Раздел 3
Литературная
прозаическая сказка
Школа:
Дата:
ФИО
учителя:
Класс:
5
Количество
присутствующих:
Отсутствующих:
Тема
урока
О. Уайльд
«Соловей и роза»
Цели обучения,которые
необходимо
достичь на данном
уроке
5ПО1- понимать
термин «литературная сказка»;
5ПО6 — давать краткий
и полный ответ на вопрос;
5
АИ2
— определять основную мысль произведения при поддержке учителя;
5
АИ5
— характеризовать
героев при поддержке учителя
Цели урока
Все
учащиеся смогут понять термин «литературная сказка», давать краткий
ответ на вопрос, давать краткую характеристику
героям произведения
Большинство
учащихся смогутпонимать различия между фольклорной и
литературной сказкой, давать полный ответ на вопрос, давать
развернутую характеристику героям произведения, определять основную мысль
произведения при поддержке учителя
Некоторые
учащиеся смогут давать
полный ответ на вопрос, аргументируя собственную точку
зрения, давать цитатную характеристику героям произведения, определять
основную мысль произведения
Языковые цели
Отрабатывать монологическую речь, вовлекать учащихся
в диалог-дискуссию, давать краткие и полные ответы на вопросы
Ключевые слова и фразы:литературная сказка, герой
произведения, монолог, диалог, дискуссия, любовь, сочувствие, доброта
Полезные фразы:
— Могу сказать, что… (это
произведение; эта история…).
— Захватывает… (сюжет
сказки; история, произошедшая со студентом; рассказ о жертве Соловья…).
— Я понял(а), что же… (волновало автора; провозглашает автор…).
Письменные
подсказки:литературная
сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо
оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное,
рисующее чудесные приключения сказочных героев
Критерии оценивания
Знают
основные
события сказки
Понимаюттермин
«литературная сказка», задают вопросы, дают краткие и полные ответы
Определяют
основную
мысль произведения
Анализируют
поступки героев
Создают альтернативный финал
сказки
Аргументируютсобственную
точку зрения
Привитие ценностей
Воспитывать нравственные качества у учащихся,
чувство сопереживания, сочувствия, доброты, любви к природе в рамках
общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»
Межпредмет-ные связи
Музыка
Навыки использова-ния ИКТ
Презентация
к уроку, презентация биографии писателя
Предыдущее обучение
Данный урок
основывается на знаниях и умениях, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся
имеют представление о прозаической литературной сказке,
о герое литературного произведения. Умеют отвечать на вопросы, выстраивая
монологическую речь, а также вступать в диалог, отвечая на вопросы
одноклассников
ХОД УРОКА
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало
урока
8 мин.
3
мин.
3
мин.
2
мин.
Организация
класса
Психологический настрой
—
Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко.
Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
А вот как это было:
Утром
ранним кто-то странный
Заглянул
в мое окно.
На
ладони появилось
Ярко-рыжее
пятно.
Это
солнце заглянуло,
Будто
руку протянуло,
Тонкий
лучик золотой.
И,
как с первым лучшим другом,
Поздоровалось
со мной.
Давайте же и мы
обнимемся и поприветствуем друг друга.
5
ПО1Актуализация
знаний
—
На прошлых уроках мы знакомились с вами с понятием «литературная сказка».
Подберитек данному понятию слова-ассоциации(работа в паре).
ФОнаблюдение
учителя «Словесное оценивание»
5
ПО6Целеполагание
—
Сегодня на уроке мы продолжим работу с литературной сказкой и
познакомимся с произведением О. Уайльда «Соловей и роза».
—
Какие цели урока мы перед собой поставим?
Презентация
к уроку
Музыкальное
сопровождение
Презентация
к уроку
Середина урока
32 мин.
5
мин.
4
мин.
4
мин.
15
мин.
4
мин.
5
ПО6Опережающее
домашнее задание
Уровни мышления | Критерии оценивания |
Знание | Знает о |
Понимание | Объясняет |
Применение | Демонстрирует |
Более
способный учащийся
заранее готовит презентацию к уроку по биографии
писателя.
Дескрипторы
1. Представленыбиографические |
2. Уместно подобран дополнительный материал |
3. Продемонстрированы умения работы с презентацией |
Формативное
оценивание«Обмен мнениями»
5
ПО6Аудирование
Прослушай три музыкальных фрагмента (П. Чайковский
“Размышления”, И. Сук “Песнь любви”, К. Глюк “Мелодия”). Какая из этих
мелодий могла быть спета Соловьем в сказке О. Уайльда? Обоснуй свой выбор.
Деление
на разноуровневыегруппы (прием «Палитра цвета»)
Работа с текстом
5
ПО6Читательская игра “Узнай героя
сказки”
А.
“Да, он мастер формы, это у него отнять нельзя. Но есть ли у него чувство?
Боюсь, что нет. В сущности, он подобен большинству художников: много виртуозности
и ни капли искренности”.
Б.
“Она будет танцевать под звуки струн и носиться по зале с такой легкостью,
что ноги ее не коснутся паркета…”
В.
“Его волосы темны, как темный гиацинт, а губы его красны, как та роза,
которую он ищет; но страсть сделала его лицо бледным, как слоновая кость, и
скорбь наложила печать на его чело”.
Г. “Он расправил свои темные крылышки и взвился в воздух. Он
пролетел над рощей, как тень, и, как тень, пронесся над садом”.
Формативное
оценивание«Сигнальные карты»
— Любовь — высокое чувство, которое живет в
человеческих сердцах и душах. Это некое “таинство”, и нет однозначного
ответа, что же такое любовь. Люди понимают ее по-разному.
Попробуем
и мы разобраться в чувствах, которые испытывают герои сказки.
Для
этого обратимся к приему “Шесть шляп”.
Уровни мышления | Критерии оценивания |
Знание | Знаютсодержание |
Понимание | Дают |
Применение | Демонстрируют |
Анализ | Анализируют |
Синтез | Создают альтернативный финал сказки |
Оценка | Аргументируютсобственную |
5
АИ55 АИ2Дифференцированное задание (работа в
группе)
“Белая шляпа”
— участники этой группы оперируют только фактами: какая история произошла в
сказке, что мы узнали о героях.
“Желтая шляпа”
самая солнечная, позитивная. Участники этой группы найдут только положительные
моменты во всей этой истории.
“Черная шляпа”
— мрачная, негативная. Ученики этой группы акцентируют свое внимание на
печальных, трагических моментах в рассказанной истории.
“Красная шляпа”
связана с передачей эмоций. Что испытывали герои сказки? Какие эмоции,
чувства, впечатления пережили вы, познакомившись со сказкой Уайльда?
“Зеленая шляпа”
— творческая. Участники группы дадут свой совет Студенту, написав ему письмо,
или пожелают дописать свой альтернативный финал сказки.
“Синяя шляпа” — оценочная, обобщающая. В этой группе
соберутся те, кто оценит все высказывания, сделает вывод, о чем же заставляет
задуматься сказка “Соловей и роза”.
5
АИ5Творческое задание (работа в группе)
— Как вы думаете, через
какого героя сам автор выражает свое понимание любви?
— Так что же такое любовь? На
какие поступки вдохновляет человека это чувство?
Каждая из групп сочиняетсинквейн, раскрывающий
понимание любви тем или иным героем сказки (студентом, соловьем, девушкой), а также дает свое толкование этого чувства.
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим
правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках
темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного
(ассоциация с первым словом)
Дескрипторы
1. |
2. |
3. |
4. |
5. Создают альтернативный финал сказки |
6. |
Формативное
оцениваниеОценка совместной работы группы (прием «Светофор»)
Презентация
биографии
писателя
Музыкальные фрагменты
«Русская
литература»
учебник-хрестоматия
для
5 классовобщеобр.
школ»,автор
Н.П. Локтионова
Изд.
«Мектеп», 2017г.
Цветные
шляпы
«Русская
литература»
учебник-хрестоматия
для
5 классов общеобр.
школ»,автор
Н.П. Локтионова
Изд.
«Мектеп», 2017г.
Конец урока
5 мин.
5 АИ2Дифференцированное
домашнее задание
Для более
способных учащихся:
Напиши
эссе “О чем заставляет задуматься сказка О. Уайльда?”
Для учащихся
со среднимиучебными возможностями:
Подумай, почему
автор назвал свою сказку “Соловей и роза”, а не “Соловей и Студент” (ведь,
казалось бы, они являются главными героями)?
Для
менее способных учащихся:
Нарисуй обложку к сказке О. Уайльда “Соловей и роза”.
Рефлексия
Закончи фразу, выразив свое впечатление о прочитанном:
— Могу сказать, что… (это
произведение; эта история…).
— Захватывает… (сюжет
сказки; история, произошедшая со студентом; рассказ о жертве Соловья…).
— Я понял(а),
что же… (волновало автора; провозглашает автор…).
«Русская
литература»
учебник-хрестоматия
для
5 классов общеобр.
школ»,автор
Н.П. Локтионова
Изд.
«Мектеп», 2017г.
Дифференциация
Каким образом вы планируете оказать
больше поддержки?
Какие задания вы будете
давать
более способным ученикам?
Оценивание
Как
вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
Для
успешной
и продуктивной
работы на урокеучащимся предлагались дифференцированные и
разноуровневые задания:
а)
более
способный учащийся
заранее подготовил презентацию к уроку по биографии
писателя;
б)
в групповой работе
(прием «Шесть шляп») менее способные учащиеся оперировали
только фактами: какая история произошла в сказке, что мы узнали о героях;
более способные дописывали свой альтернативный финал сказки;
в) для домашнего задания также были предложены разноуровневые
задания.
На
уроке проводилось формативное оценивание по критериям и дескрипторам.
Использовались приемы:
«Палитра
цвета», «Узнай
героя сказки»,
«Шесть шляп», синквейн, «Светофор».
Соблюдение
техники безопасности и санитарно-гигиенических норм; смена форм деятельности.
Викторианская эпоха знаменательна материализмом и практицизмом, которые пришли на смену романтизму. Реализм разливался на страницах романов — длинных, нудных, серых и однообразных как зимнее лондонское небо. В противовес им — юмористические зарисовки Уайльда, Лира и Кэролла. Искусству не хватает абсурда, лёгкости, совершенства.
Этот пробел заполняет Уайльд. Он пишет для своей дочери сказки — лёгкие, поучительные, с принцами и волшебными героями. Сказки, в которых драматург отвечает на самые важные вопросы: что есть Красота, что есть Искусство.
На первый взгляд сказка «Соловей и роза» — всего лишь печальный рассказ для детей. Любовь, самопожертвование, думающие и разговаривающие животные и растения — традиционные элементы для этого жанра. Однако дойдя до конца, читатель понимает, что не всё так просто.
Краткое содержание сказки
Соловей — это образ Художника. Его сердце открыто для Красоты и Чувств, его трогает всё прекрасное. Вокруг Студента кипит жизнь — порхает Бабочка, в траве шуршит Ящерица, благоухает Маргаритка, но их сердца ещё не готовы понять Любовь. «Это смешно», — говорят они, и лишь Соловей решает помочь Студенту. Троекратно, как заведено в сказках, он обращается к розовым кустам в поисках прекрасной алой розы. Но первый Куст может дать лишь белую розу, второй — желтую, а третий перемёрз за зиму и не может вырастить ни одного бутона. Третий Куст говорит, что есть способ вырастить алую розу, но он так ужасен, что Куст не сразу решается открыть его Соловью. Чтобы вырастить красную розу, Соловей должен петь всю ночь, прижавшись грудью к шипу, его кровь поможет Кусту вырастить бутон и окрасить его в насыщенный алый, но ценой этому станет жизнь птички. Красота требует жертв, вспоминается известная пословица. Искусство требует страданий, не пропустив муки через себя, Художник не достигнет совершенства.
Наша следующая статья посвящена биографии Оскара Уайльда, всемирно известного и талантливого ирландского писателя, приверженца философии эстетизма. ![]()
Еще одно произведение Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», в котором рассказывается о мальчике, который был очень красив, но в груди у него было каменное сердце.
Соловей не сомневается в своём решении: он летит к Студенту, чтобы сообщить радостную весть: он получит красную розу и Любовь той капризной девушки. Но Студент, хотя и прочитал всё, «что написали мудрые люди», не понял Соловья. «Да, он мастер формы, это у него отнять нельзя. Но есть ли у него чувство? Боюсь, что нет. В сущности, он подобен большинству художников: много виртуозности и ни капли искренности. Он никогда не принесет себя в жертву другому», — говорит Студент. Здесь читатель в первый раз испытывает сильное разочарование. А так ли искренно любит Студент, так ли чувствительна его душа, как думает Соловей? Учёные мужи и умные мысли — вот и всё, что заботит Студента. Он уходит к себе, просматривая записную книжку и, кажется, уже забыл о несчастной Любви.
Только старый Дуб загрустил, поняв, на что пойдёт Соловей. Он просит спеть ему в последний раз, а когда на небо восходит Луна, Соловей летит к Розовому Кусту. Его последняя песнь столь прекрасна, что всё вокруг замирает, а Куст кричит, чтобы Соловей прижимался ближе, чтобы шип глубже входил в грудь трепещущей птицы, чтобы кровью насыщался бутон. На рассвете Соловей умирает. Его последняя трель даёт жизнь прекрасному цветку и пробуждает мир ото сна.
А Студент, который ещё вчера мучился от неразделённой любви, спит до полудня. Открыв окно, он видит прекрасный бутон, но всё, что его занимает, это «длинное латинское название» розы.
Он срывает цветок легко и, ни о чём не задумываясь, бежит к дочери профессора, которая вчера отказывалась идти с ним на бал. И здесь читателя ждёт развязка: девице важнее «настоящие каменья», которые «дороже цветов»; она пойдет на балл с другим. Расстроенный Студент называет девушку неблагодарной и бросает розу на мостовую.
И вот, шедевр, который стоит Соловью жизни, раздавлен колесом телеги. Мир больше не услышит его прекрасной песни, старый Дуб останется один, Розовый Куст, возможно, больше никогда не распустит подобный бутон, а Студент говорит себе: «Какая глупость — эта Любовь». Он решает, что в Любви нет ничего практичного, что в век логики лучше изучать Философию, чем Метафизику. Он возвращается к себе в комнату и читает запыленную книгу.
Приглашение к размышлению
Оскар Уайльд не подводит итог в своей сказке. Голос автора отсутствует в ней, происходящее не нуждается в комментариях.
Какой же вывод делает читатель? Соловей, маленькая серая птичка с трепетным сердцем, открыта миру. Он ищет Настоящую Любовь, он поёт о ней дни напролёт и вот, встретив Студента, решает ему помочь. Соловей готов пожертвовать собой ради Любви, ведь для него Любовь — истинная Красота.
Дочь профессора, которая вроде бы тоже ищет Красоту, отдаёт предпочтение холодному цвету драгоценностей. Ей не интересен цветок, она слепа и не видит ни его идеальной формы, ни насыщенности лепестков. Девушка обижается на Студента, когда он называет её неблагодарной, и уходит. Её мысли заняты лишь украшениями и туфельками, она не ищет Любви.
А Студент, который на первый взгляд казался открытым истинному чувству, оказался ещё более слеп, чем девушка. Он не слышал последнюю песнь Соловья, хотя тот пел у него под окном, он спокойно спал всю ночь, а не получив желаемое, просто выбросил розу. Он не видит Красоту, его разум занимают лишь большие пыльные книги.
Неизменный стиль автора
Сказка наполнена горькой сатирой, которая была присуща всем произведениям Уайльда. Лёгкая поступь Красоты обрывается жестокой практичностью реального мира, ведь его населяют глупцы, которые слепы и глухи к Искусству.
Несовершенство человека
Драматург противопоставляет образ Соловья Студенту и девушке. Люди, высшие существа, оказываются в его сказке на несколько ступеней ниже птички, чьё сердце способно сотворить шедевр.
Оскар Уайльд жил в эпоху, когда бытовало мнение, что в жизни нет ничего ценного для искусства. Что искусство должно принимать идеальную форму, но его смысл не должен пересекаться с тем, кто окружает нас в повседневной жизни. Уайльд считал, что не только жизнь должна влиять на искусство, но и искусство на жизнь. Что красота должна влиять на людей, которые могли бы сравнивать себя с персонажами произведений и задумываться об истинных ценностях.
Раздел долгосрочного плана №3: | |||||
Дата: 01.02.21 | Учитель: | ||||
Класс: 5 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||
Тема урока | Герои сказки О.Уайльда «Соловей и Роза». | ||||
ЦО, которые достигаются на данном уроке | АИ 2 — Тема АИ 5 — Характеристика АИ 7 — Отношение | ||||
Цели урока | 5. АИ 2. 5. АИ 5. 5. АИ 7. | ||||
Критерии оценивания | Учащийся: -анализирует -характеризует — дает О. -определяет | ||||
Языковые цели | подобрать | ||||
Привитие ценностей | Способствовать | ||||
Межпредметные связи | Межпредметные связи прослеживаются с | ||||
Навыки использования ИКТ | Презентация, использование | ||||
Предварительные знания | На уроке учащиеся будут продолжать | ||||
Ход урока | |||||
Заплани- рованные этапы | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||
Начало урока 10мин. | I.Объявление II.Актуализация Без Работа с -Как вы -Как вы Учащиеся П, К Ф (комментарии от одноклассников, | http://www.lib.ru/WILDE/wild_roza.txt текст сказки О. Уайльда «Соловей и роза» | |||
Середина 15 мин. 15мин. | II. Интерпретация -В этом Учащиеся объединяются в группы для 1 группа- 4 группа- П Затем Критерии Ф Учащимся 1 группа 2 группа Примерный 1.Внешний 2.Речевая 3.Черты 4.Поступки 5.Прямая 6.Косвенная 7. Г В конце Критерии -дает -составляет Ф | http://infourok.ru/material.html?mid=87930 презентация https://www.youtube.com/watch?v=aOSfhKV6PR0 О.Уайльд | |||
Конец 5 мин. | IV.Рефлексия. «Оцени Учащиеся 1. Кто, 2. Как 3. Звучит Ф Самооценивание | ||||
Дифференциация | Оценивание | Здоровье | |||
Работа в | Наблюдение, | Кабинет | |||
Рефлексия Были ли Правильно Выдержаны | |||||
Приложение 1
«Соловей и роза» — Оскар Уайлд
Жить для того, чтобы умереть?..
банально…
— Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесу ей красных роз,
— воскликнул молодой Студент, — но в моем саду нет ни одной красной розы.
Его услышал Соловей, в своем гнезде на Дубе, и, удивленный, выглянул из листвы.
— Ни единой красной розы во всем моем саду! — продолжал сетовать Студент,
и его прекрасные глаза наполнились слезами. — Ах, от каких пустяков
зависит порою счастье! Я прочел все, что написали мудрые люди, я постиг все
тайны философии , — а жизнь моя разбита из-за того только, что у меня нет
красной розы.
— Вот он наконец-то, настоящий влюбленный, — сказал себе Соловей.
— Ночь за ночью я пел о нем, хотя и не знал его, ночь за ночью я
рассказывал о нем звездам, и наконец я увидел его. Его волосы темны, как темный
гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделала
его лицо бледным, как слоновая кость, и скорбь наложила печать на его чело.
— Завтра вечером принц дает бал, — шептал молодой Студент, — и
моя милая приглашена. Если я принесу ей красную розу, она будет танцевать со
мной до рассвета. Если я принесу ей красную розу, я буду держать ее в своих
объятиях, она склонит голову ко мне на плечо, и моя рука будет сжимать ее руку.
Но в моем саду нет красной розы, и мне придется сидеть в одиночестве, а она
пройдет мимо. Она даже не взглянет на меня, и сердце мое разорвется от горя.
— Это настоящий влюбленный, — сказал Соловей. — То, о чем я лишь
пел, он переживает на деле; что для меня радость, то для него страдание.
Воистину любовь — это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего
опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее
не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото.
— На хорах будут сидеть музыканты, — продолжал молодой Студент.
— Они будут играть на арфах и скрипках, и моя милая будет танцевать под
звуки струн. Она будет носиться по зале с такой легкостью, что ноги ее не коснутся
паркета, и вокруг нее будут толпиться придворные в расшитых одеждах. Но со мной
она не захочет танцевать, потому что у меня нет для нее красной розы.
И юноша упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал.
— О чем он плачет? — спросила маленькая зеленая Ящерица, которая
проползала мимо него, помахивая хвостиком.
— Да, в самом деле, о чем? — подхватила Бабочка, порхавшая в погоне
за солнечным лучом.
— О чем? — спросила Маргаритка нежным шепотом свою соседку.
— Он плачет о красной розе, — ответил Соловей.
— О красной розе! — воскликнули все. — Ах, как смешно!А
маленькая Ящерица, несколько склонная к цинизму, беззастенчиво расхохоталась.
Один только Соловей понимал страдания Студента, он тихо сидел на Дубе и думал о
таинстве любви.
Но вот он расправил свои темные крылышки и взвился в воздух. Он пролетел над
рощей, как тень, и, как тень, пронесся над садом.
Посреди зеленой лужайки стоял пышный Розовой Куст. Соловей увидел его, подлетел
к нему и спустился на одну из его веток.
— Дай мне красную розу, — воскликнул он, — и я спою тебе свою
лучшую песню!
Но Розовый Куст покачал головой.
— Мои розы белые, — ответил он, — они белы, как морская пена,
они белее снега на горных вершинах. Поди к моему брату, что растет возле старых
солнечных часов, — может быть, он даст тебе то, чего ты просишь.
И Соловей полетел к Розовому Кусту, что рос возле старых солнечных часов.
— Дай мне красную розу, — воскликнул он, — и я спою тебе свою
лучшую песню!
Но Розовый Куст покачал головой.
— Мои розы желтые, — ответил он, — они желты, как волосы сирены,
сидящей на янтарном престоле, они желтее златоцвета на нескошенном лугу. Поди к
моему брату, что растет под окном у Студента, может быть, он даст тебе то, чего
ты просишь.
И Соловей полетел к Розовому Кусту, что рос под окном у Студента.
— Дай мне красную розу, — воскликнул он, — и я спою тебе свою
лучшую песню!
Но Розовый Куст покачал головой.
— Мои розы красные, — ответил он, — они красны, как лапки
голубя, они краснее кораллов, что колышутся, как веер, в пещерах на дне океана.
Но кровь в моих жилах застыла от зимней стужи, мороз побил мои почки, буря
поломала мои ветки, и в этом году у меня совсем не будет роз.
— Одну только красную розу — вот все, чего я прошу, — воскликнул
Соловей. — Одну-единственную красную розу! Знаешь ты способ получить ее?
— Знаю, — ответил Розовый Куст, — но он так страшен, что у меня
не хватает духу открыть его тебе.
— Открой мне его, — попросил Соловей, — я не боюсь.
— Если ты хочешь получить красную розу, — молвил Розовый Куст,
— ты должен сам создать ее из звуков песни при лунном сиянии, и ты должен
обагрить ее кровью сердца. Ты должен петь мне, прижавшись грудью к моему шипу.
Всю ночь ты должен мне петь, и мой шип пронзит твое сердце, и твоя живая кровь
перельется в мои жилы и станет моею кровью.
— Смерть — дорогая цена за красную розу, — воскликнул Соловей.
— Жизнь мила каждому! Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в
золотой колеснице и луною в колеснице
из жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милы синие колокольчики в долине и
вереск, цветущий на холмах. Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки —
ничто в сравнении с человеческим сердцем!
И, взмахнув своими темными крылышками, Соловей взвился в воздух. Он пронесся
над садом, как тень, и, как тень, пролетел над рощей.
А Студент все еще лежал в траве, где его оставил Соловей, и слезы еще не
высохли в его прекрасных глазах.
— Радуйся! — крикнул ему Соловей. — Радуйся, будет у тебя
красная роза. Я создам ее из звуков моей песни при лунном сиянии и обагрю ее
горячей кровью своего сердца. В награду я прошу у тебя одного: будь верен своей
любви, ибо, как ни мудра Философия, в Любви больше Мудрости, чем в Философии, —
и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой Власти. У нее крылья цвета
пламени, и пламенем окрашено тело ее. Уста ее сладки, как мед, а дыхание
подобно ладану.
Студент привстал на локтях и слушал, но он не понял того, что говорил ему
Соловей; ибо он знал только то, что написано в книгах.
А Дуб понял и опечалился, потому что очень любил эту малую пташку, которая
свила себе гнездышко в его ветвях.
— Спой мне в последний раз твою песню, — прошептал он. — Я буду
сильно тосковать, когда тебя не станет.
И Соловей стал петь Дубу, и пение его напоминало журчание воды, льющейся из
серебряного кувшина.
Когда Соловей кончил петь, Студент поднялся с травы, вынул из кармана карандаш
и записную книжку и сказал себе, направляясь домой из рощи:
— Да, он мастер формы, это у него отнять нельзя. Но есть ли у него
чувство? Боюсь, что нет. В сущности, он подобен большинству художников: много
виртуозности и ни капли искренности. Он никогда не принесет себя в жертву
другому. Он думает лишь о музыке, а всякий знает, что искусство эгоистично.
Впрочем, нельзя не признать, что иные из его трелей удивительно красивы. Жаль
только, что в них нет никакого смысла и они лишены практического значения.
И он пошел к себе в комнату, лег на узкую койку и стал думать о своей любви;
вскоре он погрузился в сон.
Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на
ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и
холодная хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип
вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая
кровь.
Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И
на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная
роза. Песня за песней — лепесток за лепестком. Сперва роза была бледная, как
легкий туман над рекою, — бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.
Отражение розы в серебряном зеркале, отражение розы в недвижной воде — вот
какова была роза, расцветавшая на верхнем побеге Куста.
А Куст кричал Соловью, чтобы тот еще крепче прижался к шипу.
— Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не то день придет раньше, чем
заалеет роза!
Все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу, и песня его звучала все громче и
громче, ибо он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.
И лепестки розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он целует в
губы свою невесту. Но шип еще не проник в сердце Соловья, и сердце розы
оставалось белым, ибо только живая кровь соловьиного сердца может обагрить
сердце розы.
Опять Розовый Куст крикнул Соловью, чтобы тот крепче прижался к шипу.
— Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не то день придет раньше, чем
заалеет роза!
Соловей еще сильнее прижался к шипу, и острие коснулось наконец его сердца, и
все тело его вдруг пронзила жестокая боль. Все мучительнее и мучительнее
становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о
Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает
в могиле.
И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал ее
венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.
А голос Соловья все слабел и слабел, и вот крылышки его судорожно
затрепыхались, а глазки заволокло туманом. Песня его замирала, и он чувствовал,
как что-то сжимает его горло.
Но вот он испустил свою последнюю трель. Бледная луна услышала ее и, забыв о
рассвете, застыла на небе. Красная роза услышала ее и, вся затрепетав в
экстазе, раскрыла свои лепестки навстречу прохладному дуновению утра. Эхо
понесло эту трель к своей багряной пещере в горах и разбудило спавших там
пастухов. Трель прокатилась по речным камышам, и те отдали ее морю.
— Смотри! — воскликнул Куст. — Роза стала красной!
Но Соловей ничего не ответил. Он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у
него был острый шип.
В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад.
— Ах, какое счастье! — воскликнул он. — Вот она, красная роза. В
жизни не видал такой красивой розы! У нее, наверное, какое-нибудь длинное
латинское название.
И он высунулся из окна и сорвал ее.
Потом он взял шляпу и побежал к Профессору, держа розу в руках.
Профессорская дочь сидела у порога и наматывала голубой шелк на катушку.
Маленькая собачка лежала у нее в ногах.
— Вы обещали, что будете со мной танцевать, если я принесу вам красную
розу! — воскликнул Студент. — Вот самая красная роза на свете.
Приколите ее вечером поближе к сердцу, и, когда мы будем танцевать, она
расскажет вам, как я люблю вас.
Но девушка нахмурилась.
— Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету, — ответила она.
— К тому же племянник камергера прислал мне настоящие каменья, а всякому
известно, что каменья куда дороже цветов.
— Как вы неблагодарны! — с горечью сказал Студент и бросил розу на
землю.
Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги.
— Неблагодарна? — повторила девушка. — Право же, какой вы
грубиян! Да и кто вы такой, в конце концов? Всего-навсего студент. Не думаю,
чтоб у вас были такие серебряные пряжки к туфлям, как у камергерова племянника.
И она встала с кресла и ушла в комнаты.
— Какая глупость — эта Любовь, — размышлял Студент, возвращаясь
домой. — В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике. Она
ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в
невозможное. Она удивительно непрактична, и так как наш век — век практический,
то вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику.
И он вернулся к себе в комнату, вытащил большую запыленную книгу и принялся ее
читать.
Мы подготовили для наших читателей подробный план сказки В. Гаршина — «О жабе и розе». Используйте материал статьи для выполнения задания по литературе и подготовке к уроку в школе.
Краткий план
1) Заросший цветник прекрасен.
2) В солнечное майское утро в цветнике распустилась красивая бледная роза, она радовалась утру.
3) Старая жаба не радовалась хорошей погоде, ее беспокоил запах розы.
4) Мальчик Вася любил сидеть в цветнике — читать и наблюдать за растениями и животными.
5) Вася болен и не может встать с постели, сестра Маша читает ему.
6) Злая жаба увидела розу и захотела ее съесть, стала карабкаться и исколола лапы о шипы.
7) На следующее утро жаба опять попыталась напасть на розу, но ее срезала Маша по просьбе брата.
Тяжело больной малыш, умирая, прижимал к себе розу.
Подробный план
1) Запущенный цветник
2) Распустившаяся роза
3) Жабу смущает аромат розы
4) Мальчик в саду
5) Болезнь мальчика
6) Жаба ранится о шипы
7) Роза слушает соловья
Жаба подкралась
9) Просьба мальчика
10) Какая гадость!
11) Смерть мальчика.
Цитатный план
1. Запущенный цветник.
Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком…
2. Распустившаяся роза.
Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы…
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок…
Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой…
3. Жабу смущает аромат розы.
Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство…
4. Мальчик в саду.
Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома…
Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник…
Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям…
Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа!…
5. Болезнь мальчика.
В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок…
6. Жаба ранится о шипы.
И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту…
А жаба все карабкалась выше. Но там, где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать. Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок…
7. Роза слушает соловья.
Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а может быть, это была и правда…
8. Жаба подкралась.
Она не видела, как ее враг незаметно взбирался на ветки. На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она храбро лезла все вверх – и вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение: – Я сказала, что слопаю, и слопаю!…
9. Просьба мальчика.
– Что милый?
– Маша, ты мне сказала, что розы расцвели! Можно мне… одну?– Можно, голубчик, можно! – Она подошла к окну и посмотрела на куст. Там росла одна, но очень пышная роза.
– Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная! Поставить тебе ее сюда на столик в стакане? Да?
– Да, на столик. Мне хочется.
10. Какая гадость!
Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.
– Ах, какая гадость! – вскрикнула она.
И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом. В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака…
11. Смерть мальчика.
Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал… навсегда. Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром…
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )