Чем волшебство в сказке андерсена снежная королева отличается от волшебства в народных сказках

История создания сказка снежная королева была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике новые сказки 1845. сборник очень удачно

История создания

Сказка «Снежная королева» была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике «Новые сказки» (1845). Сборник очень удачно появился 21 декабря, накануне Рождества.

В разгаре был роман Андерсена с Дженни (Йенни) Линд. Хотя трудно назвать романтические отношения романом: Линд называла Андерсена братцем. Образ холодной певицы, не отвечавшей Андерсену взаимностью и через 10 лет после знакомства вышедшей замуж за известного композитора, как считают биографы, лёг в основу образа Снежной королевы. С другой стороны, идеальная братская любовь отражена в образе Герды. Таким образом, Герда и Снежная королева – две ипостаси возлюбленной, которые не соединяются в одной личности. Это холодные поцелуи бессердечной красавицы или сердечная дружба без намёка на эротические отношения.

Мифологическая основа образа Снежной королевы

Андерсен тяжело переживал смерть отца. Мальчиком он услышал его последние слова: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне». Так в скандинавских мифах обозначалась зима, холод и сама смерть – воплощённое холодное оцепенение. Так что Снежная королева – личный враг получившего детскую травму Андерсена.

Философская основа сказки

Андерсен увлекался натурфилософией Шеллинга и философом Я.Беме. Идея Беме об андрогинности человека нашла воплощение в оппозиции лета и зимы. Кай и Герда представляют собой единое целое, они неразлучны в тёплое время года. Но зимой каждый заключён в своей квартире. Это метафора докультурного андрогинного человека. Тогда зеркало тролля, ранящее сердце и изменяющее взгляд – это влияние культуры, отделяющей человека от природы. Человек не видит красоту природы, розы для Кая уродливы, человек наслаждается игрой рассудка – порождения культуры. Спасение Андерсен видит в христианских ценностях.

Литературное направление и жанр

Андерсен считается писателем-романтиком. Именно сказка – жанр, который пользовался особой любовью в эпоху романтизма. Для романтиков идеал недостижим. Мир наполнен противоположностями; добро и зло, жизнь и смерть, тепло и холод воплощены в разных героях и никогда не смешиваются. Но Андерсен в своих произведениях переплетает реальность и фантастику. Волшебное зеркало тролля разбивается, и осколки проникают в мир людей. Зло попадает в мир, вытесняет добро и смешивается с ним. Герои сказки совершенно реалистичны. Да, вороны разговаривают, а Снежная королева летает по небу, но все характеры жизненны. Так что Андерсен, очевидно, находится на переходной ступени от романтизма к реализму.

Жанр сказки «Снежная королева» часто определяют как сказочная повесть. Это самая длинная сказка Андерсена, она состоит из 7 историй, каждая из них – определённая картина мира, этап в жизни человека.

Тема и основная мысль

Тема сказки такая же, как и во всех сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой. Основную мысль высказывает мудрая финка. Она объясняет оленю, что сила Герды в её «милом, невинном детском сердечке». Но Герда так сильна, что ей служат и люди, и животные, не сама по себе. В её сердце живёт Бог, именно Бог помогает человеку побороть зло и делает слабого сильнейшим. Так что основная мысль созвучна мудрости Евангелия: любовь побеждает всё.

Андерсен вслед за древними греками анализирует и взвешивает каждый вид любви. Любовь-эрос воплощена в образе Снежной королевы. Символ её – поцелуй. Снежная королева целует Кая, отчего его сердце становится льдом. Это чудесный образ: эротическая любовь сама по себе, без дружбы – дьявольская страсть. Любовь-стронге, родственная любовь, – это начало добрых дел. Нельзя относиться к родным с пренебрежением. И маленькая разбойница любит беспутную мать, так насколько же заслуживает любви бабушка, которую Кай передразнивает! Герда отправляется на поиски не друга, не жениха, а названого братца.

Любовь-филео, дружба, – основа отношений в сказке. Все сказочные герои, помогающие Герде, становятся её друзьями. Образ этой любви воплощён в принце и принцессе. Это отношения равных. Из всех женихов только будущий принц не смущался и не пресмыкался перед принцессой. Он подчеркнул, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы.

Вершина любви – жертвенная любовь агапе. Так любил Христос человека, так может любить только Бог или человек, чьё сердце наполнено Богом. Так любила Кая Герда.

Мотив жертвенности тесно связан с образом Герды. Первая её добровольная жертва – новые красные башмачки, которые она отдаёт реке, чтобы та сказала, где Кай. Интересно, что Герда так и остаётся босоногой, несмотря на то что принц и принцесса дарят ей тёплые сапоги. Сначала их отбирает маленькая разбойница, а потом забывает отдать финка. Так что жертва должна быть постоянной.

В сказке представлены и формы извращённой любви. Эгоистичная любовь старушки, умевшей колдовать, задерживает Герду, отвлекает её от своего предназначения. Любовь разбойницы к своей дочери слепа, а такая любовь делает детей необузданными и своевольными. Обе героини лишаются объектов своей извращённой любви: Герда убегает, а маленькая разбойница отправляется путешествовать.

Христианские мотивы в сказке

В советских переводах христианские мотивы были выброшены или завуалированы. Трижды в сказке упоминается псалом, который Герда выучила ещё перед несчастьем с Каем:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Смысл этого псалма непонятен, потому что он переведён неправильно. Кажется, что псалом о радостях жизни (и розы цветут, и Рождество бывает) или о Втором пришествии, или о том, что Божий мир прекрасен. Но в оригинале псалом не так беззаботен: «Розы цветут и увядают, но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Это псалом о быстротечности земной жизни, о смерти, которую победил Христос, о ценности вечной жизни по сравнению с земной.

Для Герды этот псалом был утешением. Она ещё в детстве выбрала вечную жизнь. А Кай отступил от этой христианской основы, он любил математику, мудрёные забавы от лукавого. В следующий раз Герд запела псалом во дворце Снежной королевы, отчего Кай избавился от злых чар. Сказка заканчивается тем, что повзрослевшие Кай и Герда поняли смысл псалма. Впрочем, автор не раскрывает этот смысл читателю.

Среди других христианских мотивов – молитва «Отче наш», с помощью которой Герда побеждает войско Снежной королевы и усмиряет ветры. Побеждает она не сама, но легионы ангелов сражаются за неё.

В конце сказки бабушка читает Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное». Собственно, вся сказка – это притча о том, как быть душой детьми.

В Герде даже взрослой остаётся детская непосредственность и человеческая слабость, например, подросшая маленькая разбойница покровительственно треплет её по щеке. Но дело, конечно, не в этом. В сказке детские сердце и душа противопоставлены холодному лукавому разуму. Последнее предложение сказки – скрытая цитата из Библии: «Наступит лето Господне благоприятное». Речь идёт о юбилейном годе, когда всех рабов-иудеев отпускали на свободу. Победа Кая и Герды – это символ победы рабской природы человека над грехом и смертью. Это истинная идея детской сказки.

Сюжет и композиция

Первая история сказки  играет роль экспозиции. Это миф о рождении зла. Вторая история – притча о том, как зло вошло в сердце человека. Следующие 5 историй – этапы борьбы со злом, испытания, которые приводят к воссоединению человека с природой, традициями, Богом и самим собой, это восстановление его целостности. Третья история – испытание забвением в доме старушки, умевшей колдовать, четвёртая – испытание богатством в замке принца и принцессы, пятая – прямая опасность для жизни в замке разбойников, шестая – битва с войском Снежной королевы (метафора сражения христианина с бесами). Седьмая история содержит кульминацию – сражение со злом в себе, и это зло побеждается Божьей любовью. В последней истории содержится и развязка. Как и положено в сказке, добро побеждает зло.

Сюжет «Снежной королевы» напоминает сюжет народной волшебной сказки, отражающей древний обряд инициации – посвящения ребёнка во взрослую жизнь. Андерсен показывает два типа взросления. Взросление Герды происходит через обращение к традициям, общение и социализацию. Кай отрицает ценности предыдущих поколений, но такой путь не позволяет стать полноценным членом общества. Кай так же одинок, как и Снежная королева. Он не может стать взрослым без посторонней помощи. Только любовь близких может помочь такому подростку.

  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена

  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография

  • «Огниво», анализ сказки Андерсена

  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена

  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена

  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена

  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

  • «Соловей», анализ сказки Андерсена

  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена

  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

По произведению: «Снежная королева»

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 48

Х. К. Андерсен. «Снежная королева».
Реальность и фантастика

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • факты биографии Х. К. Андерсена;
  • изучение сказки «Снежная королева»: сюжет,
    герои, идея произведения;
  • работа с понятиями «реальное» и
    «фантастическое».

Тезаурус

Жанр – вид
художественного произведения, например, сказка, басня, баллада, лирическое
стихотворение, повесть, сказание.

Идея –
основная мысль художественного произведения.

Композиция 
построение произведения.

Сюжет – ряд
событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг
жизненных явлений, изображённых в произведении.

Фантастика 
разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных
образов, событий, героев.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб.для
    общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,
    В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. — 303 с.

Дополнительная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5
    кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1— 80 с.
  2. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5
    кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 2— 80 с.
  3. Брауде
    Л. Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.
    Ю. Брауде – М. : Наука, 1979 . – 208 с.
  4. Полухина В. П. Читаем, думаем,
    спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. — 240 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Бекетова М. А. Г. Х. Андерсен. Его жизнь и
    литературная деятельность. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/beketova-andersen/index.htm
  2. Ерхов Б. Андерсен. Русские отражения. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-den/erhov-andersen-russkie-otrazheniya.htm
  3. Макеев С. Взрослые сказки короля. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-den/makeev-vzroslye-skazki-korolya.htm
  4. Паустовский К. Г. Великий сказочник. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-den/paustovskij-velikij-skazochnik.htm
  5. Словарь литературоведческих терминов. http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

«Снежная королева» — литературная сказка. В
отличие от народной, сказка литературная – это «авторское художественное
прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках,
либо придуманное самим писателем <…>; произведение преимущественно
фантастическое, рисующее чудесные приключения <…> сказочных героев
<…>; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль
сюжетообразующего фактора …» (Л. Брауде).

Реальность и фантастика в сказке причудливо
переплетаются. Подберём синонимы к прилагательным «реальный» и
«фантастический». Реальный: действительный, жизненный,
настоящий, истинный, подлинный, реально существующий, достижимый. Фантастический:
нереальный, не существующий в действительности, воображаемый, сказочный,
невозможный, невообразимый, недостижимый, неосуществимый.

Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»
состоит из 7 историй. Переходя от истории к истории, попробуем выявить, какие
герои, события можно отнести к реальности, а какие — к фантастике; определить,
что из мира реальности может противостоять самому фантастическому волшебству и
даже победить злые чары.

В истории первой, «в которой говорится о
зеркале и его осколках», преобладает фантастическое: волшебный персонаж тролль
и его ученики смастерили «…зеркало, в котором все доброе и прекрасное
уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало». Зеркало разбилось, а
его осколки разлетелись по свету. «…Человек <…> с таким осколком в глазу
начинал видеть всё навыворот», «некоторым людям эти осколки попадали прямо в
сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

В истории второй — «Мальчик и девочка» — грань
между фантастикой и реальностью очень тонка. Жизнь Кая и Герды описана
реалистично. На самом деле двое детей могли с радостью проводить время вместе:
летом ухаживать за своими розами, а зимой вместе кататься на санках, по вечерам
слушать истории, которые рассказывала бабушка. Волшебный, фантастический образ
Снежной королевы возникает постепенно. Слова бабушки о снежинках («Это роятся
белые пчёлки») порождают вопрос Кая, есть ли у них королева, ведь мальчик знал,
что у настоящих пчёл королевы бывают. Так возник образ Снежной королевы: её
прекрасное лицо Кай видит сквозь оконное стекло, понимает, что она зовёт его.
Реальное незаметно перешло в фантастическое. К фантастике можно отнести и
попадание осколка волшебного зеркала в сердце Кая, после чего он видит вокруг
только дурное, начинает передразнивать бабушку, соседей. Но разве в реальности
с человеком не могут произойти подобные изменения? Мудрый Андерсен объясняет
грубость и злость Кая воздействием сил зла, а читатель понимает, что в
реальности каждый человек не идеален, в нём есть положительные и отрицательные
стороны; и что возьмёт верх в каждой конкретной ситуации — зависит от него
самого. И, конечно, важно, кто в этот момент окажется рядом, будет ли этот
человек способен прощать, верить в лучшее, бороться, чтоб растопить «ледяное
сердце». Таким человеком для Кая стала Герда. Она твёрдо решила спасти Кая, и
преград для неё не существовало.

В истории третьей, повествующей о «женщине,
умевшей колдовать», много фантастики: колдунья сделала так, что время для Герды
текло незаметно; девочка совсем забыла Кая, и только розы — символ любви и верности
— напомнили ей о её горе, после чего она, несмотря на наступившую за оградой
чудесного сада осень, отправилась на поиски названного брата.

Наиболее реалистичной можно назвать историю
четвёртую – «Принц и принцесса». Здесь все события могли бы произойти на самом
деле, если не считать говорящих воронов, которые проводили Герду во дворец.

В равной степени реальное и фантастическое
переплетаются в истории пятой: «Маленькая разбойница». Когда-то действительно
могли существовать разбойники, которые грабили проезжающие экипажи; среди них
могла быть и маленькая разбойница, у которой могли томиться в неволе дикие
звери и птицы. Это реальное. Но в сказке Андерсена птицы и звери рассказывают
Герде, куда Снежная королева увезла Кая, а северный олень, отпущенный разбойницей,
мчит Герду в далёкую Лапландию, преодолевая огромные расстояния, во дворец
Снежной королевы. Это фантастика.

В истории шестой, «Лапландка и финка», олень
просит, чтобы финка сделала Герду всесильной. И читатель ждёт волшебства. Но
финка отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать… Подумай, ведь
ей служат люди и животные! Она босиком обошла полсвета…». И действительно,
Герда удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого она
выдерживает столько испытаний. Это реальность. Но есть в этой истории и
фантастика: снежное войско преградило Герде дорогу, целый полк снежных хлопьев
мчался ей навстречу. Герда принялась читать «Отче наш», и из тумана,
сгустившегося из её дыхания, возникли ангелы, которые защитили Герду, отразили
атаку снежных страшилищ.

В истории седьмой — «Что случилось в чертогах
снежной королевы…» — всё дышит волшебством: фантастический ледяной дворец и его
хозяйка – Снежная королева, восседающая на зеркале разума, не чувствующий
холода Кай с ледяным сердцем. А противостоит этому «маленькая миленькая Герда».
Увидев неподвижного Кая, она заплакала, её слезы растопили ледяную кору, и
осколок в сердце Кая растаял. В любви, доброте, самоотверженности – сила Герды,
граничащая с фантастикой.

Итак, в сказке «Снежная королева» много
фантастического: в ней есть волшебство, волшебные герои и помощники. Но ещё
больше в ней реального, ведь самые сильные чары можно победить такими реальными
человеческими качествами, как самоотверженность, сила характера, смелость,
искренность, доброта и, конечно, любовь. Все это было у маленькой, верной
своему сердцу Герды, и она победила Снежную королеву.

Теоретический материал для углубленного
изучения

Биография Х. К. Андерсена

Великий датский сказочник Ханс Кристиан
Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в семье бедного сапожника
и прачки. Отец Андерсена был большим книголюбом и мечтателем. Чтоб заработать
денег, он пошёл в солдаты, заменив собой сына богатого крестьянина, а через 2
года умер от чахотки. Мальчику тогда исполнилось одиннадцать. Нужно было
зарабатывать на жизнь, помогать матери. Талантливый подросток не хотел
становиться ремесленником и отправился в Копенгаген, где сумел попасть в
Придворный театр и стал актёром и певцом.  

С молодых лет Андерсен пробовал себя в
сочинительстве, но долгое время безуспешно. Известность ему принёс роман
«Импровизатор».

В 1834 году Андерсен написал несколько
«Сказок, рассказанных для детей», а с 1835 по 1839 год выпустил шесть сборников
сказок. Прочитав их, его друг, физик Эрстед, сказал: «Импровизатор» прославил
вас, сказки сделают ваше имя бессмертным!»

За свою жизнь Андерсен написал почти 200
сказок. Сюжеты некоторых из них Андерсен черпал из датских народных поверий. Но
очень много сказок он придумал сам. Это были необычные истории: во многих из
них не было привычного для сказок счастливого конца, но все они учили доброте,
справедливости, человечности, любви.

Когда 4 августа 1875 года «короля сказок» не
стало, с ним прощался весь Копенгаген, о нём скорбел весь мир.

«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама
жизнь», – писал Андерсен. Это правда: удивительный талант сына башмачника и
прачки был признан не только в Дании, на его родной земле, но и во всём мире.
«Гадкий утёнок» превратился в прекрасного лебедя, ведь в жизни, как и в сказке,
всегда есть место чуду.

Необходимо запомнить

«Бесспорно, самый известный в мире датчанин,
великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен <…> объездил почти все уголки
Европы и даже побывал на Востоке. До России он всё-таки не доехал, но прославился
в ней так широко, как, может быть, нигде. Его книжки для нас всегда — одни из
первых и, вероятно, таковыми останутся. Вот уже более ста лет они неотъемлемая
часть не только нашей детской литературы, но и культурного быта России. Никому
из русских не надо объяснять, что такое «принцесса на горошине», «гадкий
утёнок», «стойкий оловянный солдатик» или «голый король». Эти понятия органично
вошли в язык русской культуры. <…> Андерсен — это тот случай, когда мы,
что-то из иной страны присваивая, не только ничего у неё не отнимаем, но и
добавляем ей какое-то новое качество. <…> Примечательно, что мы должны
благодарить Данию не только за то, что она породила Андерсена, но и отчасти за
его прочное вхождение в нашу культуру

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1.

Выбор элемента из выпадающего списка

Жанр произведения

Выберите слово из списка

Определите жанр произведения «Снежная
королева»

Варианты ответов:

Сказка

Народная сказка

Литературная сказка

Предание

Сказание

При выполнении задания учащийся вспоминает
материал объясняющего модуля, в частности, определение литературной сказки:
«авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное
либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем <…>;
произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения
<…> сказочных героев <…>; произведение, в котором волшебство, чудо
играют роль сюжетообразующего фактора …».

Следовательно, правильный ответ – литературная
сказка.

2.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в
тексте
.

Реальное и фантастическое в истории первой

Впишите пропущенное слово

В истории первой, «в которой говорится о
зеркале его осколках», преобладает ______________: здесь есть и волшебные герои
(тролль и его ученики), и волшебный предмет – зеркало, и волшебство (с помощью
зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось, добро и
зло стали неразличимы).

Варианты ответов

Реальное

Фантастическое

При выполнении задания учащийся вспоминает
признаки волшебной сказки: наличие волшебства, волшебных героев и помощников;
все они сопряжены с понятием «фантастическое» — нереальное, не существующее в
действительности, воображаемое. Следовательно, именно это слово нужно вписать в
пропуск.

Правильный ответ: фантастическое

Проблема художественного экзистенциализма была рассмотрена в кандидатской диссертации И.И. Лукичевой [4]. К числу писателей, отразивших в своем творчестве экзистенциального героя можно отнести Г.Х. Андерсона.

Во многих произведениях этого знакового прозаика и драматурга прослеживаются некие черты драматизма («Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик» и т. д.). Его герои наделены драматической судьбой, сильными эмоциональными переживаниями. (Русалочка была влюблена, но её любовь принесла ей много боли и страданий, в конечном итоге она просто превратилась в морскую пену. Стойкий оловянный солдатик был на столько уродливым, что он думал, что его никто никогда не полюбит).

Следуя предложенной И.И. Лукичевой логике, в сказке «Снежная королева» Г. Х. Андерсона можно выделить несколько типов героев, в частности, «самоотчуждающегося героя» и «познающего героя». К «самоотчуждающимся героям» можно отнести Снежную королеву. Дело в том, что человек в интерпретации экзистенциалистов – творец себя, своей судьбы, а значит, он может воздействовать и менять те обстоятельства, в которых находится. Отчуждение героя от самого себя определяется его пассивностью, неспособностью изменить ситуацию, в которой он оказался. Снежная королева — одинокая, и оттого «ледяная» женщина. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега» [1, с 8.]). К числу «познающего героя» следует отнести Кая, который смеётся над королевой холода и льда. («Пусть-ка попробует! — сказал мальчик. — Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает!» [1, c. 4.]) За это он и получает по заслугам: в его сердце попадает холодный осколок, и он становится злым и надменным, то есть проходит испытание одиночеством. — Ай! — вскрикнул вдруг Кай. — Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!» [1, с. 6]). С тех пор его жизнь полностью меняется. Он превращается в грубого и злого мальчика, способного обидеть кого угодно, даже бабушку, чьи сказки он так любил слушать по вечерам. («А то он дошел до того, что стал передразнивать ее поход­ку, надевать ее очки и подражать ее голосу! Выходило очень похоже и смешило людей.» [1, c. 6-7.]). Кай уезжает с королевой льда в её снежное царство, где ведёт никчёмный образ жизни, не стараясь исправить её. («Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствитель­ным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда.» [1, c. 37.]).

Стремление Кая постичь вечность (герой всё время пытался выложить слово «вечность» из льдинок, но у него не получалось) объясняется его непониманием того, как можно прожить без любви, без чувств, имея только ледяное сердце. Он складывал из ль­дин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, — слово «вечность» [1, c 39.]). Лишившись всех эмоций и привязанностей. Он складывал изо льда геометрические фигуры: они его особенно восхищали. Розы, которые Кай выращивал вместе с Гердой, он топчет, а снежинки с удивлением рассматривает в увеличительное стекло. («Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое! —  Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» [1, с. 7]. «В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первой важ­ности» [1, c. 39.]). Самоотчуждение приводит к самоистреблению, поскольку рождает лишь иллюзию сопротивления обстоятельствам[6].

«Познающий герой» — герой, способный делать выбор, менять обстоятельства. К «познающим героям относится Герда, девочка, которая в одиночестве отправилась на поиски своего брата после того, как его забрала Снежная королева. Её образ контрастирует образу Снежной королевы. Приветливой, доброй и милой она остаётся на протяжении всей сказки. Препятствия, повстречавшиеся на её трудном пути, не сделали Герду злой, не повернули её обратно домой. Переступая через многие не посильные для маленького ребёнка трудности, она становится только сильнее. («Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!» [1, с. 35]). На её пути встречаются и разбойники, и царская семья, и непреодолимый северный холод. Её мужество проявляется и в тот момент, когда даже северный олень не выдерживает всех этих мук, а она всё равно продолжает идти туда, где есть ещё что-то, что может дать ей надежду на спасение брата. («Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами. Тут он спустил девочку, поцеловал ее в губы, и по щекам его покатились крупные блестящие слезы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперед что было мочи.» [1, с. 36]). Она очень любит этого мальчика по-детски чистой любовью.  Это Кай! — обрадовалась Герда. — Так я нашла его! — и она захлопала в ладоши» [1, c. 21.]). На пути за Каем Герда проявляет и милосердие к окружающим, и смелость, и честность, и доброту, тем самым взаимодействуя как с внешним, так и с внутренним миром. Через жизненные трудности происходит нравственное воспитание маленьких героев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудности помогают героям вырасти. («Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели за это время сделать­ся взрослыми людьм.» [1, c. 42.]). Взросление детей проходит через преодоление ими жизненных трудностей, бытовых (экзистенциальных) проблем. Дети становятся старше, когда сталкиваются с теми или иными трудностями. Не смотря на своё внутреннее взросление, Кай и Герда всё же остаются детьми.

Андерсен затрагивает в сказке и проблему Другого, концентрируя свое внимание на исследовании не только на внутренней стороне бытия героя, но и на описании внешней среды обитания[2.]. Чувство дома заложено в человеке изначально. Понятие дома ассоциируется с понятием семьи, любви, с образом женщины. Стремление героя к дому, семье, к любви – это тяга к защищенности, стабильности.

В начале сказки Андерсен описывает дом, в котором царит мир, уют, единение. Все это становится возможным благодаря бабушке Герды. Этот образ мудрой женщины – символ дома. Понятие «женщина», тем более «бабушка», ассоциируется у любого человека с понятием семьи. А где же находится женщина и семья? Конечно, в доме. Дом – это самое чистое выражение породы, которое вообще существует. С рождения его принято называть родным или родительским. Дом и бабушка – это важные экзистенциалы сказки. Но в сказке Андерсена есть образы другого дома — ледяного царства. Это чужой дом, который настораживает пугает, но и вызывает интерес. («Холодно, пустынно, мертво! Се­верное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчи­тать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пус­тынней снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это бы­ло единственное и лучшее зеркало в мире» [1, c. 37.]).

В Библейские времена было принято освящать дома. Освящает дом, конечно, женщина, которая и является хранительницей домашнего очага. Человек обустраивает свой дом в соответствии со своим жизнепониманием, именно этот факт делает дом «своим», родным пространством. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в ком­нату, где все было по-старому: так же тикали часы, так же двигалась часовая стрелка» [1, c. 42.]).

Пространство существования героев строится прежде всего на образах осязания. (тепло — холодно). При прикосновении Снежной королевы к Каю, ему было неприятно и холодно. (« Все еще мерзнешь? — спросила она и поцеловала его в лоб. У! Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Одну минуту Каю казалось, что вот-вот он умрет, но нет, напротив, стало легче, он даже совсем перестал зябнуть» [1, c. 8-9.]). Таким образом, духовное и телесное начало героев существует в неразрывном единстве, стимулируя процесс познания не только собственного внутреннего, но и внешнего миров. Телесность становиться значимой частью бытия героя. Гармоничное взаимодействие всех факторов человеческого бытия формирует истинный уровень познания человека и помогает ему в создании и сохранении этой истинности.

Таким образом, проведенный анализ произведения помогает сделать следующие выводы: во-первых, сказка «Снежная королева» Г. Х. Андерсона даёт разнообразный и обширный материал для выделения методологических особенностей экзистенциальной поэтики. Во-вторых, система тема средств художественного воплощения идей экзистенциализма обладает специфическими свойствами поэтики, что находит своё отражение в особенностях характерологии, сюжета и в структуре текста. В-третьих, в сказке Андерсена можно разграничить два типа героев: «самоотчуждающийся» и «познающий». В-четвертых, экзистенциальные проблемы не остаются неизменными, они трансформируются и наделяются новым иным смыслом.

Итак, Г. Х. Андерсон – писатель, выражающий в своих произведениях актуальный проблемы своего времени. В сказке он затронул проблемы внутреннего и внешнего бытия ребенка. Сказка «Снежная королева» становится источником гуманитарной энергии Проблема в том, что «сегодня мы имеем дело с тем, что гуманитарное образование оказывается перегруженным и уводит человека от главного – от понимания собственной природы и смысла своего существования, то есть перестает быть онтологичным» [5].

Литература:

1.      Андерсон Г. Х. Снежная королева – М.: Оникс. 2002. – 43 с.

2.                  Валеева Е.В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009 — 219 с.

3.                  Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. С. 15-19.

4.                  Лукичева, Ирина Ивановна Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля :Дис. … канд. филол. наук: 10.01.05 Н. Новгород, 2000. — 200 с.

5.                  Фортунатова В.А. Гуманитаризация вузовского образовательного процесса как исследовательская проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-2. — С. 204-210.

6.                  Fando R.A., Valeeva E.V. Conflict harmonization between natural-science and art education. Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th – 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643-646.

7.                  Э. Берн Люди, которые играют в игры. М. – Литур. 1999. – 247с.

8.                  Ж. Годфруа Что такое психология? М. – Мир. 1992. – 212с.

9.                  Бердяев Н. А. О назначении человека. М. – Республика. 1993. -242с.

10.              Леонтьев Д. А. Лекции по курсу «Экзистенциальная психология».: М. – Республика. 2002.

В январские праздники москвичей приглашают посмотреть ретроспективу советских мультфильмов на зимние темы

Кадр из мультфильма «Умка». Режиссеры В. Пекарь, В. Попов. 1969 год

«Москино» предлагает в январские праздники вспомнить сюжеты любимых с детства мультфильмов. Показы пройдут в пяти кинотеатрах сети: «Искре», «Полете», «Сатурне», «Туле» и «Спутнике».

Сеть кинотеатров «Москино» к новогодним праздникам подготовила ретроспективу советских мультфильмов на зимние темы. С 3 по 8 января на большом экране можно будет посмотреть мультипликационные ленты, на которых выросло несколько поколений.

«В программу вошли такие мультфильмы, как “Снежная королева”, “Умка”, “Шайбу! Шайбу!”, “Дед Мороз и лето”, “Щелкунчик”. В каждом из них сюжет связан с зимой или Новым годом. Показы будут бесплатными, для посещения нужно предварительно зарегистрироваться на событие на сайте “Москино”. Там же опубликовано подробное расписание», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

Показы пройдут в пяти кинотеатрах сети: «Искре», «Полете», «Сатурне», «Туле» и «Спутнике». На киносеансы приглашают детей любого возраста и их родителей, а также поклонников отечественной анимации.

Посетителям необходимо соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Заполняемость залов не превысит 50 процентов от общего числа мест.

Новогоднюю программу откроет показ мультфильма «Снежная королева» (1957 год, режиссер Лев Атаманов) в кинотеатре «Искра». Это советская экранизация одноименной сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена, признанная шедевром мировой мультипликации. Согласно сюжету брат с сестрой, пытаясь скоротать морозный зимний вечер, слушали рассказы бабушки о Снежной королеве. Герда испугалась колдуньи, способной наслать вьюгу, и Кай, чтобы успокоить ее, пошутил над повелительницей зимы. Услышав его слова, Снежная королева умчала мальчика в свои ледяные владения и превратила его доброе сердце в осколок льдинки. Герде предстоит спасти брата от проклятья и выручить из плена.

Кадр из мультфильма «Снежная королева». Режиссер Л. Атаманов. 1957 год

Любопытно, что Снежную королеву рисовали способом ротоскопирования с озвучившей ее актрисы Марии Бабановой. Загримированную Бабанову сначала снимали на пленку, а затем полученные изображения покадрово переводили в рисунки. Именно поэтому образ королевы отличается от образов других героев картины. Показ легендарного мультфильма состоится 3 января в 12:00. Также увидеть экранизацию сказки можно будет в кинотеатре «Тула» 6 января в 12:15.

Кроме того, на январских праздниках можно будет посмотреть подборки короткометражных советских мультфильмов. Первая начнется с картины «Дед Мороз и лето» (1969 год, режиссер Валентин Караваев). Дед Мороз накануне Нового года отправился раздавать подарки детям и вдруг узнал от них о лете. Живя на Севере, в крае вечных морозов и снегов, волшебник никогда не видел ни зеленой травы, ни лягушек, ни бабочек. Он всю зиму провел в мечтах о лете и вот возвратился в город, чтобы наконец взглянуть на загадочный сезон своими глазами. Следующим в подборке идет мультфильм «Волчище — серый хвостище» (1983 год, режиссер Галина Баринова). Он повествует о лисе, которая пошла на хитрость, чтобы не делиться с волком вкусной рыбой. Фильм создан по мотивам русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Далее в подборке — мультик «Умка» (1969 год, режиссеры Владимир Пекарь и Владимир Попов). Это трогательная история дружбы белого медвежонка и мальчика. Закончится киносеанс продолжением приключений косолапого малыша — «Умка ищет друга» (1970). Теперь Умке нужно найти своего друга, ушедшего вместе с остальными людьми. Медвежонок отправляется на поиски к полярной станции. Показ короткометражек пройдет в кинотеатрах «Полет» 4 января в 12:00 и «Тула» 7 января в 12:00.

В «Москино» будут транслировать и другую подборку короткометражных отечественных мультфильмов. Киносеансы состоятся 5 января в 12:00 в «Сатурне» и 8 января в 12:00 в «Спутнике». Сначала на большом экране покажут картину «Шайбу! Шайбу!» (1964 год, режиссер Борис Дежкин). В центре событий — зазнайки-хоккеисты и дворовая команда, которые решили сыграть матч. После можно будет посмотреть сказку «Серебряное копытце» (1977, режиссер Геннадий Сокольский). Она рассказывает о старике и девочке-сиротке, которые нашли в лесу козленка с волшебным копытцем, которое может выбивать драгоценные камни.

Последний во второй подборке — мультфильм «Щелкунчик» (1973 год, режиссер Борис Степанцев), снятый по мотивам сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Девушка, убираясь под новогодней елкой, нашла брошенного щелкунчика — игрушку, которой раскалывали орехи. Щелкунчик ожил и поведал ей о своей судьбе: о том, что он на самом деле принц, но королева мышей наложила на него проклятье. Вскоре ему предстоит дать бой мышиной армии во главе с Мышиным королем — выросшим сыном той самой коварной королевы.

«Москино» — учреждение в структуре Департамента культуры Москвы, управляющее сетью из 13 городских кинотеатров. В них ежегодно организуют кинопоказы к памятным датам, проводят фестивали авторского кино, премьерные показы новых фильмов и встречи с известными режиссерами. В синематеке «Москино» хранится около девяти тысяч пленочных копий классики советского кинематографа.

  • Давайте вспомним наши первые истории, которые мы конечно же очень любили и в детстве и любим даже сейчас. Это сказки. Каждая сказка нас обязательно чему либо учит. Мы понимаем на примере героев как можно поступать и как поступать не стоит. Не важно как ты выглядишь, во что одет. Мальчик ты или девочка.
    Сказка пришла к каждому из нас еще в самом раннем возрасте, когда мы читать еще и сами совсем не умели. Готовясь ко сну мы просили прочитать нам историю о колобке или о зверятах которые жили в теремочке маму, бабушку или папу, да и вообще любые родственники нам их читали. Мы любим сказки за то, что там есть чудо и волшебство. Она учит нас быть добрыми и показывает на примере победу добра над злом. У многих историй даже нет автора, но тем ни менее мы их любим за какой-то особый запоминающийся нам момент.
    Сказки известных авторов не менее интересны. Писатель писал от души и хотел передать свою выдуманную историю на бумагу, а потом и читателю передать свои чувства, мысли, да и весь прекрасный сюжет, который выдумал сам. Сказки мы любим в основном конечно же за то, что дали нам прекрасное детство и научили верить в волшебство и чудо. Пожалуй любой из нас научившись читать, читал именно сказки. От сюда и вывод, что сказка это наше детство и за это мы ее любим.

    Сочинение на тему Я люблю сказки потому что они…

    Каждый человек когда-нибудь читал сказки. Кто-то имеет одну любимую, которая и в 10 лет и в 30 и в 40 так и остается ею. Нам читали их родители, пытаясь уложить спать, позже мы читали их сами, дабы вернуться в то прекрасное время, а сейчас просто с детской радостью перечитываем любимые произведения.
    Сказки – это мир, где царит добро и покой. Читая такую литературу можно погрузиться в жизнь героев и разделить все их переживания. Принцессы или рыцари, счастливые герои и непростые ситуации строятся в почти каждой из них.
    Я люблю сказки по многим причинам. Они наполнены глубоким смыслом, которые во многом повторяют жизненные ситуации. Читая их, я могу по максимуму расслабиться и погрузиться в новые переживания. Сказки способны побудить в человеке самое сокровенное.

  • Я очень люблю читать сказки. В них рассказывается об интересных событиях и приключениях, действуют фантастические существа, звери приобретают человеческие черты, используются магические предметы. Чтоб попасть в сказочный мир, нужно иметь богатое воображение. Поэтому сказки развивают нашу фантазию. Без нее не представишь ни волшебную жар-птицу, ни многоголового Змея-Гориныча, ни Бабу Ягу, что летает в ступе. В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Герда из сказки датского писателя Г. К. Андерсена “Снежная королева” преодолела огромное расстояние, невзирая на опасность, в поисках своего названного брата Кая. Казалось бы, что может сделать одна маленькая девочка?
    Но хорошее сердце Герды притягивает к себе других хороших людей и зверей. Ей помогают и лесной ворон и ручная ворона, и принц и принцесса, и северный олень, и лапландка и финка. Даже маленькая разбойница добреет рядом с Гердою. Эта героиня Андерсена учит нас доброты и преданности, доказывает нам, что любовь и мужество сильнее злых чар. Теплое сердце маленькой девочки оказалось более дорогим богатств бездушной Снежной королевы и власти над всем миром.
    В сказках о животных в виде зверей изображаются люди. Посредством образов зверей сказка учит, как не следует делать со своими ближними. В российской народной сказке хитрая лиса выгнала зайца из его избушки, когда ее ледяная растаяла. Но храбрый петушок выселил рыжую из зайчика избушки и осталась она ни с чем. Так лисе и нужно, чтоб не зарилась на чужое добро!
    Сказка учит нас, что справедливость рано или поздно возьмет верх над несправедливостью. Долго пришлось терпеть издевательство мачехи бедной падчерице из немецкой народной сказки “Госпожа Метелица”. И все-таки наступил и им конец. Справедливая госпожа Метелица наградила обеих сестер по заслуге. Хорошую и работящую падчерицу она озолотила, а завистливую и ленивую родную дочь облила смолой.
    Хотя сказки рассказывают о необычных событиях, и в каждой выдумке иметься что-то и от реальной жизни. Яркие сказочные образы помогают нам лучше разглядеть в нашей повседневности добро и зло, правду и несправедливость. Они учат нас быть хорошими, искренними, работящими, предостерегают от скупости и лживости.

  • Сочинение на тему почему я люблю читать русские народные сказки

    Ответы:

    Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней. В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла. Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу. Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

  • Чудесный мир сказки… Я хорошо помню, когда бабушка меня, еще совсем маленькую, своим ласковым голосом приглашала к нему. И я путешествовала по тем прекрасным и неповторимым миром. Представляла себя на месте главного героя или рядом с ним. Болела за Василису Премудрую, восхищалась красотой Людмилы и мужеством Руслана, а также сказочным котом, который ходил по цепи. И, наверное, поэтому я с уважением отношусь к черному озорного бабушкиного кота, считая, что он из сказки А. Пушкина. И даром, что кот ходит совсем не по цепи, а гуляет сам по себе. А мальчики, которые меня окружают, не всегда ведут себя по-рыцарски.
    Я люблю читать сказки, потому что они учат делать добро. Тем более что добро в них всегда побеждает.
    Вот, например, в известной сказке «Золушка» девушку всегда обижала мачеха и сестры. За тяжелым трудом и ежедневными хлопотами она и не мечтала о счастье. Но за свое доброе сердце и терпение Золушка получила награду, о которой мы все знаем.
    А в сказке «Спящая красавица» мачеха-королева была очень красивой. Однако она постоянно стремилась причинить своей падчерицы зло. Поэтому, читая сказку, я не воспринимала красоту королевы. Мне казалось, что ей подошло бы быть старой монахиней, на которую она ради зла временно превращалась.
    Таких примеров можно привести много. Читая сказки, я учусь распознавать жестокость, эгоизм под маской подобострастия, различать добро и зло. Ведь со всем этим каждому из нас еще придется встретиться в жизни. Поэтому будем вооруженными благодаря мудрости, добру и красоте сказки.

  • Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.
    В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла.
    Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.
    Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

    Вместе с сочинением «Моя любимая сказка» часто ищут

    Сочинение по сказке “Как Журавль и Цапля в гости ходили”
    Подвиги барона Мюнхгаузена
    Сила преданной любви и дружбы (по сказке Х.К. Андерсена “Снежная королева”)
    Маленькая разбойница (по сказке X.К. Андерсена «Снежная королева»
    Элементы волшебства и фантастики в сказке А. де Сент-Экзепюри «Маленький принц»
    Категория: Сочинения для 5 класса | Метки: Сказки, Русские народные сказки, сочинение по сказке, Василиса, Волшебные сказки, Кощей Бессмертный, Иван-Царевич
    Популярность темы: 149294 | Оценка: 4.3 | Закладки:
    Всего комментариев: 0

  • Надо придумать сочинение на тему почему я люблю читать народные сказки. объем сочинения 20предложений

    Ответы:

    Я очень люблю читать русские народные сказки. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней. В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, то они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрелу поймала лягушка. Иван-царевич сначала расстроился, а потом взял в жены лягушку. Когда царь-отец решил проверить своих невесток, лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царь был доволен ее подарками. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и сказала: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!» А затем она исчезла. Пришлось Ивану-царевичу искать Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. А затем звери помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу. Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так кончилось царство Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили долго и счастливо.

  • Чем герасим отличается от остальных героев рассказа муму
  • Чем заканчивается рассказ андреева большой шлем
  • Чем важны сказки для детей
  • Чем бытовые сказки отличаются от волшебных сказок и сказок о животных
  • Чем важна для нашего времени история жизни петра и февронии сочинение рассуждение