Чем закончилась сказка волк и семеро козлят

Предысториясказка волк и семеро козлят уже давно считается русской народной. но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов

Предыстория

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки. 

Под  названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.  

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят» 

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется  такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста. 

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни:  злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка. 

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

 «Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать.

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Прочтений: 1 427

В одном лесу жила-была волчица. Звали её Алла Витальевна. Сначала плохо жила — не доедала, ходила абы в чём, света солнечного не видала. Потом ушла с низкооплачиваемой работы на нефтяной скважине и устроилась на мясокомбинат поросятоукладчицей, получила повышение, стала фаршефасовщицей и, наконец, дослужилась до сарделькопробовательницы. Скопила денежку, взяла кредит без поручителей и построила она себе избушку лубяную. Оклеила её обоями, люстру повесила, коврик в прихожей постелила, доски, в магазине со скидкой купленные, на балконе сложила и стала ждать, пока личная жизнь наладится.

День проходит, месяц истекает, год кончается — а личная жизнь не слаживается. Грустно было волчице от этого, так грустно и жалобно, что хоть на луну вой. Она бы и выла, да луна только по ночам выходила, когда Алла Витальевна на вахте трудовой сардельки пробует да шпикачки оценивает.

И тут пришла она — любовь-матушка, сестрица симпатии-девицы и страсти-бабоньки. Пришла неожиданно, будто снег посреди июля.

Шла волчица к проходной, чтобы пропуск оставить да письма доверчивых потребителей забрать, чтобы потом в магазин зайти да продуктов набрать на неделю, полуфабрикатов, потому что свободного времени так мало, что жаль его тратить на готовку. Подходит она к проходной и замирает, как остеохондрозом пораженная, — сидит там вахтёр статный, с бородой вьющейся, шёрсткой гладкой.

— Кто вы, прелестное создание? — спрашивает у неё вахтёр.

— Волчица я, — потупила взор она. — Алла Витальевна.

— Приятно познакомиться, — приосанился он. — А я — козёл, Пётр Петрович.

Улыбнулся он, крик призывный издал и бородой потряс. Очарована оказалась волчица, полюбила его по самые уши.

С той поры всё в жизни волчицы поменялось, так ей козёл глянулся. Начала она подольше на работе задерживаться, чтобы его смены дождаться, привет передать да улыбкой поделиться. Козла это, конечно, радовало, но ещё более это радовало начальство — оно Алле Витальевне стало каждую неделю грамоты вручать за трудовую активность и на доску почёта фотографию её повесило, правда, фотография была неудачная — заяц на ней ещё живой получился.

Но волчица на эти мелочи внимания не обращала, всё чаще на вахту забегает, чтобы вкусный оставить и газетку свежую козлу своему передать. Он ведь очень прессу любил, но только чтобы свежую. А уж особый вкус до зарубежных изданий имел — если видел «Шпигель» или «Трибьюн», то сразу слюни начинал ронять.

Много ли, мало ли газет волчица козлу перетаскала, да наконец завоевала она его сердце. Встал Пётр Петрович в один прекрасный день и решил, что согласен её любить.

Скоро свадьбу сыграли, да съехались. Алла Витальевна глядела на мужа и нарадоваться не могла — такой хозяйственный и надёжный оказался. Коврик регулярно стирал, люстру в удобное место перевесил, обои перекрасил в нежный малиновый цвет, из досок стол журнальный сколотил: в общем, сыщешь ли где козла получше?

Год прошёл, другой — а волчица всё счастливее и счастливее становится. Оно, конечно, понятно — ведь появился у них сынишка маленький, ликом — чистый волчок, но с маленькой бородкой колышком, как у папы.

И не заподозрил никто подвоха, когда Пётр Пётрович одним воскресным утром сказал:

— Голос у меня грубоват что-то. А как, чёрт возьми, хотелось бы выйти на веранду поутру и спеть что-нибудь из раннего Мельхиора. Пойду-ка я к кузнецу, пускай мне голос перекуёт.

— Что ты, милый мой, голос у тебя сладок, как слива спелая. Надобно ли его портить? — удивилась волчица.

Но козёл упёрся и возражений слушать не стал, ведь твёрдо решил свой голос поправить. Дождался на работе получки и на кузницу отправился.

— Сделай, — говорит кузнецу. — Мне голос как у Мельхиора.

Кузнец поохал, попотел, но сковал козлу новый голос.

Идёт Пётр Петрович домой, напевает партии красивые и замечать начинает, что девки на него заглядываются.

Так рухнуло счастье Аллы Витальевны. Начал её козёл гулять почём зря — ночами дома не появляется, днём на рогах приходит, бороду завивает, газетами больше не интересуется. Плакала она в подушку, но на зверях никому и слова дурного про супруга не сказала.

И тогда он её бросил, потому что в одном из кокаиновых притонов, коих много в любом берёзовом лесу среднерусской полосы, влюбился в юную козу. С волчицей он развёлся, стол забрал, на козе женился и стал козлят с ней делать.

Осталась Алла Витальевна одна в избушке с идиотскими малиновыми обоями, не в том месте повешенной люстрой и сыном, почти волком, но всё-таки немного козлом.

Шли годы, сынок подрос, стал папкой интересоваться, да поздно — умер Пётр Пётрович от декупажирующего заворота кишок во время очередной арии на австрийском языке. Как узнала об этом Алла Витальевна, сразу плакать начала, плакала три дня и три ночи, а потом успокоилась и второй раз замуж вышла — за морскую свинку Ивана Тимофеевича, большого начальника маленькой фирмы. Жизнь её стала хорошая, почти даже отличная, в любом случае сильно лучше, чем у второй жены Петра Петровича, которая осталась одна с семью детьми и вынуждена была работать на вредной угольной мануфактуре, где даже первичной профсоюзной ячейки не было.

Их общий сын, уже настоящий волк лишь с примесью козла, вырос странным — слишком часто в небо смотрел да вопросы сам себе под нос скулил. Все за него волновались, даже Иван Тимофеевич линять от волнения начал, но то, как оказалось, лишь присказка была. Сказка началась, когда волк надел строгий костюм из серого твида, нацепил на грудь табличку со своим именем и пошёл в разные избушки стучать. Ему, известное дело, никто почти не открывал, а иногда и грубыми словами кричали через глазок и замочную скважину. Но он не сдавался и лап не опускал, потому что верил в себя, а ведь тот, кто в себя верит, всегда найдёт себе счастье.

И вот как-то раз он позвонил в дверь одной избушки на твёрдом фундаменте.

— Кто там? — проблеял тонкий голосок.

— Здравствуй, милое дитя, а взрослые дома есть?

— Нет, мамы нет дома. Здесь только мы, семеро детей одной козы.

Волк расстроился, конечно, но на всякий случай решил задать свой самый главный вопрос:

— А Вы хотите поговорить о Господе Боге нашем, Иисусе Христе?

Долго ли совещались, коротко ли шушукались семеро козлят, не знаю. Но дверь они волку отворили.

Что было дальше — тайна великая есть.

Антон Барышников

Автор: Воробьева Татьяна Юрьевна

Организация: МКДОУ детский сад №1

Населенный пункт: Иркутская область, Киренский район, п. Алексеевск

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

— формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая;

развивать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

— закрепить навыки детей пересказа сказок;

— расширить словарный запас;

— закрепить названия русских народных сказок;

формировать умение строить диалог между сказочными героями;
— пробуждать интерес к театрализованной игре.

Развивающие:

— развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

— развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русским народным сказкам;

— формировать навык сотрудничества, доброжелательности;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества;

— воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Материал и оборудование: загадки о сказках и сказочных героях, коробки с пазлами ( сказки), раздаточные карточки по сказкам, книги со сказками для оформления, выставка книг(русские народные сказки)
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по прочитанным сказкам, тематическая выставка «Наши любимые сказки», рассматривание иллюстраций, оформление выставки книг с русскими народными сказками, драматизация сказок, настольные театры, составление картинок из пазлов, просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».

Интеграция:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка.

Ход:

Под музыку «В гостях у сказки дети входят в зал»

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А кто придумывает сказки?

— Придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас. Ребята, а с каких слов начинаются сказки?

Дети: ответы детей

— А какими словами заканчиваются сказки?

Дети: ответы детей

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. “ Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского, «Кто сказал «Мяу?»- Владимир Сутеев.

Воспитатель : — Ребята, мы с вами прочитали много сказок. А сейчас давайте проверим, как вы их слушали и что запомнили, для этого мы проведем с вами викторину.

Проверим, кто у нас хорошо знает русские народные сказки. За каждый правильный ответ вы получите по одной фишке. Первая команда будет называться Колобок, а вторая команда – Репка.

1 конкурс: Интеллектуальная разминка
1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто помогал дедушке тянуть Репку? ( бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

4. Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)
5. Чем закончилась сказка «Теремок»? (Звери построили новый теремок)

6. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
7. Кто катался на печке? ( Емеля)
8.
В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?(Три медведя)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11.
Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

12. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?
(Вершки)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)
14. Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? ( Маша)

Молодцы! С первым конкурсом вы справились!

2 конкурс: «Угадай героя сказки».

Ребята, вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3.Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

4. Сидит в корзине девочка.

У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

5.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (семеро козлят)

6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и убедились, что все наши участники хорошо знают сказки. Пора нам и отдохнуть.

Физминутка: В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель: В следующем конкурсе мы проверим, смогут ли дети угадать сказку по предметам.

3 конкурс: «Узнай сказку по предмету».
Команды должны выбрать по 3 конверта ( работа в парах). В конверте лежат изображения предметов. Участники должны узнать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор: Прорубь, рыба, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор: Печка, яблонька, избушка на курьих ножках, – Гуси-лебеди
4 набор: Козлёнок, лужица- копытце, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

5 набор: Дом в лесу, миски, кровати– Три медведя
6 набор: Щука, ведра, печь – По щучьему велению.

Молодцы! С конкурсом вы все справились.
4 конкурс: «Собери картинку из частей».
Воспитатель: Я знаю, что все вы любите собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинку из сказки и назвать эту сказку и её героев.

Умницы! Правильно собрали картинку и назвали героев сказки!

5 конкурс: «Исправь ошибки»

Воспитатель: Сейчас поиграем в такую игру «Исправь ошибки». В названиях сказок есть ошибки, внимательно слушайте и исправьте ошибки.

  1. «Петушок Ряба» — «Курочка Ряба».
  2. «Даша и медведь» — «Маша и Медведь».
  3. «Утки – лебеди» — «Гуси – лебеди».
  4. «Лисичка с кастрюлькой» — «Лисичка со скалочкой».
  5. «Заюшкин теремок» — «Заюшкина избушка».
  6. «Волк и семеро тигрят» — «Волк и семеро козлят».
  7. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» -«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  8. «Тетя Яга» -« Баба Яга»

Воспитатель: Умницы! Все отгадали!

Воспитатель: Вставайте в круг, немного отдохнем! отдохнем.

6 конкурс. Игра-упражнение «Чьи это слова?»

    1. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
    2. Не садись на пенек, не ешь пирожок.
    3. У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы- зубищи — я не кого не боюсь.
    4. Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам.

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы! Вот и подошла к концу наша сказочная викторина! У меня для вас есть сюрприз! Сейчас ребятки покажут вам сказку «Как ослик искал счастье!»

Сказка «Как ослик счастье искал!»

Действие 1. На лугу.
Ослик: Как привольно на лугу!
Я бегу, бегу, бегу
И вприпрыжку и с прискоком!
Правым боком, левым боком. (прыгает и падает)
Бабочки: Ой, ой! Бедный ослик! (помогают встать).
Ослик: Что со мной?
Бабочки: Какое несчастье! Какое несчастье!
Ослик: что такое не-счастье я уже знаю. А вот что такое счастье?

(бабочки пожимают плечами и улетают)
Ослик: Счастье, оно какое: маленькое или большое? Наверное, теплое, светлое. Пойду к своей соседке. Может у тетушки Овечки счастье есть?
Ослик обходит сцену под мелодию из одноимённого мультфильма, подходит к домику Овечки.
Овечка: Петелька к петельке – спицы стучат,
Будут носочки у крошек-внучат.
Как это мило: были клубочки,
Стали жилеты, шарфы, носочки!
Ослик: Здравствуй, тётушка Овечка! Как поживаешь?
Овечка: Не жалуюсь, вот – ещё пара носков готова.
Ослик: Послушай, Овечка, у тебя счастье есть?
Овечка: Сейчас поищу. Вот, в сундук загляну. Тут жилет шерстяной, вот тёплый платок, вот ещё шарф замечательный, а вот опять носки.
Ослик: А кроме шарфов и платков ничего нет?
Овечка: Нет (пожимает плечами)
Ослик. У Овечки счастья нет. А нет ли его у Козочки? Пойду спрошу.
Ослик обходит сцену, подходит к домику Козочки.
Ослик: Тук-тук! Здравствуй, Козочка! Нет ли у тебя счастья?
Козочка: Не знаю. У меня есть масло, сметана, молоко. Может быть, это и есть счастье?
Ослик: Нет, не думаю. До свидания.
Ослик обходит сцену, останавливается.
Ослик: Что же такое счастье? Что же такое счастье? Где его найти?
Выходит селезень с удочкой и ведёрком.
Селезень: Эй, Ослик!
Ослик: Селезень! Как хорошо, что я тебя встретил! Скажи мне, Селезень, у тебя счастье есть?
Селезень: Счастья у меня полно –
Вот, загляни-ка в ведро!
Ослик: (заглянув в ведро) Да это же головастики!
Селезень: А разве это не счастье? Для моих любимых утят это самое замечательное угощение.
Селезень разглядывает головастиков в ведре, улыбается. Уходит.
Ослик: У Селезня тоже счастья нет. Но я непременно найду счастье.
Из-за кулис слышатся голоса Овечки и Козочки.
Козочка: Ослик!
Овечка: Эй, Ослик!
Овечка и Козочка выбегают к Ослику.
Козочка: Мы с тобой. И мы тоже пойдём тискать счастье!
Ослик: На лугу счастья нет, на пруду у Селезня – тоже нет. Куда идти?
Овечка и Козочка вместе: В лес.
Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.

Действие 2. Лес.

Из-за кулис появляется Ворон, обходит сцену, садится на пенёк, дремлет.
Появляются Ослик, Овечка и Козочка.

Ослик: Темно…
Овечка: Лес всё гуще.
Козочка: Страшно…
Ворон: (проснувшись) Каррр!
Ослик, Овечка и Козочка: (пугаются) Ой! Кто здесь?
Ворон: Это я – мудрый Ворон!
Овечка: Уважаемый мудрый Ворон, а вы не знаете, где нам найти счастье?
Ворон: Каррр! У сосны, где старый лес поднял ветви до небес,
Где ручей журчит в овраге, где, как чудища, коряги,
Где теряются дороги, — там найдёте ваше счастье!
Пусть же вам помогут… ноги.
Ворон уходит за кулисы.
Ослик: Скорее за счастьем!
Козочка: Надо спешить!
Овечка: Друзья, нельзя терять ни минуты!
Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.
Появляется Дедушка Медведь.

Появляются Ослик, Овечка и Козочка.

Дедушка Медведь: О-хо-хо! Кот в моём лесу гуляет? Медвежат моих пугает?
Ослик: Не пугай нас, Дедушка медведь, мы счастье ищем.
Дедушка Медведь: Счастье – это хорошо.
Козочка: Нам надо спешить!
Овечка: Скажи нам, Дедушка медведь, где теряются дороги?
Ослик: куда нам дальше идти?
Дедушка Медведь: Идите туда и никуда не сворачивайте.
Ослик, Овечка и Козочка обходят сцену, уходят за кулисы.

Дедушка Медведь: Ну , а я, буду закаляться: в лесной речке купаться.

Дедушка Медведь уходит за кулисы.

Действие 3

Маша сидит под деревом и плачет.
Ослик: Ой, ты наше счастье?
Маша: Нет, я Маша.
Козочка: Какая хорошая!
Ослик: Почему ты плачешь?
Маша: Я заблудилась. Мне холодно! Я устала! Я, хочу есть, хочу домой!
Козочка: Выпей молочка!
Тетушка Овечка: Укройся теплым платком.(Укрывает Машу платком).
Ослик: Давай мы тебя проводим до дому.(герои ведут Машу до дому).
Маша: (хлопает в ладоши, прыгает). Как я рада! Это мой дом! (Девочка обнимает своих друзей). Какое счастье, что вы меня нашли!!!!
Козочка: Что она сказала?
Тетушка Овечка: Она сказала-СЧАСТЬЕ!
Ослик и Коза (переспрашивают): счастье?
Ослик: так что же такое счастье? (радостно). Я понял: СЧАСТЬЕ – это когда всем хорошо!
Коза: когда у Козочки есть молоко и сметана!
Тетушка Овечка: у овечки есть платок и носки на зиму!
Маша: а у маленькой девочки – теплый дом!
Все: и когда друзья помогают друг другу!

Интересная сказка? Вам понравилась?
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь, благодаря сказкам, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

Сказки учат добру и дружбе. Предлагаю вам станцевать танец «У друзей нет выходных».

Хочу подарить вам картинки со сказочными героями, но они не раскрашенные. Вы их раскрасите в группе, мы поместим их в уголок сказок.
«В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло».

Список использумой литературы:

  1. «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова
  2. «От рождения до школы» Хрестоматия для детей М. Мозайка-Синтез 2017
  3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.
  4. Детский журнал «Веселый Колобок» М.: ООО «Издательство «Фламинго» за 2010 год.

Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»…

Приложения:

  1. file0.docx.. 218,6 КБ

Опубликовано: 20.11.2021

Конспект урока музыки

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

(с применением ИКТ).

Тема: «Сказка будет впереди».

Раздел: «В музыкальном театре».

2 класс

Наговицына Елена Анатольевна,

I квалификационная категория.

Планируемый результат: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.

Метапредметные УУД:

— личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять смысл произведения, учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

— познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; понимать особенности музыкального жанра оперы;

— коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Задачи:

  • расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор;

  • научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

  • воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

  • воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, солист, хор,

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: эвристическая беседа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки «Волк и семеро козлят», карточки с заданиями.

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят»: темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор «Целый день поём, играем», заключительный хор «Семеро козлят».

Ход урока

1. Орг. момент.

Дети усаживаются под музыку песни «Приходи, сказка»

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте,

Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?

(о сказках)

Ребята, урок у нас сегодня будет необычный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка!

Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

(сказка будет впереди)

Но что это будет за сказка? Я думаю, об этом вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки, а заодно повторите материал прошлых уроков!

2. Актуализация опорных знаний.

  1. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

И песни сочиняет? (Композитор) 

  1. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он… (Исполнитель)

  1. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, … (Слушатель)

  1. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — … (Песня)

  1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.     (Марш.)

  1. Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)

  1. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

  1. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре — президент!     (Дирижёр.)

  1. В кинотеатре – широкий экран,
    В цирке – манеж иль арена.
    Ну, а в театре, существует,
    Площадка особая — …(Сцена)

Молодцы! Скажите, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(о театре)

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку.

Давайте попробуем поставить перед собой цели, чего мы должны будем достигнуть к концу урока, в этом нам помогут опорные слова:

познакомиться опера-сказка

узнать либретто, соло, дуэт, хор

научиться характер героев

повторить музыкальные образы

слушать и понимать афиша

Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!

3.Открытие новых знаний.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

В музыкальном театре спектакли называются «опера» и «балет». Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша.

А кто из вас знает, что такое афиша?

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

А какую информацию мы можем узнать из афиши?

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу (на слайде афиша оперы Коваля «Волк и семеро козлят»)

Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?

(«Волк и семеро козлят»)

Вам знакомо это название?

(Да, это сказка)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят».

А что же такое опера?

Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В основе оперы «Волк и семеро козлят» лежит сказка.

А кто мне назовет фамилию композитора, написавшего эту детскую оперу?

(Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Слышали вы что-нибудь об этом композиторе? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, выйти к доске, в течение одной минуты вам надо прочитать сведения о композиторе, постараться запомнить их, сесть на место и коротко записать на листочке запомнившиеся факты. Проверяем вместе. Каждая команда по очереди озвучивает факт биографии композитора, не повторяться. Кто был точнее? Кто запомнил больше фактов?

А теперь давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Все зрители оперы получили либретто, кто из вас помнит, что это такое?

Давайте сравним русскую народную сказку и либретто оперы «Волк и семеро козлят». Одна группа будет работать со сказкой, а вторая группа с либретто оперы, заполните табличку.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1. Герои

2. Кто помог Волку изменить голос?

3. Кто спасает козлят?

4. Конец сказки (краткий пересказ)

устно

Опера — сказка «Волк и семеро козлят»

1. Герои

2. Кто помог Волку изменить голос?

3. Кто спасает козлят?

4. Конец сказки (краткий пересказ)

устно

Проверка с учителем: найти отличия сказки от текста либретто (есть новые герои, волк меняет голос по-другому, различается спасение козлят)

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята и Волк)

Правильно. Сначала мы познакомимся с Мамой-Козой и послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы

Скажите, какую песню поет коза?

(колыбельную)

Коза исполняла песню соло, то есть одна.

Сольные номера в опере – это характеристика героев.

Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

(добрая, нежная, любит своих козлят)

Кто услышал имена козлят?

(Топтушка, Бодайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, Всезнайка, Малыш.)

Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?

(о характере козлят)

В опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные, они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, хор, которой мы можем подпевать.

«Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться»

(дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора «Семеро козлят», разучивание текста и мелодии с сопровождением).

Давайте познакомимся с музыкальными образами козлят.

Давайте послушаем музыкальные отрывочки, можете подпевать героям оперы. Слушание фрагмента из сцены оперы-сказки

  1. Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.

«Я на венике верхом объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед! Ну? Догонишь или нет?»

  1. Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.

«А я знаю, за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку»

  1. Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажор.

«Забодаю, забодаю!»

  1. Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.

«Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я – Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю!»

Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет… ?

(хор)

«Целый день поём, играем –

Очень весело живем,

Очень весело живем!»

  1. Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.

«У Мазилки нос грибом!»

  1. Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.

«Не дразни меня! Не дразни меня!»

Вот какие разные козлята. Что помогает их охарактеризовать?

узыка)

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Слушание темы Малыша и Военного марша

«Стойте, друзья, комадиром стал я!

По команде стройтесь в ряд!

Начинаем наш парад!»

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?

(потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша)

Физминутка:

(мальчики и девочки маршируют под звуки Военного марша)

5.Вокальная работа

Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.

Разучивание попевки «Семеро козлят» из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»

Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

6. Работа в парах. Прием «Ассоциации»

Сейчас вы получите картинку с изображением козленка.

Ваша задача: рядом написать по три слова-ассоциации к данному образу козленка.

Результаты работы: каждый представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

7. Подведение итогов урока:

Давайте обратимся к нашим целям, достигли ли мы их?

  1. Как называется музыкальный спектакль, в котором все персонажи поют?

  2. Как называется опера, с которой мы познакомились сегодня?

  3. Кто композитор оперы?

  4. Как называется красочное объявление о спектакле?

  5. Как в опере или балете называется краткое содержание спектакля?

8. Рефлексия.

Чемодан Мясорубка Корзина

На столе у меня стикеры с написанными на них понятиями, которые мы изучали на уроке, выберите, понравившиеся вам и прикрепите их:

чемодан – это то, что вы возьмёте с собой, это нужно вам;

мясорубка – эти знания вы переработаете, осмыслите, остались ещё какие-то вопросы;

корзина – эти знания вам не нужны в жизни, вы их выкидываете из головы.

(опера, соло, хор, дуэт, песня, танец, марш, композитор, Коваль, спектакль, афиша, либретто, сказка, музыкальный образ, характер)

  • Чем закончилась сказка барышня крестьянка
  • Чем заканчиваются народные сказки 2 класс
  • Чем заканчивается сказка о царе салтане запиши в рабочую тетрадь последние 2 строки
  • Чем заканчивается сказка по щучьему велению
  • Чем заканчиваются русские народные сказки