Чем заканчивается рассказ вам и не снилось

Главные героиделла диллингхем красивая, любящая, заботливая девушка хрупкого телосложения, чье главное богатство составляли роскошные каштановые волосы.джим диллингхем супруг

Главные герои

Делла Диллингхем – красивая, любящая, заботливая девушка хрупкого телосложения, чье главное богатство составляли роскошные каштановые волосы.

Джим Диллингхем – супруг Деллы, молодой парень двадцати двух лет, скромный чиновник, который очень любил свою жену.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Дары волхвов»
  • для самых компанейских — Главные герои «Дары волхвов»

Выводы в анализе «Дары волхвов»

Очень важно, что рассказ «Дары волхвов» краток по объему, но при этом побуждает к глубокому размышлению. О. Генри построил повествование, используя короткие четкие фразы, метко описывающие события и героев. Мы не найдем подробные описания — длинные и затянутые. Вместо этого автор оперирует прилагательными и наречиями, лексическими повторами и уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Чтобы усилить эмоциональные составляющие, лексические повторы особенно хорошо подходят здесь: «серая кошка, прогуливающая по серому забору вдоль серого дома». Учтите эту особенность, делая анализ рассказа «Дары волхвов». В заключении можно сказать, что цепочка, на которой виднеется простой и строгий рисунок, и которую купила Делла, привлекает не тем, что сверкает. У всех хороших вещей, по мнению автора, должна быть именно такая привлекательность.

Новелла «Дары волхвов» является одним из самых знаменитых произведений мастера американской короткой прозы О. Генри. Новелла вышла в свет в 1906 году в составе сборника «Четыре миллиона». Пять лет назад, в 2010 году, произведению и его создателю посвятили литературную премию. Литературная премия О. Генри «Дары волхвов» присуждается за труды, в которых выдержана формула «любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка». Инициаторами награды стали российские новеллисты.

«Дары волхвов» писались в нью-йоркской таверне Pete’s. Произведение дополнило плеяду небольших рассказов с неожиданной развязкой, на которых специализировался О. Генри.

Давайте вспомним сюжет этой трогательной новеллы о любви, жертвенности и Рождестве.

Весь мир готовился к Рождеству, а Делла Диллингхем готова была разрыдаться. Один доллар восемьдесят семь центов — вот и все, что ей удалось скопить на подарок своему любимому мужу Джиму. Она старательно откладывала цент к центу, но так и не смогла собрать достойной суммы.

Делла стояла посреди их с Джимом восьмидолларовой меблированной квартирки. В обстановке сквозила «не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность». Джим получал двадцать долларов в неделю и этого едва хватало на жизнь.

Делла рухнула на кровать и залилась слезами. Она так мечтала сделать подарок, достойный ее любимого Джима. Размечтавшись, она представляла, как подарит ему что-то особенное, как он будет радоваться и обнимать свою дорогую Деллу.

Миссис Диллингхем протерла пуховкой припухшие глаза и замерла перед трюмо. Точно! Как же она раньше не догадалась! Волосы!

Дело в том, что в семействе Диллингхем было два главных сокровища — золотые часы Джима и волосы Деллы. Если бы царица Савская жила в доме напротив, то все бы ее наряды померкли перед волосами Деллы. Длинные, каштановые, словно водопад спускающиеся ниже колен, волосы Деллы Диллингхем были воистину прекрасны.

Подобрав волосы шпильками, миссис Диллингхем быстро смахнула предательскую слезу, надела старые шляпку, накинула ветхий жакет и выбежала на улицу.

Делла продала свои косы в салон мадам Софи, который специализировался на изделиях из волос. Хозяйка привычным жестом взвесила на руке гущу каштановых волос. «Двадцать долларов», – бросила мадам Софи. «Идет», – выпалила Дела.

День близился к концу, Делла с гордостью рассматривала платиновую цепочку для карманных часов — простую и добротную, как все хорошие вещи. Делла знала, что эта цепочка должна принадлежать именно ее мужу: «Она была такая же, как и сам Джим. Скромность и достоинство — эти качества отличали их обоих». Часы Джима были так великолепны, что им бы позавидовал сам царь Соломон. Только Джиму всегда приходилось смотреть на свои часы украдкой, ведь они висели на старом кожаном шнурке. Теперь мистер Диллингхем сможет достать свое сокровище в любом обществе и гордо сказать который час.

Дела вновь с грустью посмотрела на свое отражение. Чтобы поправить последствия причиненных разрушений, миссис Диллингем завила волосы щипцами и теперь, по ее мнению, напоминала хористку с Кони-Айленда. «Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась», — торопливо помолилась Делла, когда входная дверь скрипнула, и на пороге появился Джим.

Глава семейства Диллингхем потер замерзшие руки. Ему давно были нужны перчатки, новое пальто и хороший отдых. На худом лице этого двадцатидвухлетнего мужчины отпечаталась озабоченность — нелегко быть добытчиком семьи, когда ты еще так молод.

Увидев Деллу, Джим замер как вкопанный. «Ты остригла волосы, Делл, где твои косы?» «Да, я остригла и продала. Пусть волосы на моей голове теперь можно пересчитать, но мою любовь к тебе не счесть. Или ты теперь разлюбишь меня?» «Никакая прическа или стрижка не смогут заставить меня разлюбить мою девочку! Просто открой этот сверток, и ты поймешь, почему в первую минуту я так оторопел».

Белые пальчики Деллы проворно развернули бумажную упаковку. В следующие мгновение девушка радостно вскрикнула и тут же залилась слезами. В свертке лежали черепаховые гребни. Тот самый набор, на который засматривалась Делла, видя его на полке в магазине. Один передний, два боковых, украшенные переливающимися камнями. Гребни были дорогими, и потому миссис Диллингхем не могла себе их позволить. Теперь у Деллы были гребни, но не было волос.

Когда же Делла радостно протянула Джиму цепочку, выяснилось, что часы проданы ради гребней.

Джим лег на кушетку и улыбнулся: «Пожалуй, нам пока что придется отложить наши подарки — они слишком хороши для нас. Давай жарить бараньи котлеты и встречать Рождество».

Вот такая история произошла в Сочельник. Двое глупых детей из восьмидолларовой квартирки самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими самыми большими сокровищами. Скажете, досадно? Нисколько! Волхвы, принесшие младенцу Иисусу дары, были мудрецами. Делла, Джим и все подобные им истинно мудры. Везде и всюду. Они и есть волхвы.

Новелла «Дары волхвов» отсылает к библейской легенде о волхвах, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. У славян волхвами назывались жрецы, прорицатели, которые осуществляли богослужения и предсказывали будущее по звездам. В переводе со старославянского волхв — тот, кто сбивчиво говорит, неясно бормочет. Отсюда пошли этимологические и морфологические преобразования — волшба, волшебство, колдовство.

В христианской традиции волхвами были трое царей/мудрецов/богачей, принесших дары новорожденному Иисусу. По легенде, волхвы Бальтазар, Мельхиор и Каспар являлись представителями трех поколений (юноша, зрелый мужчина, седой старец) и трех рас (африканец, европеец, азиат). Они подарили младенцу Иисусу золото, ладан и смирну.

Первый дар символизировал царственность (Иисус родился, чтобы быть земным царем), ладан символизировал божественность (назначение Иисуса быть царем небесным, Богом). Смирна (благовонная смола) была символом мученичества (Иисусу суждено умереть в муках).

Визит волхвов дал начало традиции делать подарки на Рождество и рождение ребенка. Первые рождественские дары стали христианскими реликвиями. Сейчас они хранятся в монастыре Святого Павла на Афоне. Это 28 золотых пластин и 60 бусин, сделанных из смеси ладана и смолы. Пластины отлит в форме треугольников и квадратов, а бусины нанизаны на серебряную нить.

О. Генри смело сравнивает своих героев Деллу и Джима с мудрецами, что принесли щедрые дары новорожденному Иисусу. В самих вещах, которые купили Диллингхемы, не было ничего ценного, важно то, как они им достались. И Делла, и Джим пожертвовали своими самыми большими сокровищами (шикарными волосами и часами) для того, чтобы сделать приятное своему любимому.

Любовь — самый большой подарок

Возникла довольно давно. Изначально она связана с библейской историей о волхвах, принесших благовония в дар только что родившемуся Иисусу. Увидев появившуюся на небе звезду, они поняли, что в мире появился спаситель человечества, и пришли поклониться ему.

О том, чем может пожертвовать человек ради того, чтобы доставить истинную радость любимому, идет речь в рассказе О. Генри «Дары волхвов», краткое содержание которого приводится ниже.

Сюжет

Нещадно торгуясь с зеленщиком, мясником и бакалейщиком, Делле удалось сэкономить лишь доллар и восемьдесят семь центов. Это были все нехитрые сбережения, на которые она планировала приобрести подарок мужу. Был канун Рождества, и Делле очень хотелось порадовать любимого Джима.

Супруги снимали крошечную меблированную квартирку, и едва сводили концы с концами. Но справляться со всеми трудностями им помогала большая искренняя любовь. Молодая семья обладала всего лишь двумя сокровищами: невероятно роскошными волосами Деллы, которым позавидовала бы сама царица Савская, и старинные золотые часы Джима, доставшиеся ему в наследство от отца и деда, и которыми он очень дорожил.

Делла уныло взглянула на все свои сбережения – ей очень хотелось подарить Джиму что-то особенное, редкостное, то, что было бы достойно его. Расчесывая перед зеркалом свои прекрасные каштановые волосы, спадавшие ниже колен, Делла на минуту задумалась, а затем решительно вышла из комнаты. Она пришла в магазин, торговавшим всевозможными изделиями для волос, и продала свое сокровище. На вырученные от продажи волос двадцать долларов Делла купила мужу прекрасную платиновую цепочку для его часов. Дело в том, что прекрасные золотые часы Джима висели на плохоньком кожаном ремешке, из-за которого он стеснялся в обществе доставать свое богатство и смотреть время. Теперь же у часов будет достойная цепочка, ведь Джим этого заслуживал, и никаких волос ради этого не было жалко!

Готовя мужу ужин, Делла больше всего боялась, что ему не понравится ее короткая стрижка. Она завила остриженные волосы, и с такой прической была похожа на школьника-сорванца. Когда Джим пришел домой, он уставился на жену с таким выражением лица, что ей стало страшно. Он выражало не удивление, гнев, упрек или ужас – в нем было нечто такое, что Делла никак не могла распознать. Она кинулась к Джиму и стала его обнимать. Делла рассказала, что не могла пережить того, что он останется на Рождество без стоящего подарка.

Когда Джим немного пришел в себя, он вручил жене сверток. В нем был набор дорогих черепаховых гребней, о которых она давно мечтала. В ответ Делла подарила мужу платиновую цепочку, но и ее пришлось отложить до лучших времен – чтобы порадовать жену на Рождество, Джим продал свою семейную реликвию. В своем желании дать любимому человеку самое дорогое, они были схожи с волхвами – самыми мудрыми людьми среди смертных.

Краткое содержание «Дары волхвов» О.Генри

Накануне Рождества Делла пересчитывает накопленные деньги. Но сумма в один доллар восемьдесят семь центов повергает ее в плач. На такую сумму она ничего не сможет купить в подарок своему мужу. Поэтому Делла принимает решение продать самое дорогое, что у нее есть — свои очень длинные и красивые каштановые волосы. Она продает волосы за 20 долларов, покупает платиновую цепочку (за 21 доллар) для золотых карманных часов Джима, которые достались ему от отца и деда. Затем Делла возвращается домой и ждет мужа.


Вернувшись с работы и увидев свою жену без прекрасных волос Джим оторпел, а Делла начала успокаивать его, что она сделала это для него, и что волосы отрастут. После того, как супруги обнялись, Джим бросает на стол сверток. Развернув его, Делла восторгается, а затем расстраивается, ведь в свертке был так давно понравившийся ей набор гребней для волос. Она говорит, что волосы быстро отрастут и вручает свой подарок Джиму. Но как уже можно было догадаться Джим продал свои золотые часы, для того чтобы купить подарок жене.

Особенности рассказа

Характер повествования заключается в рассказе самого автора, причем, время от времени он обращается к читателям фразами «друзья мои» и др. Чтобы анализ рассказа «Дары волхвов» был более полным, рассмотрим некоторые особенности:

Интересно, как автор во время момента, когда Делла плачет от невозможности подарить Джиму хороший подарок, вдруг отрывает читателя от этой сцены и начинает рассматривать «сам дом» — мы погружаемся в художественную обстановку пространства.

Есть и второй такой же момент, когда молодые супруги нежно обнимаются в концовке. О. Генри призывает быть более скромными, предлагая сконцентрироваться на том, чтобы рассмотреть «посторонний предмет», представляющий основную идею рассказа.

Жизнь О.Генри

О.Генри (Уияльм Сидни Портер)

Автор родился в Гринсборо, штат Северная Каролина, 11 сентября 1862 года. После окончания школы О. Генри (Уильям Сидни Портер) обучался фармацевтике и работал по специальности. После работы в медицине, Уильям начал строить карьеру в банке на должности кассира и бухгалтера. Будущий писатель проработал там какое-то время, после чего его обвинили в растрате средств и посадили за решётку.

Находясь в заключении с 1898 по 1901 год, Портер написал несколько литературных произведений. Тогда же взял псевдоним – О. Генри (иногда подписывался как Оливье Генри).

Первый в биографии писателя О. Генри рассказ был опубликован в 1899 году («Рождественский подарок Дика-Свистуна»). Первая книга «Короли и капуста» была напечатана в 1904. Среди других известных произведений писателя: «Четыре миллиона» (1906), «Сердце Запада» (1907), «Благородный жулик» (1908), «Пути судьбы» (1909), «Точные дела» (1910) и другие. Почти всю жизнь О. Генри посвятил написанию коротких рассказов с неожиданными поворотами сюжета. Лишь в конце своей жизни О. Генри занялся романами.

Скончался 5 июня 1910 года. Через несколько лет после смерти писателя была основана премия О. Генри.

6 любопытных фактов об О.Генри

Последняя семейная фотография О.Генри (1898 год) с женой, вскоре скончавшейся, и дочкой.

  1. А знаете ли вы, что О. Генри начал свою карьеру писателя при весьма пикантных обстоятельствах – в тюрьме.
  2. О. Генри – это псевдоним писателя. На самом деле его звали Уильям Сидни Портер.
  3. Рассказ «Дары волхвов» является автобиографическим. В Мексике, находясь в бегах, Портер получил телеграмму о безнадёжном состоянии любимой жены – Атолл Эстес. В отсутствие мужа, голодая и не получая никакого лечения, она в канун Рождества ухитрилась продать за 25 долларов кружевную накидку и выслать Биллу в Мехико подарок – золотую цепочку для часов. Увы, как раз в тот миг Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд до границы. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она скончалась.
  4. О. Генри заслужил себе славу как мастер короткого рассказа, особо популярного в американской литературе под названием «short story».
  5. До сих пор остаются разногласия по поводу виновности О.Генри в растрате, за которую его приговорили к пяти годам тюрьмы. Большинство исследователей все же склоняются к тому, что писатель был невиновен и его просто сделали «козлом отпущения».
  6. Похороны писателя вылились в настоящий «огенриевский» сюжет. Во время панихиды в церковь ввалилась весёлая свадебная компания и не сразу поняла, что придётся подождать на паперти.

Главные герои рассказа «Дары волхвов»

Главные герои рассказа — Делла и Джим

Жизнь героев не была сладкой, судя по описанию их квартирки «В об­ста­нов­ке не то чтобы во­пи­ю­щая ни­ще­та, но ско­рее крас­но­ре­чи­во мол­ча­щая бед­ность».

Жили герои бедно, впроголодь. В рассказе материальное противопоставляется духовному на основе такого художественного приёма, как антитеза. У Деллы и Джима были сокровища, о которых многие из нас могут только мечтать. Несмотря на нищету, они смогли сохранить и преумножить любовь друг к другу.

Чего только стоит описание Деллы, которое не оставит равнодушного ни одного мужчину.

Красавица Делла

«Делле, которая была хрупкого сложения…»

«Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза ее сверкали, но с лица за двадцать секунд сбежали краски. Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы. Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы».

«И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру».

«Снова заструился каштановый водопад».

Особенности рассказы «Дары волхвов»

Иллюстрация к рассказу «Дары волхвов»

Произведение не длинное, его можно прочесть за 10 минут, не отрываясь. Оно понравится всем читателям, как любителям долгих романов, так и людям, которые не утруждают себя чтением. О.Генри знал толк в рассказах и рассчитывал на широкую аудиторию, тем более, благодаря необычной концовке, его произведения запоминаются на всю жизнь и их хочется перечитывать снова и снова, невзирая на то, что вы можете уже их знать чуть ли не наизусть. Самое очаровательное произведение, ассоциирующееся с Рождеством и Новым годом с самых малых лет. Рекомендую к обязательному прочтению, тем более в период Рождественских выходных. Вы по-другому сможете оценить достоинства произведения, читая его в уютной домашней атмосфере, не спеша и вчитываясь в каждое предложение.

Рассказ интересен ещё и тем, что является автобиографическим. Большинство рассказов Уильям Портер писал на основе событий, произошедших в его жизни.

Цитаты О.Генри

О.Генри прогуливается с ребенком

Я отобрала 10 самых, на мой взгляд, самых сочных цитат О.Генри

  • Деньги – просто мусор по сравнению с истинной любовью.
  • Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
  • Человек для полноты своей жизни должен испытать бедность, любовь и войну. Но не сразу.
  • Таково уж свойство женского пола — плакать от горя, плакать от радости и проливать слезы в отсутствие того и другого.
  • Попасть в дурную компанию человек может в двух случаях жизни — когда он без гроша и когда он богат.
  • Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.
  • У каждого есть свое представление о счастье — совершенно так же, как у вас или у меня. По-вашему, нет ничего лучше, как носиться по свету на яхте или автомобиле и швыряться дукатами в разные заморские диковинки. А я люблю посидеть в сумерках с трубочкой и поглядеть, как засыпают прерии и всякая нечисть отправляется помаленьку на покой.
  • Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен.
  • Изголодавшееся сердце должно иметь крупицу счастья хоть раз в год.
  • Существуют только две темы, на которые можно говорить, дав волю своей фантазии и не боясь опровержений. Вы можете рассказывать о том, что видели во сне, и передавать то, что слышали от попугая.

Девушка из лагеря противника? Забирай круче: эта девушка СПЕЦИАЛЬНО присматривается к лагерю противника, чтобы найти там свою любовь. Чёрт знает, почему ей не ищется в своём лагере. Может быть, там просто нет парней с подходящими характеристиками. Может, в ней силён дух противоречия. Может, она жаждет сильных чувств — а какое чувство сильнее, чем любовь к врагу? Ну и да, пример самой Джульетты вдохновляет девушек по сей день, иногда даже неосознанно.

И да, обречённая любовь в этом случае тоже часто бывает.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Комето, дочь Птерелая, влюбилась в Амфитриона, врага её отца. Аж до того, что вырвала из головы отца золотой волос, дававший ему непобедимость и бессмертие, и отнесла Амфитриону. Тот не заценил, велел её убить.
  • Медея же!

Театр[править]

  • Romeo and Juliet — кодификатор и тропнеймер.
    • И «продолжение» за авторством Григория Горина — «Чума на оба ваши дома». Конечно, Розалина и Антонио сначала присматривались друг к другу по принуждению герцога Веронского и родни… но любовью воспылали самой настоящей.
  • Мюзикл «Вестсайдская история» — Нью-Йорк 1950-х.
    • И экранизация.
  • «Романтики» Э. Ростана — хитрые родители-соседи НАРОЧНО запретили детям видеться и разыграли смертельную вражду между собой, а сами втихаря пичкали сына и дочь романтическими историями. Результат сказался: дети влюблены, отцы потирают руки: после свадьбы детей они смогут объединить земельные участки! Но Ростан не был бы Ростаном, если бы не сыграл троп зигзагом…
  • «Аида» Джузеппе Верди — пленная эфиопка Аида влюбилась в египетского военачальника Радамеса.
  • «Магомет II» Джоакино Россини — венецианка Анна влюбилась в турецкого султана Магомета. Правда, при их первой встрече он был инкогнито, и она не знала, что он султан, но когда узнала правду, любить его не перестала.
  • Тикамацу, «Imoseyama Onna Teikin» — Коганоске и Хинадори. Конец неожиданный: появился главзлодей и потребовал отдать ему девушку в наложницы, а юношу в слуги, и тогда родители сами помогли детям умереть.

Литература[править]

  • Торквато Тассо, «Освобожденный Иерусалим». Эрминия, бывшая пленница крестоносца Танкреда, готова ночью бежать к нему из Иерусалима через линию фронта. Танкред тоже типа Ромэо — он влюблен в сарацинскую воительтницу Клоринду, и отнюдь не безответно. Колдунья Армида влюбляется в плененного ей рыцаря Ринальда, и он тоже отвечает ей взаимностью. Дополнительные очки за то, что все перечисленные, кроме Эрминии, принимают активное участие в войне, а Клоринда даже сходится в поединке с Танкредом и погибает от его руки (куда там шекспировской Джульетте, она всего лишь оплакивала двоюродного брата, убитого возлюбленнным)
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — Гарни Шепердсон и София Грэнджерфорд, чьи семьи находятся в состоянии кровной вражды.
  • Галина Щербакова, повесть «Роман и Юлька»; более известна по экранизации «Вам и не снилось…»
  • Александр Казанцев, «Фаэты» — друг в друга влюбляются дети глав противоборствующих держав.
  • Астрид Линдгрен, «Рони, дочь разбойника» — фитилёк сильно прикручен: Рони и Бирка, сына атамана враждующей с её отцом банды, связывает не любовь, а братско-сестринские чувства.
    • Потому что откуда любовь у детей до начала полового созревания? А вот что дальше будет…
  • «Отблески Этерны» — Айрис Окделл. Влюбилась в убийцу своего отца заочно — в основном по рассказам маменьки о том, какое он исчадие ада. Исчадие ада, что характерно, на заморенные постами мощи барышни не польстилось, а жаль.
  • Андрей Валентинов, «Овернский клирик» — бывшая жена главного героя, после смерти которой тот ушел в монахи.
  • Дмитрий Беразинский, «Путь исполненный отваги» — отец главного героя. Антисемит, женившийся на еврейке и не упускающий случая язвительно пройтись по её происхождению и семье. Неудивительно, что семейная жизнь не сложилась.

Кино[править]

  • «Романов и Джульета» (1961). Комедийный сюжет рассказывает о любви дочери американского посла и сына посла советского, которые любят друг друга на фоне геополитического противостояния холодной войны. Действие происходит в Конкордия — крохотном бедном королевстве на территории бывшей Иллирии.
  • «Тени забытых предков», фильм Сергея Параджанова по одноимённой повести Михаила Коцюбинского имеет больше отношения к гуцульской легенде, чем к пьесе Шекспира. Однако в основе сюжета тоже лежит любовь молодых людей из враждующих родов.
  • «Вам и не снилось». В экранизированной повести героев-школьников из враждующих семей зовут Роман и Юля, в фильме попытались смягчить аллюзию, переименовав девушку в Катю, а намёк на трагичность финала сделав минимальным.
  • «Война Принцессы» — так себе попытка от создателя «Петрова и Васечкина» снять отечественный вариант «Вестсайдской истории» или «Ромео + Джульетта» Лурманна в чернушном антураже «лихих девяностых». При этом герои даже моложе шекспировских (к которым опять же явно отсылает имя Юлька). А вот смонтированный на том же материале «Триумф» Олега Погодина (2000) уже немного в сторону.
  • «Тимур и его коммандос» — девочка из семьи, в которой исповедуют идеалы «гордой бедности», подружилась с сыном богатого криминального авторитета. За это ей постоянно прилетает от старшей сестры, хотя парнишка, вообще-то, неплохой.
  • Польский фильм 1964 года «Барышня в окошке» — получилось случайно, так как девочки из обеих враждующих семей были похищены во время татарского набега и воспитаны в других семьях.

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — Баффи, истребительницу вампиров, просто-таки тянет на вампиров. Сначала Ангел, потом Спайк…
  • Battlestar Galactica — сайлонка Шэрон влюбилась в человека Хело, да так, что аж свернула направо. А сайлонка Каприка-6 действительно любит Гая Балтара.
  • Южноафриканский The Cape Rebel — бурская девушка Мэйси влюбилась в британского офицера Джеймса. И хотя война уже закончилась, её мама по-прежнему воспринимает Джеймса как врага.
  • «Снайперы: Похоть Любовь под прицелом» — советская снайперша Катя влюбилась в немецкого коллегу и ей как-то плевать, что он убивает её же сослуживцев.

Мультсериалы[править]

Чем заканчивается рассказ вам и не снилось

Сейчас взбешённая родня нагрянет.

  • My Little Pony — Брайт Мак и Пеа Баттер, будущие родители Эпплджек, Биг Мака и Эпплблум. Выросли в конкурирующих семьях, промышлявших торговлей яблоками и грушами соответственно, и потому на дух друг друга не переносивших. Влюблённые умудрялись даже танцевать друг с другом, выдерживая многометровую дистанцию. Когда разгневанный отец невесты ворвался на церемонию бракосочетания и потребовал от дочери определиться, на какой она стороне, Пеа Баттер со слезами на глазах ответила, что теперь будет частью семьи Эппл. С этой минуты они с отцом больше не виделись.
  • «Стар против сил зла» — эпичный пример: Эклипса, будучи дочерью жестокой геноцидницы — королевы Солярии, влюбилась не в абы кого, а в предводителя ненавистных её матери монстров по имени Глобгор. В итоге сбежала с ним, оставив трон и мужа-человека, Шастакана Спайдербайта, который впоследствии отомстил ей максимально изощрённым образом.

Аниме и манга[править]

  • Ариэтти из страны лилипутов — мальчик из обеспеченной семьи случайно замечает крохотную девушку, которая помещается на ладошке, и начинает всеми способами добиваться её расположения. Несмотря на строгий родительский запрет, она всё же познакомилась и сдружилась с этим мальчиком, что в итоге привело к вынужденному переезду семьи, и так жившей на нелегальном положении, и к неизбежному расставанию героев. Неодолимая разница в размерах влюблённых, которая детям будет понятнее неодолимой разницы в социальном положении — единственный сказочный элемент этой жизненной истории.
  • City Hunter: в одной из серий третьего сезона — сын и дочь двух владельцев крупных судоходных кампаний. Когда возлюбленных разлучили, эта бой-девка и папина дочка ворвалась верхом на коне на приём, который давала по случаю дня рождения мать возлюбленного, и похитила его).
    • Присутствует и аверсия: их родители были такими же, но из-за того, что отец девушки на тайной свадьбе случайно засмотрелся на синтоистскую жрицу, он тут же получил от взревновавшей возлюбленной от ворот поворот. У их детей все получилось более благополучно.
  • Basilisk: в это перетекла ситуация с Гэнносукэ Когой и Оборо Игой, брак которых должен был прекратить многолетнюю вражду между их кланами, однако после новой эскалации конфликта они не перестали встречаться. А вот их дедушка и бабушка Дандзё Кога и Огэн Ига разыграли троп в чистом виде, тайно обручившись наперекор своим соклановцам, однако у них в итоге не сложилось. Впрочем, как и у внуков. И те, и другие в итоге смогли разве что воссоединиться в смерти.
    • Не скажите. Внуки хоть и умерли, но не предали друг друга: Оборо убила себя вместо Гэнносукэ, а сам Гэнносукэ, перед тем как отправиться следом, объявил победителем её клан.

Видеоигры[править]

  • Должна была быть отсылка и в первом Fallout, да вот вырезали. В городе Могильник были такие персонажи, как Ромеро и Джулианна (имена уже как бы намекают) из враждующих банд Клинков и Регуляторов, соответственно. Был задуман квест, в ходе которого герой должен был помочь им сойтись, после чего они бы ушли к третьей, нейтральной стороне (Последователям), либо… не помочь — с шекспировскими последствиями. В итоге квест не успели как следует доработать и попросту выбросили.
  • Disaster Report 4 — во время скитаний по пострадавшему городу ГГ занесет к враждующим жителям двух улиц, парень и девушка с которых тайно встречаются. Волей случая ГГ смягчит вражду и соединит молодых людей, при этом влюбленные окажутся единственными нормальными людьми посреди этого неблагодарного быдла.
  • Pathfinder: Kingmaker — ГГ может отыгрывать этот троп к местной фее главгаду.
  • Ys: Origin — в сюжетной линии Хьюго в него влюбляется Епона. Заканчивается для неё всё плачевно, ибо Даллас предательства не оценил. В канонической сюжетной линии, впрочем, выживает.

[изменить]

Романтические тропы и штампы

В общем и целом

Аварийное приветствие (Туфля ищет принца) • Адаптационная любовная линия • Безответная любовь (просто друг) • Безумная любовь • Бета-пара • Боевая пара (Бонни и Клайд • Одна сатана)/Ботанская пара/Творческая пара • Вечная любовь (Лебединая верность) • Влюбиться в спасителя • Влюбиться в сестру друга (Любовный обмен сиблингами) • Влюблённый хищник • В ожидании любви • Воскресла в концовке • Воссоединиться в смерти • Вторая любовь (похожа на первую vs противоположна первой) • Гамбит Зевса • Если с тобой, то я не против • Ещё и башмаков не износила • Женщина в холодильнике • Забыли первую встречу • Заочная любовь (Телефонная романтика) • Имитация романа • И умерли они в один день • И что она в нём нашла? (Не ломай ей судьбу) • Как старая супружеская пара • Красная нить судьбы • Культ любви • Любви нет места • Любимый человек из сновидений • Люблю тебя и других • Любовное письмо • Любовный треугольник (Любовный многоугольник • Блондинка vs брюнетка • Второй парень выигрывает • Первая девушка выигрывает • (Цундэрэ выигрывает) • Любовь делает (злодеем • немым • нетворческим • тупицей) • Любовь зла • Любовь-наркотик • Любовь с первого взгляда • Любовь — награда персонажу • Любовь причиняет боль • Мазохистское танго (Я тебя недостоин) • Не везёт в любви • Не получил девушку • Обречённая любовь (Оттолкнуть, чтобы спасти) • Однолюб • Она не моя девушка! • Они будут или нет?/Ничего не было • От неприязни до любви (Неполиткорректный влюблённый) • Парочка объедков • Первая любовь • Платоническая любовь • Предсмертное признание в любви • Расстались, но друзьями остались• Ревность (смешная) vs. Не знает ревности • Роман ученика и учителя (Привлекательный учитель • Сенсей-тян) vs Роман учителя и родителя ученика vs Служебный роман vs Учебный роман • Сирано • Скрывать отношения от окружающих • Стерпится — слюбится • Три дня я гналась за Вами… • Упущенная любовь • Хочу, чтобы любимый был счастлив • Фетиш • Четыре формы любви • Что ж ныне меня преследуете вы? • Эффект Флоренс Найтингейл • Я буду ждать тебя vs Не дождалась (Стать сиделкой vs Бросить в болезни • Не узнали друг друга)

Богиня любви

La Belle Dame sans Merci.jpg

Гетеро-

Ангел и демон • Блондин и брюнетка vs Брюнет и блондинка • В женщине должна быть загадка • Влюблённый злодей/Возлюбленная — злодейка • Влюблённый телохранитель • Герой и наставница • Гик и красавица • Госпожа и мальчик-слуга • Девушка из лагеря противника/Типа я Джульетта • Девушка из Нагасаки • Девушкам нравятся плохие парни vs Девушкам нравятся хорошие парни • Джентльмен и прекрасная дикарка • Дочь губернатора • Застенчивая парочка • Каков родитель, таков и супруг • Красавица и чудовище • Любит сильных женщин vs Она слишком сильна для меня • Любит слабых мужчин • Любить тень • Мрачный мальчик, весёлая девочка/Здравомыслящий парень, безбашенная девочка • Нерешительный мальчик, решительная девочка • Несладкая парочка • Он в чёрном, она в белом • Отличница и хулиган • Принцесса и рыцарь • Приторная парочка • Роман магла с магом • Рыцарь и дама сердца (Я буду защищать тебя) • Ум — это сексуально

Возраст: Влюблённый малыш • Подростковая любовь (А мальчик и не знает) • Студент и школьница • Зрелая любовь • Роман мая с декабрём • Роман декабря с декабрём • Роман однодневки с вечностью • Успеть на уходящий поезд

Межрасовые романы: Прекрасная еврейка • Роман какао с молоком • Роман кофе с какао • Роман кофе с молоком • Роман масалы с молоком • Роман мате с молоком • Роман сакэ со сливовым вином • Роман чая с молоком • Роман шербета с молоком

Межвидовая романтика: Завести роман с Ктулху • Любить Луну (Лютиэн) • Любовь и железяка • Любовь после гроба • Межвидовое скрещивание

Магнит для противоположного пола: Внезапный сердцеед vs Мисс Фансервис/Мистер Фансервис (Доктор Фансервис • Мама Фансервис • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) • Гарем не в радость (Красота — это проклятие) • О боже, какой мужчина • Роковая женщина/Роковой мужчина

Гомо- и би- Гей-вариант • Его хотят даже парни/Её хотят даже девушки • Несовместимая ориентация • Пара девушек — это сексуально vs Пара парней — это мило • Порочная бисексуальность • Слэш/Фемслэш • Юри/Яой
Фэндом Пейринг (Любимый фанский пейринг • Любимый пейринг-персонаж) • Шиппинг (канонический шиппер) • Слэш/Фемслэш
Типажи

Бетти и Вероника • Боевая подружка • Вампиры — боги секса • Влюблённый преследователь • Возлюбленная-трикстер • Возлюбленный статист • Далила • Жена декабриста • Инкубы и суккубы • Королева драмы • Ловелас (нарвался • Ловелас-недотёпа) • Лолита • Любовный фрик • Насмешник-соблазнитель • Невеста по каталогу • Неухоженная красотка vs Да она красавица! • Новая подружка Бонда • Офелия • Прекрасная принцесса/Прекрасный принц • Рубенсовская красота • Снежная королева оттаяла • То ли девочка, а то ли виденье • Тургеневская девушка • Хорошая «плохая девчонка» • Царевна-Лягушка/Принц-лягушка • Шлюха с золотым сердцем vs Продажная шлюха • Язвительная возлюбленная

Типажи в аниме: Кудэрэ • Цундэрэ • Яндэрэ

Doing it wrong Все женщины — распутницы/Все мужчины — извращенцы • Держать свечку • Женщинам секс не интересен • Ложное обвинение • Опухание романтики • Отвергнутая женщина — это страшно • Скомпрометированность • Убей свою подружку • Убить гипотенузу • Чайлд-фри • Я тебя отшлёпаю
Остальное

Агрессивные обнимашки • Безликий герой-любовник • Виртуальная пассия • Гаремное аниме vs Никакой не гарем • Грубые ухаживания • Девушка выбрала друга/Парень выбрал подругу • Держаться за руки (переплетённые пальцы) • Дразнит — значит, любит • Дровосексуализм • Коварство соблазнявшей • Любит — не любит • Любовь заставляет вас краснеть • Некроромантика • Под одним зонтиком • Пожалуйста, не оставляй меня • Привлекательный недостаток/Фетиш • Путь к сердцу лежит через желудок • Разлучить влюблённых • Романтический снег • Танец любви •

Поцелуи: Косвенный поцелуй • Поцеловать ногу • Поцелуй истинной любви • Поцелуй мой зад • Поцелуй на удачу • Роман для галочки •Прерванный поцелуй

См. также Дела семейные • Друзья и напарники • Вопросы пола
Амплуа • Основы

Геня Моисеевна жила в абсолютно правильном месте: между старой аптекой и кладбищем. Она часто говорила: тем дамам, которым не помог универмаг на станции и аптека, но кому еще рано на кладбище и хочется еще хоть маленький шматок счастья, тем по дороге надо завернуть ко мне. Я сошью им такой лифчик и такой корсет, что у них не потемнеет в глазах, а жизнь заиграет новыми красками.

Геня Моисеевна Шахнель шила лучшие бюстгальтеры по всей Казанской железной дороге и у нее не было отбоя от клиентов даже из Москвы. Геня так давно и так уверенно набила руку на чужой груди, что, не стесняясь, пришивала на свои изделия бирку «Шахнель», где вместо «х» был цветочек и получалась поперхнувшаяся Шанель. Если находился отважный камикадзе и глумливо спрашивал, не боится ли Геня подсиживать саму Коко, Геня, уничтожающе рассматривая нахала, отвечала: «Во-первых, эта буква „х“ неприлична в белье, а, во-вторых, это Вашей Шанеле должно быть стыдно! Мои лифчики знают и носят все, а ее шматы никто в глаза не видел!» И ведь была права…

Геня развернула свое дело с размахом. Два раза в году к ее калитке рано утром или когда стемнеет приезжал покоцаный рафик с надписью «Школьные завтраки» и нарисованным на кузове мордатым коротконогим школьником, давящимся ватрушкой размером с велосипедное колесо. Из кабины вылезал заведующий малаховским коопторгом Арон Квашис, а из кузова — два совершенно одинаковых крепких паренька, видимо отъевшихся на школьных завтраках, и часа два носили в дом Гени Моисеевны поблескивающие рыбьей чешуей плотные разноцветные рулоны дамаста и другого бельевого материала, складывая их в комнате без окон в поленницу.

Раз в год, обычно — весной, у гениной калитки был замечен румын, а, может, и цыган, но без кибитки и медведя, а с двумя огромными кожаными чувалами, где перекатывалось и звякало что-то непонятное. Скорее всего пуговицы всех мастей, крючки, пряжки, кнопки, ремешки и прочая бельевая упряжь. По субботам Геня не работала и к ней приходили две красковские могучие бабы гладить и отпаривать, а по понедельникам — две тонкие девушки-белошвейки с монашескими бледными лицами выполнять кружевные работы. Все остальное время Геня Моисеевна принимала клиенток и титаническими усилиями ставила их грудь на место.

Это были времена, когда женщине еще прилично было иметь тело, и говорящий лист фанеры вызывал сочувствие, а не зависть. Тогда институт груди и других выпуклых частей тела не изжил себя окончательно, а мужская часть населения, невзирая на уровень образования или его отсутствие, национальность и финансовый статус, не пытались разглядеть даму сердца в бесполом подростке старшего школьного возраста, а с удовольствием сжимали в объятиях клиентуру Гени Моисеевны. Она же не просто упаковывала этих дам в достойную обертку, она исправляла некоторые погрешности и промахи природы и обеспечивала дамам не только высокий бюст, но и высокий старт.

Когда клиентура Гени Моисеевны разрослась, то к ней нередко стали заглядывать по делу не только пышногрудые дамы или прикидывающиеся ими худосочные девицы, но и местные, а иногда и московские джентльмены в поисках подходящей спутницы. Не надо только считать Геню Моисеевну сводней, ни в коем случае! Скорее, она была селекционер и справочное бюро в одном лице. В чем-то она даже была провозвестником передачи «Жди меня», но с ее помощью искали не постаревших бывших родственников, а моложавых будущих. И надо сказать, что и в этой сфере деятельности мадам Шахнель не подводила: ни единым сантиметром не соврав, она четко обрисовывала интересующемуся достоинства претенденток, далеко выходя за пределы своего узкого профиля.

— А что, Генечка, или Роза Певзнер таки действительно такая аппетитная красотка или это дело Ваших волшебных ручек?
— Шо я Вам скажу, Ефим Соломонович…Вот Ви — гинеколог, Ви все видите знутри, но кому эта интересна, кроме Вам и той женчины? Так и я. Шо я вижу — то я вижу, но хватит, шоб об етом знали я и та, шо я вижу. Я Вам просто говору: Ви берете Роза и не будете об етом жалеть. И все, шо Ви насчупаете, Вам таки да понравится. Только не рассказывайте ей, шо Ви видели ув наших общих знакомых знутри и меньше любите ее мамочка, иначе шо ув кого знутри будет знать вся Казанская железная дорога…

— Гень Мойсевна, вспомни, нет там у тебя татарочки хорошей лет 40-45? У Рената из Хозяйственного магазина жинка померла, четверо у него, одному не сладить, а он еще и переборчивый….
— Фазиль, из татаров я имею трох, но на Рената вкус тянет только Наиля с объемом 132. Это таки неплохо, но ниже у нее объем еще больше, несмотря шо такие короткие ноги. Пусть Ренат не сомневается, она на их успеет и за детьми, и за ним бегать и пусть его не смущает нижний объем.

— Генечка, дорогая, ты, пока мой заказ отшиваешь, подумай: мне пора женить сына! Леве уже 38, лысая голова и без очков меня не узнает, а все тянет. А я внуков увидеть хочу!
— Миля, зесь не давит? Под мишками не туга? Твой Лева, нивроку, большой умнице, сейхл как у акадэмик, но эти девки же смотрят на вивеска! Поетому я советую тебе познакомить Лева с косой Бэлой Фрумкиной. Если не смотреть ей ув глаза близко, а еще и раздеть — это кукалке! Спрачь лёвины очки, када они будут знакомица и никто не пожалеет, даю гарантия!

Апофеозом гениных матримониальных талантов была удачная женитьба тогдашнего директора Малаховского рынка, старого холостяка Вагана Бадиряна. Какие только слухи о нем не ходили: и что он предпочитает школьниц, и что женщины его вообще не интересуют, чего только народ не придумывал! Но стоило Гене построить пару лифчиков историчке красковской вечерней школы, сорокалетней Аиде, как все эти сплетни рассыпались в одночасье, потому что уже через два месяца вся Малаховка и Красково плясали на их свадьбе.

Меньше, чем через год, Геня уже шила Аиде бюстгальтеры для кормящей матери, а через пролетевшие, как мгновение, 11 лет перед Геней уже выпячивала намечающуюся грудь их старшенькая Гаяна. Ваган сиял, как орден Андрея Первозванного, и больше никогда не повышал для односельчан стоимость аренды рыночного места, а Геня каждый праздник получала неподъемную корзину фруктов.

Геня Моисеевна гордо оглядывала пеструю малаховскую толпу. При той товарной убогости и бедности каждая третья женщина в Малаховке и окрестностях побывала в ловких и умелых гениных руках. Даже стоя на рынке в очереди за творогом или к бочке с молоком, Геня спиной могла определить, навалилась на нее ее счастливая клиентка или тычется неудачница в казенном белье. Те, кому повезло, разворачивали плечи, высоко поднимали подбородок и трехпалубной яхтой проплывали мимо кустов сирени и покосившихся заборов, делая вид, что не замечают восторженных и голодных взглядов встречных мужчин от прыщавых юнцов до седых почтенных отцов семейства. Вся генина паства, что недокормленная в войну и после, что располневшая от макаронно-картофельной диеты, была гениными стараниями рельефна, статна и одинаково головокружительна что в фас, что в профиль. И никакая бедность, пустые прилавки, холодящий ужас белья местного промышленного производства и железный занавес не смогли уничтожить привлекательность этих женщин и их ожидание счастья.

Гени Моисеевны давно нет. На Малаховском еврейском кладбище на сухом солнечном пригорке стоит камень, формой подозрительно напоминающий огромную, обращенную к солнцу дамскую грудь, и на нем тускло сияют вызолоченные под именем Геня Моисеевна Шахнель слова «Ты умела творить красоту». Кстати, в этой надписи в фамилии вместо буквы «х» тоже выбит цветочек, поэтому те, кто не в курсе, иногда думают, что Коко Шанель похоронена в Малаховке. Говорят, памятник Гене Моисеевне поставил директор рынка Бадирян в благодарность за свое семейное счастье. И хотя Геня была абсолютно одинокой, могила ее ухожена и там всегда стоят свежие цветы. Все-таки в Малаховке многие имели вкус и знали толк в женских достоинствах.

Рядом с домом, где я живу, три бельевых бутика. Чего там только нет, такое белье когда-то даже не снилось, кружева пеной вырываются из дверей на улицу! Прямо грех сверху что-то надевать! У сегодняшних девиц и дам нет проблемы оснастить свое тело. Но что-то нарушилось в природе.

Девочки, девушки и дамы норовят что-то в себе переделать, добавить или урезать, реновации подвергаются носы, уши, губы, скулы и, конечно, грудь. Тысячи изобретателей корпят над конструкциями, которые зрительно поднимают то, что не поднимается, увеличивают то, чего нет вообще, прячут то, что утаить невозможно, разворачивают части тела в любом направлении, но счастья не прибавляется. Всё невозможно элегантно, головокружительно шикарно, безупречно и совершенно, но в глазах гаснет надежда и пульсирует обреченность.

Геня Моисеевна, где ты, дай уже барышням счастье!

 Автор — Татьяна Хохрина

Подпишись на наш Instagram



«На заре туманной юности…» — есть такая строка у поэта. Бесспорно, юность прекрасна. Однако любой психолог скажет, что подростковая аудитория — особенная. Есть очень «закрытые», тонко чувствующие. Лидируют, как правило, уверенные в себе, но и они часто нуждаются в поддержке.

В 15 лет разобраться в собственном взрослении непросто. Этим и вызван мой интерес к обозначенной в названии теме.


«…Можно разбудить сердце…»


Эссе учителя

«У любого пацана можно разбудить сердце», — написала в анкете благополучная, «правильная» девятиклассница. И смысл фразы очевиден, и с точки зрения выразительности речи, почти безупречно. Разве что инородное — «пацан» — режет ухо, вываливается из контекста.

2020-й. Среднестатистическая школа. Рядовой урок литературы в непрофильном классе (одна группа — физико-математическая, другая — социально-экономическая). Скукота, через урок — физика (драйв и экстрим!).

Стоп. Смотрим фильм — старый, советский — «Пацаны» (1983). На часы (в ожидании перемены) смотреть перестали, увидели лица пацанов, услышали их, прониклись…

А потом обсуждали увиденное, обменивались впечатлениями и о фильме, и о рассказе Андрея Геласимова «Нежный возраст» (1995).

Почему, собственно, этот фильм и этот рассказ? По времени создания их герои и сюжеты — из другой жизни…В этой — другой — жизни (объективно непростой, переменчивой) существовали, между прочим, произведения искусства (в том числе кино, литература) для «детей и юношества».

На детство советских мальчишек и девчонок пришлись — не много не мало — киношедевры: «Дикая собака динго», «Доживем до понедельника», «Чучело», «Курьер». А еще многие вспомнят «Акваланги на дне», «Звонят! Откройте дверь!», «Белый Бим Черное Ухо», «Вам и не снилось…»

Между прочим, часто это экранизации, то есть в основе сценария — добротная литература: Р. Фраерман, Г. Троепольский, В. Железняков, Г. Щербакова, классики детской литературы.

Не уступают по значимости и имена режиссеров этих картин: Станислав Ростоцкий, Ролан Быков, Карен Шахназаров…

Пресыщенный, а потому смертельно скучающий современный молодой зритель будет в замешательстве и недоумении: в чем проблема? Уж сегодня-то любой каприз — в один клик! Хотите, например, посмотреть фильм для детей и подростков? Получите — «Назад в будущее», «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Один дома» (заметьте, производство США, в крайнем случае — Великобритания — «Гарри Поттер»). Хотите о школе? Пожалуйста — «Будка поцелуев», «Простушка», «Бунтарка», «Всем парням, которых я любила раньше», «Почти семнадцать» (опять же США, Великобритания, Китай…). Интересуетесь русским кино для данной целевой аудитории? Вот лишь некоторые из названий: «14+», «Пряничный блюз», «Все умрут, а я останусь», «Ничей», «На районе»…

Количество киносюжетов «зашкаливает». Смотри — не хочу…Да и так называемая «детская литература» представлена достаточно убедительно! Э. Веркин «Место снов», Е. Мурашова «Класс коррекции», В. Воскобойников «Все будет в порядке», Д. Сабитова «Три твоих имени», Ю. Кузнецова «Помощница ангела…». Предлагаемый в сети список имен более чем солиден.

Смущает другое: читают нынешние молодые люди нечто совсем иное. «Какие книги вы читали о ровесниках, дружбе, любви?» — на этот вопрос импровизированной анкеты старшеклассники «выдали» список имен и произведений, на 99 % состоящий из переводной литературы: Э. Портер «Поллиана», Г. Мюссо «Девушка из Бруклина», Э. фон Роден «Упрямица», Д. Грин «Бумажные города», Х. Ли «Убить пересмешника», Ч. Паланик «Бойцовский клуб», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»…

Многое из названного — откровенная «макулатура», «чтиво» вроде «Саги о злой Тане», «Дьявол носит Прада» или «Я хочу съесть твою поджелудочную»…

«Это не смертельно, — скажет унылый скептик. — Есть проблемы и поважнее. Ничего, что в головах юных — «каша» (Сэлинджер и «Коты — воители» — «в одном флаконе»), разберутся сами как-нибудь…»

Наверное, разберутся. Может быть, не смертельно. А вдруг никогда (!), если не помочь сейчас, в их «нежном возрасте», будущие мужья и жены, отцы и матери не прочитают сами, чтобы потом — вовремя — положить на письменный стол дочери или сына «Маленького принца» Экзюпери, «Белого Бима» или томик Есенина…

Юным очень нужны ориентиры, чтобы не тратилось впустую драгоценнейшее время, чтобы исключили они пресловутый метод «проб и ошибок».

В прежние времена эту функцию в том числе осуществляли «толстые» журналы (именно там публиковались книжные новинки): «Иностранная литература», «Октябрь», «Новый мир», «Москва»… Для молодежной аудитории незаменимым был журнал «Юность» (А. Алексин, Ю. Яковлев, Г. Щербакова, Д. Рубина, Ю. Поляков, В. Аксенов… — россыпь имен, на произведениях которых воспитывалось поколение).

Итак, фильм режиссера Динары Асановой «Пацаны» и рассказ Андрея Геласимова «Нежный возраст». Временная дистанция — достаточная (с момента создания фильма прошло 37 лет, рассказа — 25 лет). Идеология, социум, человек — все изменилось… Да и по части спецэффектов или хитроумных сюжетных ходов эти произведения не составят конкуренции современным блокбастерам или «экшен»…

И все же. Из отзывов: «После фильма я очень долго думал. Можно назвать это переоценкой ценностей»; «И фильм, и рассказ тронули до глубины души…»; «Я увидел становление мужчины. Сейчас стираются представления о мужской чести, слове, поступке. Фильм напоминает, что это такое».

Итак, оказалось, что и нынешнее молодое поколение не безнадежно «расчеловечено», как не преуспевают на этой ниве псевдокультуры создатели бесконечных сериалов, компьютерных игр, развлекательных программ.

Если это произведение искусства, значит, его отличительные признаки — глубина авторского замысла, а вовсе не лихо закрученный сюжет, размышление над трудной нравственно-психологической проблемой, а не нагнетание «ужасов», многогранные, во многом противоречивые характеры героев, изломы их судеб.

Режиссерская работа Д. Асановой и рассказ А. Геласимова — о человеке и его боли. Как и много лет назад, сегодняшние 15-летние не могли не оценить и пронзительную откровенность эпизодов фильма, деталей рассказа, доверительность интонации (фильм напоминает телевизионный репортаж с места событий: зал суда, спортивно-трудовой лагерь; герой рассказа открывает перед читателями страницы своего дневника).

Всё они поняли, современные взрослеющие девочки и мальчики: и основную мысль произведений, и то, какую роль в судьбах главных героев сыграли руководитель спортивно-трудового лагеря Павел Антонов (блистательная работа актера Валерия Приемыхова) и преподаватель музыки Октябрина Михайловна, одарившая молодого героя «новым» зрением и знанием жизни: «Человек смертен, следовательно, заслуживает, чтобы его уважали, любили, жалели. Твори добро!». Делясь впечатлениями, ребята говорили и писали потом, что и фильм, и рассказ заставили задуматься, растревожили: «Я стал четче понимать как ценность жизни, так и ее смысл», «Мне понравился рассказ, он настоящий», «Я поняла, что даже небольшая капля доброты способна произвести ощутимые изменения в душе и поведении человека»…

Молодые читатели и зрители сошлись в одном: и рассказ, и фильм настоящие. Что это значит?

Дети своего времени, они интуитивно чувствуют его некую фальшь, показушность.

Действительно, в прошлом остались «бумажные» письма и поздравительные телеграммы. SMS-«коммуникация» — одна из составляющих нынешней реальности.

Старшеклассники и студенты, засыпающие над учебниками в читальных залах библиотек в период экзаменов, — нынче и эта «картинка» не актуальна. Его Величество Интернет с колоссальными возможностями для пользователей молниеносно выдаст любую информацию — зачем «напрягаться»?

Еще совсем недавно были «каникулы без гаджетов» (название новомодной песенки) — в компаниях друзей, походах, песнях под гитару у костра… Сейчас мы — буквально — дистанцировались.


Тревожит вот что:


Я не знаю, как остальные, но я не чувствую


жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему…

Андрей Вознесенский

Всевозможные благотворительные фонды и организации, социальные программы по реабилитации, волонтерское движение… Все это, конечно, есть и, наверное, «работает». Смущает разве что дикая заорганизованность, ворох разрешительной документации, балльная система участия (ты волонтер — получи дополнительный балл для поступления в вуз…).

Настоящий волонтер добровольно подменит падающую от усталости санитарочку в стационаре; настоящий патриот расскажет внуку о том, как выживали в войну и верили в победу; настоящий мудрый наставник никогда не отмахнется: «Мне некогда»…

Это бабушке простительно посетовать: «Не давайте внуку читать «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева. Ему и так тяжело…»

Настоящий — он сможет, найдет время, слова. Как же иначе? Мы в ответе за тех, кто в нас поверил: шалопаи и «ботаники», девчонки и пацаны…


«Я смогла обнаружить в


себе положительные качества…»


Эссе

Я росла и расту в прекрасной и любящей семье, где меня всегда поддерживали. Уже в детстве у меня было множество идей насчет того, кем хочу стать в будущем, но до сих пор я не смогла пока определиться с этим до конца. Родители хотели и хотят, чтобы я училась и работала там, где мне нравится.

Я начала взрослеть: тогда и появились

первые ссоры

, недопонимание с обеих сторон. Первая ссора. Первая двойка. Первые слезы. И полное ощущение того, что тебя не понимают. Хотелось, чтобы рядом оказался тот, кто тебе поможет и даст дельный совет…

Обо всем этом я вспомнила, когда смотрела фильм «Пацаны». За эти полтора часа я вдруг осознала, что привычные «проблемы» и «обиды» — это ничто по сравнению с ситуациями подростков, героев фильма. Они воспитывались и росли в неблагоприятных семьях, поэтому были способны на все, даже на воровство, за которое грозил тюремный срок… Когда смотрела фильм, у меня была надежда на счастливый финал. Еще больше она укрепилась после того, как Павел Антонов, выпускник Ленинградского института физкультуры, стал наставником пацанов в спортивно-трудовом лагере. Я как зритель наблюдала за их поведением, реакцией на происходящие события, оценивала их отношение к родителям, девушкам, видела их творческую и спортивную активность. В какие-то моменты мне было страшно за них, но, когда смотрела, например, эпизод на танцевальной площадке, становилось радостно на душе, улыбка сама появлялась на моем лице…

Конец фильма режиссер Динара Асанова сделала напряженным. Это чувствовалось даже «через экран»: «трудные» подростки без вопросов побежали за своим товарищем, чтобы помочь.

Для меня этот фильм стал откровением. Он заставил задуматься о собственной жизни, дал надежду, убедил в том, что никогда нельзя отчаиваться.

Я прочитала также рассказ Андрея Геласимова «Нежный возраст». Эта история представлена в форме дневника главного героя — 14-летнего подростка. Его родители находятся в состоянии развода, друзей почти нет. Грустно, поскольку каждый ребенок хочет ощущать любовь близких людей. Подросток встречает Октябрину Михайловну — в прошлом это преподаватель музыкальной школы. Обо всех бедах и достижениях он продолжает писать в дневнике (иногда довольно грубо). Герой дает своим друзьям и знакомым смешные прозвища, влюбляется в актрису Одри Хепберн, размышляет о жизни. Когда я читала рассказ, я сопереживала главному герою, грустила и радовалась вместе с ним.

К моему большому сожалению, рассказ заканчивается как-то стремительно. Остается только догадываться, что станет с нашим героем дальше, как он переживет случившееся в его жизни горе (Октябрина Михайловна умерла). Он потерял самого настоящего и верного друга…

Рассказ должен быть прочитан каждым хотя бы раз!

Проделанная работа — это ответственная и нелегкая деятельность. Чтобы найти необходимый материал, пришлось постараться. Были объективные трудности, но и осознанная радость тоже. Я смогла обнаружить в себе такие положительные качества, как милосердие, доброжелательность и человечность. Эта работа помогла мне открыть глаза на мир, понять ошибки на примере судеб других людей. Также я увидела «вдруг», что меня окружают люди, нуждающиеся в помощи и поддержке…

Что было сложно? Это умение работать с первоисточниками (поиск материала и его систематизация), кропотливая обработка предложенных ребятам анкет.

Да и психологически приходилось себя преодолевать: благополучному взрослеющему ребенку из приличной семьи, мне и в голову не могло прийти, что кто-то из сверстников живет совсем иначе…

Мои одноклассники, как и я, не смогли остаться равнодушными к сюжетам рассказа А. Геласимова и фильма Д. Асановой. Оба произведения заставили задуматься, посмотреть на себя со стороны, обнаружить в себе самих источник действительных или мнимых «бед» и проблем, кого-то научили сопереживать.

Я действительно осознала и собственное взросление, и то, что наблюдаю в среде моих сверстников, — мучительный и определяющий всю дальнейшую взрослую жизнь период юности.

За 7 недель до Пасхи верующие принимают Великий пост. Церковь называет его «весной постной», напоминая нам, что для каждого человека это время духовного расцвета. Последняя неделя поста – Страстная седмица или Страстная неделя – самая важная.

25 апреля начинается особая неделя в жизни каждого православного христианина.

Многие, готовясь к светлому празднику Воскресения Христова, принимают решение поститься. И зачастую пост воспринимают как ограничение в еде. На самом деле его главная цель – покаяние в грехах, возможность научиться прощать и любить ближних, очиститься от дурных мыслей, ощутить мир и добро в душе. Великий пост – напоминание о 40-дневном посте Иисуса, когда Спаситель, уединившись в пустыне, боролся с искушающим Его дьяволом.

Особое значение имеет последняя неделя Великого поста, которую называют Чистой, Великой или Страстной. Она установлена церковью в память о крестных страданиях (страстях) Иисуса Христа. В храмах вспоминают последние события земной жизни Спасителя – с того момента, как Сын Божий вошел в Иерусалим, и до того дня, когда был распят на кресте и воскрес на третий день.

На протяжении Великой недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, таинства брака и крещения (как и в течение всего поста). Верующие скорбят, и каждый день Страстной (Страшной) недели посвящается размышлениям о Христе и Его учении, с каждым из этих дней связаны определенные обряды и обычаи.

Великий понедельник

В этот день в храмах вспоминают евангельский рассказ о том, как Иисус Христос проклял бесплодную смоковницу. Дерево символизирует человека, не приносящего духовного плода; того, в чьем сердце нет любви к ближнему и истинного покаяния.

Чем заканчивается рассказ вам и не снилось

Джеймс Тиссо. Проклятие смоковницы.

Вернувшись после церковной службы, наши предки принимались за уборку жилища – мыли, чистили, скребли. В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет – всю дорогу вербой метет!» При чем тут верба? Да при том, что накануне отмечалось Вербное Воскресенье. Считалось: веточки вербы, освященные в этот день в церкви, способы очистить дом от негативной энергии. Поэтому, сделав генеральную уборку, напоследок обязательно проходились веничком из вербы по всем углам – нечистое выметали.

А еще в Великий понедельник обновляли интерьер: белили стены в комнатах и расписывали их цветами. Нарисованные красные маки – не просто любимые цветы, но и символ святой крови Христа, которая когда-то давно была пролита во искупление грехов человеческих.

Великий вторник

Во вторник во время богослужений вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.  Они заставляют нас задуматься о том, что надо всегда быть готовыми к встрече с Богом, а еще – проявлять смелость, изобретательность, делать добро и никогда не унывать.

А наши предки в этот день искали места, где еще не растаял последний снег, собирали его и талой водой омывали домашних животных, чтобы уберечь их от разных болезней. С такой же целью на рассвете живность поили сеченым (соченным) молоком: семена льна и конопли растирали в ступке и разводили водой – напиток, спасающий от всех хворей, готов!

Великая среда

Страстная среда — среда Страстной недели на которой вспоминается предательство Иудой Иисуса Христа и помазание его миром.

В храмах во время проповеди сравнивают два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, уверовавшей в силу добра и покаяния и принявшей спасение, и Иуды, избравшего духовную гибель.

Чем заканчивается рассказ вам и не снилось

Тициано Вечеллио  «Кающаяся Мария Магдалина»

Наши прабабушки в Страстную среду совершали особый магический обряд, который помогал избавиться от всякой «телесной немочи» и весь год оставаться здоровыми.

Ближе к вечеру следовало подойти к колодцу или реке и кружкой зачерпнуть воду. Затем трижды перекреститься, накрыть ее чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестившись, облиться этой водой, оставив немного в кружке. После такой процедуры на влажное тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, что оставалась, выливали через окошко в кусты или цветы рядом с домом (сделать это надо было до наступления 3 часов ночи). Наши предки были уверены, что тело, омытое таким образом, будто заново рождается.

Великий четверг

В храмах во время богослужений в Великий четверг вспоминают одно из важнейших евангельских событий – Тайную вечерю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения.

Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии – Святого причастия. Каждая литургия в этот день означает участие присутствующих в храме в Тайной вечере.

Чем заканчивается рассказ вам и не снилось

С Великим, или Чистым четвергом связано много традиций и обычаев. Один из наиболее древних – очищение водой. Наши предки в этот день купались в реке, озере или парились в бане. Считалось, что это приносит красоту и здоровье. Мыли маленьких детей и даже… поросят, чтобы весь год были чистыми. В колодцах и реках опять набирали воду, на рассвете в нее опускали серебряные и золотые украшения, монетки – чтобы жить в достатке и благополучии.

Девушки заботились о красоте: чтобы кожа лица стала чистой и гладкой, нужно было умыться, а мыло ночью выбросить за порог.

Знали молодые красавицы и еще один секрет: чтобы удачно выйти замуж или пользоваться вниманием других мужчин, во время купания в Чистый четверг следовало приговаривать: «Как светел и красен Чистый четверг, так и я, раба … (имя), для всех буду прекрасной. Аминь». После водных процедур представительницы прекрасного пола подстригали концы своих кос – чтобы волосы были длинными и густыми. Кстати, именно в этот день полагалось в первый раз подстригать волосы ребенку (до года стричь малыша – грех).

В Чистый четверг убирали дом – чтобы все вокруг радовало глаз. После четверга мести пол запрещалось (убирать можно только после Пасхи). Каждая хозяйка украшала свое жилище весенними цветами.

Особые поверья связаны с четверговой солью. Щепотку заворачивали в лоскут ткани и пропекали в печи. Приготовленная таким образом соль считалась очищенной огнем от скверны (от рук Иуды) и наделялась целебными свойствами.

На протяжении всей недели в храмах покупали свечи, которые называли страстными и использовали для разных обрядов. Так, в Чистый четверг огнем страстной свечи выжигали кресты на дверях и потолках – верили, что это убережет дом от нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами.

Но главное в этот день – заботиться о чистоте мыслей и души. Начиная с Чистого четверга, было принято готовить угощение к празднику: печь куличи, пасхи, красить яйца.

Страстная пятница – день траура

Наступает Великая пятница. Это самый скорбный день, день траура. Именно в пятницу Христа предали иудейским властям. Он совершил крестный ход на Голгофу, был распят и, приняв муки, умер.

Чем заканчивается рассказ вам и не снилось

Микеланджело Бканарроти «Распятие Христа»

В Страстную пятницу запрещены работы и развлечения. Наши предки искренне верили: тот, кто смеется в пятницу, будет плакать круглый год. Соблюдается строжайший пост, а в храмах в знак глубокого траура смолкает колокольный звон.

Страшный день заканчивается. С лучами восходящего солнца приходит суббота Страстной недели.

Тихая суббота: ожидая благую весть

Субботу называют Тихой, так как Господь в это время пребывает в гробу и сходит душой в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и возвестить о победе над смертью. Это день печали и ожидания главного события – Воскресения Христова. Самое время укладывать куличи, пасочки, крашенки и писанки в пасхальную корзину. Помещают туда и другие яства (буженину, домашнюю колбасу). Обязательно надо взять с собой свечу или лампадку.

Великий пост и Страстная неделя заканчиваются, вот-вот начнется долгожданный и радостный праздник Воскресения Христова.

В субботу богослужения начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Завершается Страстная неделя по прошествии субботы – в полночь, когда верующие приветствуют друг друга восклицанием «Христос воскрес!», радуясь наступлению самого главного христианского праздника.

В старину люди свято верили, что если бодрствовать в ночь с субботы на воскресенье, то тем самым предохранишь себя от болезней, обеспечишь хороший урожай.

Спешите делать добрые дела!

Издавна считалось, что добрые дела, совершенные на Страстной неделе, способствуют освобождению от грехов и очищению души. В преддверии Пасхи было принято собирать пожертвования для оказания помощи нуждающимся. Не забывали и о животных. Так, например, на Страстной неделе выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить Божьи создания на волю.

Также на Пасху по обыкновению помогали бедным семьям, не имеющим средств, чтобы как следует отпраздновать Торжество торжеств – Светлое Воскресенье Христово.

Источник

  • Чем заканчивается рассказ бежин луг
  • Чем заканчивается рассказ гранатовый браслет
  • Чем заканчивается рассказ мой первый гусь
  • Чем заканчивается рассказ господин из сан франциско
  • Чем завершился рассказ а п чехова хирургия