Часть первая
В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание — это определённый образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живётся…
Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удаётся. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.
Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого». Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трёхсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжёт значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждёт друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.
Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улёгся Илья Ильич на свой диван… Так и улёгся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чём не отстававший от своего барина. Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.
Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где всё дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Всё мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар…
Часть вторая
Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим. Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает — Бог весть».
Первое, с чего начинает Штольц — вытаскивает Обломова из постели и везёт в гости в разные дома. Так начинается новая жизнь Ильи Ильича.
Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встаёт по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся — вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился. Штольц ввёл его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделённый от природы необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поёт, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильёй Ильичом, мало этого — необходимо пробудить его к разумной деятельности.
Тем временем и Захар нашёл своё счастье — женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.
Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может…
Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нём не в силах понять.
Часть третья
Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону.
Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом всё более и более отчётливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.
Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своём избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов — узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдёт. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» — размышляет Обломов, понимая, что всё происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.
Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон. Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки. А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича — он заболевает горячкой.
Часть четвёртая
Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день… И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина. Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает тёмные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась.
Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием…
А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением ‹…› покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать…». Обломов нашёл своё тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу. Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу…
А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны, и первую роль в нём стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы. Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами — «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».
А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню…
Пересказала Н. Д. Старосельская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Многомудрый Литрекон с удовольствием поработал и написал итоговое сочинение на тему: Что может исказить жизненный путь? Аргументы, тезисы, заключения, вступления — все это представлено в изобилии. Приятного просвещения!!
Вариант 1
(399 слов) Каждый человек планирует свой жизненный путь, но далеко не все планы реализуются в делах. Почему так? А потому что на его дороге встречаются препятствия, и от того, сможет ли он их преодолеть, зависит его дальнейшая судьба. И таких испытаний великое множество. Их подробное описание мы встречаем в классической литературе.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой в юности был амбициозным и талантливым человеком, но в зрелости обрюзг, деградировал и превратился в алчного Ионыча, которого никто не уважал и не любил. Почему так произошло? Очевидно, что жизненный путь Дмитрия был искажен, а чем? В его случае основополагающую роль сыграло влияние среды. Оно сбило с толку молодого врача, когда он приехал в захолустье и оказался в окружении обывателей. Сначала Дмитрий находил силы противиться их воздействию, избегал тех, чей образ жизни ему не нравился. Однако со временем одиночество, усталость от рутины и неуверенность в себе вынудили Дмитрия подражать всем остальным и искать покой в мещанском прозябании и охоте за материальными благами. Отказ Катерины, разочарование в Туркиных, неумение держаться своего курса — все это изменило направление Дмитрия. Герой, мечтающий помогать людям и делать мир лучше силой своего знания, стал тем, кого не смог бы уважать в юности. Его путь исказило испытание чужим влиянием, которое он провалил.
Но бывает и так, что препятствие на путь человека настолько трудное, что его едва ли можно достойно преодолеть. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание». Оля была обычной гимназисткой из обеспеченной семьи, но в подростковом возрасте ее развитие слишком сильно ускорилось, и учительницы были удивлены расцветом женственности в этом ребенке. Впоследствии их потрясла трагедия: Олю застрелил на вокзале офицер, который утверждал, что девушка сама спровоцировала расправу, обманув его. Оказалось, что героиня вела двойную жизнь: соблазняла молодых людей, обещала им совместное будущее, а потом лишь смеялась над ними. Почему совсем еще девочка стала вести себя так аморально? Причина была ужасна: ее изнасиловал друг отца, который воспользовался отсутствием родителей Оли и склонил ее к половому акту. После этого психика героини была травмирована, она ненавидела своего соблазнителя, и свое чувство она направила на всех остальных мужчин. Ее жизненный путь исказило испытание, которое не по силам превозмочь ребенку.
Таким образом, жизненный путь человека норовят исказить разнообразные препятствия, которых на нашем веку встречается немало. Каждый из нас должен приложить все силы, чтобы решить проблемы и выйти из тупика с честью и достоинством. Для этого очень важно помнить, кто ты и куда ты идешь. Целеустремленность позволит обойти или преодолеть преграды.
Вариант 2
(411 слов) К сожалению, далеко не все судьбы людей складываются так, как они хотели бы. Очень часто на дороге жизни мы спотыкаемся, уходим в сторону, а порой и падаем так больно, что подняться вновь становится крайне сложно. Но нельзя не признать тот факт, что наш путь искажают наши же ошибки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно описал те заблуждения, которые позволяют человеку испортить себе жизнь. Иллюзии Родиона оправдали убийство старухи-процентщицы, и молодой человек с большими перспективами и талантами стал преступником. А ведь Раскольников получил все возможности для успешной самореализации. Его обеспечивали сестра и мать, он уже поступил в высшее учебное заведение и мог продолжить обучение, если бы, как Разумихин, работал и копил. В отличие от Сони Мармеладовой, он не должен был содержать семью и жертвовать собой. У него были способности, которые можно было бы применить на пользу обществу. Но Родиона сломала бедность, ведь он был слаб и тщеславен. Большое самомнение стало его главной ошибкой. В отличие от того же Дмитрия, он хотел всего и сразу, но трудиться ради этого честно готовности у него не было. Это и есть источник теории о вседозволенности. Это и есть ошибка, которая исказила жизненный путь героя.
Но чаще всего нас уводит в сторону от цели другая ошибка — потворство своей лени. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» подтвердил это. Илья Ильич имел все возможности, чтобы реализовать себя и прийти к успеху. У него были дворянское происхождение, солидное наследство, ему дали высшее образование и капитал. Казалось бы, чего еще нужно для полного счастья и быстрого старта? Но все эти перспективы и дары судьбы Илья Ильич рассеял по ветру, потому что ему было лень что-либо делать. Обломов настолько деградировал, что не мог заполнить заявление при случае, хотя учился делопроизводству. Даже любовь к Ольге не мотивировала его привести в порядок финансы и начать уже работать, чтобы обеспечивать семью. И в союзе с Агафьей Илье было хорошо потому, что она взяла все хлопоты на себя, а мужу осталось лишь лежать и получать удовольствие от сытости и комфорта. Не такой судьбы хотел жизнерадостный и активный Илюша в детстве, но его путь искажен бесконечным потворством лени. Нельзя ничего добиться, если человек не готов и пальцем о палец ударить ради достижения цели.
Таким образом, наш путь искажают ошибки. Люди идут на поводу у своих заблуждений и оказываются у них в плену. А реальная жизнь проходит мимо. Блуждая по дорогам самообмана и порочных наклонностей, мы приходим не к тем результатам, которые так хотели получить.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
21.10.2021 16:53:22
ÐвÑоÑ: Ð®Ð»Ð¸Ñ Ð¢Ð¾ÐºÑанова
ÐизненнÑй пÑÑÑ-ÑÑо поÑÑоÑннÑй вÑбоÑ,Ñак как в лÑбой ÑиÑÑаÑии Ñеловек вÑнÑжден жеÑÑва Ñем-Ñо Ñади доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑобÑÑвеннÑÑ
Ñелей. ÐаждÑй пÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑмÑÑл.ÐÑли ÑÑо-Ñо Ð¸Ð´ÐµÑ Ð½Ðµ по планÑ,не нÑжно ÑдаваÑÑÑÑ, благодаÑÑ Ð¾Ñибкам лÑди наÑ
одÑÑ Ð²ÑÑ
од из ÑазлиÑнÑÑ
ÑиÑÑаÑий,ÑзнаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ нового и ÑазбиÑаÑÑÑÑ Ð² Ñебе.ÐÐ»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ð³Ð¾ ÑезÑлÑÑаÑа необÑ
одимо пÑеодолеÑÑ Ð»ÑбÑе ÑÑÑдноÑÑи. Тема жизненного ÑмÑÑла одна из главнÑÑ
Ñем миÑовой лиÑеÑаÑÑÑÑ. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑÑÑÑ Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑм пÑоизведением.
Ð Ñомане «Ðбломов»ÐонÑаÑов показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð³ÐµÑоÑ, коÑоÑÑй не Ñмог опÑеделиÑÑ Ñвой жизненнÑй пÑÑÑ. ÐлÑÑ ÐлÑÐ¸Ñ Ð½Ð¸ к ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑÑÑемиÑÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ
Ñелей и планов, гÑÑбо говоÑÑ, он не живеÑ, а пÑоÑÑо ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ ,Ñак как вÑе Ñвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° диване.Ðбломов не пÑÐ¸Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑилий,ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑделаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð»ÑÑÑе. ШÑолÑÑ Ð¸ ÐлÑинÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ðбломова,но понимаÑÑ,ÑÑо без желание Ñеловека ÑÑо невозможно ÑделаÑÑ.ÐлагодаÑÑ ÐлÑге ÐлÑинÑкой, ÐлÑÑ ÐлÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñал ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ и вÑÑ
одиÑÑ Ð² обÑеÑÑво,но ÑеÑез какое-Ñо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ ÑÑÑал Ð¾Ñ Ñакой акÑивноÑÑи и веÑнÑлÑÑ Ðº пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸.Ðез Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñеловека никÑо не ÑпоÑобен измениÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑÑдÑбÑ,каждÑй Ñам вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ,по коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑледÑÐµÑ Ð²ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
Ðе менее ÑÑким пÑимеÑом ÑвлÑеÑÑÑ ÑаÑÑказ ÐÑина «ÐÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ñ Ðампа». СÑилÑÑон богаÑÑй Ñеловек, ÑÑгÑавÑий злÑÑ ÑÑÑÐºÑ Ñ Ð±ÐµÐ·Ð´Ð¾Ð¼Ð½Ñм Ðвом, коÑоÑÑй из-за ÑÑÑдноÑÑей Ñ ÑабоÑой оказалÑÑ Ð½Ð° ÑлиÑе. СÑилÑÑон пÑедложил ÐÐ¶Ð¾Ð½Ñ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾ зажигаÑÑ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð° на кваÑÑиÑе за опÑеделеннÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑ.ÐÑим он Ñ
оÑел показаÑÑ, ÑÑо ÑпоÑобен ÑпÑавлÑÑÑ ÑÑдÑбами дÑÑгиÑ
лÑдей. СÑилÑÑон ÑÑиÑал,ÑÑо пÑи вÑполнении Ñакой ÑабоÑÑ Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑойÑи Ñ Ñма или ÑпиÑÑÑ.Ðо Ðжон доказал обÑаÑное:наÑал ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸, изÑÑаÑÑ Ð°Ð½Ð°ÑÐ¾Ð¼Ð¸Ñ ,поÑÑÑпил в медиÑинÑкий колледж и в поÑледÑÑвии ÑÑал Ñ
оÑоÑим вÑаÑом. ÐÑим пÑимеÑом авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð», как Ñеловека, коÑоÑÑй ÑÑÑемиÑÑÑ Ðº ÑемÑ-Ñо и веÑÐ¸Ñ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑего пÑÑи ÑпоÑобен добиÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑижимÑÑ
Ñелей.
Ðз вÑего вÑÑеÑказанного можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод,ÑÑо жизни пÑÑÑ-ÑÑо пÑеодоление ÑазлиÑнÑÑ
ÑÑÑдноÑÑи ,Ñади доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñели. Ðе каждÑй Ñеловек ÑпоÑобен довеÑÑи наÑаÑое до конÑа, некоÑоÑÑе ÑдаÑÑÑÑ Ð½Ð° полпÑÑи,не доÑÑигнÑв никакиÑ
ÑезÑлÑÑаÑов.Я ÑÑиÑаÑ,опÑÑÑиÑÑ ÑÑки- ÑÑо ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ Ð¾Ñибка ,Ñак как вÑÑ
од еÑÑÑ Ð¸Ð· лÑбой ÑиÑÑаÑии. ÐонеÑно, ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð»Ñди ,коÑоÑÑе благодаÑÑ ÑложнÑм обÑÑоÑÑелÑÑÑвам добиваÑÑÑÑ ÑÑпеÑ
а и ÑÑановиÑÑÑ ÑолÑко ÑилÑнее.Ðо Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ,Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð½Ðµ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑмÑÑла,когда Ñ Ñеловека Ð½ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ
ÑÑÑÑемлений, Ñелей и меÑÑаний.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ЮлиÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² ÑоÑинении ÑаÑкÑÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° пÑимеÑе 2 пÑоизведений ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на логиÑеÑкие ÑкаÑки Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑедложениÑми, мÑÑлÑми и множеÑÑво гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ðнализ доÑÑаÑоÑнÑй, Ñ ÑлеменÑами пеÑеÑказа.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐогиÑеÑкие наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ меÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла Ñказанного.
ÐизненнÑй пÑÑÑ-ÑÑо поÑÑоÑннÑй вÑбоÑ,Ñак как в лÑбой ÑиÑÑаÑии Ñеловек вÑнÑжден жеÑÑва Ñем-Ñо Ñади доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑобÑÑвеннÑÑ Ñелей. ÐаждÑй пÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑмÑÑл.
логиÑ.ÑкаÑок Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑедложениÑми
ÐÐ»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ð³Ð¾ ÑезÑлÑÑаÑа Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ пÑеодолеÑÑ Ð»ÑбÑе ÑÑÑдноÑÑи. Тема жизненного ÑмÑÑла одна из главнÑÑ Ñем миÑовой лиÑеÑаÑÑÑÑ.
логиÑ.ÑкаÑок Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑедложениÑми
….Ñак как вÑÑ Ð¾Ð´ еÑÑÑ Ð¸Ð· лÑбой ÑиÑÑаÑии. ÐонеÑно, ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð»Ñди ,коÑоÑÑе благодаÑÑ ÑложнÑм обÑÑоÑÑелÑÑÑвам добиваÑÑÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð° и ÑÑановиÑÑÑ ÑолÑко ÑилÑнее.
логиÑ.пÑовал, пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе пÑоÑивоÑеÑаÑ, Ñем подÑвеÑждаÑÑ Ð¸ ÑÑиливаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑевÑе оÑибки не влиÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑм обÑазом на воÑпÑиÑÑие ÑекÑÑа.
.Ðбломов не пÑÐ¸Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑилий,ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑделаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð»ÑÑÑе. ШÑолÑÑ Ð¸ ÐлÑинÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ðбломова,но понимаÑÑ,ÑÑо без желание Ñеловека ÑÑо невозможно ÑделаÑÑ.
повÑоÑ
СÑилÑÑон пÑедложил ÐÐ¶Ð¾Ð½Ñ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾ зажигаÑÑ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð° на кваÑÑиÑе за опÑеделеннÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑ.
поÑÑдок Ñлов в пÑедложении лÑÑÑе измениÑÑ
ÐÑим пÑимеÑом авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð», как Ñеловека, коÑоÑÑй ÑÑÑемиÑÑÑ Ðº ÑемÑ-Ñо и веÑÐ¸Ñ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑего пÑÑи ÑпоÑобен добиÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑижимÑÑ
Ñелей.
Ðз вÑего вÑÑеÑказанного можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод,ÑÑо жизни пÑÑÑ-ÑÑо пÑеодоление ÑазлиÑнÑÑ
ÑÑÑдноÑÑи ,Ñади доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñели. Ðе каждÑй Ñеловек ÑпоÑобен довеÑÑи наÑаÑое до конÑа, некоÑоÑÑе ÑдаÑÑÑÑ Ð½Ð° полпÑÑи,не доÑÑигнÑв никакиÑ
ÑезÑлÑÑаÑов.
повÑоÑÑ
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 14
ÐÑÑогÑаÑиÑ
СÑилÑÑон ÑÑиÑал,ÑÑо пÑи вÑполнении Ñакой ÑабоÑÑ Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑойÑи Ñ Ñма или ÑпиÑÑÑ.
СÐÐТЬСЯ
Ðо Ðжон доказал обÑаÑное:наÑал ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸, изÑÑаÑÑ Ð°Ð½Ð°ÑÐ¾Ð¼Ð¸Ñ ,поÑÑÑпил в медиÑинÑкий колледж и в поÑледÑÑвии ÑÑал Ñ Ð¾ÑоÑим вÑаÑом.
ÐÐÐСÐÐÐСТÐÐÐ
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Тема жизненного ÑмÑÑла ТÐРРодна из главнÑÑ Ñем миÑовой лиÑеÑаÑÑÑÑ.
ÑиÑе Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñим и ÑказÑемÑм
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐТ обÑаÑÑÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑм пÑоизведением.
запÑÑÐ°Ñ Ð² СÐÐ
СÑилÑÑон ТÐРРбогаÑÑй Ñеловек, ÑÑгÑавÑий злÑÑ ÑÑÑÐºÑ Ñ Ð±ÐµÐ·Ð´Ð¾Ð¼Ð½Ñм Ðвом, коÑоÑÑй из-за ÑÑÑдноÑÑей Ñ ÑабоÑой оказалÑÑ Ð½Ð° ÑлиÑе.
ÑиÑе Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñим и ÑказÑемÑм
ÐÑим пÑимеÑом авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð», как Ñеловека, коÑоÑÑй ÑÑÑемиÑÑÑ Ðº ÑемÑ-Ñо и веÑÐ¸Ñ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑего пÑÑи ÐÐТ ÑпоÑобен добиÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑижимÑÑ Ñелей.
запÑÑÐ°Ñ Ð² СÐÐ
лиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ
ÐÑаммаÑика
ÐизненнÑй пÑÑÑ-ÑÑо поÑÑоÑннÑй вÑбоÑ,Ñак как в лÑбой ÑиÑÑаÑии Ñеловек вÑнÑжден жеÑÑва Ñем-Ñо Ñади доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑобÑÑвеннÑÑ Ñелей.
жеÑÑвоваÑÑ
.ÐÑли ÑÑо-Ñо Ð¸Ð´ÐµÑ Ð½Ðµ по планÑ,не нÑжно ÑдаваÑÑÑÑ, благодаÑÑ Ð¾Ñибкам лÑди Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð²ÑÑ Ð¾Ð´ из ÑазлиÑнÑÑ ÑиÑÑаÑий,ÑзнаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ нового и ÑазбиÑаÑÑÑÑ Ð² Ñебе.
оÑибка в поÑÑÑоении пÑедл. Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ñод.Ñленами
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑÑÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑм пÑоизведением.
Ð … ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐЯÐ
ШÑолÑÑ Ð¸ ÐлÑинÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ðбломова,но понимаÑÑ,ÑÑо без желание Ñеловека ÑÑо невозможно ÑделаÑÑ
ÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐЯ
СÑилÑÑон пÑедложил ÐÐ¶Ð¾Ð½Ñ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾ зажигаÑÑ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð° на кваÑÑиÑе за опÑеделеннÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑ.
Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ñ Ð ÐºÐ²Ð°ÑÑиÑе
ÐÑим пÑимеÑом авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð», как Ñеловека, коÑоÑÑй ÑÑÑемиÑÑÑ Ðº ÑемÑ-Ñо и веÑÐ¸Ñ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑего пÑÑи ÑпоÑобен добиÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑижимÑÑ Ñелей.
наÑÑÑение ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñим и ÑказÑемÑм
ÐонеÑно, ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð»Ñди ,коÑоÑÑе благодаÑÑ ÑложнÑм обÑÑоÑÑелÑÑÑвам добиваÑÑÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð° и ÑÑановиÑÑÑ ÑолÑко ÑилÑнее.
наÑÑÑение ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñим и ÑказÑемÑм
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ЮлиÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ гÑаммаÑикой и пÑнкÑÑаÑией.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ
Косолапова Наталья Юрьевна
29.01.2021.
Тест. Литература, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Курсантам необходимо знать содержание произведений «Шинель», «Обломов», «Гроза», «Отцы и дети»; знать характеристику и описание главных героев; основную идею произведения.
Вопрос 1
Какая фамилия у Акакаия Акакиевича?
Варианты ответов
- Башмачкин
- Башмак
- Башмачок
Вопрос 2
Какой гражданский чин был у Акакия Акакиевича?
Варианты ответов
- титулярный советник
- статский советник
- коллежский регистратор
Вопрос 3
Какое событие становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича?
Варианты ответов
- получение наследства
- женитьба
- пошив новой шинели
Вопрос 4
Где в Санкт-Петербурге стали встречать призрак Башмачкина?
Варианты ответов
- на Невском проспекте
- у Калинкина моста
- возле Медного всадника
Вопрос 5
Как называется место, где работал главноый герой повести «Шинель»?
Варианты ответов
- канцелярия
- контора
- департамент
Вопрос 6
Какую сумму на копил Акакий Акакиевич за несколько лет?
Варианты ответов
- более 20 рублей
- более 40 рублей
- ничего не накопил
Вопрос 7
Какой чин носит «значительное лицо» в повести «Шинель»?
Варианты ответов
- штабс-капитан
- полковник
- генерал
Вопрос 8
К какому жанру относится произведение И.А.Гончарова «Обломов»?
Варианты ответов
- повесть
- социально-бытовой роман
- исторический роман
Вопрос 9
Что означает понятие «Обломовщина»?
Варианты ответов
- Угнетение русского народа
- Безволие, состояние лени, апатии и бездеятельности.
- То же самое, что и крепостное право.
Вопрос 10
Чем страшна «обломовщина»?
Варианты ответов
- Деградацией самого человека
- Изменением общественного строя
- Усилением неравенства социальных слоёв
Вопрос 11
Кем приходится Захар Илье Ильичу Обломову?
Варианты ответов
- Дядюшка Обломова по материнской линии
- Слуга, служащий Обломову верой и правдой с самого детства
- Племянник Ольги
Вопрос 12
Кем был Илья Ильич Обломов?
Варианты ответов
- графом
- городским чиновником
- помещиком
Вопрос 13
Сколько лет было Илье Ильичу?
Варианты ответов
- 20-25
- 30-32
- 40-42
Вопрос 14
Какая вещь была символом «обломовщины»?
Варианты ответов
- халат
- часы
- книга
Вопрос 15
Какой образ жизни вёл Штольц?
Варианты ответов
- Лежал на диване
- Был постоянно в движении
- Всё своё время посвящал только ведению хозяйства
Вопрос 16
Кто был первой любовью Ольги Ильинской?
Варианты ответов
- Штольц
- Мухояров
- Обломов
Вопрос 17
Кому принадлежат слова? «Нет, я тебя не оставлю так. Через неделю ты не узнаешь себя. Уже вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я на мерен делатьс с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя.»
Варианты ответов
- Штольцу
- Обломову
- Захару
Вопрос 18
Как сложилась жизнь Ильи Ильича Обломова?
Варианты ответов
- Женился на Агафье Матвеевне и у них родился сын
- Так и остался лежать на своём диване один
- Женился на Ольге Ильинской и у них было двое детей
Вопрос 19
Как сложилась жизнь Захара?
Варианты ответов
- Завёл своё хозяйство
- Стал просить милостыню
- Умер сразу после смерти хозяина
Вопрос 20
Произведение «Отцы и дети» — это…
Варианты ответов
- роман
- рассказ
- повесть
Вопрос 21
Проблема, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»
Варианты ответов
- положение рабочего класса
- система поведения человека, нравственные принципы
- общественный долг, воспитание
Вопрос 22
Что было в конце дуэли Базарова и Пала Петровича Кирсанова?
Варианты ответов
- Базаров погиб
- Кирсанов погиб
- Кирсанов был ранен
Вопрос 23
Прочитайте и определите, о ком говорит Тургенев?
«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана… именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою «
Варианты ответов
- Фенечка
- Евдоксия Кукшина
- Анна Сергеевна Одинцова
Вопрос 24
Будущая специальность Базарова
Варианты ответов
- врач
- инженер
- учитель
Вопрос 25
Как автор объясняет неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?
Варианты ответов
- По мнению Тургенева, люди, подобные Базарову, бесполезны
- Тургенев считал, что время «Базаровых» ещё не пришло
- Автор полагал, что Базаров и ему подобные приносят России только вред
Вопрос 26
Действие драмы «Гроза» происходит:
Варианты ответов
- в Москве
- в Калинове
- в Петербурге
Вопрос 27
Мужа Катерины звали…
Варианты ответов
- Борис
- Тихон
- Кудряш
Вопрос 28
Кабаниха принадлежит к типу литературных героев…
Варианты ответов
- «самодур»
- «лишний человек»
- «маленький человек»
Вопрос 29
Драма «Гроза» заканчивается фразой…
Варианты ответов
- Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
- Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
- Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
Вопрос 30
Основным конфликтом драмы «Гроза» является:
Варианты ответов
- история любви Катерины и Бориса
- история любви Тихона и Катерины
- столкновение самодуров и их жертв
Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»
Цель урока:
1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;
2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;
3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.
Беседа по пройденному материалу:
Какова роль визитеров в начале романа?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Вспомните содержание 5 главы романа:
Кто такой Обломов?
Какова его жизнь в Петербурге?
Где учился, служил?
Каково его отношение к начальнику?
Увлекался светом?
Почему оказался на диване?
Почему он такой?
`
Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».
В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?
В главе «Сон Обломова».
Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» — сон Татьяны;
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева;
В.А. Жуковский баллада «Светлана» — сон Светланы.
В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?
Функция сна в произведениях:
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Функция сна в романе «Обломов»:
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Композиция сна
Какова композиция этой главы?
Из скольких частей состоит (условно)?
Как вы это определили?
Композиция сна
«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
3. Чудесная страна. Сказки няни.
4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Сформулировать ответ письменно в тетради)
Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)
«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»
Вспомните описание утра;
Каков полдень? Каков вечер?
Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
С какой целью автор использует пейзаж?
Анализ 2 части сна:
Семилетний Обломов в родительском доме.
Распорядок дня.
Воспитание мальчика.
Восприятие окружающего мира.
Анализ 3 части сна:
Чудесная страна.
Сказки няни.
Анализ 4 части сна:
Обломову 13-14 лет.
Образование Обломова.
Взгляды обломовцев на жизнь.
Роль сна в романе:
Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.
Автор показывает читателям истоки характера героя:
как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.
Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?
Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Илья Муромец.
Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
в) естественность;
г) изобилие;
д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.
Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:
Обломовка —
а) мир изобилия;
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.
Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Образ матери
Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).
Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.
Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.
Социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия.
Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя.
Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.
(Вспомним семантику фамилии героя: Обломов — «обломок», часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии).
Реализация домашнего задания: (работа в тетради)
Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:
Положительные стороны жизни обломовцев:
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
5. Любовь матери.
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отрицательные стороны жизни обломовцев:
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
6.Воспитание Обломова «по-обломовски».
Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.
И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Домашнее задание:
Приготовить рассказ о Штольце в романе:
портретные особенности;
семья;
воспитание;
образование;
образ жизни;
ценностные ориентиры.
(ч.2, главы 1 – 4)