Чем жанр фэнтези отличается от волшебной сказки и от научной фантастики

Светлана толоконникова культурология ироническое фэнтези как жанр родилось в период культурного перелома, в конце xx начале xxi века.

Светлана ТОЛОКОННИКОВА | Культурология

Чем жанр фэнтези отличается от волшебной сказки и от научной фантастики

Ироническое фэнтези как жанр родилось в период культурного перелома, в конце XX – начале XXI века. На это же время приходится и разгар принципиальных изменений в жанровой системе русской литературы.

Явление культурного перелома предполагает определённого рода безвременье, выражающееся зачастую в засилье безвкусицы (часто в виде откровенного китча), графомании, в отсутствии сколь-нибудь стабильно талантливых явлений в искусстве. Судорожные поиски нового в этот период часто оканчиваются творческим фиаско даже у подающих надежду авторов. В нашем, современном, случае перемена эпох сопровождалась ещё и фактической сменой строя. Грабительская стадия капитализации общества не замедлила сказаться на литературе. Появились в огромном количестве бездарные, но во множестве продаваемые и покупаемые произведения, удовлетворяющие незамысловатый вкус так называемого массового читателя (вначале в виде различного рода переводных текстов (от детективов до любовно-порнографических опусов), потом в исполнении отечественных авторов, творящих по образу и подобию заморского оригинала). Начало 2000-х годов ознаменовалось вторым явлением новой культурной революции в нашей стране: всё чаще стали переводить и издавать зарубежных авторов поэлитарнее и совсем уж элитарных (Фаулза, Кастанеду, Маркеса, Павича, Эко, Зюскинда и пр.). Их тексты заинтересовали молодёжь новой эпохи, которая разумно презрела литературную массовку первой волны перестройки общества. Эти западные тексты принесли с собой мир постмодернистской культуры чисто западного образца. Выяснилось, что литературные произведения протестного типа могут быть аполитическими (в отличие от того же соц-арта, литературы русского диссидентства) и вообще неопределённо асоциальными. Однако западная постмодернистская культура тоже оказалась кризисной, зачастую вторичной, иногда матрично-штампованной, иногда определённо безвкусной. Антиэлитарная, внеиерархическая концепция постмодернистского искусства должна была к этому (и ко многому чего ещё спорному) привести. И привела.

В этот период развития русской литературы к привычному андеграундовскому ещё соц-арту прибавился поп-арт. И то и другое вылилось в некоторых случаях в игру архетипами и целыми секциями советской культурной модели, в некоторых – в карнавальное представление хаотической смеси «старых» (национальных и советских) и «новых» (западных и прозападных) культурных реалий, зачастую извращённо понятых и переработанных массой. Тогда же появляется в массовом варианте жанр фэнтези, о котором К. Мзареулов, например, пишет следующее: «В середине 90-х ситуация в русской фантастике принципиально изменилась. Рынок требовал “облегчённого” чтива, и на такую роль оптимально годилась именно второсортная фэнтэзи, тиражи которой ставили постоянно растущие рекорды… Вероятно, рыночные авторы подсознательно понимали, что их творения далеки от высоких художественных идеалов, а потому ринулись подводить теоретическую базу, доказывая непревзойдённые достоинства примитивной мистики» [1]. Мистические настроения в культуре (и литературе) конца XX – начала XXI века представлены на самых различных уровнях – от подчёркнуто элитарного до самого массового. Это, как известно, одна из константных примет переломной культуры.

В этой среде зарождается в русской литературе жанр иронического фэнтези. Лучшие его образцы родились под пером людей, весьма сведущих в литературе и искусстве и умеющих создавать синтетические с точки зрения подтекстовых и контекстовых уровней произведения.

Ироническое фэнтези стало во многом постмодернистским переосмыслением фэнтези обыкновенного. Причём это переосмысление произошло очень быстро, и первые образчики иронического фэнтези (в частности, произведения М. Успенского, например, его книги о приключениях Жихаря) появились уже в 90-е годы.

Приоритет иронического начала в период эпохального культурного слома отмечался современными культурологами неоднократно [2]. Ирония в литературном произведении как специфическая форма художественного переосмысления действительности характерна, разумеется, не только для постмодернизма. Мало того, она – нередкое явление в литературе так называемых устойчивых культурных эпох. Но в современной литературе именно под воздействием постмодернистских традиций (в частности, традиции всё подвергать сомнению, в том числе и само сомнение) ирония приобретает особую, ненаправленную, небичующую форму. Это уже не та классическая ирония, о которой в «Литературном энциклопедическом словаре» пишут, что она выражает насмешливое или лукавое иносказание, сама по себе «<…> есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия» [3], не «<…> вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения», не даже символистская «<…> романтическая или трансцедентальная ирония, состоящая в том, что сквозь образы произведения просвечивает сознание того, что всё это не совсем то, за что принимается, но как бы только пляшущие тени, которые дают предчувствовать смутное прозрение чего-то иного» [4].

Постмодернистская культура базируется на антиутопическом осознании действительности, на определении мира как хаоса. В хаосе нет истины, значит, нет и противостоящих ему категорий. В мире постмодернизма нет ничего окончательного, в том числе нет и окончательных утверждений. Поэтому постмодернистская ирония ненаправленная, она зачастую замыкается на самой себе (ирония сменяется самоиронией – иронией над иронией – и наоборот). В. Бычков определяет культуру нынешнего рубежа веков как особого рода посткультуру и пишет: «Начиная с поп-арта и концептуализма (середина ХХ в.), пост-культура захватывает всё более широкие пространства, активно вытесняя на обочину цивилизации любые проявления Культуры, которые тем не менее ещё продолжают сохраняться.

Для искусства посткультуры, которое, кстати, уже, как правило, и не называет себя так, но – арт-деятельностью, арт-практиками, а свои произведения – артефактами, ибо из них сознательно устраняется не только духовное, но и всё традиционно эстетическое (или художественное), в частности ориентация на прекрасное, возвышенное, художественный символизм, миметический принцип и т. п., – так вот, для этой арт-деятельности в целом характерен принципиальный отказ практически от всех традиционных ценностей – гносеологических, этических, эстетических, религиозных. Им на смену пришли сознательно приземлённые утилитаристские или соматические категории: политика, коммерция, бизнес и рынок, вещь и вещизм, потребление, тело и телесность, соблазн, секс, опыт и практика, конструирование, монтаж и т. п. На них и строятся “правила игры” современной арт-деятельности. Неклассическое, нонклассика начинают преобладать во всех сферах того, что совсем ещё недавно было Культурой, в том числе и прежде всего в сфере художественно-эстетического опыта» [5]. И постмодернистскую иронию исследователь также рассматривает как кризисную, утверждая: «Фактически главной пружиной всей постмодернистской деятельности является глобальное ироническое передразнивание и перемешивание всех и всяческих феноменов всей истории культуры, ироническая игра всеми известными творческими методами и приёмами выражения и изображения, всеми смысловыми уровнями, доступными данному виду искусства или арт-практики» [6].

Не споря с обоими означенными положениями В. Бычкова, отметим, однако, что именно ирония в современной культуре становится не только разрушительным, но и созидающим инструментом в том случае, если она имеет принципиально позитивный характер. Такая ирония наблюдается, например, во многих произведениях жанра иронического фэнтези. Она основана в большой степени на том же внеиерархическом смешении, переплетении элементов всех и всяческих предыдущих культур, на построении культурного универсума. Стремление к культурному универсализму было характерно для эстетико-философской концепции модернизма, не менее важно оно и для постмодернистской эстетики. Однако модернисты с помощью выстраивания мифолого-литературных универсалий стремились к созданию новой (космичной) культурной модели, структурно и логично используя наследие предыдущих эпох, пытаясь модернизировать его на основе некой новой мистической концепции мира, человека и культуры. Постмодернизм же декларативно и принципиально отказывается от какой-либо модельности, так как нельзя смоделировать хаос, коим они считают весь мир.

Ироническое фэнтези, на наш взгляд, не выстраивает новую культурную модель-универсум, но и не универсализирует хаос. Далёко оно и от идей концептуализма, который во многом рассматривает всё существующее культурное наследие как некую лабораторию. Его художественный мир породнил одни из концептуальных особенностей обоих направлений, отказавшись от других его особенностей. Ироническое фэнтези, как многие произведения и модернизма, и постмодернизма, строится на основе создания культурного универсума. При этом от модернизма оно воспринимает позитивную космичность, стремление к универсальной утопии, от постмодернизма же – отсутствие всяческой иерархии, нонселекцию и предельный демократизм (антиэлитарность). Кризисность постмодернистского мировосприятия если и отражается в той или иной степени в этих произведениях, то в большой степени смягчается именно ненаправленной постмодернистской иронией. Она делает неопределённое зло в ироническом фэнтези смешным (а потому нестрашным и беспомощным), а добро (иногда неопределённое) самоироничным (и поэтому не стремящимся к абсолютной доминанте, которая ведёт к чрезвычайно дурным последствиям, о чём можно прочитать во многих классических антиутопиях). Фэнтезийные миры М. Успенского и А. Белянина, например, представляют собой смоделированные на основе разнообразных культурных универсалий (и прежде всего – мифологических архетипов) сказочные миры, в которых так называемый положительный герой борется со злом. Это классическая ситуация и мифа, где культурный герой единоборствует с хаотическими чудищами, и волшебной сказки, в которой примерно тем же самым (только с иными целями либо вообще без них) занимается сказочный персонаж. Во всех случаях герой так или иначе побеждает. При этом в прототипических мифологических и фольклорных сюжетах зло физически погибает, то есть устранено. В классических фэнтези наблюдается то же самое. К. Мзареулов пишет по этому поводу, что в них «<…> даже самые сложные проблемы решаются экстремально решительно и примитивно-прямолинейным образом: положительные герои просто убивают любого, кого сочли своим врагом. Легко убедиться, что на страницах романов-фэнтэзи количество убийств и литраж кровопролития на порядки превышают масштабность тех же развлечений, встречающихся в научной фантастике» [7]. У Успенского же или Белянина герои чрезвычайно редко применяют высшую меру наказания к злодеям. Они их либо жалеют и отпускают, наказав предварительно как-либо ещё (наказание это чаще всего бывает в виде публичного воспитательного осмеяния противника), либо перевоспитывают и привлекают если не на сторону добра, то на нейтральную территорию. В романе же И. Чубахи «Железная Коза, или Куртуазные приключения отставной княгини Ознобы Козан-Остра, вдовы божьей милостью Дажбога» весь мир показан как постмодернистский хаос. Но это – смешной хаос, и зло в нём такое же смешное. Оно настолько смешно и нелепо, ненатурально, нелогично и непродуктивно, что с ним и бороться не надо. Потому, вероятно, роман начисто лишён и положительного героя (борца со злом) – за его ненужностью. Положительные же персонажи М. Успенского (тот же Жихарь из «Там, где нас нет», «Время оно», «Кого за смертью посылать», «Белый хрен в конопляном поле») и А. Белянина (Никита Ивашов из шестикнижия «Тайный сыск царя Гороха», Лев Оболенский из романов о багдадском воре, Сергей Гнедин из двух романов о жене-ведьме и другие) – это не космические защитники космоса и не влекомые сказочной судьбой герои, вообще не этикетные герои, а почти обычные люди, полные как положительных, так и отрицательных качеств. В них переплетены и героизм, и трикстеризм. Причём последнего явно больше, и подан он в неизменно ироническом (без осмеивания, даже в симпатичном) ключе. Этот трикстеризм не носит пародийного начала. Он скорее нивелирует героическую пафосность. И с пародийностью бурлескного характера его тоже нельзя соотносить, так как подвиги герои иронического фэнтези совершают настоящие и в конечном итоге по-настоящему спасают весь свой фэнтезийный мир или его отдельных представителей.

Зло в сказочном космосе иронического фэнтези, как мы уже отмечали, по большей части лишено своей мистической ужасности: оно либо нивелируется ироническим (смешным) описанием, либо иронически же очеловечивается. И оно, как правило, не является абсолютной категорией. Водяные, лешие и демоны, например, у Успенского более человечны, чем некоторые люди. И недостатки у них вполне человеческие (например, склонность к алкоголизму, азартным играм, примитивная жадность, простоватая хитрость и т. д.). В последнем случае налицо, на наш взгляд, влияние на М. Успенского традиции изображения мифологического и сказочного мира с его героями, начало которой положено В. Высоцким в его песнях-сказках («О нечестии», «Антисказка» и пр.) и А. и Б. Стругацкими («Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о тройке»).

У А. Белянина персонажи, традиционно ассоциирующиеся с инфернальным злом (черти и демоны, вампиры, ведьмы, чёрные колдуны, оборотни, Смерть и т. д.), внутри «своего», так называемого злого, мира тоже делятся на хороших и плохих, порядочных и не очень, абсолютно злых и скорее добрых. То есть в белянинском фэнтези, строго говоря, нет привычного деления на миры – абсолютного добра и абсолютного зла. Оба этих мира сами по себе внутренне амбивалентны, каждый из них живёт по своей шкале ценностей. Эти шкалы по задуманному кем-то мировому порядку иногда вступают в противоречие друг с другом, иногда – в конфликт, а иногда не только мирно сосуществуют, но и мирно взаимодействуют. Существование обеих шкал объективно определено, и каждая из них изначально имеет право на существование. Ценностные категории в мирах добра и зла А. Белянина очень похожи, и герои из этих миров каждый по-своему делятся на плохих и хороших, добрых и злых, сильных и слабых, достойных понимания и сочувствия и недостойных этого.

Одним словом, художественные миры авторов иронического фэнтези до предела толерантны. Ирония вместо резкости в описании и оценке способствует этой толерантности, провоцируя не обличающий, а добрый смех. Именно она помогает созданию утопической гармонии космоса в романах М. Успенского, А. Белянина и других представителей жанра иронического фэнтези. Эта космичность представляет собой резкий контраст по отношению к антиутопическому миру хаоса многих литературных произведений переломной культуры второй половины XX – начала XXI века.

Список использованных источников

  1. Мзареулов К. Фантастика. Общий курс //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mzar/03.php.
  2. См. об этом, например: Кривцун О. А. Эстетика: учебник. М., 2000. С. 180.
  3. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987. С. 132.
  4. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925 // http://feb-web.ru/feb/slt/abc/.
  5. Бычков В. В. Эстетика: учебник. М., 2004. С. 303.
  6. Бычков В. В. Эстетика: учебник. М., 2004. С. 242.
  7. Мзареулов К. Фантастика. Общий курс //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mzar/03.php.

Об авторе:

Родилась в 1969 г. в г. Березники Пермской области. Детство и юность прошли на Кубани в учительской семье. В 1990 г. окончила Борисоглебский государственный педагогический институт, осталась работать в родном вузе преподавателем русской, зарубежной литературы, древних культур. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роман А. Белого „Крещёный китаец“ в контексте русской литературы ХХ века», получила звание доцента. Сейчас работает в Борисоглебском филиале Воронежского государственного университета на технолого-педагогическом факультете доцентом кафедры гуманитарных дисциплин. Опубликовала 5 книг, а также более 80 научных и научно-критических статей по творчеству модернистов и постмодернистов, в частности А. Белого, Н. Гумилёва, Ф. Сологуба, И. Бунина, Л. Андреева, Е. Замятина, В. Высоцкого, Т. Кибирова, Д. А. Пригова, по рок-поэзии, ироническому фэнтези и др.


Опубликовано в журнале «Российский колокол» № 7-8 2021.
Размещено на сайте 13.11.2021 в 20:38.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях:

Подписка на обновления интернет-версии журнала «Российский колокол»:

twb

Разница между фантастикой и фэнтези

Все дети любят сказки. А взрослые дети тем более. Только сказки у них пострашней, да поинтересней. Здесь уже Царевной-лягушкой не удивишь, и ушлые писатели придумали жанр, который помогает унестись от реальности в сказочный мир вполне «взрослого» масштаба. Мир фантастики. Этот жанр, пожалуй, один из древнейших жанров литературы, ведь древнегреческие мифы и легенды тоже принадлежат к фантастическому жанру. К тому же, фантастика очень разнообразна, включает в себя много разновидностей, в том числе научную фантастику и фэнтези. Схожесть названий и то, что в девятнадцатом — двадцатом веке научная фантастика получила огромную популярность, привело к тому, что говоря о фантастике, мы подразумеваем научную фантастику, а фэнтези вообще в отдельный жанр не выделяем. Попробуем провести грань между двумя жанрами фантастики: научной и фэнтези.

Определение

Существует огромное количество определений, как научной фантастики, так и фэнтези. Остановимся на самых распространенных.

Дословно научная фантастика переводится как «научный вымысел». Определить его можно как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное допущение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но и исторических, культурных, пространственно — временных и т.д. Научная фантастика не касается только волшебства и магии.

Кадр из научно-фантастического фильма «Голова профессора Доуэля»

Зато фэнтези восполняет этот пробел. И в основе этого жанра лежит свободный полёт фантазии, не ограниченный научными рамками. Фэнтези — это разновидность фантастики, в основе которой — полёт фантазии автора не ограниченного рамками научного прогресса или регресса. Мир фэнтези развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и волшебству. Переводится с английского как фантазия.

Гарри Поттер. Фэнтези к содержанию ↑

Возникновение

Опять же, многие думают, что фантастика появилась лишь на рубеже девятнадцатого — двадцатого веков. Но это не верно. Как было написано выше, к фантастике относятся мифы и легенды разных народов. Фантастическая литература развивалась и в эпоху Возрождения (утопические произведения), и на протяжении всего средневековья (романтическая фантастика). А вот научная фантастика, как жанр, как раз появилась благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Первопроходцами жанра стали Жюль Верн, в СССР — А.Толстой, А. Беляев.

А вот отцом-основателем фэнтези считается Дж. Р. Р. Толкиен с его знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Потом идею добрых (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов подхватили другие писатели. Но пик популярности фэнтези пришёлся на девяностые годы двадцатого века. И по сей день фэнтези — самый популярный вид фантастики, потеснивший научную фантастику.

Некоторые произведения стоят как бы на стыке этих жанров, например, творчество Урсула Ле Гуин. Её произведения относят то к фэнтези, то к фантастике. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой

Поджанры

Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.

Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.

Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.

Чем отличаются научная фантастика и фэнтези?

В чём отличие между научной фантастикой и фэнтези?

Многие люди, особенно в Интернете, путают одно и другое (некоторые вообще не видят разницы, считая что «фантастика» и «фэнтези» — это просто разные слова для называния одного и того же).

Научная фантастика (science fiction) и фэнтези (fantasy) — это жанры фантастики, т. е. нереалистической художественной литературы (а также кино, живописи и других производных от литературы видов искуства).

На шкале реалистичности (или нереалистичности) научная фантастика и фэнтези находятся на противоположных концах. Научная фантастика — самая реалистичная в фантастической литературе. Фэнтези — самый нереалистичный жанр фантастики.

В словосочетании «научная фантастика» слово «научная» накладывает сильное ограничение на фантазию писателя. Альберту Эйнштейну принадлежат слова: «То, что мы называем наукой, преследует одну-единственную цель: установление того, что существует на самом деле». Поэтому любой вымысел, любая фантазия должна находиться в рамках научного мировоззрения, где нет места никаким сверхъестественным, потусторонним, сказочным явлениям: чудесам, заклинаниям, магии, колдовству, богам, эльфам, гномам, оркам, драконам. Учёный в своей работе всегда делает предположения (выдвигает гипотезы), то есть фантазирует — так и писатель, работающий в жанре научной фантастики, тоже занимается выдвижением гипотез, проводит мысленные эксперименты в той или иной научной области (научно-фантастические произведения есть не только в области естественных наук, но и гуманитарных — например, социальная фантастика).

Наука и фантазия неразрывны, поэтому не случайно среди учёных есть писатели фантасты (или наоборот, среди писателей фантастов есть учёные): Фред Хойл (астроном), Карл Саган (астроном), Айзек Ахимов (биохимик). Фантастические произведения писали Циолковский, Обручев. Это самые известные примеры; можно назвать имена многих других писателей-фантастов, одновременно являющихся учёными.

В научно-фантастическом произведении вымысел, каким бы нереалистическим на самом деле он не был (путешествия во времени, сверхсветовые скорости, бессмертие и т. д.), всегда обосновывается научным образом. Конечно, это обоснование не полное, иначе перед нами была бы не художественная книга, а научный труд: это обоснование с пропусками, вольными допущениями: гипотеза объявляется доказанным фактом, из чего потом вытекают интересные следствия, описываемые в книге.

К 100%-ным научно-фантастическим книгам из самых известных можно отнести: «Чёрное обласко» Ф. Хойл, «Машина времени», «Человек невидимка» Г. Уэллс, «Солярис» С. Лем, сборник рассказов «Я, робот» А. Азимов.

В фэнтези фантазия автора не ограничена законами нашего мира, а создаёт особые вымышленные миры с законами и свойствами, кардинально отличающимися от законов и свойств мира, в котором мы живём, и прежде всего — по решению основного вопроса философии о соотношении материального и идеального: грубо говоря, научная фантастика — это материализм, фэнтези — идеализм. Современная наука основана на сугубо материалистическом понимании устройства мира — отсюда научная фантастика тоже строится на материалистическом фундаменте. Идеалистическое философское основание фэнтези допускает существование богов, магии, волшебства, колдовства — всего того, что отвергает наука, как сверхъестественное. Примером того, что физические законы в фэнтези-мирах не обязаны вписываться в физическую картину нашего мира, является серия книг «Плоский мир» Терри Пратчетта — плоская планета покоится на спинах четырёх слонов, стоящих на черепахе, свет движется медленно, в радуге восемь цветов (кроме того, что в этом мире существует магия).

Таким образом, в мире фэнтези есть колдовство, волшебство, заклинания — всё то, что есть в сказках. Любая сказка — от традиционной народной (фольклор), до авторской — основана на архетипах. Фэнтези тоже наполнено этими архетипами и, как в сказках, в фэнтези тоже есть эльфы, гномы, тролли, драконы — фольклорные персонажи мифов и легенд того или иного народа. Фэнтези — это современное развитие сказок. Основное отличие фэнтези от сказок в том, что в фэнтези тщательно выстроен целый мир, прописаны его законы, то есть целенаправлено создаётся его логическая структура (чего в сказках не делается за ненадобностью). Сказка в шкале нереалистичности стоит ещё дальше, чем фэнтези.

Примерами самых известных книг в жанре фэнтези являются: «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин, «Конан» Роберт Э. Говард, «Хроники Нарнии» К.С. Льюис, «Ведьмак» А. Сапковский, цикл «Земноморье» Урсула Ле Гуин, «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг.

Стремление в фэнтези построить целый мир приводит к тому, что книга, написанная в этом жанре, склонна превращаться в дилогию, трилогию, целую эпопею.

Возвращаясь теперь к отличию между научной фантастикой и фэнтези, можно отметить, что если описанное в научно-фантастических книгах в принципе может стать реальностью (например, научно-фантастическая повесть Циолковского «На Луне» стала реальностью в 1969 году), то с фэнтези это невозможно.

Чем отличается:: фантастика и фэнтези

Таким образом, фантастика и фэнтези, несмотря на кажущееся сходство, довольно сильно отличаются друг от друга. В повествование фантастических произведений включаются научные разработки и открытия, а в фэнтезийные — элементы волшебства и фольклора. Писатель-фантаст с научной точки зрения объясняет читателю, почему альтернативная реальность изображена тем или иным способом. Автор, творящий в жанре фэнтези, никаких объяснений не дает. Он лишь представляет читателю тот мир, который придумал. Если в фантастических произведениях главный конфликт — между человеком и обществом, то фэнтезийные произведения чаще всего показывают эпичное противостояние добра и зла.

Научная фантастика и фэнтези — два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.

Истоки и развитие фантастики

Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.

Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.

В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.

Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы — научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.

Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.

Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений — трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.

Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали «космической оперой».

Возникновение жанра фэнтези

Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.

Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.

Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.

Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.

Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира — обычное явление, не выходящее за рамки нормы.

Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.

Различие в описании законов мироустройства

В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.

Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.

Примером являются произведения поджанра «паропанк» («стимпанк»), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.

А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, — это тоже заданная писателем норма описываемого мира.

Добро и зло

В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.

В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях — это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.

Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние «добра» и «зла» — это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.

В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.

Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть «не такими, как все».

Смешение жанров

Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.

Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко «Не время для драконов»).

А поджанр «научное фэнтези» является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»).

Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют ( романы С. Лукьяненко из цикла «Дозоры»).

Источники:

https://thedifference.ru/otlichie-nauchnoj-fantastiki-ot-fentezi/

https://answiki.org/868-chem-otlichayutsya-nauchnaya-fantastika-i-fentezi.html

https://www.ikirov.ru/news/17330-chem-otlichaetsya-fantastika-i-fentezi

Определение

Существует огромное количество определений, как фантастических, так и фэнтезийных. Остановимся на самых распространенных.

Дословно научная фантастика переводится как «научная фантастика». Его можно определить как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное предположение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но также на основе исторических, культурных, пространственно-временных и т.д. Научная фантастика — это не только о магии и магии.

Чем жанр фэнтези отличается от волшебной сказки и от научной фантастики
Кадр из фантастического фильма «Голова профессора Доуэлла»

Но воображение восполняет этот пробел. И этот жанр основан на свободном полете воображения, не ограниченном научными рамками. Фэнтези — это своего рода фантастика, основанная на полете авторской фантазии, не ограниченная рамками научного прогресса или регресса. Фэнтезийный мир развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и колдовству. В переводе с английского фэнтези.

Чем жанр фэнтези отличается от волшебной сказки и от научной фантастики
Гарри Поттер. Фантазия к содержанию ↑

Отношение к реальности

Другой момент, чем художественная литература отличается от фэнтези, — это отношение происходящего к реальности читателя. Следовательно, научная фантастика, способная описать социальное расслоение марсианского общества 21 века, тем не менее должна соотноситься с реальностью, знакомой читателю. Это достигается за счет «реалистичного» кадра, сравнения результатов науки и мира, представленного научной фантастикой. Его жанр также включает обращение к достоверным и не очень документальным источникам. Подобный прием известен еще со времен Жюля Верна.

Мир фантастики, в свою очередь, представлен его создателем как автономный, существующий по своим законам, не соответствующим представлениям читателя. Однако книги в жанре фэнтези могут проводить параллели с внетекстовой реальностью, особенно если такие ссылки должны передать мысль, имеющую фундаментальное значение для автора.

фантастические книги

Фэнтези и фантастика: в чем разница

Что такое фэнтези и научная фантастика? Те и другие работы имеют сходство: они отличаются нарушением границ реальности, принятых условностей. Но, несмотря на родство жанров, любители научной фантастики и фэнтези часто оказываются совершенно разными людьми. Одним нравятся только волшебники и драконы, другим нравятся покорение космоса, новейшие роботы, миры будущего. Разделить жанры фэнтези и фэнтези удобно всем.

У научной фантастики и фэнтези есть разница во времени. Большинство фантастических произведений обращено в будущее и тесно связано с научным прогрессом. С другой стороны, фэнтезийные герои возвращают нас в прошлое или даже переносят в какие-то параллельные или фантастические вселенные, не пытаясь подвергнуть это научному пониманию. Но это не делает историю менее убедительной. Переживания героев находят живой отклик в сердцах читателей, в них также можно узнать себя. Книги в жанре фэнтези буквально переносят человека в его волшебные миры.

Фильмы фантастика или фэнтези

Научная фантастика, как и кино, продолжает идею показа нереальных, но возможных событий. В 21 веке жанр кино стал самым популярным и высокооплачиваемым. Классическими примерами современных успехов являются «Аватар», «Звездные войны: Пробуждение силы».

Мир фэнтези давно завораживает миллионы читателей, а за последние годы приобрел целую армию зрителей. Текстуры, пропитанные волшебством, фантазии можно снимать особенно эффектно. Примеры фэнтези как жанра кино: фильмы саги «Властелин колец», «Варкрафт», экранизации сказок — яркие образцы кинематографических шедевров.

Чем мистика отличается от фэнтези

Жанры фантастики и фантастики: в чем разница, описание простыми словами

Это произведения, в которых герои наделены сверхъестественными способностями, они чувствуют тонкие вещи. Сюжеты основаны на распространенных в литературе случаях встреч с потусторонними силами, которые ученые не могут подтвердить или опровергнуть. Мистические рассказы часто содержат элементы ужаса.

В чем разница между фэнтези? В его мире живет множество богов, драконов, эльфов, троллей. Чудеса — это норма и действуют систематически, как законы природы. Можно сказать, что события в книге представлены в более позитивном ключе, в отличие от мистики. Даже если речь идет о жестоких и кровавых временах средневековья. Часто произведения строятся по архетипическим сюжетам.

Организация повествования

Писатель-фантаст должен представить представленный мир максимально подробно, иначе у читателя не возникнет иллюзия подлинности и читать такую ​​книгу будет просто неинтересно. С другой стороны, чрезмерное обилие деталей, технических деталей не должно отвлекать читателя от сюжета. Вывод: автор должен поддерживать необходимый баланс в изображении мира будущего, например, обрисовывать его разными чертами, оставляя место для воображения. Или используйте ссылки на реальность, которые помогут объяснить, как устроено общество некоторых марсиан, живших в 20 веке.

Художественная литература отличается таким построением повествования. Жанр фэнтези, в свою очередь, не предполагает подробного введения читателя в мир неординарного. Напротив, открытие другой реальности застает героя врасплох, вызывая страх или сильное удивление. При этом окружающая действительность остается прежней.

жанр фэнтези

Возникновение

Опять же, многие думают, что научная фантастика появилась только на рубеже XIX и XX веков. Но это не так. Как было написано выше, мифы и легенды разных народов относятся к художественной литературе. Фантастическая литература развивалась в эпоху Возрождения (утопические произведения) и в средние века (романтическая фантастика). Но научная фантастика как жанр появилась только благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Пионерами рода были Жюль Верн, в СССР — А. Толстой, А. Беляев.

Но отцом-основателем фэнтези является Дж. Р. Р. Толкин со своим знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Так что идея хороших (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов была подхвачена другими писателями. Но пика популярности фэнтези достигла в девяностых годах ХХ века. По сей день фэнтези является самой популярной формой художественной литературы, отвергающей научную фантастику.

Некоторые работы, кажется, находятся на стыке этих жанров, например, работа Урсулы Ле Гуин. Его работы классифицируются как фэнтези или научная фантастика. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой

Уровень проблематики

Основное отличие художественной литературы от фэнтези — проблемный уровень. Цель романов Уэллса, Лема или Азимова — дать какое-то предсказание научного, философского или социального характера. Для фэнтези главным остается воплощение во всей тотальности мира, соединяющее повседневное и необычное, фантастическое. Именно из этих двух слоев состоит «истинная» реальность, и они неразрывны в романах Толкина, Роулинг.

Внелитературный аспект

Разная история развития фантастики и фэнтези. Это особенно очевидно на примере русской литературы, где такие произведения, как романы Толкина, оставались запрещенными. В то же время научная фантастика была чуть ли не единственным способом, которым несогласные писатели могли без страха выразить свою позицию. И при этом оставаться в «разрешенных» рамках. Образ будущего не был запрещен; действительно, его даже приветствовали, особенно если он нес явно утопический оттенок.

Однако на рубеже веков ситуация изменилась. Появились польские, украинские, русские фантазии. Авторы стали широко использовать такие элементы в своих работах. Теперь Олди, Валентинов, Лукьяненко можно назвать классиками (конечно, в контексте этой литературы).

авторы русского фэнтези

Чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко: сравнение, сходства и различие

Фантазия
Фантазия

По одному только определению трудно понять, в чем разница и сходство этих двух полов. Мы проводим параллели, чтобы увидеть разницу или найти что-то общее. Вот чем жанр фэнтези отличается от научной фантастики в кино, короче литературы:

Сходство:

  • Фантастическая идея или фактор невозможны в реальном мире. Мир фантазий тоже нереален.
  • События и явления в настоящее время не существуют. Это верно для обоих полов.

Разница:

  • Идея фантастики — это фикция, но она не противоречит возможному. Идея фэнтези — тоже вымысел, но она противоречит возможному, то есть мы точно знаем, что такой сюжет не может появиться в реальной жизни. Сюжет фантастики может развиваться в далеком будущем, по крайней мере, если мы не уверены, по крайней мере, можем предполагать.
  • Герои фильма или литературного фантастического сюжета помещаются в нестандартные условия, чтобы создать неповторимую экзотическую среду. Герои фэнтези живут в собственном, знакомом им мире.
  • В научной фантастике все объясняется определенными законами и все делается в соответствии с технологиями. Фэнтези использует магию и колдовство.
  • В фэнтези мир основан на магических законах, в научной фантастике — на технологических принципах.
  • Вымышленные персонажи: орки, гоблины, ведьмы, эльфы. Персонажи жанра фэнтези: роботы, инсектоиды, зеленые марсиане, инопланетяне, джедаи, фантастические насекомые и так далее.
  • Фэнтези обычно переносит вас в прошлое, а фантазия — в будущее.

Как видите, различия между этими двумя полами — это больше, чем просто сходство. Поэтому, если вам кажется, что кто-то утверждает обратное и хочет провести аналогию между этими жанрами кино и литературы, вы можете смело возразить и доказать обратное.

Проще говоря, фэнтези — это сказка, а фэнтези — вымышленная реальность, но с точки зрения науки она может существовать в далеком будущем.

Подход к изображению человека

Даже на фоне совершенно лишенного психологизма мифа или сказки научная фантастика считается ярким примером того, как вторичная условность может уничтожить героя, превратить породистого персонажа в условное клише. И это неудивительно. Изображение новых миров, феерические изобретения — вот что такое научная фантастика. Определение основных характеристик персонажа, описание его внутреннего состояния не входят в задачи писателя. Таким образом, вы можете прочитать «Плутонию» Обручева от начала до конца и не понять, чем зоолог Папочкин отличается от ботаника Громеко. И даже если эти герои попытаются задуматься, их мысли будут крайне абстрактными, лишенными какой-либо индивидуальности. Научная фантастика также отличается широким использованием клише, уже отмеченных в литературе прошлого века. К ним относятся «безумный ученый», «инопланетянин» (какое-то ужасное существо инопланетного происхождения, которое вторглось на Землю и готово ее уничтожить).

Книги в жанре фэнтези внимательнее относятся к внутренним переживаниям героя; они больше психологические, чем научная фантастика. Фэнтези знает два типа героев, в зависимости от того, как они реагируют на происходящую магию. Первый любой ценой стремится вернуться в нормальный старый мир. Часто такие персонажи ничем не отличаются от обычного обывателя. Другие герои, в отличие от них, привыкают к новому миру и даже чувствуют себя счастливыми. Часто это известные чудаки и романтики.

Чем отличается фэнтези от научной фантастики

Каким бы причудливым ни был сюжет фантастического произведения, автор постарается представить его с точки зрения разума. Авторы фэнтези даже не пытаются рационально объяснить происходящее в книге. Это воображаемая вселенная, где царят ее законы, принятые на веру.

Классификация

Отличие фэнтези от научной фантастики проявляется в наличии разных жанровых разветвлений. Таким образом, согласно давней традиции, он направлен на определение «жесткой» и «гуманитарной» научной фантастики. Кроме того, иногда предлагают рассматривать утопию, антиутопию и роман-предупреждение как ответвление жанра. Легко видеть, что первые характеристики жанра основаны на соотношении «научного» и «литературного» в текстах Уэллса, Азимова и других писателей. Что касается утопий и антиутопий, относимых к жанру научной фантастики, то такая точка зрения, скорее всего, неверна. В таких романах, как «Мы» Замятина или «1984» Дж. Оруэлла, есть особая поэзия, которая заимствует лишь некоторые приемы из научной фантастики

Жанр фэнтези обычно классифицируют по другому тематическому принципу. Так, литературоведы обычно говорят о мифологическом (например, роман М. Семеновой «Волкодав»), сказочном, игривом (произведения Р. Кнаака) этого жанра.

художественное определение

Источники

  • https://TheDifference.ru/otlichie-nauchnoj-fantastiki-ot-fentezi/
  • https://www.syl.ru/article/187082/new_chem-otlichaetsya-fantastika-ot-fentezi-literaturnyie-janryi
  • https://love-mother.ru/stati/zdorove-otdyh/zhanry-fentezi-i-fantastika-v-chem-raznitsa-opisanie-prostymi-slovami/
  • https://heaclub.ru/chem-otlichaetsya-zhanr-fentezi-ot-fantastiki-v-filmah-literature-kratko-sravnenie-shodstva-i-razlichie

Мне постоянно приходится читать комментарии читателей (кстати, спасибо всем, кто их пишет) и постоянно сталкиваться с терминологической путаницей. Вообще, вопрос жанров в фантастике — очень трудная проблема. Например, «Тайна железной двери» — это сказка? А как же робот, который там есть? Тогда это фантастика? А как же волшебство, которое приводит в движение весь сюжет? В данном случае мы можем сказать «это городская сказка» и закрыть проблему, но иногда надо понимать точно — где границы фантастических жанров. Сегодня этим и займемся, разграничив три самых популярных нынче направления фантастики.

Фантастика

Сказка — это тоже фантастика. В самом широком смысле слова

Сказка — это тоже фантастика. В самом широком смысле слова

В нашей стране с этим особенно сложно. У нас привыкли думать, что «фантастика» — это обязательно «научная фантастика». Так действительно было на протяжении долгого времени. Но сегодня, когда посмодерн перемешал все жанры и создал несколько новых, надо понимать, что фантастика — это описание того, чего не может быть. Вот так вот просто. И сказка — это фантастика, и фэнтези и зомби-триллер и вампирская сага. Все это — фантастика. В крайнем случае, так считалось в тот момент, когда термин вошел в обиход (в XVII веке, между прочим), так сегодня считает западная филология, к этоми приходят и отечественные исследователи. Если говорить строгим научным языком, фантастика — это жанр литературы, в котором важную роль (чаще всего — сюжетообразующую) играет фантастическое допущение (то есть то, чего не может быть, как мы и сказали раньше).

А вот уже внутри фантастики есть несколько поджанров, которые часто путаются в головах поклонников.

Научная фантастика

«Из пушки на Лугу» Верна — самое начало научной фантастики

«Из пушки на Лугу» Верна — самое начало научной фантастики

Собственно, из самого названия жанра понятно, что НФ — это такая фантастика, в которой фантастическое допущение основывается на научном предсказании, предвидении, гипотезе. Это не значит, что все, происходящее должно описываться известными законами физики или химии. Это значит, что происходящее не должно противоречить известным нам научным знаниям, существующим на данный момент. Когда Казанцев или Стругацкие описывали приключения космонавтов на Венере, это не противоречило тому, что мы знали об этой планете на данный момент. Можете почитать их тексты и понять, насколько продвинулась планетология Солнечной системы за эти годы. Тем не менее, даже понимая, что все описанное в «Планете бурь» или «Стране багровых туч» в принципе невозможно, мы не вычеркиваем эти книги из корпуса научно-фантастических текстов.

Космоопера

«Звездные короли» Гамильтона — сферическая космоопера в вакууме

«Звездные короли» Гамильтона — сферическая космоопера в вакууме

Надо ли упоминать, что этот термин, введенный в употребление критиком Уилсоном Таккером? Пожалуй нет. Сегодня космоопера — вполне почтенный жанр, тем более, что мы собирались не обсуждать — какой жанр лучше, а как их отличить. Если объяснять попросту, то космоопера — это научная фантастика минус наука, плюс мушкетеры (в самом широком смысле этого слова). Чтобы не опираться на аргументы из разряда «я так чувствую» (а они не хороши тем, что разные люди чувствуют по разному), то можно собрать следующие жанровые признаки, характерные для космооперы:

  1. Действие происходит в рамках цивилизаций — человеческих или нечеловеческих — освоивших космическое пространство приблизительно на том же уровне, на котором мы сегодня освоили нашу планету. То есть путешествия между звездами осуществляются приблизительно с той же легкостью, с которой мы сегодня путешествуем между континентами.
  2. Несмотря на сложность описываемого мира, псевдо-государственные структуры, присутствующие в мире космооперы могут управляться монархами. Сейчас не будем подробно разбирать, почему такое невозможно, просто обратите внимание на то, что в XX веке все монархии в развитых странах или сами себя ограничили или прекратили свое существование.
  3. Раз есть монархия, то будет какое-то квази-дворянство. Со всеми положенными атрибутами: апелляция к своему роду, личная доблесть, многочисленные регалии, включая ордена, аксельбанты, эполеты.
  4. А чтобы дворянство было совсем уж узнаваемым, в мире космооперы при наличии межзвездных (и даже межгалактических) кораблей и технологий уничтожения целых звездных систем будет существовать (и активно использоваться) оружие, приводимое в движение мускульной силой — кинжалы, шпаги, мечи (в том числе световые) и т.д.

В некоторых исследованиях еще упоминается человекообразие всех (или большинства) участвующих в сюжете инопланетных рас, обязательный мелодраматический сюжет и апелляция к пафосу. Но каждый из этих элементов не является обязательным, с другой стороны они могут присутствовать в произведении любого другого жанра. Но их присутствие рядом с признаками, перечисленными в первых четырех пунктах сильно увеличивает вероятность того, что перед вами именно космоопера.

Фэнтези

Рыцари и драконы — сюжет, популярный с XV века.

Рыцари и драконы — сюжет, популярный с XV века.

Вообще жанр сформировался, как утверждают ученые, аж в XV веке, поэтому те, кто считают, что его создали, почти что у нас на глазах, Толкиен и Льюис, мягко говоря, не правы. Если говорить о жанровых особенностях фэнтези, то можно упомянуть следующее:

  1. Самое главное — в этом мире есть магия. Собственно, магией вместо всякой научной сложноты, будет объясняться чуть ли не всё, описываемое автором.
  2. В произведении могут описываться мифические существа — боги, драконы, эльфы, кентавры — да что угодно. Впрочем, некоторые авторы, устав гонять по страницам стада привычных гномов и орков, решают добиться оригинальности при помощи придумывания собственных существ. Но выдумать что-то жизнеподобное и при этом принципиально новое очень трудно, поэтому как правило это те же самые драконы, эльфы, ангелы, боги, гномы, только под новыми названиями. Иногда не очень новыми, иногда просто позаимствованными из малоизвестных мифологических систем или какого-то экзотического фольклора.

Если вы видите оба этих признака, то перед вами совершенно точно — фэнтези. Кстати, если вы думаете, что фэнтези обязательно должно выстраивать некий средневековый антураж, то — нет. В эпоху постмодерна и смешения всех возможных жанров это совершенно необязательно. Вполне могут появиться и звездолеты, роботы, бластеры. Тогда перед вами — технофэнтези. Или фэнтезийная разновидность космооперы. Ну или какая-то пародия на оба этих жанра.

Заключение

Сейчас в комментах мне напишут тысячу примеров, когда приведенная классификация не работает. Так же будет тысяча примеров того, как произведение попадает сразу в несколько жанров. А так же множество соображений из ряда «метод не работает». Друзья мои! Я рад, что вы прочитали эту публикацию. Но, огорчу вас! Практически ни одна классификация жанров не работает на сто процентов — всегда бывают исключения. Смиритесь с этим. Или попытайтесь придумать свою классификацию (кстати, приведенная в данной публикации метода — не моя, я ее позаимствовал). Возможно, вы великий филолог, но не знали об этом. Осчастливьте мир, предложите ему универсальный способ различать фантастические жанры. Спасибо вам, если вы сделаете это в публикации на своем канале.

Чем отличается ФЭНТЕЗИ от ФАНТАСТИКИ

В курсе школьной программы дети изучают произведения научной фантастики. И вот на урок внеклассного чтения девочка приносит «Артура» Люка Бессона. А учительница говорит, что эта книга не относится к жанру научной фантастики. Девочка начинает возмущаться, приводит ряд доводов для доказательства своего мнения: есть вымышленные герои, существует некая фантастическая реальность и т.п. Посыпались вопросы из класса. Действительно, почему «Артур» не фантастическое произведение? Учительница задумалась, откуда ребенку знать, в чем отличие фэнтези от научной фантастики. Ведь школьной программой чтение фэнтезийных произведений не предусмотрено. А современным детям очень нравится этот жанр. Поэтому урок внеклассного чтения пришлось посвятить разбору отличий.

Слово «фантастика» пришло к нам из греческого языка, где «phantastike» обозначает «искусство воображать». «Фэнтези» произошло от английского «phantasy» (калька с греческого языка «phantasia»). Дословный перевод — «представление, воображение». Здесь ключевым моментом являются слова искусство и воображение. Искусство подразумевает некие закономерности и правила построения жанра, а воображение безгранично, полет фантазии не подчиняется законам.

Фантастика — это такая форма отражения окружающего мира, в которой создана логически несовместимая с действительностью картина Вселенной на основе реальных представлений о ней. Фэнтези — это разновидность фантастики, вид фантастического искусства, в произведениях которого изображаются вымышленные события в мирах, существование которых объяснить логически невозможно. Основа фэнтези — мистическое, иррациональное начало.

отличие фэнтези от фантастики

Фантастика использует и обновляет сказочные и мифические образы, сюжеты и мотивы, сочетая их с реальным историческим и современным материалом. Основной признак произведений фантастики — наличие фантастического допущения. Конечно, фантастический мир далек от реального. Но автор, как правило, объясняет читателю, почему произошли те или иные изменения в изображаемом мире. Причиной может быть какое-либо изобретение или революционная технология, открытие неизвестного закона природы или планеты и т.д.

Мир фэнтези — это и есть некое допущение. Автор отправляет своего читателя в странствование по времени и пространству. Ведь в основе жанра — свободный полет фантазии. Местонахождение этого мира никак не уточняется. Его физические законы невозможно объяснить реалиями нашего мира. Волшебство и магия — норма описываемого мира. «Чудеса» фэнтези действуют по своей системе, как законы природы.

Герои современных фантастических произведений, как правило, противостоят целому социуму. Они могут сражаться с мегакорпорацией или тоталитарным государством, которое управляет жизнью общества. Фэнтези же строится на антитезе добра и зла, гармонии и хаоса. Герой отправляется в далекое путешествие, добиваясь истины и справедливости. Часто завязкой сюжета является какое-либо происшествие, пробудившее силы зла. Герою противоборствуют или помогают мифические выдуманные существа, которые условно можно объединить в некие «расы» (эльфы, орки, гномы, тролли и др.). Классическим примером жанра фэнтези признается «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкиена.

Выводы:

  1. Слово «фантастика» переводится как «искусство воображать», а «фэнтези» — «представление», «воображение».
  2. Характерным признаком произведений фантастики является наличие фантастического допущения: каким бы стал мир при определенных условиях. Автор фэнтези описывает альтернативную реальность, которая не связана с существующей действительностью. Законы фэнтезийного мира преподносятся как данность, без каких-либо объяснений. Существование магии и мифических рас является нормой.
  3. В фантастических произведениях, как правило, присутствует конфликт между навязанными обществу нормами и стремлением главного героя к свободе. То есть, герои отстаивают свою непохожесть. В произведениях фэнтези основной конфликт связан с противостоянием между светлыми и темными силами.

Ресурсы:

  1. Большая советская энциклопедия, 1969-1978 В. С. Муравьев.
  2. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. — 81 с.
  3. Большой энциклопедический словарь. 2000.
  4. Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

  • Чем доклад отличается от сочинения
  • Чем заканчивается один день ивана денисовича рассказ
  • Чем заканчивается рассказ а п чехова злоумышленник
  • Чем заканчивается однажды в сказке
  • Чем детское восприятие мира отличается от взрослого сочинение