Чем закончилась сказка черная курица или подземные жители

У этого термина существуют и другие значения, см. чрная курица. чрная курица, или подземные жителижанр волшебная повесть автор антоний погорельский

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица.

Чёрная курица, или Подземные жители
Жанр волшебная повесть
Автор Антоний Погорельский (Алексей Перовский)
Язык оригинала русский
Дата написания 1825—1826
Дата первой публикации 1829
Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке

«Чёрная курица, или Подземные жители» — волшебная повесть для детей (сказка) Антония Погорельского, изданная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка много раз издавалась в Советском Союзе и в Российской Федерации[2].

Сюжет[править | править код]

Мальчик Алеша (примерно 9—10 лет) обучается в петербургском пансионе в 1780-х годах. Его родители живут далеко, поэтому все каникулы он проводит в пансионе, тогда как его товарищи уезжают по домам, и поэтому он очень тоскует в эти периоды. В свободное время он часто кормит куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделяет чёрную хохлатую Чернушку. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алёша попросил её не делать этого, подарив кухарке золотой империал — его единственную драгоценность, которую подарила ему бабушка.

В ту же ночь Алёша слышит в спальне, как его зовёт человеческим голосом Чернушка. Та зовёт мальчика за собой и в итоге приводит в целое подземное королевство, где живут маленькие человечки ростом с пол-аршина (примерно 35 см). Алёшу встречает их король и благодарит за спасение своего главного министра. Выясняется, что этим министром является Чернушка, который на поверхности принимает облик курицы ради маскировки.

Король предлагает Алёше любую награду, и тот просит способность всегда знать урок, ничего не изучая. Тогда король дарит Алёше конопляное семечко, хотя и недоволен его недостатками. Но он ставит условие — в их королевстве есть закон, согласно которому, о них не должны знать люди с поверхности, а если кто-то узнает, но не сохранит это в тайне, то подземным жителям придётся покинуть своё королевство и уйти далеко в другие страны.

Подарок короля оказывается очень действенным, и Алёша скоро начинает показывать феноменальные способности. Но постепенно у него портится характер, и он становится избалованным скверным мальчиком, теряющим уважение своих товарищей по пансиону. Однажды Алёша теряет конопляное семечко, а с ним и способность отвечать. Его строго наказывают, считая его поведение элементарным капризом, но в ту же ночь к нему является Чернушка и возвращает Алёше потерянное семечко, хотя она очень опечалена его поведением. Алёша обещает Чернушке, что исправится.

Когда на следующий день Алёша снова обретает свои «способности», то учителю кажется, что в мальчике накануне взыграло упрямство, и он решает применить к нему в наказание розги, если Алёша внятно не объяснит причину своего поведения. От страха Алёша забывает запрет короля и проговаривается о подземных жителях, но учитель не верит ему, и мальчика всё-таки наказывают.

Ночью того же дня к Алёше приходит Чернушка (уже в человеческом обличии) и рассказывает ему, что из-за его проступка подземные жители вынуждены покинуть насиженное место, а сам министр осуждён королём носить золотые кандалы, которые Алёша с ужасом видит на его руках. Со слезами они прощаются, и на прощание Чернушка говорит, что хотя Алёша не в силах освободить его от этих кандалов, но он может облегчить его участь, если исправится.

На следующее утро Алёшу находят без сознания в сильной горячке. Он выздоравливает только через шесть недель, но ни учителя, ни товарищи не напоминают ему обо всей этой истории, из-за чего у Алёши даже возникает подозрение, что ничего и не было. Постепенно он снова становится прилежным и добрым мальчиком, хотя и утрачивает волшебные способности.

История создания[править | править код]

Антоний Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[3]. Имя главного героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[4].

Анализ сказки[править | править код]

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе присущ творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причём «оборотень» чёрная курица-министр является проводником[1].

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести»[5].

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского[6][7] и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Чёрная курица“ — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении её героем определённых испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[8].

Адаптации[править | править код]

Книга неоднократно издавалась в аудиоформате. В 1975 году по мотивам сказки был снят кукольный мультфильм «Чёрная курица».

В 1980 году Виктором Гресем был снят одноимённый фильм с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[9].

26 октября 2018 года в РАМТе состоялась премьера спектакля «Чёрная курица» режиссера Екатерины Половцевой[10][неавторитетный источник?]. В главных ролях выступили Максим Керин, Виктор Панченко, Алексей Блохин и другие.

Литература[править | править код]

  • «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского // Феномен виртуальности: О переходе между мирами — на материале книг, спектаклей и фильмов, которые читали и смотрели дети второй половины ХХ и начала XXI века. — М.: ГИИ, 2016. — С. 23—34. — 200 с. — ISBN 978-5-98287-097-1.
  • Хеллман Б. «Чёрная курица» // Сказка и быль. История русской детской литературы. — НЛО, 2016. — 560 с. — (Научная библиотека). — 1500 экз. — ISBN 978-5-4448-0561-9.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 7 октября 2009 года.
  2. Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
  3. Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
  4. Биография А. Погорельского
  5. А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  6. Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы. — Новое Литературное Обозрение, 2016-10-20. — 1504 с. — ISBN 9785444804643.
  7. Елена Коровина. Знаем ли мы свои любимые сказки?. — Litres, 2017-09-05. — 343 с. — ISBN 9785457528178.
  8. Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 ноября 2012. Архивировано 24 января 2013 года.
  9. Страничка фильма на kinomania.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 10 ноября 2009 года.
  10. Страница спектакля на сайте РАМТ

Цели урока:

  1. Раскрыть идейное содержание сказки через
    анализ текста.
  2. Развитие монологической и диалогической речи
    учащихся.
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся:
    умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  4. Развитие умения сравнивать разные виды
    искусства.
  5. Развитие навыков выразительного чтения текста.
  6. Формирование нравственных ориентаций на
    распознание истинных и ложных ценностей.
  7. Выявление актуальности произведения для
    современных школьников.
  8. Создание психолого-педагогических условий для
    личностного роста каждого ученика.

Методы и приёмы: словесный,
наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ
    сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
  4. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
  5. Выставка рисунков учащихся по сказке А.
    Погорельского “Чёрная курица, или подземные
    жители”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности
класса к уроку.

2. Основная часть.

Содержание:

  1. Краткая биографическая справка об А.
    Погорельском.
  2. Литературная викторина.
  3. Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица,
    или подземные жители”.
  4. Слово учителя:

    1. Постановка целей и задач перед учащимися.

    2. За правильные ответы на уроке и дополнения
    учащиеся будут получать жетоны, по количеству
    которых получат оценки в конце урока. Оценка “5”
    ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка
    “4” за набранные 5 жетонов.

    3. Рассказ о писателе (слайд 2-12)

    По холодным улицам зимнего Петербурга
    едет карета. Ее пассажир – седой человек с
    удивительно добрыми и какими-то детскими глазами
    – глубоко задумался. Он думает о мальчике,
    которого собирается навестить. Это его
    племянник, Алеша-маленький.

    Экипаж останавливается, и пассажир с
    чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом
    задумывается о том, как одинок его маленький
    друг, которого родители отправили в закрытый
    пансион и даже навещают редко. К Алеше часто
    ездит только его дядюшка, потому что очень
    привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит
    свое одиночество в таком же пансионе много лет
    назад.

    Кто же такой этот человек?

    Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын
    вельможи, богатого и могущественного графа
    Алексея Кирилловича Разумовского, которому
    принадлежали подмосковное село Перово и село
    Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской
    губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф
    был внуком регистрового казака Григория Розума,
    сыном последнего украинского гетмана,
    влиятельным екатерининским вельможей и
    виднейшим российским масоном.

    Сын такого человека мог бы быть
    принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя,
    находясь в доме своего отца на положении
    воспитанников, Перовские получили блестящее
    образование. Есть свидетельства, что к старшему
    — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно
    благоволил. Но человек он был горячий, способный
    на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких
    злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    Как Алеша был одинок в холодных
    казенных комнатах! Он очень тосковал и вот
    однажды решил бежать из пансиона. Памятью о
    побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал
    с забора и повредил ногу.

    Потом Алеша вырос. В августе 1805 года
    Алексей поступил в Московский университет и в
    октябре 1807 года закончил его со степенью доктора
    философских и словесных наук.

    В том же 1807 году состоялся его
    литературный дебют: он перевел на немецкий язык
    повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и
    опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

    В продолжение двух лет он вел жизнь
    прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с
    ревизиями по российским губерниям, — а затем,
    поселившись в Москве, стал добрым приятелем
    В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А.
    Крылову и прочим литераторам «дружеской
    артели» и одним из учредителей «Общества
    любителей российской словесности». Был дружен
    с Александром Сергеевичем Пушкиным, который
    очень ценил его добрую душу.

    Наступил 1812 год, и Антоний
    Погорельский воевал против Наполеона
    штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть
    храбрым боевым офицером ему не помешала даже его
    хромота.

    Он вернулся в Петербург в 1816 году и
    сменил военный мундир на чиновничий —
    надворного советника. Однако вскоре
    обстоятельства сложились так, что на его
    попечении оказалась сестра с полуторамесячным
    племянником, которых он увез в свое
    наследственное малороссийское имение
    Погорельцы.

    Здесь, занимаясь садоводством,
    поставкой корабельного леса на николаевские
    верфи, обязанностями попечителя Харьковского
    учебного округа и — всего более — воспитанием
    племянника Алеши, Перовский сочинил первые в
    России фантастические повести.

    Сначала, в 1825 году, в петербургском
    журнале «Новости литературы» он опубликовал
    — под псевдонимом «Антоний Погорельский» —
    «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами
    позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в
    Малороссии», сказка “Чёрная курица, или
    подземные жители”, а потом к творческому багажу
    добавится и роман “Монастырка”.

    Литературное наследие писателя
    невелико, однако и оно едва изучено. Архив его
    почти бесследно исчез, беспечно предоставленный
    писателем воле судьбы и игре случая. В последние
    годы жизни, совершенно оставив литературную
    деятельность, равнодушный к писательской славе,
    Погорельский мало о нём заботился. Как
    утверждает легенда, управляющий его имением,
    страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на
    любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка
    — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят,
    индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет
    при их зажаривании. (Современный толковый
    словарь русского языка Ефремовой))

    Погорельский написал несколько книг
    для взрослых, но одна его книга была для него
    особенно важной – это его сказка “Черная
    курица”. Ее он написал для своего племянника.
    Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как,
    гуляя на пансионатском дворе, он подружился с
    курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела
    сделать бульон. А потом этот реальный случай
    превратился под пером Погорельского в волшебную
    сказку, добрую и мудрую.

    Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения
    «грудной болезни» (ишемическая болезнь
    сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в
    Варшаве. При нем находились сестра Анна и
    племянник Алексей.

    Племянник Перовского, тот самый,
    которому посвящена сказка “Чёрная курица, или
    подземные жители”, повзрослев, сам стал
    замечательным и знаменитым писателем. Это
    Алексей Константинович Толстой.

    4. Литературная викторина (слайд 13-33)

    Вопрос

    Ответ

    Назовите настоящую имя и
    фамилию писателя Антония Погорельского.

    Алексей Алексеевич Перовский

    Какие достопримечательности
    упоминаются в начале повести Антония
    Погорельского “Чёрная курица, или подземные
    жители”?

    Исаакиевская площадь, монумент Петра
    Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский
    манеж
    Что было единственным утешением Алёши в
    воскресные и праздничные дни?
    Чтение книг
    Назовите имя кухарки, которая должна
    была погубить Чернушку
    Тринушка
    Как назывались спальные комнаты для
    мальчиков в XIX веке?
    Дортуары
    Во время праздничного обеда в честь
    директора на десерт было подано много вкусных
    блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
    Сорт груш
    Почему первая попытка Алёши попасть в
    подземное королевство закончилась неудачно?
    Алёша разбудил рыцарей
    “Тут она закудахтала странным голосом,
    и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие
    свечи в серебряных шандалах…” Что такое
    “шандалы”?
    Подсвечники
    Какие животные находились в
    королевском зверинце?
    Большие крысы, кроты, хорьки
    Чем были усыпаны дорожки в подземном
    королевстве?
    Разные камни: брильянты, яхонты,
    изумруды и аметисты
    “Деревья также показались Алёше
    отменно красивыми, хотя притом очень странными.
    Они были разного цвета: красные, зелёные,
    коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда
    посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что
    это…”
    Это был разного рода мох

    5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная
    курица, или подземные жители”. Беседа с
    учащимися (Слайды 34-41)

    – Расскажите о жизни Алёши в пансионе
    (словесное рисование или пересказ текста)

    (“…в том пансионе находился один
    мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не
    более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький,
    миленький, учился хорошо, и все его любили и
    ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно
    бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни
    учения для него проходили скоро и приятно, но
    когда наставала суббота и все товарищи его
    спешили домой к родным, тогда Алёша горько
    чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и
    праздникам он весь день оставался один, и тогда
    единственным утешением его было чтение книг.
    Алёша знал уже наизусть деяния славнейших
    рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние
    вечера, по воскресеньям и другим праздничным
    дням было мысленно переноситься в старинные,
    давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши
    состояло в том, чтобы кормить курочек, которые
    жили около забора. Между курами он особенно любил
    чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка
    была к нему ласковее других; она даже иногда
    позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие
    кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

    – Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма и попробуйте
    определить, есть ли разница в изображении
    спасения Чернушки Антонием Погорельским и
    создателями мультфильма.

    (Разница в том, что Антоний
    Погорельский в сказке показывает, как Алёша
    просит кухарку Тринушку не резать курицу. В
    мультфильме сцена спасения представлена
    по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша
    смело бросается с палкой на него и отбивает
    Чернушку).

    – Как вы считаете, почему Чернушка
    решила рассказать Алёше свою тайну?

    (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка
    хотела отблагодарить мальчика за спасение её
    жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь
    Алёши интересней и познавательней).

    – Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма. Какие интересные
    деревья росли в сказочном саду?

    (Были деревья, плоды которого могли
    сделать человека мудрым; на другом дереве
    созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

    – Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма. Что изменилось в
    самом Алеше, вокруг него, когда он получил
    конопляное семечко?

    (“С трепетом подошёл он к учителю,
    открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и –
    безошибочно, не останавливаясь, проговорил
    заданное. В продолжение нескольких недель
    учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки
    без исключения знал он совершенно, все переводы с
    одного языка на другой были без ошибок, так что не
    могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он
    много стал думать, важничал перед другими
    мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и
    умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем
    испортился: из доброго, милого и скромного
    мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша
    сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить
    уроков, которые ему задавали, он в то время, когда
    другие дети готовились к классам, занимался
    шалостями, и эта праздность ещё более портила его
    нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя,
    все его любили, и если, бывало, подвергался он
    наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему
    утешением. Но теперь никто не обращал на него
    внимания: все с презрением на него смотрели и не
    говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

    – Почему похвала вначале за отличные ответы не
    доставляла Алёше удовольствия?

    (“Внутренний голос ему говорил, что он
    не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот
    не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне
    стыдился этим похвалам: ему совестно было, что
    поставляли его в пример товарищам, тогда как он
    вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том
    упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша,
    не гордись! Не приписывай самому себе того, что
    тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что
    она тебе доставила выгоды против других детей, но
    не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то
    никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей
    своей учёности, будешь самое несчастное дитя!”
    Стр. 75-76)

    – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока
    мальчик окончательно не потерял себя?

    (“Не полагай, что так легко
    исправиться от пороков, когда они взяли над нами
    верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а
    выходят в щёлочку, и потому, если хочешь
    исправиться, то должен беспрестанно и строго
    смотреть за собой”. Стр. 81)

    – Совпадают ли советы Чернушки с выводами
    учителя?

    (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве,
    что праздность развращает человека, труд– это
    условие нравственной красоты человека. “Чем
    более вы от природы имеете способностей и
    дарований, тем скромнее и послушнее вы должны
    быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло
    его употребляли”. Стр. 84)

    – Почему Алёша предал Чернушку?

    (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента
    мультипликационного фильма.

    – Сказка завершается трагично. Жители
    подземного королевства ушли, Алёша наказан за
    предательство. Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка,
    что Алёша исправится?

    (Да. Только верящий может сказать так:
    “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь
    мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня
    утешить в моём несчастии: старайся исправиться и
    будь опять таким же добрым мальчиком, как был
    прежде”. Стр.86-88)

    – Исправился ли Алёша?

    (Да. Он “старался быть послушным,
    добрым, скромным и прилежным. Все его снова
    полюбили и стали ласкать, и он сделался примером
    для своих товарищей”. Стр. 88)

    – Выводы. Запись в тетради.

    Книга напоминает нам о главном: все мы
    в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо
    воспитывать. Уметь быть благодарными,
    ответственными, заслужить любовь и уважение
    других – для всего этого нужны усилия. А иначе
    никак, и беда может грозить не только нам, но и
    тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
    Чудо может произойти только однажды, и надо быть
    достойными его…

    Нравственные уроки жизни

    • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если
      ты много знаешь и умеешь.
    • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие,
      прилежание, чувство долга, честность, уважение к
      людям, доброту.
    • Надо быть строгим к себе.

    6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся
    работают на листочках в классе).

    Ребята, вообразите себе, что Вы попали в
    сказочный мир подземного царства. И Вам король
    предлагает вознаграждение за спасение Чернушки.
    Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили
    бы Вы?

    Ответы учащихся:

    Счастья.

    Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это
    здоровье – это самое главное. (3 человека).

    Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

    Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать
    другим людям, хорошо учиться.

    7. Работа с иллюстрациями учащимися.
    Рассказать, какой эпизод сказки изображён на
    рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

    8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд
    42)

    1. Заполните таблицу “Истинные и ложные
    ценности жизни”

    Алёша до получения
    конопляного семечка

    Алёша после получения
    конопляного семечка

       

    (Задание должно быть выполнено ориентировочно
    следующим образом:

    Алёша до получения
    конопляного семечка

    Алёша после получения
    конопляного семечка

    Умненький

    Миленький

    Все любили

    Начитанный

    Романтик

    Мечтатель

    Верит в волшебство

    Остро чувствует своё одиночество

    Щедрость

    Праздный

    Ленивый

    Гордый

    Высокомерный

    Заносчивый

    Шалун

    Непослушный

    Его перестали любить товарищи

    2. Сочините свой вариант продолжения сказки
    “Что могло быть дальше?

    – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот
    однажды сад снова появился, подземные жители
    вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал
    искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что
    даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя
    никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я
    вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта
    поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина
    Светлана).

    – …Через несколько лет за Алёшей приехали
    родители. За примерное поведение родители
    повезли его в путешествие по разным странам.
    Конечно, никто родителям об этой истории ничего
    не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в
    известный университет, учился только на отлично.
    Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

    9. Оценивание работы учащихся.

    Литература:

    1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья
      “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский
      (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
    2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
    3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
    4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные
      жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

    Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

    Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

    Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

    Зачем нужен дневник читателя

    Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

    Читательский дневник учит детей:

    1. анализировать прочитанное;

    2. делать выводы;

    3. структурировать мысли;

    4. запоминать ключевые моменты;

    5. пересказывать.

    Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

    Как оформлять читательский дневник в 4 классе

    В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

    1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

    2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

    3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

    4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

    Как заполнять дневник читателя

    В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

    1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

    2. Название книги.

    3. Год написания книги.

    4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

    5. Главные герои и их характеристика.

    6. Главная мысль книги.

    7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

    8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

    9. Иллюстрация к прочитанному.

    Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

    Общие советы по ведению дневника читателя

    Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

    1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

    2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

    3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

    4. Если книга большая, то делите ее на части.

    Произведения должны соответствовать возрасту детей.

    Анализ основных произведений для 4 класса

    Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

    Аксаков «Аленький цветочек»

    Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

    Название произведения: «Аленький цветочек».

    Жанр: сказка.

    Главные герои произведения:

    1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

    2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

    3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

    4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

    Краткое содержание:

    Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

    После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

    Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

    Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

    Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

    Автор: Антоний Погорельский.

    Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

    Жанр: сказка.

    Главные герои:

    1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

    2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

    3. Король. Мудрый, благодарный.

    4. Учитель. Жесткий, строгий.

    Краткое содержание:

    Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

    Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

    После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

    Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

    Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

    Автор: Павел Бажов.

    Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

    Жанр: сказ.

    Главные герои:

    1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

    2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

    3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

    4. Паротя. Жестокий управляющий.

    Краткое содержание:

    Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

    В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

    После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

    Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

    Антон Чехов «Каштанка»

    Автор: Антон Павлович Чехов.

    Название произведения: «Каштанка».

    Жанр: рассказ.

    Главные герои:

    1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

    2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

    3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

    4. Иванович – важный гусь.

    5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

    6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

    Краткое содержание:

    Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

    Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

    Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

    Автор: Евгений Шварц.

    Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

    Жанр: сказка.

    Главные герои:

    1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

    2. Злые и коварные волшебники.

    3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

    Краткое содержание:

    Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

    Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

    Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

    Саша Черный «Игорь Робинзон»

    Автор: Саша Черный.

    Название: «Игорь Робинзон».

    Жанр: рассказ.

    Главные герои:

    1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

    2. Цезарь – умная собака, пудель.

    3. Настя – кухарка.

    4. Жибер – садовник, добрый человек.

    Краткое содержание:

    Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

    Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

    Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

    Михаил Зощенко «Елка»

    Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

    Название произведения: «Елка».

    Жанр: рассказ.

    Главные герои:

    1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

    2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

    3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

    4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

    Краткое содержание:

    В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

    Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

    Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

    Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

    Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

    Оцените статью

     

    Всего голосов: 1, рейтинг: 4

    На чтение 10 мин. Просмотров 6 Опубликовано

    Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители» Жанр: авторская волшебная сказочная повестьГлавные герои сказки «Черная курица» и их характеристики

    1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
    2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
    3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

    План пересказа сказки «Черная курица»

    1. Старый пансион в Петербурге
    2. Мальчик Алеша и его Чернушка
    3. Спасение Чернушки, золотой империал
    4. Директор  не рыцарь
    5. Первый визит Чернушки
    6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
    7. Второй визит Чернушки
    8. Подземный мир
    9. Король
    10. Конопляное семечко
    11. Сад и зверинец
    12. Охота на крыс
    13. Характер Алеши меняется
    14. Потеря семечка
    15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
    16. Предательство и порка
    17. Прощание с Чернушкой
    18. Болезнь и исправление.

    Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
    2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
    3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
    4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
    5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
    6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

    Главная мысль сказки «Черная курица» Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человекаЧему учит сказка «Черная курица» В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.Отзыв на сказку «Черная курица» Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.Пословицы к сказке «Черная курица» Давши слово держись, а не давши крепись. От слова спасение, от слова и гибель. Долг платежом красен.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица» Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед. Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители. Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку. Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю. В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка. Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка. Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей. Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели. На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король. Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку. Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы. Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном. После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами. Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс. После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края. Алеша очнулся в своей постели. После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки. Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика. Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли. У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью. Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.Рисунки и иллюстрации к сказке «Черная курица»

    Сказка «Черная курица или подземные жители» является довольно нетипичной для русского фольклора того времени. Она была написана Антонием Погорельским в 1829 году и посвящалась его племяннику Алеше Толстому.

    Сюжет сказки разворачивается вокруг мальчика Алеши, который живет и учится в пансионе в Петербурге, очень далеко от дома. Он прилежный ученик, тихий и скромный мальчик. Родители к нему не могут приехать даже в каникулы, поэтому единственным развлечением мальчика в дни, когда пансионат пустеет, становятся книги из личной библиотеки учителя, а единственными друзьями – курочки.

    Свою самую любимую курочку Алеша называет Чернушкой и спасает от кухарки в обмен на монетку, единственное его сокровище. После чудесного спасения Чернушка приходит к Алеше и провожает его в подземное царство, превращаясь там в маленького человечка, премьер-министра. Король царства награждает Алешу волшебным зернышком, с помощью которого мальчик сможет знать все уроки, даже не учив их. Чернушка прощается с другом и предупреждает, что все, что мальчик здесь увидел – тайна.

    После этого Алеша меняется. Он становится гордым, заносчивым, ставит себя выше других, ссориться с друзьями; и лишь внезапная потеря зернышка, забравшая у мальчика дар, возвращает его с небес на землю. Чернушка отдает зернышко обратно другу, но под давлением учеников и взрослых тот рассказывает о подземном царстве, из-за чего всем его жителям, в том числе и Чернушке, приходится бежать. Вскоре после этого все встает на круги своя.

    Любое произведение, в особенности, детская литература, учит чему-либо читателя, преподносит какую-либо мораль. Попробуем разобраться, в чем смысл сказки «Черная курица или подземные жители».

    Прежде всего стоит отметить, что Алешу любили учителя и дети за его доброту и скромность. Он хорошо учился, но не стремился показать более слабым ученикам свое умственное превосходство. Именно за доброту и благородство поступков король подземного царства и награждает мальчика.

    Любое добро будет вознаграждено, однако им нужно уметь распоряжаться. В любом деле важна мера, а Алеша этой меры в силу возраста еще не знал. Именно поэтому мальчик не сумел остановить свою гордыню. Читателю наглядно показывают, как может измениться человек, злоупотребляющий властью или силой. Характер мальчика меняется на глазах в худшую сторону: из милого мальчика в высокомерного заносчивого ребенка, общение с которым неприятно ни ученикам, ни учителям. Алеша становится чуть ли ни гением, однако теряет своих товарищей и остается совсем один.

    Сказка учит читателей, что очень важно то, как вы обращаетесь с окружающими. Без уважения к другим нельзя ожидать уважения к себе. Также в произведении показано, что всякие поступки несут за собой определенные последствия. Так, уповая на силу волшебного зернышка, Алешка забывает о своем собственном развитии, а, потеряв зернышко, остается ни с чем. Однако Чернушка дает мальчику второй шанс – шанс на исправление. Необходимо бороться со своими дурными сторонами, хоть иногда это и безумно трудно. Алеша же не смог исправиться, пока не понес более серьезное наказание.

    Под давлением товарищей и учителя он рассказывает о подземном царстве, нарушает собственное обещание, данное им дорогому другу. Чем же оканчивается сказка? Какие последствия у Алешиных проступков?

    Своим малодушием мальчик обрек все подземное царство, жившее в подполах пансиона не одно поколение, бежать далеко за его пределы. Также Алеша подвел друга, ведь именно Чернушка привел его в подземное царство и после поплатился за это золотыми кандалами на своих маленьких ручках.

    Смысл сказки многозначен. Она учит доброте и уважению к другим, правдивости, верности и человечности. Произведение показывает, что человек должен добиваться успехов своим трудом, но, достигнув их, не зазнаваться. Как говорит русская поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

    0-f90279794af5607726a87a2b68faec48a027e0526155b67e63716339fcb10f2f.png

    Воронцов Григорий

    Главная мысль сказки Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»: нужно уметь быть благодарным за добро и не желать, чтобы всё давалось в руки без труда. Герой, Алёша, хороший и добрый мальчик. Однако, получив за спасение курицы Чернушки, оказавшейся министром в подземном царстве, способность знать заданные уроки ничего не уча, он быстро меняется — становится ленивым, заносчивым и высокомерным. Заканчивается тем, что и своего друга Чернушку Алёша предаёт, испугавшись наказания. Так невинное на первый взгляд тщеславие мальчика тянет за собой серьёзные проступки.

    ПожаловатьсяИспользуемые источники:

    • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html
    • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli/
    • https://vashurok.ru/questions/kakaya-osnovnaya-misl-skazki-chyornaya-kuritsa
    Мои статьи
    [3]

    Алейникова Людмила Викторовна
    [27]

    Алексеева Алена Владимировна
    [0]

    Алышова Гюльназ Юсифовна
    [0]

    Антропов Леонид Юрьевич
    [8]

    Ахметова Асия Куандыковна
    [0]

    Баркина Надежда Андреевна
    [8]

    Белоногов Антон Анатольевич
    [0]

    Бельская Антонина Анатольевна
    [0]

    Беркаев Селикан Рамазанович
    [25]

    Бикетова Анастасия Дмитриевна
    [0]

    Большакова Светлана Владимировна
    [0]

    Бородина Галина Алексеевна
    [0]

    Бородина Дарья Викторовна
    [28]

    Бузмакова Анастасия Николаевна
    [0]

    Голощапова Анна Александровна
    [0]

    Демитрова Ирина Яковлевна
    [24]

    Дрогаёва Оксана Владимировна
    [0]

    Елина Ольга Викторовна
    [13]

    Жарикова Наталья Алексеевна
    [23]

    Жевлакова Ольга Викторовна
    [0]

    Заводовская Екатерина Анатольевна
    [3]

    Загвоздина Татьяна Анатольевна
    [10]

    Золотухина Софья Ильинична
    [0]

    Зуева Елена Владимировна
    [20]

    Ибраева Ирина Дмитриевна
    [0]

    Немчинова Ирина Сергеевна
    [0]

    Князева Наталья Яковлевна
    [32]

    Кожевникова Наталья Семеновна
    [0]

    Коновалов Сергей Иосифович
    [26]

    Коротаева Ольга Владимировна
    [35]

    Крошакова Эльвира Петровна
    [28]

    Ладыгина Валентина Федоровна
    [29]

    Лапина Анна Владимировна
    [0]

    Мальцева Любовь Петровна
    [17]

    Маркина Валентина Васильевна
    [0]

    Мартынова Алефтина Михайловна
    [36]

    Маскаева Татьяна Александровна
    [0]

    Матафонова Наталья Николаевна
    [21]

    Матвеева Ирина Васильевна
    [34]

    Мороз Ольга Ивановна
    [0]

    Невилько Наталья Владимировна
    [25]

    Немкова Лариса Владимировна
    [8]

    Ноздрина Оксана Валентиновна
    [33]

    Песнин Иван Иванович
    [27]

    Попова Евгения Никифоровна
    [6]

    Попова Маргарита Ивановна
    [0]

    Предеина Ольга Дмитриевна
    [0]

    Пшеничникова Надежда Владимировна
    [55]

    Рыженкова Надежда Павловна
    [31]

    Сатубалдина Ирина Радиевна
    [6]

    Семенова Тамара Викторовна
    [0]

    Сенотрусова Светлана Владиславовна
    [26]

    Сорокина Наталья Викторовна
    [16]

    Суставова Любовь Анатольевна
    [25]

    Типикина Татьяна Сергеевна
    [18]

    Усольцева Ирина Владимировна
    [0]

    Фомягина Кристина Владимировна
    [0]

    Хаснулин Сергей Александрович
    [6]

    Чашкина Марина Валерьевна
    [7]

    Чебыкина Татьяна Владимировна
    [28]

    Чиркова Дарья Александровна
    [0]

    Филичкина Татьяна Васильевна
    [0]

    Шевцова Людмила Иннокентьевна
    [0]

    Шуртанбаева Батима Ильясовна
    [33]

    Щетинина Елена Леонидовна
    [11]

    Дорохина Оксана Николаевна
    [9]

    Асямолова Юлия Евгеньевна
    [0]

    Алимова Марина Андреевна
    [40]

    Гостюхина Ольга Игоревна
    [26]

    Волосникова Татьяна Петровна
    [0]

    Скутина Наталья Михайловна
    [0]

    Тюленева Елена Федоровна
    [82]

    Махно Елена Викторовна
    [18]

    Махота Анастасия Валерьевна
    [19]

    Асанова Елена Сергеевна
    [0]

    Сагомонян Аделина Альбертовна
    [0]

    Пестерева Светлана Фаритовна
    [13]

    Тушин Игорь Викторович
    [8]

    Тихонова Анна Юрьевна
    [27]

    Анохина Татьяна Сергеевна
    [20]

    Щукина Арина Ивановна
    [0]

    Баева Галина Николаевна
    [16]

    Берсенева Лариса Рудольфовна
    [12]

    Гараева Ирина Олеговна
    [11]

    Будилова Светлана Юрьевна
    [12]

    Жернаков Иван Сергеевич
    [11]

    Зайцева Анастасия Игоревна
    [35]

    Боронина Ирина Владимировна
    [8]

    Мартынова Полина Александровна
    [0]

    Михайлова Елена Евгеньевна
    [20]

    Пермякова Елена Витальевна
    [12]

    Подкорытова Светлана Семеновна
    [22]

    Соколова Тамара Тихоновна
    [14]

    Чиняев Денис Рафаилович
    [7]

    Шмунк Ольга Олеговна
    [11]

    Шепелина Лариса Дмитриевна
    [32]

    Ягубова Ирина Ивановна
    [11]

    Ермилова Надежна Александровна
    [2]

    Дурмуш Гульнара Борисовна
    [27]

    Блынский Виктор Олегович
    [0]

    Данилова Анастасия Владимировна
    [0]

    Пермякова Юлия Николаевна
    [49]

    Суханова Юлия Вячеславовна
    [9]

    Татаренков Вячеслав Юрьевич
    [20]

    Неупокоева Надежда Николаевна
    [7]

    Каландинская Галина Викторовна
    [21]

    Фурнье Анна Евгеньевна
    [3]

    Алексеева Юлия Викторовна
    [15]

    Илларионова Маргарита Ивановна
    [2]

    Косовских Екатерина Сергеевна
    [15]

    Долганцева Татьяна Евгеньевна
    [12]

    Кожевникова Наталья Семеновна
    [0]

  5. Чем закончилась сказка сестрица аленушка и братец иванушка
  6. Чем закончился 4 сезон рассказ служанки концовка обсуждение
  7. Чем закончилась сказка серая шейка
  8. Чем закончилась сказка снегурочка
  9. Чем закончилась сказка царевна лягушка