Чем закончилась сказка снегурочка

Музыкальная пьеса-сказка снегурочка другое название - весенняя сказка была завершена знаменитым русским драматургом александром николаевичем островским к 31 марта 1873

Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем Островским к 31 марта 1873 года. Она имеет пролог и четыре действия. Однако несмотря на название, это произведение — отнюдь не детская сказка.

Спустя менее чем полтора месяца, в мае, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский.

В статье мы приведем анализ пьесы и героев «Снегурочки» Островского. Будут изложены основные сюжетные ходы произведения, рассказана его история создания и дальнейшая судьба постановки на театральных подмостках.

История написания

Почему в анализе «Снегурочки» Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы — оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

Портрет Островского работы Перова

В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку «Девочка-Снегурочка». Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.

И автору пьесы, и композитору пришлось работать в напряженном режиме, пьеса была закончена к юбилею драматурга: 31 марта 1873 года Островскому исполнилось 50 лет.

Главные герои

Анализ героев «Снегурочки» Островского начнем с центрального персонажа пьесы. Это, как можно догадаться из названия, Снегурочка. Но в пьесе она, как и в сказке, совсем не дочь Ивана и Марьи, бездетной супружеской пары, которая мечтала о ребенке. Она дитя Деда Мороза и Весны-Красны. Согласно описанию, это красивая девушка, которая бледна лицом и светловолоса. Она выглядит как боярская дочь, а не крестьянка, на ней бело-голубая шубка, меховая шапочка, рукавички.

Бобыль с Бобылихой

В характере главной героини присутствуют, казалось бы, несочетаемые черты: холодность — от отца (Мороза) и желание любить, но неспособность к этому чувству. Когда Весна дарит Снегурочке способность любить, девушка погибает. Это происходит во время летнего праздника славян, посвященного богу солнца Яриле.

А вот другой центральный персонаж пьесы. Лель — слободской пастушок, ветреный и непостоянный возлюбленный Снегурочки, поющий прекрасные песни. О себе он говорит так:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!

Не пашет он, не сеет; с малолетства

На солнышке валяется; лелеет

Весна его, и ветерок ласкает.

И нежится пастух на вольной воле.

В уме одно: девичья ласка, только

И думаешь о ней.

Мизгирь — это сын богатого купца, жених Купавы, который, увидев Снегурочку, забыл про невесту. Его гибель в конце пьесы происходит не столько из-за потерянной любви, сколько по вине богов, по крайней мере, сам Мизгирь так считает.

Персонажи

Для дальнейшего анализа сказки «Снегурочка» Островского рассмотрим второстепенных персонажей.

Бобыль по имени Бакула и Бобылиха — приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую «невесту», как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль — гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.

Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.

Краткое изложение. Пролог

Действие пьесы происходит в стране народа берендеев в стародавние времена. На Красную горку приходит Весна, ее сопровождают птицы. Еще очень холодно, но Весна обещает, что уже завтра согреет лес и землю солнце и придет конец холодам.

Мать-Весна

В прологе Весна рассказывает историю о том, что есть у них со старым Морозом дочка по имени Снегурочка. Ее будущее вызывает у родителей споры и ссоры: Весна хочет, чтобы девушка жила среди людей и веселилась вместе с молодежью, а Мороз утверждает, что берендеевский бог солнца Ярило дал клятву, что погубит Снегурочку, как только она полюбит. Так что пусть лучше она живет в родительском лесном тереме среди зверей и никогда не выходит к людям. Разговор Весны и Мороза, как всегда, оканчивается ссорой. Но наконец супруги находят компромисс: они решают отдать Снегурочку на воспитание бездетному Бобылю, живущему в слободке. Они считают, что вряд ли будут заглядываться парни на бобылеву дочку. Девушка признается, что очень рада этому выбору, что любит она людские песни и нравится ей пастух Лель. Дед Мороз пугается и наказывает дочери:

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь…

Четвертое явление Пролога заканчивается отбытием Мороза на Север, его наказом лешим оберегать Снегурочку, случись на нее напасть кому-то в лесу. Являются поселяне с санями, на которых везут чучело Масляницы, они провожают зиму и поют песни.

Бобыль, Бобылиха и другие берендеи видят Снегурочку и удивляются:

Боярышня! Живая ли? Живая.

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Снегурочка говорит, что она хочет жить в слободе у бобылей, и те, приняв ее за боярышню, радуются неожиданному счастью.

Чтобы провести анализ пьесы Островского «Снегурочка», следует иметь в виду, что появление Снегурочки в слободе можно считать завязкой истории.

Первое действие

Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.

Лель и Купава

На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.

При анализе «Снегурочки» Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей — главное для понимания произведения.

Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который — «отецкий сын торгового гостя из царского посада». На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.

В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы «выкупить» Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.

Действие второе

События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.

…за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит.

В анализе «Снегурочки» Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.

Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.

Берендеевка. Эскиз к спектаклю

Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему — свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба — на утро.

Действие третье

Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.

Книга

Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить!

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

— Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

(…)

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Судьба постановки

Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу «Снегурочка» Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе — «бессодержательная».

Иллюстрация к пьесе

Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.

Мы привели описание и анализ произведения Островского «Снегурочка».

Цели:

  • познакомить с новым произведением русского народного творчества,
  • развивать воображение, творческое мышление, память, связную речь,
  • воспитывать интерес к чтению и бережное отношение к книгам.

Ход урока

1. Орг. момент.

«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
(Открываю доску).

Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдём в мир сказок и чудес.
(Раздаю карточки).

2. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

— Определите жанр этого произведения.

— Кто автор?

(Работа по иллюстрации к сказке В.Даля).

— Расположите их в хронологическом порядке.

Проверка домашнего чтения.

1-я группа – выборочное чтение.

— Прочитайте зачин сказки.

— Как дед с бабой надумали вылепить Снегурочку?

— Как ожила Снегурочка?

— Прочитайте встречу лисы и Жучки.

3-я группа – инсценировка отрывка из сказки.

2-я группа – пересказ по картинке.

3. Новый материал.

Работа с выставкой книг.

— Существует очень много сказок. Обратите внимание на выставку книг. (рассматривание книг).

— Напомните мне правила обращения с книгами.

— Как нужно читать книги, чтобы не навредить своему здоровью?

— Все сказки можно разделить на две большие группы. Посмотрите внимательно на выставку и скажите, на какие две группы можно разделить данные сказки. (1 учащийся делит книги на группы).

Работа с рисунками.

— К сегодняшнему уроку вы вместе с родителями приготовили вот такую выставку рисунков.

— Рассмотрите выставку и скажите, какие герои сказок вам знакомы?

(Проверка уч-ся работавшего с выставкой книг).

— Отгадайте загадки:

«Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда – то.
Ну, а зовут её…(Дюймовочка).

— Это авторская или народная сказка?

— А кто автор? (Г.Х.Андерсен).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала

По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).

— А эта сказка относится, к какой группе?

— Кто её автор? (Ш.Перро).

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).

— А как вы думаете, это сказка авторская или народная? (Авторская).

— Кто автор этой сказки? (Владимир Иванович Даль).

(Показываю книгу В.И.Даля).

— А вот сегодня мне хочется познакомить вас с народной сказкой «Снегурочка».

(Показ книги).

— И нам предстоит сравнить её со сказкой В.Даля.

Чтение сказки учителем.

(Приложение 1)

Продолжает чтение хорошо читающий ученик.

Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
— Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите- ка опять:
— Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

Беседа после прочтения.

— Поднимите руку, кому понравилась сказка.

— Как стали лепить Снегурочку дед и баба?

— Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?

— Игры на свежем воздухе приносят вред или пользу нашему здоровью? Какую?

— Как ожила Снегурочка?

— Почему Снегурочка не рада приходу весны?

— С кем пошла Снегурочка в лес?

— Чем занимались девушки в лесу?

— Как закончилась эта сказка?

Составление обложки.

— Название произведения.

— Автор.

(Вывешивается обложка).

— Определите жанр.

— Докажите, что это сказка, а не рассказ.

— О ком эта сказка? (О Снегурочке).

(1 учащийся выбирает правильный ответ).

Речевая разминка.

Сне

по

роч

ки

друж

ка

ба

гу

ба

ли

дед

са

  1. Чтение слогов.
  2. Какие слова можно составить из этих слогов. (Учащиеся выходят и составляют слова).
  3. Чтение слов.
  4. Какое правило встретилось в словах дед, подружки? (Парная согласная).
    — Как проверить написание этих слов? (дедушка, подруженька).
  5. Какое слово «лишнее»? Почему?

(Проверка карточки учащегося).

— Герои какой сказки встретились в карточке?

— Какие герои у тебя оказались «лишними»?

Чтение учащимися.

  1. Чтение за ведущим. (1 ч.)
  2. Чтение « по – цепочке» (2 ч.)
  3. Чтение «жужжащее». (3 ч.)

Рассматривание иллюстрации.

— Выберите из текста предложения, которые подходят к иллюстрации.

— Прочитайте зачин сказки.

Работа в тетради.

№1 с. 65 – коллективная работа.

№2 с. 65 – взаимопроверка.

Коллективная работа по таблице. (доска).

Автор

Название

Герои

Зачин

Концовка

4. Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу.

-С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

— К какому жанру оно относится?

(Проверка карточки учащегося)

— А у тебя в карточке встретились произведения, каких жанров?

Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,

И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.

— Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей.

5. Домашнее задание: всем читать с.138 -141, №4 с. 66

  • 1-му ряду – нарисовать рисунок к 1 части
  • 2-му ряду – приготовить пересказ 2 части.
  • 3-му ряду – приготовить чтение по ролям 3 части.

  • Чем закончилась сказка царевна лягушка
  • Чем закончилась сказка по щучьему велению по моему хотению кратко
  • Чем закончилась сказка про колобка
  • Чем закончилась сказка о царе берендее
  • Чем закончилась сказка красавица и чудовище