В начале рассказа мы впервые встречаемся с ним на балу и видим импозантного мужчину, который обладает хорошими манерами, весьма любезен с гостями, благородный и чуткий, этакий «светский лев». Такие качества очень редко присущи военным людям, но у нас складывается впечатление, что полковник — исключение из общепринятых правил.
Спустя некоторое время, а именно – после окончания бала, мы видим этого же человека, но совершенно в другом амплуа. Это жесткий и расчетливый человек. Это диктатор, ищущий удовлетворения своего эго. Здесь мы сталкиваемся с лицемерием, подлостью, использованием должностного положения для приведения в исполнение несправедливого приговора в отношении солдата, ставшего жертвой стечения обстоятельств.
Что же послужило причиной гнева полковника? Все очень просто — солдат дал отпор офицеру, который постоянно над ним издевался. Разве это может являться причиной, чтобы казнить человека, который служит Родине верой и правдой? Разве он стал плохим солдатом? Нет! Все дело в бесправии простых солдат и вседозволенности офицерского состава. Все попытки спасти солдата от неминуемой гибели не возымели успеха.
Рассказ «После бала» оставил после себя неизгладимое впечатление. Все, что было описано Л. Н. Толстым в своем произведении, мы можем наблюдать и в наше время. Как часто мы сталкиваемся с предательством, равнодушием, несправедливостью… Вместе с тем писатель нам дал понять, что не стоит доверять первому сложившемуся мнению о человеке. Оно может быть таким обманчивым…
Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала».
В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» один из главных героев – Иван Владиславович Б., полковник и отец Вареньки Б. Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него румяное, с белыми усами a la Nicolas 1 и ласковая радостная улыбка. Сложен он был прекрасно, с широкой украшенной орденами грудью, с сильными плечами и длинными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Находясь на балу, мы можем увидеть полковника с его милой и веселой стороны: он улыбался, танцевал с дочерью, чем очаровывал главного героя. Рукой в замшевой перчатке он обнимал свою дочь, а спустя пару часов этой же перчаткой бил татарина. Герой рассказа полюбил на балу и дочь, и отца. Но увидев Ивана Владиславовича с его темной стороны, разочаровывался в них обоих.
Увидев наказываемого татарина и отца своей возлюбленной, герой испытал шок и отвращение. Подумать только, будто два разных человека он узнал! Заметив героя, полковник отвел глаза. Думаю, ему было неловко.
Был ли полковник лицемером? Не думаю. И замшевая перчатка, обнимавшая перчатка, обнимавшая дочь – совсем не показатель.
Первая часть представляется нам на праздничном торжестве, где Иван Васильевич знакомится с довольно сложной личностью, отцом Вареньки. Пётр Владиславович в парадном офицерском мундире, статный и высокий, галантен и учтив с дамами. Его тёплые и нежные отношения с дочерью вызывают уважение у Ивана Васильевича. Все на балу заметили, как отец любит свою дочь, гордится ею и делает всё необходимое для её счастья и достатка. Можно заметить и сказать, что полковник – положительный персонаж, хороший отец и порядочный джентельмен. Но это, к сожалению, только на первый взгляд.
Во второй части нам представляется совершенно другой человек. Сняв своё праздничный наряд и приступив к своим военным обязанностям, меняется полностью человек. Больше он не знал чувств сострадания или милосердия. Он шёл твёрдой походкой и руководил наказанием беглого татарина. В его глазах уже были не любовь и радость, а гнев и ярость. Он стоял и безжалостно смотрел на то, как жестоко избивают его солдаты несчастного и слабого человека. Мало того, полковник наказывал тех солдат, которые недостаточно сильно избивали татарина. В порыве гнева он оскорблял и распускал руки на своих подчинённых. Увидев возлюбленного своей дочери, Пётр Владиславович злобно отвернулся. В такой кошмар не мог поверить неискушённый жизнью молодой человек. Ему трудно было признать факт того, что всего несколько часов назад этот беспощадный офицер танцевал с дочерью и смеялся с друзьями на балу. Он настолько разочаровался в военных, что больше не изъявлял желания служить.
Но не совсем правильно винить в этом именно отца Вареньки. Так как он не знал, что поступает неправильно, ибо так делали окружающие его люди. Тогдашняя эпоха Николая 1 была достаточно жестока и позволяла офицерам так поступать, уничтожая на своём пути различные моральные нормы и нравственные ценности.
Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.
Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.
Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.
После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.
Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.
Рассказ «После бала» был написан Львом Николаевичем Толстым в тысяча девятьсот третьем году, но попал в печать он лишь после смерти писателя, спустя долгих восемь лет. В рассказе мы наблюдаем описание реальных событий из жизни старшего брата Льва Николаевича, которого звали Николай. Братья проживали вместе в Казани, тогда они были студентами, писатель услышал эту историю из первых уст.
Главный герой рассказа – Иван Васильевич, в студенческие годы этот человек был влюблен в Вареньку, блестящую светскую красавицу и дочь воинского начальника. Полковника, о котором говорится в рассказе, звали Пётр Владиславович. Этот человек был статным, высоким, крепким и сильным мужчиной зрелого возраста с сединой на голове, у него были усы и бакенбарды, ласковая улыбка и весёлые глаза.
На светском балу у губернского предводителя Пётр Владиславович сумел покорить всех присутствующих трогательной мазуркой с Варей, удивляя людей тем, как нежно и мило он любит дочь, этот «старый служака николаевской выправки». На балу Пётр Владиславович вызывает у людей радость, веселье и умиление.
Однако с утра, после бала, полковник предстаёт перед читателем с совершенно новой стороны. Тогда по долгу службы полковник возглавлял процессию, в которой вели преступника через шпицрутены. Несчастный наказуемый не переставал повторять одну фразу «Братцы, помилосердствуйте», Пётр Владиславович шёл с ним в ногу. Преступника вели два унтер-офицера, они то толкали его вперёд, то тянули на себя, чтобы он не падал. Солдаты колотили преступника палкой по спине, и его спина уже превратилась в кровавое месиво, наказываемый с трудом передвигался. И тут один из солдатиков, малорослый и худой, недостаточно сильно ударил преступника. Блестящий полковник был этому недоволен, заботливый и трогательный отец ударил за это солдатика по лицу замшевой перчаткой и громко ругался, а также требовал подать свежих шпицрутенов. Здесь Пётр Владиславович оказывается совсем другим: это самоуверенный, злой, твёрдый и жестокий человек.
Мы видим, как сильно полковник Пётр Владиславович различается на балу и после бала, но вот какой из двух полковников настоящий? Даже перечитав рассказ, я не смогла ответить на этот вопрос однозначно. Вывод, который я сделала для себя: полковник был учтивым и воспитанным светским персонажем, он действительно заботливый отец, но при этом фанатично предан своей жестокой работе.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала в рассказе «После бала» читают:
Сочинение на тему «Детство» Толстого
Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника – Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата, и чувство к этой девушке потом угасло. Лев Николаевич воспользовался этой историей для своего рассказа «После бала» через 50 слишнем лет…
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то танцевал прекрасно, а теперь был грузен, но всё таки ловко прошел два круга. Весь зал следил за каждым движением пары, отец и дочь поразили всех присутствующих на балу, ими восхищались. А на утро после этого прекрасного бала в поле высокий военный в шинели и в фуражке возглавлял шествие из унтер-офицеров, ведя татарина за ружья, они толкали его, били палками. И этот военный был её отец, со своим румяным лицом и белыми усами…
Удивительно, как человек может изображать совершенно разных людей: прекрасного отца во всех отношениях и без жалостного палача. Я думаю, что полковник делал из себя «хамелеона» ради своей любимой и единственной дочери, чтобы она могла радоваться жизни, думать, что мир прекрасен, и не знать, какие ужасные вещи происходят рядом с ней. Мы не можем судить полковника за его действия, потому что, скорее всего, он выполнял свою службу, военный долг и, наверное, не мог поступить иначе.
Каждый рассказ по-своему уникален. Автор закладывает вглубь него свой смысл, который жаждет передать как можно большему количеству людей. Но намного сильнее нас касаются, те строки, что повествуют о реальных событиях. Ведь, читая такое произведение, постоянно думаешь о том, что кто-то пережил все это, что были такие люди, они так говорили и так поступали.
К таким рассказам можно отнести «После бала» Льва Толстого. Историю, которая легла в основу сюжета, автор услышал, будучи еще студентом, и живя со своими братьями в Казани. Один из братьев – Сергей, был влюблен в дочку воинского начальника. Но, увидев каким строгим был ее отец, стал избегать их дом и напрочь отказался жениться. Воспоминания об этой истории надолго остались в сердце Толстого, так что не удивительно, почему он решил увековечить ее в своем рассказе.
Вся история делится на две части. В первой мы видим бал, а во второй – жестокое наказание солдата. Эти две части очень отличаются. Даже больше того – они противопоставлены. Если в начале мы восхищаемся торжеством, красками бала, то в конце все эти чувства полностью улетучиваются, так как приходит тоска, горечь, боль.
Описывая полковника, Толстой постарался сделать его сильным мужчиной, который пользовался всеобщим уважением. Все в его облике говорило о мужестве и стремлении к победе. Он был довольно красивым, высоким. Годы не смогли справиться с его внутренней молодостью. На его груди поблескивали ордена, а крепкая спина и длинные ноги только усиливали его могущество.
Именно таким и был Иван Васильевич. В первой части рассказа он был центральной фигурой. Его речи влекли окружающих, а изысканные манеры располагали к нему. Интересным был тот момент, когда он танцевал мазурку. С одной стороны – это было немного неуклюже, но та мощь, что была в нем, делала из этого танца нечто сильное.
Хоть полковник и был строгим и сильны мужчиной, но это не мешало ему заботиться о дочери и проявлять нежные чувства. На балу он нежно обнимал ее, целовал в лоб. Было очень приятно смотреть на них. Было видно, что для них семья очень многое значит.
Подводя итог первой части, можно смело сказать, что Иван Васильевич был очень милый, добрым и надежным человеком. Все, кто с ним бы не общался, говорили о нем с восторженностью. Он мог подружиться со всяким человеком. Так что никак нельзя было предугадать, насколько может смениться этот образ.
Итак, что же стало с полковником во второй части? Больше не было того добродушного человека. Нельзя было и подумать, что это тот же милый и добродушный человек, который охотно болтал со всеми на балу и обнимал свою дочь. Его лицо стало каменным и жестким. Его голос был пропитан гневом, что заставляло дрожать от одного лишь слова.
А все из-за чего. Солдат просто не так сильно, как надо было, опустил палку на красную спину татарина. За это Иван Васильевич начал бить его перчаткой по лицу. А это, как мы все знаем, является сильной оплеухой. Сложно представить какой стыд испытал этот солдат. Здесь мы уже не говорим о полковнике, как о хорошем человеке. Нам становится противно, что мы так о нем думали. В сердце появляется злость к этому человеку.
Но почему все так произошло? Почему этот человек превратился из порядочного полковника в чудовище? Ответ прост – это общество и его влияние на человека. Ведь нельзя сказать, что Иван Васильевич был не в себе, когда мило вел себя на балу. Он был самим собой. Но тут пришел момент, когда все смотрели именно на него и ждали от него действий. Он сделал то, что от него ожидали, а не то, что он хотел сделать. Толстой показывает нам, как сильно может влиять общество без единого слова. Но главная мысль в том, что мы должны ставить себя не на место полковника, а на место общества. Мы должны следить за тем, чтобы наши действия и наши слова не стали тем двигателем, который будет заставлять хороших людей делать плохие вещи.
Повествователем в рассказе Толстого выступает некий Иван Васильевич – молодой человек. Читатель узнает, что он является другом автора, влюбленным в Вареньку Б., полковничью дочь. Собственно говоря, читатель видит происходящие события глазами Ивана Васильевича и получает их в его интерпретации.
Основное действие рассказа Толстого приурочено к балу. На нем читатель видит полковника и его дочь. Оба красивые, статные, весьма располагающие к себе люди. У Ивана Васильевича даже дух захватывает, как здорово танцуют отец и дочь. Видно, что полковник – светский человек, безумно любящий свою дочь и относящийся к ней с отцовской нежностью. Так завершается первая часть рассказа.
Что произошло после бала
Вторая часть – контраст первой. Иван Васильевич видит полковника в иной ситуации – на плацу в окружении солдат. Толстой живописует поистине ужасную сцену наказания шпицрутенами беглого татарина. Его гонят через строй солдат, и каждый должен его ударить по спине как можно сильнее. Татарин просит о помощи, однако полковник остается равнодушен к его мольбам. Наоборот он бьет по лицу солдата, который, по его мнению, слабо ударил татарина.
При всем это присутствует Иван Васильевич – потенциальный жених полковничьей дочери. Однако полковник Б. нимало не смущается. Он не видит в подобной ситуации ничего страшного и противоестественного. Читатель понимает, что, скорее всего, это не единичный случай и такое случается в армии повсеместно, особенно там, где начальником является такой полковник.
Конечно, с глаз Ивана Васильевича тут же спадают пелена и флер очарования предыдущего вечера на балу. Он не может понять, как такой приятный во всех отношениях с окружающими человек может оказаться таким несправедливым и жестоким офицером.
Л.Н.Толстой в рассказе «После бала» в образе полковника показал, насколько иногда люди видят только одну сторону, судя о человеке в целом по его поведению в единичной ситуации. Страшно, что этот человек пользуется всеобщим обожанием и уважением в обществе. Наверняка большинство так никогда и не догадается, насколько полковник Б. двуличен и неоднозначен, насколько страшен и омерзителен. Получается, что его манеры фальшивы и наигранны. Ведь даже выражение лица у полковника на плацу меняется, уже нет той приятности, он страшен.
В основу рассказа «После бала» легла реальная история, однажды услышанная Толстым.
Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник. Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной. Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас. Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг? Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из нас есть человеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.
Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник. Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной. Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас. Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг? Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из нас есть человеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.
Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника.
Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник.
Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас.
Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг?
Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата.
Главная
Сочинения по литературе
Полковник на балу и после бала 3 – сочинение
Полковник на балу и после бала
Автор: Толстой Л.Н.
“У каждого человека три характера:
тот, который ему приписыывают,
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности”.
В.Гюго
Я прочитала рассказ Л.Н.Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника.
Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора), который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник.
Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
Но если бы всё было именно так!На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное,неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас.
Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг?
Я считаю, что полконик ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из насчеловеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный,а с солдатами жестокий и несправедливый.
КОДИФИКАТОР элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 8 класса для проведения контрольной работы по теме «Литература 19 века».
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по литературе.
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 | Художественная литература как искусство слова |
1.2 | Художественный образ |
1.3 | Литературные роды и жанры |
1.4 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.5 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
2 | Из русской литературы XVIII в. |
2.1 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» |
3 | Из русской литературы первой половины XIX в. |
3.1 | А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» |
3.2 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» |
3.3 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме «Литература 19 века».
1 | знать/понимать: |
1.1 | образную природу словесного искусства; |
1.2 | содержание изученных литературных произведений; |
1.3 | основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя |
1.4 | изученные теоретико-литературные понятия; |
2 | уметь: |
2.1 | воспринимать и анализировать художественный текст; |
2.2 | выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; |
2.3 | определять род и жанр литературного произведения; |
2.4 | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; |
2.5 | характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; |
2.6 | сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; |
2.7 | выявлять авторскую позицию; |
2.8 | выражать свое отношение к прочитанному; |
2.9 | строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; |
2.10 | понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; |
2.11 | писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения; |
3 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1 | создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; |
3.2 | определения своего круга чтения и оценки литературных произведений |
Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме «Литература 19 века»
Назначение работы — работа предназначена для диагностики результатов обучения учащихся 8 класса по теме «Литература 19 века».
Характеристика структуры и содержания работы
Тип 1. Знаниевые вопросы.
Тип 2. Вопросы, требующие сравнения, сопоставления и классифицирования.
Тип 3. Вопросы, требующие работы с интерпретациями факта, образа, ситуации, мотива, детали, художественного средства, структуры текста, идеи и т.д.
Тип 4. Вопросы, требующие оценивания. Этот тип вопросов может ориентировать как на формальную оценку в терминах плюс-минус или 1, 2, 3 и т.д., так и требовать выбора или вписывания оценки, выраженной в слове.
Тип 5. Вопросы, требующие работы с вторичными по отношению к исходному художественному произведению текстами и высказываниями. Такие вопросы предполагают «достраивание» мысли в уже готовой интерпретации и связаны с восстановлением слов и словосочетаний во вторичном тексте.
Работа состоит из 25 заданий. В ней содержатся вопросы только типа А (15) и В (10). Задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли не только вспомнить пройденный материал, продемонстрировать свои знания, но и углубить их.
Работа рассчитана на 40 минут. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
№ | Содержание задания | Тип вопроса | Проверяемый результат изучения учебного предмета |
1. | Общекультурные представления о датах, фактах, реалиях, важных для понимания произведения в контексте отечественной истории и культуры | А | Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, анализировать; предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. |
2,3 | Тематика, отбор жизненного материала, на основе которого автор ставит волнующие его проблемы, решая свою художественную задачу | А или А с множественным ответом | Предметные: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; умение анализировать литературное произведение, определять его тематику и проблематику; понимание связи литературных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
4. | Авторская позиция, авторская оценка (пафос), настроение. | А | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять авторскую позицию, оценку, настроение |
5,6. | Образы: характеры героев; средства и приемы их создания | А | Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать и интерпретировать характеры героев; определять приемы и средства их создания |
7,8 | Детали, предметные образы, символы. | А или А с множественным ответом | Предметные: умение анализировать литературное произведение, видеть в тексте значимые детали, интерпретировать символы. |
9,10 | Система образов, образ автора, образ рассказчика | А | Метапредметные: умение классифицировать материал; предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание принципа организации системы образов; |
11 | Сюжет, конфликт, композиция | А | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять конфликт, видеть главный принцип композиции малой формы, понимать, какой элемент композиции сюжета представляет эпизод. |
12 | Жанровая специфика произведения. | А или А с множест венным ответом | Предметные: знание признаков знакомых жанров; умение анализировать литературное произведение. |
13-15 | Лексические, синтаксические, звуковые, ритмические художественные средства | А | Предметные: умение анализировать литературное произведение; определение изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в произведении; |
16 | Традиции, новаторство, знаковые имена в мировой литературе | А | Предметные: знание имен авторов, заложивших определенные литературные традиции, связанные с изученным материалом; умение анализировать литературное произведение; находить в произведении черты, сближающие его с фольклором, произведениями древнерусской литературы, восходящие к европейской традиции. |
17 | Понимание центральной мысли, центрального образа стихотворения | В | Предметные: умение анализировать литературное произведение, владение литературоведческой терминологией, определение роли изобразительновыразительных средств |
18 | Средства, помогающие создать центральный образ стихотворения, доминирующее настроение | В | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определение роли изобразительновыразительных средств |
19 20 | Другие яркие художественные средства, использованные поэтом | В | Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. |
Ответы
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | б | а |
А2 | в | б |
А3 | в | а |
А4 | а | в |
А5 | б | б |
А6 | в | а |
А7 | а | в |
А8 | в | в |
А9 | б | в |
А10 | в | а |
А11 | б | б |
А12 | б | в |
А13 | б | а |
А14 | в | а |
А15 | а | б |
Б1 | Петруша Гринёв | Вожатый (или) Пугачёв |
Б2 | Мцыри | Швабрин |
Б3 | Городничему | Хлестакову |
Б4 | К монаху | Ямбом |
Б5 | С барсом | С барсом |
Б6 | 1799 | 1814 |
Б7 | ямб | хорей |
Б8 | Екатерина II | Екатерина II |
Б9 | Эпитет | Эпитет |
Б10 | Сравнение | Сравнение |
Шкала перевода набранных баллов в оценки
Процент выполнения | Баллы | Оценки |
80-100% | 21-25 | 5 |
60-79% | 16-20 | 4 |
41-59% | 11-15 | 3 |
0-40% | 0-10 | 2 |
Контрольная работа по теме «Литература 19 века». 8 класс. Вариант 1
учени____ 8 класса _______________________________
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни Д.И. Фонвизина:
а) 1745 — 1792;
б) 1766 — 1826;
в) 1828 — 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:
а) ревизор;
б) Городничий;
в) смех.
А4. Хлестаковщина — это:
а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;
б) стремление модно одеваться;
в) погоня за чинами.
А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
а) свадьбой;
б) любовь так и сошла на нет;
в) разводом.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) прошлогодний журнал;
б) трость;
в) заячий тулуп.
А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Тема произведения — это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) композиция.
А10. Композиция произведения – это:
а) тема;
б) завязка и развязка;
в) последовательность частей и элементов произведения.
А11. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
А12. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) эпитет;
в) зачин.
А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) метафора.
А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) литота.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:
«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
Ответ____________________________________________________________________
Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами мне облегчить грудь,
Но людям я не делал зла…»?
Ответ_____________________________________________
Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?
Ответ_______________________________________________________
Б4. К кому обращён монолог Мцыри?
Ответ___________________________________________________________________
Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Ответ________________________________________________________________________
Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.
Ответ_____________________________________________________________________
Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.А.Блока:
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега…».
Ответ_____________________________________________________________________
Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Ответ_____________________________________________________________________
Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?
Ответ_______________________________________________________________________
Б10. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана»?
Ответ__________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Литература 19 века». 8 класс. Вариант 2
учени____ 8 класса _______________________________
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни А.С.Пушкина:
а) 1799 — 1837;
б) 1766 — 1826;
в) 1828 — 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. Проблема чести возникает в произведении:
а) «Капитанская дочка»;
б) «Песнь о вещем Олеге»;
в) «Ревизор».
А4. Тема рассказа Л.Н.Толстого «После бала»:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
А5. Чем заканчивается комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) свадьбой;
б) немой сценой; в) отъездом Хлестакова за границу.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) заячий тулуп; б) трость; в) прошлогодний журнал.
А7. К какому литературному направлению можно отнести пьесу Фонвизина «Недоросль»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Идея произведения — это:
а) то, о чём написал автор;
б) композиция;
в) главная обобщающая мысль произведения.
А10. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
А11. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
А12. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) зачин;
в) эпитет.
А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… и одна // Лишь тучка кралася за ней»?
а) олицетворение;
б) сравнение;
в) метонимия.
А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «Я был чужой // Для них навек, как зверь степной»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «Наскучило идти – берёшь извозчика и сидишь себе, как барин»?
а) эпитет;
б) сранение;
в) литота.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».
Ответ_______________________________________________________________________
Б2. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «(он) был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен. Он с большой весёлостью описал мне семейство коменданта, его общество и край…»
Ответ__________________________________________________________________________
Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова:
«С хорошенькими актрисами знаком… С Пушкиным на дружеской ноге…»?
______________________________________________________________________________
Б4. Каким стихотворным размером написано произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Ответ_________________________________________________________________________
Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Ответ________________________________________________________________________
Б6. Укажите год рождения М.Ю.Лермонтова.
Ответ___________________________________________________________________________
Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.Т.Твардовского:
«На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода…».
Ответ____________________________________________________________________________
Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Ответ_____________________________________________________________________
Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «И гордый непреклонный взор»?
Ответ_________________________________________________________
Б10. Какой троп использует А.А.Блок в следующих стихотворных строках: «Твои мне песни ветровые // Как слёзы первые любви»?
Ответ________________________________________________________________________
1
À. Äðóæèíèí
2
Âåñü âàø À. Äðóæèíèí
3
À. Äðóæèíèí
4
À. Äðóæèíèí
5
À. Äðóæèíèí
6
À. Äðóæèíèí
7
À. Äðóæèíèí
8
Âåñü Âàø À. Äðóæèíèí
Âñòóïèòåëüíàÿ ñòàòüÿ, ïóáëèêàöèÿ è êîììåíòàðèè
Î. À. Ãîëèíåíêî è Á. Ì. Øóìîâîé
È æäàë îí: ñêîðî ëè âåñíà ïàõíåò â îêíî
È òàì äâå ëàñòî÷êè, ïðèæàâøèñü, çàùåáå÷óò?
————————————————————-
Объяснить смысл пословиц:1. Своя земля и в горсти мила2. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.3. Родина — мать, умей за н
Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример — контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) , контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части) .
Улыбка полковника — благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен Этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа. <span>Средство художественной выразительности.
</span>В рассказе «После бала» Толстой поднимает важную проблему: «Что влияет на становление личности человека: среда или случай? «. Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ «После бала».
Композиция рассказа — литературное обрамление. Образ рассказчика важен для всего произведения. Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича, человека «всеми уважаемого», «искреннего и правдивого». Используя образ рассказчика, Толстой достигает наибольшего доверия читателя и заставляет безоговорочно верить в происходящее.
Весь рассказ Ивана Васильевича построен на антитезе: он словно распадается на две части: «бал» и «после бала». В этих эпизодах противопоставляется буквально всё: цвета, музыка, чувства.
<span> В сцене бала всё блестит, сверкает, переливается («сияющее лицо», «с серебряными эполетами», «в бриллиантовой фероньерке», «в его блестящих глазах и губах»), преобладают белый и розовый («в белом платье с розовым поясом», «белых, атласных ножек», «белый дешевенький веер»). А в сцене экзекуции цветовая гамма резко меняется: всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим («страшное», «что-то большое, чёрное», «чёрных людей», «пестрое, мокрое, красное, неестественное»). Рассказчик сомневается в том, что видит вокруг себя, он употребляет слова «очевидно», «верно», «что-то», «какая-то». Если на балу Иван Васильевич танцует под весёлую кадриль, «в душе у него всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки», то утром «была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка», он постоянно слышит «всё ту же неприятную, визгливую мелодию». Эти изменения только подчёркивают происходящее в душе героя. На балу он говорит: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», «я обнимал в это время весь мир своей любовью». Он настолько счастлив, что не может уснуть, он хочет поделиться этим счастьем с миром, открыться ему. Но мир оказывается противоречивым и жестоким «людоедским строем». У героя «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища».
</span>
Коротко:
<span>Средство художественной выразительности.</span>
Пословицы народов мира о Родине
«На чужой сторонушке рад своей воронушке«. В День народного единства вспоминаем пословицы, в которых русский народ выражал свою любовь к родной стране.
Кстати, пословицы и поговорки о Родине похожи у всех народов – приводим для сравнения иностранные примеры.
Пословицы и поговорки народов мира о Родине
Родина дороже, чем любая страна. (башк)
Лучший друг — мать, лучшая сестра — Родина. (азерб)
Для каждой птицы дорого свое гнездо. (карел)
Каждому в родном краю лучше. (кумык)
В своей стороне и зима милее. (лит)
Любовь к Родине — высшее достоинство человека. (груз)
Без глаз прожить можно, а без Родины — нет. (азерб)
Соловей розу любит, человек — Родину. (узб)
Конь стремится туда, где насытился, молодец стремится туда, где родился. (кирг)
Своя Родина — мать родная. (коми)
Если у меня нет Родины, пусть мне не светит солнце и луна. (туркм)
Родина, как мать: всегда защитит. (морд)
Теплоту Родины чувствует все сердце. (чуваш)
Любовь к Родине нашей у нас в крови живет. (удм)
Тот герой, кто за Родину идет в бой. (белор)
Пожертвуй собой ради Родины, и ради тебя люди пожертвуют собой. (тадж)
Смелый молодец для Родины рождается. (ногайск)
Родина для всех дорога. (марийск)
Нет в мире лучше своего края. (укр)
Гвоздь подкову спасет, подкова — коня, конь — храбреца, храбрец — Родину. (татар)
Кто не живет на Родине, не знает вкуса жизни. (осет)
Если ты даже собьешься с пути, не забывай свою страну. (каракалпакская)
Хорошая лягушка в своем болоте живет. (чеч)
Под своей крышей всякому удобно. (лит)
У птицы — гнездо, у человека — Родина. (тувин)
Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи. (бурят)
Лучше быть на Родине бедняком, чем в Каире царем. (ногайск)
Дым родины лучше огня на чужбине. (греческая)
Кто на родину возвращается, — безвинен. (абхазская)
Оставь полевые цветы в полях. (японская)
Половина у себя на родине, — лучше чем целое на чужбине. (хинди)
Родина — ягодка, чужбина — кровавая слеза. (эстонская)
Свои поля ласковее, свои леса милее. (карел)
Родное место за семью землями вспоминают. (морд)
На родной стороне каждый кустик знаком. (карел)
Свой двор лучше чужого дворца. (узб)
Свой уголок много стоит. (лит)
Соловей любит цветник, человек — Родину. (узб)
Свой край для себя и есть Багдад. (дарг)
Скучаешь по родным полям, тоскуешь по родному краю. (карел)
Родной голос в темноте узнаешь. (туркм)
Родное гнездо каждому дорого. (коми)
Русские пословицы о России, Родине и служении ей
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
В родном краю сокол, в чужом – ворона.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для Отчизны не жаль жизни.
Где не жить – Родине служить.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
За Родину, за честь – хоть голову снесть.
Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.
Кто наступит на землю русскую — оступится.
Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — отчизна.
Своя земля и в горсти мила.
С родной земли умри, а не сходи.
На родной стороне даже дым сладок.
На Руси святой каждый кустик свой.
Родина любимая – мать родимая.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Всякая сосна своему бору шумит.
Кто где родился, там и пригодился.
Постоим горой за свой край родной.
Своя хатка — родная матка.
Земляка повидать — как дома побывать.
На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
Своя сторона по шерсти гладит, чужая — насупротив.
Чужая сторона манит, а Родина к себе тянет.
За морем и светлее и теплее, а все своя сторона милее.
Тест с ответами: “Устное народное творчество”
1. Выберите строчку, где перечислены только малые жанры устного народного творчества:
а) пестушка, потешка, закличка, прибаутка, загадка, пословица, считалка, частушка +
б) загадка, пословица, рассказ, стихотворение, частушка
в) потешка, пословица, поэма, закличка, прибаутка, поговорка
2. Жанр устного народного творчества, с помощью которого убаюкивают детей:
а) пестушки
б) колыбельная +
в) потешки
3. Жанр устного народного творчества, который проверяет сообразительность:
а) пословица
б) поговорка
в) загадка +
4. Жанр, с помощью которого пестуют ребенка:
а) пестушки +
б) колыбельные
в) сказки
5. Жанр, предполагающий обращение к солнцу, радуге, дождю:
а) считалка
б) приговорка
в) закличка +
6. Жанр, который необходим при играх:
а) скороговорка
б) считалка +
в) прибаутка
7. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относится текст: “От топота копыт пыль по полю летит”:
а) загадка
б) пословица
в) скороговорка +
8. Определите вид жанра устного народного творчества: “Старый друг лучше новых двух”:
а) пословица +
б) загадка
в) закличка
9. Про какой фольклорный жанр говорят “Без лица в личине”:
а) пословица
б) закличка
в) загадка +
10. Фольклор – это:
а) набор произведений
б) народное творчество, чаще всего устное +
в) записанное народное творчество
11. Автором фольклора является:
а) народ +
б) поэт
в) певец-сказитель
12. Обрядовые песни:
а) авторские песни
б) песни, исполняемые во время разных обрядов +
в) жанр древнерусской литературы
13. Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном:
а) пословица +
б) поговорка
в) загадка
14. “Семеро по лавкам”. Это пример:
а) загадки
б) пословицы
в) поговорки +
15. Не относится к малому жанру фольклора:
а) былина +
б) поговорка
в) считалка
16. Найди пословицу о труде:
а) Близок локоть, да не укусишь.
б) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. +
в) Всяк паучок знай свой уголок.
17. В какой сказке один из персонажей лиса:
а) «Каша из топора»
б) «У страха глаза велики»
в) «Колобок» +
18. Найди героя (героев) сказки «Теремок»:
а) Баба – Яга
б) мышка – норушка +
в) гуси – лебеди
19. Кто помог девочке из сказки «Гуси – лебеди»:
а) собака
б) кошка
в) мышка +
20. Определи жанр: “У Сашки в кармашке шишки да шашки.”:
а) пословица
б) скороговорка +
в) частушка
II вариант.
1. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Два Мороза» +
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Лиса и журавль» +
в) «Золушка»
3. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о царе Салтане»
б) «Сказка о потерянном времени»
в) «У страха глаза велики» +
4. Найди пословицу о Родине:
а) Друг в беде – настоящий друг
б) Глупа та птица, которой свое гнездо не мило +
в) Горька работа, да сладок хлеб
5. В какой сказке среди персонажей есть волк:
а) «Гуси – лебеди»
б) «Лиса и журавль»
в) «Теремок» +
6. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»:
а) медведь
б) курочка +
в) лиса
7. Кто помогал девочке в сказке «Гуси – лебеди»:
а) яблоня +
б) рябина
в) берёза
8. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Каша из топора» +
9. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о потерянном времени»
б) «Сказка о царе Салтане»
в) «Петушок и бобовое зёрнышко» +
10. Какая из этих сказок являются народной:
а) «Сказка о потерянном времени»
б) «Гуси – лебеди» +
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
11. Что из данного относится к большому фольклору?
а) поговорка
б) сказка+
в) потешка
12. Выберите зачин:
а) “Стали они жить – поживать и добра наживать..”
б) “Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…”
в) “Жили-были…”+
13. Как обычно выглядит концовка сказки?
а) В некотором царстве, в некотором государстве
б) Жили – были
в) Стали они жить поживать и добра наживать +
14. Вид устного народного творчества:
“Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки”?
а) Колыбельные песни+
б) Сказки
в) Потешки
15. Потешки это:
а) Стихи о животных
б) Песенки- приговорки+
в) Скороговорки
16. Есть ли в докучной сказке конец?
а) Да
б) Нет+
17. Для какой цели пели заклички?
а) Для игры с мячом
б) Для того, чтобы зазвать явление природы
в) Для сна
18. Что такое плясовые песни?
а) Песни, которые пели за столом
б) Песни, которые пели на сцене
ы) Песни, которые пели и одновременно исполняли танец.+
19. Выберите русские народные промыслы:
а) Богородская игрушка+
б) Свистулька
в) Изготовление ткани
20. О ком говорится: “…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”?
а) Змей-горыныч
б) Сивка – Бурка +
в) серый волк
Тесты по литературному чтению во 2 классе. УМК «Школа России»
4) иносказательное изображение предметов и их описание, которое предлагается разгадать.
8. Какая из этих сказок не является народной?
2) «Лиса и журавль»
3) «Петушок и бобовое зёрнышко»
4) «Сказка о рыбаке и рыбке»
9. Определи основные приметы заклички:
1) обращение к силам природы;
2) использован прием олицетворения;
3) содержится поучительный смысл;
10. Найди соответствия и соедини линией.
пословица Семь пятниц на неделе
поговорка Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
загадка Летом серенький, зимой беленький.
ТЕСТ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
1. Определи жанр произведения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи, пойди-ка ты !
3) колыбельная песня 1) считалка
4) небылица 2) загадка
2. Найди пословицу о Родине.
1) Горька работа, да хлеб сладок.
2) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
4) Друг в беде – настоящий друг.
3. В какой сказке среди персонажей есть волк?
3) «Каша из топора» 1) «Гуси-лебеди»
4) «Лиса и журавль» 2) «Теремок»
4. Найдите героя сказки «Петушок и бобовое зернышко».
4) медведь 2) курочка
5. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?
3) груша 1) берёза
4) рябина 2) яблоня
6. Найди соответствия и соедини линией.
К. Чуковский Небывальщина
Д Хармс Путаница
Народ Веселый старичок
7. Загадка — это
1) придуманная история
2) предложение, содержащее поучительный смысл
3) небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей
4) иносказательное изображение предметов и их описание, которое предлагается разгадать.
8. Укажите сказку А.С. Пушкина.
1) «Каша из топора»
2) «Петушок и бобовое зернышко»
3) «Сказка о рыбаке и рыбке»
9. Определи основные приметы заклички:
1) обращение к силам природы;
2) использован прием олицетворения;
3) содержится поучительный смысл;
10. Найди соответствия и соедини линией.
пословица Семь пятниц на неделе
поговорка Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
загадка Летом серенький, зимой беленький.
ТЕСТ 2. ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
1. Какое утверждение соответствует описанию осени?
1) Поспела в лесу земляника.
2) Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
3) На снегу лисьи и волчьи следы.
4) Трава выросла высокая – высокая.
2. Кто автор этих строк?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
3) С.Есенин 1) А. Плещеев
4) А.Фет 2) Ф.Тютчев
3. Определи жанр текста «Грибы» (с.77 учебника)
3) научная статья 1) рассказ
4) сказка 2) стихотворение
4. Подбери рифму к слову «холоднее».
3) тёплый 1) холодно
4) ветер 2) грустнее
5. Прочитай отрывок из стихотворения, вставь пропущенное слово.
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года ……. Зовётся.
3) грустненьким 1) солнечным
4) осенью 2) пасмурным
ТЕСТ 2. ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
1. Какое утверждение соответствует описанию осени?
1) С огородов и полей убрали последние овощи.
2) Снег одел деревья в тёплые шубки.
3) Весело распевают птицы.
4) Трава блестит от росы.
2. Кто автор этих строк?
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
3) К.Бальмонт 1) А. Толстой
4) В.Брюсов 2) А.Плещеев
3. Определи жанр текста М.Пришвина «Осеннее утро» (с.78-79 учебника)
3) научная статья 1) рассказ
4) сказка 2) стихотворение
4. Подбери рифму к слову «золотая».
3) жёлтая 1) золото
5. Отгадай загадку.
Без крыл летит, без ног бежит,
Рукавом махнул – дерево погнул.
3) луч солнца 1) дождь
ТЕСТ 3. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
1. Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
3) А.С.Пушкин 1) Л.Н. Толстой
4) В.Д.Брюсов 2) И.А.Крылов
2. К какому произведению подходит пословица?
Учиться – всегда пригодится.
3) «Стрекоза и Муравей» 1) «Филипок»
4) «Лебедь, Рак и Щука» 2) «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Что такое басня?
1) рассказ, в котором герои — животные
2) стихотворение, в котором герои — животные
3) сказка, в которой герои разговаривают
4) короткий, чаще всего стихотворный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
4. Узнай героя по его описанию.
Неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
3) лебедь 1) щука
4) муравей 2) рак
5. Закончи пословицу.
3) людей насмешишь 1) потехе час
4) последнее потеряешь 2) много получишь
ТЕСТ 3. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
1. Кто автор рассказа «Филипок»?
3) В.Д.Берестов 1) А.С.Пушкин
4) Л.Н. Толстой 2) И.А.Крылов
2. К какому произведению подходит пословица?
Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.
3) «Филипок» 1) «Лебедь, Рак и Щука»
4) «Стрекоза и Муравей» 2) «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Узнай жанр по описанию.
Короткий, чаще всего стихотворный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
4. Узнай героя по его описанию.
Упрямая, только своё дело знает, тянет в воду.
3) щука 1) лебедь
4) стрекоза 2) рак
5. Какое слово пропущено в пословице?
….. всякому горю начало
3) жадность 1) зависть
4) безделье 2) доброта
ТЕСТ 4. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
1. Кто автор стихотворения «Кошкин щенок»?
3) В.Берестов 1) Б.Заходер
4) М.Богородицкая 2) И.Пивоварова
2. Убери лишний персонаж
3) мыши 1) старик
4) лошадь 2) сова
3. Узнай название рассказа по опорным словам.
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.
3) «Храбрый утёнок» 1) «Музыкант»
4) «Ребята и утята» 2) «Страшный рассказ»
4. Как звали храброго утенка?
3) Алёша 1) Сережа
4) Тимоша 2) Миша
5. Кто из перечисленных авторов – поэт?
3) М.Пришвин 1) Б.Житков
4) В.Берестов 2) В.Бианки
6. К какому произведению подходит пословица?
Ты пожалей – и тебя пожалеют.
1) «Ребята и утята»
2) «Храбрый утёнок»
3) «Страшный рассказ»
ТЕСТ 4. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
1. Кто автор стихотворения «Жила – была собака»?
3) В.Берестов 1) И.Пивоварова
4) А.Шибаев 2) Б.Заходер
2. Убери лишний персонаж
3) кошка 1) Алёша
4) утята 2) стрекоза
3. Узнай название рассказа по опорным словам.
Старик, мыши, клевер, корова.
3) «Ребята и утята» 1) «Страшный рассказ»
4) «Сова» 2) «Храбрый утёнок»
4. Кто напугал детей в «Страшном рассказе»?
3) собака 1) ворона
5. Какие произведения писали Б.Житков, Е.Чарушин, М.Пришвин, В Бианки?
3) рассказы 1) стихи
4) поэмы 2) басни
6. Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годится для всех, кто бывает в лесах и полях?
Пожалуйста, составьте рассказ, используя данную пословицу : Глупа та птица, которой свое гнездо не мило?
Пожалуйста, составьте рассказ, используя данную пословицу : Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина.
И для каждого человека это слово содержит в себе что — то свое, личное, особенное
и что — то общее, более значительное.
И ведь действительно, только полный дурак не будет ценить то
место, в котором родился, ведь оно дало так много воспоминаний, оставило
отпечаток в памяти.
То место, где я родился (ась), тоже бесконечно дорого мне,
ведь то что меня окружает это в какой — то степени часть меня и моей души.
можно не любить себя?
Только глупец не знает себе цену здесь же точно так же.
СРОЧНО САМОСТОЯТЕЛТНО СОСТАВЬ РАССКАЗ используя одну из послоВИЦ ?
СРОЧНО САМОСТОЯТЕЛТНО СОСТАВЬ РАССКАЗ используя одну из послоВИЦ !
СРОЧНО ОЧЕНЬ СРОЧНО.
Смысл пословиц?
Всякая рыба сети боится , всякая птица своим пером красуется , где птица не летает, а своё гнездо знает , птицам даны крылья, а человеку — разум.
Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц?
Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц.
Пословица к рассказу фотография на которой меня нет?
Пословица к рассказу фотография на которой меня нет.
Составьте рассказ о том как я люблю своих родителей?
Составьте рассказ о том как я люблю своих родителей.
Соедини произведение и пословицу которая к нему подходит произведение федина задача изобритатель первое знакомство сРодиной тимур и его команда пословицы не велика птица синица, да умница?
Соедини произведение и пословицу которая к нему подходит произведение федина задача изобритатель первое знакомство сРодиной тимур и его команда пословицы не велика птица синица, да умница.
Сам погибай, а товарища выручай.
Плохому танцору и ноги мешают.
Всякому мила своя сторона.
Рассказ как жилось детям бедняков до революции используя пословицы?
Рассказ как жилось детям бедняков до революции используя пословицы.
Размер стихотворения «у птицы есть гнездо?
Размер стихотворения «у птицы есть гнездо.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Возможно, в вашей жизни произошёл необычный случай который вам запомнился?
Возможно, в вашей жизни произошёл необычный случай который вам запомнился.
Сочините об этом небольшой рассказ.
Не забудьте озаглавить свою историю.
Может быть, заголовком станет одна из пословиц.
Включите в свой рассказ описание природы, используя эпитеты и другие изобразительно — выразительные средства.
Придумать рассказ про маму используя пословицы про маму?
Придумать рассказ про маму используя пословицы про маму.
На этой странице находится вопрос Пожалуйста, составьте рассказ, используя данную пословицу : Глупа та птица, которой свое гнездо не мило?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Литература, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Надвинулась на Киев — град беда великая : подступило к нему войско басурманское, войско хана татарского Идолища. Услыхал Идолище, что богатыря Ильи Муромца в Киеве нет — и осмелел. Позвал он писца, велел князю Владимиру письмо писать : «Выбирайся, ..
«Волшебное кольцо»План : 1)Получил копейку — купил собаку . 2)Две копейки — спас кошку . 3)Три копейки — появилась змея Скарапея. 4)Скоропея дома, подарок Змеиного царя. 5)Пробы волшебного кольца — амбар полон зерна. 6)Чудный сон и во дворец к ц..
Пошёл ты такой большое же 14вопрос.
Маша машине купила шины, машине шины не подошли бы. Кукушка с кукушкой куковали по немножку ! Надеюсь помогла).
Юлия Владимировна не любит, когда списывают. Времени было много, задавали еще на прошлой неделе.
1. В первую очередь, как полноценная личность со своей идеологией (взглядами на жизнь). Солнце вступает в спор с поэтом, что — то доказывает, размышляет. Оно предстаёт перед нами сильным, трудолюбивым, даже немного добродушным и ласковым. 2. Бесед..