Задание по литературе для 4 класса Лермонтова «Ашик-Кериб» Чем- занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его? Что ты думаешь о герое? Как к нему относишься?
2 ответа:
1
0
Герой сказки Лермонтова Ашик-Кериб был по жизни музыкантом и исполнителем собственных песен, тем, кого сейчас называют бардом. Он обладал талантом и его песни и голос нравились людям. Поэтому его все уважали.
Однако Ашик-Кериб был беден и это мешало ему женится на любимой. Поэтому он долго путешествовал, чтобы достать денег. Он приглянулся одному хану и долгое время жил у него, став богатым и знаменитым. И при этом едва не забыл Магуль-Мегери.
Ашик-Кериб герой в целом положительный, хотя внезапное богатство вскружило ему голову. Но остался верен своей любимой и успел вернуться вовремя. К тому же Ашик-Кериб показал себя не злопамятным, выдав свою сестру за человека, который долгое время воспринимал музыканта как личного врага и даже пытался убить его.
1
0
Сложно составить цельное мнение о герое сказки Лермонтова Ашик-Керибе. Это был музыкант, который сильно любил богатую красавицу и тяготился бедностью. Но Ашик-Кериб поступил как мужчина, он решил заработать денег и за это его можно уважать. Вот только достигнув своей цели и вкусив сладкой жизни Ашик-Кериб едва не позабыл про обещание вернуться к любимой и едва ее не потерял. Это заставляет думать о нем как о слегка легкомысленном человеке.
Однако в целом Ашик-Кериб герой положительный и в конце сказки заслуженно женится на красавице Магуль-Мегери.
Люди же его уважали за дивный голос и красивую музыку.
Читайте также
Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».
Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:
Только пустите меня туда!
Это также говорит об учтивости мальчика.
Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.
Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.
Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.
При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.
Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.
Возьмем для примера стихотворения Тютчева.
Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».
В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:
Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи
Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:
Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.
Сюжет
У знатного и богатого торговца Аян-аги была дочь по имени Магуль-Мегери, которая славилась своей необычайной красотой и кротким нравом. В нее влюбился бедняк Ашик-Кериб, который зарабатывал на жизнь пением и искусной игрой на сазе. Прекрасная Магуль ответила на его чувство взаимностью, однако их свадьба не могла состояться из-за того, что влюбленных разделяла большая пропасть – Ашик был очень беден, а Магуль была любимой дочерью богатого купца.
Однако Ашик-Кериб не сдался. Он отправился в дальние края, пообещав возлюбленной, что непременно разбогатеет через семь лет. Магуль пообещала его ждать, но с условием – если Ашик не вернется в условленное время, она выйдет замуж за другого.
Ашику пришлось пережить немало приключений. Благодаря своему таланту он стал придворным музыкантом, и смог осуществить свою мечту и разбогатеть. Вскоре он позабыл свою семью, прекрасную Магуль и данное ей обещание.
Годы шли, и девушка становилась все печальнее. Она решила передать блюдо знакомому купцу, чтобы тот во время странствий отыскал ее жениха. Случайно Ашик увидел это блюдо и понял, что пора возвращаться. По пути домой он загнал коня, но успел вовремя – Магуль уже собрались выдать замуж за другого человека. Влюбленные, не медля, сыграли пышную свадьбу, и жили долго и счастливо.
Другие персонажи
- Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
- Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
- Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
- Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
- Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.
Отзывы о книге
Мне понравилась история о влюбленной паре. Герои преодолели все препятствия. Им не помешали ни коварные люди, ни золото. Автор дал описание прекрасной романтической истории. Важные мысли из книги (коротко): любите, верьте в лучшее, стремитесь к своим целям, будьте верными.
Юлия
В классе недавно мы изучали очень краткое содержание «Ашик-Кериба» и делали его анализ. Если кратко, то герой влюбился в красивую и богатую девушку. Он был беден, поэтому они не могли пожениться. Юноша отправился на заработки, разбогател и женился на возлюбленной.
Автор в своей сказке передал сообщение читателю, что нужно выполнять обещания, стремиться к своим целям, так как нет ничего невозможного. Также в книжке говорится о коварстве людей, но все можно преодолеть. Еще мне понравился другой рассказ — «Падающий минарет». Советую прочитать обе книги.
Дмитрий
Сказка очень интересная. Главная мысль «Ашик-Кериба» в том, что нужно быть верным своему слову и любимой женщине, Также Лермонтов хотел сказать, что нет никаких преград перед мечтой. Действуй, тогда все получится. Мне попалась книжка с рисунками, так читать еще интереснее.
Роман
Главная мысль рассказа Ашик-Кериб Лермонтова
Сказка учит нас тому, что к поставленной цели надо идти шаг за шагом, и добившись ее, не забывать ни друзей своих, ни родных. Встретив свою любовь, ее надо беречь и держать данное обещание до конца.
Произведение автора было создано именно в те годы, года он пребывал на Кавказе. Много народных сказаний рассказали ему местные жители, и большинство рассказов ему понравились. Очарование природой Кавказских гор и сказы горцев воодушевили его для творения прекрасных работ. Одна из них мудрая и оригинальная по своему содержанию — сказочное предание о любви.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
План для пересказа
По содержанию сказки можно составить краткий план. Он поможет сделать пересказ произведения:
- Любовь бедняка и богатой красавицы.
- Обещание Ашика разбогатеть и вернуться через 7 лет.
- Путешествия и приключения музыканта.
- Придворная служба.
- Ашик позабыл обещание.
- Золотое блюдо.
- Дорога домой.
- Роскошная свадьба.
Встреча с семьей
Ашик-Кериб приходит в дом своей матери, но ни она, ни его сестра не узнают своего родственника. Даже когда он берёт сааз, висевший на стене, и начинает играть.
Тем не менее мать главного героя сказки «Ашик-Кериб», краткое содержание которой приводятся в этой статье, глубоко тронута потрясающим искусством своего гостя. Молодой человек просит у нее позволения взять инструмент и сыграть на нём на свадьбе, которая в это время проходила в ближайшем доме. Старушка соглашается на это.
Анализ
В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.
При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.
И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.
И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.
Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).
Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.
Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.
Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.
Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.
Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.
Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.
Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.
Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.
Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.
Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.
Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.
Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.
Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).
Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).
Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.
Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.
Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.
Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.
Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.
Помощь святого Георгия
В это время по той же дороге ехал ещё один всадник. Это был Хадерилиаз. Так в тех краях называли Георгия Победоносца. Он сказал Ашик-Керибу, чтобы тот не совершал самоубийство, так как он сам может его прикончить.
В один прекрасный момент всадник, с которым главный герой сказки отправился в путь, предложил ему исполнить желание. Ашик-Кериб сказал, что хочет попасть в ближайший город. Святой Георгий моментально переносит их в этот населенный пункт. Ашик-Кериб говорит, что ошибся и снова обращается с просьбой к своему спасителю о том, чтобы он доставил его в следующий город по пути в Тифлис. Святой Георгий и на этот раз не отказывает ему. Следующий раз юноша просит чудотворца о том, чтобы он помог ему очутиться в самом Тифлисе.
Самый таинственный герой сказки «Ашик-Кериб» и на этот раз исполняет желание молодого человека. Оказавшись на родине, музыкант просит святого, чтобы тот дал ему какое-нибудь доказательство того, что он так быстро смог перемещаться в пространстве. Георгий Победоносец сказал, чтобы тот взял комок земли из-под копыт его коня. Хадерилиаз пообещал Ашик-Керибу, что тот сможет излечить слепого человека. Для этого ему нужно будет всего лишь помазать глаза незрячего землей.
Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы на солнце, гуляя с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако и отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит.
Важно помнить: нельзя заставлять детей читать силой. Этим вы ничего, кроме отвращения к книгам, не добьётесь. Если ребёнок не любит проводить время за чтением, смените подход. Попробуйте почитать вместе, предложите завести читательский дневник или устройте книжный шопинг – даже самый большой привереда сможет найти среди тысячи экземпляров на полках в магазине что-то на свой вкус.
А в нашем материале вы найдёте несколько списков литературы для чтения после 3 класса.
Содержание:
Список литературы на лето «Школа России»
Учителя начальной школы чаще всего рекомендуют именно список книг «Школа России» для чтения летом. Его принято считать основным, т.к. он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений.
Русская литература:
- А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- М. Лермонтов «Ашик-Кериб».
- П. Ершов «Конёк-Горбунок».
- И. Крылов «Волк и журавль», «Квартет».
- В. Одоевский «Городок в табакерке».
- А. Чехов «Мальчики».
- В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
- С. Аксаков «Аленький цветочек».
- Л. Андреев «Кусака».
- П. Бажов «Серебряное копытце».
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
- В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка».
- Б. Житков «Как я ловил человечков».
- К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Дремучий медведь».
- М. Зощенко «Ёлка».
- В. Бианки «Оранжевое горлышко».
- Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
- А. Куприн «Барбос и Жулька».
- М. Пришвин «Выскочка».
- В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
- Е. Велтисов «Приключения Электроника».
- К. Булычёв «Путешествия Алисы».
Зарубежная литература:
- Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
- Г.Х. Андерсен «Русалочка».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Ф. Баум «Страна Оз».
- Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой».
- Д. Барри «Питер Пен».
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
- Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
- Т. Янссон «Сказки про Муми-тролля».
- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Список на лето по программе «Перспектива»
Русская литература:
- С. Аксаков «Аленький цветочек».
- А. Чехов «Каштанка».
- А. Горький «В людях».
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
- В. Катаев «Сын полка».
- А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители».
- Ю. Олеша «Три толстяка».
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
- К. Булычёв «Приключения Алисы».
- Г. Скребницкий «Сказки следопыта. Лесной голосок».
- Н. Сладков «Бюро лесных услуг».
- Г. Снегирёв «Маленькое чудовище».
Зарубежная литература:
- Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
- Л. Кэролл «Приключения Алисы в стране чудес».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
- Дж. Свифт «Приключения Гулливера».
- Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена».
- А. Экзюпери «Маленький принц».
- В. Гюго «Гаврош» «Козетта».
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста».
Список книг на лето «21 век»
Русская литература:
- С. Аксаков «Аленький цветочек».
- В. Астафьев «Весенний остров», «Конь с розовой гривой».
- П. Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
- К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля».
- Е. Велтистов «Приключения Электроника».
- В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
- С. Георгиев «Домик солнечного зайца».
- М. Горький «Про Иванушку-дурачка».
- В. Даль «Про мышь зубастую и про воробья богатого».
- В. Драгунский «На Садовой большое движение».
- М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история».
- С. Иванов «Зимняя девочка».
- М. Лермонтов «Три пальмы».
- Н. Лесков «Лев старца Герасима».
- В. Одоевский «Город в табакерке», «Бедный Гнедко».
- К. Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога».
- А. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
- М. Пришвин «Курица на столбах».
- А. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
- А. Солженицын «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи».
- А. Толстой «Илья Муромец».
- Л. Толстой «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни».
- И. Тургенев «Собака».
- К. Ушинский «Сумка почтальона», «Слепая лошадь».
- С. Чёрный «Серебряная ёлка».
- А. Чехов «Беглец», «Детвора».
Зарубежная литература:
- Г. Андерсен «Русалочка», «Улитка и розовый куст».
- С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот».
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
- Ф. Зальтен «Бемби».
- Д. Толкиен «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона».
Список литературы для чтения летом по программе «2100»
Русская литература:
- А. Куприн «Белый пудель».
- Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
- С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»; «Сто рассказов из русской истории».
- А. Гайдар «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика».
- О. Гурьян «Мальчик из Холмогор».
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
- Т. Крюкова «Невыученные уроки».
- Л. Лагин «Старик-Хоттабыч».
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
- Ю. Олеша «Три толстяка».
- В. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Отряд Трубачёва сражается».
- В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей».
- В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы».
- Ю. Томин «Карусели над городом».
- Е. Ильина «Четвертая высота».
- В. Катаев «Сын полка».
Зарубежная литература:
- В. Гауф «Холодное сердце», «Карлик-нос».
- В. Гюго «Гаврош», «Козетта».
- С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
- Э. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
- А. Линдгрен «Мио, мой Мио!».
- М. Метерлинк «Синяя птица».
Внеклассное чтение
Если ваш ребёнок страстно любит книги и быстро читает, возможно, ему будет не слишком интересно летом читать книги, которые ему предстоит изучать в школе в течение учебного года. Тогда лучше выбрать на период каникул другие произведения. Мы составили список внеклассного чтения, который поможет определиться с выбором литературы.
Если любовь к книгам прививать ребёнку с детства, в будущем родителям не придётся воевать с ним за каждую прочитанную страницу.
- Легенды и мифы Древней Греции.
- Волшебные сказки народов мира: «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина».
- Былины Киевского цикла.
- Басни Эзопа.
- Басни Крылова.
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
- Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
- Ш. Перро «Рикки с хохолком».
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
- Ю. Коваль «Соловьи».
- Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких».
- А. Гайдар «Горячий камень».
- К. Паустовский «Стальное колечко».
- В. Драгунский «Девочка на шаре».
- Сказки Л. Петрушевской.
- Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали».
- С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими Гусями».
- Д. Даррелл «Моя семья и другие звери».
- Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
- К. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф».
- Д. Родари «Приключения голубой стрелы».
- Р. Киплинг «От чего у верблюда горб».
- Э. Распе «Приключения Мюнхаузена».
- Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец».
- Ф. Баум «Волшебник страны ОЗ».
- О. Пройслер «Маленькое привидение».
- П. Треверс «Мери Поппинс».
- В. Голявкин «Рассказы».
- Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
- П. Бажов «Серебряное копытце».
- В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
- С. Прокофьева «Ученик волшебника».
Задания после 3 класса на лето
Очень важно, чтобы младшие школьники любили учиться. Чтобы не растерять уже наработанные за 3 года обучения навыки и без тяжёлой адаптации перейти в следующий учебный год, ребятам необходимо заниматься и летом.
Посвящайте занятиям на каникулах немного времени, чтобы они приносили и пользу, и удовольствие.
Русский язык
- Работать с написанием словарных слов. Вести орфографический словарик, добавлять туда новые слова, стараться их запомнить.
- Переписывать небольшие тексты или писать их под диктовку. Подчёркивать в них гласные/согласные буквы, находить предлоги и главные члены предложения. Также работать над аккуратностью и скоростью письма.
- Закрепить правила правописания безударных гласных в корне слова.
- Работать над составом слова: корень, окончание, приставка, суффикс, основа.
- Определять падеж и склонения имён существительных.
- Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе, в канун возвращения за школьную парту).
Математика
- Знать правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3действия (со скобками и без них).
- Устно и письменно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000.
- Знать основные величины (единицы массы, длины, веса, площади) и уметь выполнять действия с ними.
- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый», «верно/неверно, что…», «если…, то…» и пр.
Чтение
- Посвящайте чтению ежедневно 30-40 минут в день.
- Попросите ребёнка пересказать прочитанное, а после помогите ему проанализировать сюжет произведения.
- Работайте над скоростью чтения. Старайтесь, чтобы она не снижалась. После первого класса это 35-40 слов в минуту. После третьего – не менее 80 слов.
Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
На сайте uchi.ru можно выполнить задания:
1) марафона «Волшебная осень» — до 22 ноября нужно набрать классу 500 баллов.
2) олимпиады по литературе — до 8 ноября
3) олимпиады по математике Brics — до 22 ноября
4) олимпиады «Безопасные дороги» — с 1 по 19 ноября
Внимание! Конкурс!
До 15 октября ведется приём заявок на конкурс, посвящённый Дню матери.
Номинации:
1) «И пою я оду маме…» — нужно сочинить литературное произведение о маме. (Стихотворение, рассказ, очерк, сочинение, эссе) Работу сдаём в электронном варианте.
2) «Мама, бабушка и я — рукодельная семья!» — фотоколлаж из фотографий, на которых запечатлена совместная деятельность по изготовлению работы по теме номинации. Формат А3, А4. Сдаём работу.
3) «Я рисую маму» — рисунки — портреты мамы в любой технике. Формат А3, А4. Сдаём работу.
4) «А мы с мамой кулинары!» — нужно снять видеоролик о приготовлении интересных блюд, выпечки, сладостей, блюд придуманных с мамой. Работу сдаём в электронном варианте.
5) «Для неё ты, всё равно, ребёнок…» — видеоролик, посвящённый мамам. Работу сдаём в электронном варианте.
Все работы сдаём мне (Л.А.), регистрирую их сама. Все работы должны быть придуманы самостоятельно. Чужие работы копировать нельзя.
Поздравляем!
Сегодня стали известны результаты конкурса детских рисунков «Братья наши меньшие». Среди наших участников победителями стали Маша и Соня Г. Спасибо всем участникам конкурса за отличную работу!
Поздравляем!
Поздравляем с победой в конкурсе рисунков «Внимание — дети!» Алину, Зину, Машу, Костю, Махди, Влада и Тимофея! Спасибо всем участникам конкурса.
Наши работы:
Контрольная работа за 1 четверть
Контрольная работа за 1 четверть
4 класс
1. Реши задачу:
С одного участка школьники собрали 160 кг
картофеля, а с другого – в 2 раза больше. Весь картофель разделили между
четырьмя школами поровну. Сколько килограммов картофеля получит каждая школа?
2.
Реши пример:
18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50 =
3. Вырази:
34 м 40 см = см
58 км = м
68 м 6 дм 4 мм =
мм
4. Реши примеры:
356000 : 100 = | 928 × 1000 = |
65 × 1000 = | 7200 : 100 = |
5. Начертите прямоугольник со
сторонами 5 см и 3 см. Найдите его площадь и периметр.
6)* Если разность чисел 790 и 560 увеличить на ______, то получится 840.
Русский язык
В тетради запишите число, вид работы и название диктанта.
Девятнадцатое октября
Контрольный диктант за 1 четверть
Чудесная пора
Пройдите по ссылке, включите аудиофайл (запись). выполняя инструкции, запишите текст и выполните 2 задания.
Ссылка на аудиофайл: https://disk.yandex.ru/d/B1r1fIyDxT4BUA
Грамматические задания
1. Третье предложение разберите
по членам предложения, укажите части речи и связь слов в предложении.
2.
Выделите
корень в словах. Выпишите из ряда родственных слов имена существительные.
Обозначьте род.
Старик, стареть, старый, старость.
Задание по окружающему миру на 19 октября
1. Проверка домашнего задания
Повторите тему прошлого урока. Выполните тест в предыдущем сообщении.
2. Определение темы урока
Отгадайте загадку:
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Севера найдём
Природную зону, покрытую льдом!
Какую природную зону будем изучать?
3. Знакомство с новой природной зоной
а) Определи расположение зоны арктических пустынь на карте.
б) Прочитай текст на с. 52-58.
в) Разгадай кроссворд.
4. Работа в тетради
а) Дай письменную характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведенному на странице 47.
б) Нарисуй, как ты себе представляешь Арктику.
5. Домашнее задание с. 52-58
Литературное чтение 18 октября
1. Знакомство с разделом
Откройте учебник на странице 97. Прочитайте название раздела. Какие произведения мы будем читать в этом разделе учебника? Чему вы будете учиться?
2. Повторение пройденного
На 98 странице учебника прочтите понятия и объясните их значение. Приведите примеры сравнения, эпитета и олицетворения.
3. Знакомство с памяткой «Как составить рассказ по картине»
Рассмотри обложки книг на странице 99. Какое название могли бы дать этой выставке. Что помогла понять тему произведений?
Познакомьтесь с памяткой «Как составить рассказ по картине». Выберите репродукцию картины со страниц 100-103 и составьте письменный рассказ по ней с использование памятки.
4. Знакомство с произведением Константина Ушинского «Четыре желания».
Константин Дмитриевич Ушинский жил в 19 веке в России. Он был одним из основателей педагогики в России, учителем и писателем.
Прочтите произведение «Четыре желания» и ответьте на вопросы после текста.
5. Выразите устно свое мнение о произведении и его героях.
6. Домашняя работа
Найти и выписать в тетрадь пословицы о временах года.
Тест по литературному чтению
Чудесный мир классики
1. Как звали няню Саши
Пушкина?
А) Нина
Б) Арина
В) Ирина
2. Какое время года Пушкин
называет унылой порой?
А) зиму
Б) осень
В) весну
3. Как звали жениха царевны в
«Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
А) Елисей
Б) Алексей
В) Енисей
4. Что значит «сенная девушка»?
А) подруга
Б) служанка
В) кукла из соломы
5. Как звали пса семи
богатырей?
А) Соболько
Б) Дружок
В) Соколко
6. Кто подсказал королевичу,
где искать невесту?
А) солнце
Б) месяц
В) ветер
7. Сколько лет странствовал
Ашик-Кериб?
А) 7
Б) 5
В) 3
8.Что дал человек на белом
коне Ашик-Керибу как доказательство того, что он за один день преодолел
огромное расстояние?
А) золотое блюдо
Б) сааз
В) комок земли
9. Что означает имя
Ашик-Кериб?
А) богатый купец
Б) нищий певец
В) храбрый
10. Как мама ласково называла
мальчика в рассказе «Детство»?
А) Коленька
Б) Николенька
В) Колюшка
11. Чем занимался герой
рассказа «Детство» перед сном?
А) молился
Б) читал
В) смотрел телевизор
12. Сколько денег заработал
мужик, убравший камень с дороги?
А) 100 рублей
Б) 200 рублей
В) 300 рублей
13. В каком классе учился
Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
А) в 1
Б) во 2
В) в 3
14. Сколько сестёр было у
Володи в рассказе А.Чехова?
А) 1
Б) 2
В) 3
15. Куда собирались бежать
мальчики?
А) В Африку
Б) В Австралию
В) В Америку
16* Составь кроссворд по
данному разделу.
Конкурс
Фотоколлаж в электронном виде «В объективе малая родина»
Номинации:
1. «Городские зарисовки»- любимые места
2. «События Иркутска — разные мероприятия
3. «Родной дом»- любимые места, школы, учреждения культуры и спорта
4. «Любимые лица» — семейные фотографии
Работы сдать до 19 октября.
Поздравляем Константина!
Его сказка «Сарма и муравьи» заняла 2 место на городском фестивале «Экофест».
Так держать!
Благодарность за участие выражаем Лизе и Рите!
Новый конкурс
Дом детского творчества начинает прием работ на конкурс «Братья наши меньшие».
До 25 октября нужно выполнить рисунок, отражающий нашу заботу и бережное отношение к домашним животным.
Рисунки должны быть выполнена в формате А4. В работах могут быть использованы различные материалы и техники (карандаши, фломастеры, краски и т.д.).
Внимание!
16 октября в школе состоится сбор макулатуры.
Школьный конкурс
В честь празднования Дня отца предлагаем учащимся принять участие в мероприятии «Лучше папы друга нет!»
До 15 октября приносите фотографии и рисунки на тему «Лучше папы друга нет!» Формат А4, паспарту 5 сантиметров.
Можно записать видео-поздравление для всех отцов. Видео-поздравление должно быть снято в горизонтальном формате.
На школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по математике 22 октября идут: Г. Мария, Г. Соня, Пис. Игорь, Ч. София, Б. Агата, Л. Маргарита, Б. Агата.
На школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 11 октября идут: Г. Мария, Пис. Игорь, Ч. София, Б. Агата, Л. Маргарита.
В классе был проведен отборочный тур олимпиады по русскому языку. В нём приняли участие все ученики класса.
1 место — Рита
2 место — Агата
3 место — Маша, Игорь Пис., Соня Ч.
4 место — Зина, Соня Г., Семен, Полина, Алина, Орхан
5 место — Влад, Игорь Петр., Лиза
6 место — Артём М.
7 место — Родион, Ксюша, Костя, Алёна.
Поздравляем Агату с победой в дистанционном конкурсе фотографий «Я и лето!»
Спасибо за активное участие в конкурсе Зине, Маше, Соне Г., Косте, Диме, Рите, Веронике и Полине.
Благодарим всех проголосовавших за наши работы!
Поздравляем!
Поздравляем Алину, Зину, Машу, Костю, Махди, Влада и Тимофея!
Они стали победителями конкурса рисунков и аппликаций «Внимание — дети!»
Участниками конкурса стали: Соня Г., Лиза, Орхан, Алёна, Егор.
Работы всех наших участников:
- Информация о материале
- Категория: Списки от…
- Опубликовано: 28 декабря 2021
Рекомендации из блога «Литература в школе»
5 класс
? История и мифы:
- Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
- Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев» М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
? Сказки и фантастика:
- Г.X. Андерсен Сказки
- В. Гауф. «Карлик Нос», «Холодное сердце», «Маленький Мук»
- Р. Киплинг «Книга джунглей»
- Янсон Т. «Все о Муми-троллях»
- М. Лермонтов «Ашик-Кериб»
- Ю. Олеша. «Три толстяка»
- Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»
? Приключения:
- Э. Тополь «”Стрижи” на льду»
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
- В. Каверин «Два капитана»
- А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
- С. Черный «Приключения Фокса Микки»
- Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
- А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
- М. Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон»
? Современная литература:
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Я хочу в школу!», «Время всегда хорошее»
- Е. Ильина «Четвертая высота»
- Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера», «Я не тормоз»
- Т. Михеева «Дети дельфинов»
- М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами»
- Э. Веркин «Настоящие приключения»
- В. Ледерман «Календарь ма(й) я»
- Е. Дубровин «В ожидании козы»
- Дж. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»
- Мари-Од Мюрай «Мисс Черити»
- А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
- М. Парр «Вафельное сердце», «Вратарь и море»
- Н. Фрида «Пираты ледового моря»
? Научно-популярные книги:
- Ф. Конюхов «Как я стал путешественником»
- С. Лаврова «Три сказки об Италии»
- Д. Клугер «Тайна капитана Немо»
6 класс
? Фэнтези и фантастика
- Е. Шварц «Обыкновенное чудо»
- М. Аромштам «Плащ Крысолова»
- К. Булычев «Приключения Алисы»
- Л. Бессон «Артур и минипуты»
- Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
- Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
- Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере
? Русская и зарубежная классика
- А. Пушкин «Метель», «Выстрел»
- Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Л. Толстой «Севастопольские рассказы»
- А. Грин «Золотая цепь»
- А. Куприн «Ю-ю», «Белый пудель»
- В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б»
- А. Рыбаков «Кортик»
- В. Астафьев «Царь-рыба»
- А. Бруштейн «Дорога уходит в даль»
- Э. Портер «Поллианна»
- Д. Лондон «Любовь к жизни»
- Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
- Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
- М. Метерлинк «Синяя птица»
- М. Рид «Всадник без головы»
? Современная литература
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Гимназия №13»
- К. Стрельникова «Великолепный Веня Венчиков»
- С. Прокофьева «Остров капитанов»
- Н. Абгарян «Манюня»
- М. Парр «Тоня Глиммердал»
- М. Нильсон «Цацики идёт в школу»
- Д. Пеннак « Приключения Камо»
- Б. Питцорно «Послушай моё сердце»
? Научно-популярные книги
- А. Константинов «Наука с «Котом Шредингера»
7 класс
? Фэнтези и фантастика
- И. Ефремов «Туманность Андромеды»
- А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине»
- С. Лем «Солярис»
- Т. Де Фомбель «Тоби Лолнесс»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джеккила и мистера Хайда»
- Р. Бредбери «Марсианские хроники»
? Книги о войне
- А. Алексин «В тылу как в тылу»
- Б. Васильев «А зори здесь тихие»
- Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
- М. Зузак «Книжный вор»
? Русская и зарубежная классика
- А. Пушкин «Пиковая дама»
- Н. Гоголь «Петербургские повести»
- И. Тургенев «Ася»
- Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
- И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
- Ю. Яковлев «Игра в красавицу»
- Ю. Яковлева «Дети ворона»
- Э. Хемингуэй «Старик и море»
- Х. Ли «Убить пересмешника»
- Д. Лондон «Мартин Иден»
- Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи»
- Э. М. Ремарк «Три товарища»
- Д. Кервуд «Бродяги севера»
? Современная литература
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
- М. Петросян «Дом, в котором…»
- П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
- Д. Сабитова «Где нет зимы», «Три твоих имени»
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Москвест»
- Н. Внуков «Один»
- О. Громова «Сахарный ребёнок»
- К. Хайтани «Взгляд кролика»
- Ш. Дрейпер «Привет, давай поговорим»
- Э. Морено «Невидимка»
- Э. Файн «Мучные младенцы»
- Т. Штрассер «Волна»
- К. Киери «Никто не спит»
? Научно-популярная литература
- А. Ишимова «Моровая язва и Пугачев» («История России в рассказах для детей»)
- Н. Фонякова «Куприн в Петербурге-Ленинграде»
8 класс
? Русская и зарубежная классика
- И.С.Тургенев «Рудин»
- Ф. Достоевский «Бедные люди», «Мальчик у Христа на елке»
- М. Горький «Макар Чудра»
- И. Бунин «Солнечный удар»
- А. Куприн «Гамбринус»
- В. Астафьев «Кража»
- Э.Т. А. Гофман «Крошка Цахес», «Золотой горшок»
- П. Мериме «Кармен»
- Ф. Шиллер «Разбойники»
- Дж. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»
- И. В. Гете «Страдания юного Вертера»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Э. Бронте «Грозовой перевал»
? Книги о войне
- Э. Веркин «Облачный полк»
- А. Платонов «Возвращение»
- В. Богомолов «Иван»
- А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- Д. Керр «Как Гитлер украл розового кролика»
- И. Кертес «Без судьбы»
- А. Шпигельман «Маус»
? Фантастика и приключения
- А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом»
- С. Лем «Солярис»
- Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- Я. М. Мартел «Жизнь Пи»
? Книги о писателях и поэтах
- Ю.М. Лотман Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Ю.М. Лотман «А.С.Пушкин. Биография»
- С.В. Чекалин «Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта…»
- Е. Гусляров «Лермонтов в жизни»
- Ю. Манн «Постигая Гоголя»
? Современная литература
- З. Прилепин «Белый квадрат»
- В. Аксенов «Лебяжье озеро», «Люди с «Гамлета»
- С. Шаргунов «Книга без фотографий»
- С. Орлова «Голова-жестянка»
- А. Жвалевский и Е. Пастернак «Сиамцы»
- Е. Басова «Изо»
- В. Ледерман «Первокурсница»
- Т. Михеева «Янка»
- Э. Бейртен «Беги и живи»
- Р. Буйе «Все из-за мистера Террапта»
- Т. Ханика Беате «Скажи, Красная Шапочка»
- С. Каста «Лето Мари-Лу»
- К. Дабо «Сквозь зеркала»
- Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», «Здесь была Бритт-Мари»
- У. Старк «Пусть танцуют белые медведи»
9 класс
? Русская и зарубежная классика
- И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»
- Ф.М. Достоевский «Идиот», «Подросток»
- М.А. Булгаков «Дьяволиада»
- С. Довлатов «Чемодан»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- Софокл «Антигона»
- Ф. Кафка «Превращение»
- Г. Гессе «Степной волк»
- С. Моэм «Театр»
- Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»
? Книги о войне
- Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!»
- Александр Крестинский «Мальчики из блокады»
- Тамта Мелашвили «Считалка»
- Марьяна Козырева «Девочка перед дверью»
- Лилиана Лунгина «Подстрочник»
- Курт Воннегут «Бойня № 5»
- Э. Хемингуэй «Прощай, оружие»
- Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне», «На Западном фронте без перемен»
? Книги о писателях и поэтах
- И. Сухих «Русская литература для всех. От Гоголя до Чехова», «Структура и смысл»
- П. Басинский «Лев Толстой – свободный человек»
- В. Набоков «Лекции по русской литературе»
- Е. Водолазкин «Инструмент языка. О людях и словах»
? Современная литература
- Р. Сенчин «Лед под ногами»
- З. Прилепин «Лес», «Бабушка, осы, арбуз»
- М. Шишкин «Взятие Измаила»
- Е. Водолазкин «Брисбен»
- Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»
- Д. Линке «По ту сторону синей границы»
- Г. Синцзянь «Осенние цветы»
- Д. Лессинг «Пятый ребенок»
- Эрленд Лу «Наивно. Супер»
- Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
- Эрик-Эммануэль Шмитт «Оскар и Розовая дама»
- Стивен Кинг «Зелёная миля»
10 класс
? Русская и зарубежная классика
- Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- И. Шмелев «Лето господне»
- В. Шаламов «Колымские рассказы»
- В. Набоков «Приглашение на казнь»
- Ю. Трифонов «Дом на набережной»
- В. Астафьев «Печальный детектив»
- С. Довлатов «Заповедник»
- М. Митчелл «Унесенные ветром»
- Ж.П. Сартр «Тошнота»
- Д. Оруэлл «Скотный двор», «1984»
- Э. М. Ремарк «Три товарища»
- Г. Гессе «Игра в бисер»
- А. Камю «Посторонний»
? Книги о войне
- В. Астафьев «Прокляты и убиты»
- С. Алексиевич «У войны не женское лицо»
- В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- Г. Садулаев «Когда проснулись танки»
- А. Проханов «Убийство городов»
- Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»
? Книги о писателях и поэтах
- И. Сухих «Структура и смысл: теория литературы для всех»
- Е. Эткинд «Разговор о стихах»
- Д. Быков «Борис Пастернак»
- Д. Быков «Время потрясений», «Время изоляций»
- Литературная матрица «Советская Атлантида»
? Современная литература
- В. Пелевин «Ника»
- Р. Сенчин «Зона затопления»
- З. Прилепин «Санькя», «Обитель»
- Е. Водолазкин «Лавр»
- М. Шишкин «Письмовник»
- С. Алексиевич «Чернобыльская молитва»
- Ж.М.Г. Леклезио «Танец голода»
- К. Исигуро «Остаток дня»
- И. Эжен «Носорог»
Составители: подписчики блога Солонникова Михаила «Литература в школе» @solonnikov_poetry