Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

Тип: гдз, решебник. авторы: л. ф. климанова, в. г. горецкий, л. а. виноградская, м. в. бойкина. год: 2021. серия: школа

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 101
странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9

литературное чтение 2 класс учебник Климанова (Школа России) - 1 часть страница 101

Учебник 1 часть — Страница 101.

Ответы 2021 года.

Номер 2.

Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии автора на стороне старика. Автору нравится в нём доброта, скромность и бескорыстие. Это можно заметить по тому, как он ласково называет старика и указывает на его кроткий нрав.

Номер 3.

Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбку действительно можно назвать благодарной, справедливой, доброй. Она хотела отблагодарить старика за подаренную жизнь, поэтому помогала ему. Рыбка справедливая, потому что наказала старуху за её жадность.

Номер 4.

Сравни начало и конец сказки.

Как в начале, так и в конце сказки старуха сидит у разбитого корыта.

Номер 5.

Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки А.С. Пушкина – довольствуйся тем, что имеешь; будь благодарен тому, кто сделал тебе добро.

Главная мысль соотносится с такими пословицами:
«Кто малым не доволен, тот большего не достоин».
«Многого захочешь – последнее потеряешь».
«Ненасытному всё мало».

Из сказки часто употребляется выражение «остаться у разбитого корыта».

Номер 6.

Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?

С каждым новым желанием старухи море всё больше бушевало, поднимался шторм, вода меняла цвет. Так морская стихия реагировала на жадность старухи.

Номер 7.

Что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План:
1. Старик поймал золотую рыбку, но пожалел и отпустил её.
2. Старуха посылает его обратно просить у рыбки корыто.
3. Старуха хочет новую избу. Желание исполняется.
4. Старуха хочет стать столбовою дворянкой. Рыбка исполняет желание.
5. Старуха хочет стать вольною царицей. Желание исполняется.
6. Старуха хочет стать владычицей морскою.
7. Старик идёт к рыбке, но та не отвечает.
8. Старуха остаётся у разбитого корыта.

Пересказ:
Возле синего моря стояла старая землянка, в которой жили старик со старухой. Жена пряла пряжу, а её муж ловил неводом рыбу. Так бы и жили они, если бы однажды старик не поймал золотую рыбку. Рыбка пообещала выполнить любое желание, если старик её отпустит. Однако старик пожалел золотую рыбку и отпустил просто так.
Старик рассказал своей жене о том, что произошло. Недовольная старуха сказала ему опять идти к морю просить у рыбки новое корыто. Желание исполнилось. В следующий раз попросила старуха новую избу. Старой всё было мало. Была она и столбовою дворянкой, и вольною царицей, но захотелось ей стать владычицей морской. Пошёл старик снова просить рыбку, но рыбка ему не ответила. Когда он вернулся домой, то увидел старуху у разбитого корыта.

Номер 8.

Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А.С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Народные сказки всегда заканчиваются тем, что добро побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина происходит также.

В сказках Пушкина есть разные концовки. Например, в «Сказке о золотом петушке»:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане» заканчиваются следующими строками:
«Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».

Народные сказки тоже заканчиваются по-разному: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»).

Номер 9.

Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Света и Маша гуляли на улице. Они увидели большую яблоню. Маша сказала, что она залезет на ветку и сорвёт им по одному яблоку. Девочка залезла на дерево. Но тут она сказала подружке: «Я полезу выше, чтобы нарвать больше яблок». Света начала её отговаривать: «Не делай этого, Света. Упадешь! Нам и по одному яблоку хватит». Света не послушала подругу и взобралась на высокую тонкую ветку. Вдруг ветка поломалась, девочка полетела вниз. Света долго плакала, потому что поцарапала колени и руки. Не зря говорят: «Жадность всякому горю начало».

Рейтинг

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс



1



0

И жили они долго и счастливо

Самый распространнённый хэппи энд который подойдёт не только к сказкам, но и к любым ситуациям жизненным, закончившимся хорошо и благополучно. Народная сказка в-основном в 99% заканчивается хорошо. Так что концовок много разных.

Ну и ещё напоследок? Родились у них детки красивые и смышлёные и жизнь потекла по медовым рекам и сладким берегам!

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс



1



0

Очень частое окончание, часть которого использовал Пушкин: «И я там был и мёд я пил, по усам текло, да в рот не попало». Этим выражением заканчиваются многие народные сказки.

Смысл: «Сказка — ложь, да в ней намёк: добру молодцу — урок».

Сказки переносят в нереальный, фантастический мир, где все действия, тем не менее, воспринимаются реально. Из сказок извлекают уроки, питают ими свой ум. Мёд сказок сладок, хотя протекает мимо, в рот не попадает, а послевкусие остается.

Великая мудрость — народные сказки.

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс



1



0

В поэме «Руслан и Людмила» мы в самом ее начале находим строки, которые больше бы подошли для концовки народной сказки: «И я там был».

Именно этими словами часто заканчивали сказители народные сказки. Такой вариант окончания называется Концовкой, он даже считается обязательным атрибутом народной сказки. Автор как бы сообщает слушателем о своем личном участии в событиях, о своей к ним причастности.

Но Пушкин помещает эти строки в начале, они у него неожиданно начинают играть роль зачина, хотя в зачине обычно излагаются лишь имена главных действующих лиц,да упоминается место, в котором будет происходить действие сказки.

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс



0



0

Небольшое вступление к поэме «Руслан и Людмила» о Лукоморье можно назвать присказкой — ее содержание не имеет прямого отношения к дальнейшим событиям. Но в этой присказке мы находим интересную фразу:

1gFexHADqIijwoo2rcPsUiZwLbZvIw8W.png

Эта фраза — типичная фраза концовки волшебной сказки, она произносится, когда все события завершились и все закончилось к общему удовольствию. Пушкин же помешает ее в начале поэмы, тем самым немного попирая каноны сказывания сказок.

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.

Она в его описании занимается тем, что творит разные чудеса — клоками повисает на деревьях, ковром покрывает поля, сравнивает берега реки.

Что это за чудеса?

Зима засыпает поля снегом, снег ложится как ковер, на ветках деревьев образуются снежные шапки — клоками лежат, речка покрывается льдом, а сверху его также засыпает снег.

На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

Рисуем устно картину «Маленький шалун радуется зиме»

На переднем плане розовощекий мальчик, в тулупчике и шапке-ушанке. Он в валенках, но почему-то без рукавиц.

Мальчик смеется и наклонившись вперед тянет за собой салазки на которых сидит совершенно ошалевшая дворняжка. Одна нога мальчика приподнята и полусогнута, он изображает из себя лошадь.

Повсюду лежит белый снег. Снег на крыше крестьянской избы, на заваливающемся плетне, снег на деревьях и на полях, которые видны на заднем плане.

Вдали видна кибитка, за которой тянется снежный вихрь — показывая нам скорость ее движения.

На синем небе ослепительно светит солнце — стоит прекрасная зимняя погода.

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин не просто так обращает наше внимание на постоянно меняющийся цвет моря и его поведение. В самом начале, при первой просьбе старика море показано как слегка разыгравшееся, но синее. Золотая рыбка просто веселиться, потому что искренне хочет помочь старику, отблагодарить его.

Однако с каждой новой просьбой старухи, которую старик доносит до Золотой рыбки настроение Рыбки меняется, она все больше негодует и злиться, а море откликается на перемену настроения своей владычицы — оно неспокойное, чернеет, наконец бушует.

Про настроение рыбки ничего не говорит автор, но мы легко о нем догадываемся по изображению моря.

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин выводит два образа главных героев — это Старик и его Старуха.

Старик показан очень спокойным, добрым и бескорыстным. Он не стал ничего просить для себя у Золотой рыбки, просто отпустил ее.

dxj9eqldqk1O3IqVMPvUjCGxHAQ6yN.png

Старик стремится во всем угодит старухе и даже боится ее, он робкий , не способный отстаивать свое мнения, да и вообще кажется не имеющий своего мнения, рохля.

QbWJIupcRssQJ3HP5bJBRBFvJ4cfhuvD.png

Старуха напротив показана властной женщиной и при этом очень жадной. Как только она начинает получать дары Золотой рыбки, эта жадность в ней просыпается и она требует все большего и большего. При этом начинает вовсю гнобить старика, а как она обращается со слугами — она еще и жестокая.

YKkHALaS9pAG3uwpz5rQ2L112Au0T0.png

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

В стихотворении «Зима!» Пушкин очень четко дает понять, что и сам рад этому времени года и людям, которых он описывает в этом стихотворении зима в радость.

Уже в первой строчке мы читаем, что крестьянин «торжествует», он не просто радуется, он именно торжествует, то есть воспринимает приход зимы с восторгом. Наконец-то кончилась промозглая осень, дороги покрылись снегом и можно спокойно прокладывать санный путь.

Ямщик тоже повеселел и это заметно по тому, что его кибитка вновь становится удалой, она уже не тащится по грязи, он летит.

Конечно рад зиме и мальчик, для которого зима — это время веселых игр и забав.

Но так описывать чужую радость можно только если сам с восторгом отмечаешь приход зимы, поэтому мы догадываемся, что и Пушкину очень нравится зима.

автор: Ekaterina
28.09.2017

структура сказки

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

русские народные сказки

Эпитеты в русских народных сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Отправиться на рождественский бал с Щелкунчиком 

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

На Тверской площади воссоздали атмосферу рождественского бала-маскарада: кедры украсили 10-километровой гирляндой, расставили арт-объекты в виде масок. Звучит музыка Иоганна Штрауса и фрагменты из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского, а также гуляют герои из этой сказки. Можно сфотографироваться с ростовой куклой Щелкунчика или Мышиного короля и покататься на сказочной лошадке-качалке. А еще купить елочные и деревянные игрушки-Щелкунчики, глиняные свистульки, музыкальные шкатулки и настольные игры по мотивам сказки.

Посмотреть на дизайнерские ели 

Чем заканчиваются народные сказки 2 класс

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

На Кузнецком мосту, перед ЦУМом, проходит выставка дизайнерских елей. Украсить их помогли медиаперсоны: например, дизайнеры Артем Кривда и Анастасия Задорина, дирижер Юрий Башмет, телеведущая Алла Михеева, певец Егор Крид, премьер Большого театра Денис Родькин. Всего можно увидеть пятнадцать деревьев с уникальным декором.

Поиграть в керлинг

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В поддержку нашей сборной на зимних Олимпийских играх в Китае на Школьной улице, недалеко от В поддержку нашей сборной на зимних Олимпийских играх в Китае на Школьной улице, недалеко от метро «Площадь Ильича», можно поиграть в керлинг. Чтобы попасть на площадку, нужно заранее зарегистрироваться. Здесь две ледовые дорожки, на каждой одновременно может находиться только 10 человек. Возрастных ограничений нет, но полноценно поиграть, скорее всего, смогут только дети от 9–10 лет, а вот настольный керлинг точно подойдет всем. Каждый день на площадке будут проходить викторины и конкурсы, мини-турниры и мастер-классы по керлингу, а в выходные — еще и уроки от призеров чемпионатов мира, Европы и России.

Попробовать традиционные европейские блюда

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

Фестивальная локация на площади Революции оформлена в купеческом стиле. Яркие многослойные бусы, камни-самоцветы и вкрапления эко-меха отсылают к одеждам богатых москвичек в XIX веке и напоминают декор, которым тогда украшали дома в рождественские праздники. Здесь можно попробовать традиционные европейские блюда: немецкие колбаски, сербскую лепешку и чешский трдельник с сахаром и корицей. Согреться поможет горячий шоколад или пряный напиток на гранатовом соке со специями.

Покататься на коньках

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

На фестивальных площадках открылось 18 бесплатных катков. Например, покататься можно на площади Революции, улицах Городецкая, Перерва и Матвеевская. Для входа нужно заранее зарегистрироваться на сайте или в приложении «Московские сезоны». Если нет своих коньков, за 50 рублей их можно взять напрокат. Дети до 14 лет смогут попасть на лед только в сопровождении совершеннолетних.

Написать письмо Деду Морозу и покататься на карусели

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В сказочных шале на площади Революции и Тверской площади, а также на 18 окружных площадках организовали новогоднюю почту. Вместе с аниматорами здесь можно написать и отправить письмо Деду Морозу или создать праздничную открытку — это займет 10–15 минут. Также на 21 площадке работают бесплатные карусели. На них могут покататься все желающие весом не более 75 килограммов, но детей до семи лет должны сопровождать взрослые. Для соблюдения социальной дистанции на некоторых лошадках сидят плюшевые медведи.

Отметить Новый год по-индийски

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

Сквер на улице Хачатуряна оформили в индийских традициях. Восьмиметровая елка здесь украшена перьями, национальными фонариками и лепестками лотоса, рядом расположились статуи индийских воинов и божества Ганеши с головой слона и четырьмя руками. Здесь можно попробовать национальную кухню, например, плов «Бирьяни» с индийскими специями и кешью.

Вернуться в атмосферу советского Нового года

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В Кузьминках предлагают вспомнить новогодние традиции времен СССР. На площадке, украшенной бумажными гирляндами, самодельными снежинками и мандаринами, продают новогодние игрушки и расписные фарфоровые салатницы, десертницы, пиалы и вазы для праздничного стола. В советской стилистике оформлена и площадка в Северном Бутово: елка здесь посвящена покорению космоса.

Приобрести подарки, новогодние украшения и угощения к столу

Чем заканчиваются народные сказки 2 классПресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

На 20 фестивальных площадках в разных районах города работают ярмарки, где можно купить подарки для близких и декор для дома. Например, на Святоозерской улице продают посуду, украшения и предметы декора со стеклянными витражами — на них изображены сюжеты из русских сказок и рождественских историй. На улице Теплый Стан можно купить авторскую куклу, новогодние венки и керамические колокольчики, а в сквере у Гольяновского пруда — украшения из цветов, погруженных в эпоксидную смолу. Также в торговых шале можно найти угощения к новогоднему столу: на Профсоюзной — рыбные деликатесы и французский шоколад ручной работы, а на Вешняковской — варенье, сироп, мармелад, пастилу и чай с ароматом лаванды.

2 класс
Тема:
  Русская народная сказка  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  3. Продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  4. Рассматривать сказку как систему отношений;
  5. Формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
  6. Использовать картины, воссоздающие воображение детей;
  7. Воспитывать бережное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий.

Ход урока

  1. Организационный момент  

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

  1. Подготовка к восприятию

— Мы продолжаем путешествовать по главе: «Мир народной сказки…»

— Какие бывают сказки? (Авторские, народные)

— По виду?  (Волшебные, бытовые, про животных)

  1. Сообщение  темы и цели урока

— А сегодня мы с вами прочитаем поэтическую, хотя и без рифмы сказку. Сказывается, словно печальная песня поётся.

(Просмотр видео фрагмента)

— Узнали сказку?  («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)  (Слайд 1)

— Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы…( Слайд 2)

  1. Работа по теме урока

— Открываем книги.

— В ходе чтения подумайте почему я сравнила эту сказку с печальной песней. (Чтение сказки учителем, продолжают читать дети)

Словарная работа (Слайд 3, 4, 5, 6,7)

Мочи нет – совсем нет сил.

Купец – богатый торговец.

Красная девица – скромная, молодая.

Хоромы – жилой дом богатого владельца.

Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.

Ключевая вода —  родниковая вода.

— Почему же эту сказку сравнивают  с печальной песней? (Сказка трагическая, сначала остались одни — одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)

— В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?

— Найдите моменты которые очень похожи на песню.

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

— Почему она звучит напевно?

— Здесь непривычный порядок слов и прилагательные стоят последними. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЯ. Проведём эксперимент изменим порядок слов.

— Что заметили? (Исчезла напевность)

— Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)

— Докажите. (Слайд 8-15)

 ( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)

— Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)

— Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)

— А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)

— Здесь у нас тоже счастливый конец.

— Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.

— Прочитайте 1 слово на странице  (Не пей)

— Начало 2 предложения. (Идут)

— Что заметили? (Все предложения начинаются с действия)

— Найдите ещё такие примеры.

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

— А есть в этой сказке повторы слов?(Одни-одинёшеньки, выплынь-выплынь, шли-шли, жить поживать, подумал-подумал)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

— Вернёмся к названию сказки.

— Что заметили? (Слова употребляются в ласковой форме)

— Есть ли ещё в сказке слова в такой форме? (Дочка, копытце, водица, телёночком…)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.  

        v.ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (Руки на пояс)

За природой наблюдали. (Повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (Поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

VI. Работа над картиной  (Слайд 16)

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

— Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».

— Рассмотрите репродукцию.

— Как вы думаете,  какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…)

— Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)

— А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)

— Как удалось художнику изобразить её беду?  (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)

— Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)

—  А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)

— Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)

— Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

VI I. Итог урока  (Слайд 17)

— Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)

— Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)

VIII. Домашнее задание

  1. Прочитать сказку.
  2. Выполнить задание №4 на с.78 учебника.

(Слайд 18)

— Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)

— Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А наш урок окончен.

  • Чем заканчивается сказка о царе салтане запиши в рабочую тетрадь последние 2 строки
  • Чем заканчивается сказка по щучьему велению
  • Чем заканчиваются русские народные сказки
  • Чем заканчивается сказка сивка бурка
  • Чем заканчивается сказка о царе салтане запиши последние две строки сравни с народными сказками