Чем закончилась сказка серая шейка

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 139-141. раздел люби вс живоеукм перспективамаленькие и

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141. 

Раздел «Люби всё живое»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?

Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.

2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.

Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка «Серая шейка».

Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» для 3 класса

Я прочитала сказку «Серая шейка». Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.

Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.

Тема это произведения — дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.

Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.

3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.

Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?

О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца «Первое время он очень интересовался рыбкой…»

Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.

Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?

Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.

Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.

Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.

Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.

Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.

В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.

Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.

Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?

Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.

На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.

Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?

Самый комичный эпизод — ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.

4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?

Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.

5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?

Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!

6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.

План рассказа Носова «Карасик» для пересказа

  1. Карасик и Мурзик.
  2. Обмен с Серёжей.
  3. Попытка спрятать Мурзика.
  4. Возвращение Мурзика.
  5. Признание и прощение.

Пересказ рассказа Носова «Карасик» для 3 класса

Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.

Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.

Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.

Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.

Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.

7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.

8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.

Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.

9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.

Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой — старик.

Пятая часть начинается с предложения: «Дело было утром».

10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.

Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.

Дадим заголовки каждой части плана.

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.

Пример пересказа сказки «Серая шейка» по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Свой вариант плана сказки «Серая шейка» по частям

1 часть

  1. Птицы готовятся к отлёту на юг.
  2. Наступил роковой день прощания.
  3. Утки улетели, а Шейка осталась одна.

2 часть

  1. Серая шейка боится, что река замёрзнет.
  2. Она встречает в лесу зайца.
  3. Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.

3 часть

  1. Небольшая полынья посередине.
  2. Появление лисы.
  3. Поздравление с зимой.

4 часть

  1. Такая красивая, но страшная зима.
  2. Попытка лисы добраться до уточки.
  3. Настойчивость лисы и волнение зайца.

5 часть

  1. Старик охотится на зайцев.
  2. Старик видит лису у полыньи.
  3. Утка вместо лисы.
  4. Старик уносит утку внучкам.

AVvXsEht9KvRHXF8AR8Vux4y2u6W1kOU AK6TbvmEFDKEqBPNyi6D9j3peUjwTm9aXgUtVzPEEOBjlS 4NfwyyzcwBQwy GGjbhoGdlAfhMOt5xl4I8o59 CjVzU8iVY uJkbCg9tfvapQrUHsnNC asSzwC4HPczWsru8eSIarQWqLyprk 41 Oweg0WKBVA=w400 h231

«Серая шейка» — сказка о доброте и милосердии, о дружбе и желании помочь тому, кто оказался в беде. Читательский дневник сказки поможет заполнить такие данные: жанр, главная мысль, главные герои, краткое содержание, отзыв. Также важно подобрать пословицы к произведению и понять чему учит эта история.

Мамин-Сибиряк «Серая шейка» читательский дневник

  • Автор — Мамин-Сибиряк
  • Год написания — 1893
  • Жанр: сказка
  • Сколько страниц  — 19

Основная мысль произведения «Серая шейка»

 В сложной ситуации не стоит опускать руки, надо все делать для изменения ситуации, и тогда выход обязательно найдется.

Герои сказки «Серая шейка»

  • Серая Шейка — молодая уточка, которая сумела выжить зимой в лесу со сломаным крылом. Наивная и добрая, очень боялась Лисы, скучала за родными.
  • Лиса — коварная, но терпеливая хищница которая, ждала когда застынет полынья, чтобы съесть уточку.
  • Заяц — верный друг Серой Шейки. Веселый, но трусливый и беззащитный.
  • Охотник — добрый старик, который пожалел Серую Шейку.
  • Родители Серой Шейки — Селезень и Утка.

«Серая шейка» план сказки

  1. Сборы уток в теплые края
  2. Серая Шейка в одиночестве
  3. Встреча с Зайцем
  4. Появление хитрой Лисы
  5. Полынья замерзает
  6. Лиса на льду
  7. Охотник в лесу
  8. Выстрел в лису
  9. Серая Шейка в доме охотника

Сказка учит сочувствию, сопереживанию, доброте и вере в победу. Учит проявлять заботу о ближних и приходить на выручку в тех случаях, когда кто-то в этом нуждается. Учит не терять надежды, того, а верить в лучшее

Отзыв о сказке «Серая шейка»

Краткое содержание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» с отзывом для читательского дневникаРисунок-иллюстрация к сказке «Серая шейка»

Это очень хорошая и добрая сказа со счастливым концом. Я очень переживала о судьбе Серой шейки, мне было ее очень жаль. И мне понравилось, что лиса осталась ни с чем, и над ней даже зайцы смеялись. Добро и справедливость победили, и это главное.

«Серая шейка» пословицы к сказке 

  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
  • У кого детки, у того и заботы.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  1. Серая Шейка, еще маленькой, повредила крыло и не смогла улететь вместе со всеми в теплые края.
  2. Родители уточки улетели, а  она осталась зимовать в полынье.
  3. Серая Шейка знакомится с зайцем и тот жалеет ее.
  4. Лиса, терпеливо ждавшая пока лед окрепнет, уже направлялась к Серой шейке, чтобы съесть ее
  5. В этот момент старый охотник выстрелил в лису и она убежала.
  6. Охотник решил спасти уточку: забрать ее на зиму домой, а по весне выпустить на волю.

Серая шейка — молодая уточка. Лиса повредила ей крыло и она не смогла осенью улететь со всей стаей в тёплые края.

 Отец-селезень не любил себя тревожить, а вот мать-утка очень переживала за маленькую Серую шейку: улетая, она наказала ей держаться берега, где стекает ключик, в том месте вода не замерзает даже зимой.

Пришлось коротать зиму в одиночестве, ей было очень одиноко и страшно. А потом она подружилась с Зайцем, который очень сочувствовал  и пытался облегчить Серой шейке грустное существование.

Мало того, что полынья, в которой плавала уточка, начала потихоньку замерзать, еще и старая знакомая — лиса, стала наведываться, все ждала подходящего момента — когда лед на реке окрепнет и она сможет безопасно подобраться к уточке и съесть ее.

Наступила зима, и река почти полностью замёрзла, а когда лед по-настоящему окреп, лиса направилась к уточке.

В это время старый охотник охотился в лесу на зайцев. Но те бросились врассыпную и Охотник не смог никого из них убить. Тогда охотник увидел лису и решил подстрелить ее, чтобы сделать своей старухе шубу. Прозвучал выстрел, но лиса смогла убежать.

Увидев одиноко плавающую уточку, старик решил взять ее домой, чтобы она не погибла. А по весне выпустить на волю.

Вам также может понравиться

Мамин — Сибиряк Дмитрий сказка «Серая шейка»

  •  Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  • Название произведения: «Серая шейка»
  • Число страниц: 10
  • Жанр: сказка
  • Главные герои: Серая Шейка, Селезень, Старая Утка, Заяц, Лиса.
  • Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

  1. Серая Шейка — добрая и отважная уточка.
  2. Сумела выжить, хоть и была с раненым крылом.
  3. Находчивая и бесстрашная.
  4. Лиса — хитрая, ловкая и злая.
  5. Хотела съесть Серую шейку, но чуть не погибла от выстрела.

Заяц — весёлый, неунывающий. Верный друг.

Селезень — отец Шейки. Суровый, неумолимый.

Утка — мать Шейки. Добрая, отзывчивая.

Любящая.

Характеристика второстепенных героев:

Старик — Добрый и милосердный.

Спас уточку и забрал её с собой.

Краткое содержание сказки «Серая шейка»

Осенью утки собиралась улетать на юг.

Не могла с ними лететь только Серая Шейка, у которой одно крыло было сломано лисой.

Мать сильно жалела дочку, но отец был неумолим. Им надо было лететь.

  • Мать-утка рассказала дочери, как выжить зимой, плавая в полынье.
  • Они улетели, и Шейка осталась одна.
  • Уточка сильно тосковала, но вскоре подружилась с зайцем.
  • Тот рассказал, что вокруг бродит лиса.
  • И лиса появилась.
  • Она не могла добраться до Шейки, но ждала, пока полынья не замёрзнет.
  • Лиса часто приходила к полынье и издевалась над уточкой.
  • И вот полынья стала совсем крошечной.
  • Лиса поползла к уточке.
  • В это время старик охотился на зайцев, те разбежались и привели старика к полынье.
  • Охотник увидел лису и выстрелил.
  • Он промахнулся, лиса убежала.
  • Но старик подобрал уточку и принёс домой, где она выздоровела.

План рассказа:

  1. Сборы уток.
  2. Судьба Серой Шейки.
  3. Жалость матери.
  4. Одна в речке.
  5. Встреча с зайцем.
  6. Коварство лисы.
  7. Полынья замерзает.
  8. Охота на зайцев.
  9. Выстрел в лису.
  10. Шейка находит дом.

Основная мысль сказки «Серая шейка»

Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья.

Основная идея сказки в том, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.

Чему учит сказка

  1. Произведение учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим.
  2. Учит не терять надежды и верить в лучшее.
  3. Учит дружбе.

Краткий отзыв по произведению «Серая шейка» для читательского дневника:

  • Прочитав эту сказку, я подумала о том, как важно для человека или животного иметь друга.
  • Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту.
  • Для уточки-калеки таким другом стал заяц, столь же беззащитный и несчастный.
  • Он тоже боялся лисы, но ещё больше возмущался, видя жестокость рыжей хищницы.
  • Это очень интересная и увлекательная сказка со счастливым концом.
  • Автору удалось рассказать о том, как проводят зиму различные животные.
  • Как они справляются с холодами и снегом.
  • Мне очень понравился добрый заяц, который поддерживал свою подружку и не давал уточке совсем приуныть.
  • Но и сама Шейка мне тоже понравилась.
  • Она была мужественной и смело смотрела в лицо опасности.
  • Уточка знала, что спасти её может только чудо, но боролось до конца.
  • Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что какой бы безвыходной нам ни казалась ситуация, надежду терять всё равно нельзя.
  • Если человек сам не сдаётся, он непобедим.
  • И у него всегда остаётся шанс переломить ситуацию в свою пользу.

Пословицы к сказке:

  • Колотись да бейся, а всё же надейся.
  • Ловит волк, ловят и волка.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов:

  • Сажень, верста — старинные меры длины.
  • Не спесива — не горда.
  • Лукавый — хитрый.
  • Браниться — ругаться.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

  1. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду, — и со всех ног кинулся к полынье;
  2. по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только развёл руками,
  3. — воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.

— Вот так штука! — ахнул старичок, разводя руками.

  • — В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась.
  • Ну, и хитёр зверь.
  • — Дедушка, Лиса убежала, — объяснила Серая Шейка.

Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк для читательского дневника

Год написания: 1893    Жанр: сказка

Главные герои: Серая Шейка – уточка, заяц, лиса

Маленькая уточка по имени Серая Шейка не могла улететь со своей семьей в теплые края, потому что Лиса поранила ей крыло. Когда уточка осталась одна, то от скуки решила пойти в лес.

Там Серая шейка познакомилась с Зайцем, который предупредил ее о том, что ей нужно опасаться Лису. Лиса приходила изо дня в день к уточке и ждала пока вся полынья замерзнет.

Однажды утром охотник хотел подстрелить Лису, но увидел уточку в почти замерзшей полынье. Он забрал ее и подарил своим внукам.

Главная мысль: Сказка повествует о том, что нельзя сдаваться и нужно всегда идти до конца несмотря на все жизненные препятствия. Так закаляется характер.

Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк

В осеннее время пернатые готовились к перелёту в теплые места. Утка и селезень постоянно ругались. Она осуждала мужа за то, что он равнодушно относится к их детям. Он же предполагал, что действует верно. Все ссоры были из-за маленькой раненной уточки, которой Лиса весной поранила крыло. Мать кинулась спасать уточку, но лететь уточка больше не имела возможности.

Старая утка переживала, так как Серая Шейка никак не могла лететь в теплые края со всеми и должна была перезимовать одна в лесу. Перед отлетом мать научила ее держаться берега в реке, которая не замерзнет зимой из-за бьющего в ней ключа. Хот она и Серая Шейка была ее любимым ребенком, она не могла оставить в полёте остальных детей.

Оставшись одна раненная уточка от скуки побрела в лес. Она повстречала зайца, который предупредил ее о том, что в бору бродит в поисках добычи Лиса.

Река, в которой обитала Серая Шейка все сильнее покрывалась коркой льда. Спустя некоторое время в реке осталась совсем небольшая промоина.

И тогда, из леса появилась плутовка Лиса, именно та, которая покалечила уточку. Рыжая хитрюга завела разговор с Серой Шейкой, голос был мягкий и ласковый.

Но утка не могла забыть обиды и даже не стала разговаривать с Лисой. Разбойница уходя сказал, что это не последний ее визит.

Лиса навещала уточку каждый день, наблюдала как полынья становится все меньше. Зайцу было жалко свою подругу уточку, но он никак не мог что-то изменить.

Однажды утром зайчики забавно проводили время на морозной опушке. Охотник появился на опушке, он хотел подбить несколько зайцев. Но вдруг увидел Лису, которая вышла в очередной раз посмотреть, не замерзла ли совсем вода. Старичок выстрелил в Лису, однако промазал. Он подбежал к реке, но заметил только маленькую уточку.

Старик подумал, что коварная Лиса обратилась в уточку и забрал ее к себе домой. Принеся домой уточку, он подарил ее своим внукам, которым она очень понравилась.

1 класс, 3 класс

Краткое содержание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» с отзывом для читательского дневника | Литерагуру

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях.

Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах.

Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу.

Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями.

На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем.

А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег.

Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу.

Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло.

Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже.

Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло.

А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении.

Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам.

Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам.

Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь.

Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

«Серая Шейка» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка

Здесь даны основные сведения о сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главной героини и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Сказку «Серая Шейка» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1893 году. В этом же году она была опубликована в одном из детских периодических изданий.

Главная героиня

  • Серая Шейка — маленькая уточка со сломанным крылом. Она добрая и отважная.

Другие персонажи

  • Старый Селезень — отец Серой Шейки, ленивый и беспечный.
  • Старая Утка — его жена, любит своих детей, особенно Серую Шейку.
  • Братья и сёстры Серой Шейки.
  • Главный вожак утиной стаи.
  • Лиса — злая, хитрая, ловкая.
  • Заяц — друг Серой Шейки. Он всё время боялся за свою жизнь и за Серую Шейку.
  • Акинтич — старый охотник, спасший Серую Шейку.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Осенью птицы стали готовиться лететь на юг. Старая Утка жалела свою дочку, Серую Шейку, потому что она не могла летать: весной ей Лиса перекусила крылышко. Старая Утка хотела остаться с дочкой здесь зимовать, но её муж, старый Селезень, напомнил ей, что у них есть другие дети и нужно лететь с ними.

Старая Утка посоветовала Серой Шейке плавать у того берега, где ключик сбегает в речку. Там вода зимой не замёрзнет.

Когда маленькая уточка осталась одна, она познакомилась с Зайцем. Он предупредил её, чтобы береглась Лисы.

Мороз сковал речку льдом, осталась только маленькая полынья. На берег стала приходить Лиса. Она ждала, когда замёрзнет вся речка. Ей хотелось съесть уточку.

Однажды Лиса ползла по льду к Серой Шейке. Её увидел старый охотник Акинтич и выстрелил в неё. Лиса убежала, а старичок пожалел уточку и взял её домой, чтобы обрадовать внучек и чтобы весной она вывела утяток.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Когда осенью наступил холод все птицы стали готовиться к перелёту на юг. Особенно суетились маленькие птички, их стайки перелетали с одного берега речки на другой.

Старый Селезень не понимал, зачем они торопятся готовиться к перелёту. Его жена, старая Утка, сказала, что ему неприятно смотреть на хлопоты других птиц, потому что он ленивый. Она упрекнула его за то, что ему нет дела до детей. Селезень догадался, что она беспокоится о Серой Шейке, и сказал, что он не виноват, что она не может летать.

Серая Шейка — это их дочка, у которой было сломано крылышко. Оно переломилось, когда весной Лиса подкралась к маленьким утятам и схватила одного из них. Старая Утка спасла утёнка, но одно крыло у него было переломано.

Старая Утка беспокоилась, как Серая Шейка будет здесь зимовать. Она даже хотела остаться здесь вместе с дочкой.

Глава 2

Серая Шейка с любопытством смотрела, как собираются её братья и сёстры к отлёту. Иногда ей было завидно, что они будут там, где не бывает зимы.

Мать говорила ей, что весной они вернутся и снова будут жить все вместе. Старой Утке всё же надо было лететь с другими детьми. От жалости к Серой Шейке она часто плакала потихоньку ото всех.

В день отлёта собралась вся утиная стая, в ней было 300 птиц. Старая Утка очень жалела Серую Шейку и советовала ей держаться около того берега, где в речку сбегает ключик. Она сказала, что в том месте вода зимой не замёрзнет.

Главный вожак подал команду. Утки поднялись в воздух и полетели, вытянувшись в треугольник. Серая Шейка осталась одна.

Глава 3

Вода в речке по утрам стала замерзать у берегов, а днём лёд таял. Серая Шейка боялась, что замёрзнет вся речка.

Ей было скучно одной. Однажды она от скуки зашла в лес. Вдруг выпрыгнул из-под куста Заяц, и уточка перепугалась. Заяц сам испугался, а когда успокоился, спросил, почему она не улетела со всеми утками. Серая Шейка ответила, что не может летать из-за того, что Лиса ей перекусила крылышко.

Заяц предупредил уточку, чтобы она береглась от Лисы, особенно когда речка покроется льдом.

Скоро реку сковал лёд, только в её середине осталась полынья. Однажды на берег вышла Лиса и ласково поздравила уточку с зимой. Серая Шейка не хотела с ней разговаривать, и Лиса ушла прочь.

Пришёл Заяц и сказал уточке, что Лиса снова придёт и чтобы она береглась её. Лиса приходила каждый день и проверяла, не застыла ли полынья.

Глава 4

Однажды утром Заяц играл с другими зайцами. Вдруг кто-то из них крикнул: «Братцы, берегитесь!» Заяц увидел на опушке леса старого охотника Акинтича.

Он хотел добыть зайцев на шубу для старухи, но зайцы кинулись в лес. Не разыскал старичок зайцев, хотел отдохнуть и снова идти искать. Вдруг он увидел, что по льду на реке ползёт Лиса.

Старик обрадовался, что из неё будет хороший воротник к старухиной шубе.

Он выстрелил и побежал к полынье. Но на льду Лисы не было, а в полынье плавала уточка. Старичок сказал, что впервые видит, как Лиса превратилась в утку.

Серая Шейка объяснила ему, что Лиса убежала. Старичок спросил её, почему она здесь плавает. Серая Шейка ответила, что у неё крылышко сломано.

Старичок подумал, что уточка может замёрзнуть или её Лиса съест. Решил он унести её внучкам, положил Серую Шейку за пазуху и направился домой. Старичок думал, что старуха будет довольна — ведь уточка весной снесёт яички и выведет утяток.

Зайцы были очень рады за Серую Шейку и весело смеялись.

Заключение к краткому пересказу

В сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» раскрыты темы:

  • добро и зло;
  • тяжёлые испытания;
  • дружба.
  • Основная мысль (идея) сказки «Серая Шейка»: при испытаниях и опасностях не нужно отчаиваться, надо стараться преодолевать трудности.
  • Книга учит не унывать в испытаниях, надеяться на лучшее.
  • Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

«Серая Шейка» – краткое содержание сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка для читательского дневника

Время на чтение: 12 минут

Краткое содержание произведения

С наступлением осени все птицы, в том числе и семейство уток, начали собираться лететь на юг, где они смогут переждать холода. Но юная уточка Серая Шейка не могла лететь с остальными, так как ещё весной лиса схватила её и переломила ей крыло. К счастью, тогда её спасла мать — Старая Утка, которая смело бросилась на лисицу и отбила у неё утёнка.

Теперь Старая Утка очень переживала по поводу расставания с дочкой, лила слёзы и ссорилась со своим мужем — Селезнем. Он, в свою очередь, не понимал её материнского горя и гораздо спокойнее относился к тому, что вынужден оставлять дочку на всю зиму в холодных краях. Он заявлял, что, если уж она всё равно не может лететь из-за сломанного крыла, то «ничего не поделаешь».

Наконец, утки собрались в косяк из трёхсот штук. Мама-утка несколько раз порывалась остаться зимовать вместе с дочерью, но всё же должна была лететь со всей группой, чтобы заботиться об остальных детях. Кода птицы улетели, маленькая уточка осталась совсем одна, и ей стало страшно и одиноко.

Однажды она познакомилась с Зайцем — таким же беззащитным зверьком, который постоянно спасался от врагов бегством. Они вместе разговаривали, он давал ей советы о том, что нужно быть осторожнее.

Уточка плавала в середине реки, где вода не замёрзла и образовалась полынья, но свободного места для плаванья оставалось всё меньше, ведь река стремительно замерзала. Она понимала, что однажды ей некуда будет деться.

В это время каждый день начала приходить Лиса, проверяя, не замёрзла ли полынья полностью.

Она садилась у воды и начинала звать уточку на берег ласковыми словами, часто подбиралась по льду к самой полынье, но не могла добраться до своей добычи, потому что лёд у самого края был ещё очень тонок. Испуганная птица в эти моменты со страху ныряла под воду.

Вероятно, в итоге Лиса и съела бы её, но как-то раз в лес пришёл охотник — старик Акинтич. Он собирался подстрелить зайцев на шубу для своей старухи, но все зайцы разбежались. Затем он увидел Лису, крадущуюся по льду, и решил подстрелить её — на воротник для старухиной шубы.

Но и Лиса сумела убежать после выстрела, зато на реке старик заметил птицу со сломанным крылом и решил взять её для своих внучков, не сомневаясь, что такой питомец обязательно им понравится. А зайцы были свидетелями всего этого: они посмеялись над Лисой и порадовались счастью спасённой утки.

План для пересказа

Текст произведения разделён на 4 главы, на основе чего можно сформировать и план для краткого пересказа из нескольких частей:

  • Описание сборов птиц перед полётом на юг.
  • Одиночество уточки.
  • Знакомство с Зайцем и страх перед Лисой, начавшей приходить каждый день.
  • Попытка нападения Лисы и счастливое спасение охотником.

Характеристика главных героев

Основные герои сказки:

  1. Серая Шейка — юная уточка, которая весной стала жертвой Лисы, сломавшей ей крыло, и из-за этого осенью не сумела отправиться на юг вместе с косяком. Она добрая и очень любит маму-утку и всю свою семью — об этом говорится в отрывке, в котором она прощается с остальными утками перед полётом и говорит, что будет постоянно думать о них. Она слушается мать и по её наказу старается быть осторожной. Она умеет дружить, так как подружилась с Зайцем. Испытывает страх, одиночество, сомнение и отчаяние, но всё же не сдаётся и проявляет храбрость и мужественность.
  2. Старая Утка — её заботливая мама, которая самоотверженно отбила её от лисицы. Благодаря материнскому инстинкту очень любит свою дочь, с трудом расстаётся с ней и надеется, что она сможет перезимовать.
  3. Селезень — ленивый и ворчливый отец уточки, который склонен философски рассуждать и серьёзно смотреть на мир. Хоть он и жалеет дочку, но считает, что прежде всего нужно заботиться о здоровых членах семейства, из-за чего выглядит равнодушным.
  4. Заяц — весёлый и неунывающий зверёк, который становится хорошим другом для уточки, не позволяет ей пасть духом и даёт советы о том, что нужно быть осторожнее с Лисой. Ему тоже постоянно приходится бороться за свою жизнь и спасаться от многочисленных опасностей, подстерегающих в лесу.
  5. Лиса — хитрая, злая и очень опасная. Именно из-за неё, напавшей на уточку весной, с главной героиней и случились все неприятности. Настойчива, упряма, терпелива и нетороплива: не сомневается, что добыча никуда от неё не уйдёт, ведь ей будет просто некуда деваться. Поэтому ежедневно терроризирует утку, издевается над ней, выманивает на берег и наслаждается её бессилием.
  6. Старик Акинтич — опытный охотник, сгорбленный и подслеповатый деревенский житель, который любит свою жену-старуху и своих внучков. Добрый, заботливый и сострадательный: увидев замерзающую одинокую утку на реке, он не может пройти мимо, жалеет её, демонстрируя благородные качества своего характера, и берёт её с собой в подарок внукам.

Все, кроме Лисы, главные герои Серую Шейку жалеют, сочувствуют ей. В повествовании все персонажи-животные очеловечены: они испытывают совершенно человеческие эмоции, а в конце сказки уточка разговаривает со стариком-охотником, и он прекрасно понимает её.

Благодаря этому приёму можно лучше понять действия и мотивацию героев, а также провести сравнение с поступками людей. Ведь каждый человек, как и персонажи этой сказки, тоже испытывают сочувствие, сострадание, страх, отчаяние и т. д.

«Серая Шейка»: главные мысли

Сказка затрагивает такие основные темы, как:

  • добро всегда побеждает;
  • даже в самой сложной ситуации не стоит отчаиваться, терять веру и опускать руки, спасение может прийти оттуда, откуда не ожидаешь;
  • в трудную минуту можно положиться на верных друзей.

Кроме того, сюжет произведения рассказывает о добре, милосердии и желании помочь тем, кто в этом нуждается. На примере мамы-утки сказка учит любить своих детей и проявлять заботу о них. А на примере старика Акинтича она учит милосердию и состраданию к животным, братьям нашим меньшим.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • мир не без добрых людей;
  • ловит волк, да ловят и волка;
  • никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь;
  • не было бы счастья, да несчастье помогло;
  • всё хорошо, что хорошо кончается.

Сочинения и отзывы

Хоть и написана «Серая Шейка» в жанре сказки, в ней заложен очень глубокий смысл. Произведение является прекрасной иллюстрацией того, что, если ты не сдаёшься перед трудностями и стойко сносишь все напасти, демонстрируя терпение и смирение, судьба в конце обязательно преподнесёт тебе подарок.

Маленькая уточка оставалась совсем одна на реке, которая постепенно замерзала. Однажды она даже чуть не сдалась, когда подумала: «Лучше бы было, если тогда Лиса меня съела…». Но потом она набралась сил и терпения, продолжая ждать весны. В это время появился и Заяц, который тоже помог ей не пасть духом.

Пройдя такой трудный путь и едва не став жертвой Лисы, когда, казалось бы, уже нет надежды на спасение, уточка получила вознаграждение — охотник спас её и принёс домой к своим внукам.

Мне хочется додумать своё продолжение для этой сказки, в котором уточка будет счастливо жить среди заботливых детей, а весной она действительно выведет утяток, как и сказал ей старик Акинтич, чтобы она никогда больше не чувствовала себя одинокой.

Сегодня в классе мы прочитали очень интересную и трогательную сказку «Серая Шейка», и теперь она является моей любимой книгой.

Мне до слёз было жаль бедную маленькую уточку, которая столько всего натерпелась в жизни по вине хитрой Лисы. Ещё в детстве та переломила ей крылышко, сделав её калекой и лишив возможности летать.

Из-за этого она чувствовала себя изгоем среди своих сородичей-уток, которые собирались в путешествие на юг. На этом моменте я сочувствовала ей.

Но впереди её ждало ещё больше испытаний — зима, холод и замёрзшая река. На её месте любой бы пал духом — вне зависимости от того, человек ли, животное или птица. Но уточка стойко прошла испытание одиночеством. Я рада, что после этого у неё появился друг-заяц.

Лиса в этом произведении является главным отрицательным персонажем. Она не просто хочет съесть добычу, она ещё и издевается над ней, поэтому у меня и, наверное, у многих других читателей, она вызвала только негативные эмоции. Хищница оказалась хитрой и очень везучей, и если бы не старый охотник, то она, вероятно, съела свою беззащитную жертву, ведь той некуда было деваться.

Мне очень понравился счастливый финал произведения. Старик Акинтич — очень хороший человек, несмотря на то, что пришёл в лес с ружьём, чтобы пострелять животных старухе на воротник. Но всё же он спас уточку, по-доброму называл её «ах, глупая!», вытащил из полыньи и отнёс в тепло, к внучкам. Я рада, что в итоге она не стала жертвой Лисы и оказалась в безопасности.

Помимо самой Серой Шейки, которая вызывает восхищение и желание брать пример с её мужественности и стойкости, мне понравился Заяц и их дружба. Я думаю, что без него уточка вряд ли пережила бы зиму. Он очень весёлый, лукавый, имеет чувство юмора. Он поддерживает новую подругу, даже если ему самому ужасно страшно.

Их объединяет общий страх перед Лисой: Заяц рассказывает, что ему негде прятаться зимой, любой враг сразу его увидит. Он мечтает о том, чтобы у него были крылья: тогда он бы никого не боялся.

Он даже завидует Серой Шейке: она хоть и не в состоянии летать, но может плавать или нырнуть под воду в случае опасности. А когда Лиса начинает ползти по льду к уточке, которая плавает в полынье, Заяц возмущается всем своим маленьким заячьим сердцем.

Ещё один персонаж, вызвавший у меня симпатию — забавный старик Акинтич, который пошёл в лес за шубой для старухи, а нашёл питомицу для своих внучат.

Из этого произведения я могу вынести несколько уроков: оно учит настоящей дружбе, умению поддерживать другого в трудную минуту и состраданию. Окажись я на месте старика Акинтича, я бы тоже непременно взял бедную уточку с собой, чтобы выходить её и спасти от опасностей.

Мамин-Сибиряк

Глава 1

С осенними холодами речные птицы засобирались на юг. Путь далекий и опасный, не все долетят. Больше всех суетятся маленькие птички: кулички-песочники и кулички-плавунчики.

В семье старой Утки горе: мать спасла дочку от Лисы, но та успела сломать бедняжке крылышко. И Серая Шейка не сможет лететь. Мать готова остаться с ней на зимовку. И злится на старого Селезня, лентяя и обжору.

Он жалеет дочку, но на юг собирается.

Глава 2

Лебеди, гуси и утки готовят молодых птиц к перелету. У Серой Шейки сжимается сердечко: что же будет с ней? Но пока она верит, что воссоединится с семьей весной. Мать советует ей плавать там, куда стекает вода из теплого незамерзающего ключа. Птицы улетают, выстроившись треугольником. Серая Шейка в слезах смотрит вслед матери, отцу, братьям и сестрам.

Глава 3

От скуки и одиночества уточка забредает в лес – и знакомится там с Зайцем. Он такой же беззащитный, как и она. Заяц предупреждает ее, что Лиса вернется, когда река замерзнет. Так и вышло.

Когда уточка плавала в полынье посреди реки, Лиса стала прибегать каждый день. И тогда Серая Шейка со страху ныряла под воду в своей уже совсем маленькой полынье.

Вокруг искрится снег, но уточке не до красоты природы.

Глава 4

Смерть Серой Шейки в зубах бессовестной Лисы казалась неизбежной. Но вышло по-другому. Старик-охотник Акинтич пришел с ружьишком за шубой для старухи. А зайцы все разбежались.

Вдруг он увидел, как к полынье ползет «воротник» на шубу – Лиса! И выстрелил. Лиса умчалась, а он заговорил с Серой Шейкой. Та рассказала дедушке, как ей живется. И старичок взял ее домой к внукам.

Старуха тоже не в обиде: весной уточка снесет яйца. Друг уточки Заяц все это видел и был очень рад.

Читательский дневник по сказке «Серая Шейка» Мамина-Сибиряка

Сюжет

В семье старого Селезня и старой Утки беда: Лиса сломала крыло дочке Серой Шейке, она не сможет лететь со всеми на юг. Уточка остается одна зимовать на реке в полынье. Она заводит дружбу с Зайцем. Каждый день Лиса подбирается к ней все ближе. Но однажды Лису выстрелом спугнул старый охотник Акинтич. И забрал уточку домой, в подарок внукам и старухе.

Отзыв

Тема сказки: зимовка маленькой искалеченной, но храброй уточки среди опасностей. Идея: за жизнь нужно бороться, нельзя отчаиваться, спасение может прийти с неожиданной стороны.

Человек должен быть защитником животных, слабых и несчастных. Добрая Серая Шейка нашла друга Зайца, новый дом, а весной обязательно встретится со своей семьей. А злая Лиса осталась ни с чем.

Сказка учит беречь родную природу, учит бороться с испытаниями, не терять надежду, дружить, доверять людям.

План «Серая Шейка»

  1. Подготовка птиц к отлету на юг.
  2. а) Несчастье в семье старой Утки.
    б) Перебитое крыло Серой Шейки.

    в) Уточка остается на зимовку.

Урок литературного чтения

$Школа: КГУ «ОСШ №10 города Балхаш»

Класс: 3 «Б»

Учитель Мацевка Махфират Насруллаховна

Тема: Д. Н. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка» сказка.

Цель: создание условий для углубления и закрепления знаний об авторе и его сказке.

Задачи урока:

  • совершенствование навыков правильного и выразительного чтения;

  • умения видеть красоту русского слов;

  • развитие речи, фантазии;

  • $умения кратко излагать свои мысли;

  • воспитания любви к природе, животным, умения заботиться о них;

  • создание коллаборативной среды и среды «обучение обучению»;

  • умение самостоятельно добывать знания, а также взаимообучаться;

  • умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Ключевые идеи Использование модуля «Критическое мышление» для развития речевой и мыслительной деятельности при изучении сказки «Серая Шейка»

Использование модуля «Оценивание для обучения» и$ «Управление и лидерство» в целях развития мотивации учащихся

Ресурсы: Компьютер, LCD — доска, листы оценивания, аудиозапись, рисунки детей, магнитная доска с табличками, портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Ход урока

Организационный момент.

В жизни все лучшее начинается с улыбки, с доброго слова. Улыбнитесь друг другу!

Прочитайте запись на доске:

Друг и защитник

$Живой природы -Д .Н. Мамин – Сибиряк$

2. Определите тему урока

Мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»

3. Проверка домашнего задания

Мозговой штурм

  • Где жил в детстве Д.Н.Мамин — Сибиряк?

  • Какой пейзаж видел маленький Дмитрий из окна своего дома?

  • Какое влияние оказывал на него отец?

  • В будущем Д.Мамин — Сибиряк создал свою семью. Что вы знаете о его семье?

  • Какую книгу посвятил$ он своей дочери?

  • О чем писал в своих сказках и рассказах Д.Мамин — Сибиряк?

  • Чему учат его произведения?

  • Какая сказка вошла в сборник «Аленушкины сказки»?

Словарная работа

В сказке «Серая Шейка» встретились устаревшие слова. Узнаем как вы их понимаете.

$Роковой день-

Полынья-

Спесивый-

Логово-

Сноровка-

-А для чего нужно понимать значения этих слов?

(Чтобы лучше понимать содержание сказки)

Тест. Взаимопроверка

1. В какой семье родился Д.Н. Мамин — Сибиряк?

1) хирурга;

2) сапожника;

$3) священника.

2. Когда происходят следующие изменения в природе: пожухли травы, деревья голые, птицы готовятся к отлету?

1) зимой;

2) весной;

3) осенью.

3. Какие птицы улетают на зимовку последними?

1) кукушки;

2) стрижи, ласточки, журавли;

3) утки, чайки (водоплавающие).$

4. Почему Серая Шейка не могла лететь осенью на юг?

1) Было много корма.

2) Было переломлено крыло.

3) Не хотела расставаться с родным краем.$

5. Как называется художественное описание картин природы?

1) Пейзаж;

2) Портрет;

3) Гипербола.

$6. Что спасло Серую Шейку от гибели?

1) Спас охотник;

2) Спас заяц;

3) Сама спаслась.

Взаимопроверка тестов простым карандашом. На доске сенсорной появляются правильные ответы:1.3); 2. 3) 3.3)4. 2).5.1).6.1). Сбор листочков.

Выборочное чтение по учебнику.

— Какие времена года описываются в сказке?

— Послушайте два музыкальных отрывка и соотнесите каждый отрывок к рисунку. Докажите.

— Найдите описание осени в тексте

(А как быстро…)

$— Какие слова и выражения доказывают, что это осень?

(Холодные утренники. Потемнели березки. Покраснели осины. Холодный осенний ветер, тяжелые осенние облака, мелкий осенний дождь. Вода замерзла у берегов. Тонкий , как стекло лед. Река пуста. Утки улетели.)

— Как называется художественное описание картин природы?

(пейзаж)$

— Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки?

(- Неужели я совсем одна? -думала Серая Шейка, заливаясь слезами.)

— Найдите описание зимы.

(Наступила уже…)

— Какие сравнения использует автор при описании зимнего пейзажа? (Найдите в тексте)

(Холод прикрыл горную реку, точно зеркальным стеклом. Земля покрыта белоснежным ковром. Деревья убрались инеем, точно серебряным пухом. Ели стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.)

— Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки? (она трепетала при мысли, что полынья вот-вот замерзнет).

Творческие домашние задания.

$1. Группа учащихся подготовила сценку «Встреча Лисы и Серой Шейки»,давайте посмотрим и ответим на вопрос: Какое отношение к животным пробуждает этот отрывок?

2. Другая группа учащихся выполнила рисунки к сказке. Давайте соотнесем рисунки с текстом.

— Найдите отрывок, соответствующий данному рисунку. (стр. 131 Дольше всех…)

— Найдите отрывок ко второму рисунку. (стр.134.Огорочение…)

— Что можно добавить к прочитанному по этому рисунку? (стр.135. Когда Лиса…)

— Прочитайте отрывок к следующему рисунку.(Зайцы все это…)

$-Кто главные герои сказки? (Серая Шейка, Лиса)

Описание главных героев.

— Составим словесные портреты главных героев.

— Распределите таблички так, чтобы мы видели, где лиса, а где Серая Шейка.

Лиса (рисунок) Серая Шейка (рисунок)

хитрая несчастная

злая бедная

осторожная

$бессовестная

-Прочитайте, какие качества присущи каждому герою.

-Чему учит эта сказка? (Любить и понимать природу, заботиться о животных). (Благодаря охотнику выжила уточка).

Физминутка

Творческая работа (под музыку), работа в группах

Представьте себе, что вы Серая Шейка. Напишите ребятам письмо. (Наша молодая, неопытная уточка состарилась, у нее есть внуки-утята).

$Работа по схеме:

Индивидуально 5 минут, в паре 1,5минуты, в группе 7минут.

Проверка: прочитать рассказы, оценка детьми.

Итог урока.

Комментирование оценок.

-Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.

$Красный-радость; синий – сомнение; черный- грусть.

Домашнее задание. Составить творческий рассказ от имени Серой Шейки, Зайца или Лисы.

Подготовка к восприятию текста.

Заполните таблицу: ««Охота: за и против!» Приведите аргументы в пользу своего мнения.

За

Против

Средство к существованию. Нет другого источника дохода.

Истребление животных может привести к их исчезновению.

Еда, одежда.

Животные страдают после потери матери или детёныша.

Шкуры и мех животных играли роль денег, на которые можно было купить в городе  хлеб , продукты питания и т.д.

В человеке проявляются такие черты, как жестокость, жадность(хочется ещё больше шкур, меха)

Чтение и анализ произведения.

Чтение 1 части рассказа.

— Давайте прочитаем первую часть.

— Определите жанр произведения. (Начало похоже на сказку).

— Перечислите действующих лиц, героев рассказа. Что мы о них узнали?

— Какая гласная буква чаще всего встречается в словах? (о).

В тексте встречаются слова с безударным О: Охотник, Оленёнок, Оглянулся, Отпустил; окончания — ЕГО, — ОГО: спрятавшЕГОся

• от нЕГО, маленькОГО, малОГО, жёлтОГО.

— Как думаете, что хотел показать автор, применив такой способ написания рассказа? (Через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка).

– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность). Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.) Почему перед охотой охотник морит голодом верногоЛыско? Может быть, он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)

– Как писатель описывает больного мальчика? Что значит

“ таял не по дням, а по часам?” Почему так долго не мог поправиться? (Плохо питался.)

— Зачем Гришутка просил деда добыть теленочка ? (Хотел кушать.)

– Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.

— Какие чувства возникли при чтении 1 части рассказа?

Чтение 2 части рассказа.Работа над средствами художественнойвыразительноти.

— Кем были жители деревни? Что было любимым занятием деревенских мужиков? (охота). Как думаете, только ли Емеля жил плохо?

-Что нового мы узнаем о наших героях?

-Что нам помогает лучше представить лес, где охотился Емеля? Какие приемы и средства?

-Найдите описание природы во 2 части рассказа. Какие эпитеты писатель употребил при описании природы? Приведите примеры, записав их в таблицу. Заполнение таблицы.

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Метафора

Устойчивые выражения

— Чем казались крестьянские избы, глядя с горы? Найдите и зачитайте этот эпизод. (черными точками). Как называется такой прием? (сравнение). Какие еще сравнения использовал в рассказе Мамин – Сибиряк? (Лыско завывал от голода, как волк зимой, тропинка шла змейкой, шел по мху, как по ковру, олень понесся, как стрела).

Олицетворения: глядело ласково солнышко, березки ютились, деревушка спряталась…

Метафоры: луч золотым пятном обожжет желтый мох.

Устойчивые выражения: решился попытать счастья, перевести дух, таял не по дням, а по часам…

— Для чего автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности?

— Зачем автор так подробно описывает природу? Найдите описание оленя.

-Как отреагировал Лыско, поняв, что охотник промахнулся? Почему автор назвал ее «бедной»?

О чем говорит выражение «В лесу Емеля был как дома»?

— Каким охотником был Емеля?

– За кого вы волновались, когда читали эту часть рассказа? Почему?

Чтение 3 части.Идея произведения.

Как состоялась встреча охотников с оленихой?

— Почему олениха – мать названа благороднымживотным?

-Почему так подробно описывается маленькийоленёнок?

— Почему Емеля сам спугнул оленёнка?

— Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда сохоты?

О чём говорят сны внука и деда?

— Почему Емеля – охотник не выполнил просьбуГришутки?

— Какой эпизод жизни ему вспомнился?

— Почему автор сопоставляет олениху и матьГришутки?

— Что проявляют обе матери? (Cвою материнскуюлюбовь).

— Поделитесь своими чувствами, мыслями, настроением.

–Что произвело на вас особое впечатление?

–Прав ли Емеля, не выполнив просьбу больного внука?Ведь Емеля — охотник, отличный стрелок, живёт всю жизнь среди охотников, он часто убивал животных. А дома его ждет больной и голодный внук. (Вызвать детей на спор.)

— Можно ли конец рассказа назвать счастливым?

— Такого ли финала вы ждали?

Что хотел сказать автор, написав ра

ссказ?

Д. Н. Мамин – Сибиряк хотел сказать, что жизнь – самое дорогое и у человека, и у животного. Мать спасла Гришутку ценой своей жизни, теперь спасает и выхаживает его дед. Мать – олениха спасает своего детёныша. И человек, и животное – это дети природы. На доске — изображение ОЛЕНЁНКА, стих:

Оленёнок.

Среди кустов зелёных,

У речки серебристой,

Гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки –

Совсем как у девчонки. П. Комаров.

— На какого литературного героя похож Емеля-охотник? Как вы думаете почему?(Дедушка Мазай,Н. Некрасова.Описывается жизнь в деревне, герои – охотники, любят природу, разумноподходят к охоте на животных и т.д.)

— Почему рассказ  называется «Емеля-охотник»?

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

  • Чем закончилась сказка снегурочка
  • Чем закончилась сказка царевна лягушка
  • Чем закончилась сказка по щучьему велению по моему хотению кратко
  • Чем закончилась сказка про колобка
  • Чем закончилась сказка о царе берендее