    Отправляется в дорогу

    За красавицей душой,

    За невестой молодой.

    11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

    Но невеста молодая,

    До зари в лесу блуждая,

    Между тем всё шла да шла

    И на терем набрела.

    12.- Сколько богатырей жило в тереме?

    Семь богатырей,

    Семь румяных усачей.

    13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

    Пошатнулась не дыша,

    Белы руки опустила,

    Плод румяный уронила,

    Закатилися глаза,

    И она под образа

    Головой на лавку пала

    И тиха, недвижна стала…

    14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?

    Перед ним, во мгле печальной,

    Гроб качается хрустальный,

    И в хрустальном гробе том

    Спит царевна вечным сном.

    И о гроб невесты милой

    Он ударился всей силой.

    Гроб разбился. Дева вдруг

    Ожила.

    15.- Какими словами заканчивается сказка?

    Я там был, мёд, пиво пил,

    Да усы лишь обмочил.

    Анализ сказки.

    1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)

    2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)

    3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?

    (Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

    4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)

    5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)

    6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

    4.Работа в группах

    -А сейчас я предлагаю поработать в группах.

    -Две группы инсценируют отрывок из сказки.

    — Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .

    -Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .

    1. Рождение царевны и смерть матери

    2. Новая супруга царя

    3. Чудо-зеркальце

    4. Зависть царицы

    5. Чернавка в лесу

    6. Царевна у семи богатырей

    7. Царица дарит яблоко

    8. Хрустальный гроб

    9. Солнце, месяц и ветер

    10. Елисей находит гроб

    11. Смерть царицы

    12. Свадьба

    5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    ФИ ________________________

    1. Впиши пропущенные слова из текста сказки

    а) И жених сыскался ей

    ___________ Елисей.

    б) Там за речкой тихоструйной

    Есть высокая гора,

    В ней глубокая __________.

    в) Ей в приданое дано

    Было _____________ одно.

    2. Объясни значение слов:

    Очи:________________

    Уста: _______________

    Персты — __________

    3. Вспомни день рождения царевны.

    а) зима б) весна в) лето г) осень

    4. Через сколько времени царь женился на другой?

    а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

    5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

    Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

    6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________

    7. Чем закончилась сказка?____________________________

    5. Рефлексия.

    Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?

    Домашнее задание.

    — У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на

    следующем уроке её представить.

    Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

    «Читайте Пушкина друзья,

    Читайте сказки!

    И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

    Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка

    И пронесёте сквозь года вы радость сказки»

    Спасибо за урок!

  • Чему может научить сказка черная курица
  • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети сочинение тургенев отцы и дети
  • Чему мешают и чему помогают сомнения итоговое сочинение
  • Чему меня научили книги сочинение рассуждение
  • Чему меня научила сказка царевна лягушка 5 класс