Чему меня научил рассказ конь с розовой гривой

Этот трогательный рассказ написал виктор астафьев. здесь повествуется от имени деревенского мальчика, который озорничает, поддатся влиянию соседских хулиганов. но у

Этот трогательный рассказ написал Виктор Астафьев. Здесь повествуется от имени деревенского мальчика, который озорничает, поддаётся влиянию соседских хулиганов. Но у ребёнка  Мальчик, от чьего имени ведется повествование, с ранних лет остался сиротой. Теперь его воспитывает бабушка Екатерина Петровна и дед. В начале рассказа писатель создает необходимую атмосферу. Читатель погружается в обстановку того времени.доброе сердце, он искренне переживает о содеянном.

Витя

Витя (от его лица ведётся рассказ) – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели его матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит родину, уважает простой деревенский народ: «Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясённости», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».

Витя уважает и семейство левонтьевских: «Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства». Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьёй: «Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник».

Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они: «Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство». Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию , ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод». При этом его мучает совесть: «Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».

В итоге мальчик решает раскаяться: «Да чтобы я ещё раз сплутовал». Становится понятно, что Витя испытывает стыд, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.

Екатерина Петровна

Екатерина Петровна – бабушка Вити. Екатерина Петровна – строгая, обладающая большим жизненным опытом, женщина, осуждающая лень и разгильдяйство, любящая порядок во всём: «сосчитать ведь надо», «бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль», «ты как с деньгами то обращаешься». Она строго воспитывает внука: «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба», «ешь за столом, иначе худо будет», «нет-нет да поддаст».

Несмотря на всю строгость и неотступность от своих правил, бабушка является добрым человеком, она долго ругает Витю за плохой поступок, но вскоре прощает его, понимая что он раскаивается, и дарит коня с розовой гривой, о котором так долго мечтал Витя.

Дедушка Вити

Дедушка Вити – умный и рассудительный человек. Дед никогда не ругает Витю. Он для мальчика является сильной и надёжной поддержкой, «он ищет и находит зелье, чтобы не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку», «дед мне подморгнул – терпи».

Тётка Васеня

Тётка Васеня – жена дяди Левонтия. От этой женщины никогда не веет спокойствием, автор представляет её суетливой: «И тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь», «опять взмётывала юбкой и укатывалась» и зажиточной: «Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк». Также Васеня была «непереносимой чувствительности человеком».

Дядя Левонтий

Дядя Левонтий – сосед Вити. Скорее всего единственный щедрый человек из Левонтьевских: «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», но является пьющим, как пишет автор, он «вино жрал», а становясь пьяным всегда «ругался, гремел, плакал». Порой кажется, что Левонтия никогда ничто не заботит: «Я, Петровна, слободу люблю», «любил море», «садился на тюрбак, курил, смотрел».

Левонтьевские дети

Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются неположительными героями в рассказе. Уже вначале автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды: «Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу, они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились». Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок, обмануть старших. Он даже шантажирует Витю: «Принеси калач, тогда не расскажу».

Тётя Феня – второстепенный герой. Добрая женщина, которая принимает Витю погостить, кормит его и расспрашивает обо всём.


8 вариантов

  1. Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде издетства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главногогероя и одновременно оценить замечательный урок, который преподалабабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику,и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Длятяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Номальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды иего упрекают «в жадности» .
    Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
    Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .
    В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
    Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.
    вот так мне кажется?
    я незнаю

  2. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его.
    Писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Иногда мы совершаем поступки, за которые бывает стыдно, в которых боимся признаться. Как важно, чтобы рядом в такие минуты оказались люди, для которых Добро, Доброта, Прощение — не просто слова. Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности» . Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .

  3. Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают “в жадности”.
    Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество – он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
    Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: “Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку … ” И действительно, автор говорит: “Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”.
    В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
    Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.
    вот так мне кажется?
    я незнаю

  4. Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде издетства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главногогероя и одновременно оценить замечательный урок, который преподалабабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику,и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Длятяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Номальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды иего упрекают «в жадности» .
    Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
    Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .
    В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
    Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.
    вот так мне кажется?
    я незнаю

  5. Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности» .
    Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.
    Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .
    В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.
    Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

  6. Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой”
    повествует об одном эпизоде из детства
    мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над
    проделкой главного героя и одновременно
    оценить замечательный урок, который
    преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и
    бабушка обещает ему за это пряничного коня
    с розовой гривой. Для тяжелого
    полуголодного времени такой подарок просто
    великолепен. Но мальчишка попадает под
    влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают “в жадности”. Но за то, что ягоды так и не были собраны,
    последует суровое наказание от бабушки. И
    мальчишка решается на мошенничество – он
    набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее
    ягодами. Мальчик хочет утром признаться
    бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик
    боится разоблачения, и после возвращения
    бабушки он даже не хочет идти домой. Но потом возвратиться все-таки приходится.
    Как стыдно ему слышать сердитую бабушку,
    которая уже рассказала всем вокруг о его
    мошенничестве! Мальчик просит прощения и
    получает от бабушки того самого пряничного
    коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: “Бери,
    бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда
    обманешь бабушку… ” И действительно, автор
    говорит: “Сколько лет с тех пор прошло!
    Сколько событий минуло! а я все не могу
    забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”. В своем рассказе автор говорит об
    ответственности человека за свои поступки, о
    лжи и мужестве признать свою неправоту.
    Каждый человек, даже маленький ребенок,
    несет ответственность за свои действия и
    слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был
    выполнить свое обещание. Главный герой
    рассказа просто не осознает всей
    необходимости держать свое слово перед
    бабушкой. И страх наказания заставляет его
    решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что
    все вокруг вправе его осудить. Он не только не
    сдержал слово, данное бабушке, но и заставил
    ее краснеть из-за его обмана. Для того чтобы ребенок запомнил эту историю
    как следует, бабушка и дает ему коня с
    розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут
    еще этот чудесный пряничный конь. Конечно,
    после этого мальчик вряд ли станет
    обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

  7. Екатерина
    Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой»
    повествует об одном эпизоде из детства
    мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над
    проделкой главного героя и одновременно
    оценить замечательный урок, который
    преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и
    бабушка обещает ему за это пряничного коня
    с розовой гривой. Для тяжелого
    полуголодного времени такой подарок просто
    великолепен. Но мальчишка попадает под
    влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности» . Но за то, что ягоды так и не были собраны,
    последует суровое наказание от бабушки. И
    мальчишка решается на мошенничество — он
    набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее
    ягодами. Мальчик хочет утром признаться
    бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик
    боится разоблачения, и после возвращения
    бабушки он даже не хочет идти домой. Но потом возвратиться все-таки приходится.
    Как стыдно ему слышать сердитую бабушку,
    которая уже рассказала всем вокруг о его
    мошенничестве! Мальчик просит прощения и
    получает от бабушки того самого пряничного
    коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери,
    бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда
    обманешь бабушку… » И действительно, автор
    говорит: «Сколько лет с тех пор прошло!
    Сколько событий минуло! а я все не могу
    забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» . В своем рассказе автор говорит об
    ответственности человека за свои поступки, о
    лжи и мужестве признать свою неправоту.
    Каждый человек, даже маленький ребенок,
    несет ответственность за свои действия и
    слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был
    выполнить свое обещание. Главный герой
    рассказа просто не осознает всей
    необходимости держать свое слово перед
    бабушкой. И страх наказания заставляет его
    решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что
    все вокруг вправе его осудить. Он не только не
    сдержал слово, данное бабушке, но и заставил
    ее краснеть из-за его обмана. Для того чтобы ребенок запомнил эту историю
    как следует, бабушка и дает ему коня с
    розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут
    еще этот чудесный пряничный конь. Конечно,
    после этого мальчик вряд ли станет
    обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

На чтение 17 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Главные герои “Конь с розовой гривой” простые деревенские ребята, которые учатся законам жизни. В рассказе Астафьева образ коня с розовой гривой – заветная мечта любого ребёнка, красивейший вкуснейший пряник – символ счастья, чуда, детства. Книга возвращает читателя в безмятежное время, в бабушкин дом, в детство. В произведении “Конь с розовой гривой” герои делают первые шаги в жизни, учатся на своих ошибках, познают мир. Описание деревенских жителей, их отношений и быта – очень яркое, интересное, колоритное. Речь персонажей – их основная характеристика, в неё автор заложил принципы, черты характера, мудрость каждого героя.

kon-s-rozovoy-grivoy-glavnye-geroi-47869.jpg

Характеристика героев “Конь с розовой гривой”

Главные герои

Мальчик автор

Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок. Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов. Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своих поступков, его мучает совесть. Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), воспитанный, умный, ловкий мальчик.

Екатерина Петровна

Бабушка мальчика-рассказчика, добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, как радостно будет ребёнку.

Дедушка

Его поведение подчёркивает близость со внуком, он жалеет мальчика, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, жалеет, заботится.

Санька

Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит мальчика воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” – это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.

Дядя Левонтий

Сосед Екатерины Петровны. Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то работал, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.

Тётка Васеня

Жена Левонтия. Супруг получает зарплату и ежемесячно устраивает “пир”. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, щедро питаются дарами леса, реки, подворовывают у соседей.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Родственница Петровны. Жалеет мальчика, угощает, кормит его, ставит в пример своим детям его аппетит.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой»?</h3>

    • <label>1963;</label>
    • <label>1968;</label>
    • <label>1986;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Особенности рассказа

Писатель вспоминает о своём детстве и рассказывает о нём с помощью художественного слова. Поступки мальчишки-сорванца заставляют о многом задуматься. Рассказ является частью автобиографической повести «Последний поклон». Главный герой — мальчик Витя. В начале произведения бабушка предложила внуку сходить вместе с соседскими ребятами в лес за земляникой. Герои рассказа:

  • Бабушка.
  • Дедушка.
  • Тётка Васеня.
  • Санька.

Бабушка обещала продать собранные ягоды и купить мальчику пряник. Он был в виде коня с хвостом, копытами и гривой. Это время, когда у Витьки умерла мама, он жил с бабушкой. А его друг Санька стал прототипом одного из ребятишек — главных героев «Конь с розовой гривой». Основной мотив — нравственные поступки.

Это важный момент, так как, несмотря на простоту композиции, последовательность элементов нарушена. Сначала идёт завязка, а затем экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка.

В книге Виктор Астафьев показывает других персонажей — тётка Васеня, дядя Левонтий, Санька и Танька. Они жили по соседству в деревне недалеко от бабушки.

Характеристики персонажей

Главные герои — мальчик Витя и его бабушка Екатерина Петровна. Бесхитростного и доброго ребёнка воспитывали в строгости, учили ценить правду. Женщина всегда наперёд знала о шалостях внука. Так автор показал, что мальчик не был обделён вниманием. Он жалел бабушку, переживал, если совершал плохой поступок.

Бабушка — главная героиня, добрая и мудрая женщина, заменившая мальчику мать. Речевая характеристика грамотной хозяйки представлена используемыми пословицами и поговорками. Любит природу. Иногда за строгостью люди не могут рассмотреть её доброе сердце. Несмотря на обман, она купила любимом внуку пряник, так как догадалась, кто научил его обману.

Дедушка близок с мальчиком, жалеет его. Витя любил проводить время с дедушкой, который учит отвечать за свои поступки, поступить прощение. Мужчина умный, спокойный, постоянно работает, заступается за внука.

Им можно дать такую характеристику:

  1. Не приспособленные к жизни.
  2. Простые работяги.
  3. Мало времени уделяли детям.
  4. Не занимались воспитанием.

Нужно обратить внимание на Саньку из «Конь с розовой гривой». Это средний ребёнок тётки Васени. Автор показал задиристого хулигана, для которого обманывать — «обычное дело». Ребята все вместе ходили в лес, гуляли. В очередной раз они отправились за ягодами, так как бабушка обещала купить Вите пряник в виде коня.

Автор знакомит с описанием гривы коня, показывает рисунок, на котором сладость белого цвета, с розовым хвостом, глазами и копытами. Мальчик представлял, как будет хвастать пряником перед другими ребятами. Главное, что это была мечта всех деревенских ребятишек. Пряник можно было спрятать под рубаху и бегать с ним.

Все ребята, включая левонтьевских, ластятся, предлагают пострелять из рогатки, только бы откусить кусочек вкусного пряника.

Проблема нравственности в произведении

Когда дети собирали ягоды в лесу, им захотелось попробовать сладкую землянику. Санька подбивал Витю тоже поесть собранные ягоды. Мальчик знал, что обманывать бабушку нельзя, она будет ругаться.

Но земляники в корзинке уже не было, а пряник получить ох как хотелось. Тогда Витя набрал земли, заложил сверху травой, а потом положил несколько ягод, чтобы бабушка не догадалась. А чтобы никто не узнал, пришлось носить Саньке калачи.

Всю ночь мальчика терзали сомнения, рассказать или нет о содеянном. А на следующий день была рыбалка с левонтьевскими ребятами, они звали с собой на речку. Потом Витя прятался от бабушки у соседки. После возвращения деду передали всё, что случилось. Внуку было очень стыдно, ему хотелось оказаться в другом месте. Дед посоветовал попросить прощение, он знал, что Екатерина Петровна добрая и всё простит.

Мальчик извинился и раскаялся. Каково же было его удивление, когда на столе появился конь, как из сказки. «По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».

Именно так автор показал, что никакой деревянный конь не сравнится с таким красивым пряником. Автор часто вспоминал о произошедшем случае, хотя бабушки и дедушки уже не было в живых. А сам он был довольно взрослым человеком. Всё, что произошло, оставило огромный отпечаток в душе автора.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Астафьев В., рассказ «Конь с розовой гривой» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Конь с розовой гривой» и их характеристика

  1. Витя. Мальчик. Озорной, бойкий, пронырливый. Обманул бабушку и не знал как в том признаться. Совестливый, раскаялся.
  2. Бабушка Катерина Петровна. Строгая, но справедливая, очень любит внука и хочет, чтобы тот вырос настоящим человеком.
  3. Санька. Сын Левонтия. Бедокур и заводила всех проказ. Обманщик, воришка, проныра. Выманивал калачи, шантажируя Витю.

План пересказа рассказа «Конь с розовой гривой»

  1. Наказ бабушки
  2. Левонтий и его ребятишки
  3. Песни Левонтия
  4. Сбор ягод
  5. Подначки Саньки
  6. Витя раздает ягоды
  7. Баловство на реке
  8. Туес полный травы
  9. Шантаж Саньки
  10. Бабушка уплыла
  11. Рыбалка
  12. Бегство от бабушки
  13. Лапта
  14. Тетя Феня ведет мальчика домой
  15. Один в кладовке
  16. Как утонула мама
  17. Дедушка
  18. Прощение
  19. Пряник конем

Кратчайшее содержание рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Витя отправился с левонтьевскими ребятами за земляникой.
  2. Он съел ягоду и набил туесок травой, насыпав сверху ягоды.
  3. Санька шантажирует Витю и тот носит ему бабушкины калачи. 
  4. Бабушка уплывает в город, а Витя рыбачит с левонтьевскими.
  5. Витя убегает от бабушки, но вечером тетка приводит его домой.
  6. Бабушка сильно ругает мальчика, но дает ему заветный пряник.

Главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой» Родители любят нас такими какие мы есть, но очень хотят, чтобы мы выросли хорошими людьми.Чему учит рассказ «Конь с розовой гривой» Рассказ учит быть честным, правдивым и никогда не обманывать. Учит признаваться в своих проступках, признавать свою вину, не стыдиться попросить прощения. Учит тому, что муки совести много сильнее самого страшного наказания. Учит тому, что родные нас все равно любят.Отзыв на рассказ «Конь с розовой гривой» Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Витя обманул бабушку, потому что был слабохарактерным и не мог противостоять подначкам соседских ребят. Но он очень страдал из-за своего обмана, он боялся не столько наказания, сколько признаться в своем поступке. Ему было так стыдно. Поэтому произошедшее стало для него хорошим уроком. И он понял, что бабушка его сильно любит, больше всего на свете, ведь она все равно купила ему пряник.Пословицы к рассказу «Конь с розовой гривой» Повинную голову меч не сечет. Была вина, да прощена. Вранье не введет в добро. Кто не врет, тот спокойно живет. Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой» Бабушка велела Вите сходить с левонтьевскими ребятами на увал за земляникой и пообещала купить ему за это пряник конем. Этот чудесный пряник был мечтой всех ребятишек. Сам белый, а грива, хвост, глаза и копыта коня — красные. За то, чтобы лизнуть или укусить такой пряник те же левонтьевские ребята могли дать все что угодно. Сосед Левонтий работал на бадогах, заготовлял лес на известковый завод. И раз в пятнадцать дней, когда он получал зарплату, у соседей начинался пир горой. Уже с утра к нам прибегала жена Левонтия, тетка Васеня и отдавала долги. Она торопилась и всегда давала лишнее. Но бабушка ее останавливала и тщательно пересчитывала деньги. Потом он долго ругала Левонтия, который по ее мнению и гроша ломаного не стоил. А Витя с тоской смотрел в окно на соседний дом. Дом этот стоял ничем не огороженный, даже бани у Левонтия не было. Левонтий, выпив,  обычно пел песню про моряка и обезьяну и это была их коронная песня. Ему подтягивали дети, а тетка Васеня всхлипывая интересовалась, не сам ли Левонтий украл обезьянку. Самой большой мечтой Вити было убежать в такой день к Левонтию и послушать песню про обезьяну. Если Вите удавалось это сделать, то его окружали вниманием и почетом — сажали на лучшее место, кормили пряниками и конфетами. На следующий день Левонтий чинил окна и крыльцо, а тетка Васеня бегала по соседям и снова занимала деньги. И вот с этими левонтьевскими детьми Витя и отправился за земляникой. Левонтьевские толкались и бодались, забрались в чужой огород и набрали батуна и весь его съели. Витя быстро закрыл земляникой дно туеска, а левонтьевские, пособирав, стали ругаться. Они клали землянику в рот и ели. Потом старший дал пинка Саньке и началась драка, после которой старший тоже съел всю собранную землянику и левонтьевские пошли на речку купаться. Санька стал подначивать Витю, говоря, что он боится бабушки и жадный, и Витя поддался. Он высыпал землянику на траву и левонтьевские ее мигом съели. Витя побежал вместе с ними на речку, на ходу обещая украсть у бабушки калач. На реке Санька поймал подкаменщика и его растерзали на берегу. Потом камнем сбили ласточку и пытались отпоить ее водой, но ласточка умерла и ребята ее похоронили. Весь день они играли на реке, а к вечеру Санька стал смеяться над Витей, говоря, что Катерина Петровна ему задаст. Витя и сам это знал и поэтому домой не бежал, а плелся. Санька посоветовал ему натолкать в туес травы, а сверху наложить ягод. Витя повздыхал, чуть не заплакал, но натолкал в туес травы, а сверху набрал ягод. Бабушка не раскрыла его обман и даже похвалила, а потому после обеда Витя снова убежал к ребятам. Санька стал грозить, что все расскажет бабушке, и Витя принес ему калач, потом второй, третий, пока Санька не нажрался. Ложась спать Витя долго ворочался, его мучила совесть и он все порывался рассказать бабушке правду. Но потом решил сделать это с утра и заснул. А утром оказалось, что бабушка уплыла в город. Витя пошел с Санькой на рыбалку. Тот насадил червяка и закинул удочку. Долго не клевало и Санька погнал своих собирать щавель, дикую редьку и прочую травку. Левонтьевские умели кормиться с земли. Пока ребята собирали траву. Санька выловил несколько рыб и стал жарить. Левонтьевские жадно ждали и потом быстро съели рыбу почти сырой. Витя смотрел на Енисей и думал, что скоро приплывет бабушка. Выхода не было и он это знал. Дедушка бы заступился за него, но он был на заимке. Санька заметил страх Вити и предложил ему не ходить домой, а где-нибудь спрятаться. Тогда бабушка испугается и простит его. Но Витя не хотел так поступать Вдруг показалась лодка и Витя издали заметил розовую кофту бабушки. Он дал деру к яру, а вслед за ним летел крик: «Явишься, мошенник!» Витя не хотел идти домой и пошел к Кеше, своему двоюродному брату, который жил на другом конце села. Там он проиграл в лапту да самого вечера, пока тетя Феня не стала отправлять его домой. Витя пытался отговориться, что бабушка уплыла в город, но тетя Феня понемногу все вытянула из мальчика и, взяв за руку, отвела домой. Тетя Феня втолкнула Витю в кладовку, где была летняя кровать, а сама долго разговаривала с бабушкой. Потом она ушла. Стало тихо. Бабушка не ходила, наверное сильно устала. Витя стал думать о бабушке и все ждал, когда она придет. Ему было жалко бабушку и он даже хотел, чтобы она его наказала. Он вспомнил, что когда утонула мама, бабушка шесть дней бросала с моста волосы, пытаясь задобрить реку и дозваться Лидочку. Потом ее отвели в дом и она упала прямо посреди избы. Потом, очнувшись, сказала, что не дозваться ей Лидочки. Мама утонула, когда перевернулась маленькая лодка, в которую набралось восемь человек. Они тоже собирали землянику и та, красная как кровь, текла по реке. Утром Витя проснулся и увидел полушубок дедушки. Он обрадовался. В избе бабушка рассказывала, как она продавала в городе землянику и как вскрылся обман Вити. Она называла мальчика жиганом и вечным арестантом. В то утро к ним приходило много гостей и каждому бабушка рассказывал, что натворил ее малой. Потом она заглянула в кладовку и сказала, что Витя не спит. Витя продолжал лежать, веря, что бабушка скоро уйдет из дома и тогда он встанет. В кладовку заглянул дедушка, погладил мальчика по голове. Витя заплакал и дедушка подтолкнул его к двери — или, проси прощения. Витя вошел в дом и начал что-то бормотать. Бабушка велела ему сесть за стол. Витя стал грызть краюху хлеба, а бабушка плеснула ему молока. Ох и срамила она мальчика, ох и обличала!. Она должна была выплеснуть душу, чтобы успокоиться, а потому называла Витю шаромыжником и разбойником, и предлагала раскаяться пока не поздно. Наконец бабушка устала. Витя разглаживал заплатку на штанах, не зная как жить дальше, а когда поднял голову, увидел что по столу скачет конь с розовой гривой. Бабушка сказала ему взять пряник и напоследок пригрозила, чтобы больше не смел ее обманывать Прошло много лет, но Виктор все не может забыть того самого пряника в виде коня с розовой гривой.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Конь с розовой гривой»

Устинова Елена

   Героями рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» являются:

— главный герой — добрый, доверчивый мальчик Витя (сам автор — рассказ автобиографичен), который живёт с бабушкой и дедушкой, мать его утонула в реке;

— заботливая бабушка Катерина Петровна и дедушка;

— дядя Левонтий — сосед;

— тётка Васеня (Левонтьиха) — жена Левонтия;

— Левонтьевские ребята (дети Левонтия и тётки Васени): Танька, Санька-хулиган, их старший брат;

— дядя Ваня, Кеша (двоюродный брат героя), тётя Феня (мать Кешки).

Пожаловаться

«Конь с розовой гривой» главные герои произведения Астафьева являются автобиографическими.

Астафьев «Конь с розовой гривой» главные герои

  • Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» — Витька, который описывает свое детство.
  • Бабушка — Катерина Петровна
  • Дедушка
  • Дядя Левонтий
  • Танька
  • Санька
  • Тетка Васеня
  • Тетя Феня

Главные герои произведения  «Конь с розовой гривой» и их характеристика

Витька — мальчик, который потерял мать и теперь живет в сибирской деревне с бабушкой и дедушкой. Несмотря на трудные для семьи времена, он всегда был обут, одет, сыт и ухожен, потому что и бабушка, и дедушка о нем заботились. Он думает не только о себе, он знает, что такое ответственность и совесть.

Катерина Петровна — представитель прошлого поколения, очень общительна и разговорчива, обстоятельна и рассудительна, бережлива. Когда Васена пытается отдать больше денег, чем занимала, то бабушка выговаривает ей, говорит, что так с деньгами обращаться нельзя. Катерина Петровна любит своего внука, однако воспитывает в строгости, часто бывает требовательной, ругает Витю. Но все это оттого, что она переживает и беспокоится о его судьбе.  Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

Санька — безрассудный, жадный, злой и беспринципный мальчик. Санька вынуждает Витю сначала съесть ягоду, потом соврать бабушке, а в потом еще и выносить из дома калачи. Санька не уважает старших.

Дядя Левонтий — бывший моряк, который сохранил любовь к свободе и морю. Он добрый, хорошо относиться к Вите, жалеет «сироту». отрицательная черта Левонтия, которая мешает ему жить хорошо, – пьянство.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kon-s-rozovoy-grivoy/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-kon-s-rozovoy-grivoy.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/12/blog-post5.html
  • https://vashurok.ru/questions/vse-geroi-rasskaza-kon-s-rozovoy-grivoy
  • https://kratkoe.com/kon-s-rozovoy-grivoy-glavnyie-geroi/

Урок литературы в 6 классе.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

         Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.

         Ход урока:

  1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

— Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

— Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема, которую мы составим в процессе анализа произведения.

3. Запишите тему урока. На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

— Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

— Что является завязкой рассказа?

— Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

— Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

— Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы.(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»). 

— Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? (с.97-98, чтение)

— Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

— Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

— О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой…»? (Битая посуда  — признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

— А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

— О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

— Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

— Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.  

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

— Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

— Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100. 

— Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

— Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.) Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.)  Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

— И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

— Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

— Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

— Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.) Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

— Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

— Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

 — Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)

— И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

— Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте. (с.106)

-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

— Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

— Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

— Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме  сверху «Раскаяние, признание вины». 

— Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

— Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

-Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)

  • Чему меня научил рассказ безумная евдокия
  • Чему меня научила комедия недоросль сочинение кратко
  • Чему меня научил роман обломов сочинение
  • Чему вас научила сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс
  • Чему должны учить в школе развлекательная речь сочинение на тему