Чему может научить сказка иван царевич и серый волк

Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. если одни пытаются найти в них истину,

Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. Если одни пытаются найти в них истину, то другие, погружаясь в чтение, следуют за волшебным клубочком, веря, что он приведет в «тридевятое царство», где сбываются мечты и не происходит ничего плохого.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Чему может научить сказка иван царевич и серый волк

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Волк-помощник

Сюжетов животного эпоса в мировом фольклоре насчитывается около 140, в то время как в русском — 119. Отметим, что значительная часть оригинальна. Волшебные сказки появились в эпоху первых земледельческих государств. Безусловно, центральное место в сюжете всегда отводилось человеку, а вот животные выступали в роли помощников главного героя.

Владимир Пропп — известный советский фольклорист — отмечает, что подобные волшебные сказки можно отнести к эпохе вымирания устаревших охотничьих обрядов. Тайные знания, которые раньше передавались из поколения в поколение, утратили свою ценность. Их стали рассказывать в виде сказок.

Родословная каждого племени охотников велась от определенного растения или животного — так называемого тотема. Он был родным для каждого члена. Именно эта вера в зверей-покровителей стала основой для сказок о летающих конях, исполняющих желания рыбах и волках, которые всегда придут на помощь.

Для примера можно привести отрывок из книги «Русская народная сказка» Владимира Аникина:

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. Временами он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Летающий конь

Чему может научить сказка иван царевич и серый волк

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Чему может научить сказка иван царевич и серый волк

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Змееборство

Чему может научить сказка иван царевич и серый волк

Позднее «родственные связи» людей и животных из сказок исчезли. На смену пришли чудища, победить которых могли лишь избранные. Вот один из сохраненных эпизодов, характерный для славянского фольклора, из сказки «Иван Попялов»:

Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню.

Владимир Пропп утверждает, что здесь частично описан обряд инициации. В древности его проводили над юношами-охотниками. Цель заключалась в поглощении испытуемого животным, и чаще всего это был змей.

Со временем возник обычай разжигать внутри таких чудищ огромный костер. А освобождение молодого охотника из утробы чудовища означало победу.

Позже воздействовать на «монстров» стали не изнутри, а снаружи. Таким образом, возник один из популярнейших в мировом фольклоре мотив — змееборство. К слову, о встрече с подобными чудищами рассказывается не только в сказках, но и в былинах, легендах и даже житиях святых. Вспомнить хотя бы герб Москвы, на котором изображен Георгий Победоносец, поражающий змея.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Конспект урока литературного чтения

3 класс

Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

 Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал, корзина с красными и зелёными яблоками, «Библиотечная песня про сказку», музыка «В гостях у сказки»

Тип урока: урок систематизации знаний. 

Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления.

Планируемый результат: 

Личностные умения: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок; 

Метапредметные умения

Познавательные умения: определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью;  работать с текстом сказки;  ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию;

формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

— Мы улыбнулись друг другу, улыбнитесь и гостям.

 Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.

II. Актуализация опорных знаний.

1. -Расшифруй те слово, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество? Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству?

— Посмотрите на наше деревце и скажите, а какого жанра не хватает?

— Что такое сказка? Какие бывают сказки?

2 . — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.

(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок. Приложение 1)

Проверка «Ручеёк»)

1) Сад царя Берендея. 

2) Встреча Ивана и серого волка

3) Поход за жар птицей.

4) Поход за конем.

5) Похищение Елены Прекрасной.

6) План волка и смерть Ивана

7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

4. — А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки, а поможет нам в

этом ромашка Блума.

Физ. Минутка. Под музыку «В гостях у сказки» дети выполняют танцевальные движения.

5. — Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Просмотр притчи. Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)

Выступления детей. Учитель подводит итог.

  1. Рефлексия.

— В заключении нашего урока давайте составим синквей «Сказка».

— А закончить наш урок я хочу словами очень мудрого человека Далай Ламы «Человек, который верит в сказку, однажды в неё обязательно попадёт, потому что у него есть сердце.»

— У меня на столе стоят корзины с красными и зелёными яблоками. Если урок вам понравился и у вас всё получилось, возьмите красное яблоко, если на уроке вам было не интересно, скучно, возьмите зелёное яблоко. Дети под песню «Библиотечная песня про сказку» берут яблоки.

Приложения к уроку.

План сказки. (Разрезать на полоски. Один набор на парту)

 Сад царя Берендея. 

Встреча Ивана и серого волка

 Поход за жар птицей.

 Поход за конем.

 Похищение Елены Прекрасной.

 План волка и смерть Ивана

 Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

 ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше

обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 -Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Материал для анализа

Белая шляпа.

 Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как положительные, так и отрицательные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, выполняет по три задания, как и в нашей сказке. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.

Жёлтая шляпа

Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Синяя шляпа

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Чёрная шляпа

В сказке «Иван царевич и Серый волк» много и отрицательных персонажей. Начиная с главного героя. Иван царевич не успев уехать от дома уже сразу лишился коня. Это говорит о его беспечности и легкомыслии. Если бы не Серый волк он бы вообще никого бы не нашёл. Он непослушный и безответственный. Главный герой совершает три кражи, что тоже некрасиво для царского сына. А волк, обманывает трёх царей. А обманывать не хорошо. И братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убили собственного брата.(Высказывания детей)

Красная шляпа.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Она очень интересная и увлекательная. Читая эту сказку мы переживаем за главного героя.

«Иван-царевич и Серый Волк» — пакет для работы со сказкой

Возрастная категория Без возрастных ограничений
На что направлена Добрая Сказка — великая помощница доброму человеку во всех его делах. Она поддерживает, передаёт информацию, утешает, настраивает на важные дела, улаживает отношения. Она создаёт особое «поле Доброй Сказки» в общем семейном микроклимате.
Для :

детей, женщин, мужчин, сказкотерапевтов, для работы, для самопознания, для себя, размышлений на каждый день, для души, для групповой работы, медитативные, для хорошего настроения, для Здоровья, для родителей

Ваш браузер не поддерживает аудио

Цена:2 000 руб.

Сказочные передачи

проекта «Доброму Дому — Добрая Сказка» (ДДДС)

Новый проект сказкотерапии для всей семьи 

без возрастных ограничений!

Творческий коллектив создателей:

Сценарий:

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и Александра Зинкевич

Режиссура:

Константин Ткаченко

Актерское исполнение:

Константин Ткаченко

Камера:

Румия Ткаченко

Декорации:

Константин и Румия Ткаченко

 Музыкальные партитуры:

Константин и Румия Ткаченко

 Дизайн:

Александра Пахольчик

Первый цикл проекта ДДДС «Как воспитывает Добрая Сказка»

Добрая Сказка — великая помощница доброму человеку во всех его делах. Она поддерживает, передаёт информацию, утешает, настраивает на важные дела, улаживает отношения. Она создаёт особое «поле Доброй Сказки» в общем семейном микроклимате. 

Но главное: Добрая Сказка — это мудрая воспитательница. А о том, как воспитывает Добрая сказка расскажет Хранитель Сказок в своём вступительном слове — отдельном видеофильме, который есть в составе каждого пакета цикла (продолжительность 14 минут).

 В первом цикле ДДДС пять русских сказок в смысловой редакции Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Благодаря смысловой редакции сказка становится более понятной для восприятия современного ребёнка и взрослого.

Список восстановленных сказок 1 цикла:

1. «Иван-царевич и Серый Волк»

2. «Морозко»

3. «Мальчик с пальчик»

4. «Емеля»

5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Каждая передача посвящена одной сказке. Средняя продолжительность передачи 30 минут. Продолжительность основной передачи цикла по сказке «Иван-царевич и Серый Волк» — 1 час.

В каждой передаче действуют два персонажа: Хранитель Сказок и Сказитель. 

 Хранитель Сказок настраивает на восприятие сказки, проводит её толкование и даёт творческие задания на проживание и закрепление смыслов сказок. 

 Сказитель рассказывает сказку особым образом, проживая многообразные оттенки её смыслов. Благодаря чему образно-смысловое поле сказки балансирует психосферу человека.

Несмотря на то, что все сказки 1 цикла ДДДС хорошо известны, благодаря смысловой редакции, грамотной режиссуре и особой актёрской технике исполнения, — сказки могут восприниматься как совершенно новые. Просто потому, что прежде скрытые смыслы старинных историй становятся доступными для сознания.

 Каждую передачу полезно смотреть минимум 2-4 раза, чтобы полноценно и точно воспринять её контент. Каждый новый просмотр передачи будет открывать новые смыслы и дарить новые идеи для жизни.

 Сказкотерапевты, педагоги дополнительного образования, психологи, воспитатели могут использовать передачи проекта ДДДС как методическое оснащения практических занятий с детьми, подростками и взрослыми. 

 Благодаря бонусному продукту «Бери и делай» — в дополнение к каждой передаче сформированы темы для размышлений, групповых дискуссий по сказке, а также творческие, психологические упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и индивидуально. 

 На основе каждой передачи можно проработать несколько важнейших тем поля отношений, личностного развития, самореализации.

 Передачи созданы таким образом, чтобы осуществлялось мягкое «лечение» восприятия зрителей от «клипового мышления». Каждая передача — это возможность побыть наедине с собой, своими мыслями, и, одновременно, быть присоединённым к мудрости коллективного этнического сознания.

 Бережное отношение к своему внутреннему устройству, человеку рядом, Природе, Судьбе, — камертоны этих жизненно необходимых компетенций заложены в каждую передачу.

Комплектность Мини-пакета ДДДС «Иван-царевич и Серый Волк»

1. Передача по сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Продолжительность 67 минут.

2. Слово Хранителя Сказок о том, как воспитывает Добрая Сказка. Продолжительность 14 минут.

3. Бонусный методический конспект-презентация «Бери и делай» по сказке «Иван-царевич и Серый Волк»

4. Вебинар «Как воспитывает Добрая Сказка»(88 минут).

5. Информация о проекте ДДДС.

— вебинар о том, как пользоваться материалами проекта (17 минут)

— презентация проекта ДДДС

— запись эфира в Сказочной Гостиной о проекте ДДДС (1 час 54 минуты)

 

Каждую передачу можно смотреть многократно — под разными ракурсами. Полезно создавать себе разные цели: иногда цель может быть — развить воображение. Иногда — найти ответ на важный сейчас жизненный вопрос. Иногда — потренироваться в смыслоизвлечении из сказок. Иногда — научиться перемещать фокус внимания на «неочевидное»,  или потренировать свою психологическую резистентность (способность противостоять жизненным трудностям и давлению обстоятельств).

 Словом, передачи ДДДС — это универсальный тренажер многократного применения, с помощью которого развивается творческое восприятие себя и Мира, происходит самопознание, укрепляется душевный и семейный лад!

 По всем вопросам, касающимся данного проекта, пожалуйста, пишите на официальную почту info@cka3ka-miks.com

Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”

Вариант №1

Виктор Михайлович любил сказки и былины, поэтому частенько создавал иллюстрации к этим произведениям. Полотно «Иван царевич на сером волке» художник писал несколько месяцев, несмотря на то, что занимался в это время росписью Владимирского собора. Автор в 1889-ом году даже приостановил иконопись и занялся написанием фольклорного полотна, на котором он и воспроизвел персонажей русской народной сказки.

На картине изображена сцена погони, а серый волк пытается уберечь своих друзей от угрозы быть настигнутыми преследователями. Иван и Елена прекрасная, сидящие на спине громадного зверя, выглядят встревоженными, да и настроение полотна довольно пессимистическое.

Больше всех взволнована Елена – красавица вверила свою жизнь Ивану и волку, и теперь смиренно ожидает, когда им всем удастся оторваться от погони. Ей страшно, поэтому она кротко склонила свою голову на грудь Иванушки, а её сложенные руки демонстрируют покорность судьбе. Девушка очень красива, даже когда выглядит притихшей, и на ней роскошные одежды, что свидетельствует о её высоком происхождении.

Иван тоже выглядит презентабельно – он в богатом одеянии, юноша красив, но выглядит серьезным. Он намерен защищать царевну и в любую минуту готов выхватить меч, дабы дать отпор преследователям. Царевич не испуган, но он настороженно вслушивается в лесные звуки и внимательно всматривается в чащу.

И только волк написан в движении – он несется через лес и осознает всю опасность положения. Но живописец изобразил его уверенным и сильным зверем, который приустал, но не намерен останавливаться. Волк очень крупный, с крепким телом, но больше всего привлекают его глаза, своей осмысленностью напоминающие человеческие.

Живописное полотно мрачновато, однако есть в нем некая таинственность. Темный волшебный лес, окружающий героев, выглядит страшновато, главным образом из-за темных оттенков. Мы видим ветви, расположенные на заднем плане, они чем-то напоминают лапы диковинных чудищ, пытающихся помешать продвижению персонажей вперед. Зато на переднем плане живописец разбросал по стволу цветы розового цвета, что вселяет надежду в то, что беглецам удастся уйти от погони, и они найдут свое счастье.

Несмотря на недосказанность и таинственность, все-таки автор полотна надеется на то, что зло будет побеждено, а светлые оттенки свидетельствуют о том, героев впереди ждет счастливое будущее. Мы верим, что скоро жуткий лес закончится, и волк-волшебник успешно справится со своей главной задачей – спасти друзей от преследования.

Чему может научить сказка иван царевич и серый волк

Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”

Вариант №2

Картина «Иван Царевич на Сером волке» написана в 1889 году. Художник в ней использует мотив русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Это не единственная работа Васнецова с использованием сказочного сюжета, например, он написал картины «Аленушка» и «Богатыри».

На картине мы видим Ивана-царевича, который прижимает к себе Елену Прекрасную, а сидят они на Сером волке. Это и есть главные герои картины. Иван царевич пристально смотрит по сторонам, он взволнован. Его меч находится в стороне от него, показывая с какой скоростью они передвигаются. Одежды его очень богатые. На нем шапка, кафтан, рукавицы. Меч очень красивый, с орнаментом. Елена прекрасная оперлась на плечо Ивана. Она доверяет ему, но , возможно, боится чего-то. Она немного отрешена от реальности и покорилась судьбе. Герои невесёлые. Елена прекрасная тоже в богатых одеждах, длинные волнистые волосы развеваются, но руки безвольно сложены на коленях. Волк смел и решителен, он несется сквозь дремучий лес, стараясь спасти друга.

Лес очень темный, но мы видим цветущее дерево, видимо, дело происходит весной. Весна – время обновления, надежды на лучшее будущее. Именно это дерево подсказывает нам, что у героев картины все будет хорошо, все лучшее еще впереди.

Вариант №3

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» была написана в 1889 году по мотивам русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Виктор Васнецов – мастер фольклорной живописи. Он написал множество картин и иллюстраций к книгам на сюжеты разных народных сказок. Самые известные из них – это «Аленушка» и «Богатыри».

На картине «Иван-царевич на Сером волке» изображены три главных героя – это сам Иван, Елена Прекрасная и Серый волк, когда они мчатся по дремучему лесу, спасаясь от погони. Все мы читали эту замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк» еще в детстве. Поэтому сюжет сказки известен, и нам легко догадаться, какой именно момент запечатлен на картине.

Взгляд Ивана-царевича внимателен и сосредоточен. Это и объяснимо – он опасается погони. У Елены Прекрасной отрешенный задумчивый вид – она как бы покорилась судьбе. Но вместе с тем, в ее лице нет страха – она доверилась Ивану-царевичу.

Серый волк, на самом деле, – это главный помощник и союзник Ивана. Он выручает его из всех опасностей и бед, встречаемых на его пути. На картине видно, как бесстрашно волк мчится через глухую лесную чащу. Мы не сомневаемся, что мчится навстречу любви и счастью. Об этом нам подсказывают синие васильки и цветущие кусты на переднем плане картины.

План сочинения

  1. Художник-сказочник
  2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства
  3. Тайны волшебного леса
  4. Вера в счастливый конец

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

  • Чему нас учат русские народные сказки
  • Чему меня научили рассказы бунина
  • Чему нас может научить история сочинение
  • Чему могут научить русские народные сказки
  • Чему меня научила школа сочинение