Чем заканчивается сказка черная курица

Автор лилия львовская на чтение 5 мин. просмотров 2 обновлено 4 февраля, 2021 самобытность его писательской манеры была по достоинству

На чтение 5 мин. Просмотров 2
Обновлено

Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

О чем сказка Черная курица

Эта сказка о мальчике, который жил и учился в пансионе для мальчиков. Его звали Алёша. Он был добрый, мечтательный и романтический ребенок. В свободное время он читал книжки про рыцарей, мечтал о встрече с родителями. Его, иногда, выпускали гулять во двор, где жили курицы, и одну из них — Чернушку, он очень любил. Он приносил птичкам крошки, наблюдал за ними. Однажды, кухарка решила зарезать Чернушку и приготовить из нее обед, но Алёша выкупил птичку за единственную свою золотую монету. Курица оказалась министром подземных жителей, и тайком ночью провела Алёшу к царю. В награду за спасение министра, царь выполнил желание ребенка — всегда знать урок на отлично, не прилагая усилий. Взамен с него взяли обещание, ни при каких обстоятельствах, не рассказывать про подземных жителей. Алёша стал лучшим учеником, загордился и обленился, а раньше он был старательным и ответственным. Однажды он потерял зёрнышко и не сдал урок, но Чернушка принесла ему его на следующий день и Алеша справился с заданием. Учитель посчитал, что Алёша специально не сдал урок в предыдущий раз, а ученики подтвердили, что он не занимался. Алёшу наказали и он рассказал про подземных жителей. После этого его стали считать обманщиком, а Чернушку наказал подземный царь и весь их народ переехал.

Список похожих конспектов

А. Погорельский Черная курица или Подземные жители Муниципальное автономное образовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа №1». Урок литературного чтения. А. Погорельский. … А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители». Цель:.  анализ сказки Погорельского через погружение в текст. Задачи:.  1. Формирование … Чёрная курица, или Подземные жители Урок 21. А. Погорельский. . «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Цели урока:. познакомить учащихся с личностью А. … Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон Технология проблемного обучения. . . Метод группового взаимодействия. Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель:. … Убийца или спаситель План-конспект урока литературы по теме «Убийца или спаситель». . (Урок-диспут по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Урок … Сказка мудростью богата или как стать сказочником? Защита проектов «Как стать сказочником?». Цели:. . раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных … Сборник притч или философские сказки . Сборник притч. или философские сказки. С О Д Е Р Ж А Н И Е. Введение……………………………………………………………………………..9. … Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Утверждаю: директор школы № 28. Набалова «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». … Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. Урок литературы в 8 классе. . на тему:. «Парадокс,. или Человек создан для счастья, как птица для полета». … Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Пре-ступление и наказание 1001 идея интересного занятия с детьми. . «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Преступление и … Майская ночь, или Утопленница Тема:. Заключительный урок по повести «Майская ночь, или Утопленница». Цель:. обобщение и систематизация изученного материала по творчеству … Кто прав:Настя или Митраша? Камилова Разина Вильсуровна. . МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, … История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… История жизни Матрёны Васильевны,. или Слово о спасении души русской…. . /урок по рассказу А. И. Солженицына. «Матрёнин двор»/. Цели и задачи:. … Домашние птицы: курица 8. . Урок развития речи в 3 классе. Тема:. Домашние птицы: курица. Цель. : Уточнение и расширение представлений о домашней птице-курице. Задачи:. … Дикая собака динго или Повесть о первой любви МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа». Верхнеуслонского района Республики Татарстан. Книга о первой юношеской … Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или Суд над Раскольниковым Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или. Суд над Раскольниковым. Внеклассное мероприятие по литературе и обществознанию с …

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.


5 класс

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения;

2) способствовать формированию умений читать , комментировать и анализировать художественный текст;

3) обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного

4) учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

5) речевое самосовершенствование учащихся.

Словарная работа: псевдоним.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1. Слово учителя .

-Ребята, вы прочитали еще одну литературную сказку, которая называется «Черная курица, или Подземные жители». Ее автор — Антоний Погорельский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Настоящее имя автора этой удивительной сказки — Алексей Алексеевич Перовский (1787 – 1836). Имя Погорельского Алексей Алексеевич взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. А. Погорельский – один из образованнейших людей России, участник войны 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский написал в 1829 г. для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии замечательным русским писателем, поэтом, драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

2.

-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?

—Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )

-Ребята, кто главный герой сказки?

-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

Сочувствие — Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатию — Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение — Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою

любимицу — черную курицу; Алеша смелый, не испугался

появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение — Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик

погладил кошку за лапку.

Досаду — Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность — Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал

урок свой, какой бы ему ни задали».

.

Сожаление — Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым,

Шалил, мешал другим детям заниматься.

Разочарование — Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

«своими» успехами перед товарищами.

Негодование — Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

Возмущение- подземных жителей из-за боязни быть наказанным за

неподобающее поведение.

Сострадание — Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и

тяжело переживает свое малодушие

Надежду — Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость — Все снова полюбили Алешу

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.

-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку в «Черная курица, или Подземные жители» (волшебная сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)

-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и Черная курица)

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице? (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство? (Быть скромным).

-А что значит «быть скромным» в данном тексте? (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).

-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным — «уметь хранить тайну».

-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко? (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).

— А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей? (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).

— А почему больше всех пострадала Чернушка? (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому ,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).

— Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей? (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).

— А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

— Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали»

Всем нам знакомы слова: « Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).

— Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание? («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).

— Ребята, мы окунулись в завораживающий мир сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение! Картины сказочного мира причудливо перемежаются у А. Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир со сказочным, и получается , что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за работу.

3. Домашнее задание. Опишите характер Алеши до получения зернышки; после получения зернышки.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476908-apogorelskijchernaja-kurica-ili-podzemnye-zh

Уже более 150 лет живет, не теряя своей актуальности, литературное творение Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание произведения, переданное ниже, позволит читателям обратить внимание на то, что для автора очень важны общечеловеческие ценности. Именно о них он пытается языком сказки говорить с подрастающим поколением.

Из истории написания произведения

Волшебная сказка про подземных жителей была написана специально для Алеши Толстого — воспитанника Алексея Алексеевича Перовского. Так звучит настоящее имя автора повести. Он приходился дядей будущему знаменитому писателю, драматургу, общественному деятелю Алексею Константиновичу Толстому.

черная курица или подземные жители краткое содержание отзывы

В 1829 году сказка была опубликована и сразу получила восторженные отклики читателей, критиков, педагогов. Детской аудитории также полюбилась книга «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, отзывы тех, кто прочитал сказку, часто печатались в прессе тех времен. Уже тогда произведение неоднократно переиздавалось отдельной книгой, а также включалось в лучшие сборники для детского чтения.

Главные герои сказки

Сказка «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержание которой представлено в статье, не отличается большим количеством действующих лиц. Все события, описанные в произведении, происходят с маленьким мальчиком Алешей, которому лет 9-10 от роду. Живет он в Санкт-Петербурге, в пансионате для детей. Здесь мальчик получает образование.

Одним из любимых занятий юного воспитанника было чтение книг, которые он брал из личной библиотеки учителя-немца. Большую часть ее составляли рыцарские романы. Истории, описанные в них, производили огромное впечатление на Алешу.

черная курица или подземные жители краткое содержание

Было еще одно занятие, которое доставляло мальчику большое удовольствие. Во время прогулок по двору он любил кормить курочек, живших здесь же в специальной постройке.

Среди птиц была курочка по кличке Чернушка. Она позволяла Алеше подходить к себе близко и даже гладить перышки. Это забавляло и удивляло мальчика. Курочка и стала еще одним главным героем повествования.

«Черная курица, или Подземные жители»: краткое содержание по частям

Антоний Погорельский не обозначил в сказке отдельных глав. Но произведение изложено так, что читатель сам легко находит смысловые части.

черная курица или подземные жители краткое содержание по главам

Первая из них посвящена, как говорилось выше, знакомству читателя с главными героями событий — мальчиком Алешей и курочкой Чернухой. История началась после того, как Алеша уговорил кухарку оставить в живых свою любимую курочку. Он спас Чернушку, подарив Тринушке империал — самую дорогую вещицу, которой владел.

Вскоре выясняется, что черная курица очень необычна. Она является министром у короля, который правит народом, живущим в этих местах под землей уже много-много лет. Чернушка в благодарность мальчику пожелала познакомить его с фантастической страной.

Пройдя несколько испытаний, Алеша и курочка оказываются на приеме у короля. Все жители и сам правитель очень признательны Алеше за тот благородный поступок, который он совершил, спасая их министра. Каждый хочет отблагодарить мальчика. После разговора с королем Алеша получает в подарок волшебное конопляное зернышко, которое сделало так, что мальчик без каких-либо собственных усилий превратился в лучшего ученика школы. Чтобы зернышко не теряло своей магической силы, его обладатель не должен был рассказывать никому о существовании волшебной страны. Тайна должна храниться еще и потому, что после ее оглашения все жители подземного королевства обязаны были покинуть родину навсегда, что сделало бы их несчастными.

Возвращение Алеши из подземного королевства

Именно так можно озаглавить следующую часть произведения «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание по главам подводит читателя к событиям, которые будут происходить с мальчиком в реальной жизни.

черная курица или подземные жители краткое содержание главные герои

Школьные учителя и товарищи Алеши стали замечать у него уникальные способности к учебе. Слух об этом быстро распространился по городу. Талант мальчика был замечен всеми. И сам Алеша быстро привык к знакам внимания.

Поначалу он всегда помнил о Чернушке, благодаря которой и получил популярность. Но постепенно стал забывать о своей любимой курочке. Он вспомнил о ней тогда, когда потерял конопляное семечко, а вместе с ним и способность отвечать уроки, не уча их.

Министр подземных жителей сразу пришел на помощь своему другу. Но, возвращая мальчику потерянное сокровище, настоятельно советовал подумать над тем, каким человеком он стал. Алеше еще раз напомнили о необходимости хранить тайну подземных жителей.

Заключительные части

Повествование «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержание которого передано в статье, заканчивается не совсем обычно для произведения этого жанра.

черная курица или подземные жители краткое содержание по частям

Читатель узнает, что мальчика начинают преследовать неудачи. Он теряет доверие воспитателей пансионата, своих товарищей. А самое главное — Алеша осознает, что предал целый народ во главе с их королем и курочкой-министром. Ведь ему не удалось сохранить тайну. Все это приводит главного героя к тяжелым психологическим переживаниям. Но именно они изменили мальчика, сделав его сильнее.

Формирование характера Алеши

Антоний Погорельский, сочинивший сказку «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержание которой приведено здесь, вместе с передачей сюжета неоднократно указывает на черты характера, которыми обладал его главный герой.

В начале сказки все видят доброго, застенчивого мальчика, которого любят окружающие. Затем волшебный дар, полученный простым путем, меняет характер Алеши. Он становится заносчивым, непослушным. Теряет друзей, уважение к себе. Но это до определенного момента мало заботит его.

Именно о последствиях такого поведения маленьких читателей предупреждает автор сказки «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, главные герои произведения, сюжет подводят к заключению, что все полезное для души человек может получить лишь своим трудом.

Âîïðîñ äàëåêî íå ïðîñòîé

Åñòü ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðûå âõîäÿò â æèçíü ÷åëîâåêà ñ ðàííåãî äåòñòâà. ßðêèå êíèæêè ñ êàðòèíêàìè ñòàíîâÿòñÿ îêíîì â ìèð ëèòåðàòóðû. È îäíî èç ïåðâûõ ìåñò çàíèìàåò ñêàçêà «Êóðî÷êà Ðÿáà».

Ñàìûì ïîïóëÿðíûì ñòàë âàðèàíò Êîíñòàíòèíà Äìèòðèåâè÷à Óøèíñêîãî. Èìåííî ýòîò òåêñò èçäà¸òñÿ ÷àùå âñåãî è ñòàíîâèòñÿ òîé ñêàçêîé, êîòîðóþ äåòè, åäâà âûó÷èâ áóêâû, ÷èòàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Óøèíñêèé áûë âûäàþùèìñÿ ïåäàãîãîì è ìíîãèå òåêñòû ñîçäàâàë â ðàñ÷åòå íà âîñïðèÿòèå ìàëåíüêèõ äåòåé:

«Æèëè ñåáå äåä äà áàáà. È áûëà ó íèõ êóðî÷êà Ðÿáà. Ñíåñëà êóðî÷êà ÿè÷êî. ßè÷êî íå ïðîñòîå – çîëîòîå. Äåä áèë-áèë – íå ðàçáèë. Áàáà áèëà-áèëà – íå ðàçáèëà. Ìûøêà áåæàëà, õâîñòèêîì ìàõíóëà, ÿè÷êî óïàëî è ðàçáèëîñü. Äåä è áàáà ïëà÷óò, êóðî÷êà êóäàõ÷åò:  «Íå ïëà÷ü, äåä, íå ïëà÷ü, áàáà! ß ñíåñó âàì ÿè÷êî äðóãîå, íå çîëîòîå – ïðîñòîå».

Âðîäå áû íåçàìûñëîâàòûé òåêñò. Îäíàêî äàæå ó ñîâñåì þíûõ ÷èòàòåëåé ìîãóò âîçíèêíóòü âîïðîñû. Íàïðèìåð, ïî÷åìó äåä è áàáà ñòàðàëèñü ðàçáèòü ÿéöî, à êîãäà ìûøêà ýòî ñäåëàëà – ïëà÷óò? È ïî÷åìó ïðîñòîå ÿéöî ëó÷øå çîëîòîãî?

Òóò èìåþò ìåñòî ðàçíûå ñìûñëîâûå ïëàñòû. Óøèíñêèé îáðàáîòàë íàðîäíóþ ñêàçêó è ñîçäàë ¸ìêèé, ëàêîíè÷íûé, ðèòìè÷íûé òåêñò. Îäíàêî ãëóáèííûé ñìûñë îñòàëñÿ ñïðÿòàííûì ìåæäó ñòðîê.

Óäèâèòåëüíûå âàðèàöèè

Ñêàçêà î êóðî÷êå Ðÿáå èìååò íåìàëî âàðèàíòîâ. È ðàçëè÷èÿ ïîðîé î÷åíü ñóùåñòâåííûå.  ñáîðíèêå Àëåêñàíäðà Íèêîëàåâè÷à Àôàíàñüåâà ìîæíî íàéòè âåðñèþ ïîä íàçâàíèåì «Êóðî÷êà». Çàâÿçêà ñþæåòà ïðîñòà. Áûëà ó ñòàðèêà è ñòàðóøêè êóðî÷êà, ñíåñëà ÿè÷êî «ï¸ñòðî, âîñòðî, êîñòÿíî, ìóäðåíî». Ïîëîæèëè åãî íà ïîëêó. Íî òóò ìûøêà ïðîáåãàëà, ìàõíóëà õâîñòîì, ÿéöî è ðàçáèëîñü.

 Äàëåå ðàçáèòîå ÿéöî (îòíþäü íå çîëîòîå, à ñàìîå ïðîñòîå) ïîðîäèëî íàñòîÿùóþ ïàíèêó. Äàæå ïðåäìåòû ïåðåïîëîøèëèñü – «âåðõ íà èçáå øàòàåòñÿ». Ñòàðóøêà ñòàëà ïëàêàòü, ñòàðèê âîçðûäàë. Äåâî÷êà-âíó÷êà ñ ãîðÿ óäàâèëàñü. Ìèìî ïðîøëà ïðîñâèðíÿ, ñïðîñèëà, â ÷¸ì äåëî. «Êàê íàì íå ïëàêàòü!» — è ñëåäóåò ðàññêàç îáî âñåõ ñîáûòèÿõ, íà÷èíàÿ ñ ðàçáèòîãî ÿéöà. Ïðîñâèðíÿ óñëûõàëà – âñå ïðîñâèðû èçëîìàëà. Çàòåì î ïðîèñøåñòâèÿõ óçíàë äüÿ÷îê, ïîáåæàë íà êîëîêîëüíþ è ïåðåáèë âñå êîëîêîëà.

Çàêàí÷èâàåòñÿ ñêàçêà î÷åðåäíîé ñòðàííîé ðåàêöèåé. «Èä¸ò ïîï, ñïðàøèâàåò ó äüÿ÷êà: çà÷åì êîëîêîëà ïåðåáèë? Äüÿ÷îê ïåðåñêàçàë âñ¸ ãîðå ïîïó, à ïîï ïîáåæàë, âñå êíèãè èçîðâàë».

Òóò è ñêàçêå êîíåö. Ñþæåò îáîðâàí. Îòêðûòûé ôèíàë? À äàëüøå ìîãëà áûòü ïðîäîëæåíà ÷åðåäà íåàäåêâàòíûõ ðåàêöèé. Îäíàêî ñêàçàíî, ÷òî ÿéöî «ìóäðåíî».

Èíòåðåñåí âàðèàíò Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à Òîëñòîãî. Íà÷àëî çíàêîìîå: «Æèëè-áûëè äåä äà áàáà. Ó íèõ áûëà êóðî÷êà Ðÿáà». Äàëåå âñ¸ ïðåäñêàçóåìî – ñíåñëà êóðî÷êà ÿè÷êî: «ï¸ñòðî, âîñòðî, êîñòÿíî, ìóäðåíî». Ìûøêà õâîñòèêîì «âåðíóëà», è ðåçóëüòàò ïîíÿòåí. È íà÷àëàñü íàñòîÿùàÿ ôàíòàñìàãîðèÿ. Äåä è áàáà íà÷àëè ðûäàòü, âîðîòà ñêðèïåòü, êóðû ëåòàòü… Íî çàêàí÷èâàåòñÿ ñêàçêà óòåøåíèåì: Ðÿáà ïîîáåùàëà ñíåñòè äðóãîå ÿéöî, íå ïðîñòîå, à çîëîòîå.

Ïåðåâ¸ðòûø ïðèâû÷íîãî ñþæåòà. Ðàçáèëîñü ïðîñòîå ÿéöî, à êóðèöà âçàìåí ïîîáåùàëà çîëîòîå. Òî åñòü íå÷òî áîëåå öåííîå.

Òàéíû çà ñåìüþ ïå÷àòÿìè

ßéöî – ãëóáîêèé ñèìâîë, îëèöåòâîðÿþùèé ìèðîçäàíèå.  ñâåòå ýòîãî ñîâñåì íå ñëó÷àéíî, ÷òî â íåêîòîðûõ âàðèàíòàõ íà÷èíàëñÿ ïåðåïîëîõ, êóðû ëåòàëè, âîðîòà ñêðèïåëè. Íî åù¸ ÿéöî – ñèìâîë çàðîæäåíèÿ ÷åãî-òî íîâîãî.

 ìèôîëîãèè Èíäèè áîã Áðàõìà äîëãîå âðåìÿ ñïàë â çîëîòîì ÿéöå. Ïðîáóäèâøèñü, ñîçäàë çåìëþ, íåáåñíûé ñâîä, äóõîâ è, íàêîíåö, ëþäåé èç ðàçíûõ ÷àñòåé ñâîåãî òåëà (÷òî ïðèâåëî ê äåëåíèþ èõ íà êàñòû). Ïîÿâëåíèå ìèðîçäàíèÿ èç ÿéöà – âåñüìà âûðàçèòåëüíûé îáðàç. Ëþáîïûòíî, ÷òî â ýòîì êîíòåêñòå îíî çîëîòîå. Íàëèöî àññîöèàöèè ñ ñîëíå÷íûì ñâåòîì.

 ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè ÿéöî – âåñüìà èíòåðåñíûé ïðåäìåò. Êðàñàâèöà Ëåäà ïðèâëåêëà âíèìàíèå ñàìîãî Çåâñà. È òîò, ïðèíÿâ îáëèê ëåáåäÿ, îâëàäåë åþ. Ðåçóëüòàòîì ýòîãî ñòàëè íåñêîëüêî ÿèö, ðîæä¸ííûõ Ëåäîé. Èç îäíîãî èç íèõ ïîÿâèëàñü íà ñâåò Åëåíà Ïðåêðàñíàÿ – áóäóùàÿ íåâîëüíàÿ âèíîâíèöà Òðîÿíñêîé âîéíû. Òàêàÿ ñâîåîáðàçíàÿ íèòü, ïðîòÿíóòàÿ îò ÷óäåñíîãî ðîæäåíèÿ ê ðàçðóøåíèþ.

 ëèòåðàòóðå ðàçáèâàíèå ÿéöà – ïðîöåññ ñîâñåì íå ïðîñòîé. Êàê òóò íå âñïîìíèòü «Ïóòåøåñòâèÿ Ãóëëèâåðà» Äæîíàòàíà Ñâèôòà, ãäå øëà âîéíà ìåæäó Ëèëèïóòèåé è Áëåôóñêó. À âñ¸ èç-çà ñïîðà, ñ êàêîãî êîíöà ðàçáèâàòü ÿéöî. Âðàæäà ìåæäó òóïîêîíå÷íèêàìè è îñòðîêîíå÷íèêàìè ñòàëà íàðèöàòåëüíîé äëÿ îáîçíà÷åíèÿ áåññìûñëåííûõ ïðîòèâîðå÷èé.

Êàëåéäîñêîï çàãàäîê

Òðàêòîâîê ñêàçêè î êóðî÷êå Ðÿáå ìîæåò áûòü î÷åíü ìíîãî. Ïîðîé – âçàèìîèñêëþ÷àþùèõ. Äàæå â òîì, ÷òî êóðî÷êà – èìåííî Ðÿáà (áåëî-÷¸ðíàÿ), òîæå åñòü ñìûñë. Áåëûé öâåò – äåíü, ÷¸ðíûé – íî÷ü. À òóò äâóõöâåòèå. Ðÿáàÿ êóðèöà – ñðåäíåå ìåæäó äí¸ì è íî÷üþ. À áîëåå ãëîáàëüíî – ìåæäó æèçíüþ è ñìåðòüþ. È çîëîòîå ÿéöî – íå÷òî íåæèâîå. À ïðîñòîå – ïðîäîëæåíèå æèçíè.

Çîëîòî äîáûâàþò ïîä çåìë¸é. Ïîýòîìó îíî àññîöèèðîâàëîñü ñî ñìåðòüþ. È äåäó ñ áàáîé ïðèøëà âåñòü î ñêîðîì óõîäå. Åäèíñòâåííûé âûõîä îòñðî÷èòü ýòî – ðàçáèòü ÿéöî. Íî çîëîòî íå áü¸òñÿ. Ñäåëàëà ýòî ìûøêà – ïîñðåäíèöà ìåæäó çåìíûì è ïîäçåìíûì ìèðàìè. È äåä ñ áàáîé ïëà÷óò – îíè íå ñìîãëè îáîéòè ñóäüáó. Êóðî÷êà Ðÿáà îáåùàåò èì äðóãîå ÿéöî – ïðîñòîå. Òî åñòü øàíñ ïðîäëèòü æèçíü.

Íî ìîæíî òðàêòîâàòü è â âåñüìà áûòîâîì êëþ÷å. Çîëîòîå ÿéöî – øàíñ óëó÷øèòü æèçíü. Êñòàòè, íà ïîäîáíûå ìûñëè íàòàëêèâàåò âàðèàíò Àëåêñåÿ Òîëñòîãî, ãäå âçàìåí ðàçáèòîãî ïðîñòîãî Ðÿáà îáåùàåò çîëîòîå. Íî â âåðñèè Óøèíñêîãî äåä è áàáà íå ïîíÿëè åãî öåííîñòè. Èì íóæíà ÿè÷íèöà çäåñü è ñåé÷àñ. Ìå÷òà ñáûëàñü. Íî ýòî ñëèøêîì ïðîñòîå òîëêîâàíèå.

ßéöî ìîæåò áûòü è ñèìâîëîì âîçðîæäåíèÿ è îáíîâëåíèÿ æèçíè.  Ìèôîëîãè÷åñêàÿ ïòèöà Ôåíèêñ ñàìà ñåáÿ ñæèãàëà è âîçðîæäàëàñü. Ïî îäíîé èç âåðñèé, íà ìåñòå ñàìîñîææåíèÿ ïîÿâëÿëîñü ÿéöî, èç êîòîðîãî è ïîÿâëÿëñÿ íà ñâåò ìîëîäîé, îáíîâë¸ííûé Ôåíèêñ, åù¸ áîëåå ïðåêðàñíûé. À ïåñíÿ åãî îáëàäàëà ìàãè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè. Î÷åíü âåðîÿòíî, ÷òî æàð-ïòèöà èç ðóññêèõ ñêàçîê – òîæå íåêèé âàðèàíò Ôåíèêñà. Æàð îò ñàìîñîææåíèÿ, à çàòåì –  âîçðîæäåíèå. Ýòî ìîãëî áûòü êàê ðàç ÷åðåç íîâîå ÿéöî – î÷åíü âåðîÿòíî, ÷òî çîëîòîå.

…Íåçàìûñëîâàòàÿ íà ïåðâûé âçãëÿä ñêàçêà ñîäåðæèò â ñåáå ìíîãî ñìûñëà. Îíà ïîäîáíà çåðíó, êîòîðîå ïðîðàñòàåò ïîñòåïåííî â ñîçíàíèè ÷èòàòåëÿ, À åù¸ – ïèùà äëÿ ðàçìûøëåíèé. Ó êàæäîãî ñâîÿ öåïî÷êà àññîöèàöèé. Âåðîÿòíî, ñêàçêà åù¸ íå äî êîíöà ðàçãàäàíà. È ñäåëàòü ýòî ïðåäñòîèò íîâûì ÷èòàòåëÿì.

********************
Âïåðâûå îïóáëèêîâàíî â èíòåðíåò-æóðíàëå «ØêîëàÆèçíè.ðó»

Повесть «Черная курица, или Подземные жители» написана очень давно: впервые была напечатана в 1829 году — почти двести лет назад.

Сочинение «Черная курица» − 5 класс

Вариант 1

На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.

В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.

Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9–10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть.

Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.

Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.

Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

Вариант 2

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алеши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грезы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алеша спас Чернушку – черную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за свое спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил

Алеше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем. Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье.

Сказка заканчивается болезнью Алеши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алеша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно

и задумывается над серьезными вопросами: в чем настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: Будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алешей, волнение покидающего свое царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьезный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Вариант 3

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Это интересно:

В сказке «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского повествуется о приключениях мальчика Алеши, жителя пансиона в Санкт-Петербурге. Его одиночество скрасила курица по имени Чернушка.

В благодарность за то, что мальчик сохранил Чернушке жизнь, она провела его в подземное царство. Там король подземных жителей подарил Алеше волшебное семечко. С его помощью мальчик всегда мог знать урок, никогда его не уча. Но это нужно было держать в секрете. Со временем Алеша превратился в настоящего шалуна, отучившись работать…

Школьное сочинение по сказке «Черная курица»

Вариант 1

«Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи и рисовали слащавых, безжизненных героев — мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть Погорельского ничем не напоминала и народные детские волшебные сказки — «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Она была новой литературной сказкой. Из фольклора писатель позаимствовал А. Бенуа. Художественный прием, когда при изображении событий реальное переплетается с фантастическим. В произведении Погорельского встречаем мотивы волшебных рыцарских романов, получивших в XVIII веке широкое распространение в России. В своем творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.

В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей».

«Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», — пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика.

За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша — ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.

Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша — живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.

В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения так развивается, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» — гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», — говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.

Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего.

Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения — это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» и т. д.

Вариант 2

Наверняка, многие из нас знакомились на уроках, литературы с творчеством Антония Погорельского, а именно с его произведение «Чёрная курица или Подземные жители». Это сказка увидела свет в тысяча восемьсот двадцать четвёртом году, но актуальной она остаётся и по сей день. В повести – сказке А. Погорельского очень необыкновенный сюжет, в ней действительно есть что – то общее с фантастикой.

В данном произведении повествуется о мальчишке Алёше. Как-то раз мальчик спас курицу Чернушку. А та в благодарность провела мальчишку в подземное царство. А подземный царь в свою очередь дал мальчишка волшебное зерно, которое могло исполнить его любое желание. Что же загадал Алёша? Мальчик мечтал не делать домашнее задание, но при этом всегда знать их. Собственно говоря, это и было его желанием.

Обучался Алёша в пансионе. После учебного дня он любил проводить время за книжкой. Очень уж ему полюбились рыцарские романы. Ещё главному герою нравилось уделять внимание птицам. Мальчишке было примерно девять, а может быть десять лет.

Он всегда слушался родителей, а в пансионе получал хорошие оценки. А ещё Алешка верил во всё то, что сам придумал. Главный герой был достаточно ответственным. Чтобы спасти своего товарища он готов был пожертвовать всем, что имел.

К сожалению, когда Алёша загадал свое желание, то он начал меняться и не в лучшую сторону. Мальчик стал больше лениться, считал себя умнее всех вокруг, прекратил общаться со своими приятелями, а ещё стал через чур горделивым, однажды мальчик потерял волшебное зерно, и не знал ничего из домашнего задания. Тогда Алёша рассказал свой секрет про подземное царство и чёрную курицу, хотя обещал, что об никого и никогда не узнает. Всё подземное царство вынуждено была переехать. И всё это из-за того, что главный герой испугался. После этого случая Алёша заболел. Но к счастью он быстро пошёл на поправку. Все события, происходившие с ним ещё до болезни, начали казаться ему вымыслом. Тогда Алёша снова стал добродушным и дружественным мальчиком.

Это сказка показывает читателю, что лень – это не очень хорошее чувство. Учит проявлять уважение к тем, кто нас окружает и каждый раз думать перед тем как что-нибудь сделать.

Благодаря этому произведению к нам приходит понимание того, что обещанное необходимо выполнять во что бы то ни стало. В противном случае нас ждут необратимые последствия.

Наверно, каждый школьник мечтает о таком зёрнышке. Ведь это так здорово ничего не делать, но все знать. Но все же получается, что это вовсе не наши знания. А это очень важно самому быть умным и образованным, а не пользоваться возможностями других.

Сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица»

Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский- настоящее имя., 1787–1836) — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Вышла в свет в 1822 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

Между тем литературная деятельность писателя продолжалась всего 5 лет: в 1825 вышла повесть «Лафертовая маковница», а в 1830- роман «Монастырка». Перовский был побочным сыном графа Пазумовского — влиятельного вельможи екатерининской эпохи. Он получил великолепное домашнее образование и воспитание, затем окончил курс Московского университета доктором философии и словесных наук. После войны 1812 года, в которой он участвовал добровольцем, несколько лет жил в Германии.

Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда тип псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — в будущем известный писатель А.К. Толстой. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.

Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремится передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о Петербуржском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «черной курице…» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.

Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии о романтических приключениях средневековых рыцарей (он уже немало прочитал о них), взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, чье мастерство — в органическом слиянии фантастического и реального.

Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель- немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алёша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.

Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать.

И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя днем во дворе, он ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных. И директор училища, которого он ни разу не видел, представлялся ему «знаменитым рыцарем» в сияющих латах и шлеме с пышным султаном из перьев. Каково же было удивление мальчика, когда он при встрече с директором увидел не «шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело напудренную». Единственным его украшением был маленький пучок на затылке, а вместо блестящих лат — простой серый фрак…

Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за её спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчик превращается в волшебное существо- министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю. Для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.

П. один из первых подчинил педагогическую задачу художественному вымыслу. На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (из-за этого в подземном царстве произошло несчастье). Хорошее — самоценность детского возраста, богатство души, самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей.

Со времени опубликования «Черной К.» одной из ведущих идей стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.

После повести закрепилось 2 плана повествования: детское и взрослое. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна… Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, с исторических отступлений (рассказ каким был Петербург), в стремлении донести до слушателя- читателя аромат ушедшей эпохи (описывает детскую одежду 18 в.).

Еще одна важная заслуга П.: своей этой курицей он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Язык- без трудных для детей книжных и устаревших слов. Сознательно обращается к детской интонации.

Сочинение-анализ по теме «Черная курица»

Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?

В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда — вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину. Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского — в честь села Погорельцы, где он жил. Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.

Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом — Алексеем Константиновичем Толстым. А. Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром. И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.

  • Чем заканчивается сказка про емелю и щуку
  • Чем закончилась любовь ивана васильевича к вареньке в рассказе л н толстого после бала
  • Чем закончилась встреча с разбойниками по рассказам землемера
  • Чем заканчивается сказка о золотом петушке
  • Чем заканчивается сказка маленький принц