Конспект «В гостях у сказки» в средней группе
Цель: Обобщить знание детей о русских народных сказках.
Образовательные: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, активизировать желание детей пересказать знакомые сказки; развивать умение детей узнавать сказку по отрывку, иллюстрации.
Речевые: развивать связную речь, умение рассуждать.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление и наблюдательность. Умение выполнять различные игровые задания, отгадывать загадки.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща.
Чтение русских народных сказок.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!
Ну-ка, в круг все становитесь,
Друзьям искренне улыбнитесь!
Вместе за руки возьмитесь
С мыслями все соберитесь.
Сказочка к нам пришла
И загадки принесла.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.
Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки и какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А путешествовать по Стране Сказок поможет нам «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)
Воспитатель: Путешествие начинается. (педагог звонит в колокольчик)
Ну-ка, глазки закрываются.
В Страну Сказок отправляемся.
Книга, книга, поспеши,
Двери в Сказку отвори!
Воспитатель: Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)
Загадки о сказках:
Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! ( «Колобок»)
Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. ( «Репка»)
Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! ( «Маша и медведь»)
Подделал он голос. Стал маминым голосом петь и маленьких детишек обманул и съел! Что за сказка пришла? Догадались малыши? ( «Волк и 7 козлят»)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?
Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:
— Лиса угощала Журавля. (чем)
— Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?
— Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?
— Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?
— Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?
Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку. Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)
Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!
Упражнение «Приведи в порядок события»
(дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).
— Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?
— Как обрадовался Колобку Дедушка?
— Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?
— Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).
— Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?
— Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно.
Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!
Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги. Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака.)
Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).
Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще и новое название ( «Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка».)
Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу!
Воспитатель.: К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).
И в детский сад отправляемся.
Вернулись из Сказки мы.
Формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок
Бочкарева Татьяна Викторовна
Уроки безопасности в любимых детских сказках
Цель: формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.
Задачи:
-
создание условий для формирования у учащихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни;
-
обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
-
формирование осознанного отношения к собственной безопасности;
-
воспитание личной гражданской ответственности;
-
содействие становления положительной мотивации к чтению книг.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «5»!
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в Тридевятое царство, Сказочное государство.
А кто из вас любит сказки? (Ответы детей).
А за что вы любите сказки? (Они очень интересные, волшебные, в них происходят чудеса, которых нет в жизни, в них много приключений…).
Как вы думаете, ребята, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»? (Сказка учит детей… Учит доброму…)
Впервые эти слова произнёс Александр Сергеевич Пушкин – великий русский сказочник. Действительно, вместе с героями сказок мы попадаем в удивительные страны, которых нет на карте, путешествуем вместе с ними, преодолеваем различные трудности, а значит, учимся побеждать страх, неудачи, учимся выбирать правильные решения в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.
Итак, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь… Закройте глаза…
(Звучит спокойная музыка).
| — Сегодня мы будем вспоминать сказки, которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни. Любой из нас может оказаться в опасной ситуации, но не каждый знает, как этого избежать. |
| «А вот и первый кто нам встретился в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве». — Кто это? По амбару метён, — Вспомните, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка.) — Где всё произошло? (В лесу.) — Колобок родился и жил в лесу? (Нет. Его испекла бабушка и поставила — А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он сам убежал в лес.) — Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять.) — Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво: высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц… Но лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это. — Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей.) — Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и… (Ответы детей.) Прятаться в подвалах и на чердаках не менее опасно. Там могут жить бомжи и наркоманы и скрываться насильники. Даже в твоём родном дворе к тебе может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тётей. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечай отказом на все эти предложения, постарайся уйти. Можешь попросить о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек тебе незнаком. Никуда ни с кем не ходи без разрешения родителей, не рассказывай чужим людям свой домашний адрес, телефон. |
| Вспомните сказку, которая как раз учит этому. — Куда же она идёт? (К бабушке, несёт ей пирожки.) — Какие ошибки допустила Красная Шапочка? (Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом; рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.) — Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо? (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед.) — А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти? (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.) |
| Выполняем движения по тексту Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны) Появился самолет, («полетели» как самолеты) Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо) Делай «раз» и делай «два», (повороты влево-вправо) Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши) Руки в стороны держите, (руки в стороны) Друг на друга посмотрите, (повороты влево-вправо) Раз и два, раз и два! (прыжки на месте) Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. |
| — В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла? (Волк и семеро козлят.) — Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.) — Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.) — Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос. |
| — А это из какой сказки и кто потерял? (Это золотой ключик Буратино!) — Встречался ли он с лисой? (Да, с лисой и котом.) — Как вела себя лиса в этой сказке? (Она захотела отобрать у Буратино деньги, заманила его в выдуманную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги. Она сказала ему, что из них вырастит огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги.) — Какой вывод для себя можно сделать? (Не верить незнакомцам. Спросить совета у родителей.) — Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки… |
| — Как зовут этих птиц в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве? (Гуси-лебеди.) — Как называется сказка, из которой они прилетели? (Гуси-лебеди.) — Какими словами начинается сказка? (Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Уходили родители на работу и просили старшую дочь: береги братца, не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.) — А что же случилось в сказке? (Дочка забыла, что приказывали отец с матерью, посадила братца на травке, сама побежала к подружкам и заигралась. Гуси-лебеди налетели и унесли братца.) — Какому важному правилу учит эта сказка? (Не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить.) — А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.) |
| Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок.) Разбойница-лиса в гости пожаловала: Петушок, петушок, золотой гребешок, — Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.) — Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.) — Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека!..) — Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. За этот урок скажем спасибо сказкам, которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок. (Спасибо.) |
| Вернёмся домой из Тридевятого царства, Тридесятого государства. Понравилось вам путешествие? |
Сохранить у себя:
Внеурочное занятие «Уроки безопасности в любимых детских сказках» (23.26 KB)
Задачи:
- закрепить знания детей о русских народных сказках;
- формировать умение узнавать и называть их по отдельным героям, книгам и иллюстрациям;
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
- воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.
Методические приемы:
- Игровой
- Наглядный
- Словесный
- Поощрение, анализ занятия.
- Материалы к занятию:атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Теремок», мяч, мольберты, волшебная палочка
ХОД:
Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас отправиться в одну удивительную страну, в страну сказок. А вы сказки-то любите?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда в путь.
Воспитатель:
(таинственным голосом):
Один, и два, и пять, и восемь, в сказку всех мы переносим!
(дети кружатся на месте под музыку)
Вот мы и попали в волшебную страну. Вот и волшебная поляна. (Дети садятся на стульчики).
Здесь есть сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Интересно, что в нём? Что-то он не открывается, наверное этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите. (Дети говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает). Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные.
Что бы их расколдовать, надо отгадать загадки:
Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост — ее краса. А зовут её — ….(Лиса)
Прыгает ловко Любит морковку Летом шубку серую А зимою белую Носит попрыгайчик Боязливый… (зайчик)
В чаще он лесной живет, Сладкоежкою слывет. Летом ест малину, мёд, Лапу зиму всю сосёт. Может громко зареветь, А зовут его…. (медведь)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Воспитатель: Это не просто картинки животных, это герои разных сказок. Ребята, вспомним вместе, в каких сказках мы встречаем наших героев.
Узнай сказку на мольберте по загадке
Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл, Отгадайте без подсказки, Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)
Воспитатель: Узнали ребята сказку?
Вопросы для беседы:
Колобок:
— Кто испек колобок?
— Куда покатился колобок?
— Кого встретил по дороге колобок?
— Кто съел колобка?
— Какой конец у сказки?
Проблемный вопрос:
- Почему колобок укатился с окошка?
- А что было бы, если бы лиса не съела колобка?
Давайте споем песенку колобка ( в это время 1 ребенок выкладывает героев по-порядку)
Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, От медведя ушел, От тебя, лиса, не хитро уйти.
Узнай сказку по книге
Ребята, в сундучке живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки. (книги сказок «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Репка»).
Курочка ряба:
— Как начинается сказка?
— Какое яйцо снесла курочка ряба?
— Кто разбил яйцо?
— А как она его разбила?
— А что курочка ответила деду и бабе?
Проблемный вопрос:
- А что было бы, если яйцо не разбилось?
- А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?
Маша и медведь:
— Как Маша попала к медведю?
— Что говорил медведь, когда нес короб?
— А Маша, что отвечала?
— Как закончилась сказка?
Проблемный вопрос:
- Почему Маша решила убежать от медведя?
Репка:
— Кто посадил репку?
— Кто помог вытащить репку?
Правильно.
Физкультминутка:
Мы сидим в земле как репка.
Ножкой топаем как дедка.
Пальчиком грозим как бабка.
И, как внучка полем грядки.
Вертим хвостиком как Жучка.
Моем носик мы, как Кошка.
Щеголяем в серой шубке,
Словно Мышка вертихвостка.
Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:
- колобок — румяный
- дед — старый
- бабка — седая
- заяц — ушастый
- волк — зубастый
- медведь — косолапый
- лиса — хитрая
- репка — большая
- мышка — серая
- маша — добренькая
- пирожки — вкусные
- яйцо — золотое
Поиграли, отдохнули. Давайте погуляем.
-Интересно, какая сказка здесь живет? (подходят к домику)
(За домиком мольберт) – «Отгадайте сказку»
Ой, какой красивый теремок. Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?
«Теремок» (с помощью кружочков разного цвета и размера – дети выкладывают героев сказки, объясняя свой выбор кружка)
/Кто пришел первым в теремок? Мышка. Мышка какая? (Маленькая, серенькая, с длинным хвостом, ребенок находит маленький серый кружок). Потом кто пришел в теремок? Лягушка. Лягушка какая? (Зеленая, небольшая). Возьмем зеленый кружок. Кто прибежал потом? Зайчик. Зайчик какой? (Белый, серый). Найдите белый кружочек и положите рядом с зеленым. А какая лисичка? Какой кружок нужно взять? Оранжевый. А волк какого цвета? Он серый. Как мышка, только большой. Найдите кружок для волка. Потом пришел медведь. Медведь коричневый, большой и кружок тоже коричневый, большой./
Пора нам возвращаться на волшебную поляну.
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети,
А вот какие еще они знают,
сейчас я и узнаю.
«Узнай сказку по иллюстрации»
-Чтобы в сад на возвратиться, нужно сильно потрудиться. Глазки мы закроем раз, глазки мы закроем – два. Раз-два-три в детский сад ребят ты возврати (воспитатель взмахивает волшебной палочкой).
Ребята! Понравилось вам путешествовать по стране сказок? Все эти сказки были русские народные? Почему их так называют?