Чем закончился рассказ крысолов

В ингушетии кисловодский городской суд на выездном заседании в ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о земельных протестах к

В Ингушетии Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о «земельных протестах» к срокам от 7,5 до 9 лет колонии общего режима.

В 2019 году, 26 марта, в центре Магаса прошел митинг против соглашения о закреплении административной границы Чечни и Ингушетии, которой не было с 1991 года. Власти назвали это обменом, но по этому соглашению Ингушетия отдавала соседней республике больше территорий. Протестующие на митинге в Магасе обвинили тогдашнего главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в предательстве национальных интересов. Митинг закончился столкновениями с силовиками, а потом и обысками у участников с возбуждением уголовных дел. По делу в общей сложности привлекли 49 человек.

Магомед Абубакаров, адвокат по делу ингушской оппозиции, утверждает, что на прокуратуру было оказано давление напрямую из администрации российского президента, и называет это решение политическим.

Абубакаров и адвокат Каринна Москаленко рассказали Настоящему Времени, почему дело было рассмотрено с нарушениями и кто мог выступать за столь строгие приговоры.

— Каринна, Кадыров вызывал Ахмеда Барахоева на шариатский суд, и вообще в 2018 году у Рамзана Кадырова нарастал конфликт с ингушскими старейшинами. Как вы думаете, есть ли роль Кадырова в том, что сейчас лидеры протестов в Магасе, в том числе Барахоев, получили такие большие сроки?

Каринна Москаленко: Знаете, адвокаты всегда опираются на определенные факты. И наше предположение, может быть, не имеет столь важного значения, как тот факт, что совершенно очевидно, что принималось решение по этому делу не в зале судебного заседания, о чем защита прямо заявляла суду. Дело в том, что когда попытались освободить из-под стражи единственную женщину и Зарифа была освобождена, через пять дней впопыхах по чьему-то указанию было отменено абсолютно законное и обоснованное решение суда об освобождении ее не просто так, а под домашний арест. И в этот момент наступило уже окончательное прозрение всех, кто еще надеялся на какие-то результаты этого процесса, на справедливый суд. Стало понятно, что судья не решает этого вопроса. Я в своей речи назвала его «трагической фигурой».

Но дело в том, что все равно никакого снисхождения, никакого понимания людям, которые обеспечили эту политическую расправу, в том числе и судебной власти. Это просто несмываемый позор, который лежит на российском правосудии. Да, о «Болотном деле» знали многие, это очень важное дело, которое, наконец, стало предметом обсуждения всех россиян. Россияне заметили это дело, российские СМИ заметили это дело. И сейчас, видя, что политические узники приговорены к длительным срокам наказания, никто уже не имеет никаких иллюзий. Но когда ведешь политическое дело, вот Магомед Беков мне не даст соврать, ты, конечно, уже строишь всю свою стратегию на то, чтобы закрепить нарушения, а их, поверьте мне, было в судебном заседании предельно много. Закрепить их и впоследствии добиться рассмотрения этого дела в независимом суде, доказывая, что не было обеспечено справедливого судебного разбирательства, чем мы и займемся.

— Магомед, правильно ли я понимаю, что суд не учел вообще никакие доказательства защиты, никаких свидетелей – их было больше сотни? И правильно ли я понимаю, что были свидетели, которые говорили, что старейшины ингушского народа на самом деле пытались людей остановить, когда начались столкновения с полицией?

Магомед Беков: Совершенно верно. Были свидетели, и в первую очередь это свидетели обвинения, которые свидетельствовали, что лидеры протеста успокаивали людей, вели переговоры с сотрудниками МВД, призывали к спокойствию, призывали к благоразумию. Я их называю «псевдопотерпевшими», потому что, как сказала Каринна, в деле было много нарушений. При всем кажущемся объективном подходе судьи, который удовлетворял практически все ходатайства стороны защиты, истребовал даже заключение экспертов – были проведены психолого-лингвистические экспертизы в рамках основного уголовного дела, которые следствие просто не выделило с основными материалами только лишь по одной причине, что эти заключения носили исключительно обеляющий характер наших подзащитных и в них было написано, что признаков каких-либо экстремистских призывов или лингвистических признаков в их словах не было.

Конечно же, это вопиющий факт, когда и свидетели обвинения, и более ста свидетелей защиты, которые были допрошены в судебном заседании, и псевдопотерпевшие, которые по основному уголовному делу признавались потерпевшими, но в уголовном деле, в котором обвиняли наших подзащитных как организаторов, как создателей экстремистского сообщества и организации применения насилия, их потерпевшими не признавало ни следствие, ни суд.

И, более того, материалы уголовного дела не содержат заявлений от засекреченных свидетелей о том, что они просят себя засекретить. Это очень важный момент, потому что когда допрашивается тот или иной свидетель или потерпевший в рамках уголовного судопроизводства, от него берут заявление, и в этом заявлении прописывается, какие угрозы поступили. Закон говорит, что если поступили угрозы, значит, таких заявлений нет в деле и их не было, потому что когда каждый раз на суде допрашивался тот или иной свидетель или потерпевший, мы просили вскрыть конверт и просили посмотреть, имеется ли письменное заявление. Этих заявлений дело не содержит.

— Вы можете объяснить, как такие суровые приговоры, в том числе старейшинам, стали возможны на Кавказе, где с большим почтением всегда относятся к старшим? Как вообще ингушское общество сейчас это воспринимает?

Магомед Беков: Ингушское общество, конечно же, это воспринимает негативно. Можете просто даже отследить это по соцсетям. Когда я приезжаю в Ингушетию, понятно, что очень много мероприятий. Стоит зайти в любой магазин, на заправку – тебя узнают, к тебе подходят люди и, конечно же, очень многие сопереживают.

Вы сказали: «Как возможен такой приговор на Кавказе?» Понимаете, я не считаю, что в Ингушетии этот приговор был бы каким-то иным. Здесь вопрос вообще не связан с судопроизводством и вообще не связан с объективностью и беспристрастностью наших судов. Решение выносится в высоких кабинетах.

Вы задали вопрос Каринне Москаленко: «Имеет ли какое-то отношение к этому Кадыров или Евкуров?» Можно, конечно, гадать, имеют ли они отношение к этому, коль они все были связаны с тем, что произошло, по границам: Матовников, Кадыров, Евкуров. На региональном уровне, я считаю, здесь вообще никто не имеет никакого влияния на этот суд. Это решение принимается в Кремле. Для нас не секрет – сегодня я могу об этом сказать, – у защиты была информация о том, что на прокуратуру оказано давление из администрации президента непосредственно руководителем администрации президента по внутренней политике Яриным. Кто такой Ярин? Ярин – это человек, который в свое время работал в Кабардино-Балкарии, по-моему, замом или вице-премьером, и у него в охране был брат Юнус-Бека Евкурова. То есть у них тесная дружба. Можно предположить, что эта дружба не прекратилась, потому что все-таки мы наблюдаем картину, когда глава региона может довести республику до банкротства в течение десяти лет, передать территорию, создать такие волнения в республике и стать одним из замов министра обороны. Это говорит о том, что глава государства в курсе всего. И более того, Сокуров донес на заседании Совета по правам человека эту информацию до главы государства. У меня нет никаких сомнений, что решение принималось в Кремле.

— Как вы думаете, Каринна, все-таки заказчик всего этого дела [руководитель кремлевского управления по внутренней политике Андрей] Ярин или Кадыров?

Каринна Москаленко: Знаете, я так далека от политики и от политиков, я даже точно не знаю, кто такой Ярин. Я с интересом выслушала Магомеда, он хорошо осведомлен, я ему склонна доверять – у меня нет оснований ему не доверять. Но то, что мне понятно, что мне совершенно ясно, – что такое решение столь безапелляционное, столь жесткое могло быть принято только действительно на самом верху. И что обратило на себя мое внимание – когда замечательный Сокуров замечательно обрисовал ситуацию и довел до сведения президента Российской Федерации эту абсолютно недопустимую беззаконную процедуру и это дело, от главы государства, который всегда по существу отвечает на все поставленные вопросы, он просто ушел от ответа. Он ни слова не сказал по ингушскому делу, хотя, я бы сказала, выступление Сокурова было обострено, все критичные точки были обострены. И ни на одну точку не было отвечено.

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

 
  À ïîòîì ñîñòîÿëîñü çíàêîìñòâî áàáóøêè Âàðâàðû ñî ñâîèì âíóêîì. Òóò ïðîñòî ñëîâàìè íå ðàññêàçàòü. Ýòî íàäî áûëî âèäåòü, êàê áåðåæíî æåíùèíà ïðèæèìàëà ê ãðóäè ìàëåíüêîãî ÷åëîâå÷êà. È òîò, âîïðåêè òîìó, ÷òî âñå îæèäàëè åãî èñïóãà ÷óæîãî ïî ñóòè ÷åëîâåêà, ðàäîñòíî ñêàëèëñÿ áåççóáîé óëûáêîé è ÷òî-òî àóêàë. Âàðâàðà è ïëàêàëà, è ñìåÿëàñü, è öåëîâàëà Ñåð¸æêó. Îíà ïî-íàñòîÿùåìó áûëà ñ÷àñòëèâà.
 
  Êîãäà ðàäîñòü ýòîé âñòðå÷è íåìíîãî óòèõëà, ßíà îáðàòèëàñü ê ìàòåðè:
— Ìàìî÷êà, êàê æå òàê ïîëó÷èëîñü, ÷òî òû âäðóã èñ÷åçëà? Ìû òâîè ïèñüìà ñ äåäóøêîé ïî íåñêîëüêî ðàç ïåðå÷èòûâàëè. À îíè ïðèõîäèëè âñå ðåæå è ðåæå, à ïîòîì ñîâñåì ïåðåñòàëè. Ìû äàæå íå çíàëè, ÷òî äóìàòü. Äåäóøêà åçäèë äàæå â âîåíêîìàò ñïðàâèòüñÿ î âàñ ñ ïàïîé. Íî íè÷åãî âðàçóìèòåëüíîãî îòâåòèòü îíè íå ñìîãëè. À êîãäà ïðîøëî òðè ìåñÿöà ïîñëå ïîñëåäíåãî ïèñüìà, ìû ïîíÿëè, ÷òî ñëó÷èëîñü ÷òî-òî ñòðàøíîå. À òóò åùå è áàáóøêà óìåðëà…

— Äî÷óðêà ìîÿ ðîäíàÿ, åñëè áû ÿ òîëüêî çíàëà, ÷åì ýòî âñå çàêîí÷èòñÿ, òî íèêîãäà áû òóäà íå ïîåõàëà. À ìîæåò, èç-çà ìåíÿ è îòåö ïîãèá…
— Ìàìî÷êà, ðàññêàæè âñå ïî ïîðÿäêó.

— Êîãäà íà÷èíàëàñü ýòà ÷åðòîâà ÷å÷åíñêàÿ âîéíà, âñå áûëè ïðîñòî óâåðåíû, ÷òî îíà áûñòðî çàêîí÷èòñÿ. Íó, ìåñÿö – äâà, ïðèäóò òóäà íàøè âîéñêà, íàâåäóò òàì ïîðÿäîê è âñå áóäåò ñïîêîéíî. Íî íåò, âîéíà çàòÿíóëàñü.

  Êîãäà îòöà ïîñëàëè òóäà, ÿ ðåøèëà åõàòü ñ íèì. Îòåö ìåíÿ äîëãî îòãîâàðèâàë, íî ìíå êàçàëîñü, ÷òî áóäåò ñïîêîéíåå è åìó è ìíå, êîãäà ÿ áóäó ðÿäîì. Óãîâîðèëà åãî íà ñâîþ ãîëîâó…

  Ïðèåõàëè ìû òóäà, îòåö â êàçàðìå, à ÿ â ïîëåâîì ãîñïèòàëå. Âèäèìñÿ ðàç â íåäåëþ. Îí âñå íà çàäàíèÿõ ãäå-òî äàëåêî. À íàì âñå ÷àùå ïðèâîçÿò ðàíåííûõ. Ðàáîòû ïîëíî. Äà è «ãðóç 200» ÷àñòî óâîçÿò â Ðîññèþ. Çíàåøü, ÷òî ýòî? Ýòî ãðîáû ñ ïîãèáøèìè íàøèì âîèíàìè.  îòêðûòóþ íàçûâàòü áûëî íåëüçÿ, âîò è ïðèäóìàëè «ãðóç 200». Æàëêî áûëî ðåáÿò. Ñêîëüêî ïîêàëå÷èëè!

  Ïîêà áûëà çèìà è íà÷àëî âåñíû, áîè øëè òàì, ãäå-òî äàëåêî â ãîðàõ. À êàê âåñíîé ïîÿâèëèñü ëèñòî÷êè, òàì ýòî íàçûâàëîñü «çåëåíêîé», äóøìàíû ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ âñå áëèæå. Ñîâñåì îáíàãëåëè. Ñàìè íàïàäàëè íà âîèíñêèå ÷àñòè. Ñðåäè çåëåíîé ëèñòâû èì áûëî ëåãêî ñêðûòüñÿ.

  È âîò â òîò äåíü ïåðåä ñàìûì ðàññâåòîì ÷å÷åíñêèé îòðÿä íàïàë íà íàø ãîñïèòàëü. Îòðÿä áûë áîëüøîé, ÷åëîâåê 50. À îõðàíà íàøà 2-3 áîéöà è áëîê-ïîñò äàëåêîâàòî. Ìû çàêàí÷èâàëè î÷åðåäíóþ îïåðàöèþ, êîäà óñëûøàëè âûñòðåëû âî äâîðå. Íî îíè áûñòðî ñòèõëè. È òîãäà â ãîñïèòàëü âîðâàëîñü ÷åëîâåê 10 áîðîäàòûõ ìóæèêîâ. Îíè âîðâàëèñü â ïàëàòû è íîæàìè ïðèêàí÷èâàëè ëåæà÷èõ ðàíåííûõ. Òå æå, êîòîðûå ìîãëè âñòàâàòü, õâàòàëè îðóæèå. Íî èì íå äàëè ñäåëàòü íè îäíîãî âûñòðåëà, àâòîìàòíûìè î÷åðåäÿìè óëîæèëè âñåõ. Âîðâàëèñü è â îïåðàöèîííóþ. Ìû òîëüêî çàêîí÷èëè îïåðàöèþ. Íàø íà÷àëüíèê ãîñïèòàëÿ êàïèòàí Êàëþæíûé òîëüêî óñïåë äîñòàòü ïèñòîëåò, êàê åãî òóò æå ïóëåé óëîæèëè. ß æäàëà, ÷òî ñëåäóþùåé áóäó ÿ. Íî îíè ñòðåëÿòü â ìåíÿ íå ñòàëè, ïîäñêî÷èëè, ñêðóòèëè ðóêè, îòîáðàëè ïèñòîëåò. Ïèñòîëåò ïîñòîÿííî áûë ñî ìíîé â êîáóðå íà ïîÿñå. Ìåíÿ è åùå îäíó ìåäñåñòðó ïðàïîðùèêà Îëå÷êó ñâÿçàëè è óñàäèëè â óãëó îïåðàöèîííîé.
 
  Íà áëîê-ïîñòó óñëûøàëè âûñòðåëû è ïîäíÿëè òðåâîãó. Áëèæàéøèì ïîäðàçäåëåíèåì îêàçàëàñü ðîòà, ãäå ñëóæèë îòåö. Îíè áðîñèëèñü íàì íà ïîäìîãó. Çàâÿçàëñÿ áîé. ×å÷åíöû çàñåëè â çäàíèè ãîñïèòàëÿ, îòñòðåëèâàëèñü ÷åðåç îêíà, à íàøè áîéöû àòàêîâàëè çäàíèå ñíàðóæè. Çâó÷àë ñïëîøíîé òðåñê àâòîìàòíûõ î÷åðåäåé è ðåäêèå ðàçðûâû ãðàíàò. Ìû ñ Îëå÷êîé âæàëèñü â óãîë è ñëåäèëè çà õîäîì áîÿ. Áîé øåë è çà ïðåäåëàìè ãîñïèòàëÿ. Áîëüøèíñòâó òåõ, êòî íå âõîäèë â çäàíèå è îñòàâàëñÿ ñíàðóæè óäàëîñü óéòè, à òå, êòî áûë â çäàíèè, ïðîäîëæàëè îòñòðåëèâàòüñÿ. Íàøè óæå âîðâàëèñü â çäàíèå è ïðèêîí÷èëè íåñêîëüêèõ ÷å÷åíöåâ. Ñðåäè íàøèõ áûë è îòåö. Îí çíàë, ÷òî ÿ íàõîæóñü â ýòîì ãîñïèòàëå è ðâàëñÿ ìíå íà ïîìîùü. Îí óñïåë âîðâàòüñÿ â îïåðàöèîííóþ, ãäå ìû ñ Îëåé íàõîäèëèñü â óãëó, íî ÷å÷åíåö, ÷òî ñòîÿë ó îêíà, ñðåçàë åãî àâòîìàòíîé î÷åðåäüþ. Îí óïàë çàìåðòâî íà ìîèõ ãëàçàõ…

  Âàðâàðà çàêðûëà ëèöî ðóêîé è óìîëêëà, çàíîâî ïåðåæèâàÿ òå ñòðàøíûå ñîáûòèÿ. ßíà ñëóøàëà åå, îòêðûâ ðîò è çàòàèâ äûõàíèå. Íåìíîãî óñïîêîèâøèñü, ìàòü ïðîäîëæèëà:
— Âèäèìî, îò âñåãî ïåðåæèòîãî, ÿ ïîòåðÿëà ñîçíàíèå. Î÷íóëàñü îò òîãî, ÷òî ìåíÿ êóäà-òî òàùèëè. Ìîè ðóêè è íîãè áûëè ñâÿçàíû. ×åì çàêîí÷èëñÿ áîé ÿ íå çíàëà, íî íàñ ñ Îëåé ÷å÷åíöû çàõâàòèëè è êóäà-òî òàùèëè. Ðîò áûë çàáèò êëÿïîì, äûøàòü áûëî òðóäíî. Ñêîëüêî ýòî âñå ïðîäîëæàëîñü, ÿ íå èìåëà ïðåäñòàâëåíèÿ. Íî âðåìåíè ïðîøëî ìíîãî. Åñëè ÷å÷åíöû íàïàëè íà ðàññâåòå, òî, ñóäÿ ïî ñîëíöó, áûëî óæå îêîëî ïîëóäíÿ, çíà÷èò óæå ïðîøëî îêîëî 6 ÷àñîâ. Çà ýòî âðåìÿ íàñ óâåçëè äàëåêî îò ãîñïèòàëÿ. Øëè ìû åùå äîëãî ïî ãîðàì ïî÷òè áåç ïðèâàëîâ. Ïîñëå âñåãî ïåðåæèòîãî ó ìåíÿ íàñòóïèëî êàêîå-òî îöåïåíåíèå, ïîëíîå áåçðàçëè÷èå.  ß øëà, åäâà ïåðåäâèãàÿ íîãè îò óñòàëîñòè, ãîðÿ è áåçûñõîäíîñòè.

  Òîëüêî ê âå÷åðó ìû äîáðàëèñü äî êàêîãî-òî íåáîëüøîãî ñåëåíèÿ â ãîðàõ.  ñàìîì öåíòðå ýòîãî ñåëåíèÿ ñòîÿë ñðåäè íåáîëüøèõ áåäíûõ õèæèí îãðîìíûé äîì, îáíåñåííûé âûñîêèì çàáîðîì. Âîò òóäà-òî íàñ è ïîâåëè. Âñòðåòèë íàøó ãðóïïó ñàì õîçÿèí, ñòàðèê ëåò ñåìèäåñÿòè, âåñü ñåäîé. Ñóäÿ ïî òîìó, êàê ê íåìó îáðàùàëèñü ïðèáûâøèå, ýòî áûë êàêîé-òî èõ âàæíûé íà÷àëüíèê. Îí îòäàâàë ïðèêàçàíèÿ, è îíè òóò æå èñïîëíÿëèñü íåçàìåäëèòåëüíî. Ãîâîðèëè îíè ïî-÷å÷åíñêè, ìû ñ Îëüãîé íè÷åãî íå ïîíèìàëè.

  Îí óäîñòîèë íàñ áåãëûì âçãëÿäîì è ÷òî-òî ñêàçàë ñâîèì ïîä÷èíåííûì. Íàñ òóò æå ïîâåëè êóäà-òî â äîì. Äîì áûë áîëüøîé, êîìíàò ìíîãî. Íàñ ïðèâåëè â êàêóþ-òî êðàéíþþ áîëüøóþ êîìíàòó ñîâñåì áåç ìåáåëè è îñòàâèëè òàì, çàêðûâ çà ñîáîé äâåðè. Îò óñòàëîñòè ìû ïðîñòî ðàñòÿíóëèñü íà ïîëó è òóò æå óñíóëè.

  Ïðîñíóëàñü ÿ îò òîãî, ÷òî êòî-òî òðÿñ ìåíÿ çà ïëå÷è.
— Âñòàâàé, êóøàòü, êóøàòü íàäî, — ïî-ðóññêè ñ áîëüøèì àêöåíòîì ãîâîðèëà ñòàðàÿ ÷å÷åíêà.

  Îíà ïîñòàâèëà ïåðåä íàìè ãëèíÿíûå òàðåëêè ñ êóñêîì áàðàíèíû, êàêèìè-òî âàðåíûìè îâîùàìè è êóñêîì êóêóðóçíîãî õëåáà. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî íå åëà óæå ïî÷òè ñóòêè, åñòü íå õîòåëîñü. Ïåðåä ãëàçàìè òàê è ñòîÿë Ñåð¸æà, ïðîøèòûé àâòîìàòíîé î÷åðåäüþ.
Ïîòîì îíà åùå ïðèíåñëà äâà ñòàðûõ âàòíûõ ìàòðàñà è äâå áîëüøèå îâå÷üè øêóðû. Íàì ñ Îëüãîé î÷åíü õîòåëîñü â òóàëåò, íî ìû íå çíàëè, êàê îá ýòîì åé ñêàçàòü. Êîå-êàê óäàëîñü åé îáúÿñíèòü, è îíà âûâåëà íàñ âî äâîð è ïîêàçàëà äåðåâÿííûé äîìèê, ñëóæàùèé òóàëåòîì.

  Íî÷ü ìû ïðîâåëè íà ýòèõ ìàòðàñàõ è ïîä îâå÷üèìè øêóðàìè. Óòðîì íàñ ïîêîðìèëè ñíîâà. Òåïåðü óæå áûë â ðàöèîíå åùå îâå÷èé ñûð è êðóæêà ÷àÿ.
 
  Óñëûøàëè çâóê îòêðûâàåìîãî çàìêà â äâåðÿõ è áåç ñòóêà âîøåë ìîëîäîé ïàðåíü ÷å÷åíåö è, ïîêàçàâ íà ìåíÿ ïàëüöåì, æåñòîì ïðèãëàñèë ñëåäîâàòü çà íèì. Âûõîäà ó ìåíÿ íå áûëî, ïðèøëîñü ïîä÷èíèòüñÿ. Ìû ñ íèì ïîäíÿëèñü íà âòîðîé ýòàæ, êàê ÿ ïîíÿëà, â àïàðòàìåíòû ñàìîãî õîçÿèíà. Ìîé ïðîâîæàòûé ïîñòó÷àë â äâåðü è óñëûøàë îòòóäà êàêîå-òî ñëîâî, îòêðûë äâåðü è âïóñòèë ìåíÿ.
 
  ß âîøëà è ñðàçó îáðàòèëà âíèìàíèå, ÷òî êîìíàòà îáñòàâëåíà âïîëíå ñîâðåìåííî. Çà ñòîëîì â êðåñëå ñèäåë õîçÿèí.  Æåñòîì îí ïîêàçàë ìíå íà ñòóë, ñòîÿùèé ïåðåä åãî ñòîëîì. ß ïðèñåëà.
— Êàê òåáÿ çîâóò? – íà ÷èñòîì ðóññêîì áåç àêöåíòà ñïðîñèë ìåíÿ.
ß îòâåòèëà.
— Òû âðà÷?
ß ìîë÷à êèâíóëà ãîëîâîé.
— Òâîÿ ñïåöèàëèçàöèÿ?
— Ïîñëåäíåå âðåìÿ ïîëåâàÿ õèðóðãèÿ, à òàê âñåãî ïîíåìíîãó: òåðàïèÿ, ãèíåêîëîãèÿ, ïåäèàòðèÿ.
— Íó ÷òî æå, ýòî õîðîøî. À òî ó íàñ íåò çäåñü ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. À ëå÷èòü åñòü êîãî. Âîò õîòÿ áû ìîåãî âíóêà.
— Ðóñòàì, ïðèâåäè Àëèøåðà, — êðèêíóë ìóæ÷èíà, îáðàùàÿñü ê êîìó-òî.
Èç ñîñåäíåé ñìåæíîé êîìíàòû âûøåë ìîëîäîé ìóæ÷èíà ëåò äâàäöàòè ïÿòè, âåäÿ ïåðåä ñîáîé õóäîãî, áëåäíîãî ìàëü÷èøêó ëåò 8-9.

— Âàðâàðà Ñòåïàíîâíà, îñìîòðèòå ìàëü÷èêà. Ïîïðîáóéòå ïîñòàâèòü äèàãíîç, ÷òî ñ íèì, ïî÷åìó îí òàêîé õóäîé è ïëîõî åñò.
Ìíå áûëî ïðèÿòíî, ÷òî îí óæå ïåðåøåë ñî ìíîé íà «Âû». Çíà÷èò, âîçìîæíî, ìîå ïîëîæåíèå â ýòîì äîìå èçìåíèòñÿ ê ëó÷øåìó.
— Èçâèíèòå, à êàê ìíå ê âàì îáðàùàòüñÿ?
— Èáðàãèì Ñóëåéìàíîâè÷, ìîæíî ïðîñòî Èáðàãèì.
— Èáðàãèì Ñóëåéìàíîâè÷, Àëèøåð ãîâîðèò ïî-ðóññêè?
— Íåò.
— Òîãäà, áóäüòå äîáðû, ïåðåâîäèòå åìó ìîè âîïðîñû.
— Ìíå ñåé÷àñ íåêîãäà, ïóñòü ýòèì çàéìåòñÿ Ðóñòàì.

  ß îñìîòðåëà ìàëü÷èêà, çàäàëà åìó íåñêîëüêî âîïðîñîâ, à Ðóñòàì ïåðåâîäèë. Âñêîðå ÿ ïîíÿëà, ÷òî ìàëü÷èøêà ëþáèò âîçèòüñÿ ñ ñîáàêàìè è êîøàìè è ó íåãî, ïðîñòî îáûêíîâåííûå ãëèñòû. Íî äëÿ ýòîãî ìíå íóæíî áûëî â ýòîì óáåäèòüñÿ. ß îáúÿñíèëà Ðóñòàìó, ÷òî äëÿ ýòîãî òðåáóåòñÿ. È óæå íà ñëåäóþùèé äåíü ÿ ïîëó÷èëà äîêàçàòåëüñòâî ñâîåãî ïðåäïîëîæåíèÿ. Íî çäåñü â îòñóòñòâèå àïòåê ëå÷èòü ìîæíî áûëî òîëüêî íàðîäíûìè ñðåäñòâàìè. ß âñïîìíèëà, êàê â äåðåâíå îòåö ìåíÿ ëå÷èë îò ýòîãî íåäóãà òûêâåííûìè ñåìå÷êàìè. Áëàãî ýòîãî äîáðà çäåñü áûëî äîñòàòî÷íî. È ÷åðåç äâå íåäåëè òàêîãî ëå÷åíèÿ Àëèøåð ïîøåë íà ïîïðàâêó. È, êàê ðåçóëüòàò, ìîé ñòàòóñ â ýòîì äîìå ïîäíÿëñÿ. Òåïåðü ìû ñ Îëüãîé æèëè â íåáîëüøîé îòäåëüíîé êîìíàòå ñ êðîâàòÿìè, ñòîëîì è øêàôîì. Ïðàâäà â øêàô íàì âåøàòü áûëî íå÷åãî.
Äîìî÷àäöû, à èõ áûëî íåìàëî, îòíîñèëèñü êî ìíå ñ óâàæåíèåì, íå äåëàëè äàæå íèêàêèõ ïîïûòîê ê ïðèñòàâàíèþ, à âîò Îëüãå ïðîõîäà íå äàâàëè, ìîæåò åùå è ïîòîìó, ÷òî îíà áûëà ìîëîæå.

  Äîëãî áåçäåëüíè÷àòü íàì ñ Îëüãîé íå äàëè. Ïîñëå ìîåãî óäà÷íîãî äåáþòà ñ Àëèøåðîì, ìîé àâòîðèòåò, êàê âðà÷à, ïîäíÿëñÿ, è êî ìíå ïîòÿíóëèñü âíà÷àëå æèòåëè ýòîãî áîëüøîãî äîìà, à çàòåì è àóëà ñî ñâîèìè áîëåçíÿìè è áîëÿ÷êàìè. Íî ëå÷èòü ìíå èõ áûëî íå÷åì. Âî âñåì äîìå ÿ îáíàðóæèëà òîëüêî íåñêîëüêî áèíòîâ, êëî÷îê âàòû, éîä è òàáëåòêè îò ãîëîâíîé áîëè. È ÿ óæå íå âûäåðæàëà. Áåç ðàçðåøåíèÿ ïî÷òè âîðâàëàñü â êàáèíåò õîçÿèíà.
-Èáðàãèì Ñóëåéìàíîâè÷, ó âàñ õîòü êàêàÿ-òî ñâÿçü ñ âíåøíèì ìèðîì åñòü, èëè âû òàê è æèâåòå, êàê îòøåëüíèêè?

  Îò òàêîé íàãëîñòè õîçÿèí ïðîñòî îïåøèë.
— Ïîñëóøàé, êðàñàâèöà, òû ÷òî êðè÷èøü íà ìåíÿ? Òû áåç ðàçðåøåíèÿ âðûâàåøüñÿ êî ìíå â êàáèíåò è îðåøü íà ìåíÿ. Ýòî ó íàñ íå ïðèíÿòî, ÷òîáû æåíùèíà ïîäíèìàëà ãîëîñ íà ìóæ÷èíó. Íî ó÷èòûâàÿ òâîè çàñëóãè ïî çàáîòå î çäîðîâüå ìîåé ñåìüè ÿ ïðîùàþ òåáå. Íî áîëüøå òàê íå äåëàé. Òàê ÷òî òåáÿ ïðèâåëî êî ìíå?
-Èáðàãèì Ñóëåéìàíîâè÷, åñëè åñòü êàêàÿ-òî ñâÿçü ñ âíåøíèì ìèðîì, íóæíî ïîñëàòü ÷åëîâåêà â àïòåêó. Ó íàñ íåò ýëåìåíòàðíûõ ëåêàðñòâ. ×åì ÿ áóäó ëå÷èòü ëþäåé? À ëþäè ïðîõîäÿò óæå èç àóëà, è ÿ ïðèíèìàþ èõ âî äâîðå. È íåðîâåí ÷àñ ìîãóò áûòü è ðàíåííûå.
Õîçÿèí çàäóìàëñÿ. Ïîòîì ñêàçàë:
— Ïîñëàòü ÷åëîâåêà â ãîðîä – ýòî íå ïðîáëåìà. Òû íàïèøè ñïèñîê, ÷òî òåáå ïîòðåáóåòñÿ, à ÿ ïîøëþ ÷åëîâåêà. À âîò íàñ÷åò ïîìåùåíèÿ òû ïðàâà. Íàéäåì òåáå ìåñòå÷êî â äîìå, ãäå òû ñìîæåøü ïðèíèìàòü áîëüíûõ. Âèäíî ñàì Àëëàõ ïîñëàë òåáÿ ê íàì.

  È ìåñòî ìíå íàøëè.  çàäíåé ÷àñòè äîìà ñ îòäåëüíûì âõîäîì áûëà ìàëåíüêàÿ êîìíàòà áåç îêîí, âèäèìî, ñëóæèâøàÿ ðàíåå ÷óëàíîì.  íåå ïðîâåëè ñâåò, ïîñòàâèëè ñòîë, êóøåòêó è ïàðó ñòóëüåâ. Òåïåðü ýòî áûë ìîé ìåäïóíêò. Ìåäèêàìåíòû ïðèâåçëè ïî ìîåìó ñïèñêó. Ñëóõ î ìåäïóíêòå â àóëå ðàñïðîñòðàíèëñÿ áûñòðî è ïîòÿíóëñÿ íàðîä. Ìåíÿ óäèâëÿëà áåñïðîñâåòíàÿ ýëåìåíòàðíàÿ ñàíèòàðíàÿ áåçãðàìîòíîñòü ìåñòíîãî íàñåëåíèÿ. Ñëîâíî ìû æèëè íå â äâàäöàòîì âåêå, à â ñðåäíåâåêîâüå.
Ìîé àâòîðèòåò ïîäíÿëñÿ íàñòîëüêî, ÷òî ìíå óæå ðàçðåøàëè âõîäèòü çà ïðåäåëû äâîðà è ïåðåìåùàòüñÿ ïî àóëó. Êàçàëîñü, ÷òî ýòî óæå ïî÷òè ñâîáîäà. Íî âñå ðàâíî, ðàçâå óáåæèøü.

  À Îëüãó òîæå ñðàçó ïðèâëåêëè ê äîìàøíèì ðàáîòàì. Òî îíà ïîìîãàëà íà êóõíå, òî çàíèìàëàñü óáîðêîé â äîìå è âî äâîðå, òî çàäåéñòâîâàëè åå íà ñòðîèòåëüñòâå áàíè âî äâîðå.
 
  À ïîòîì íà íåå ãëàç ïîëîæèë Ðóñòàì, ñûí õîçÿèíà. Ó ñëó÷èëñÿ ó íåå ñ íèì òàéíûé ðîìàí. Òåïåðü îíà ÷àñòî ïðîïàäàëà ïî íî÷àì è âîçâðàùàëàñü òîëüêî ê óòðó. È äîáðîì ýòî íå çàêîí÷èëîñü. Ãäå-òî ÷åðåç ãîä ïîñëå íàøåãî çàòî÷åíèÿ ìíå ïðèøëîñü äåëàòü åé àáîðò. Õîòÿ ïî òàìîøíèì çàêîíàì ýòî çàïðåùàåòñÿ è ñ÷èòàåòñÿ áîëüøèì ãðåõîì.
Òàê ìû è æèëè ýòè ÷åòûðå ãîäà.

   ×àñòî ìû ñ íåé, îñòàâàÿñü âäâîåì â êîìíàòå, ìå÷òàëè î òîì, êàê óáåæàòü îòñþäà, êàê âåðíóòüñÿ ê ñâîèì. Íî êàê òóò óáåæèøü? Âî-ïåðâûõ, äîì îõðàíÿåòñÿ è íàì çàïðåùåíî âûõîäèòü çà ïðåäåëû äâîðà. Âî-âòîðûõ, ìû íå çíàëè, ãäå ìû íàõîäèìñÿ, è åñëè äàæå óäàëîñü áû óëèçíóòü èç äâîðà, òî êóäà èäòè ìû íå çíàëè. À åñëè áû è óøëè, òî íàñ òóò æå ïîéìàëè, è åùå íåèçâåñòíî, ÷åì áû ýòî íàì ïîòîì îáîøëîñü. Ïðèõîäèëîñü ïðîñòî òåðïåòü è æäàòü. Ïîòèõîíüêó ñòàëè èçó÷àòü ÷å÷åíñêèé ÿçûê. Ýòî ìîãëî íàì ïðèãîäèòüñÿ â äàëüíåéøåì

  Âîéíà áëèçèëàñü ê êîíöó. Îñíîâíûå áàíäû-ôîðìèðîâàíèÿ áûëè óíè÷òîæåíû. Íà÷àëàñü «çà÷èñòêà ìåñòíîñòè». Îòðÿäû íàøèõ ñîëäàò õîäèëè ïî ñåëåíèÿì, çàõîäèëè â êàæäûé äîì è èñêàëè áîåâèêîâ. Äîøëà î÷åðåäü è äî íàøåãî àóëà.  Ïîìíþ, êàê ñåé÷àñ, óòðîì ãðîìêèé ñòóê â âîðîòà. Âî äâîð âîøëà ãðóïïà ñîëäàò ñ îðóæèåì òàê, ÷åëîâåê 10 è íà÷àëè ïðîâåðêó âñåõ æèâóùèõ çäåñü.

  Êàêîå æå ýòî áûëî ñ÷àñòüå! Íàñ îñâîáîäèëè è âåðíóëè â Ãðîçíûé. Ïðàâäà åùå ïî÷òè ìåñÿö øëà ïðîâåðêà, ïðåæäå ÷åì ðàçðåøèëè ìíå âåðíóòüñÿ íà ðîäèíó. Ïîõîðîíêó íà ìóæà âðó÷àòü áûëî íåêîìó, ó ïàïû ðîäèòåëåé â æèâûõ óæå äàâíî íå áûëî. Êâàðòèðà íàøà â îòñóòñòâèå õîçÿåâ ïåðåøëà â ðàñïîðÿæåíèå ãîðîäà, è òàì óæå æèëè äðóãèå ëþäè. Äåâàòüñÿ ìíå áûëî íåêóäà, è ÿ ïîåõàëà â äåðåâíþ ê îòöó. Íî óâû, ïàïû íå áûëî óæå â æèâûõ, äîì áûë çàêîëî÷åí. Ìíå îäíîé åãî íå îñâîèòü. ß îñòàâèëà ñâîè êîîðäèíàòû ñîñåäÿì è âåðíóëàñü â ãîðîä.

 ×åðåç âîåíêîìàò ìíå óäàëîñü âûáèòü îäíîêîìíàòíóþ êâàðòèðó, âûäàëè äåíåæíîå ïîñîáèå çà âðåìÿ ìîåãî ïëåíà. Óñòðîèëàñü ðàáîòàòü â îêðóæíîì âîåííîì ãîñïèòàëå. È òóò òâîé çâîíîê, ìîÿ ðîäíàÿ!
Ìàòü êðåïêî îáíÿëà äî÷ü è ïðèæàëà ê ñåáå.

ïðîäîëæåíèå http://proza.ru/2021/12/11/543

Мосгорсуд ликвидировал правозащитный центр «Мемориал» (признан в РФ «иноагентом»). С иском в суд обратилась прокуратура Москвы, ведомство обвинило организацию в неоднократном нарушении закона об «иностранных агентах». Рассказываем, что происходило в суде и какова реакция на его решение.

Позиция обвинения

Во время прений представитель прокуратуры заявил, что правозащитный центр участвовал во всех протестных движениях, поддерживал акции, направленные на дестабилизацию страны. Списки политзаключенных, которые ведет «Мемориал», «направлены на формирование негативного восприятия судебной системы России и дезинформацию граждан».

До этого прокуратура обвинила правозащитный центр в оправдании экстремизма и терроризма и утверждала, что отсутствие маркировки «иностранного агента» в материалах «Мемориала» может вызвать депрессию у граждан.

Позиция защиты

Адвокат Виталий Черкасов заявил, что, ликвидируя правозащитную организацию, государство «пытается разбить красную мигающую лампочку, которая сигнализирует, что что-то не так, а не решить саму проблему».

«Благодарю прокуратуру, истинная причина [иска] – это не маркировка или отсутствие маркировки, это лишь повод, предлог. Главная цель – лишить граждан доступа к информации», – сказал он.

Григорий Вайпан – один из защитников организации – напомнил, что на суде по «Международному Мемориалу» говорили, что организация «создает ложный образ СССР», а сейчас правозащитный центр якобы клевещет на Россию.

«Оклеветать государство нельзя, можно оклеветать конкретное лицо – у государства чести и достоинства нет», – сказал юрист.

Адвокат Мария Эйсмонт считает, что процесс над «Мемориалом» носит ярко выраженный политический характер.

«Позволю дать совет – если истец хочет, чтобы деятельность ПЦ не была так востребована в обществе и не имела такой общественной поддержки – пусть государство меньше нарушает права граждан. И тогда дорожка к нам зарастет бурьяном!» – сказала она.

В прениях выступил адвокат Илья Новиков. Истцы злоупотребляют правом, считает он, подача исков о ликвидации «Международного Мемориала» и ПЦ «Мемориал» в один день – не совпадение, организацию хотят ликвидировать по политическим мотивам.

«Чем слабее аргументация прокуратуры, тем большего мужества требуется суду, чтобы отказать ей. Мне сложно поверить, что вы сможете быть тем героем, который вынесет решение против требований прокуратуры. Но мало что доставит мне большее удовольствие, чем извиниться перед вами, если я ошибаюсь», – сказал Новиков судье.

В конце своего выступления Илья Новиков процитировал стихи Игоря Губермана:

«Когда клубится страх кромешный
И тьму пронзает лай погонь,
Благословен любой, посмевший
Не задувать в себе огонь».

Представитель Минюста от участия в прениях отказался.

После вынесения решения люди, собравшиеся у здания суда, кричали: «Позор!»

Накануне Верховный суд России по иску Генпрокуратуры ликвидировал внесенное в реестр «иностранных агентов» общество «Мемориал». Прокуратура потребовала запретить правозащитную организацию из-за того, что она якобы нарушает закон об «иноагентах» и дискредитирует власть.

Как отреагировали на решение суда

В соцсетях реакция на ликвидацию ПЦ «Мемориал» была предсказуемо возмущенной, хотя на иной исход никто особенно и не надеялся.

Так, оппозиционер Владимир Милов считает, что обвинение даже не скрывало политические причины ликвидации.

Благотворитель Митя Алешковский

«Теперь и правозащитный центр «Мемориал» ликвидирован. Россия прошла одно из самых страшных испытаний, которые выпадали кому-либо за всю историю человечества. Миллионы наших сограждан были уничтожены государственной машиной. Да, не случайным разгильдяйством, не по ошибке или недосмотру, а в результате государственной политики. Это очевидный и неоспоримый факт. Сталин и другие члены политбюро лично подписывали расстрельные списки, без имен и фамилий, просто нормы по расстрелу в той или иной области или республике. Смысл государственной политики был именно в том, чтобы уничтожать свой народ. Начало этой политике положил Ленин. Коммунистическая власть уничтожила все русское, что было в России. Включая церковь, науку, культуру, деревню. Все это уничтожила советская власть. И не только в ходе репрессий, а в ходе просто своего существования. Чего стоит только одна коллективизация.

Пока мы не признаем этого, у нас нет будущего. Невозможно строить никакого будущего на костях. Никакой экономики. Никакой культуры. Никакой науки. Никакой жизни. Потому что отовсюду эти кости будут торчать. И в какой-то момент все рухнет. Может быть, не сейчас, а позже, но рухнет. И «Мемориал» не может быть ликвидирован, потому что вы не можете ликвидировать память».

Преподаватель Высшей школы экономики Виталий Рудь думает, что Россия с решением ликвидировать оба «Мемориала» пришла в тупик.

Ведущая и активистка Эльвира Вихарева

«Успели. Старались – и смогли. Добили и правозащитный «Мемориал» под конец года.

В целом и обсуждать ничего не нужно, все понятно. С точки зрения власти, у России должно быть великое прошлое, где каждый негодяй в погонах – отец нации. С той же точки зрения, нас ожидает и великое будущее, где только негодяи в погонах будут решать, кому и как существовать.

Идея сложности, неподконтрольной единственному центру, не умещается в головах, которым фуражка натерла единственную извилину.

В принципе, так и закончился СССР с его Госпланом и административно-командной системой. Так закончится и этот режим. Потому что он как раз, в отличие от «Мемориала», держится исключительно на формальностях. Лиши какого-нибудь министра его портфеля – и кто о нем вспомнит, кто его опознает вообще без кортежа?

Не люди – функции. Вернее, две функции: греть кресло и тащить все под него. Поэтому от перемены мест итог не меняется.

А все, кто не совпадает с этими функциями, кто устроен сложнее, должны быть, по мнению власти, ликвидированы. Непонятное – страшно.

Ну что ж, испугаться «начальникам» предстоит еще не раз».

  • В ноябре Генпрокуратура и прокуратура Москвы потребовали через суд ликвидировать «Международный Мемориал» и правозащитный центр «Мемориал» (оба признаны «иностранными агентами»), обвинив их в нарушении законодательства об «иностранных агентах», а в случае с правозащитным центром – также в поддержке экстремизма из-за списка политзаключенных, который ведёт центр. Против требования властей выступили несколько нобелевских лауреатов, ученые, писатели и музыканты с мировым именем, а также США, Евросоюз и Совет Европы.


весь текст



20 076 зн., 0,50 а.л.

  • Аннотация
  • Статистика

Хотя что он понимает в мести? Особенно если эта месть тянется за живым из могилы. Находит его, опутывает и забирает с собой.


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

potestogloria1 637346389250122471

Аэрахна од Нагрен


Привет с марафона «Отзыв на рассказ».

Оооо,  красивая,  законченная,  а главное,  проникновенная без лишних соплей история получилась.  Драматичная даже. Но жаль герой толком не успевал за событиями,  видимо,  сказывалась сомнамбуличность прерии без воды и сна.  А что,  интересное оправдание событий, на следующий день,  что он излишне бахнул из bottele lene De whiskey, да под воспоминания об усопшем друге,  вот и причудилось. И не было ни беседы у коняги, ни засады,  а только невероятная удача при отстреле бандюков,  возможно, кровавая рана, не добавившая ясности и вот уже на следующий день собранное с тел разбойников золотишко не мародёрка,  а вполне себе плата от мертвого друга, за которого он вчера мстил. Училку жалко,  могла бы еще пожить. 

А, ну еще понравились аутентичные фразу, крайне уместны, да 

 раскрыть ветвь
 2

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 1

orcqueenciel 637456074504490374

Юлия Лиморенко


Добрый день, я с марафона «Читатель-автор. Рассказы».

Атмосфера — это уже все написали, наверно. Причём атмосфера не столько Дикого Запада, на котором никто из нас не бывал, сколько знаменитых книг о нём: Брет Гарт, О’Герни, немножко Роберт Говард… Как будто заглядываешь в знакомые места.

Общий тон событий (не текста, а именно событий) напомнил типичные мексиканские отношения людей со смертью: да, иногда они возвращаются, да, такая вот реальность, salva me Dios! 

Чего мне персонально немножко недоставало: слишком многое раскрыто, все загадки разгаданы, невольно думаешь, а что если бы часть истории осталась в тени, давая простор больной фантазии читателя… Но это личное, а за рассказа спасибо, он чудесный!

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

amelkina yuliya 637479447095481303

Амелькина Юлия


Привет с марафона «Отзыв на рассказ».

Сначала читателю даётся спокойная сцена с описаниями и флэшбэками, что позволяет погрузиться в атмосферу и прочувствовать её, потом начинается основная «движуха», темп ускоряется, появляется действие. Такая структура мне показалась очень удачной, читать комфортно и легко.

Самое то для любителей вестернов и боевиков, очень бодро. Затронуты и философские моменты, что добавляет повествованию определённого глубокого очарования.

Определённо, читать интересно, это сердечко)

Автор молодец, автору спасибо за рассказ!

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

vodyatlova732 637432138276894770

Влада Дятлова


Марафон «Читатель-автор»

Атмосферный, насыщенный получился рассказ, кинематографичный — очень зримо все представляется. Жутковатый, но правильный, о справедливости, мести и предназначении. «Законник здесь, и законник там». Ну что ж Шону с его ирландскими корнями хорошо понятно, что «здесь» все не заканчивается и такая вещь как месть может тянутся «оттуда». И утянуть. А кому-то дать покой.

И язык отточенный, создает нужную атмосферу и напряжение. Да и вкрапления испанских слов тоже делают текст живым.

Остается только пожелать Шону удачи, а долгую жизнь ему уже пообещали. За содействие  этому «закону» по справедливости получил награду.

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

kzaitc 637190253600715782

Екатерина Белозерова


Марафон «Читатель-автор. Рассказы».

Вестерны я не очень люблю. Вернее не так. Мне нравится этот дух Дикого Запада, атмосфера, пейзажи (если это фильмы или игры), но в целом все истории, которые там происходят довольно однотипны. Это неизбежно — жанр обязывает. Эта история — не исключение, но тут в повествование вплетается мистика загробного мира, что делает историю интереснее. Мне понравился рассказ, хотя немного показалось, что слишком уж легко обнаружились те самые злодеи. Слишком много совпадений. Но для малой формы это вполне допустимо, наверное.
Все опечатки, которые заметила, отправила в личку. 

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

alyena 637301778199971285

Кузьмина Ольга


Прекрасная история. Герой — простой парень, в меру храбрый, но честный и по-настоящему, без рисовки благородный. Понимающий, что можно делать, а чего нельзя. Натан — идеальный шериф. А финал особенно понравился. Похоже, что героя (ирландец, говорите? ;) Да-да, у них особые отношения с Тем миром) впереди ждёт насыщенная жизнь. Тем более, что жизнь ему обещали долгую. Можно не бояться :)

Маленькие технические замечания:

«Мертвец, мертвец. Живой мертвец, — услышал старатель истерический, захлёбывающийся вопль. Раздалось шесть выстрелов. -Не подходи ко мне, урод».

Если вопль, то нужны восклицательные знаки :) И пробел после тире. 

«тело оказалось на удивление легки»

легким.

«Я же уже мертвец» — жужжание.

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

arniot 637143259953072204

Мирон Карыбаев


Добрый день.

Мне понравилось. Простая история с харизматичными персонажами и выдержанным тоном. Разве что кульминация несколько не дотягивает — сцена вполне работает, но хуже, чем могла бы.

Выдержана атмосфера знакомого по вестернам Дикого Запада с вкраплением мистики и испанских слов. Натан очень хорош и, кажется, мотивирован не столько местью, сколько чувством справедливости — «законник здесь, законник там!»

И просто красиво, в конце концов.

Кошелек набит, ка рыба икрой.

Спасибо за рассказ и творческих успехов.

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

markele 636878050388590052

Назаренко Татьяна Юрьевна


Нравятся мне такие истории. На самом деле — добрая сказка в жутких декорациях о суровой справедливости и наказанном  пороке. Внезапно нестандартное (хотя почему нестандартное — все логично) распределение ролей.

Одно непонятно — судьба тела Джуэл. Тайные похороны без официального обнаружения, хотя и с памятником — немного не то.

Евгений, спасибо! Это было классно — явно порекомендую  историю  своим знакомым. 

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

irinapev 637397848190246201

Irena


С марафона «Читатель — автор».

Атмосферно. Динамично. И рассказ-то небольшой, а сюжет насыщенный, хоть бери и вестерн снимай)

И эффектный поворот, когда появляется мертвец — ааа, караул — а оказывается, что проблема вовсе не в нем, а он-то как раз… молчу)

Я только не поняла один момент:

вот они едут, слышат приближение всадников, Натан прячется — и уже понятно, что всадники эти не мирные; а Шон спокойненько едет дальше, размышляя о делах, и очень удивляется появлению банды. Чему удивляется? Они же эту банду слышали?

И да: к чему относится hermosa? К звездному небу, что ли? А derecha? Вроде у костра сидел, никуда ехать не собирался, ни направо, ни налево. По контексту ожидаешь ругательства)

А в целом хорошо, как обычно)

Очепятки попадаются, перечитайте.

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

gfirfw 637049864489562414

Пашка В.


Прекрасно, впрочем, как всегда!

А я с марафона «Читатель-автор, рассказы», в который уже раз с удовольствием погружаюсь в атмосферу!

Ибо атмосферно. И мистично. И просто красиво.

Мертвец — дивно живой вышел. И старатель хорош, не трус, но осторожен. Немного простак, чуточку ловкач, но в целом хороший парень.

Даже бандиты, которые появляются-то буквально чуть-чуть, и те производят очень реалистичное впечатление.

И общий посыл… Не буду писать, читайте сами.

В общем, отличный рассказ, очень мне понравился.

Спасибо.

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

rairo 637568420143860989

А. Райро


Отлично. Мне понравилось, даже очень. Люблю вещи помрачнее и пожёстче, а вестерн в мистическом антураже — самое то. Автор затрагивает несколько тем, но основные, на мой взгляд — это темы мести и чести. Атмосфера удалась, а словечки на испанском добавляют юморка и даже задают тон в некоторых сценах. Очень здорово. И самое главное — было интересно, чем всё закончится. Спасибо автору!

 раскрыть ветвь
 1

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 0

matveevaleska1 637768305544486431

 раскрыть ветвь
 3

EvgeniTkachev 637604806562861914

 раскрыть ветвь
 2

Написать комментарий

EvgeniTkachev 637604806562861914


34K



1



455

e30cf1cf16b644739706d1c30749aa9f

  • Чем закончился рассказ муму
  • Чем закончился рассказ идиот
  • Чем закончился рассказ кавказ
  • Чем закончился рассказ один день ивана денисовича
  • Чем закончился рассказ евгений онегин