Чем занимается старуха в сказке о рыбаке и рыбке

20.09.2021 37 комментарии к записи анализ сказки о рыбаке и рыбке а. с. пушкина отключены анализ сказки о рыбаке

 20.09.2021   
  37    
 Комментарии к записи Анализ Сказки о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина отключены

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

анализ сказки о рыбаке и рыбке

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

анализ сказки о рыбаке и рыбке пушкина

Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»

  1. Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
  2. Каким был их дом? (землянка).
  3. Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
  4. Какую рыбку выловил старик? (золотую).
  5. Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
  6. Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
  7. Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
  8. Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
  9. Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
  10. Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
  11. Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).

Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.

  1. Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
  2. Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).

Смысл сказки о рыбаке и рыбке

Смысл сказки о рыбаке и рыбке

Смысл книги

«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.

Любимая сказка

По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.

Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.

Как развивались события

Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.

После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.

А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.

Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.

Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.

Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.

Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.

Характер старухи

Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.

Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.

На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.

В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.

Ожидаемый финал

А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.

Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.

Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.

Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.

Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.

Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.

Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.

Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.


Сказка о рыбаке и рыбке
слушать онлайн

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —

Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Вопросы блока «Угадай сказку по иллюстрации»

Для этого блока викторины нужно приготовить несколько карточек с картинками – иллюстрациями к сказкам. Причем интереснее всего будет, если картинки будут с каким-либо подвохом. Например, если на картинке зашифрована сказка про конька-горбунка, то совсем необязательно, чтобы на картинке был главный персонаж. Лучше будет, если изображение будет запутывать детей и только самые внимательные, кто хорошо знает текст сказки, сможет дать правильный ответ.

Характеристика главных героев “Сказки о рыбаке и рыбке”

Старик

Старик, главный герой "Сказки о рыбаке и рыбке"

Старик, главный герой сказки Пушкина

Пожалуй, именно старика-рыбака можно назвать самым главным героем “Сказки о рыбаке и рыбке”. Пушкин наделил его рядом положительных качеств – старик добр, трудолюбив, он не чурается тяжёлого труда и безропотно переносит тяготы жизни. А уж в тяготах недостатка у него нет – он трудится рыбаком, с трудом добывая пропитание для себя и старухи, своей жены. Тем более что старуха – персонаж крайне неприятный, она постоянно критикует мужа, но он лишь выполняет все её требования. В какой-то момент старик даже вызывает жалость, до того он забит женой и тяжёлой судьбой. Кроме того, он слишком мягкосердечен (поэтому-то он и отпускает золотую рыбку в первый раз просто так) и не способен в чём-то отказать жене.

Старуха

Старуха, героиня "Сказки о рыбаке и рыбке"

Алчная старуха – главная отрицательная героиня сказки

Старуха, жена старика-рыбака – отталкивающий персонаж. Характеристика главной отрицательной героини “Сказки о рыбаке и рыбке” показывает её с самой нехорошей стороны: это злобная, чванливая, алчная и глупая женщина. Узнав о том, что муж отпустил золотую рыбку без выкупа, она руганью заставляет отправиться её ловить снова, чтобы потребовать хотя бы новое корыто взамен старого. После выполнения этого желания требования старухи всё возрастают – то новая изба, то стать дворянкой, то стать царицей. Но терпение рыбки не безгранично, и, когда старуха потребовала стать владычицей морскою, и чтобы сама рыбка была у неё в услужении, всё волшебным образом “откатилось” назад, так что старуха осталась в старом доме у разбитого корыта.

Отзывы читателей

Любой человек по-своему понимает волшебную сказку. Можно ознакомиться с отзывами читателей, которые разобрались в истинном смысле этого произведения.

Много раз читал эту сказку в детстве, а сейчас с удовольствием пересматриваю советский мультфильм по ней. Не знал, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм.

Раньше мне мама читала эту сказку, теперь меня об этом просят мои дети. Им очень нравится слушать историю о волшебной рыбке и жадной старухе.

«Справедливый судья»

В афганской сказке повествуется о скупце, который потерял кошелек и заявил, что отдаст 10 золотых тому, кто его найдет. Один человек нашел кошелек, отнес его владельцу и потребовал награду.

Но скупец утверждал, что в кошельке было 110 монет, а вознаграждение нашедший уже забрал себе. Тогда человек пошел жаловаться к судье. Последний выслушал обе стороны и отдал кошелек нашедшему. Его аргументом был тот факт, что внутри лежало всего 100 монет, а у скупца в кошельке было 110 золотых, значит, он не был настоящим владельцем.

Вывод. Сказка учит строго соблюдать любые договоренности, которые касаются финансов. Если малыш, став взрослым, захочет открыть свой бизнес, он должен понимать, что обязан выполнять условия контрактов и действовать в соответствии с законодательством. Честность формирует положительную репутацию, которая привлекает партнеров и клиентов. И наоборот, желание обмануть, скрыть доходы приведут к проблемам с законом.

Источники:

  • https://www.syl.ru/article/363503/analiz-skazki-o-ryibake-i-ryibke-a-s-pushkina
  • https://tram-pampam.ru/dlya-detej/shkolnye-meropriyatiya/viktorina-po-skazkam-pushkina.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-o-rybake-i-rybke/
  • https://detskie-pesni.ru/pesni-dlya-malyshei/skazka-o-rybake-i-rybke/
  • https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/viktorina-po-skazkam-dlya-nachalnoj-shkoly-s-otvetami.html
  • https://faktrus.ru/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8-%D0%BE-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B5-%D0%B8-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B5/
  • https://williamfaulkner.ru/pereskazy/kratkij-pereskaz-zolotaya-rybka.html
  • https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/11-krutykh-skazok-dlya-povysheniya-finansovoi-gramotnosti-rebenka/

  • Чем занимается старуха в сказке о рыбаке и рыбке

    Об авторе: Светлана Игоревна

    Урок 34-36

    Тема Особенности языка произведений А.С.
    Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Цели:
    познакомить учащихся со сказками А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать
    умение выразительно читать произ­ведение, передавая интонацией настроение;
    работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; учить делить текст на части, выделять
    главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, ми­лосердие;
    учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по
    вопросам; научить отличать сказку от других произведений; познакомить учащихся
    с биографией А.С. Пушкина.

    Планируемые результаты: учащиеся
    должны уметь читать про­изведения вслух с постепенным переходом на чтение про
    себя; прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в
    сказках.

    Оборудование: портрет
    А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст
    для речевой разминки, задания).

    Ход урока

    I.Организационный
    момент

    II.Проверка
    домашнего задания

    ¾   Чтение
    стихотворений наизусть.

    III.Постановка
    целей урока

    ¾  
    Сегодня
    на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина.

    ¾  
    На
    с. 90 прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто из вас
    знаком с этой сказкой?

    ¾  
    Александр
    Сергеевич не писал специально для детей. Создавая свои сказки, он собирал и
    обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках
    А.С. Пушкина по­казан конфликт между светлым и темным миром, между добром и
    злом.

    ¾  
    Какие
    сказки написал А. С. Пушкин?

    ¾  
    Всего
    сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой
    царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
    «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

    IV.Работа по
    теме урока

    Знакомство со сказкой

    ¾  
    (Учитель
    включает аудио- или видеозапись сказки, а если нет такой возможности, то сказку
    читает сам.)

    ¾  
    Каковы
    ваши впечатления от сказки?

    V.Физкультминутка

    В темном лесе есть избушка,

    Стоит задом наперед.

    В той избушке есть старушка,

    Там Баба-яга живет.

    Нос крючком, глаза большие,

    Словно угольки, горят.

    Ух, сердитая какая!

    Дыбом волосы стоят!

    VI.Продолжение
    работы по теме урока

    ¾  
    (Чтение
    сказки по частям. Одновременно ведутся словарная работа и обсуждение
    прочитанного.)

    Часть 1

    Ветхая землянка — старый
    дом, вырытый в земле.

    Невод — большая
    рыболовная сеть.

    Откуп — плата.

    ¾  
    Где
    жили старик со старухой?

    ¾  
    Сколько
    лет они жили вместе?

    ¾  
    Что
    случилось со стариком?

    ¾  
    Почему
    старик отпустил золотую рыбку?

    Части 2-3

    Кликать — звать.

    Пуще — больше.

    Бранится
    ругается.

    ¾Как старуха
    отреагировала на рассказ старика?

    ¾  
    Как
    вы думаете, почему у нее было совсем другое отноше­ние к произошедшему чуду?

    ¾  
    Как
    вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?

    Части 4-5

    Корысть — выгода,
    польза.

    Тесовые
    вороты

    — ворота, сделанные из тонких досок.

    ¾  
    Чего
    захотелось старухе после того, как она получила корыто?

    ¾  
    Как
    вы понимаете слова «На чем свет стоит мужа ругает»? (Очень сильно ругает.)

    Части 6-8

    Столбовая дворянка

    дворянка старинного рода.

    Душегрейка — женская
    теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии.

    Кичка
    старинный праздничный головной убор замужней женщины.

    Чупрун — чуб,
    хохол.

    ¾  
    Какое
    новое желание появилось у старухи?

    ¾  
    Что
    увидел старик, вернувшись домой?

    ¾Как старуха
    отнеслась к старику? Почему?

    VII.Рефлексия

    ¾  
    С
    каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

    ¾  
    Что
    у вас получилось? Чему научились на этом уроке?

    VIII.Подведение
    итогов урока

    ¾  
    С
    какой сказкой вы познакомились на уроке?

    ¾  
    Как
    бы вы поступили на месте старика?

    ¾  
    Какое
    ваше самое заветное желание?

    IX.Домашнее
    задание

    ¾   Дочитать сказку.

    Ход урока

    I.Организационный
    момент

    II.Речевая
    разминка

    Сказка от начала
    начинается,

    до конца читается,

    в середке не перебивается.

    Научитесь читать
    пословицу скороговоркой.

    Прочитайте пословицу
    выразительно. Объясните, как вы ее понимаете.

    III.Постановка
    целей урока

    Сегодня мы
    продолжим работу по сказке А.С. Пушкина. Бу­дем учиться составлять план
    произведения.

    IV.Работа по
    теме урока

    Части 9—11

    Белены объелась — сошла с
    ума, обезумела.

     Пряник
    печатный
    — пряник с отпечатанными рисунками, бук­вами.

    Кем теперь
    захотела быть старуха? (Вольною царицей.)

    Из каких слов мы
    видим отношение автора к старухе? (Еще пуще старуха вздурилась.)

    Почему желание
    старухи испугало старика?

    Что значит «Ни
    ступить, ни молвить не умеешь!»?

    Выполнила ли рыбка
    это желание?

    Как изменилась
    старуха? (Она на старика даже не взглянула и прогнать его велела.)

    Кто такой невежа?
    (Грубый, невоспитанный человек.)

    Как вы понимаете
    выражение «Не садися не в свои сани!»? (Человек должен соответствовать
    месту, которое занимает.)

    Части 12—14

    Быть на посылках —
    находиться в полном подчинении у кого- нибудь.

    Какое новое
    желание появилось у старухи?

    Пытался ли старик
    вразумить, остановить старуху?

    Чем закончилась
    сказка?

    -Как вы понимаете выражение «остаться у
    разбитого коры­та»? (Остаться ни с чем.)

    -Понравился ли вам конец сказки?

    V.Физкультминутка

    Пильщики

    Мы пилили доску,

    С утра у нас дела.

     Стальные зубы остры,

    Легко идет пила.

    Мы сейчас бревно распилим,

     Пилим,пилим,пилим,пилим.

    Раз-два, раз-два,

    Будут на зиму дрова. (Дети имитируют
    движения пильщиков.)

    VI.           
    Продолжение
    работы по теме урока

    (Составление плана
    сказки. Дети читают сказку по частям, озаглавливают их, учатся находить главное
    в отрывке.)

    VII.       
    Рефлексия

    ¾ 
    С
    каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

    ¾ 
    Что
    у вас получилось?

    ¾ 
    Чему
    вы научились на этом уроке?

    VIII.Подведение
    итогов урока

    Чему учит эта сказка? (Примерный ответ.
    В сказке А.С. Пушкин обличает людские пороки. Старик выну­жден покоряться воле
    жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она ни
    вознеслась. Но, как и во всех сказках, зло бывает наказано, так и здесь сказка
    завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в
    крестьянку. Это ей наказание за жад­ность и зависть.)

    IX.Домашнее
    задание

    Перечитать сказку.

    Ход урока  

    I.Организационный
    момент

    II.Речевая
    разминка

    Синицы

    Зайчик едет на такСИ.

    Куда едет, сам спроСИ.

    Медведь лежит в густой теНИ,

    Его за лапу не тяН И.

    В подарок белочке овЦА

    Несет четыре леденЦА.

    Хочу спросить я учениц:

    Скажите, сколько здесь синиц?

    ¾
    Прочитайте
    медленно хором.

    ¾Ответьте на вопрос
    стихотворения. (Здесь две синицы.) (Чтение с разной интонацией,
    скороговоркой.)

    III.          
    Постановка
    целей урока

    Сегодня на уроке
    мы будем учиться характеризовать героев, читать выразительно отрывки, которые
    будете находить, отвечая на вопросы. Также вы узнаете об авторе сказки.

    IV.Работа по
    теме урока

    1. Характеристика героев

    ¾
    В
    сказке есть положительные и отрицательные герои, герои- помощники и нейтральные
    герои.

    ¾
    На
    доске (или на карточках) дан план, по которому вы бу­дете давать
    характеристику.

    План

        Где живет
    герой?

         Чем
    занимается?

         Какие
    поступки совершает?

         Какой
    характер у героя?

         Что думает
    о нем автор?

         Что вам
    понравилось или не понравилось в герое?

    ¾Сколько главных
    героев в сказке? Кого отнесли к положи­тельным, а кого — к отрицательным? (Дети
    дают характе­ристику старухи и рыбки.)

    ¾Ребята, а к каким
    героям относится старик? (Высказывания детей.)

    Информация для учителя

    Необходимо помочь
    детям прийти к выводу о том, что ста­рик не является положительным героем. Он,
    конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он выполняет все
    приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше.

    2. Анализ «сказочных примет»

    ¾
    Вспомните
    признаки сказки и докажите, что это произ­ведение относится к жанру сказки.
    {Ответ.
    Есть зачин, троекратный повтор, сказочные герои, своеобразный язык
    сказки, поучительный характер сказки, волшебство.)

    V.Физкультминутка

    Поезд

    Паровоз, паровоз

    Новенький, блестящий.

    Он вагоны повез,

    Точно настоящий.

    Кто едет в поезде?

    Плюшевые мишки,

    Кошки пушистые,

    Зайцы и мартышки.

    Кто едет в поезде?

    Куклы и матрешки.

    Стрелочник, стрелочник

    Вышел из сторожки.

     Дальняя, дальняя,

    Дальняя дорога

     Вдоль нашей комнаты

     Прямо до порога.

    VIII.    Закрепление
    изученного

    1.Рассказ учителя об А.С. Пушкине

    2.Выборочное чтение
    по вопросам

      Найдите в произведении
    отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку.

    Что старик сказал
    рыбке перед тем, как отпустить?

      Как отнеслась
    старуха к рассказу старика?

      Как отнеслась
    рыбка к первой просьбе старика?

      Прочитайте, как
    менялись желания старухи.

    К герою-помощнику
    можно отнести море. Прочитайте от­рывки о том, как оно менялось.

    3.Работа с
    пословицами

    (Учащиеся в парах
    читают и обсуждают пословицы на с. 100.)

    VII.Рефлексия

    ¾Выберите и
    продолжите любое предложение.

    ¾  
    На
    сегодняшнем уроке я узнал…

    ¾  
    На
    этом уроке я похвалил бы себя за…

    ¾  
    После
    урока мне захотелось…

    ¾  
    Сегодня
    я сумел…

    VIII.Подведение
    итогов урока

    ¾  
    Что
    вы изучали на уроке?

    ¾  
    Что
    было для вас особенно интересно?

    Проходят годы. Но
    время не властно над памятью о Пушки­не. Каждый год в день рождения поэта (6
    июня) мы вспоминаем его. А с 2011 г. этот день стал во всем мире отмечаться как
    День русского языка (по решению ООН). В Москве, на Пушкинской площади, стоит
    бронзовый памятник великому поэту. Этот па­мятник создан скульптором Опекушиным
    на средства, собранные народом. Люди приходят к памятнику, читают стихи.

    IX.Домашнее
    задание

    Нарисовать рисунок
    к понравившемуся отрывку (можно при­думать обложку для этой книги-сказки).

  • Чем заканчивается рассказ вечер на бивуаке
  • Чем заканчивается рассказ дубровский
  • Чем заканчивается рассказ антоновские яблоки
  • Чем дальше в лес тем страшнее сказка
  • Чем закончилась мятная сказка